На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ эффективности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 

     Введение

       Традиционно одной из основных целей государственной  экономической политики является создание и поддержание макроэкономического  равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии  равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей. Такая же цель стоит перед экономической политикой Российской Федерацией в настоящее время. В официальных документах Правительства РФ, а также Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию утверждается, что "основной целью экономической политики государства в настоящее время и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности".
       Особенностью  текущего момента является то, что современная мировая экономика все более полно переходит в качественно новое состояние, обозначаемое термином "глобальная экономика". Эксперты МВФ определяют этот феномен, как "растущую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря быстрой и широкой диффузии технологий". Финансовые и товарные рынки отдельных стран стали полем деятельности не только национальных участников, но и зарубежных. Этому способствует либерализация национальных рынков; допуск нерезидентов на национальные валютные и фондовые рынки и непосредственное участие последних в экономической деятельности страны наравне с резидентами; дерегулирование рынков посредством отмены ограничений для отдельных категорий участников на осуществление тех или иных операций и т.д.
       Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
       В соответствии с названной целью  в были поставлены следующие основные задачи:
       1. определение соответствия существующих  концепций макроэкономического  равновесия особенностям современных  макроэкономических систем;
       2. анализ взглядов на эффективность  государственной политики и критерии  ее эффективности;
       3. исследование процесса установления  макроравновесия в открытой экономической  системе; 
       4. приложение полученных результатов к анализу макроэкономического состояния России и оценке эффективности экономической политики;
       7. разработка рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования.
       Объектом  исследования являются факторы и  методы достижения и поддержания  макроэкономического равновесия национальных экономик в период глобализации.
       Предметом исследования выступают методы и  инструменты теоретического аппарата исследования макроэкономического равновесия.
       Методологической  базой исследования послужили теоретические  концепции макроэкономического  равновесия. Методика исследования основана на использовании диалектического  и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, математическое моделирование, анализ и синтез, группировки, сравнения и др. При изучении фактического материала применялись методы экономико-статистического и математического анализа.
 

Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности

     1.1 Основные модели  макроэкономического  равновесия

       Равновесие  как экономическая категория  означает состояние соответствия спроса и предложения, характеризующегося полной реализацией произведенной продукции и максимально возможным при данных условиях удовлетворением интересов продавцов и покупателей. Состояние равновесия обеспечивает функционирование экономики максимально эффективно и с наименьшими издержками, так как означает то, что все произведенное предложено к продаже, а все предложенное к продаже - раскуплено.
       Поэтому ключевой задачей макроэкономики является достижение макроэкономического равновесия — обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос будет равен совокупному предложению.
    Классическая  модель равновесия
       Экономисты-классики считали, что рыночная экономика  самостоятельно справляется с эффективным  распределением ресурсов и их полным использованием. Способность рыночной экономики к саморегулированию обеспечивает нужный уровень производства и занятости автоматически (хотя иногда могут возникать нарушения в экономике, связанные с войнами, засухой, политическими переворотами). Поэтому полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшая экономическая политика государства — невмешательство в экономику. .1
       Классическая  теория строится на положении, что уровень  доходов всегда достаточен, чтобы  купить продукцию, созданную при  полной занятости. Часть доходов  может сберегаться, поэтому эта часть не найдет отражения в спросе. Сбережения вызовут нарушения в потоках дохода — расхода, приведут к недостаточности потребления. В результате налицо непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение доходов. Следовательно, сбережения усложняют проблему достижения макроэкономического равновесия.
    Равенство сбережений и инвестиций, по мнению классиков экономической науки, гарантирует существующий в рыночной экономике денежный рынок. Потребители  будут сберегать доход в том  случае, если кто-то им за эту бережливость будет платить процент. Чем больше ставка процента, тем больше сбережения. Этот процент будут платить предприниматели-инвесторы, которые используют сбереженные деньги на расширение и обновление производства.
    Отсюда  классики делают вывод, что на денежном рынке устанавливается равновесная цена на деньги — равновесный процент, при котором количество сбереженных денег равно количеству инвестируемых денег. Если сбережения будут больше инвестиций, то ставка процента упадет и появится новое равновесие.
    Графическое изображение теории равновесия представлено на рис. 1.
    Рис. 1. График классической теории макроэкономического равновесия
    

    Кривая  совокупного предложения вертикальная, она отражает только объем производства. Совокупный спрос обычно стабилен, но если он сокращается, то снижаются  цены.
    Таким образом, в классической теории макроэкономического равновесия совокупный спрос стабилен. Даже если он и понизится, то эластичность цен и заработной платы обеспечит работу рыночного механизма, с помощью которого поддерживаются объем производства и естественный уровень безработицы. Поэтому макроэкономическая деятельность государства излишня.
    Кейнсианская  модель ОЭР
    Классическая  теория макроэкономического равновесия господствовала в экономической  науке до 30-х годов, т. е. до тех  пор, пока английский экономист Дж. Кейнс не опубликовал работу “Общая теория занятости, процента и денег”, которая произвела настоящую революцию в экономической теории.
    Критика Кейнсом классической теории равновесия касается двух моментов.2 Во-первых, вызывают сомнения основные взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Между инвестициями и сбережениями существует несоответствие, так как субъекты сбережений и инвесторы — разные группы, поэтому и решения о сбережениях и инвестициях принимаются различными группами лиц.
    Во-вторых, экономика развивается не так  гладко, как представляют классики; нет эластичности соотношения цен и заработной платы. Это объясняется тем, что в рыночной системе постоянно проявляется несовершенство рынка в виде существования монополистов-производителей и сильных профсоюзов, оказывающих воздействие на рыночные процессы. Поэтому есть реальная возможность противостоять падению цен (со стороны монополистов) и заработной платы (со стороны профсоюзов).
    Графическое изображение кейнсианской теории макроэкономического  равновесия представлено на рис. 2.  
 
 

    Рис. 2. График кейнсианской теории макроэкономического равновесия
    

    Как видно на рис. 2, кривая совокупного предложения горизонтальная, так как цены неэластичны в сторону снижения. Совокупный спрос изменчив, реальный объем производства снижается.
    Главным и постоянно действующим фактором, определяющим величину потребления  и сбережений, является доход после уплаты налогов (располагаемый доход).
    Второй  компонент совокупных расходов составляют инвестиции. Величина инвестиций зависит  от двух главных постоянных факторов — ожидаемой нормы чистой прибыли  и реальной ставки процента.
    Следовательно, расходы на потребление и инвестиции, которые определяют величину совокупного спроса, нестабильны. А неустойчивость совокупного спроса вызывает дисбаланс в рыночной экономике.
    Для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия совокупный спрос должен быть “эффективным”. По определению Кейнса, “эффективный спрос” состоит из затрат на потребление и инвестиции. Поддерживать эффективный спрос Кейнс предлагает с помощью мультипликатора, который связывает прирост эффективного спроса с приростом инвестиций. Каждая инвестиция превращается в индивидуальный доход, часть которого идет на потребление, а другая часть сберегается. В результате прирост эффективного спроса (национального дохода, всех расходов) становится умноженной величиной прироста первоначальной инвестиции.
    Поскольку снижение доли потребления в совокупном доходе естественно и вечно, надо поддерживать другой компонент совокупного дохода — инвестиции. Это может сделать государство. Поддерживая частные инвестиции путем налоговой, кредитно-денежной политики и осуществляя государственные расходы, государство компенсирует недостаток “эффективного спроса” дополнительным государственным спросом.
    Таким образом, государство, по мнению Кейнса, помогает экономике приблизиться к  уровню равновесия.
    В реальной жизни цены и заработная плата могут или снижаться, или повышаться. Поэтому кривая предложения не имеет строго горизонтального и вертикального значения, как это представлено в классической и кейнсианской моделях. Соответственно и объемы производства могут быть выше и ниже, чем при полной занятости. Современная же экономика, как известно, развивается в условиях постоянной инфляции и безработицы.
    Монетаристская  теория равновесия
    Школа монетаризма выступила с известной  нам количественной теорией денег. С точки зрения монетаристов, инфляция 70-х годов обусловлена тем, что сфера обращения была переполнена излишним количеством денег.
    Лидер монетаризма лауреат Нобелевской  премии Милтон Фридмен (США) является крупным  исследователем проблем денег и  рыночных цен. Он обстоятельно исследовал экономический механизм, который в условиях рыночной экономики позволяет достичь общей сбалансированности народного хозяйства. Система цен представляет собой механизм, который выполняет эту задачу без управления из центра, без того, Чтобы приказывать людям.
    М. Фридмен указал на три функции  системы цен, влияющие на сбалансированность народного хозяйства. Информационная функция Сигнализирует производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определенные виды производственных ресурсов. Стимулирующая функция говорит О том, что цены побуждают применять такие хозяйственные факторы, которые помогают достичь максимальной прибыли, а это позволяет более рационально приспособить структуру производства к составу общественных потребностей. Распределительная функция связана с тем, что цены отражают уровень доходов продавцов и покупателей. При Рыночном равновесии цены обеспечивают сбалансированность спроса и предложения отдельных товаров, а также всех доходов и суммы цен Произведенных продуктов.
    Все эти функции цен тесно взаимосвязаны  между собой, и Попытки подавить одну из них отрицательно сказываются  на других. Нельзя сохранить стимулирующую  функцию, отделив ее от распределительной. М.Фридмен разъяснил: «Цены стимулируют  людей только потому, что влияют на распределение. Если то, что человек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает, если цены не Выполняют третью функцию - распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию.. М. Фридмен и другие Неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Школа монетаризма выработала свои рецепты по излечению от инфляции. Правительствам западных стран было рекомендовано:3
    - жестко ограничить предложение  денег и выдачу кредитов;
    - сократить печатание денег (увеличивать  их количество соразмерно росту  производства);
    - урезать социальные программы  (уменьшить государственные выплаты  населению).
    Соответственно  противопоказанием были объявлены: слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение  денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск D обращение слишком большого или слишком малого количества денег).
    Таблица 1. Обобщающий анализ моделей экономического равновесия
Параметр  сравнения Классическая  модель Кейнсианская  модель Монетаристская  модель
автор теории А. Смит Дж. М. Кейнс М. Фридмен
основной  регулятор экономики Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции  и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального  поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов государство посредством  проведения денежно-кредитной политики необходимо  минимизировать государственный сектор, а также избегать воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-
кредитной политики
Основополагающие  уравнения У=С+S E=I+C
   С + I + NX + G = ВНП, где С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чистый экспорт,
G государственные  расходы.
: M * V = P * Q, М - денежное предложение, V - скорость  обращения денег в кругообороте  продуктов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национального производства.
важнейшие факторы экономки сбережения  домашних хозяйств денежное предложение  и размер налогов изменение денежной массы и процентных банковских ставок
 

      1.2. Экономическая  политика государства: понятие, формы, критерии эффективности

      Государственная экономическая политика – сознательное целенаправленное  воздействие государства на микро-, мезо- и макроэкономические процессы и субъекты хозяйствования, направленное на регулирование и совершенствование экономических отношений и механизмов с целью обеспечения стабильного и эффективного функционирования общественного воспроизводства. Это наиболее общее определение государственной экономической политики обнимает все ее основные формы, функции и уровни.
      Исходя  из этого государственная экономическая политика классифицирована по двум основным критериям (рис. 1): по функциональному назначению (государственное реформирование экономики и государственное регулирование экономики) и по уровням хозяйствования (макро-, мезо- и микроэкономическая политика). Это различные формы  экономической политики, они различаются по целям, направлениям, методам и инструментам,  способам и механизмам реализации.
      Исследование  методологических основ эффективной  экономической политики государства потребовало рассмотрения следующих вопросов:  анализа диалектики общего и особенного, объективного и субъективного в экономической политике, осуществление научного обоснования экономической политики, разработки научных принципов и методов, на которых строится экономическая политика.
       Рис. 1. Государственная  экономическая политики и ее основные формы
      Эффективная политика может быть сформулирована и реализована только на основе надежной экономической теории, которая не всегда доступна политикам.
      Конкретные  рекомендации для экономической  политики государства этого направления сводятся к следующим:4
    соблюдение  условия (правило монетаристов) – темпы роста предложения денег должны соответствовать темпам роста валового внутреннего продукта;
    приватизация госсобственности;
    сокращение доли государства в собственности, в перераспределении доходов и др.;
    свободное ценообразование и образование доходов (заработной платы);
    дебюрократизация деятельности государственных органов управления;
    расширение хозяйственной самостоятельности предпринимателей;
    создание условий для развития конкурентных сил;
    снижение налогов на предпринимателей;
    либерализация внешнеэкономических связей;
    ограничение сферы предоставления социальных благ, так как это порождает иждивенчество, утрачиваются стимулы к предпринимательству и т.д.
      Эффективная экономическая политика государства должна основываться на использовании следующих принципов.
      Определяющим  принципом является эффективность государства. Сегодня акценты перемещаются с количественного аспекта государственного влияния на качественный. Важны не размеры государства и объем его вмешательства, а его результативность и степень отражения нужд населения. Государство находится в центре экономического и социального развития страны не только в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник.
      Экономическая политика тем действеннее, чем в  большей степени отражает принцип согласования интересов субъектов экономических отношений. Нужно всегда стремиться находить творческий консенсус, сочетающий необходимое с возможным, примиряющий противоречащие интересы общества, разрешающий конфликты между кратко- и долгосрочными интересами специфических социальных групп, между потребностями государства и регионов, между налогоплательщиками и получателями средств из бюджета, между потребителями и производителями. В отличие от административно-командной системы, в условиях рыночных отношений главной задачей государства  является обеспечение сбалансированности всех групп экономических интересов на основе их компромисса.
      Принцип централизма. Успешное проведение экономической политики невозможно без централизации политической и экономической власти.
      Эффективность экономики и экономической политики непосредственно связана с формированием стабильной и предсказуемой институциональной среды. Поэтому и в экономической политике государства необходимо руководствоваться принципом стабильности и последовательности.
      Эффективность развития и функционирования транзитивной экономики зависит не только от стабильности, но и от гибкости экономической политики государства (принцип гибкости).
      Эффективная экономическая политика должна быть нацелена на эволюционные и последовательные экономические преобразования (принцип постепенности).
      Успешная реализация целей и задач экономической политики невозможна без вовлечения широких масс населения в экономические преобразования, опирающиеся на их насущные потребности и интересы (принцип добровольности). Административно-принудительные способы воздействия на хозяйствующие субъекты, за исключением случаев, когда инициатива «снизу» противоречит общенациональным интересам, должны быть исключены из арсенала экономической политики.
      Правильная  экономическая политика должна строиться  на едином для всех, нормативном принципе регулирования хозяйственных отношений. Это предполагает отказ государственных органов управления от предоставления льгот, преимуществ, покровительства каких-либо групповых интересов.
      При совершенствовании производственных отношений следует руководствоваться принципом прагматизма, здравого смысла. Чтобы обеспечить положительные результаты, политика должна основываться на стратегическом видении и в то же время быть свободной от иллюзий, ставить и достигать разумные, достижимые цели.
      Большое значение для формирования эффективной экономической политики в современных условиях имеет реализация принципа «прозрачности» во взаимоотношениях государственных структур, субъектов хозяйствования и общества.
      Принцип научности экономической политики предполагает всемерное использование достижений мировой и отечественной экономической науки и практики. Степень научности политики непосредственно зависит и от последовательной реализации рассмотренных научных принципов. В любой стране комплексное использование научных принципов является объективной необходимостью, хотя роль и значение отдельных принципов могут быть различными.
 

Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России

2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность

    В самом начале реформ – уже в 1992 г. – было ясно, пожалуй, только одно: надо уходить от командно-административной системы управления национальным хозяйством. Но какой тип макрорегулятора выбрать? По этому поводу у государственных деятелей России не было единства и согласия.
    Выбор был сделан российским правительством в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к другой (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обосновали свой выбор, исходя из классической либеральной и неоклассической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая невидимая рука – свободный рынок – возьмет на себя все бремя хозяйственного механизма.
    Однако  хорошо известно, что в 1992 году в нашей стране появились лишь первые зачатки рыночных отношений, не принявших цивилизованную форму. Что касается конкурентного рынка, способного регулировать хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.
    В 1993 году российское правительство признало ошибочным применение классической и неоклассической концепции регулирования экономики. Этим самым оно сделало вывод о том, что вмешательство государства должно присутствовать.
    Было  разработано несколько таких  программ. И все они были рассмотрены на заседаниях правительства. Однако применение этих программ на практике вызвало много споров и ошибок.
    Важнейшей проблемой преобразования системы  управления стала задача создать  российскую модель экономики, которая, по замыслу правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.
       Нынешняя  ситуация в российской экономике  по большому счету представляет собой  результат действия двух сил: 1) относительно благоприятных объективных условий, в которых она находится в последние годы, и 2) экономической политики правительства.
       Первая  из них, то есть сравнительно благоприятные  объективные условия, нашла свое выражение в том, что:5
       во-первых, цены на основные экспортные товары, прежде всего на нефть и газ, все эти годы держались на приемлемом для наших экспортеров, а в течение значительного времени – на чрезвычайно высоком уровне;
       во-вторых, политическое урегулирование проблемы внутренней и внешней задолженности в результате дефолта 1998 г. и соглашений с Лондонским и Парижским клубами позволило нормализовать обслуживание и погашение государственного долга и в целом облегчить связанное с этим процессом финансовое бремя;
       в-третьих, приход в Кремль нового президента, который, по крайней мере в первые годы своего президентства, был позитивно воспринят протестно настроенной частью общества, позволил правительству сократить бюджетные расходы, не связанные с обслуживанием государственного долга, как в реальном выражении, так и в пропорции к ВВП.
       Принято считать, что макроэкономическая политика в сегодняшней России является в  целом адекватной существующим условиям и способствует экономическому росту. Подобный взгляд разделяют в том  числе и многие западные аналитики – в последнее время лестные оценки этой политики высказывают представители и МВФ, и международных рейтинговых агентств.
       Это справедливо, но лишь отчасти. Действительно, макроэкономическая политика в ее привычном  понимании сегодня осуществляется в целом компетентно и не содержит явных дестабилизирующих элементов.
       Вместе  с тем надо иметь в виду следующее:
       1. Возможности макроэкономического  регулирования методами кредитно-денежной и валютной политики в принципе ограничены. Поддержание макроэкономического равновесия и благоприятных условий для производственного и инвестиционного планирования способствует экономическому росту, но не порождает его, тем более – автоматически. Главные условия роста – это, во-первых, наличие пригодных для использования ресурсов и, во-вторых, эффективных хозяйствующих субъектов, способных эти ресурсы использовать.
       2. Современная теория и практика  макроэкономического регулирования методами кредитно-денежной, валютной и отчасти фискальной политики подразумевают (часто просто по умолчанию) такую предпосылку, как наличие развитой рыночной экономики, большое количество эффективных производителей и сеть высокоразвитых экономических и общественных институтов.
       3. То же следует сказать и  об экономиках с преобладанием  сырьевого сектора: инструменты макроэкономического регулирования не могут эффективно работать в хозяйстве, основу которого составляет небольшое число крупных сырьедобывающих экспортеров.
       Россия  развивается в условиях все большей внешней открытости экономики и финансовой сферы, усиления конкуренции с иностранными банками, увеличения трансграничных переливов денег.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.