На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Президент и правительство

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
   
ВВЕДЕНИЕ 3
   
1.ПОНЯТИЕ  ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА  В СОВРЕМЕННОМ  ГОСУДАРСТВЕ  
1.1 Понятие  и принципы законотворчества 5
1.2 К  вопросу законотворческой деятельности  в Республике Казахстан 10
2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА  РК  
2.1 Исполнительные  органы Республики Казахстан 16
2.2 Парламент  и законодательная функция Президента  РК и их соотношение 24
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  32
   
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
 
 


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
     Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворчества.
     Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
     В юридической литературе можно встретить понятие "процесс законотворчества", которое не тождественно понятию "законодательный процесс", поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
     С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.
     Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.
     Именно от самого процесса законотворчества определяется качество закона и иных нормативных правовых актов.
Качество  нормативного правового акта является одним из факторов, определяющих уровень  качества правового регулирования  и правовой системы в целом.
     Исследование проблем качества в этой сфере возможно, как мы считаем, только на основании системного подхода. Хотя строго научное понимание системного подхода сложилось преимущественно в философской литературе, его методологическая ценность бесспорна в развитии правовой теории. Специфика названного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую целостность. Нормативно-правовой акт, помимо соответствия утилитарным целям его разработки и принятия, должен обладать свойствами, обеспечивающими его встроенность в целостную систему правовых актов.
     В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).
     Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются:
    правильный выбор формы закона (кодекс и др.) и возможный круг регулируемых им отношений;
    отражение в нем конституционных идей и принципов;
    единство и согласованность всей системы законодательства.
     Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.
     Нормативные юридические акты необходимо отличать от актов применения и толкования права, так как это, прежде всего, акты законотворчества, вводящие в систему права новые нормы, изменяющие действующие и отменяющие устаревшие нормы.
     Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются следующими признаками.
     Во-первых, они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти - парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.
     Во-вторых, законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.
     В-третьих, законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РК, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.
     В-четвертых, законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни.
В данной работе я и намерен рассмотреть  непосредственно само понятие законотворчества и его стадии, а также законотворческую функцию президента Республики Казахстан.
 
 


1 ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА  В СОВРЕМЕННОМ  ГОСУДАРСТВЕ
      Понятие и принципы законотворчества
     Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов в первую очередь достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.
     Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.
     Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.
     Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов - это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.
     В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства - признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах.
     Сложная структура социальной жизни объективно обусловливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти [1].
     Широко распространенный термин "правотворчество" связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий "право" и "закон".    От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.
     Итак, законотворчество - один из важнейших признаков практически любого государства независимо от его типа и формы. Еще Н.М. Коркунов отмечал, что "законодательная власть государства есть не что иное, как общая воля государства, в силу которой издаются законы".
     Как отмечает Т.Н. Рахманина, в юридической литературе сложилось два взгляда на понятие законотворческого процесса. С одной стороны, законотворческий процесс ограничивается рамками официального прохождения законопроекта в высшем представительном органе. Более широкое понимание этого явления включает в законодательный процесс и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона.
     Подходы к определению законотворчества позволяют сделать вывод о том, что в науке сложилось представление о законотворчестве лишь как о процедуре принятия компетентным органом закона. Многими авторами предпринимались попытки более широкого исследования данного явления, однако все научные выводы сводятся к пониманию данного явления как процессуальной деятельности.
     В данной связи предлагается рассмотреть альтернативную концепцию законотворчества, которая позволит обогатить традиционную точку зрения о законотворчестве и сделать возможным более широкое восприятие данного явления, направленного на упорядочение наиболее существенных социальных отношений на различных уровнях и в разных сферах общественной жизни.
     Любой творческий процесс начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания различными субъектами на основе их глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт и др.).
     Под влиянием окружающей действительности у законодателя возникает некоторая идея, которая воплощается в соответствующий текст закона. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.   Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.
     Согласно общепринятому определению, творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
     Немало определений творчества дается в философской литературе. Так, в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова определение творчества характеризуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)[2].
     Кроме того, законотворчество необходимо рассматривать как особый вид творчества. Применительно к законотворчеству возможно использовать данный термин с некими оговорками, так как этот вид творчества рассматривается как санкционированная, регламентированная властная процедура. Та свобода творчества, которая существует, к примеру, для художника как творца, неприемлема для законотворчества, так как существуют некие рамки, требования, установления, регламенты, обязательные для исполнения субъектами законотворчества.
     Результат, которого хочет достигнуть творец закона, может быть ошибочным, однако этот результат в виде закона и дальнейшего его применения (или неприменения) достигается.
     Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что законотворчество является важнейшей разновидностью права и нормотворческой деятельности, оно является сложным, системным правовым явлением, включающим в себя различные механизмы и способы выражения, обладающим особой формой, закрепленной действующим правом в виде законотворческого процесса, и нуждающимся в тщательном научном исследовании с целью достижения более эффективной работы законодательных органов государства над проектами законов.
     Вывод: Законотворческая деятельность представляет собой не столько политико-правовое, сколько, прежде всего, социально-правовое явление. Если законотворчество в самом общем виде может быть определено как деятельность (совокупность мероприятий и действий), направленная на создание правовых норм, обладающих высшей юридической силой, то законотворчество как специально-юридическая категория означает соответствующую юридически значимую деятельность. Законотворческая деятельность, будучи урегулированной правом, характеризуется строгой последовательностью операций (действий) по созданию законов и выражается в законотворческом процессе (его процессуальная сторона) как юридической форме функционирования механизма законотворчества во времени. В этой связи вызывает возражение отождествление понятий "законотворческий процесс" и "законотворчество" на том основании, что без процесса само по себе законотворчество как материальная категория неосуществимо. Различие данных категорий состоит в том, что тот же механизм законотворчества в зависимости от определенных условий может по-разному функционировать во времени; различные же по типу механизмы законотворчества могут характеризоваться в то же время идентичными законотворческими процессами. С другой стороны, спорно и определение законотворческого процесса как фактического содержания законотворчества. Фактическое содержание законотворчества как научной категории составляет сама деятельность, направленная на создание закона, осуществляемая через специальный механизм законотворчества. В этом случае законотворческий процесс действует в качестве формы ее (деятельности) осуществления, характеристики функционирования механизма законотворчества (системы законодательных органов, законотворческих норм и т.д.) во времени.
     Процедура взаимодействия соответствующих органов государственной власти и их должностных лиц по поводу внесения законопроекта, его обсуждения, а также рассмотрения и принятия (непринятия) в качестве закона, как нормативного правового акта высшей юридической силы выступает в виде законотворческой деятельности в процессуальном смысле слова.
     В данной связи необходимо учитывать, что указанные процедуры и мероприятия реализуются при непосредственном участии главного субъекта законотворчества - парламента либо непосредственно народа при принятии законопроекта на референдуме.
     Кроме того, юридически обязательные для всех участников процесса процедурные правила, призванные обеспечить единый порядок процесса, определяются регламентом законодательного органа (Президент РК, Парламент РК, Мажилис).
     Ученые, определяя законотворчество как разновидность юридического процесса, высказывают различные позиции относительно его стадий. Однако при разнообразии мнений в основном выделяются следующие стадии: инициатива, обсуждение, принятие, обнародование.
     В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.
     Понятие законотворчества неразрывно связано, по меньшей мере, с таким явлением, как государство. Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о законотворчестве, его понимании, сущности, значении, необходимо рассматривать его в тесной взаимосвязи с государством на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
     Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах.
     Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства.
     Отступая от принципа законности либо создавая законы, не способные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
     Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества, это отношения между людьми в обществе. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.
     Так же как и государство, законотворчество - это итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Законотворчество - это сумма правоотношений. Законотворчество - это продолжение природы государства, это система отношений.
     В той мере, в какой понимаемые в вышеуказанном ракурсе законотворческие отношения урегулированы правом, они являются правоотношениями и составляют их особый вид. Будучи тесно связанными с иными правовыми отношениями людей в реальной общественной жизни, они не только не утрачивают своей специфики, а, напротив, именно благодаря этой специфике приобретают большое общественное значение, играя в высшей степени важную роль и занимая вполне определенное, достаточно значимое место в кругу иных правовых отношений. Поэтому, характеризуя законотворческие правоотношения как особый вид правоотношений, необходимо подвергнуть их параллельному анализу как с точки зрения связи, в которой они находятся с иными правоотношениями, так и с точки зрения специфики, благодаря которой они выступают в качестве правового общественного отношения особого рода.
     В данной связи одним из важных вопросов является выявление объекта законотворческого правоотношения. В этом же аспекте Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают: "Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение" .
     Правовые отношения осуществляются в формах взаимодействия субъектов по поводу правовых интересов в социальной, экономической, политической и иных сферах.
     При этом важны причина и основание возникновения правовых отношений в сфере законотворчества. Обычно такой причиной правоотношения всегда будут потребности и правовые интересы субъектов в сферах социальных, экономических, духовно-культурных, политических отношений. Для возникновения законотворческих правоотношений требуется наличие определенного юридического факта.
     Таким образом, для наличия законотворческих правоотношений требуется определенная деятельность людей и наличие правового предписания, связывающего с этой деятельностью известные юридические последствия.
     Для законотворческих правоотношений характерно наличие связи между конкретными лицами, то есть ее участниками.
     Стороной законотворческого правоотношения может стать только лицо, обладающее определенными признаками (за исключением референдума).
     Другим важным моментом законотворческого правоотношения является то, что субъекты вступают в такие отношения с целью добиться каких-то результатов, в том числе и социально значимых последствий.
     Субъекты законотворческих правоотношений способны заметно влиять на возникновение данного правового отношения и на процесс его развития.
     Если говорить о законотворческих правоотношениях в качестве самостоятельной разновидности общественных отношений, то необходимо дать определение понятию "законотворческие правоотношения", которые, на наш взгляд, являются особым видом правоотношений, осуществляемых в формах взаимодействия специальных субъектов по поводу создания законов [3]. 

1.2 К вопросу законотворческой  деятельности в  Республике Казахстан
     Понять роль и значение законотворческого процесса в политической системе современного Казахстана нельзя без всестороннего осмысления новейшей истории государства, а также процесса становления и развития высшего законодательного органа - от Верховного Совета 12-го созыва до ныне действующего двухпалатного Парламента.
     На заре нашей независимости исключительно остро встал вопрос создания основ демократического государства. Республика нуждалась в легитимной государственной власти. Первым шагом на этом пути стали прошедшие первого декабря 1991 года выборы первого Президента. Десятого декабря того же года Верховный Совет принял Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", согласно которому страна стала называться Республикой Казахстан.
     Важнейшим моментом этого памятного этапа истории стал и Конституционный закон "О государственной независимости РК", провозгласивший, что республика строит свои взаимоотношения со всеми членами мирового сообщества на принципах международного права, как подобает независимому государству.
     Обретение суверенитета, преодоление тоталитаризма и переход к демократическому обществу обусловили необходимость разработки и принятия новой Конституции. 28 января 1993 года Верховный Совет одобрил Основной закон, завершивший окончательное становление суверенитета и продолживший развитие и утверждение подлинного конституционализма. В то же время та Конституция во многом была компромиссным вариантом. Назрел момент для подготовки и принятия новой. Это произошло 30 августа 1995 года. Примечательно, что новая Конституция РК обрела статус Основного закона государства на республиканском референдуме, и это есть фактическое признание народа как источника государственной власти [3].
     Тогда же впервые в истории Казахстана создан законодательный орган, состоящий из двух палат - Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. За относительно короткий срок Парламенту удалось обеспечить устойчивое равновесие между исполнительной и законодательной властью, создать эффективный механизм организации законотворческого процесса. Именно двухпалатный Парламент практически завершил создание законодательной базы независимого Казахстана, оставив в истории советский нормативно-правовой массив.
     На основе конституционных принципов за годы независимости в стране осуществлена судебно-правовая реформа, важной составной частью которой стала реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности. Важную роль в этом процессе сыграли такие указы Президента, имеющие силу законов, как "О судах и статусе судей", "О прокуратуре", "Об органах национальной безопасности" и другие. В качестве одного из основных направлений правовой реформы была обозначена перспектива поэтапной отмены смертной казни. Сегодня в стране она фактически отменена.
     Следующим важнейшим этапом стало принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского и Гражданско- процессуального кодексов.
     Необходимым условием для создания нового высокоэффективного механизма хозяйствования, формирования мощного среднего класса в республике является успешное развитие малого и среднего предпринимательства. Первый Закон "О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства" фактически является ровесником нашей независимости. Этот документ заложил основы казахстанского предпринимательства.
     Формирование внутреннего конкурентного рынка требовало перехода на международные стандарты качества и устранения технических барьеров в торговле. Для этого Парламент своевременно предпринял меры по законодательному закреплению регулирующей функции международных эталонов и экологической безопасности товаров, для предприятий-экспортеров продукции была введена обязательная сертификация систем качества по международным параметрам.
     Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. В 1995 году в стране вступил в действие Закон "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", который объединил все ранее действовавшие акты в данной области. Однако изменения в отечественной экономике диктовали необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. В связи с этим в июле 2001 года принят Налоговый кодекс.
     Огромный путь становления прошла бюджетная система страны. Важным этапом в ее реорганизации стал принятый в 1991 году Закон РК "О бюджетной системе", определивший основные принципы формирования бюджетов республики. Сегодня бюджетный процесс в целом упорядочен и систематизирован, с учетом всех практических наработок принят Бюджетный кодекс.
     В республике успешно осуществлен процесс совершенствования рынка ценных бумаг. Принято уже "четвертое" поколение законов - "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", направленных на четкое правовое регулирование отношений в этой сфере. В рекордно короткие сроки состоялся переход к накопительной пенсионной системе. В июне 1997 года одобрен Закон "О пенсионном обеспечении в РК", а с января 1998-го новая система пенсионного обеспечения уже начала функционировать.
     Особое внимание в законотворческом процессе уделено реформированию сельского хозяйства, возрождению аула, села. Приняты фундаментальные акты - Земельный, Водный и Лесной кодексы, которые сформировали юридическую основу для значительного расширения и углубления рыночных отношений в сельском хозяйстве. Со вступлением в силу Трудового кодекса усовершенствована нормативно-правовая база в сфере трудовых отношений.
     Казахстан уверенно вышел на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Базу сотрудничества с иностранными государствами составляют ныне более пяти тысяч многосторонних, региональных и двусторонних соглашений. Международные договоры, ратифицированные Парламентом, отражают многоаспектную политику развития конструктивного сотрудничества со всеми государствами и способствуют достижению целей, указанных в Уставе Организации Объединенных Наций, - сохранению международного мира и обеспечению глобальной безопасности.
     В связи со стабилизацией экономики во второй половине 90-х годов у государства появилась реальная возможность для проведения активной социальной политики. В результате принят ряд важных социальных законов и программ, практикуется микрокредитование населения, получили развитие общественные работы, действующие натуральные льготы заменены на денежные выплаты в форме специальных государственных пособий.
     Закономерным итогом планомерного, эволюционного развития нашего государства стала конституционная реформа, инициированная Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Данное событие является поистине историческим. Республика осталась президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Другой уверенный шаг на пути дальнейшей демократизации общества - серьезная либерализация выборного законодательства.
     Конституционные изменения, разрешившие Сенату в период отсутствия Мажилиса осуществлять функции законодательного органа, гарантировали беспрерывность законодательного процесса. Дальнейшее развитие законотворчества сложно представить и без соответствующего информационно-аналитического содействия с привлечением не только парламентских, но и независимых аналитических и исследовательских групп и центров.
     Изменения в Конституции в целом определили перспективы законотворчества в Казахстане. Хотя, как известно, в любом деле нет предела совершенству. Парламентарии и в дальнейшем намерены повышать планку качества принимаемых законов и демократизировать законодательный массив. Но уже сегодня, в преддверии очередной годовщины нашей независимости, можно с уверенностью сказать, что Парламент, являясь принципиально новым элементом политической действительности независимого государства, состоялся как представительный орган и соответствует общепринятым в мире принципам парламентаризма. Пройдя сложную эволюцию, он доказал свою состоятельность как законотворческий орган, создавший надежную правовую основу экономическим и политическим реформам, проводимым Главой государства, и всемерно содействует укреплению политической стабильности, гражданского мира и национального согласия в стране.
     С момента приобретения независимости Казахстана осуществление законотворческой деятельности стало одним из главных составляющих направлений внутренней политики государства.
     Как было отмечено в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана", в новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепив успех своих экономических планов последовательной политической модернизацией. И важную роль здесь будет играть правовая реформа.
Ведущая роль в правовой реформе отводится  работе по повышению качества законов. Главой государства была поставлена задача перед государственными органами - приступить к этой комплексной  и системной работе по совершенствованию  правового пространства незамедлительно.
     Вывод: Выполнение поручения Президента страны о повышении качества законов является одной из главных задач Института законодательства Республики Казахстан.
     В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономического развития Казахстана постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 января 2010 года Институту законодательства Республики Казахстан был придан статус государственного учреждения.  Возглавил данное учреждение - академик Академии юридических наук, доктор юридических наук, профессор - Ж.Бусурманов.
     Указанным постановлением определены основная цель и виды деятельности учреждения - участие в разработке проектов законов, разработка научных концепций развития законодательства, проведение фундаментальных и научно-прикладных исследований в области правового обеспечения деятельности государства.
     Выполнение поставленных перед вновь образованным учреждением задач потребовало обновление и расширение его кадрового потенциала путем привлечения из различных регионов нашей страны высококвалифицированных ученых-юристов.
     Следует отметить, что на сегодняшний день в кадровый состав Учреждения привлечены на постоянной основе 16 докторов юридических наук и 17 кандидатов юридических наук.
     В настоящее время, Институт законодательства активно принимает участие в разработке Концепции и законопроектов, путем оказания консультационных услуг.
     Оказание консультационных услуг осуществляется по всем законопроектам, разработка которых предусмотрена Планами законопроектных работ Правительства Республики Казахстан или Планом мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана на соответствующий год, а также по законопроектам, инициированным депутатами Парламента Республики Казахстан.
     Для оказания консультационных услуг в Институте создаются рабочие группы с привлечением ученых и специалистов-практиков в соответствующей отрасли права.
     Также Институтом законодательства при необходимости, по вопросам, требующим концептуальной проработки и (или) всеобщего обсуждения могут проводиться конференции и (или) круглые столы, в том числе и в международном формате.
     Для координации научно-исследовательской работы в Институте законодательства, действует высший коллегиально-совещательный орган -
Ученый  совет, который призван координировать работу Института по обеспечению  им таких видов деятельности как: разработка проектов законов, научных  концепций развития национального  законодательства, проведение фундаментальных, научно-прикладных исследований, что  в свою очередь будет способствовать повышению роли правовой науки на стадии правотворчества и правоприменения.
     17 марта 2010 года состоялось 1-заседание Ученого Совета Института с участием Министра юстиции Р.Т.Тусупбекова, Вице-министра юстиции Д.Р. Куставлетова и известных ученых правоведов страны.
     Одним из направлений деятельности Института является проведение фундаментальных, научно-прикладных исследований.
     Темы фундаментальных и научных прикладных исследований, проводимых Институтом связаны с поручениями Главы государства и в первую очередь с задачами, вытекающими из послания народу Казахстана, а также Концепцией правовой политики на 2010-2020 гг.
     Таким образом, придание работе Института научно-исследовательского характера позволяет несколько иначе взглянуть на место, роль и возможностей влияния Института на законотворчество и нормотворчество нашего государства.
     Дело в том, что именно эта часть и вид деятельности Института может стать локомотивом и движущей силой, при помощи которой Институт сможет ярко о себе заявить и стать востребованным и полезным направлением Института. Имеющийся такой весомый и солидный научный потенциал способен разработать такие научные направления, которые могут вызвать большой интерес и пристальное внимание органов власти и управления. Эта задача достижима тогда, когда сама тематика фундаментальных и научно-прикладных исследований будет предельно отвечать проблемам совершенствования правотворческой деятельности государства. Работа Института в указанном контексте позволит в итоге нашему учреждению стать в последующем межведомственным институтом, методологического, методического, консультационно-экспертного научного центра, способствующего эффективному осуществлению различными министерствами и ведомствами их нормотворческих функций.
     Новый формат работы Института обеспечит эффективность законотворческой деятельности, что позволит в полной мере реализовать ключевые задачи, обозначенные Главой государства перед Правительством.
 


2 ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА  РК
2.1 Исполнительные органы  Республики Казахстан
     Основываясь на Конституции Республики Казахстан, рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: "Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов." К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов  обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.
     Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
     К органом государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они - составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.
     Орган государственного управления - это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.
     Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией Республики Казахстан, законами, указами регулирующими те или иные сферы деятельности, подзаконные акты. Например, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Правительстве РК" от 18.12. 95 г., Закон Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах РК" от 10.12.93 г., Положения о Министерствах и др.
     Конкретное правовое положение органов государственного управления выражается в следующем:
     а) действуют на основании и во исполнение закона, при этом не только исполняют его веления, но и часто самостоятельно устанавливают подзаконные общеобязательные правела поведения (правовые нормы);
     б) основные органы государственного управления образуются непосредственно органами государственной власти, все они подотчетны и подконтрольны своей деятельности органам государственной власти;
     в) органы государственного управления могут совершать действия, которые либо прямо указаны в законе, либо необходимы для выполнения закона. Законом устанавливаются объем компетенции, основные задачи, формы деятельности многих органов управления;
     г) действуя в пределах своей компетенции, орган государственного управления обладает необходимой оперативной самостоятельностью. Кроме того, правовое положение органов государственного управления характеризуется следующим образом;
     д) деятельность их носит подзаконный характер и осуществляется на основе и во исполнение закона, в соответствии со своим назначением эти органы обязаны активно проводить в жизнь требования законов, действовать в строгом соответствии с законом;
     е) ведущие звенья системы этих органов образуются органами государственной власти, которым они подотчетны и подконтрольны, они представляют собой исполнительный аппарат, работают под руководством последних, ответственны перед ними, подотчетны и подконтрольны им, получают от них полномочия. Ведущие звенья органов государственного управления - Правительство Республики Казахстан, центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, администрации и их отделы и управления и иные, непосредственно образуются органами государственной власти. Другая часть органов государственного управления создается в распорядительном порядке полномочными вышестоящими органами управления;
     ж) для осуществления исполнительно - распорядительной деятельности органы управления от имени государства наделяются юридическими властными полномочиями. Это выражается в праве:
- издавать  от имени государства обязательные  акты;
-обеспечивать  реализацию данных актов путем  проведения организационных мероприятий,  применения мер воспитания, убеждения  и поощрения;
- осуществлять  от имени государства надзор  за исполнением правовых актов;
- охранять  эти акты от нарушений путем  применения в необходимых случаях  мер государственного принуждения;
     з) каждый орган государственного управления имеет свою компетенцию, устанавливаемую различными правовыми актами полномочных органов РК, компетенция - точно определенный объем прав и обязанностей, которыми наделяется данный орган для выполнения возложенных на него задач и функций;
     и) органы государственного управления, за исключением Правительства, поднадзорны органам прокуратуры, эти органы государственного управления обязаны рассматривать касающиеся их акты прокурорского надзора (протесты, представления и др.) и принимать по ним меры в соответствии с законодательством. В равной степени это положение действует и в отношении судебных органов;
     к) органы государственного управления руководят деятельностью предприятий, учреждений и организаций. С учетом этого определяются их права, обязанность и ответственность, место и роль, взаимоотношения в системе государственного аппарата. Каждый нижестоящий орган управления подчиняется соответствующему вышестоящему органу.
     Реформы политической системы и экономики требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органом, освободился от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.
     Другие звенья государственного механизма -органы прокурорского надзора, правосудия и другие - также находятся в определенных связях и соотношении с государственными управлениями.
     Деятельность аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно-распорядительного органа должна строиться на основе познания и правильного использования объективных законов общественного развития. Только в этом случае она может быть полноценной и приносящей пользу обществу и государству.
     По характеру компетенции органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и внутриотраслевой компетенции:
     Органы общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие (акиматы областей, городов, районов, сельских округов).
     Органы отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности, например, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
     Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (территориальные органы министерств).
     По порядку разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные и единоличные органы.
     Система органов государственного управления - взаимосвязанная совокупность органов государственного управления, упорядоченная по наиболее существенным, определяющим признакам.
     Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (например, отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.п.).
    Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РК - Правительство РК;
    Центральные исполнительные органы РК: министерства, агентства, комитеты (например, Комитет национальной: безопасности), центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства (например, Национальная комиссия по ценным бумагам);
    Местные исполнительные органы - акиматы областей, городов, районов, сельских округов;
    Органы непосредственного управления объединениями, учреждениями, организациями (администрация предприятий, учреждений организаций)
     Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту.   Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства - Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным Законом РК "О Правительстве РК" от 18.12,95 г.
     Правительство-это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера.    Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:
- разработка  основных направлений социально-экономической  политики, безопасности;
- обеспечение  общественного порядка, обороноспособности;
- руководство  центральными и местными исполнительными  органами;
- подготовка  и представление Парламенту республиканского  бюджета, обеспечение его исполнения  и отчет об этом;
- управление  государственной собственностью;
- внесение  в Мажилис проектов законов  и обеспечение их выполнения;
- выработка  мер по проведению внешней  политики.
     Правительство Республики Казахстан на основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и проверяет их исполнение непосредственно или через подведомственные ему органы.
     Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.
     Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.
Конституция Республики Казахстан не устанавливает  срока функционирования Правительства  РК, но закрепляет две формы прекращения  его деятельности - сложение полномочий и отставку.
     Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена.
     Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.
     Министерство - является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством-межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).
     Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
     Правовой статус министерств закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах (например, положение "О Министерстве государственных доходов", утвержденное постановлением Правительства РК от 20 октября 1998 г.).
     Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра.
     В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.
     Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).
     Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.
     Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
     Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента.
     Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.
     Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др.
     Агентство - центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.
     Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например,   Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).
     Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.
     Ведомство - орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.
     Среди ведомств можно выделить две основные группы:
- создаваемые  при правительстве
- образуемые  и действующие в составе министерств  (Комитет уголовно-исполнительной  системы при МВД РК; Комитет  налоговой полиции министерства  государственных доходов).
     Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так и Правительством.
     Президент Республики Казахстан - в соответствии с Конституцией РК   Президент РК является главой государства, гарантом Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст.40 Конституции и ст.1 Конституционного закона "О Президенте Республики Казахстан " от 26 декабря 1999г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г.
     В порядке, установленном Конституцией РК, он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной целостности.
     Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
     Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.
     Президентом РК может избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющей государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более двух раз подряд. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Внеочередные выборы нового Президента РК при этом должны быть проведены в двухмесячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Президента Республики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.