На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ГК-форма государственного кредита

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.
      Однако  это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории
      Таким образом, государственный кредит является важным звеном общегосударственных финансов, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
      Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).
      Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
      Актуальность  данной темы определяется тем, что государственный кредит является действенным инструментом мобилизации значительных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования дефицита государственного бюджета. При этом, актуальность указанной темы также определяется тем, что посредством использования государственного кредита бюджетный дефицит финансируется на неинфляционной основе, то есть в финансовую систему вовлекаются временно свободные денежные средства как физических, так и юридических лиц.
      Цель  работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
      Задачи  курсовой работы:
      - рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
      - изучение форм государственного кредита;
      - изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.
        Для исследования и анализа  вопросов, сформулированных в содержании  курсового исследования, использованы  специальные методы научного  исследования, например, такие, как:  диалектический, формально–логический, системный анализ и синтез  и др.
      Данная  тематика наиболее широко раскрыта в учебнике «Финансы» под редакцией Л.А.Дробозиной, книге А.В.Шуляк «Финансы», учебнике по дисциплине «Деньги, кредит, банки» под общей редакцией Г.И.Кравцовой и др.
      При написании курсовой работы широко исследованы  монографические, учебные и периодические источники, посвященные исследуемому вопросу, нормативно-правовая литература (Закон о бюджете Республики Беларусь), использовались материалы трудов таких известных ученых, как: Берлин А.В., Жукова Г.Н., Заяц Е.Н., монография «Внешний государственный долг и его обслуживание» Мойсейчик Г.И., Прокопенко Л.В., Коленчиц Е.Ю.
      Также изучены монографии российских авторов  по исследуемой теме. Так, рассмотрены  публикации Жигаева А.Ю о роли и значении государственного кредита  в экономике, монография Косарева М.А., статистические данные, представляемые Национальным банком Республики Беларусь по данному вопросу, а также сведения по внешнему государственному долгу, размещенные на сайте Министерства финансов Республики Беларусь
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

      Вслед за деньгами изобретение кредита  является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс:
      либо  применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.
      Кредит  выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
      Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
      Раскрывая сущностные свойства кредита, обычно дают следующее определение кредита как экономической категории: кредит — это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Из этого определения видно, что обособление кредитных отношений в отдельный вид происходит на основе особенностей субъектов и объекта этих отношений.
      Государственный кредит является одной из ключевых форм кредита в силу того, что  посредством использования данной формы кредитных отношений государственные  органы власти и управления обеспечиваю  привлечение необходимых дополнительных ресурсов без использования эмиссионных механизмов центрального банка.
      Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнение свих функций. Необходимость существования государственного кредита как источник финансовых ресурсов государства объясняется тем, что он является формой разрешения противоречий между растущими потребностями общества в финансовых ресурсов и возможностями их удовлетворения за счет доходов бюджета и других поступлений.
      Государственный бюджет в основном перераспределяет часть национального дохода страны в соответствии с выбранными Республикой Беларусь приоритетами развития общества. Вместе с тем объем доходной части бюджета Республики Беларусь ограничен уровнем налогообложения, установленных действующим законодательством, платежеспособностью предприятий.
      Одновременно  растет нагрузка на расходную часть бюджета Республики Беларусь. Это связано с тем, что растут затраты государства по проведению социальной политики, обеспечению обороны страны, участию в международной деятельности. Доходов же бюджета не хватает для покрытия постоянно увеличивающихся расходов. И таким образом образуется дефицит бюджета[1, c.166].
      В этих условиях главным способом получения  дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.
      В период экономического подъема, потребность  в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.
      Как показывает исторический опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более  эффективным и верным средством  по сравнению с дополнительной эмиссией денег.
      Дело  в том, что спрос на денежные ресурсы  перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам. В то же время совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняется. Временное изъятие денег у населения и предприятий сокращает их платежеспособный спрос, из обращения изымаются избыточные деньги, замедляется обесценивание денег.
      Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Ныне эти две формы кредита  используются в Республике Беларусь. Емкость внутреннего рынка в большинстве стран незначительная, в связи, с чем их правительства прибегают к заимствованию у других стран и международных финансовых организаций, т.е. происходит развитие международного государственного кредита.
      Масштабы  заемной деятельности правительств многих стран достигают огромных размеров. Так, Министерство финансов США ежегодно производит займы на международном рынке ссудных капиталов в объеме 500 миллиардов долларов. Эти средства в основном идут на финансирование дефицита федерального бюджета.
      Набирает  темпы и заемная деятельность белорусского правительства. Причем в  последние годы она в основном осуществляется на внутреннем финансовом рынке. Все большая часть бюджетного дефицита покрывается за счет различных государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств[2, c.78].
      Необходимо  подчеркнуть, что в Республике Беларусь в первой половине 90-х годов XX столетия для покрытия дефицита бюджета, укрепления белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако, затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное, (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
      При проведении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
      Государственный кредит представляет собой отношения  вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.
      Посредством государственного кредита перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйствующие субъекты могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита привлекаются средства, предназначенные для текущих производственных и социальных нужд.
      В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
      Финансовые  отношения, складывающиеся, в процессе функционирования государственного кредита имеют три стороны.
      Первая, характеризует государственный  кредит как особую форму движения стоимости, посредством государственного кредита формирует дополнительные общегосударственные финансовые ресурсы.
      Вторая  заключается в том, что ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, характеризуются возвратностью и платностью. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата процентов происходит в основном за счет государственного бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения носят перераспределительный характер.
      Третья  отражает добровольный характер государственного кредита.
      Следует заметить, что в истории нашего государства наблюдался и отход  от этого принципа (в период Великой  Отечественной войны кредитные  средства привлекались в принудительном порядке).
      Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ. Это форма мобилизации временно свободных денежных средств предприятий, организаций, учреждений и населения для удовлетворения потребностей общества на условиях возвратности, срочности, платности.
      Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:
      - составом заемщиков и кредиторов;
      - конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;
      - местом получения кредита; формой его оформления;
      - методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
      - сроками погашения государством своих обязательств;
      - степенью риска кредитора и заемщика.        
      В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Правительство и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.
      Финансовые  отношения, складывающиеся, в процессе осуществления госкредитных операций имеют свои особенности. Назовем  основные из них [3, c.130]:
      1.Государственный  кредит, как правило, берет государство  в основном в затруднительных ситуациях в основном для покрытия бюджетного дефицита, и на другие общегосударственные цели и программы;
      2.На  уровне центрального правительства  государственный кредит не имеет  конкретного целевого характера, тогда как позаимствованные средства на более низком уровне или банковский кредит имеют четко выраженную целевую направленность, Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
      Если  при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения, обычно выступают какие-то конкретные ценности, товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество государства.
      При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его  нарушение влечет за собой экономические санкции. Например, установление выплаты повышенных процентов за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся на добровольных началах, экономические санкции к заемщику - государству не применяются.
      Государственный кредит всегда является средством сокращения денежной массы в обращении. При непродуманной кредитно-денежной политике с помощью банковского кредита увеличивается избыточная масса денег в обращении, что приводит к инфляции.
      Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
      Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
      Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.
      Положительное значение государственного кредита  для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.
      Иное  дело, если средства, мобилизованные с  помощью государственных займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов — т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.
      Размещение  новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
      Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.
      Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции: фискальную, регулирующую, контрольную.
      Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
      Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
      Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
      При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
      Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока позаимствования средств и процентов до кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.
      Регулирующая  функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
      Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.
      Напротив, если государственный долг финансируется  за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.
      Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий и организаций изменяется при покупке государственных ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стране являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.
      Контрольная функция государственного кредита  тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы, в частности Парламент и Совет Министров.
      У государственного кредита как звена  финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения — с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.
      В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.
      В Беларуси предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, а также пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России — федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств). Предельный размер государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.
      Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость, которое проявляется:
      а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;
      б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов;
      в) кредитовании экспорта отечественных товаров и др.
      При правильной организации государственный  кредит оказывает положительное  воздействие на экономику. Мобилизация  государством временно свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций способствует укрепления денежного обращения в стране и вместе с тем служит источником доходов для инвесторов финансовых ресурсов.
      Мобилизация временно свободных денежных средств  используется государством для двух целей[4, c.284]:
      на  покрытие дефицита госбюджета примерно 80% (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций);
      на  финансирование отдельных статей госбюджета сверх текущих возможностей государства (посредством выпуска государственных  краткосрочных облигаций).
      Для кредиторов – физических и юридических  лиц, государственный кредит – форма сбережения, инвестирование средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.
      На  основании рассмотренных в данной части работы материалов можно сделать  следующие выводы:
      - Государственный кредит является одной из ключевых форм кредита в силу того, что посредством использования данной формы кредитных отношений государственные органы власти и управления обеспечиваю привлечение необходимых дополнительных ресурсов без использования эмиссионных механизмов центрального банка;
      - Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов;
      - Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным;
      - Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени;
      - Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: фискальную, регулирующую, контрольную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

      Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство  формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит.
      Государственный кредит может быть внутренним, когда  заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
      Внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и корпораций. В обоих государствах право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.
      Роль  внутреннего государственного кредита, заключается в следующем[5, c.354]:
      Во-первых, внутренний государственный кредит позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии.
      Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного внутреннего кредита.
      Во  вторых, внутренний государственный  кредит используется также в целях  стабилизации денежного обращения  в стране.
      В третьих, с помощью внутреннего государственного кредита государство может влиять на уровень процентных ставок на  рынке денег, на производство и занятость.
      В четвертых, внутренний государственный  кредит является стимулятором развития производительных сил, научно – технического прогресса.
      Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
      Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
      Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание государственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.
      В современных условиях тенденции на рынке государственных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка и иностранных инвесторов.
      В развитых странах нормальное соотношение  объемов сделок на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение этого соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису, как это случилось в России в августе 1998 г.
      Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. В России это различные государственные облигации (в период с 1994 по 1996 г. имели хождение также казначейские обязательства).
      Облигация — наиболее распространенный вид  государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истечении — возврат основной суммы долга. По условиям займа возможны иные способы выплаты дохода.
      Средства, поступающие от продажи государственных  облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.
      Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:
      - субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);
      - месту размещения — внутренние и внешние займы;
      - признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя — среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, — в ЗАО «Белингосстрах»);
      - форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;
      - срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях правительством страны выпускаются векселя. Их срок значительно различается по странам: от 60 дней в Японии до 4, 6, 12 месяцев в Италии. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период — до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;
      - форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;
      - форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, сахарный;
      - оформлению — облигационные и безоблигационные займы;
      - методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.
      Важное  значение для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.
      Курсом  займа называется цена облигации  займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номинала) и дизажио (цена ниже номинала).
      Правительство страны заключает договор об условиях выпуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами.
      Условия включают сумму займа, срок, условия  погашения, уровень доходности, эмиссионный  курс.
      Эмиссионным называется курс займа в момент его  выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.
      Сделки  купли-продажи государственных облигаций  на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.
      Формой  внутреннего государственного кредита  является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, использует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбербанк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями государства на вклады граждан.
      При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заимствования средств государством векселями правительства, заключением договоров с кредиторами.
      Таким образом,  внутренний государственный  кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами Республики Беларусь с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
      Динамика  формирования внутреннего государственного долга по источникам возникновения  в 2004–2008 годах  приведена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 - Динамика формирования внутреннего  государственного долга по источникам возникновения в 2004–2008 годах  приведена в таблице 2.1. 

(млрд. рублей)

      Примечание - Источник: [17] 

      В 2008 году на первичном рынке размещено  государственных краткосрочных облигаций (далее – ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее – ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году. Произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,45 трлн. рублей. В результате на 1 января 2009 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2008 года увеличился на 1,75 трлн. рублей (на 45,7 процента) и достиг 5,58 трлн. рублей по номиналу, в том числе ГКО – на 0,19 трлн. рублей, ГДО – на 5,39 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались.
      За 2008 год разница между суммой фактического привлечения и суммой фактического погашения государственных ценных бумаг составила 1,74 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, возросли на 1,84 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 73,3 процента) и на 1 января 2009 г. составили 4,36 трлн. рублей.
      Средняя доходность первичного рынка государственных  облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.
      Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО  увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году – 414 дней).
      На  вторичном рынке суммарный объем  торгов государственными ценными бумагами на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) достиг 17,02 трлн. рублей. Более чем двукратное превышение уровня 2007 года обусловлено прежде всего более высокой деловой активностью в отчетном периоде.
      В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году – 7,67 тыс. сделок).
      Средневзвешенная  доходность по сделкам ”до погашения“ сложилась на уровне 10,3 процента годовых (за 2007 год – 10,6 процента годовых), в том числе с ГКО – 10,4 процента годовых, с процентными ГДО – 10,3 процента годовых, с дисконтными ГДО – 10,1 процента годовых.
      Средневзвешенная  ставка РЕПО с ГКО составила 11 процентов  годовых, с процентными ГДО – 12,5 процента годовых, с дисконтными ГДО – 12,3 процента годовых.
      На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.
      На  основании рассмотренных данных, можно сделать заключение о том, что уровень внутренних государственных  заимствований является некритичным  по отношению в ВВП (1, 9 % к ВВП  в 2008 году)
      Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
      Получателями  внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.
      Иностранные заимствования позволяют странам  превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.
      Наиболее  значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные  кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
      Государственный кредит формирует государственный долг. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.
      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь, внешние государственные  займы могут привлекаться в виде:
    иностранных кредитов, предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или ее резидентам под гарантии Правительства;
    займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
      Основной  целью государственных внешних  займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
      Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме, выпускаются  в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
      Современное состояние внешней государственной  задолженности Республики Беларусь характеризуется рядом показателей, основным из которых является структура внешнего государственного долга.
      Внешний государственный долг Беларуси начал формироваться с 1992 г. и к концу 1995 г. достиг 1,5 млрд. долл. США, ежегодно увеличиваясь примерно на 350 млн. долл., или на 15-20 %.
      Сведения  о размере внешнего государственного долга приведены в таблице 2.2.
      Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым  МБРР), свидетельствуют о том, что  Республика Беларусь относится к  группе стран с низким уровнем  задолженности (таблица 2.3).  

Таблица 2.2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) 

    01.01.2007г. 01.01.2009 г. 01.07.2009 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 574,5 3 588,8 5 293,0
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 263,4 130,1 115,9
Всего 837,9 3 718,9 5 408,9
      Примечание - Источник: [16]
Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности  по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели  кредитоспособности 01.01.2006г. 01.01.2007г. 01.01.2008 г 01.01.2009 г.
- отношение  внешнего гос. долга к экспорту  товаров и услуг, % 4,3 4,1 8,4 10,0
- отношение  внешнего гос. долга к валовому  внутреннему продукту, % 2,6 2,3 5,2 6,4
- отношение  платежей по внешнему гос. долгу  к экспорту товаров и услуг, % 1,2 1,1 1,1 1,0
      Примечание - Источник: [16] 

      Проведем  анализ цифровых данных, приведенных  в таблицах 2.1 и 2.2.
      Так, данные приведенные в таблице 1 свидетельствую о постоянном роста внешней государственной задолженности, при этом следует отметить, что размер средств, привлекаемых под гарантии правительства имеет тенденцию к уменьшению, в кредиты привлекаемые правительством наоборот имеет тенденцию к росту. Важно отметить, что за незначительный период времени размер привлеченных источников внешнего финансирования увечился более чем в 9 раз, что свидетельствует о наличии существенных проблем с источниками средств.
      При этом, сравнение данных таблицы 2.2 с  данными пороговыми данными экономической безопасности государства по внешнему долгу, указанными в таблице 2,3 дает основания сделать вывод о том, что размер внешний государственных заимствований практически по всем индикаторам не является критическим.
      Сведения о валовом внешнем долге Республики Беларусь на 1 апреля 2009 г. в разрезе секторов экономики приведены в приложении А.
      Помимо  выше указанных источников внешнего финансирования Беларусь также имеет возможность реализовывать свои долговые бумаги среди нерезидентов на внутреннем рынке. Что касается размещения государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств на внешних финансовых рынках, то данный способ привлечения финансовых ресурсов до сих пор не применялся Существенным препятствием для появления данных ценных бумаг и их полноценного обращения является отсутствие суверенного кредитного рейтинга страны, необходимость наличия которого прямо оговорена в белорусском законодательстве и является обязательным, исходя из международной практики. Для сравнения: в структуре внешнего государственного долга Латвии 30 % общей суммы заимствований приходится на еврооблигации и 60 % - на кредиты.
      Наибольшую  долю в кредитном портфеле страны составляют займы МВФ, МБРР, ЕБРР, Германии, США и России, которая является крупнейшим кредитором Беларуси с учетом задолженности страны за поставляемые природные ресурсы (например, газ), а также подругам торговым операциям. Предоставление Беларуси кредитов международными финансовыми организациями было связано с поддержкой рыночных реформ в стране. Выделяемые средства должны были использоваться для целей создания и развития институционального потенциала государственных органов управления по проведению рыночных преобразований, поддержания курса национальной валюты и платежного баланса, финансирования критического импорта, реализации конкретных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и реформирования отдельных отраслей экономики.
      Для нашей страны характерен небольшой  размер внешних заимствований, получаемых под гарантию правительства Беларуси.
      В целом показатели экономической  безопасности государства по внешнему долгу и данные по Республике Беларусь на 01.04.2009 г. приведены в таблице  2.4. 

Таблица 2.4 - Показатели безопасности Республики Беларусь по внешнему долгу
        Показатели
Пороговое значение Факт на 01.04.2009
Валовой внешний долг / ВВП, процентов
    55
27,7
Долгосрочные  заимствования/ валовой внешний долг, процентов
    50
49,8
Валовой внешний долг / экспорт товаров  и услуг, процентов
    100
49,2
Внешний долг органов государственного управления / ВВП, процентов
    20
7,0
Резервные активы / краткосрочный валовой внешний долг, процентов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.