На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Период реконкисты в истории средневековой Испании

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       1. Введение
       Характеризуя  процесс изучения Реконкисты, стоит отметить, что практически медиевист встречался с большими трудностями. Публикация сохранившихся источников в Испании продвигалась медленно, подбор документов для опубликования проводился довольно тенденциозно, в соответствии с тем кругом вопросов, которые занимают испанских историков, поэтому документов, освещающих социальную и экономическую историю Испании эпохи средних веков, издано малое количество. Несмотря на затруднения в изучении испанского средневековья, советские медиевисты сумели решить ряд проблем, связанных с основными этапами исторического развития Испании в средние века. В советской историографии средневековой Испании, принципиально отличающейся от западной и по методологии, и по самой тематике исследования, основное внимание уделялось социальной и экономической истории крестьянства и городского плебейства, вопросам периодизации, выяснению влияния Реконкисты на последующую историю народов Пиренейского полуострова и т. д.  
Однако достижения советских испанистов не исключили того, что многие вопросы так и остались неразработанными.

       Поскольку, слабо изучены многие проблемы, связанные с влиянием Реконкисты на последующую историю Испании. А также не изучен и вопрос об общинах бегетриях, которые были одним из наиболее оригинальных явлений испанского средневековья, связанным с многовековой борьбой народом Пиренейского полуострова за обратное отвоевание земель у арабов. Можно сделать вывод, что период Реконкисты все также остался актуален для исследования современными медиевистами. В свою очередь, изучение бегетрий, по мнению Л. К. Кудрявцева, «имеет кардинальное значение для постановки и изучения основных проблем средневековой Испании».1 
 

       1.1. Историография  средневековой Испании в работах советских медиевистов и характеристика используемой для работы литературы. 

       Приступая к анализу основных работ по древней  и средневековой истории Испании, следует отметить сходство и различие в подходах к оценке данного явления. Ряд европейских историков кон. 20 в. (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера) склонны рассматривать процесс Реконкисты как цепь военных предприятий, которые велись под знаком религиозной борьбы христиан против «неверных» с идеологической платформой в виде католичества. Подобный подход в свою очередь усиленно критиковался советскими медиевистами за недооценку экономических мотивов Реконкисты, их влияния на социально-экономическую и политическую историю народов полуострова, в общем, и религиозную составляющую Реконкисты. Общей же тенденцией исследований советских (Корсунский А. Р., Кудрявцев А. Е.) и европейских (Р. Менедес Пидаль, К. Санчес Альборнос, Х. Висенс Вивес) авторов является признание исключительного влияния и арабского завоевания и Реконкисты на ход общеевропейской истории .2
       Особенное внимание советских историков испанская тематика привлекла в 30-е годы 20 века. В эти годы в Ленинграде, в Педагогическом институте им. Герцена, сложилась группа исследователей изучавших историю средневековой Испании, работа которой была прервана лишь началом Великой Отечественной войны. Накануне войны кафедрой истории средних веков Ленинградскою пединститута был выпущен сборник, основная часть которого освещала вопросы истории Реконкисты и Испании XV в.3 Научная деятельность этой организации была возглавлена Кудрявцевым А. Е., который в течение нескольких лет занимался проблемами средневековой Испании. Именно с его стороны была предпринята попытка создать обобщающий марксистский труд по истории средневековой Испании. В 1937 г. в серии научно-популярных работ выходит его книга «Испания в средние века», рассчитанная па самые широкие круги советских читателей, где автор увлекательно освещает события истории Испании со времени основания Римской империи до 1700—1714 гг. Также к книге тематически примыкает статья Л. Б. Кудрявцева «Основные проблемы изучения средневековой Испании», в которой автор стремится обосновать свой подход к основным этапам исторического развития Испании и наметить вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию. Особенностью данной работы явилось то, что популярный характер монографии обусловил недостаточную научную глубину в анализе изучаемых явлений и отсутствие развернутой аргументации при доказательстве некоторых положений. Однако конкретность повествования, привлечение широкого круга источников и литературы, большое внимание к социально-экономическим вопросам сделали книгу А. Е. Кудрявцева актуальной для своего времени.
       Общая картина исторического развития средневековой Испании дана в  учебнике по истории средних веков  и в III - VI томах «Всемирной истории» в главах, написанных Е. А. Косминским, С. Д. Сказкиным и А. И. Неусыхиным.4 В противоположность западной историографии, основное внимание которой было направлено на освещение только политических и военных событий, советские медиевисты рассматривают историю народов Пиренейского полуострова под углом зрения тех социальных и экономических изменений, которые происходили на каждом этапе её истории.
       Работа И. В. Арского, посвященная вестготскому периоду,— «Сельская община в готской Испании» — затрагивает один из наиболее важных вопросов для понимания последующей истории Испании. Автор делает попытку теоретического освещения ряда проблем, связанных с влиянием общины на различные стороны политической и социальной жизни средневековой Испании. Также стоит отметить тот факт, что с его стороны приводятся некоторые точки зрения западных историков по вопросу о происхождении общинных институтов эпохи Реконкисты. В противоположность мнению М. Ковалевского, считавшего, что ««общинное устройство» сформировалось в средневековой Испании позже вестготской эпохи и именно в условиях Реконкисты, Арский рассматривает общину не только как порождение военно-колонизационной обстановки Реконкисты, но как прямое продолжение социальных институтов готского периода испанской истории. В то же время он утверждает, что в эпоху Реконкисты общинный элемент был развит несравненно богаче, чем в готской Испании. По мнению автора, главенствующая роль общинного устройства в социальном строе испанских государств эпохи средневековья подтверждается отчасти тем, что здесь общинные институты сохраняются в известной степени вплоть до XIX в.
       Аграрные  отношения вестготского периода  до последнего времени оставались малоизученными в советской историографии.5 Этот пробел частично восполняется опубликованными статьями А. Р. Корсунского «Рабы и вольноотпущенники в вестготском государстве VI—VII вв.» и «О развитии феодальных отношений в готской Испании V—VII вв. (формирование зависимого крестьянства)». Автор в общих чертах характеризует результаты исторического развития вестготского государства за три века существования. При всей незавершенности процесса феодализации даже к VIII в. вестготское государство по своему характеру и функциям являлось, как доказывает Корсунский, раннефеодальным государством; завоевание Испании вестготами нанесло сильный удар по испано-римским латифундистам и стало, таким образом, исходным моментом феодализации.
       В работах Кудрявцева справедливо указывалось, что нецелесообразно отделять историю Кордовского халифата от истории северных испанских государств. К сожалению, история этих государств, так же как и история Конкисты (начального этапа завоевания, который вызвал Реконкисту) и самого равного периода Реконкисты, шедшей из Астурии, не подвергалась монографическому исследованию в советской историографии. Это в большой степени объясняется малым числом источников по данному вопросу.
       Рассматривая  историю Кордовского халифата стоит  отметить работу проф. Б.Н. Заходера «Восточное средневековье» и III том «Всемирной истории». Именно здесь определена схема дальнейшего исследования этого сложного периода испанской истории.
       Изучению  Кастильского государства, которое  возникло в процессе Реконкисты и  сыграло в определяющую роль, в  советской историографии уделено  недостаточное внимание. Между тем на общественный строй Кастилии, оказавшейся центром борьбы с маврами, Реконкиста наложила наиболее характерный отпечаток.
       Политическое  развитие Каталонии в значительной мере исследовано испанскими историками. В советской медиевистике впервые начал изучение социальной истории русский историк В. К. Пискорский, выдающийся испанист, монография которого «Крепостное право в Каталонии в средние века» переведена на испанский язык и считалась наиболее авторитетным исследованием по данной теме. Продолжая работу, начатую Пискорским, И. В. Арский написал монографию, в которой рассматривает более ранний период истории Каталонии, чем Пискорский (книга В. К. Пискорского касается XIV — XV вв., И. В. Арский изучает VII—XII вв.). Отсутствие литературы, справочных пособий по испанскому средневековью и его источниковедению сильно затрудняло работу, но И. Арским был создан труд, в котором на основании тщательного изучения документов рассмотрен один из наиболее важных моментов социальной истории средневековой Испании.
       Таким образом, А. Е. Кудрявцев в своих  работах, К. А. Косминский и С. Д. Сказкин  в соответствующих главах «Истории средних веков» впервые поставили  вопрос о новой периодизации истории  средневековой Испании. В то время  как испанскими историками при периодизации принимались в расчет только внешние события (этапы испанской истории связываются с завоеваниями, воинами, временем правления того или иного монарха), советские медиевисты сделали попытку определить периоды испанской средневековой истории, исходя из социально-экономического развития общества. В частности, одним из важных этапов испанской истории советские медиевисты считают Реконкисту — период многовековой борьбы испанского народа за освобождение своей территории от господства арабов.
       Останавливаясь  подробнее на определённых работах, стоит отметить наиболее крупный труд советской школы медиевистики: «История Испании» в 2 томах испанского учёного Рафаэля Альтамира-и-Кревеа (1866—1951) 6. В первом томе, в разделе «Древность» автор представил исторический обзор более двух тысячелетий испанского исторического развития, начиная с XVIII — XV вв. до н. э. Автором кратко охарактеризованы иберийские племена, процесс вторжения кельтов (VI в. до н. э.), финикийская и греческая колонизация и последующее карфагенское господство. При этом детальнее автор останавливается на процессе завоевания Испании римлянами. Раздел «Средние века» знакомит с историей вестготского (V—VII вв. н. э.) и арабского (VIII — XV вв.) господства, и с последующей Реконкистой. Альтамира детально описывает основной исторический процесс XI—XIII вв.: мусульманская держава слабеет и распадается, на Пиренейском полуострове образуются две крупные христианские державы, на западе и в центре Кастилия, а на северо-востоке — Арагон с Каталонией. Структурная часть первого тома завершается главами, посвященными окончанию Реконкисты и началу процесса национального объединения (XIII—XV вв.), установлению политического единства и абсолютной монархии (1479—1517 гг.). Во втором томе работы автором описана история страны в XVI—XVII вв., при этом рассмотрены проблемы роста политической гегемонии Испании в Европе и Америке и причины её упадка.
       В данной работе, целью и задачей  является рассматривание Реконкисты не только как цепь военных столкновений, шедших с переменным успехом, но и как сложный, и многообразный колонизационный процесс, который охватил все слои общества и в результате которого произошли глубокие изменения в социальном и политическом устройстве страны 

       2. Период  реконкисты в истории средневековой Испании.
       2.1. Что такое реконкиста  и ее предпосылки. 

      Этот  новый период обычно называется периодом обратного отвоевания земель у мавров, или коротко по-испански периодом реконкисты. Однако самое название еще не определяет всего сложного содержания этого периода, которому суждено было сыграть столь решающую роль. Значение его раскрыто Марксом в статьях, посвященных революционной Испании XIX в. По его замечанию: «Местная жизнь Испании, независимость ее провинций и коммун, разнообразие в состоянии общества были первоначально обусловлены географическими свойствами страны, а затем развились исторически благодаря своеобразным способам, какими различные провинции освобождались от владычества мавров...»7. Начало реконкисты восходит к XI в., а завершение — к концу XV в., когда в 1492 г. был взят последний оплот мавров Гранада и все отвоеванные у мавров территории объединились под властью брачной четы — Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. В итоге образовалась испанская монархия, которая во многом отличалась от других европейских монархий. Наиболее характерное отличие заключалось в том, что эта монархия, как подчеркивает Маркс, «... нашла в Испании материал, по самой своей природе не поддающийся централизации...»8, ибо слишком была глубока противоречивость общественных сил, слишком сложны были исторические условия как в рассмотренные уже нами периоды, так в особенности в период реконкисты, условия, в которых окончательно оформилась испанская нация и слагалось единое испанское государство в форме абсолютной монархии. По существу говоря, реконкиста была по счету уже третьей попыткой объединения страны, если оставить в стороне период римского господства, относящегося к эпохе не феодального, а рабовладельческого общества. Эти три попытки объединения составляют и три этапа средневекового развития Испании, три ступени в образовании испанской феодальной системы. Время нашествия варваров — свевов, вандалов, аланов, наконец, визиготов и образование визиготского варварского королевства составляет начальный этап этого процесса; этот этап в значительной мере является еще периодом дофеодальным, но уже последнее столетие визиготского господства вводит Испанию в рамки феодального общественного строя. До этого момента ход испанской истории не представляет существенных отличий от хода европейской истории. Но, начиная с VIII в., исторические пути Испании и остальной Европы резко расходятся. На континенте Европы дальнейшее формирование феодализма и связанное с ним образование народностей находит свое выражение в распаде обширной империи Карла Великого, из которой выделяются все европейские нации, существующие и по настоящий день. На Пиренейском полуострове ход событий пошел иным путем благодаря тому, что визиготское королевство не обнаружило той жизнеспособности, какой отличалось соседнее франкское государство, и арабы вместе с африканскими маврами утвердились на территории бывшей визиготской монархии, отодвинув ее жалкие остатки далеко к северу. Период Кордовского халифата, был временем необычайного экономического, политического и культурного расцвета Испании, и уже одно это обстоятельство не могло не видоизменить существенным образом слагавшихся уже и раньше феодальных отношений на полуострове. Он ослабил остроту крепостных отношений предшествующего периода, открыв простор общественному разделению труда. Но мавритано-арабское владычество не превратило испанцев в арабов или мавров, а наоборот, испанская народность продолжала формироваться — и при том в благоприятных условиях — в течение данного периода. В этом и заключается основное отличие исторического пути средневековой Испании от истории европейских государств. Отсюда вытекало и своеобразие периода реконкисты, проводником которой явились остатки визиготской монархии на севере, лишившейся в итоге арабских завоеваний своей материальной базы.
      Реконкиста  — этот сложный и глубоко противоречивый процесс. Нельзя себе представлять его как одну только цепь завоевательных походов. Многовековая борьба между маврами и христианами имела тот же исторический смысл, как и относящиеся к той же эпохе войны за территории и классовая борьба внутри отдельных государств в остальной Европе. Это была борьба двух крупных коалиций в рамках одного и того же феодального строя, борьба за обладание материальной базой полуострова. К начальному моменту так называемой реконкисты арабская Испания являла картину ожесточенной борьбы между представителями господствующего класса, распадавшегося на отдельные владетельные фамилии. В силу целого ряда причин и испано-арабский феодальный порядок вступил в фазу разложения, которая, однако, не создавала необходимых предпосылок для перехода на более высокую ступень экономического развития, в то время как северные феодальные государства, хотя и медленно, но продолжали развиваться по пути оформления феодальных отношений. Реконкиста была широким массовым движением на юг, захватившим все группы феодального общества, не только сеньоров, но и горожан, а также и все разновидности угнетенного класса. Первых манила на юг жажда земельных и материальных захватов, крестьянство искало выхода из-под феодального гнета, а для испанского города это открывало широкие возможности развития.
      Однако  особенностью исторического развития Пиренейских государств явилось  то, что продвижение на материально  богатый юг, освоение всей территории полуострова и овладение производительными силами, унаследованными от мавров, с одной стороны, создавало необходимую базу для экономического и политического объединения страны и в то же самое время резче выявляло особенности отдельных составных частей этого «общехристианского» фронта, который сам раздирался глубокими противоречиями как между отдельными областями, так и внутри каждой из них. В итоге и создавался такой материал классовых взаимоотношений, который, по замечанию Маркса, не поддавался централизации.
      Основную  причину реконкисты нужно, конечно, искать на севере, а не на юге Испании. Именно там наметился перелом в общественном развитии этих маленьких государств. Характерно, что и в остальной Европе на тот же XI в. падает момент крупного сдвига как в экономическом, так и в политическом развитии отдельных стран, и этот сдвиг сказался на ряде таких событий, как крестовые походы, завоевание Англии норманнами, немецкая колонизация на восток за реку Эльбу и т. д. . В Испании этот общеевропейский перелом в историческом ходе событий имел свои особенности, для выяснения которых нам необходимо хотя бы коротко остановиться на истории северных государств периода, современного существованию Кордовского халифата и предшествовавшего начальному моменту реконкисты, т. е. XI в.
      Преобладание  натурального хозяйства, слабое развитие промыслов, ограниченный обмен, недостаток необходимых средств существования, отсутствие постоянных сношений с внешним миром, набеги и опустошения норманнов и мавров, частые голодовки и эпидемии — таков был общий фон жизни на севере полуострова. Экономическое развитие этих областей медленно подвигалось вперед, в то время как власть сеньоров над крестьянами продолжала расти. Постоянные войны между феодалами еще более ухудшали положение зависимых групп населения. Короли широко практикуют раздачу земель и замков представителям знати, сумевшим создать для себя независимое положение.
      На  протяжении указанных столетий в  этих небольших государствах все  напоминало визиготские времена. Сюда тянулся поток эмиграции с  юга и как раз таких общественных групп, которые больше всего пострадали от арабского завоевания. Прежде всего это представители католического духовенства, лишившиеся своих земель и церковных богатств. Направлялась сюда и испано-готская знать, не поладившая с новым режимом. Господство фанатичного духовенства и вечные раздоры между отдельными знатными фамилиями создают для местного крестьянства невыносимое положение. В особенности велика была роль католической церкви, добившейся полного освобождения от повинностей, строившей монастыри и храмы, воспитывавшей свою паству в духе исключительной ненависти к неверным. Таким образом, развитие феодальных отношений здесь продолжалось с той только разницей, что в государствах северного побережья, из которых выделилось королевство Леон, а потом и Кастилия, заметна была большая сила сопротивления со стороны крестьянства, в то время как на территории Испанской Марки, более тесно связанной с югом Франции, чем с полуостровом, закрепощение крестьянства шло полным ходом.
      В Х в., когда Кордовский халифат был на вершине своего могущества, северные королевства были отодвинуты вплотную к прибрежным горным хребтам, да и там не чувствовали себя в полной безопасности. Однако в XI в. в соотношении сил на Пиренейском полуострове стали происходить крупные изменения. На территории бывшего Кордовского халифата в это время было уже 23 отдельных мусульманских государства, находившихся между собою в состоянии непрерывной войны, между тем как северные христианские государства начинают медленно, но неуклонно расширять свои территории по направлению к югу. В результате возникают новые государственные образования. Прежнее королевство Астурия с 923 г. превращается в королевство Леон, раздвинувшее свои границы до реки Дуэро. Из состава этого королевства тогда же в водоразделе между Эбро и Дуэро выделилось графство Кастильское, получившее это название от многочисленных замков (по-латински «кастеллум»), которые строились на границе с арабским миром, с главным городом Бургос. В 1037 г. Кастилия становится королевством и в дальнейшем играет уже руководящую роль в продвижении на арабский юг. К тому же времени относятся возникновение Арагонского королевства и территориальное расширение графства Барселонского (получившего в XII в. название принципата Каталонского).
      Этот  начавшийся территориальный рост северных королевств сам по себе служил показателем их экономического роста, установления более тесной связи между отдельными областями и более тесных сношений с европейскими странами и арабской Испанией.
      Многовековая  борьба с маврами и отвоевание у них территорий распадается на два основные периода. Первый охватывает время с XI до половины XIII в., когда почти весь полуостров был отвоеван и за маврами осталась только одна Гранада. Второй период, со второй половины XIII до конца XV в., завершается взятием Гранады и образованием единой Испанской монархии. Эти два периода составляют и два этапа в развитии феодальных отношений на Пиренейском полуострове.  

      2.2. Колонизация в период реконкисты. 

      Колонизация завоеванных земель на льготных условиях была одной из наиболее существенных сторон реконкисты. Колонизаторами были и короли, и знать, и духовенство. От них жители новых поселений получали особые права и привилегии, изложенные в грамотах, называвшихся cartas de poblacion, cartas-pueblas, libertades, fueros - в Леоне, Кастилии, Наварре и Арагоне, foros, foraes, costumes – в Галисии и Португалии, furs, us,  pliviligis – в Каталонии. Из этих терминов для обозначения многочисленных хартий вольностей, которые давались или вновь основанными поселениям или уже издавна существовавшим, fueros было наиболее употребительным. Он происходит от лат. слова «forum», что значит «рынок», «суд», «право». Первым испанским fuero был вестготский кодекс «forum judicum» или  «fuero juzgo». Он остался действующим правом Испании и после завоевания ее арабами. Но значение его, как общенародного кодекса, постепенно суживалось. Когда от Леонского королевства отделилось графство Кастильское, в последнем стало действовать местное фуэро Бургоса, главного города Кастилии; Бургосское фуэро в свою очередь утрачивало общее значение, по мере того,как отдельные города и местечки Кастилии также приобретали самостоятельные фуэросы. Насколько сузилось уже в XIII в. первоначальное значение Forum judicum, можно видеть в том факте, что король Фердинанд Св. пожаловал его в 1241 г. г. Кордове и всей Андалузии в качестве муниципального фуэро.
       Вследствие  своего богатства и разнообразия испанские фуэросы не поддаются  какой- либо общей характеристике или  определенной классификации. Содержание их бесконечно варьируется в зависимости от условий места и времени. Можно только сказать, что все свободные, гражданские и политические учереждения средневековой Испании, отличающиеся таким своеобразием, берут свое начало в фуэросах ранней реконкисты.
      Безправный  серв Испании начала реконкисты становился гражданским лицом, наделенным известной суммой прав, как только отношения его к сеньору подвергались регламентации в форме фуэросов.  Последние, поэтому, могут рассматриваться, как начало того освободительного движения зависимых классов общества, которое возникает повсеместно в средневековой Европе, в одних  странах раньше, в других  - позже. Испания же, в этом отношении опередила всю Европу, так как первые ее фуэросы датируются еще началом IX в. Правда, это освободительное движение началось в различных государствах Пиренейского полуострова не одновременно и развивалось не с одинаковой силой.
       
      2.3. Первый период  реконкисты (XI—XIII ВВ). 

      Внешняя история реконкисты рисуется в следующем  виде. Ведущая роль в продвижении на юг принадлежала Леоно-Кастильскому объединению, другое же — Арагоно-Каталонское — было тесно связано со средиземноморским побережьем и южной Францией и его доля в освоении мавританских земель оказалась значительно меньшей. В XI в. борьба шла прежде всего за овладение всем обширным Кастильским плоскогорьем, занимавшим середину полуострова и отделявшим север от основной территории мавров юга Испании. Легкий выход из этого плоскогорья к северным горным цепям создавал надежную стратегическую опору для армий Кастилии и Леона, которым иногда приходилось отступать к этому кордону горных хребтов с тем, чтобы в благоприятный момент возобновить свое наступление. Крупным этапом в этом наступательном движении было окончательное овладение бассейном реки Дуэро (включая сюда и португальскую часть этой реки) при первом кастильском короле Фердинанде I (1037—1065 гг.) и взятие Толедо, бывшей столицы визиготских королей, его сыном Альфонсом VI (1072—1109 гг.) в 1085 г. Это означало утверждение в долине реки Тахо, так как Толедо занимал командующее положение в центральной части Кастильского плоскогорья и служил естественно укрепленной опорой для удержания уже завоеванных областей. С момента взятия Толедо собственно и начинается широкое колонизационное движение, закреплявшее и осваивавшее каждую пядь завоеванной территории. В дальнейшем, в течение XII в. борьба шла с переменным успехом. Еще при Альфонсе VI, тотчас же после взятия Толедо, приглашенному в Испанию вождю африканских мавров Юсуфу Альморавиду удалось нанести жестокое поражение (1086 г.) в битве при Залаке близ Бадахоза соединенным силам Кастилии, Наварры и Арагона и объединить под своей властью разрозненные мусульманские княжества. Господство фанатичных Альморавидов резко ухудшило положение христианской части населения арабской Испании, так называемых мосарабов, и они массами переселялись из Андалузии, Валенсии на берега Дуэро и Эбро, а те, кто оставался на местах, подготовляли своим сопротивлением тирании африканских владык продвижение испанцев на юг.
      Однако  и между северными государствами  на протяжении всего периода реконкисты и, в частности, в XII в. шли постоянные войны за территории и за власть. Главными соперниками в этой борьбе были Кастилия и Арагон, пределы которого значительно расширились при короле Альфонсе I (1104—1134 гг.). Он совершил ряд успешных завоевательных походов против мавров и закрепил за собою крупнейший город на реке Эбро, Сарагоссу (1118 г.), ставшую столицей Арагона. Взятие Сарагоссы в этой части полуострова имело такое же крупное стратегическое значение, как взятие Толедо на Кастильском плоскогорье. Казалось бы, после таких крупных успехов оставалось возможно более настойчиво вести наступление дальше на юг. Но в том то и заключается особенность реконкисты, что она была не только серией военных походов. Движение на юг шло стихийно, разрозненно, каждое государство действовало на собственный страх и риск, ревниво оглядываясь на своих соперников. В редкие моменты создавался общехристианский фронт, чаще всего действовали врозь, одновременно ведя борьбу и друг с другом. Так случилось и в XII в. После взятия Сарагоссы между Арагоном и Кастилией десятки лет тянется борьба за подчинение одного другому. Так, кастильский король Альфонс VII (1126—1157 гг.) захватывает ряд территорий, принадлежавших Арагону, и претендует на верховенство над всеми испанскими государствами. Он даже присвоил себе титул «императора Испании», но встретил решительный, отпор со стороны отдельных государств северной Испании.
      В течение первой половины XII в. произошли два крупных территориальных изменения в этой части полуострова. Наварра отделилась от Арагона, избрав, собственного короля, но в то же самое время (1137 г.) произошло политическое объединение под одной короной Арагона и графства Барселонского, получившего в дальнейшем название Каталонии. Второе крупное изменение произошло в западной части полуострова; там выделилось еще в конце XI в. графство Португальское. При кастильском короле Альфонсе VII граф Альфонс Энрикес, совершив ряд удачных набегов на земли мавров и соседнюю Галисию, присвоил себе титул короля. Альфонс VII санкционировал этот титул, поставив нового короля в вассальную зависимость от Леоно-Кастильской короны (1143 г.) Однако в следующем году Альфонс Энрикес для укрепления независимости Португалии признал в качестве своего сюзерена римского папу. Этот акт и является формальным началом самостоятельного существования Португалии.
      Между тем в мусульманской Испании  произошли новые крупные изменения. В 1125 г. власть Альморавидов была свергнута  африканскими горцами — берберами, называвшими себя «альмогадами» (единоверцами). Установив свое господство в Африке, они явились в 1146 г. в Испанию и в течение нескольких лет подчинили себе все мусульманские области. Между тем в северной части полуострова междоусобия не прекращались. Ими было заполнено и малолетство Альфонса VIII, короля кастильского (1158—1214 гг.) — внука «императора Испании» Альфонса VII, — но как только он взял бразды правления в свои руки, он повел решительную борьбу со знатью, находя постоянную поддержку у горожан. При Альфонсе VIII наступает решительный этап реконкисты. Заручившись поддержкой Арагона, кастильский король стал на путь наступательных действий. Однако, на первых порах вождю альмогадов Альмансору удалось одержать над кастильцами крупную победу при Аларкосе в 1195 г. и вернуть обратно все завоеванные области к югу от Тахо, за исключением Толедо. Но это поражение явилось только прелюдией к решающим событиям. Альфонс VIII одновременно продолжал расширять территорию Кастилии за счет соседних «христианских» государств и подготовлять новый поход против мавров.
      Конец XII и начало XIII в. были временем крупнейших событий и в остальной Европе, и то, что происходило на Пиренейском  полуострове, не могло не привлечь внимания со стороны руководящих сил европейского феодального общества, в первую очередь папы Иннокентия III. В ответ на просьбу Альфонса VIII папа провозгласил крестовый поход в Испанию, и на его призыв отозвались итальянские рыцари во главе с епископами. Но и в самой Испании на помощь кастильцам стали стягиваться силы отдельных пиренейских государств, причем большую роль в организации похода играли три богатых и могущественных испанских ордена, возникшие во второй половине XII в.— Калатрава, Алькантара и Компостела. Кроме того, еще раньше на Пиренейском полуострове обосновались и значительные группы других орденов (тамплиеры и госпитальеры). Так образовалась громадная «крестоносная» армия, ряды которой, однако, стали редеть при первых же трудностях похода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.