Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание: 

      Введение………………………………………………………………...…2
      Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций……………………3
    Характеристика основных средств защиты населения в ЧС…………..5
      Предупреждение ЧС. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций…….8
    Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС……………………………………………………………………13
      Тактика действий при ликвидации ЧС………………………………….16
      Заключение………………………………………………………………..19
      Список используемой литературы………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Введение. 

    Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние  может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
    Негативные  воздействия факторов природной  среды проявляются главным образом  в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации  и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие и классификация Чрезвычайных ситуаций. 

     Словосочетание  «чрезвычайные ситуации (ЧС)» прочно вошло в жизнь и сознание современного человека. Это связано, в первую очередь, с тем, что история развития земной цивилизации и современный мир  неразрывно связаны с ЧС: землетрясения, наводнения, ураганы, холод, жара, пожары и т.д. На нашей планете постоянно что-то взрывается, затопляется, повреждается, уничтожается, при этом травмируются и погибают люди. 

     История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. 

     Чрезвычайная  ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 

     Чрезвычайные  события, лежащие в основе ЧС, можно  классифицировать по значительному  числу признаков: 

    признакам проявления (тип и вид);
    характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.);
    месту возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.);
    интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения);
    характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.);
    содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.
 
 
   Выделяется несколько признаков, позволяющих отнести определенное событие к чрезвычайной ситуации: 

    наличие источника  ЧС;
    угроза здоровью жизни людей;
    нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;
    нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);
    наличие границ ЧС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Характеристика основных средств защиты населения в ЧС. 

     К коллективным средствам защиты относятся различные защитные сооружения: 

1. Специально  построенные защитные сооружения: 

    убежища ГО;
 
    противорадиационные укрытия (ПРУ).
 
2. Приспособленные  (дооборудованные) под убежища  и укрытия: 

а) под  убежища и ПРУ: горные выработки, естественные полости, подземное пространство городов, метрополитены, приспособленные  проходные пешеходные коллекторы и  переходы, приспособленные транспортные тоннели; 

б) под  усиленные укрытия и ПРУ: подвальные помещения наземных зданий и сооружений, подвальные этажи производственных и административно-бытовых зданий, используемых под столовые, буфеты, душевые, склады и т.п.; 

в) под  ПРУ: 

    не усиленные  подвалы и подполья жилых, общественных, производственных и др. зданий и сооружений;
 
    не усиленные, отдельно стоящие заглубленные сооружения, предназначенные для производственных, складских, бытовых потребностей (заглубленные гаражи, погреба, подполья, склады и  т.д.);
 
    подвальные  помещения наземных зданий и сооружений;
 
    отдельные помещения в цокольных этажах каменных (бетонных, кирпичных) зданий, имеющие минимальную площадь  наружных открытых стен, оконных и  других проемов. 3. Простейшие укрытия: открытые и перекрытые щели, ниши, траншеи, котлованы, овраги и т.д.
 
 
   Быстровозводимые убежища (БВУ). Строятся они в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течение нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая – от 30 до 200 человек. 

   БВУ, как и заблаговременно построенные  убежища, должны состоять из помещений  для укрываемых, мест для фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой – в помещении для укрываемых. 

   Внутреннее  оборудование БВУ включает средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры, воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи. Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам, для этого используются различные конструкции механических и иных вентиляторов. 

   Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооруженного конфликта. Особенно удобно устраивать их в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах. 

   К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия. 

   При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых (до 50 человек) допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам. 

   Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5 м2 при двухъярусном расположении нар. Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при одном из входов. В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты.  Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне. Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы. Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 л в сутки на человека. 

   Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строительных материалов. 

   Отрывается  котлован глубиной 1,8–2,0 м, шириной  по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 м  при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагаются под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м2 на человека. B противоположном от выхода торце делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентилятор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см. 

   Приспособление  под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных  для этой цели заглубленных пространств, заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.
Приспособление  погреба под ПРУ 

     В районах горнодобывающей и угольной промышленности для укрытия населения  могут использоваться шахты, рудники  черной и цветной металлургии, выработки по добыче строительных материалов и другие подземные выработки и сооружения. Приспособление шахт и горных выработок под укрытие может проводиться заблаговременно в мирное время. Надежным укрытием населения от ЧС мирного и военного времени являются станции и подземные укрытия метрополитена. 

     Так же простейшие укрытия типа щели, траншеи, окопа, блиндажа, землянки прошли большой исторический путь и в любых чрезвычайных ситуациях военного (конфликтного) характера они остались простой и хорошо зарекомендовавшей себя защитой. 

     К средствам индивидуальной защиты относятся: аппараты и устройства, а также специальные комплекты одежды для защиты человека от попадания вовнутрь организма, на кожные покровы и одежду. 
 
 

4. Предупреждение ЧС. Прогнозирование  чрезвычайных ситуаций. 

     Прогнозирование ЧС – процесс получения информации о состоянии потенциально опасных объектов или источников на определенной территории, развитии природных явлений, экологических и биолого-социальных бедствий, приводящих к ЧС, и оценка возможных последствий при возникновении ЧС различного характера. 

     Сроки прогнозирования других видов ЧС носят более неопределенный характер, так как события их возникновения  существенно случайны. 

     Целью прогнозирования ЧС является обеспечение  своевременного и эффективного принятия мер заблаговременной и непосредственной защиты. 

     Прогнозирование техногенных ЧС включает выявление  и аттестацию потенциально опасных  объектов, оценку возможных последствий  аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, предупреждение органов управления о возможных ЧС. 

     Решение задач прогнозирования техногенных  ЧС в РФ возглавляет Государственный  комитет по техническому контролю. Непосредственными исполнителями  по прогнозированию ТХН ЧС являются ведомственные органы контроля. В Министерстве ГОЧС с этой целью в Департаменте предупреждения и ликвидации ЧС создается система наблюдения за предвестниками катастроф, а также диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений, потенциально опасных объектов. Органы такой системы должны функционировать во всех РЦ и субъектах. 

     Прогнозирование природных ЧС является наиболее сложной  проблемой в силу их больших масштабов  и значительной неопределенности в  возникновении и развитии процессов. Прогнозирование природных ЧС осуществляется в масштабе страны, а в некоторых случаях и во взаимодействии с международными организациями. Руководство всей системой наблюдений, прогноза метеорологических и гидрологических ЧС, а также массовых лесных пожаров в стране возложено на Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет РФ). Для прогноза землетрясений на территории страны развернута Единая система сейсмических наблюдений (ЕССН), включающая региональные центры. Региональные центры имеют сети сейсмических станций и вычислительные центры. 

     Прогноз возникновения и развития природных  ЧС проводится в Гидрометцентре страны и его региональных центрах и  доводится до территориальных и  ведомственных ОУ ГОЧС по системе  предупреждения в различные сроки. Наиболее часто используется форма представления в виде карт заблаговременного прогноза на определенный период (год, сезон) или срочной информации по средствам связи. 

     Прогнозирование ЧС для военного времени осуществляется на основе оценки военно-политической обстановки в стране и регионах, проводимых периодически в Генеральном штабе и штабах военных округов. 

     На  основе этой информации в департаментах  предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской  обороны, а также в региональных центрах осуществляется прогноз  наиболее опасных ЧС в данном вооруженном конфликте или войне. По существующим методикам оцениваются масштабы очагов поражения, возможные потери населения и материальный ущерб. Данные прогнозирования используются для проведения заблаговременных мероприятий защиты по обеспечению устойчивости объектов территорий, войск ГЗ, формирований РСГЗ, а также подготовки населения, войск и формирований к действиям с началом вооруженного конфликта, войны. 

     Основу  прогнозирования биолого-социальных ЧС составляет ретроспективный эпидемиологический анализ, т.е. анализ инфекционных заболеваний в текущее время с учетом информации за определенный прошедший период. Прогноз осуществляет Главное эпидемиологическое управление Минздрава РФ и региональные медицинские службы. Процесс прогнозирования включает проведение эпидемиологического анализа и своевременное оповещение местных органов власти, здравоохранения и медицинских служб органов управления территориальных систем ГЗ о возможности возникновения биолого-социальной ЧС. 

     Прогноз возникновения экологических ЧС в определенном районе или на объекте осуществляется на основе непрерывного наблюдения и контроля за характеристиками экологической обстановки и соответствия её критериям безопасности. Организацию прогноза ЭЧС осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды и его региональные и местные экологические службы. 

     В последние годы в МЧС России, учитывая важность прогнозирования для снижения рисков катастроф, создается общегосударственная  система мониторинга ЧС природного и техногенного характера. Эта система включает ведомственные и региональные подсистемы мониторинга ЧС.  

     Под мониторингом понимают систему наблюдений и анализа изменений состояния  окружающей среды, вызванных антропогенными и природными причинами, которая  позволяет прогнозировать развитие этих изменений, в том числе и приводящих к ЧС. Термин «мониторинг» (от лат. monitor) означает «впередсмотрящий» и переводится как «наблюдающий» или «предостерегающий». Мониторинг включает наземные, воздушные и космические средства наблюдения. Мониторинг может организовываться на глобальном, государственном, региональном, территориальном и местном уровне. Создание системы мониторинга МЧС явилось одной из основных задач Федеральных целевых программ РФ, возложенных на МЧС. Учитывая важность этой задачи, решением Межведомственной комиссии по предупреждению и прогнозированию ЧС создано Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. В состав этого агентства вошли 25 различных научных учреждений и организаций. 

     Таким образом, прогнозирование является базовым процессом, обеспечивающим предупреждение ЧС на этапе проведения мероприятий заблаговременной защиты. 

     На каждом объекте защищаемой территории для повышения их устойчивости проводятся мероприятия на случай прогнозируемых аварий и природных бедствий. Эти мероприятия будут различны в зависимости от возможных ЧС. 

     По  характеру решаемых задач их можно  объединить в следующие группы:
    защита населения и персонала производственных объектов, что достигается заблаговременным возведением и поддержанием в готовности убежищ и других сооружений;
    подготовка служебных сооружений и жилых зданий для снижения степени радиоактивного и химического заражения;
    обеспечение устойчивости производственных и коммунальных объектов;
    подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы;
    подготовка к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки;
    планирование и подготовка к эвакуации или выводу населения и производственного персонала из опасных зон;
    формирование нештатных отрядов и групп и обучение их выполнению конкретных работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий;
    организация обеспечения населения, персонала производственных и других объектов средствами индивидуальной защиты;
    обучение населения и персонала объектов способам защиты и действий при возникновении прогнозируемых ЧС;
    организация и поддержание в готовности системы оповещения о ЧС и обучение действиям по сигналам;
    исключение или ограничение поражения от вторичных поражающих факторов ЧС.
 
   Мероприятия и способы этого периода этапа  непосредственной защиты могут проводиться  и реализоваться при условии  наличия времени от момента возникновения  угрозы до возникновения ЧС. В этих условиях могут проводиться следующие  группы мероприятий: 

    мероприятия информационного обеспечения;
    мероприятия усиления безопасности;
    завершение организационных мероприятий;
    непосредственная подготовка населения и персонала объектов;
    непосредственная подготовка войск ГЗ и специальных формирований объектов;
    завершение материально-технического обеспечения.
 
   Мероприятия информационного обеспечения имеют  цель исключить или максимально  ослабить фактор внезапности возникновения  аварий и катастроф различного происхождения  и подготовить население и  персонал объектов к строгому соблюдению первичных мер безопасности в условиях прогнозируемой ЧС. 

   Мероприятия усиления безопасности имеют цель провести защитные действия до возникновения  ЧС на защищаемой территории, что позволит снизить ущерб, смягчить последствия  ЧС и уменьшить потери людей. Мероприятия этой группы, в основном, сводятся к рассредоточению людей, техники и завершению мероприятий заблаговременной подготовки. 

   Завершение  организационных мероприятий имеет  цель завершить выполнение плановых мер, направленных на предупреждение и снижение ущерба. К мероприятиям этой группы, прежде всего, относятся подготовка или проведение эвакуации, решение вопросов взаимодействия, подготовки объектовых сил и средств к выполнению задач в условиях обстановки после возникновения ЧС. 

     Непосредственная подготовка населения и персонала объектов имеет цель обеспечить уверенность в возможности успешной защиты, предотвратить этим возможную панику и психологическую неустойчивость. Особое внимание уделяется напоминаниям и инструктажам о правилах действий при возникновении конкретно угрожаемой ЧС. 

     Непосредственная  подготовка войск ГО и специальных  формирований объектов имеет цель обеспечить их полную готовность к выполнению задач по предназначению. К этой группе мероприятий, прежде всего, относятся сбор сил и средств, уточнение плана действий, подготовка техники и т.п. 

     Завершение  материально-технического обеспечения  имеет цель создать все условия  для эффективного действия войск, формирований и населения в условиях конкретной ЧС и непрерывно обеспечивать их по всем вопросам жизнедеятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Организация аварийно-спасительных и других неотложных работ в зоне ЧС. 

    Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при  ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
     
    При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.
     
    Руководитель  объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами. 

      Аварийно-спасательные работы приходится  проводить при взрывах, пожарах,  обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными. 

      Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
      приоритетность  задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
      единоначалие руководства;
      оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
      постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
 
      В соответствии с положением  о РСЧС руководство работами  по ликвидации ЧС, т.е. прежде  всего проведение АСДНР, является  одной из основных задач КЧС  органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.
     
    Вместе  с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и  статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ. 

      Никто не вправе вмешиваться  в деятельность руководителя  ликвидации ЧС, иначе как отстранив  его в установленном порядке  от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там. 

      Специфика спасательных работ  состоит в том, что они должны  выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае — это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом — это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем — быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод). 

      Не учитывать большое значение  фактора времени при проведении  неотложных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.  

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.