На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура и стадии административного процесса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Содержание 

1. Общая характеристика  административного процесса…………………3
1.1 Понятие и  основные черты административного  процесса…………...3
1.2 Принципы административного  процесса……………………………...8
2. Структура  и стадии административного процесса……………………14
3. Список литературы……………………………………………………...19 
 
 
 
 
 

 

     1. Общая характеристика  административного  процесса 

     1.1 Понятие и основные  черты административного  процесса 

     С юридических позиций процесс  своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных  правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических  результатов, предполагаемых диспозицией  нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.
     Данная  функция составляет прерогативу  субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач  и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.
     При характеристике административного  процесса, прежде всего, необходимо учитывать  общие качества, присущие этим двум направлениям его практического  воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся  в прямой зависимости от основного  признака процесса в его юридическом  понимании, а также органически  связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят  свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т.п.).
     Действующее российское законодательство и подзаконные  административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической  основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса. Нормативно-правовой материал, существующий в настоящее  время, который позволяет объединить любые управленческие действия под  эгидой административного процесса; единые правила совершения таких  действий в большинстве случаев  отсутствуют, хотя значимость их бесспорна. Действительно, должны существовать общие  правила, например, разработка административно-правовых актов, как нормативных, так и  индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных  и прочих полномочий, реализуемых  субъектами исполнительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно  к конкретным управленческим действиям  конкретных исполнительных органов, причем далеко не во всех случаях. Содержаться  они в разрозненных, нескоординированных  правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный  подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельство  того, что административно-правовое законодательство в совершенном  и универсальном варианте пока еще  отсутствует. Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Последний административный кодекс прямо связан с укреплением правовой базы государственно-управленческой деятельности, механизмом реализации задач и функций исполнительной власти.
     Таким образом, данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций, осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его широкий диапазон, не позволяющий получить конкретизированное представление о его подлинном содержании, тем более – его типизированное правовое оформление.
     При наличии заметно расходящихся суждений об административном процессе, становится необходимым краткий анализ наиболее существенных свойств процесса, как сложного правового явления, объединяющего три составные части, три разновидности – гражданский административный и уголовный процессы. То обстоятельство, что упомянутые разновидности объединяются единым термином «процесс», свидетельствует о наличии у них каких-то общих свойств, в равной мере распространяющихся на каждый из видов процесса. Однако, как известно, диалектика общего с необходимостью, предполагает одновременное существование его в форме особенного, как считает В.Д. Сорокин. Следовательно, общее для процесса как правового явления проявляется в особенном, свойственном уже для каждого вида процесса и порождающем его специфические качества.
     Рассмотрим: какими же общими свойствами обладает процесс как юридическая категория?
     Во-первых, взятый в целом, процесс есть определенное выражение государственно-властной деятельности. Иначе говоря, процесс  – это специфический способ осуществления государственной власти. Неразрывная связь с государством – таково одно из важнейших свойств процесса. Разумеется, процесс предполагает участие в его осуществлении и общественных организаций, однако основу его составляет деятельность компетентных государственных органов.
     Если  перейти от общего к особенному, то есть к отдельным видам процесса, то здесь на первый план выступит тесная связь всех трех видов процесса с такими формами деятельности государства, как правосудие и государственное управление. Связь эта выражается в том, что правосудие как форма деятельности государства реализуется посредством уголовного и гражданского процессов, государственное управление – посредством административного процесса. Форма деятельности государства в данном случае выступает, как явления первичные по отношению к соответствующим разновидностям процесса и, следовательно, особенности этих форм определяют и особенности тех или иных видов процесса.
     Во-вторых, процесс – это динамическое понятие, во всех случаях означающее деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид процесса – гражданский, уголовный, административный – представляет собой деятельность определенных государственно-властных органов, посредством которой решаются задачи правосудия и государственного управления. Поскольку задачи названных форм различны, то и способы их осуществления посредством тех или иных видов процесса отличаются определенной спецификой.
     В-третьих, основное свойство процесса заключается  в том, что это не любая деятельность, а исключительно юридическая. Следовательно, имеются основания рассматривать  конкретный вид процесса как правовое выражение данной формы деятельности государства.
     Правовая  природа процесса (гражданского, уголовного и административного) выражается прежде всего в его социальном назначении, в том чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права. Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.
     Однако  одной юридической цели еще не достаточно для полной характеристики правовой природы процесса. Поскольку  любой вид процесса предназначен для реализации социальных правил, установленных государством, материальных правовых норм, постольку он может  быть только юридическим порядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно заметить, что сам процессуальный порядок  деятельности устанавливается и  регулируется при помощи специальных  юридических правил – процессуальных норм права – гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.
     В-четвертых, принципиальное значение имеет и  то, что все разновидности процесса представляют собой юридически результативную деятельность, посредством которой  только и может быть достигнут, требуемый в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел, юридический результат.
     Таким образом, административный процесс  следует рассматривать как порядок  разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными  органами (а в предусмотренных  законом случаях и другими  субъектами), как деятельность, в  ходе осуществления которой возникают  общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального  права.
     Характерные черты административного процесса состоят в следующем: административный процесс связан с государственным  управлением в узком смысле. Однако в содержание административного  процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь ее чисто юридические виды, реализуемые в правовых формах; административный процесс связан с материальным административным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса, происходит разрешение индивидуально конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Решить индивидуально конкретное дело – значит, применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.
     Применение  норм административного права – очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат.
     Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного  права.
     Границы административно-процессуальной деятельности определяются рамками административного  процесса и разрешают не все индивидуальные дело, а только определенные, на которые  распространяется установленный административно-процессуальными  нормами процессуальный порядок. Поэтому  различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований  относить к административному процессу.
     Административный  процесс не относится к числу  административно-правовых форм государственного управления, так как поглощается  по своему юридическому содержанию такой  формой, как издание индивидуальных правовых актов.
     Применение  норм административного права осуществляется в порядке, урегулированном нормами  административного права. В соответствии с этими нормами органы государственного управления разрешают подведомственные им дела. Например, административно-процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб  граждан, порядок разрешения организационных  дел в аппарате управления, порядок  применения мер административных взысканий  и др.
     Административный  процесс – это не только определенная процедура применения соответствующих норм права в сфере государственного управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права. Под воздействием этих норм названные отношения приобретают характер административно-процессуальных правоотношений.
     Таким образом, административный процесс, подобно  процессам гражданскому и уголовному, состоит из двух элементов, в равной степени регулируемых нормами административно-процессуального  права – деятельности органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и отношений между участниками этой деятельности. 

     1.2 Принципы административного процесса 

     Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления.
     Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции  РФ. Его сущность состоит в том, что применение норм материального  права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом  соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами, т.е. в административном процессе законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права.
     Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями  участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить.
     Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это  противоречит интересам охраны государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения  безопасности участвующих в деле лиц. Участникам процесса предоставляется возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами, представлять доказательства. К участию в административном процессе могут привлекаться представители общественности, прессы. Многие решения оглашаются публично.
     Принцип ведения дела на национальном языке  означает, что процесс ведется  на русском языке или на языке  республики, автономной области, автономного  округа или на языке большинства  населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется  процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства на родном языке через  переводчика. Соблюдение этого принципа особенно важно для иностранных  граждан и лиц без гражданства.
     Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Согласно этому принципу должностные  лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного  акта (решения), несут дисциплинарную или иную ответственность. В административном процессе в качестве его субъектов (участников) выступают:
     – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства,
     – государственные органы, предприятия и учреждения,
     – государственные служащие,
     – служащие общественных объединений.
     Граждане  России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного  процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:
     – лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнения обязанностей,
     – стороны административного спора, заявившей в органе требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование о нарушении или оспаривании ею прав заявителя,
     – третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон,
     – уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством,
     – лица, привлекаемого к административной ответственности,
     – потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб,
     – лица, защищающего права и интересы других лиц,
     – свидетеля, переводчика, эксперта.
     В каждом из перечисленных случаев  правовой статус гражданина как участника  административного процесса имеет  свою специфику, которая обусловлена  той ролью, которую выполняет  гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права  и обязанности, признавая за гражданами административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
     Государственным органам принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или  иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).
     Государственные предприятия, учреждения, объединения  и другие юридические лица по тем  же основаниям, что и государственные  органы, могут быть участниками административного  процесса.
     Общественные  объединения и иные негосударственные  организации могут выступать  в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего административное дело в связи с  осуществлением своих функций; стороны  административного спора; третьего лица; организации, защищающей права  и интересы других лиц.
     Государственные служащие, будучи субъектами административного  процесса, могут выступать в качестве: должностного лица, разрешающего управленческое дело; должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с  осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим  право на его разрешение; стороны  административно-правого спора; представителя  государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого  к дисциплинарной или административной ответственности. 

 

      2. Структура и  стадии административного  процесса

 
     Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и  признакам.
     Административные  процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые  называются также видами административного  процесса. Каждая группа производств  имеет сходство процессуальной формы  и юридического результата, некоторые  общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак  – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.
     Административно-правотворческие  производства – деятельность субъектов  публичного управления по принятию нормативных  административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат  – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:
    по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
    по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
    по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
    по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
    по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
     Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:
    регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
    лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
    производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
    производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
    производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
     Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства
    по делам об административных правонарушениях;
    дисциплинарное производство;
    по административным жалобам граждан;
    производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
    контрольно-надзорные производства;
    оперативно-розыскное производство;
    производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.).
     Административная  деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные  отклонения, она подчиняется определенному  ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект  власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный цикличный  характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.
     Важной  особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.
     Стадия  – это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения (промежуточные, окончательные), совершаются разные действия.
     Анализ  административных процессов позволяет  сделать вывод, что в них имеются  как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного  акта, исполнение правового акта.
     Первая  стадия процесса – анализ ситуации, необходимый для подготовки решения (об утверждении, награждении, наложении взыскания, приеме, выделении и т.д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготовки проекта решения.
     Акт принимается, если есть фактические (объективная  потребность) и юридические основания. Около половины из общего их числа  издаются по инициативе их авторов. Последние  часто выступают «переводчиками»  законов и актов вышестоящих  органов, конкретизируя их с учетом местных условий либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о  призыве и т.д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.
     В ходе анализа ситуации выясняются фактическое  положение дел, проблемы, возможные  варианты их решения. При составлении  проекта избирается один из возможных  способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.
     Вторая  стадия – принятие решения – тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса. Большинство же правовых актов издается единолично, а значит, главное на этой стадии – изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.
     Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его окончательное  редактирование, подписание административного  акта, присвоение акту порядкового  номера и т.д.
     Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц – начало стадии исполнения. Это делается путем персонального ознакомления (устно, путем высылки, вручения копий, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.