На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы метафизики и теории познания Платона и Аристотеля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН
                                                                                                                                                                                   Стр.                                                                                              
      1.  Принципы метафизики и теории познания Платона……………3

1.1. «Вторая  навигация», или открытие метафизики............................................3

1.2. Структура  идеального мира, мир идей……………………………………..5

1.3. Гносеология Платона………………………………………………………7

1.4. Бог и божественное у Платона……………………………………………...9
    Принципы метафизики и теории познания Аристотеля………..10
    2.1. Метафизика  у Аристотеля……………………………………………….10
    2.2. Бытие  и его смысл………………………………………………………..12
    2.3. Проблематика субстанции, материи и формы………………………….14
    2.4. Душа  и её трёхчастность………………………………………………....16
    2.5. Основные  принципы познания Аристотеля………………………………17
     Список используемой литературы…………………………………18 
      1.  Принципы метафизики и теории познания Платона

1.1. «Вторая  навигация», или открытие метафизики 

    В философии Платона в рамках способа мышления и восприятия мира, специфичного для античности, обобщаются и находят разрешение проблемы, поставленные предшествующим развитием греческой мысли. Платон тщательно изучил наследие своих предшественников, провёл работу по сопоставлению их взглядов, обнаружил их полемическую направленность. Общий вывод состоял в том, что для разрешения противоречий, возникших в предшествующей «философии физиса», необходима разработка принципиально нового подхода. Основы такого подхода Платон усматривает в мыслях, намеченных Сократом, тем самым, полагая последнего в качестве переходной фигуры между собой и предшествующей натурфилософией. Основы трудностей, непреодолённых в ходе развития натурфилософии, начиная с Фалеса, Платон видит в попытке объяснения физических явлений из физических же причин. Вода, огонь, воздух и прочее, то есть те элементы, полагавшиеся первыми философами в качестве первоначала, принадлежат кто тому же ряду явлений, которые они призваны объяснить. Поэтому их применение в качестве объяснительных принципов не может ни в коей мере прибавить ничего существенного к объяснению природы вещей. Познание обречено лишь бесплодно вращаться в замкнутом кругу, что и является источником постоянно возникающих неразрешимых противоречий. Обнаружив коренную причину трудностей, Платон приходил к мысли о разработке нового подхода, который он образно сравнивает со «второй навигацией»: когда утихал ветер и паруса оказывались бесполезными, древние мореплаватели переходили на вёсла, что и называлось «открыть вторую навигацию». Платон открывает вторую навигацию в области мысли, ассоциируя с ней своё творчество, в отличие от трудов своих предшественников. Как и в море, вторая навигация в философии требует гораздо больших усилий, чем первая, но не физических, а умственных.
    Следуя  примеру Сократа, Платон ещё больше возвышает человеческий ум, утверждая, что не органы чувств, а только мысль  способна познать сущность вещей. Безукоризненным  образом разрешит задачу познания «тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли (насколько это возможно), не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и ни единого из них не беря в спутники рассудку, кто пытается уловить любую из сторон бытия самое по себе», - говорит Платон устами Сократа.1
    Платон  показывает, что имеются все основания  не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению. Платон тем самым выступает основателем метафизики – взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно – интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин «метафизика» возник гораздо позже – в послеаристотелевскую эпоху и был применён первоначально только к философии Аристотеля. Однако через открытия и первого оправдания метафизики принадлежит Платону. При всей специфичности платоновская метафизика даёт повод для обсуждения метафизики как таковой, что важно для понимания последующей философской эволюции, включая ХХ в.
    Любое систематическое знание строится на некоторых метафизических предпосылках. Более того, всегда остаётся возможность двигаться по пути дальнейшего метафизического углубления, то есть ставить вопрос о том, что лежит в основании  уже известных наблюдаемых сущностей. Метафизика приподнимает сознание человека над горизонтом непосредственного опыта.
    Платон  помещает всю совокупность сверхчувственных объектов в особое место, отдельно от мира видимого, - в «область занебесную» (гиперуранию).
    Таким образом, Платон приходит к заключению о существовании двух миров. Один из них – привычный и хорошо всем знакомый мир чувственно воспринимаемых вещей, другой – мир, требующий для своего постижения специальных интеллектуальных усилий, мир идей или умопостигаемых сущностей. 
 


1.2. Структура  идеального мира, мир идей 
 
 

    Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчленённым, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее их идей.
    Слово «идея» в обыденном языке во времена  Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективные  понятия2, как бы извлечённые из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.
    Каждая  идея вечна и неизменна; число  идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств  и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырёх стихий и тому подобное. Но царство идей – это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
    Царство идей обладает своей иерархией и  пирамидальной структурой; между идеями  существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более обширные идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), ещё выше – животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Но на схеме 1 они не изображены, поскольку из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг у другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.
    Венчает пирамиду одна единственная идея, которую  в одних работах Платон называл  идеей «Блага», а в других –  идеей «Единого».
    Благо        Единое
      

Схема 1. Пирамида идей 

    Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона – не строгий, а с элементами дуализма.
    Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны  идеям, идеи каким – то образом  присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими  развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм.3 
 


1.3. Гносеология Платона 

    Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно – идеалистической онтологии из его идеалистической психологии. Сотворённые богами души, находясь на небе, питаются созерцанием занебесной области – идеального мира. Упав на землю и вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, и питает оно не высшую, а низшую часть души, отчего душа все более тяжелеет.
    Платон  отрицает происхождение понятий из ощущений, из опыта, он не согласен с теми, кто думает, что понятия возникают из данных чувств путём обобщения этих данных. Считают, например, что к идее равного приходят, наблюдая разные предметы. Но, возражает Платон, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь мнится, кажется таковым.
    Не  чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной. По Платону, это возможно, потому что некогда душа непосредственно созерцала в своём умозрении понятия, идеи, общее как таковое, которое в чувственном мире отражается лишь в весьма несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе. Но знания 6надо найти – ведь, снизойдя с неба, душа все позабыла.
    Суть  теории познания Платона состоит в тезисе, что «знание – это припоминание (анамнезис)» того, что душа некогда узнала, а затем позабыла.
    Все науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения – насколько  они способны отвращать нас от чувственного мира  возносить к  идеальному, служить анамнезису (припоминанию) идей. Платон третирует эмпирическую астрономию, физику, потому что, как он утверждает, для того, что возникает и гибнет, для того, что меняется, вообще для единичных вещей не существует познания. Он насмехается над теми, кто ждёт от наук практической пользы для людей.
    Подводя итог, можно различить у Платона  следующие виды знания:
    знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения – знание идей, получаемое до вселения душ в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела – путём диалектического припоминания;
    близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;
    знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающиеся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремёслами и искусствами.
    Особенное место в системе знания Платона  занимает познание материи. Её нельзя познать ни разумом (материя – не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Поэтому Платон говорит, что материя постигается о ней составляется как бы насильственно, путём отрицания. 
 


1.4. Бог и божественное у Платона 

    Боги  и божества в философии Платона представляли в качестве весомого дополнения к его метафизической иерархии. Боги и божества играют колоссальную роль в жизни людей. Боги существуют, поэтому, полагал Платон, что это следует из одушевлённости Вселенной, а также из «прекрасного распорядка» Вселенной и времён. Об этом уже говорит и поклонение богам у всех греков и варваров.
    Благодаря богам происходит всеобщее становление  к великой конечной цели, а именно к «присущему жизни целого блаженному бытию». При этом богов Платон не называет персонально, почти ничего не говорит об их «функциях». Он чаще высказывается апофатически, в духе личных переживаний и живого религиозного опыта и мистического знания. А в том, что Платон знал подобный опыт, не сомневались многие.
    В теологии Платона различают безличное божественное начало и Бога, и богов персонифицированных. Божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях.
    У Платона божественное – это идеальный  мир во всех своих измерениях. Идея блага божественна, но это не бог  - личность. На вершине иерархии находится божественное существо, но это все безличные существа. Платона можно считать основателем западной теологии в том плане, что у него божественное – это сверхземное, нематериальное. 
 
 
 
 
 
 

    2.Принципы метафизики и теории познания Аристотеля
    
2.1. Метафизика  у Аристотеля 

    Известно, что термин «метафизика» не аристотелевский. Введён он скорее всего издателем сочинений Аристотеля Андроником Родословским в I в. До н.э. В последующей традиции именно этот термин стал обозначать знание о наиболее фундаментальных основаниях бытия он стал приблизительным аналогом современного слова «философия». Аристотель же употреблял выражение «первая философия» в отличие от второй философии, под которой он понимал физику. Впрочем, как и для всех греков, для него «любовь к мудрости», то есть любовь к умелости, было всякое знание. Греческое слово «софия» (букв. «мудрость») указывает на совершенство или на мудро – невозмутимое превосходство совершенства над несовершенством: так, например, мастер смотрит на лентяя или неумеху. Знание же всегда выступает выжимкой или экстрактом из умения. «Знать» означает не просто уметь сделать, но и уметь толково рассказать о том, как сделать. Уметь рассказать значит уметь сформулировать общие принципы, а это более трудно, чем просто сделать.
    Аристотель  разделял науки на четыре больших раздела (схема 2).
    Логически можно подниматься всё выше и  выше – на всё более обобщённые уровни знания. Самый высокий уровень обобщённости есть «первая философия».
    Четыре  определения дает Аристотель метафизике:
    ¦ исследование причин, первых или высших начал;
    ¦ познание «бытия, поскольку оно бытие»;
    ¦ знание о субстанции;
    ¦ знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
    Аристотель  вкладывал новый смысл в уже  известную терминологию. Первую аристотелевскую  причину целесообразно называть эйдетической (от слова «эйдос»), не забывая о её другом (латинизированном) названии - «формальная причина». Следующая  из отмечаемых Аристотелем причин – материальная. Две причины, взятые вместе, определяют условия и основание существования вещи и являются достаточными для объяснения реальности, взятой статистически, то есть неподвижно. Учение о четырёх причинах Аристотель связывает с учением о бытии.
    Классификация наук у Аристотеля
    НАУКА                                                                    ПРЕДМЕТ НАУКИ
    
      

    
      


2.2. Бытие и  его смысл
 









 
 
 
 
 

    2.2. Бытие и его смысл 

    Смысл вопроса бытия остаётся у Аристотеля тем же, что и у предшественников, прежде всего у Платона. Именно: когда и при каких условиях нечто существует, а когда его существование является иллюзией, то есть данное нечто лишь «мнит», что существует. Аристотель разработал обобщённое учение о типах бытия. Он исходит из возможности не одного, а разных типов бытия. Таких типов четыре:
    d бытие как категория;
    d бытие как акт или потенция;
    d бытие как акциденция;
    d бытие как истина.
    Самое оригинальное и простое – бытие как истина. Оригинальность Аристотеля в данном пункте проявляется в том, что он чётко выделил и обозначил то, что у предшественников только намечено. У Аристотеля истинность и неистинность бытия принадлежат человеческому интеллекту. Если мысль, идея, рассуждения истинны, то они существуют. Ложь не обладает свойством бытия, то есть правильно будет сказать, что ложная мысль не существует, а производит видимость существования. Ложная мысль не обладает целостностью, последовательностью, логической строгостью, поэтому при внимательном рассмотрении рассыпается, «растворяется», то есть уходит в небытие, что и свидетельствует о её изначальной небытийственности. Ложь возникает тогда, когда разум соединяет с реальностью несоединимое и разъединяет то, что не подлежит разъединению. Иначе говоря, ложная мысль не трудится над уяснением субстанции, то есть того, что должно быть основой для всякого соединения; такая мысль действует произвольно, поэтому соединяет без всякого правила, по произволу. Не ведая понятия субстанции, она не способна и разъединять, тем самым непозволительно разрывать целостность.
    Бытие как акциденций – это бытие случайное. Смысл выделения такого рода бытия в том, что, по Аристотелю, в общем случае предмет существует тогда, когда имеется закон его существования. Под законом понимается, во – первых, упорядоченная связь частей предмета между собой, регулярность, проявляющиеся в процессе изменения предмета. Во – вторых, это закон взаимодействия с другими предметами, их совокупности и в пределе с миром в целом. Но закон можно установить только тогда, когда имеется множество случаев взаимодействия. «Бытие как акциденция», выделяемое мыслителем специально, - лишь наиболее крайнее проявление случайности, когда она становится определяющей, вытесняя проявление эйдоса.
    Бытие как потенция и акт. В понятие эйдоса, или формы, Аристотель вкладывает все, что с различных сторон определяет бытие вещи (то есть предмета, могущего быть мыслимым как нечто определённое), а также условия его бытия. Бытие как потенция и акт раскрывает эйдос, или форму, не только как внешнюю форму – зрительную и осязательную, - но и как существенную внутреннюю форму.
    Бытие как категория. Аристотель отмечает следующие главные категории:
    O субстанция или сущность;
    O качество;
    O количество;
    O отношение;
    O действие;
    O страдание;
    O место;
    O время.
    Смысл этого вида бытия – в утверждении  сводимости всего бесконечного многообразия эйдосов к определённым и наиболее общим классам или группам. Каждый из классов имеет, следовательно, свой особый эйдос и может быть рассмотрен сам по себе, независимо от отдельных предметов, входящих в данный класс, или от других характеристик предмета. Поэтому бытие как категория может быть охарактеризовано также, как «бытие в себе».
    Учение  о бытии и его четырёх типах (бытие как категория, бытие как  акт или потенция, бытие акциденций, бытие как истина) подводит к аристотелевской метафизике – учению о сверхчувственной субстанции.  


2.3. Проблематика  субстанции, материи и формы 



    В первом приближении сверхчувственная субстанция – это душа, взятая в аспекте, прежде всего интеллекта. Душа есть внутренний эйдос движущегося тела. Она есть энергия его движения, взятого в самом широком понимании, - не только механического перемещения в пространстве, но и разнообразной деятельности. Одновременно душа – принцип единства организма, благодаря которому при всех изменениях он не разрушается, а остаётся самим собой. Вот в этом смысле она и является его сверхчувственной субстанцией. Но она базируется на субстанции чувственной – на тех материальных частях, которые составляют ядро целостности организма, хотя душа, конечно, не совпадает с ними. Более того, именно душа есть их интегративное выражение. Интегративность здесь понимается сверхсуммативность, то есть нечто большее, чем простая арифметическая сумма частей. Поскольку организм функционирует как слаженное целое, поскольку он есть нечто большее, чем сумма своих частей. Сверхчувственная субстанция есть план, или проект организма – то, что идеально его объединяет.
    Душа  управляет телом. Но, по Аристотелю, это управление не логическое, не механическое, не этическое, а художественное. Душа для Аристотеля не что иное, как  принцип художественного оформления тела.
    Таким образом, всякий организм обладает душой, которая выступает его сверхчувственной субстанцией. Но отсюда следуем, что должна существовать «субстанция вообще», как таковая, то есть «субстанция всех субстанций». Таков, как легко заметить, один из логических приёмов аристотелевского мышления:  понятие рассматривается не только как обобщение некоторого класса предметов, но и как логическая функция, в том числе и от самого себя – «форма всех форм», «принцип всех принципов», «субстанция всех субстанций».
    Аристотель  является дуалистом: он признаёт существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.
    Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же –  источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становиться действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
    Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому  понятию «идеи». Форма – это  некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди мы получаем определённый предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.
    Материя и форма в конкретных вещах  диалектически связанны: то, что  выступает в качестве формы в  одном отношении, в другом выступает  как материя.
    Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:
    O её сущностью;
    O источником движения;
    O причиной;
    O целью. 
 
 


2.4. Душа  и её трёхчастность 

    Учение  о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связанна, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Поэтому психология – и часть физики, и часть теологии (первой философии, метафизики).
    Аристотель  отдаёт предпочтение психологии перед  биологией, говоря, что «занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот».
    В своём тракте «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий  своей метафизики: через сущность, форму, возможность, суть бытия, энтелехию. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Душа – спутница жизни. Её наличие – свидетельство завершённости тела, осуществления возможности жизни.
    Аристотель  различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своём минимуме душа есть везде, где есть жизнь.
    Лестница  живых существ в психологическом аспекте:
    0 растительная душа – первая и самая  общая способность души, чьё дело – воспроизведение и питание, а воспроизведение – минимальная причастность к божественному;4
    0 животные отличаются от растений тем, что обладают способность воспринимать формы ощущаемого без материи. Здесь слово «формы» употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;
    0 человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом. В силу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа. 


2.5. Основные  принципы познания Аристотеля 

    У Аристотеля нет специальных работ по теории познания. Но о познании он, естественно, говорит везде – и в метафизических, и в физических и в логических своих сочинениях, а даже в трудах, посвящённых этике и политике.
    Вера  Аристотеля в объективность познания и в силу и мощь разума хорошо просматривается в той полемике, которую вёл философ против тех, в ком можно увидеть тогдашних примитивных субъективных идеалистов и скептиков.
    Любовь  к знанию – прирождённое свойство как людей, так и животных. Так  как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
    Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырёх стадий (схема 3).
    Стадии  познания
Стадии  познания Предмет познания
1.Чувственное восприятие отдельных вещей  и их свойств
Конкретные  единичные вещи
2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете Множество конкретных единичных вещей
3. Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей То общее, что  имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы
4. Философии (науки) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика Высшие формы, первопричины и высшее цели всего  сущего
Знать, по Аристотелю, - значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.
     Список используемой литературы 
 

    
    Гриненко  Г.В. История философии: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. –689 с.
    Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М.: Мысль,  1989.-205с.
    Скирбенк Г., Гилье Н. История философии: Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 800 с.
    Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 702 с.
    Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2 – е, дополненное: Учебн. Пособие для вузов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. – 608 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.