На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг и его последствия для экономики страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины
Одесский  государственный экономический  университет 
 
 

Кафедра общей экономической теории 
 
 

Курсовая работа
на тему: 
 

«Государственный долг и его последствия для экономики страны» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила
Студентка 23 группы ФЭФ
Павленко  А.В.
Научный руководитель преподаватель 
Шараг Е.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса  – 2011
 

План 

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Государственный  долг:  структура  и причины возникновения……………………………………………………………….5
1.1. Содержание  и структура государственного  долга …………………….5
1.2. Причины  возникновения государственных  заимствований…………..7
1.3. Две  точки зрения на проблему государственного  долга……………...10
Раздел 2. Управление государственным долгом………………………..14
2.1. Обслуживание  государственных заимствований……………………...14
2.2. Методы  управления……………………………………………………...16
Раздел 3. Государственный  долг Украины………………………………23
3.1. Особенность  государственного долга в Украине……………………...23
3.2. Внешний   и внутренний долг  Украины  ……………………………….24
3.3. Экономические  и социальные последствия   государственного долга для экономики  страны…………………………………………………………….26
Выводы  ………………………………………………………………………..29
Список  использованной литературы………………………………………...32
Приложения
 

       Вступление
      В условиях интеграционных и глобализационных процессов развитие международной  финансовой системы характеризуется  значительным увеличением внешней  задолженности ведущих стран  мира.
      Сегодня государственный долг является существенной составляющей финансовой системы, действующим инструментом в механизме макроэкономического регулирования и способом реализации экономической стратегии государства.
      Управление  и обслуживание государственного долга  является одной из приоритетных задач экономической политики страны, важным условием стабильности ее финансовой системы. В Украине этот процесс сопровождается рядом проблем, а именно: несовершенством законодательной базы, значительным объемом государственного долга и его постоянным увеличением, механизмом реструктуризации долга и его обслуживанием,  который не способствует реалистичному прогнозированию основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны [1, стр. 6].
      Вопрос  государственного долга является предметом изучения многих ученых. Важный вклад в исследование проблемы государственного долга сделали западные экономисты: Д. Рикардо, А. Смит, М. Браунриг, С. Вайнтрауб, Х. Джонсон, А. Екстайн, Дж. Кейнс, А. Лаффер, А. Лернер, Р. Масгрейв , М. Фридман и другие. Среди российских ученых следует отметить труды: М.Б. Богачевского, Б. Г. Болдырева, Л. А. Дробозина, Л. Н. Красавиной, И. М. Осадчей, Ю. М. Осипова, Г. П. Солюс, В. М. Усоскин и др. Теоретические основы государственного долга и вопросы его управления освещаются в работах таких украинских ученых, как: А. Д. Василик, А. С. Гальчинский, Г. В Кучер, В. В. Корнеев, А.В. Плотников, Т. Г. Бондарук, В. М. Сутормина, В. А. Степаненко, и др.
      Основным  методом исследования является системный  метод, использование которого обусловило анализ государственного долга, как взаимосвязь всех его элементов. Исследование сущности экономических отношений по поводу государственного долга, определение основных понятий, формулирование исходных принципов и выводы осуществляются на основе метода научной абстракции. Особенности тенденции развития долгового вопроса в Украине и за границей выявленные с помощью метода сравнительного анализа, метода объединения исторического и логического. Также используются методы анализа и синтеза, объединение количественного и качественного анализа, группирование.
      Целью данной работы является научное обоснование  экономической природы государственного долга, выявления основных тенденций  и специфических особенностей формирования государственного долга в Украине; обоснование методов управления государственным долгом и его обслуживание в условиях переходной экономики Украины.
      Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, главными из которых являются:
    обоснование экономической сущности государственного долга как составной государственных финансов;
    выявление основных тенденций формирования государственного долга Украины;
    определение основных этапов формирования государственного внутреннего долга, анализ механизма управления им;
    оценка размера и динамики задолженности Украины;
    выявление социальных и экономических последствий государственного долга.
      Объектом  исследования в данной работе является государственный долг, а предметом  исследования - влияние государственного долга на экономику страны.
 

       Раздел 1. Государственный долг:  структура и причины возникновения
      1.1. Содержание и структура государственного долга
      Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга  и четкой системы управления им.
      Государственный долг - это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным внутренним государственным заимствованиям, а также сумма финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляют местным органам власти, государственным предприятиям, иностранным поставщикам [2].
      Проблема  государственного долга стала актуальной во второй половине  20 века, когда  государства стали несостоятельными аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику, одалживая на внешнем и внутреннем рынках. 
      Развитие  государственного кредита и, соответственно, создание государственного долга характерно для всех стран, как с развитыми рыночными отношениями, так и с переходной экономикой.
      У большинства стран  с развитой экономикой есть государственный долг, но это не стало причиной дестабилизации их экономики.
      Одним из способов определения уровня государственного долга страны является его сравнение с величиной долга, накопленной другими странами. На протяжении  последних лет величина государственного долга относительно ВВП составляла в Японии – 114%, Италии – 107%, Канаде – 69%, Германии – 62%, Франции – 59%, США – 53%, Англии – 43%.
      В странах с рыночной экономикой фактор наличия государственного долга  является одним из главных факторов, который предоставляет специфики  функционированию их финансовых отношений [3, стр. 227-228].
      В зависимости от субъектов кредитных  отношений различают внутренний и внешний государственный долг.
      Внутренний  долг - это задолженность государства  всем владельцам облигаций внутренне  государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей  страны, которые являются кредиторами государства.
      Внешний долг перед иностранными странами в  лице международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных частных лиц  и организаций.
      В зависимости от структуры долговых обязательств выделяют:
    Монетизированный долг, который состоит из долгов государств коммерческим банкам как основным владельцам государственных ценных бумаг. Он фиксируется в балансах банков, и поэтому анализ его динамики находится под пристальным контролем. Сумма монетизированного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам.
    Немонетизированный долг, который состоит:
                           1)из невыполненных государством  финансовых обязательств перед населением по социальным выплатам, предусмотренными действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, помощи, заработной платы и др.);
                           2) задолженности по хозяйственным  отношениям с реальным сектором экономики (задолженность по государственным заказам, по предоставлению услуг государственными учреждениями и др.) [4, стр. 634-635].
      Различают также  капитальный и текущий  долги государства. Капитальный  долг - это общая сумма задолженности  прошлых лет и процента, который должен быть оплачен по ссудам.
      Текущий долг - это расходы государства, связанные  с погашением в текущем году долговых обязательств и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент ссудам [5, стр.229].
      Также государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет)  и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму  с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлеченных новых заемных средств [6, стр.504].
      Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:
      - отношение валового внешнего  долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
      - отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
      - отношение платежей вознаграждения  к экспорту товаров и нефакторных  услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная) [7].
      1.2. Причины возникновения государственных заимствований
      Государственные займы – это кредитные отношения  между государством и физическими  и юридическими лицами, в результате которых государство получает обусловленную  сумму средств на обусловленный  срок за установленную плату. С их помощью мобилизируются временно свободные средства юридических и физических лиц для финансирования потребностей государства [3, с.225].
      Государственные заимствования совершаются со стороны  какого-либо государства в институциональные  единицы других секторов экономики. Это основной способ получения государством свободных финансовых ресурсов. Если заимствование совершается внутри страны, государство выступает в роли заемщика, а население и предприятия  -  в роли кредиторов. Если - в сфере международных отношений, то государство выступает как заемщик, так и кредитор.
      Существуют  следующие формы заимствований:
    Государственный облигационный заем, выпуск других ценных бумаг.
    Вращения части вкладов населения в государственные займы
    Казначейский заем
    Гарантированный заем [4, с.111-112]
      Опыт  развития мировой экономики подтверждает, что государственный долг – это  сложное явление, обусловленное  перечнем факторов, которое в условиях каждой страны может иметь свою специфику. Государственные заимствования  не всегда приводят к банкротству государства, а само по себе наличие государственного долга не дает представления относительно реального состояния государственных финансов. Подтверждением тому есть опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигла расцвета экономики [8, с.250].
      Причины возникновения государственного долга.
      Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета в результате роста военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов. Так же в качестве причины возникновения долга можно указать и недостаток политической воли - дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу.
      Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
      В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление  государственного долга связано  исключительно с ухудшением экономической  ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) можно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
      Также с позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и  спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.
      Второй  источник государственного долга - это  спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может  увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты [9].
      1.3. Две точки зрения на проблему государственного долга
      Существуют 2 точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.
      В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
      Как снижение налогов и бюджетный  дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?
      Снижение  налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказывать  воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу  же вызовет рост потребительских  расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
      На  протяжении краткосрочного периода  увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту  объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
      В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением  налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
      Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего.
      Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем  потребителей?
      Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время  государственного долга означает повышение  налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счёт роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.
      Общий принцип заключается в том, что  сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.
      Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.
      Однако  из логики анализа равенства Рикардо  не следует, что любые изменения  в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся [10].
 

       Раздел 2. Управление государственным долгом
      2.1. Обслуживание государственных заимствований
      Осуществляя внутренние и внешние заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.
      Обслуживание  государственного долга - это погашение  займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий  погашения выпущенных займов. Погашение  займов осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.
      Выплата процентов, выигрышей, средств по погашению  займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
      При обслуживании внешнего и внутреннего  долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания считается значение показателя на уровне 25%.
      В Украине обслуживание внешнего долга  осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты  надлежащих к уплате сумм по погашению  и обслуживанию внешнего долга выполняются  в долларах США. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозному курсу валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.
      Источники погашения внешнего долга: бюджет; золотовалютные резервы, средства, полученные от приватизации государственного имущества; новые  заимствования.
      Обслуживание  государственного внутреннего долга  осуществляется Министерством финансов через банковскую систему путем  проведения операций по размещению государственных  ценных бумаг, их погашения и выплаты  дохода.
      Предельные  размеры государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.
      Существование большого государственного долга может  подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое положение.
      В зависимости от характера последствий  влияния государственной задолженности  на экономику, их разделяют на краткосрочные  и долгосрочные. Краткосрочные последствия  государственного долга существуют как проблема «вытеснения», а долгосрочные известны как «бремя» долга.
      Эффект  «вытеснения» возникает из-за повышения  рыночных процентных ставок, которое  происходит в случае финансирования с помощью выпуска государственных  ценных бумаг бюджетного дефицита. Долговое финансирование бюджетного дефицита стимулирует рост процентных ставок. Кредиты становятся дорогими и невыгодными для осуществления инвестиционных проектов, таким образом инвестиции вытесняются из сферы производства.
      Долгосрочные  последствия государственного долга  связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, то есть на долгосрочный экономический рост. Накопление долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к замещению частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того, что при росте процентных  ставок частные инвестиции сокращаются, а частные сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким образом рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов населения.
      Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в  частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга  нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что лишь те страны сумели избежать серьезных долговых проблем, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным путем. Совершенно очевидно, что средства, поступающие от государственных займов, должны быть закреплены за бюджетом развития. Это создает предпосылки для их инвестирования в экономическое развитие, благодаря чему дополнительные доходы, полученные от роста ВВП, могут быть источником погашения займов [8, с.253-255].
      2.2. Методы управления
      В начале 21 века актуализировались проблемы эффективного управления государственным  долгом, его координации с фискальной и монетарной политиками с целью  решения насущных проблем национального  хозяйственного развития. Важность теоретического и практического решения этих проблем усиливается в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса.
      Исследования  по вопросам управления государственным  долгом совершаются в разрезе  фискальной и монетарной политик. Так, например, Р. Барро очертил роль управления государственным долгом в контексте налоговой политики, Д. Кальво и П. Джуидотти исследовали управление государственным долгом с точки зрения обеспечения длительности и стойкости монетарной политики. Разные стороны анализа данного вопроса раскрыты в работах украинских ученых, в частности: М. Я. Азарова, В. Д. Базилевича, О. И. Баластрик [11, c.25-26].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.