На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деятельность классного руководителя в условиях современной школы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Деятельность классного  руководителя в условиях современной школы 
 

Введение 3
Глава 1. Деятельность классного руководителя 5
1.1. Основные функции  и должностные  обязанности   классного руководителя 5
1.2 Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками 11
1.3 Взаимодействие классного руководителя с психологом и социальным педагогом 14
1.4 Взаимодействие классного руководителя с семьёй 18
1.5. Взаимодействие классного  руководителя с  учениками 21
Глава 2. Эффективность деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе 24
2.1. Формы работы классного  руководителя с  учащимися 24
2.2. Понятие эффективности  деятельности классного  руководителя 30
2.3. Критерии эффективности  работы классного  руководителя 33
Заключение 35
Список  использованной литературы 37
Приложение 1 39

Введение

 
    Основным  структурным элементом в школе  является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются  социальные отношения между учащимися. Представительские функции в  органах самоуправления школы реализуются  также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется  соответствующая эмоциональная  атмосфера. К каждому классу, начиная  с IV, приказом по школе прикрепляется  один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
    Педагогический  процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет  определенную часть общей задачи. Их коллективный труд нуждается в  руководстве, чтобы сделать его  более целенаправленным, предупредить дублирование и пробелы. Поэтому  основная роль классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных  влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
    Доступными  и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и  направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и  коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
    Важной  ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности  учиться самостоятельно. Он располагает  немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
    Таким образом, целью данной работы является изучение деятельности классного руководителя в классе и определение условий эффективности его работы.
    Объект  исследования – деятельность классного руководителя в общеобразовательной школе.
    Предмет исследования – содержание и условия эффективности деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.
    Основные  задачи:
      1) проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям;
    2) определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассмотреть основные обязанности;
    3) изучить критерии эффективности работы классного руководителя. 
 
 

                                                                                    

Глава 1. Деятельность классного руководителя

1.1. Основные функции и должностные обязанности классного руководителя

 
     Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших  классах из числа наиболее опытных  учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.
     Среди современных типов учебных заведений  в настоящее время самыми распространенными  в Беларуси являются общеобразовательные школы.
     Средняя общеобразовательная школа целенаправленно  готовит учащихся к жизни, труду  в информационно всё более  насыщенной среде, требующей от членов общества повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем  более гибкой общеобразовательной  базы, подлежащей обогащению и развитию. Современная школа ставит перед  собой цель - учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня. Она призвана сочетать подготовку нового поколения к будущему с  содержательной и полнокровной сегодняшней  жизнедеятельностью учащихся.
     Есть  прекрасные слова о том, что «школа – это место, где ребенок получает знания, умения, навыки, школа – это  пространство и время его бытия». Именно в этом пространстве и реализует  свою деятельность классный руководитель. Классный руководитель, по определению  Л.И. Маленковой, - «это профессионал – педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий корректив развития каждой личности».
     По  мнению И.Д. Демаковой, современный  классный руководитель, работающий с  детьми любого возраста, должен иметь  представление о « пространстве детства», которое в современной  философии описывается не как  «нейтральное вместилище», а как  «деятельностное поле». Именно в  этом «поле» педагог призван по возможности  блокировать отрицательное воздействие  социума, максимально использовать его позитивные характеристики, компенсировать то, что недодает ребенку жизнь.
     Конкретное  содержание работы классного руководителя определяется должностными инструкциями конкретного образовательного учреждения, где он работает. Однако инструкции любого учреждения отражают определенный набор функций, среди которых  важнейшими являются: аналитико–диагностическая; планово–прогностическая; организационно–координирующая; контрольно–корректирующая.
     1) Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения   индивидуальных особенностей школьников данного класса.  В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей, учителями-предметниками.
     Аналитико-диагностическая  функция направлена так же на изучение условий и принципов семейного  воспитания детей.  Классному руководителю  очень важно наладить тесную взаимосвязь  с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию.
     При реализации аналитико-диагностической  функции важно также выявить  коллектив класса, уровень его  развития. От данного условия  зависит  характер и содержание работы классного  руководителя с классом. В современных  условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды  на учащихся .
     Без аналитико-диагностической функции  успешная реализация планово-прогностической  функции кажется весьма проблематичной. Как можно делать прогнозы, составлять планы работы, если не изучил хорошо детей, с которыми предстоит работать?
     2) Планово–прогностическая функция включает  определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.
     Планы по содержанию, структуре, форме очень  разнообразны. Главное  -  они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться рабочими, а не формальными  документами. На  практике составляются самые различные планы, их можно  классифицировать по разным основаниям.
     Исходя  из охвата содержания планы могут  быть:
      1)комплексными и охватывать деятельность  во всех ее направлениях и  видах; 
      2)тематическими, которые концентрируются  на планировании одного направления  или вида деятельности (например, план формирования детского коллектива, план работы с нравственному  воспитанию);
      3)предметный -  планируется одно  конкретное воспитательное дело (подготовка и проведение конкурса, огонька и т. д.);
     По  длительности планируемого периода  планы могут быть следующих видов:
      1) долгосрочные (перспективные) –  определяют предполагаемую работу  на  длительный период времени  (год и более);  
      2) этапный (периодический) план -  планируется какой-то определенный  этап дальнейшей перспективы  (четверть, полугодие);
      3) краткосрочный – определяется  содержание воспитательной работы  на небольшой промежуток времени  (на месяц, на неделю);
      4) оперативный – определяются  действия на ближайшее время  (план дня).
     Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
       Хорошо, если планирование осуществляется  классным руководителем совместно  с родителями, детьми, что позволяет  учесть интересы всех  участников  педагогического процесса. 
     3) Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников. На данном этапе реализуется план работы классного руководителя по тем направлениям, которые были определены, что не исключает внесение определенных корректив в сам план. Среди важнейших направлений:
      - организация и проведения увлекательных  воспитательных мероприятий, которые  способствуют развитию личности  ребенка;
      - созданий условий для совместной  работы семьи и школы;
      - обеспечение взаимодействия классного  руководителя с учителями-- предметниками  для решения проблем учебной  деятельности школьников;
      - сотрудничество с внешкольными  организациями, позволяющее повысить  эффективность учебно-воспитательного  процесса (музеи, дома культуры, исследовательские  центры и т.п.);
      - тесная связь с органами детского  самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские  организации);
      - организация питания детей, уборки  школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;
      - сотрудничество со специалистами  – сотрудниками школы (психологами,  врачами) для создания благоприятных  условий воспитания и развития  личности ребенка;
      - ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках,  личных делах детей, составление  планов работы).
     4) Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы  классный  руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат. Важно учесть проблемы, с которыми сталкивались классный руководитель и дети в процессе работы, определить их причины, учесть нереализованный потенциал и сделать выводы на будущее, скорректировав будущие цели и планы.
     Осуществление указанных функций связано с  выполнением классным руководителем  целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:
     а) всестороннее изучение учащихся;
     б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;
     в) повседневное наблюдение за успеваемостью  учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;
     г) периодическое проведение ученических  собраний в классе;
     д) вовлечение учащихся в кружковую  работу;
     е) организация общественно полезного  труда;
     ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций  и объединений. 
 

 


1.2 Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками

    Классный  руководитель и учителя-предметники  обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.
    Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности перспективных и оперативных целей и задач, а также от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.
    Каждый  педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
    — изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
    — изучение особенностей преподавательской  деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;
    — регулирование отношений между  учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
    — определение общих целей, организация  совместной деятельности по их достижению;
    — педагогически целесообразное использование  возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
    Классный  руководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей  и задач в работе с ученическим  коллективом и отдельными учащимися, определению путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.
    Основу  взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
    — взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
    — взаимопомощь, взаимная поддержка в  решении сложных проблем;
    — заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
    — совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
    — совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
    — совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.
    На  первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая друг другу, помогают и себе.
    Классный  руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой — обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.
    Целесообразно привлечь учителей к отбору методик  для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
    Классный  руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками  поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
    Классный  руководитель систематически информирует  учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на них.
    Классный  руководитель регулирует отношения  учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии  воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

1.3 Взаимодействие классного руководителя с психологом и социальным педагогом

 
    Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена прежде всего тем, что их работа связана с самим ее объектом — это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
    Если  мы сравним функции, выполняемые  классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, даже освобожденных, которые практически всегда имеют в школе учебную нагрузку, у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.
    Классный  руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
    Взаимодействие  классного руководителя, социального  педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
    Остановимся на том, какой же информацией о ребенке  и классе в большей степени  владеют специалисты.
    Социальные  педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем социальный педагог не только выдает информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот «портрет» и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.
    Психолог  на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и, соответственно, оказание психологической помощи может дать только психолог.
    Взаимодействуя  с классным руководителем и отвечая  на его запрос, он выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует  пакет диагностического минимума для каждой возрастной группы, выделяет круг проблем.
    Круг этих проблем  затрагивает практически все  стороны школьной жизни. Это трудности  в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.
    Анализируя  опыт взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов в школах, мы считаем  возможным выделить следующие общие  проблемы, решаемые классными руководителями и специалистами:
    —организация  воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
    — выявление имеющихся у детей  проблем и трудностей, с одной  стороны, и их интересов и потребностей — с другой.
    — своевременное решение конфликтных  ситуаций;
    — оказание социальной помощи и поддержки  учащихся;
    — способствование реализации прав и  свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
    — обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
    — развитие демократических основ  жизни детских коллективов;
    — поддержание партнерских отношений  с семьей ребенка, совместное решение  детских проблем;
    — взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве: с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;
    — участие в разработке социально-образовательных  программ школы.
    Исходя  из совместно решаемых проблем, можно  назвать и общие формы работы. Таковыми, на наш взгляд, могут являться: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; посещение социальным педагогом и школьным психологом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке, за чем следует коллективный анализ информации, полученной специалистами и классным руководителем; проведение совместных мероприятий для учащихся и т. д.
    Таким образом, говоря о взаимодействии классного  руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
    Профессиональный  диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.  
 
 
 

1.4 Взаимодействие классного руководителя с семьёй

 
    Необходимость и важность сотрудничества семьи  и школы никогда не ставилась  под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.
    Одна  из важнейших задач классных руководителей — способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
    Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.
    Суть  творческого сотруднического взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
    В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Приведём пример:
        Света была в 5-м классе «изгоем». С ней  даже за одну парту никто не хотел  садиться. Девочкаиз многодетной семьи, у матери появился маленький ребенок, и ей было не до Светы. Поэтому и выглядела она запущенно; волосы не помыты, кофточка не постирана. ,. К тому же после операции на горле у нее была не очень четкая речь. Что сделала классный руководитель? Во-первых, посадила девочку с мальчиком, настроенным на приятие любого человека. А потом отправилась к матери. Мать только вздохнула: «Что же мне делать, ведь девчонка совсем никуда: неумная, с двойки на тройку перебивается». Учительница посоветовала матери все-таки уделить дочери чуть больше внимания, чтобы та выглядела почище и чувствовала себя поувереннее. На том и расстались. Посоветовалась классный руководитель также с логопедом, и, хотя момент для бесплатной коррекции речи был упущен, попросила врача все-таки помочь. А потом как-то подметила; случается выход в театр — Света обязательно идет; и есть в ней какой-то врожденный артистизм. Во время очередной групповой театрализованной игры классный руководитель направила Свету в группу, где собрались мягкосердечные девочки, попросила их:«Помогите ей, чтобы не чувствовала себя неловко». Те прислушались, дали Свете роль Запятой. И она вдруг в этой роли блеснула, ее Запятая была просто-таки неотразима. Одноклассницы потом говорили: «Меня так сегодня Света удивила. . . Я бы никогда не придумала такого, что у нее получилось». У детей в 5-м классе пока еще нет чисто личностного неприятия человека, они открыты к перемене точки зрения на вчерашнего изгоя. Ты им только покажи что-то такое, чтобы их удивить. И вот это случилось. Девочка оживилась. Оказалось, она кое-что умеет; скажем, так ловко вырезает нужные для игры фигурки, как это не удается никому. И Света теперь — нарасхват, стала всем нужна, в каждой команде.
    Сотрудничество  классного руководителя и семьи  — это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего  предполагающей всестороннее и систематическое  изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
    Для формирования сотруднических отношений  важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
    Совместная  деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
    — дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
    — осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
    — создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
    — отсутствует навязывание, давление на детей и родителей.

1.5. Взаимодействие классного руководителя с учениками

 
    Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.
    Лучшие  человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при активной учебе в вузе и путем самовоспитания.
    Педагог – это практический психолог. Чтобы  успешно работать, он постоянно изучает воспитанников.
    Изучение  учащихся требует знания психологических  свойств личности школьника, а также  овладения принципами и методами педагогического исследования. В  отличие от педагогов-теоретиков  классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать.
    Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения; изучает школьника целостно, во всех его проявлениях; изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.
    Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т.д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.
    Другим  важным вопросам является отношение  школьника к  окружающим – родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.
    Необходимо  установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.
    Успешность  учения во многом зависит от дарований  и способностей школьника. Поэтому  важно определить, какими способностями  он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.
    Особый  вопрос для изучения школьника –  его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.
    Профессор К.К. Платонов рекомендует классному  руководителю в процессе изучения учащихся выделить две группы свойств и  качеств личности:
    Особенности общих свойств и качеств личности – направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент и  способности :
    Особенности отдельных психических процессов – особенности восприятия и внимания, психомоторные особенности, особенности мышления, памяти, эмоционально-волевые особенности. Изучение направленности ученика даст ответ на вопрос: «Чего он хочет ? »; изучение его способностей – на вопрос: «Что он может?»; изучение характера – на вопрос: «Кто он есть ?».
    Изучение  учащихся не самоцель. Оно дает возможность  классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.
    Классный  руководитель изучает также коллектив  своего класса, характеристикой которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.
    Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо  без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
 

Глава 2. Эффективность деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе

2.1. Формы работы классного руководителя с учащимися

 
    Реализуя  свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можно  различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.
    По  времени проведения формы можно  разделить на:
    - кратковременные (от нескольких  минут до нескольких часов);
    - продолжительные (от нескольких  дней до нескольких недель);
    - традиционные (регулярно повторяющиеся).
    По  времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися  без включения их в предварительную  работу, подготовку учащихся.
    По  субъекту организации классификация  форм может быть следующей:
    - организаторами детей выступают  педагоги, родители и другие взрослые;
    - деятельность организуется на  основе сотрудничества;
    - инициатива и ее реализация  принадлежит детям.
    По  результату все формы можно разделить  на следующие группы:
    - результат – информационный обмен;
    - результат – выработка общего  решения;
    - результат – общественно значимый  продукт.
    По  числу участников формы могут  быть:
    - индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
    - групповые (воспитатель – группа  детей);
    - массовые (воспитатель – несколько  групп, классов).
    Индивидуальные  формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов  и детей. Они действуют в групповых  и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения  проблемы, задачи. Эти формы можно  применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших  задач: разгадать ученика, открыть  его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать  по-разному, для каждого нужен  свой конкретный, индивидуализированный  стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может  оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
    К групповым формам работы можно отнести  советы дел, творческие группы, органы самоуправления. В этих формах педагог  проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его  задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения  в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов  в групповых формах направлено также  на развитие гуманных взаимоотношений  между детьми, формирование у них  коммуникативных умений. В этой связи  важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения  к детям самого педагога.
    К коллективным формам работы педагогов  со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты и другие. В зависимости  от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут  выполнять различную роль: ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером, участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей, советчика, помощника детей в организации деятельности.
    Делая попытки классифицировать формы  воспитательной работы, следует также  иметь в виду, что существует такое  явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, рассматриваемые  чаще как мероприятия, могут стать  коллективным творческим делом, если эти  формы будут разработаны и проведены самими детьми.
    Многообразие  форм и практическая необходимость  постоянного их обновления ставит педагогов  перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев и т.д.
    Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В  то же время использование готового сценария – в большинстве случаев  не только бесполезное, но и вредное  явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становится объектом замысла  других людей, в такую же объективную  позицию ставит и участников проводимой работы, что тормозит проявление и  развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и  удовлетворить свои потребности.
    Для педагога-гуманиста, очевидно, что строить  работу с детьми по чужим сценариям  нецелесообразно. Однако нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо для начинающих организаторов воспитательной работы, как для педагогов, так и для  самих детей, которые, знакомясь  с опытом других, могут выбрать  для себя идеи и способы организации  деятельности. В таком поиске может  быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов  и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий.
    Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для  каждого конкретного случая выстраивается  своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок и детское  объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.
    Предпочтительным  является тот вариант, когда форма  воспитательной работы рождается в  процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы и  педагогов, и школьников, а в ряде случаев и родителей.
    И все-таки вопрос о выборе форм работы с учащимися встает, прежде всего, перед классным руководителем. При  этом целесообразно руководствоваться  следующими положениями:
    1. учесть воспитательные задачи, определенные  на очередной период работы (год,  четверть); каждая форма работы  должна способствовать их решению;
    2. на основе задач определить  содержание работы, основные виды  деятельности, в которые целесообразно  включить детей;
    3. составить набор возможных способов  реализации намеченных задач,  форм работы с учетом:
    - принципов организации воспитательного  процесса;
    - возможностей, подготовленности, интересов  и потребностей детей;
    - внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
    - возможностей педагогов, родителей.
    4. организовать коллективный с  участниками работы поиск форм  на основе коллективного целеполагания,  при этом продумать способы:
    - обогащения опыта детей новыми  идеями, формами, например, через  обращение к опыту других, изучение  опубликованных материалов, постановку  конкретных вопросов и т.д.;
    - проверки подготовленных педагогом  вариантов форм.
    5. В процессе поиска и выбора  важно обеспечить непротиворечивость  содержания и форм воспитательной  работы.
    Форма работы может быть коллективной и  творческой – если она создается  участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом:
    1. учитываются интересы и потребности  каждого;
    2. индивидуальные цели не противоречат  общим целям группы, объединения;
    3. коллективная работа позволяет  каждому найти значимое место  в общем, деле;
    4. данная форма является по исполнению  неповторимой.
    Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм, прежде всего  характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники  как бы сами “открывают” их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют  ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
    Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших  и младших, взрослых и детей, педагогов  и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают  работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск  лучших путей, способов, средств решения  практических задач, находя каждый раз  новый вариант.
    Коллективное  творческое дело – это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в  основу всей деятельности коллектива.
    В современных условиях целесообразно  сделать некоторые акценты, связанные  с сущностью методики и ее практической реализацией:
    - доминирование целей развития  индивидуализации и реализации  личности каждого в коллективной  творческой деятельности;
    - выработка ценностей, идеалов,  образцов в коллективе исходит  из личностных интересов и  потребностей;
    - определение творческих задач,  проблем для решения самими  участниками деятельности;
    - создание условий для включения  детей в творческую деятельность  различных групп, объединений;
    - оценка результатов, анализ коллективной  деятельности с точки зрения  проявления и развития личности  каждого, формирование его отношений  с участниками деятельности.
    Также в обязанность педагога входит и  проведения классного часа. В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью –  встречи, экскурсии.
    Следует учитывать, что час классного  руководителя и классное собрание имеют  разные задачи, содержание, организационные  формы и методы проведения, иначе  определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношение с детьми.
    Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного  ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым  вопросам.
    Час классного руководителя – это  форма воспитательной работы, при  которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к  окружающему миру. Можно выявить  следующие функции классного  часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.  

2.2. Понятие эффективности деятельности классного руководителя

 
    Классный  руководитель является ключевой фигурой  в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его  работы во многом зависит успешность всего воспитательного процесса в целом.
    Изучение  и определение эффективности  деятельности классного руководителя относится к числу сложных  педагогических проблем. Неоднократные  попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию  деятельности классных наставников, как  правило, оказывались неудачными. Неоднократно предпринимались попытки определения  условий эффективности работы классного  руководителя.
    Е.А. Слепенькова считает, что эффективность  деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль  отношений с воспитанниками, систему  педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного  руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
    Любого  профессионала волнует эффективность  его работы. Особенно проблемно стоит  этот вопрос, когда речь идет о педагогической деятельности. Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.
    Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, В данном случае это могут быть изменения:
    — в учащихся класса, т. е. в их воспитанности, социальности, профессиональной сориентированности;
    — в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;
    — в отношениях между классным руководителем  и школьниками;
    — во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;
    — в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.
    Указанные изменения с точки зрения оценки эффективности работы классного руководителя не равнозначны. Так, воспитанность учащихся, их развитие в целом определяются многими факторами. Вклад педагога в этот результат зафиксировать очень сложно. И наоборот, изменения, происходящие в детском коллективе, в отношениях между классным руководителем и учащимися, в значительной мере зависят от его деятельности, что позволяет достаточно объективно характеризовать эффективность работы. В целях полного и объективного анализа изучать результат необходимо с учетом всех этих изменений.
    Высокий результат может быть достигнут  разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
    Изучение  результатов и эффективности  работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
    а) выявление реального состояния  процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
    б) анализ изменений, происшедших в  педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
    в) выявление возможностей развития педагогического  процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
    г) определение эффективности влияния  работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
    При изучении эффективности работы классного  руководителя надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих педагогический процесс.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.