На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие экономики и права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Агентство по образованию Российской Федерации
    Государственное образовательное  учреждение
    Высшего профессионального  образования
    Нижегородский коммерческий институт 

    Курсовая  работа
    По  теории государства  и права на тему
    «Взаимодействие права и экономики» 
 
 
 

              Выполнил  студент
              1-ого  курса, группа 1-Ю
              Цепилов А. В.
              Научный руководитель:
              Доцент  кафедры истории и теории
              государства и права
              Макарова  Софья Владимировна 

    Н.Новгород
    2010
    Содержание 

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр. 
 

    ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.
 
 
    СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ  В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.
 
 
    ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ   

    В современной науке сложились  и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
    После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.
    Соответственно  в этих условиях достаточно актуальной в философской науке становится проблема права и экономики. Среди  источников, используемых в моей работе по данной проблеме, можно выделить следующие:
     Учебное пособие «Проблемы теории государства  и права» (2001 г.), подготовленное коллективом  профессоров и преподавателей МГУ  им. М.В. Ломоносова под редакцией  М.Н. Марченко, в котором рассматривается  ряд наиболее важных проблем теории государства и права. Особое внимание уделяется теории государства и права переходного типа, проблемам разделения властей, методологии юридической ответственности, правопониманию и содержанию права и др.
    В «Теория права и государства» (1996 г.), подготовленном сотрудниками Научно-исследовательского института правовой политики и проблем правоприменения под редакцией профессора Г.Н. Манова исследуются проблемы природы, сущности, социального назначения права и государства, эволюции правопонимания, соотношения права и политики, морали, религии, источники права, взаимодействие системы права и системы законодательства.
    «Теория государства и права» (2000 г.) под  редакцией М.Н. Марченко, подготовленный в соответствии с типовой программой на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала.
    В Курсе лекций по теории государства  и права (1997 г.) под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько излагаются все  темы, предусмотренные действующей  программой по теории государства и  права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное конституционное и текущее законодательство, общенаучную и специальную литературу, а также происходившие в России перемены.
    В выбранной мною теме рассматриваются  вопросы форм и уровня взаимодействия экономики и права, в частности, роль экономики в развитии и функционировании права, рамки государственного регулирования экономики, что представляет сегодня интерес как с научной, так и с практической точки зрения, а также проблемы, образующиеся при взаимодействии права и экономики. 
1.  ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ

    И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА. 

    Право, являясь разновидностью социального  нормативного регулятора, воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности  общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, т.е. экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.
    Существует много теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою причину его возникновения. При этом следует отметить, что право, являясь многоаспектной сферой в жизни человека, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов, а экономика - один из них.
    Термин  «экономика» (с греческого) означает искусство ведения домашнего  хозяйства. В современном языке  под этим термином понимается прежде всего материальная сфера жизни  общества, определенная система хозяйственных  отношений.
    Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху  первобытного общества, но точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы считают, что экономика появляется там и тогда, когда производство материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъектов, когда оно «управляется» такими механизмами, которые основаны на атрибутах рыночного хозяйства: колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т.п. Другие полагают, что «выведение за пределы экономики всех нерыночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фактам экономического развития общества»1.
    Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость  права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что привело к обеднению, в  определенном смысле, понимания и значения права в жизни общества; но с другой стороны, с точки зрения исторической действительности, трудно возражать против важности экономического фактора в возникновении права, т.к. история права имеет подтверждения такого положению. 
    Так, например, неолитическая революция  явилась рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства — на присваивающую и производящую экономики. По мнению же А.Б. Венгерова, этот факт «является также и методологическим ключом к изучению происхождения права»2.
    Развитие  производства, общественное разделение труда и его совершенствование, возникновение отношений собственности и обмен произведенными продуктами породили потребность и необходимость в формировании таких социальных норм, которые помимо запретов и обязанностей, предоставляли и обеспечивали возможность выбора решения и действия индивидов.
     Под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного продукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка, учащаются нарушения обычаев, закрепляющих такой порядок.
    Постепенно  появляются первые источники писаного права, целью которых была, во-первых, унификация правового регулирования в пределах определенного государства, во-вторых, объявление общеобязательными только тех существовавших ранее обычаев, которые отвечали потребностям изменившегося общественного развития, и, в-третьих, они были призваны служить предупреждением о том, что, незнание закона не освобождает от ответственности.
    Вместе  с тем, представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства субъектов обмена, т.е. частных собственников. Нельзя согласиться и с тем мнением, что право рождается исключительно в отношениях частной собственности.1
    Можно выделить два направления в развитии права:
    1)                 там, где господствующее положение занимала государственная собственность ( например, страны Древнего Востока; ) 
    2)                 в обществах, которые были основаны на частной собственности (например европейские государства Древнего мира. )
     В долинах  рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга  и на берегу Желтого моря почти  одновременно возникают ранние государственные образования с высокоразвитой правовой культурой. Основой общественного существования в этих регионах было естественное и искусственное орошение полей, что обеспечивало увеличение производства продовольственных продуктов. Создание широкой сети каналов и оросительных систем послужило, с одной стороны, для развития естественных наук и инженерного искусства, а также астрономии, математики и геометрии, с другой — для создания более совершенной юридической техники, необходимой для регулирования общественных отношений в процессе коллективного производства. Здесь, например, можно вспомнить древневавилонский памятник права — Законы Хаммурапи, где пишется, что если крестьянин во время ухода за своим полем не будет следить за траншеей и допустит образование в ней отверстия, через которое вода уйдет из траншеи, то он должен компенсировать испорченный им урожай.
    Социальную  базу древневосточных государств составляла, прежде всего, сельская община, которой отводилась роль основного производителя материальных благ. Существуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась необходимость в юридической защите социально-экономических устоев общества.1
    В научной литературе отмечено, что  в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее — общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер или представляли собой свод установлений монарха. В обществах же, основанных на частной собственности содержание правовых предписаний было несколько иным.
     Частная собственность означала необходимость  юридического закрепления равенства собственников и требовала более формализованных нормативно-правовых предписаний. Например, благодаря установившемуся формулярному процессу экономические отношения получили надежную защиту в римском праве. Процесс судоговорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Эти правовые предписания отличались такой точной разработкой всех существенных правовых отношений товаровладельцев, что продолжают до сих пор оставаться основой для гражданского законодательства.
    Идеи  социально-экономического равенства  и справедливости, нашедшие свое отражение в официальных правовых источниках древности, имеют своим источником принцип эквивалентности, возникший при обменных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты своей деятельности и услуги как равноценные, при этом уже формировались представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом. Понятие же эквивалентности у разных народов и на различных этапах развития было неодинаковым. В этом смысле самым древним обычаем, приобретшим значение правового, был обычай талиона: равное за равное, т.е. жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб. Практически у всех народов мира долгое время существовал обычай кровной мести.
    Примирение  сторон было бы невозможным, если бы штраф  не рассматривался в качестве эквивалента, по значимости равного нарушению интересов противной стороны. Таким образом, государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний в виде штрафов, телесных наказаний, лишения жизни и др., исходя из принципа социальной справедливости, корни которого, получается, уходили в обменные отношения.1
     Замкнутость феодальных владений и переход к  натуральному хозяйству создали новые представления о социальной и экономической справедливости. Одной из важных черт этого периода было привилегированное положение феодала и угнетенное положение зависимых крестьян. Обмен стал затруднен, поскольку крестьяне, как участники экономической жизни, перестали быть лично свободными.
    Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получения произведенного крестьянином продукта, например, путем оброка. В то же время феодал всецело зависел от экономической эффективности своего владения, и в силу этого между ним и крестьянином возникала взаимная зависимость. Крестьяне, оказывая коллективное давление на своих господ, добивались определенного облегчения своего положения. Основным же источником права этого периода был феодальный обычай, имеющий ограниченное территориальное распространение в силу замкнутости феодальных владений, а также местных особенностей.
    Возникновение и рост средневековых городов  способствовали разрушению феодального  натурального хозяйства и появлению  городского и торгового права. Итогом общественной борьбы средневековых городов было полное освобождение от феодальной зависимости и создание системы городского самоуправления — коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь.
    Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, правила торговли, меры веса и длины и т.д., поэтому создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью раздробленных феодальных государств.
    В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права, например: Ломбардский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана и в других североитальянских городах; Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации — Саксонское зерцало, Швабское зерцало и др. Сборники фиксировали местные обычаи, давали им толкование и способствовали единообразному их применению. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 года, задачей которого было унифицировать деятельность органов феодальной юстиции в условиях развития Московского централизованного государства.
    Несмотря  на большую кодификационную работу, феодальное право не могло удовлетворить развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господства частной собственности и высокой юридической культуры, было своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем, дуализм обычного и римского права открывал неограниченные возможности для судебного и административного произвола.
    Господствующей  идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христианское учение, которое в своей основе было враждебно к богатству, к извлечению прибыли, и отвергало самостоятельность жизнедеятельности человека, подчеркивая его зависимость от провидения Божьего. Нормативно-правовые установления в светском праве зачастую переплетались с религиозными догмами, а в каноническом праве полностью исходили из основ христианского учения.
    Основные  национальные правовые системы оформились в эпоху становления капиталистических  отношений. Право же, будучи основным элементом правовых систем, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. При этом оно развивалось и совершенствовалось в законодательстве, юридической технике, в правоприменении, в регулировании общественных отношений. В то же время экономическая деятельность, став саморегулирующейся и саморазвивающейся сферой общественной жизнедеятельности, так же как и право, становится относительно самостоятельной.1   

      
2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ  
 

    Долгое  время в качестве единственно  верного подхода к типологии  социальных систем рассматривался марксистский подход, который выделял последовательно  сменяющиеся общественно-экономические  формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
    При анализе проблем соотношения  права и экономики в различных  социальных системах можно идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развития или  отсутствия в социуме структур рыночной экономики, поэтому в соответствии с данным критерием социальные систем можно подразделить на следующие три группы:
    1)    социальные системы с рыночной экономикой;
    2)    системы с плановой, административно - командной экономикой (или системы, в которых почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики);
    3)    социальные системы со смешанной экономикой.
    Особенности взаимоотношений права и экономики, пределы государственно-правового  вмешательства в экономику в  рамках первой группы социальных систем представлены несколькими экономическими теориями. К основным из них относятся теории: «либерализма и свободного рыночного хозяйства» (М. Фридман, Дж. Хикс, Ф. Хайек); «институционализма» (Дж. Коммонс, Т. Веблен), «регулируемого капитализма» (Дж. Кейнс, Р. Харрод).
    Ф. Хайек (австро-американский экономист  и политолог) объявлял единственно  возможным и рациональным путем развития общества капиталистический путь с его частноиндивидуалистическими стимулами при минимальной бездействующей и организующей роли права по отношению к экономике. Например, существует мнение, что теория Ф. Хайека представляет собой западную модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием.1 В общих чертах положения Ф. Хайека можно свести к следующим:
    - основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности, следует максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;
    - не может свобода личная и  политическая существовать без  свободы экономической; свобода неделима и приложима только к индивидууму; свободное общество есть общество свободных людей;
     - сторонники  системы «плановой экономики»  требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом, тогда как либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;
    - планирование и конкуренция совместимы  только в том случае, когда  первое способствует конкуренции, а не действует против нее;
    - система, основанная на конкуренции,  нуждается в разумно сконструированном и непрерывно совершенствуемом правовом механизме, вместе с тем, существуют области, в которых никакие правовые установления не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции. Люди стихийно вырабатывают правила поведения, институты собственности, контракта, обмена, юридические нормы и законы, никакое государство не может заменить в данном отношении свободного выбора людей;
    - государство должно ограничиваться  установлениями общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции;
    - формальное равенство перед законом  несовместимо с любыми действиями государства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности.1
     Одним из направлений экономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализма (установление, устройство, учреждение). Название концепции выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации о социальном контроле над рыночной экономикой.
    Автор социально-психологического институционализма  американец Т. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий: на ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов; на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.
    Социально-правовую разновидность институционализма  возглавил американский ученый Дж. Коммонс. В экономических отношениях Дж. Коммонс отводил решающую роль юридической стороне, правовым отношениям, утверждал примат права над экономикой. В центре внимания Дж. Коммонса находится знаменитая теория сделок. Например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость в его трактовке определяется соглашением сторон (сделкой). Изучая судебную практику по экономическим спорам, Дж. Коммонс сделал вывод, что независимое правосудие с помощью решений по конкретным делам может осуществлять контроль над экономикой. Дж. Коммонс также полагал, что с помощью сделки, то есть юридического соглашения, можно уладить любое противоречие. Поэтому основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики.
    В период «великой депрессии» некоторые  идеи институционалистов были взяты на вооружение государственными деятелями. Общеизвестно, что «новый курс» Ф. Рузвельта имел в своей основе учения институционалистов. Суть мероприятий «нового курса» заключалась в следующем: восстановление национальной промышленности (установление правил, регулирующих условия конкурентности, занятости и найма, защиты потребителей, установление форм налогообложения и другие меры, связанные с увеличением общественных работ); регулирование сельского хозяйства (рефинансирование фермерской задолженности государству); контроль над выпуском акций, запрет на манипуляции с ценными бумагами, ежегодная отчетность; налоговая политика, в основе которой лежит справедливое распределение национального дохода; массированные государственные инвестиции в жилищное строительство, коммунальные сооружения и транспорт.
    С помощью правовых установлений происходило  сглаживание социально-экономических  противоречий в период величайшего мирового кризиса. Но природа и практика развития рыночной экономики не могли долго мириться с подобным государственно-правовым вмешательством в экономическую жизнь, и с конца 30-х годов получает свое распространение теория «регулируемого капитализма», или «кейнсианства» (учение английского ученого-экономиста Дж. Кейнса).
    Дж. Кейнс не только поддержал идею правительственных  расходов на экономические нужды, но и выступил за государственную поддержку инвестиций в сфере транспорта, строительства жилья, коммуникаций и т.д. Основная идея учения заключалась в том, что капитализм является во многих отношениях весьма неблагополучным строем, но если им управлять разумно, то он может достичь большей эффективности в достижении экономических целей, чем любая из существовавших до сих пор альтернативных систем.
    Так, например, Дж. Кейнс сформулировал  практическую программу, в которой  большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику, где важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент — инвестиции.
    В Советской России начала утверждаться социальная система с административно-командной экономикой, где общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право – это концентрированное выражение политики, а политика — это концентрированное выражение экономики. Основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы выглядели следующим образом:
    - государственная монополизация  экономики, где все экономические  ресурсы находились в государственной  собственности;
    - отсутствовала самостоятельность  хозяйствующих субъектов (замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии);
    - прямое государственно-правовое  вмешательство (экономические процессы  управлялись преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов);
    - нормативные акты не допускали  эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;
    - план объявлялся законом; принудительное  монопольное производство и принудительное распределение исключало свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;
    - чрезмерная централизация управления  экономикой, что вело к бюрократизации  и увеличению государственного  аппарата;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.