На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение

 
     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а их материально-вещественным воплощением  – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Доходы бюджеты  являются важнейшей часть бюджетной  системы и экономики в целом.
       В формировании доходов бюджетной системы в основном участвуют налоги, то есть они, и являются главной статьей бюджетных доходов. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что от правильности построения системы бюджетной системы и  налогообложения зависит благосостояние общества в целом. То есть налогообложение  непосредственно влияет на динамику компонентов экономического роста, так как это объективный экономический  процесс обобществления части созданных  в производстве и приращенных  в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества.
     Для Российской Федерации налогообложение  играет большую роль в укреплении экономической потенциала. Налогам  отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для Российского государства.
     Цель  курсовой работы – определение сущности прямого налогообложения и доходов  бюджетной системы, анализ динамики бюджетных доходов, рассмотрение возможных  путей совершенствования налоговой  системы РФ .
     Основные  задачи исследования:
    изучить сущность прямого налогообложения в Российской Федерации, а также характеристика основных прямых налогов, поступающих в федеральный бюджета России;
    раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
    анализ структуры и динамики бюджетных доходов;
    определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.
     Объектом  данной курсовой работы является бюджетная  система, налоговая система Российской Федерации, а предметом исследования – налоги и доходы бюджетов различных  уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     В процессе изучения материалов применяются  следующие методы экономических  исследований: монографический, статистический (сравнения), экономико-статистический (анализ динамики), используются основные методы экономического анализа.
     Методической  и теоретической основой при  написании работы послужили теоретические  материалы исследования различных  авторов, периодические издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Постановления Правительства  РФ, Законы РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.  
 
 
 

 

Глава 1. Прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы
     1.1Сущность и функции налогов
     Основы  ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в 1992г., когда был принят большой пакет  законов РФ  об отдельных видах  налогов. За прошедшие годы было много  отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
     Первые  попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990 – 1991 гг. в рамках союзного  государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского  налогового законодательства.
     Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации». К понятию  «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального  страхования, дорожные федеральный  и территориальные фонды.
     Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость  продукции, работ и услуг и  другие объекты.
     Предусмотрено, что один и тот же объект может  облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом  период налогообложения.
     В законодательном порядке по налогам  могут устанавливаться определенные льготы, к числу которых относятся:
    Необлагаемый минимум объекта налога;
    Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
    Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
    Понижение налоговых ставок;
    Вычет из налогового платежа за расчетный период;
    Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
    Прочие налоговые льготы.
     Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством  возлагается на налогоплательщика.
     «Функция  налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, инструмента распределительных отношений в обществе.
     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и  необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.
     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
     Регулирующая  функция – регулирование отношений  между бюджетами и внутри бюджетной  системой.
     Стимулирующая функция  при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
     Регулирующую  и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение  функций налогов носит целевой  характер, так как все функции  переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами  проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.
     Сегодня налоговая система призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социально  обнищания низкооплачиваемых слоев  населения».
     Элементами  налогообложения являются:
    Объект налогообложения;
    Налоговая база;
    Налоговый период;
    Налоговая ставка;
    Порядок исчисления налога;
     Объектами налогообложения служат: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
     Налоговая база – это стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения.
     Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
     Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению  либо связанных с налогообложением.
     Индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов  и расходов и хозяйственных операций. Остальные налогоплательщики –  физические лица исчисляют налоговую  базу на основе получаемых от организаций  данных об облагаемых доходах, а также  данных собственного учета облагаемых доходов.
     Налоговый период – это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня воздания до конца календарного года, следующего за годом создания. При ликвидации или реорганизации организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
     Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени.
     Уплата  налога производится, как правило, разовой  уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.
     Для более детального  рассмотрения налоговой системы необходимо также  рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
     Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика.  Она зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика.
     Итак, из всего выше сказанного можно сделать  вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который  осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов. 

     1.2 Основные виды  прямых налогов 

     1.2.1. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК).
     Основы  современного подоходного налогообложения  физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 7.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
     С введением этого закона в действие с 01.01.92 в России была создана принципиально  новая система подоходного обложения  физических лиц. Важнейшим принципом  ныне действующей системы подоходного  налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне  зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что  все налогоплательщики равны  перед законом, отсутствуют категории  налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения  по получаемым ими доходам.
     Объект  обложения. Объектом налогообложения для физических лиц – налоговых резидентов РФ является доход, полученный ими от источников как РФ, так и за рубежом, а для физических лиц-нерезидентов – от источников только РФ.
     К доходам от источников в РФ относятся:
     1) дивиденды и проценты;
     2) страховые выплаты при наступлении  страхового случая;
     3) доходы, полученные от использования  в РФ прав на объекты интеллектуальной  собственности; 
     4) доходы, полученные от представления  в аренду, и доходы, полученные  от иного использования имущества,  находящегося в РФ;
     5) доходы от реализации: недвижимого  имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг  в РФ, а также доля участия  в уставном капитале организаций;  иного имущества, находящегося  в РФ и принадлежащего физическому  лицу;
     6) вознаграждения за выполнение  трудовых или иных обязанностей;
     7) пенсии, пособия, стипендии и иные  аналогичные выплаты; 
     8) иные доходы, получаемые налогоплательщиком  в результате осуществления им  деятельности в РФ.
     К доходам, полученным от источников, находящихся  за рубежом, относятся:
     1) дивиденды и проценты, выплачиваемые  иностранной организацией в связи  с ее деятельностью; 
     2) страховые выплаты при наступлении  страхового случая, выплачиваемые  иностранной организацией;
     3) доходы от использования за  рубежом авторских и смежных  прав;
     4) доходы от предоставления в  аренду и иного использования  имущества, находящегося за рубежом; 
     5) доходы от реализации: недвижимого  имущества, находящегося за рубежом;  акций за рубежом или иных  ценных бумаг, а также доля  участия в уставном капитале  организаций; и др.
     Налоговая база. Законодательство устанавливает следующий порядок исчисления налоговой базы. Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу. База исчисляется отдельно по каждому виду доходов, по которым установлены различные ставки.
     Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая  база определяется как денежное выражение  таких доходов, уменьшенных на сумму  стандартных, социальных, имущественных  и профессиональных налоговых вычетов. Если при этом сумма вычетов в  налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых  предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая  база считается равной нулю.
     Налоговый период. Налоговый период составляет календарный год. Налоговые льготы. Действующим законодательством определен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения):
     1) государственные пособия, кроме  пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за  больным ребенком), а также иные  выплаты и компенсации, выплачиваемые  по закону. К пособиям, не подлежащим  обложению, относятся пособия  по безработице, беременности  и родам; 
     2) государственные пенсии;
     3) все виды установленных законом  компенсационных выплат (в пределах  норм): возмещение вреда, причиненного  увечьем или иным повреждением  здоровья; бесплатное предоставление  жилья и коммунальных услуг;  оплата стоимости и выдача  полагающегося натурального довольствия,  а также выплата денежных средств  взамен этого довольствия; оплата  стоимости питания, спортивного  снаряжения, оборудования, спортивной  и парадной формы, получаемых  спортсменами и работниками физкультурно-спортивных  организаций для учебно-тренировочного  процесса и участия в соревнованиях;  увольнение работников, за исключением  компенсации за неиспользованный  отпуск; гибель военнослужащих или  государственных служащих при  исполнении служебных обязанностей; и др.;
     4) вознаграждения донорам за сданную  кровь, материнское молоко и  иную донорскую помощь;
     5) алименты, получаемые налогоплательщиками; 
     6) суммы, получаемые налогоплательщиками  в виде грантов (безвозмездной  помощи), предоставленных для поддержания  науки и образования, культуры  и искусства в РФ международными  или иностранными организациями  по перечню организаций, утвержденному  Правительством; и др.
     Ставки  налога. В России с 1 января 2001 г. установлена пропорциональная система налогообложения: ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов и определяется видом получаемых доходов:
     1. Все доходы, кроме доходов, перечисленных  ниже – 13%;
     2. Выигрыши, выплачиваемые организаторами  лотерей; стоимость любых выигрышей  и призов, получаемых в проводимых  конкурсах, играх и других мероприятиях  в целях рекламы товаров, работ  и услуг свыше 2000 руб.; страховые  выплаты по договорам добровольного  страхования, если выплаты превышают  страховые взносы, увеличенные исходя  из ставки рефинансирования ЦБ  РФ на момент заключения договора; процентные доходы по банковским  вкладам в части превышения  суммы, рассчитанной исходя трех  четвертей ставки рефинансирования  ЦБ РФ, в течение периода, за  который начислены проценты, по  рублевым вкладам и 9% годовых  по валютным вкладам; суммы  экономии на процентах при  получении налогоплательщиками  заемных средств, в части превышения  их размеров трех четвертей  ставки рефинансирования (при получении  займа в рублях) или 9% годовых  (при получении валютных займов) – 35%;
     3. Дивиденды от российских организаций,  получаемые физическими лицами  – налоговыми резидентами РФ  – 6%; 4. Доходы, получаемые физическими  лицами – нерезидентами РФ, дивиденды  из прочих источников – 30%. 

     1.2.2.. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК).
     Налог на прибыль – с 1 января 1992 года был введен вместо налога с доходов корпораций и нормативных отчислений в бюджет с доходов государственных предприятий. Налог на прибыль имеет фискальное и регулирующее значение. Налог на прибыль занимает 2-ое место, в федеральном бюджете он составляет 9,5% по бюджету на 2003 год (в 2000 г. – 19%). Налог на прибыль имеет и регулирующее значение – его ставка, сроки взимания оказывают влияние на экономическое состояние предприятий. В настоящее время этот налог регулируется 25 главой НК РФ.
       Налогоплательщики: юридические лица – российские организации, которые имеют прибыль от осуществления своей деятельности; иностранные организации - которые имеют представительства в РФ. Не являются плательщиками налога на прибыль:
     1). ЦБ РФ по прибыли, полученной  от деятельности, связанной с  регулированием денежного обращения; 
     2). Организации по прибыли, полученной  от игорного бизнеса; 
     3). Организации, применяющие упрощенную  систему учета и отчетности;
     4). Организации, переведенные на  уплату единого налога на вмененный  доход. 
     Объект  налогообложения: объектом на прибыль предприятий и организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налогооблагаемая прибыль:
     1). Для российских организаций -  полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;
     2). Для иностранных организаций – доход, полученный через постоянные представительства, уменьшенный на величину их расходов;
     3). Для иных иностранных организаций – доход, полученный от источников в РФ, в том числе:
     - дивиденды, выплаченные иноорганизациями;
     - процентный доход от долговых  обязательств;
     - доходы от реализации акций  и др.
     Доходы  делятся на две группы:
     1. Доходы от реализации товаров  – выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. 
     2. Внереализационные доходы – доходы, не связанные с основной производственной деятельностью по производству и реализации товаров, работ, услуг.
     К ним относятся доходы: от долевого участия в других организациях; от операций по купле-продаже инвалюты, когда курс инвалюты при продаже  выше официального курса инвалюты к  рублю; в виде штрафов, пеней, иных санкций  при нарушении договорных обязательств и др.
     Доходы, которые не подлежат обложению: имущество и имущественные права, работы, услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; имущество и имущественные права, полученные в форме залога или задатка; имущество и имущественные права в виде взносов в уставный капитал организации; сумма кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней и др.  
     Налоговая база – признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
     Доходы  и расходы налогоплательщика  учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме  в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются  исходы из цены сделки. При определении  налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, исчисляется нарастающим  итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получил  убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база равна  нулю. Налоговой базой признается:
    денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению;
    доходы и расходы налогоплательщика в целя настоящей главы учитываются в денежной форме; доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 настоящего кодекса;
    внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей главой;
    в случае если в отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток – отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном периоде налоговая база признается равной нулю и т.д. 
     При определении налоговой базы прибыли  необходимо в учетной политике указать, какие будут использоваться методы налогового учета – это особый порядок учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы.
     Существуют  два метода налогового учета: метод начисления и кассовый метод. Метод начисления – доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, имущества и имущественных прав.
     Кассовый  метод – используется предприятиями, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации за товары, работы и услуги не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. При чем, в сумму выручки не включены НДС, налог с продаж и акцизы.
     Ставка  налога – предусмотрены 6 налоговых ставок. Основная ставка – 24%: 7,5% - зачисляются в федеральный бюджет; 14,5% - зачисляются в бюджеты субъектов РФ; 2% - зачисляются в местные бюджеты. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 20% - со всех доходов, 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров. На доходы, полученные в виде дивидендов, установлены еще 2 налоговых ставки: 6% - если получен доход от российских организаций и эти доходы получают те, у кого акции – юридические и физические лица; 15% - в этом случае получатели дивидендов иностранные организации. 

     1.3. Доходы бюджетной  системы и их  формирование. 

     Доходами  бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти страны, ее субъектов и органов  местного самоуправления.
     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  о налогах и сборах и законодательством  об иных обязательных платежах.
     В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
    налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    налоги на совокупный доход;
    налоги на имущество;
    платежи за пользование природными ресурсами;
    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
     Из  неналоговых же доходов основными  являются следующие виды:
    доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    доходы от реализации государственных запасов;
    доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    административные платежи и сборы;
    штрафные санкции, возмещение ущерба;
    доходы от внешнеэкономической деятельности.
     В настоящее время правовую базу формирования доходов бюджетов Российской Федерации  составляют:
     1. бюджетное законодательство, которое  состоит из Бюджетного кодекса  РФ (БК РФ) и принятых в соответствии  с ним законов о федеральном  бюджете на соответствующий год,  законов субъектов РФ о бюджетах  субъектов на соответствующий  год и иных федеральных законов;
     2. законодательство о налогах и  сборах, которое в соответствии  со ст. 1 Налогового кодекса РФ  состоит из:
     а) Налогового кодекса РФ (НК РФ) и федеральных  законов РФ о налогах и сборах;
     б) законодательства субъектов РФ о  налогах и сборах;
     в) нормативных правовых актов органов  местного самоуправления о местных  налогах и сборах.
     Согласно  Закону РФ “Об основах бюджетных  прав…”, доходная часть бюджетов состоит  из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут  поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
     Закрепленные  доходы -  доходы,  которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.1
     В условиях бюджетного дефицита, когда  для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут  привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды  из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном  порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты  коммерческих банков.
     Особенностью  заемных средств как источника  бюджетных доходов является условие  их возвратности.
     Конкретный  состав доходов и их объемы по каждому  отдельному бюджету устанавливаются  правовыми актами о соответствующем  бюджете на каждый год.
     Основным  порядком в распределении доходов  между бюджетами является закрепление  доходов за бюджетами. Доходы могут  быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность  субъектов РФ и органов местного самоуправления.
     При закреплении тех или иных доходов  за бюджетами учитывается принцип  территориальности. Согласно этому  принципу в бюджет определенной территории отчисляются средства предприятий, находящихся на этой территории, независимо от их подчиненности. Порядок распределения  доходов дан в ст. 13 Закона “Об  основах бюджетных прав…”. Состав доходов бюджетов субъектов РФ, включая  бюджеты городов федерального подчинения, зачисляются: подоходный налог с  предприятий и организаций (полностью  или частично); подоходный налог  с физических лиц (полностью или  частично);часть платежей за землю; 50% налога на имущество предприятий; налоги и другие платежи за пользование  недрами; налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично за соответствующими бюджетами; часть доходов от государственных  займов и государственной денежно-вещевой  лотереи; доходы от займов и денежно-вещевых  лотерей, организуемых по решениям соответствующих  представительных органов власти; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей государственной  собственности; часть доходов от приватизации государственного имущества; иные доходы.
     Аналогичные доходы зачисляются в районные бюджеты  районов и городские бюджеты  городов. В бюджеты этих уровней  зачисляются еще местные налоги и сборы.
     Более ограниченный перечень закрепленных доходов  определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и  сельских бюджетов.
     Закрепленные  доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов.
 

     
     Глава 2. Анализ бюджетных  доходов 
     2.1. Анализ доходов  консолидированного  бюджета РФ за 2009год
     Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
     В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что  единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидированный  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
     Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
     Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 г., состав его показателей характеризуют данные таблице 1.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ, млрд. руб.
     Виды доходов      Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млн. руб.      Федеральный бюджет, млн. руб.      Конс. бюджеты субъектов РФ, млн. руб.      Бюджеты ГВБФ, млн. руб.      Бюджеты терр. ГВБФ, млн. руб.
     Всего доходов      13 599,7      7 337,7      5 926,6      3 789,2      551,5
     Налог на прибыль  организаций      1 264,6      195,4      1 069,2              
     Налог на доходы физических лиц      1 665,8             1 665,8              
     Единый социальный налог      975,9      509,7      0,2      312,8      153,0
     Страховые взносы      1 324,5             0,0      1 324,2      0,5
     Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации      1 176,9      1 176,6      0,3              
     Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации      327,4      81,7      245,7              
     Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации      873,3      873,3                     
     НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД      175,5             151,6      15,1      8,8
     НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО      569,6             569,6              
     Налог на добычу полезных ископаемых      1 053,8      981,5      72,3              
     Таможенные пошлины      2 509,4      2 509,4                     
     Безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации      0,00      5,8      1 487,4      2 132,7      376,6
     Прочие      1 682,5      1 004,1      664,2      4,3      12,4
     Дефицит      2448,6
     Источник: info.minfin.ru
     Дефицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов внебюджетных государственных фондов по состоянию на 1 января 2010 года составил 2448,6  млрд рублей против профицита в размере 2012,1 млрд. руб. на 1 января 2009 года. При этом дефицит за последний месяц 2009 года вырос в 2,1 раза, что было
определено  традиционным ростом расходов консолидированного бюджета в декабре. Консолидированные доходы за прошлый год составили 13599,7 млрд. рублей против 16169,1 млрд. в 2008 году. В т. ч., доходы федерального бюджета составили 7337,7 млрд. рублей, бюджеты госфондов — 3789,2 млрд., консолидированные доходы субъектов РФ — 5926,6 млрд., бюджеты территориальных внебюджетных фондов — 551,5 млрд. рублей.  

     Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.) представлена в таблице 2.
     Таблица 2 -  Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)
            январь      февраль      март      апрель      май      июнь      июль      август      сентябрь      октябрь      ноябрь      декабрь
     2005      631,5      458,9      625,9      623,7      567,4      606,4      632,9      654,7      622,8      715,6      692,8      1747,1
     2006      579,8      571,5      838,3      704,4      866,3      1824,3      333,4      997,4      896,9      901,2      953,0      1159,5
     2007      700,4      745,2      1084,6      914,0      1081,8      1168,1      1142,5      1087,6      979,1      1611,7      1142,4      1710,7
     2008      1015,5      1051,5      1267,3      1820,6      1255,9      1132,9      2156,4      1239,6      1239,2      1606,4      958,0      1425,9
     2009      1059,9      829,7      1143,9      1122,8      891,9      994,4      1311,0      1294,8      906,5      1230,8      1085,9      1728,1
     2010      972,7      1028,8      1461,7      1535,7      1183,9      1420,7      1407,0      1225,7      1183,3      1346,7      0,0      0,0
     На  рисунке 1 представлено графическое  изображение динамики исполнения доходов  консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)
     
     Рисунок 1 – Динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)
     Из  таблицы 2 и рисунка 1 видно что динамика исполнения доходов консолидированного бюджета РФ за период с 2005 года по октябрь 2010 года носит скачкообразный характер. Наибольшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в июле 2008 года, что в денежном выражении составило 2156,4 млрд.руб., а наименьшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в июле 2007 года, что в денежном выражении составило 1142,5 млрд.руб. В 2009 году наибольшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в декабре и составило 1728,1  млрд.руб., а наименьшее значение исполнение доходов консолидированного бюджета было в феврале и составило 829,7 млрд.руб.
     Структура доходов консолидированного бюджета  РФ за 2009 год представлена на рисунке 2.
     
     Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2009 год
     Как следует из рисунка 2 , в бюджетных  доходах РФ главенствуют налоговые доходы. Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы (около 18%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 37%.
     Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В  их числе наиболее значительны поступления  от целевых бюджетных фондов (6%) и  доходы от продажи принадлежащего государству  имущества (3 %). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.
     Следует отметить, что в консолидированный  бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42—43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве. 

     2.2.Анализ  доходов федерального  бюджета  за 2009 год
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.