Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионельного  образования 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экономическая теория» 

    на  тему: Теневой сектор Российской экономики: природа, формы, последствия. 

                                                
           
           
           
           
           

                                                                         
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы теневой экономики…………………..…………………...........4
       1.1 Теневая экономика как экономическая категория….............................4
       1.2 Формы теневой экономики…….............................................................11
            1.3 Факторы развития теневой экономики…………….........…………….16
    Глава 2. Масштабы  и динамика развития теневой составляющей в
                    российской экономике и за рубежом.............................................................19
                2.1 Динамика и тенденции развития теневой экономики в России .........19
                2.2 Масштабы развития теневой экономики за рубежом……….……….28
Глава 3.  Социально – экономические последствия теневой
                 деятельности …………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….........38
Список  литературы…………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Актуальность  темы исследования. Проблема «теневой» экономики, охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Удельный вес и влияние теневого  сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.
         Сам термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа. Западные специалисты еще в 60-е годы, когда в СССР восхищались преимуществами «развитого социализма» и «экономной экономикой», всерьез заинтересовались стоящим за ними явлением.
          «Теневая» экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
     Во  всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут  различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
     Именно  поэтому данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
     Цель  курсовой  работы: а)  рассмотреть основы теневой экономики; б) рассмотреть масштабы  и динамику развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом; в) выявить социально – экономические последствия теневой деятельности.
       Реализация поставленных в работе целей обусловила решение следующих задач: а) раскрыть сущность «теневой экономики»; б) рассмотреть формы теневой экономики; в) раскрыть факторы, способствующие  развитию теневой экономики; г) охарактеризовать развитие теневой экономики в России; д) рассмотреть масштабы развития теневой экономики за рубежом; е) раскрыть социально – экономические последствия теневой экономики.
     Проблема  отражения теневой экономики в данных официальной статистики в последние годы вызывает повышенное внимание на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения.
      Значительные  объемы неучтенной экономической деятельности существенно влияют на объем, структуру и согласованность макроэкономических данных, и в первую очередь ВВП и его компонентов, а различия в охвате и подходах к оценкам теневой деятельности могут приводить к несопоставимости макроэкономических показателей развитых стран. Поэтому учет ненаблюдаемой экономики и его унификация являются важной проблемой национального счетоводства.
     Основное  внимание обращено на исследование общественно  опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).  
 

     Объектом  исследования является теневая экономика на территории Российской Федерации.
     Предмет исследования – составная частичная методологические оценки масштабов теневой экономики.
     Теоретической и методологической основой исследования послужили труды  отечественных и  зарубежных экономистов  и статистиков  по проблемам изучения теневой экономики, методология и  материалы Госкомстата  России.
     Практическая значимость курсовой работы: Материалы могут быть использованы:
     - общественными организациями  для оценки экономического  потенциала страны;
     - научными коллективами  при совершенствовании  методов измерения  теневой экономики;
     - в учебном процессе  при подготовке специалистов экономического профиля и т. д.
     Структура курсовой работы:
     Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
     Во  введении обоснована актуальность темы курсовой, определены цели, задачи, предмет и объект исследования, показана практическая значимость работы и т. д.
     В первой главе раскрыты основы теневой экономики.
     Во  второй главе обозначены масштабы и динамика развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом.
     В третьей главе  раскрыты социально  – экономические последствия теневой деятельности.
     В заключении обоснованы все выводы по данной теме.
     Список  литературы состоит  из всех источников информации, которые были использованы при исследовании темы такие как, законодательные акты РФ, учебники и журналы, посвященные экономической тематике.  

Глава 1. Основы теневой экономики 

1.1 Теневая экономика  как экономическая  категория
       В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами.
     «В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Рассмотрим основные подходы к определению интересующего  понятия. Наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.
     При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.
     Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.
     В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.
     Особенностью  экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.
     На  уровне глобальной экономики рассматриваются  международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).
     На  макроуровне анализируются теневая  экономическая деятельность с точки  зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.
     На  микроуровне внимание концентрируется  на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.
     Институциональный уровень анализа ставит в центр  социально-экономические институты  теневой экономики, то есть систему  формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.
     Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.
     В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.
     В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль)». [4, с. 124 -133]
      «По определению В. Исправникова, теневая экономика – это экономика, функционирующая вне правого поля. Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основную функцию средств платежа несут наличные деньги, особенно иностранная валюта.
      По  мнению В. Ю. Катасонова, теневая экономика – это сфера хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер». [5, с. 67.]
      Теневая экономика – это не столько  совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько  сложная синтетическая система  социально – экономических явлений, осуществляющихся особым – криминальным – образом.
            «Теневая экономика обладает следующими системными свойствами: а) всеобщность; б) целостность; в) связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества; в) структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т. е. способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; г) способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, ограниченному включению в мировые экономические связи (посредством, например, широкого использования оффшорных компаний организованными структурами, функционирующими в теневой экономике); д) целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения целей функционирования (особенно в наиболее опасном секторе теневой экономки – в нелегальном, или криминальном, бизнесе); е) наличием в одном целом двух противоположных начал – конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор)». [7, c. 199 - 207]
     Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально – экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны.
     Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контролируемых, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.
     Можно выделить пять основных стадий эволюции теневой экономики: зарождение, развитие, зрелость, упадок и гибель, которые отражают  особенности, как самой теневой экономики, так и экономической системы, в рамках которой она функционирует.
     В тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе и погибает только вместе с ней и государством. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм (наркотики, бизнес на проституции, торговля людьми и человеческими органами, нелегальный оборот радиоактивных материалов и оружия массового поражения и другие деструктивные виды экономической деятельности).
     К числу основных преступлений  теневой экономики России, относят  злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупция, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковской деятельности и т. п.
      «Экономико-правовой анализ позволяет в качестве наиболее криминогенных зон в теневой сфере выделить:
    денежное обращение, криминализация которого наиболее опасна для  общества, поражает все звенья экономической системы;
    отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимость в городах, в производстве дерева и стройматериалов, строительстве, сельском хозяйстве, земельных отношениях, а также в области защиты прав физических и юридических лиц;
    внешнеэкономическую деятельность, используемую не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющуюся самым эффективным способом вывоза незаконного экспорта капитала за границу через криминальные структуры экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегических, что подрывает позиции страны на мировых рынках;
    потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной, практически полностью контролируемый криминалом, жестко квотирующим долю продаж, регламентирующим цены и взимающим налоги на доходы в виде как доли от участия в капитале, так и прямых платежей за право на торговлю».   [8, с. 35]
      «По мнению Л. Я. Драпкина, можно выделить следующие основные признаки теневой экономики: а) неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности  теневой экономики государственными органами, в том числе налоговыми службами; б) незаконный характер деятельности, в том числе совершение преступлений повышенной общественной опасности (профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов для занятия проституцией и др.); в) легализацию (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику; г) направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах  государственной власти, в том числе в различных правоохранительных структурах.
     Рассмотрим  классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям.
   1) В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность: а) производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта; б) перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.
   2) По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику. Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников (особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы).
     3) Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим: а) теневой рынок; б) неформальную экономику; в) властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
     По  видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют: а) теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг; б) на рынках инвестиционных товаров; в) на финансовых рынках; г) на рынке труда; д) других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
     Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие: а) получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска; б) осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.
     Таким образом, экономическая роль теневой  экономики состоит в том, что она собирает под единым (криминальным) контролем значительные обезличенные финансовые и производственные активы
     Несмотря  на предпринимаемые в последние  годы меры, ожидаемых существенных позитивных сдвигов в нейтрализации  теневой экономики пока не произошло. Преступность,  в том числе коррупция, в экономике по – прежнему негативно влияет на экономические реформы, разрушает хозяйственную и финансовую систему страны». [10, c. 328 - 360] 
 
 
 
 

1.2 Формы теневой экономики
    «Главными и наиболее типичными формами “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока:
    1) Законная деятельность по производству  товаров в домашних хозяйствах  и ими же потребленных, не подлежащая  официальному регистрированию и  налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах).
    2) Законная деятельность, которая  в целях уклонения от уплаты  налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без  соответствующих лицензий. Этот  вид “теневой” экономической  деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть “теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;
    3) Нелегальная деятельность, представляющая  собой запрещенные законом производство  и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид “теневой” экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.
    Госкомстат  России учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой”  экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть “теневой” экономики можно называть неформальной экономикой». [11, c. 150-154]
     «Неформальная экономика. Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
     Домашняя  экономика представлена сферой общественно - необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
     Признаками  домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
     Общинная  экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.
     Общинная  экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней  за пределы семьи. Если обмен благами  в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
     Признаками  общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.
     Данные  сектора, возможно, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера.
     Незаконная  экономика. Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой». [12]
     «А.Нестеров и А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: «…криминальная экономика - это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования «прорех» в законодательстве.
     Криминальная экономика включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность).
     В составе криминальной экономики  могут быть выделены следующие элементы: а) незаконные экономические отношения  в сфере легальной экономической  деятельности (экономическая преступность); б) скрытая экономика - разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств; в) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального разрешения; г) сфера нелегальной (неформальной) занятости; д) сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный рыночный спрос; е) сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность); ж) сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель данного вида деятельности - силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений; з) сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности; и) незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности; к) незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.
    Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью. Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь». [10, c. 328 - 360]

1.3 Факторы развития теневой экономики

     «Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие: 1) чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки; 2) чрезмерная регламентация экономической деятельности; 3) значительные масштабы государственного сектора в экономике.
     Относительно  новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.
     Эти детерминанты (факторы) относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.
     Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики  и криминальной экономической деятельности оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).
     Из  числа детерминант (факторов), оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие: 1) диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики; 2) бартеризация экономики; 3) структурные диспропорции в экономике.
     Рассмотрим  основные детерминанты более подробно.
1) Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки. Тяжесть налоговой нагрузки - данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.
     Деформация  налоговой политики и тяжесть  налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики  и ее криминализации. Это проявляется в следующем. Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.
       Налоговая система препятствует  экономическому росту и побуждает  экономических агентов выбирать  экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения.
     Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в  структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3. Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов.
2) Чрезмерная регламентация экономической деятельности. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства: а) запрет на обращение каких - либо товаров или услуг; б) административное вмешательство в процесс ценообразования; в) чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
     Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
     В сфере сбыта стремятся нейтрализовать меры по контролю над ценами, нормированию продуктов, ведению обязательных поставок государству, установлению импортных квот или запретов на экспорт.
     На  финансовом рынке ведутся поиски путей обхода мер по ограничению  норм ссудного процента и ужесточения  контроля над кредитными операциями. При установлении государством экономически необоснованных валютных курсов и введения контроля над вывозом капитала есть стремление найти решения, позволяющие действовать вопреки регламентации, в частности, путем завышения стоимости товаров при их импорте и занижения - при экспорте.
     Административное  вмешательство в  процесс ценообразования проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.
     3) Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
     Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим  фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.
       Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
     Неправовой  характер экономических реформ. Формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами». [6, c. 22-25] 
 

Глава 2. Масштабы  и динамика развития теневой составляющей в российской экономике и за рубежом
     2.1 Динамика и тенденции  развития теневой  экономики в России
          В период наиболее явного роста криминальных процессов в экономике (начиная с середины 80-х годов XX в.) этот рост происходил на фоне ослабления государственного контроля.
       К 1989 г. в экономике СССР  доля объема «теневой» экономики  РСФСР составляла 12%,
     Объемы операций в 2004 году в теневом секторе экономики на юге России в 30%, а в среднем по России — в 19%. По оценкам экспертов, процент по югу России значительно выше. Госкомстат уже не первый год оценивает теневой сектор российской экономики в 20-25% ВВП, а число занятых в "сером" секторе — в среднем 13% населения, а в сельском хозяйстве — 27%. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, бюро экономического анализа и Всемирного банка, объемы операций в теневом секторе российской экономики доходят до 50% ВВП. В сентябре 2005 года главными проблемами юга России "коррупцию и клановость" это значит, что "местные рынки монополизированы, фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции, прямо говоря, коррумпируются".  
Ущерб от теневого обращения средств только по югу России в 2004 году составил около 50 млрд руб. В то же время финансовая помощь и дотации из федерального бюджета всем субъектам ЮФО составили около 47 млрд руб.

     Для сравнения в странах ЕС обороты теневого сектора экономики оцениваются в 5-20% ВВП. Такие же показатели были характерны для теневого сектора экономики и в СССР в конце 70-х. Сейчас оценки масштабов теневого сектора экономики РФ более сопоставимы с оценками для развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Традиционно значительную лепту в оценку теневой экономики вносили юг России и Северный Кавказ. [14, с 68 – 70]
       «Функционирование хозяйственного комплекса, заложившее основы современного состояния, происходило под воздействием факторов, сформировавшихся под влиянием: а) потерь управляемости государственной собственностью; б) проведения налоговой реформы, ориентирующей механизм налогового регулирования на достижение кратковременных фискальных целей; в) общего спада производства во всех отраслях экономики; г) постоянного дефицита сырья, топлива, энергии и т. п., в ряде случаев утраты собственных оборотных средств, являющихся одной их основных причин остановки производства и сокращения выпуска продукции; д) кризиса сбыта продукции из-за широко проникновения на отечественный рынок импортных товаров и прогрессирующей потери отечественными  производителями внутреннего рынка; е) усиления структурного кризиса в отраслях материального производства; ж) продолжающегося снижения инвестиционной активности, вызванного резким уменьшением бюджетных, прежде всего, централизованных, инвестиций за счет средств федерального бюджета; з) критически низкого уровня использования производственного и научно – технического потенциала; и) разрыва хозяйственных связей между предприятиями и регионами; к) сохранения высокого уровня инфляции до 1999 г.;  л) сохраняющегося роста денежной эмиссии/
     Эти негативные факторы были мультиплицированы  криминальными процессами, что в  последнее десятилетие приобрело  характер устойчивой криминальной тенденции.
     Криминальные  тенденции в экономике России в настоящее время достигли этапа, когда отраслевые и территориальные сферы влияния, служащие базой для получения крупных доходов от теневой и связанной с ней легальной деятельности, оказались практически полностью поделены между организованными преступными группами (ОПГ).
     Предметом особого влияния криминальных процессов  является деятельность естественных монополий.
     Основу  экономики составляет топливно – энергетический комплекс, обеспечивающий 40% национального дохода и более 60% валютных поступлений. С самого начала реформ преступные формирования буквально ринулись в хозяйственно – финансовую деятельность предприятий ТЭК.
     Снижение  объемов добычи нефти и одновременный  рост экспорта спровоцировал обострение борьбы между преступными формированиями. Возросла конкуренция между экспортерами, участились случаи взяточничества и коммерческого подкупа при принятии решений о реализации энергоносителей.  По оценкам специалистов, до 70% выставленных на конкурс ценных бумаг попадает в руки заранее определенного круга лиц.
     Аналогичные процессы происходят в угольной отрасли. Наиболее серьезное криминальное положение сложилось в четырех основных угледобывающих регионах России – Ростовской, Кемеровской областях, Приморском крае и Республике Коми. Анализ уголовных дел показывает, что в этих регионах большое число фирм – посредников, через которые осуществляется весь сбыт угля. В состав учредителей или руководителей этих фирм входят ближайшие родственники и члены семей руководителей угольной отрасли и шахт. На расчетных счетах таких фирм  зачастую оседают денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на поддержку угольной отрасли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.