На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ОМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
   КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
 
 
 

   по  дисциплине   Диагностика профессиональных способностей  

   на  тему   Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения 

   Выполнила студентка  очной формы обучения  

   Специальности «Управление персоналом»__5__курса   иУ5-18 группы 

   Цыганок Юлия Юрьевна
     
 

   Руководитель  проекта
    
   к.м.н., Кальсина В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОМСК - 2010 

                                                    Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и
«профессиональное самоопределение»…………………………………………5
1.1Понятие  направленности личности…………………………………………..5
1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13
2 Методики  для выявления направленности личности и профессионального
самоопределения………………………………………………………………...21
2.1 Методика  диагностики направленности личности  Б.Басса…………..…..21
2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Е.А.Климова……………………………………………………………………..25
2.3 Характеристика  выборки…………………………………………………...29
3 Анализ  результатов исследований методик  «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31
Выводы  и рекомендации………………………………………………………..34
Список  использованной литературы…………………………………………...36
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида. Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.
     В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность личности.
     Направленность  личности всегда социально обусловлена  и формируется в процессе воспитания.
     Направленность  личности - это установки, ставшие  свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
     Перед личностью постоянно возникают  проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене.
     Весь  этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.
     Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
           Актуальность данной темы состоит в проблеме направленности личности и выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда.
     Объектом  исследования курсового проекта выступают студенты 5 курса специальности «Управление персоналом» групп иУ5-17 и иУ5-18.
     Предмет данной темы: направленность личности и её профессиональное определение
     Цель  работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»
     Данная  цель предусматривает решение ряда задач:
    Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
    Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
    Анализ результатов исследований по методикам «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Теоретические  аспекты понятий «направленность  личности» и «профессиональное  самоопределение»
                             1.1 Понятие направленности личности
       Сегодня  вопрос о направленности  личности, её потребностях, мотивах,           интересах недаром ставится на  первое место. Задумываясь над  особенностями своего внутреннего  мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
     Направленность  личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
     Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.)[1].
     Во  всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые  ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
     - влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
     - склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
     - идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;
     - мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.
     Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:
     - убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
     -установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека[2].
     Установка опосредует влияние внешних воздействий  и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;
     - позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;
     - цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения[4].
     В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.
     Направленность  формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут[7].
     Выделяют  три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
     Личная  направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
     Направленность  на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной[3].
     Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
     Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: больше заняты собой и своими чувствами, проблемами; делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях; пытаются навязать свою волю группе; окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
     Люди  с направленностью на взаимные действия: избегают прямого решения проблемы; уступают давлению группы; не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить; не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
     Люди  с деловой направленностью: помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; легко и доступно излагают свои мысли и соображения; берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; не уклоняются от непосредственного решения проблемы[8].
Направленность  личности, ее роль в жизнедеятельности  человека:
          В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
     Характер  — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы  взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.
     Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
     Деятельность  и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у  животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности[10].
     Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.
     Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.
     Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:
     1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. 
     2. Отношение человека к самому  себе — его самосознание.
     Самосознание  имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.
     3. Отношение к труду и другим  видам деятельности.
     4. Отношение к вещам как продуктам  человеческого труда.
     Наряду  с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности[15].
     Различаются следующие свойства отношений личности.
     1.Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.
     2.Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.
     3.Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера.
     Широкая система взглядов, представлений  и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности[6].
     С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого  мотивационного образования, в котором  знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.
     Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система  ее знаний являются важнейшей подструктурой  характера.
     Другой  подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.
     Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных  особенностей личности[14].
     Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.
     1.Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.
     2.Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.
     3.Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей[17].
     Характер  каждого человека представляет собой  богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.
     Но  главное в человеке — это его  центральные жизненные устремления  и способности к их реализации.
     Итак, характер состоит из двух групп свойств  — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.
     Исполнительская же сфера личности — особенности  ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути[15].
     Наряду  с отдельными чертами характера  можно выделить общий способ адаптации  личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.
     Типы  характера:
     1.Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
     2.Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
     3.Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
     4.Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.
     Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется  в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека[16].
1.2 Понятие профессионального самоопределения личности 

     Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления  личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы[18].
     Можно констатировать, что перед личностью  постоянно возникают проблемы, требующие  от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.

     Основные  моменты профессионального самоопределения  личности

     Профессиональное  самоопределение – это избирательное  отношение индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной профессии.
     Ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей и  возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических  условий.
     Профессиональное  самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии[19].
     Актуализация  профессионального самоопределения  личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.
     Профессиональное  самоопределение является важной характеристикой  социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
     В подростковом возрасте закладываются  основы нравственного отношения  к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность  отношения подростков к различным профессиям.
     Дифференцированное  отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного  и технического творчества формируют  и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально  ориентированные мечты. Образцы  желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения[20].
     Ранняя  юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
     Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие  в производительном труде рассматривается  не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
     Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.
     Актуальным  становится профессиональный рост. Часть  сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей[22].
     Возможны  два пути: либо оставаться в избранной  профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.