На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Искусству"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ 1.
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ 
 
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

     
         Создание  художественного произведения в  любой области искусства невозможно  без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.  
          Слово "композиция" (от латинского "Compositio") означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира - бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры, это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

      Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. Композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законам и взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, - законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция - способ организации "материала" искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса - глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, - все, что, будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.
     
2.ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ 

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается  в определенных границах. Эти границы  определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок, перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей. Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром", - писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции.
    Композиция  может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах. Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения.
      Композиционное построение отличает  наличие частей, связанных друг  с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей - так можно определить этот признак.
    Единство  и цельность - важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, - идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы.
    Гармония  целого - необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу противоположных начал, - это проявляется и в сюжете - в противопоставлении характеров, ситуаций, и в формальном решении - в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т. д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.
    Мы  рассмотрели признаки, по которым  можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением  тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения.
1. Принцип целесообразности; 
2. Принцип единства сложного (целостность произведения);  
3. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала);  
4. Принцип соподчинения частей в целом; 
5. Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства);  
6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого; 
7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

      Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.  

     
3. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ 

    В обиходе слово "композиция" часто  употребляется как синоним слов "рисунок", "картина", "произведение", "шедевр". В изобразительном  искусстве композициятермин, обозначающий строение, структуру модели, с которой выполнен рисунок, соотношение и взаимное расположение её частей, под которыми разумеются объекты, формы, фон, по-разному тонированные и текстурированные зоны.    
    В творческом процессе художник обычно имеет дело с группами сложных и взаимно не похожих объектов, часто кажущихся совсем разобщёнными, несвязанными. Суть его задачи именно в том и заключается, что надо их свести, связать, "сблокировать" в совокупность так, чтобы она не только давала зрителю эстетическое удовлетворение, но и рассказывала некую историю. Автор изобретаемой композиции вправе предъявлять к ней и другие требования.
    Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
      Приёмы и способы композиции  весьма разнообразны. Художественно  значимыми порой оказываются  сопоставления событий, предметов,  фактов, деталей, удалённых друг от друга. Важнейшим аспектом композиции является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. Наряду с термином «композиция» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура».
      В пластических искусствах композиция  объединяет частные моменты построения  художественной формы (реальное  или иллюзорное формирование  пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
      Композиция в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Композиция определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы композиции там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. Композиция в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы композиции разделяются на:
     «устойчивые», где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения,
     «динамические», где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы,
    - «открытые», где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю;
    - «закрытые», где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения.
    Устойчивые  и закрытые типы композиции преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве  барокко. В истории искусства  большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам. Так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной композиции, отвечающей их индивидуальным творческим особенностям. 

    Лекция 2.
    ШРИФТ И ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА 

    Лекция 3.
    ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ШРИФТА 

    Лекция 4.
    ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ  ФОРМООБРАЗОВАНИЕ НА ПЛОСКОСТИ 

    Лекция 5.
    СРЕДСТВА  ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ 
 
 
 
 

    Лекция.
    ДИНАМИКА  И СТАТИКА. РИТМ. СИММЕТРИЯ.
                                              Симметрия в искусстве
    Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными  были многие древние мозаики. Живописцы  эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
    В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.
    Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично  устроенными формами. Например, симметричными  являются фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
    Симметрия. В пропорции и соразмерности проявляются количественные отношения между частями целого и целым. Греки к ним присоединяли и симметрию, рассматривая ее как вид соразмерности, - как ее частный случай - тождество. Она, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты.  
Симметрия основана на подобии. Она означает такое соотношение между элементами и, фигурами, когда они повторяют и уравновешивают друг друга. В математике под симметрией подразумевается совмещение частей фигуры при перемещении ее относительно оси или центра симметрии. Существуют различные виды симметрии. Простейший вид симметрии - зеркальная (осевая), возникающая при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Симметрия, возникающая при вращении фигуры вокруг центра вращения называется центральной. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, так как в центре его пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - кристаллов (минералов, снежинок). Для органической природы, для живых организмов характерна неполная симметрия (квазисимметрия), (например, в строении человека). Нарушение симметрии, асимметрия (отсутствие симметрии) используется в искусстве как художественное средство. Небольшое отклонение от правильной симметрии, то есть некоторая асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы. Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство: зеркальная симметрия - равновесие, покой, винтовая симметрия вызывает ощущение движения. Хзмбидж причисляет все простые геометрические фигуры к статичной симметрии, (разделяя все виды симметрии на статичные и динамичные), а к динамичной симметрии относит спираль. В основе статичной симметрии часто лежит пятиугольник (срез цветка или плода) или квадрат (в минералах). В искусстве строгая математическая симметрия используется редко.

    Симметрия связана с понятием середины и целого. В древнегреческой философии и искусстве понятие "середины, центра связано с представлением о цельности бытия. Середина - "избегание крайностей" (Аристотель) - означает принцип уравновешенности "Везде грек видел нечто цельное. А это и значит, что он, прежде всего, фиксировал центр наблюдаемого или постороннего предмета. Без понятия "середины" немыслимо античное учение о пропорциях, мере, симметрии или гармонии".
    Рис. Виды симметрии: зеркальная, винтовая, центральная, по сдвигу.
                                    Передача равновесия в композиции 

     В симметричной композиции все ее части  уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно  уравновесить маленьким темным. Много  маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений, возможно, развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на Качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции. В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.  
Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка,  когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.

    Композиционные  правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого  мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.
    Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь". Асимметрия всегда соседствует c симметрией в формах органического мира. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).
    Статика и динамика
    Статика и динамика, динамическое напряжение, динамическое равновесие, - все это естественные состояния, в которых пребывают физические тела, - состояния, свойственные природе. И все они, так или иначе, отражаются в композиционном построении формы.
    Перспективное построение изображения  вызвано устройством органов зрения, восприятия относительной величины предметов на расстоянии, ибо "пространственное видение есть видение измерительное", как пишет А. Самойлов в своей статье "И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы".
    Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.
    Ритм
    Ритм  - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью, - ритм форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму. Ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы и все великое разнообразие ритмов природы оказывают организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности, начиная от необходимости чередования труда и отдыха и кончая ритмической организацией художественной формы в произведении искусства.
    Ритм - универсальное природное  свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.  
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.  
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

    Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
      В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм  присутствует как одно из важнейших  выразительных средств композиции, участвуя не только в построении  изображения, но и зачастую  придавая содержанию определенную эмоциональность.
    Ритм  может быть задан линиями, пятнами  света и тени, пятнами цвета. Можно  использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур  людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
    Ритм  является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.
     Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся  отобразить течение времени. Движение в картине - выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
    Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Общеизвестно высказывание Павлова, что "необходимо переключение групп нервных клеток головного мозга для обеспечения отдыха уставшим клеткам". Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы.
    Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств. Виды контрастов: ахроматический, хроматический, диаметральный (примеры). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Восприятие  мира человеком.
    Оптические  иллюзии. 

    Эмоции. Зрительное восприятие, его роль в композиции.
    Если  мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой обитания человека, то мир искусства, творимый человеком, является областью, в которой продолжается, отражается, реализуется его духовная жизнь, органически неразрывно связанная с физической, материальной и социальной жизнью. Она оказывает и обратное действие на социальную природу человека, будучи одновременно и продуктом его деятельности и средой, в которой он существует.
    Восприятие  человеком окружающего мира, формы  освоения, познание этого мира, зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. "Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения со средой",- писал Л. Выготский. Эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и т. д. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и кончая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования, как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности.
    Эмоции  тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в социальной жизни (в том числе и в искусстве), благотворно для человека и "поощряется" его эмоциями. М. Каган пишет: "Искусство доставляет нам наслаждение постольку, поскольку форма художественного произведения обладает высокой упорядочностью, совершенной организованностью в соответствии с особенностями выраженного этой формой содержания".
    В художественном произведении способность  его формы к эмоциональному воздействию  является первостепенным условием для  того, чтобы произведение могло быть воспринято и понято. "От эмоции формы - к чему-то, следующему за ней, - писал Л. Выготский, - начальный и отправной момент, без которого понимание искусства не осуществляется вовсе, есть эмоция формы". Сезанн считал, что "искусство, в котором нет эмоций - в основе своей не искусство".
    Эмоциональное воздействие формы слагается  из многих компонентов как образно-смыслового, так и формального характера. "Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами". Можно сказать, что в эмоциональном восприятии художественного произведения существуют разные уровни низший - биологический уровень перцепции и высший, на котором осуществляется сложное многозначное действие искусства, отвечающее высшим духовным запросам человека. Ясно, что разделение на низший и высший уровни условно, так как процесс восприятия - момент, где высший и низший уровень практически слиты, недифференцированы. Но в данном случае нас интересуют психобиологические основы процесса восприятия, на которых строится здание эмоций, и которые обуславливают необходимость композиционного построения художественного произведения.
    Зрительное  восприятие начинается с выделения  общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.
    Для композиционного расположения элементов  имеет значение величина угла активного  зрения. Основные, важные моменты содержания картины должны попадать под угол активного зрения (54' по горизонтали и 37' по вертикали). Композицией учитывается также расположение, местоположение зрительного центра на картинной плоскости, который находится несколько выше геометрического, что происходит от психологического восприятия низа картины как более тяжелого по сравнению с верхом (в результате действия силы земного притяжения).
    Зрительное  восприятие зависит от эмоциональных  импульсов, которые возникают в  глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма. Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".
    Восприятие  форм связано с теми или иными  биологическими потребностями организма. "Человеку присущи некоторые биологические  потребности, - пишет Р. Арнхейм, - для  ориентации ему необходима четкость и простота, для уравновешенности и правильного функционирования - единство и равновесие, для стимулирования - разнообразие и напряженность. Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны. Прямоугольник с соотношениями 2 1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата. В отношении "золотого сечения" (пример 5 8) успешно сочетается нерушимое единство и достаточная напряженность".
    Известный композиционный прием - членение текста. Разбивка целого на ограниченное число групп, группировка  элементов, - необходим, потому что подобным методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве злементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность "организовать", "группировать", чтоб опознать объект, является свойством человеческой психики. М. Вертхаймер сформулировал "закон организации", в силу которого наборы из случайно разбросанных точек не выглядят, как случайные так как глаз ищет и различает их "конфигурации" и группирует элементы". (Закон группировки заключается в том, что, чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована). Ч Остгуд в своей статье "Перцептивная ориентация" пишет, что Вертхаймер выделил 4 фактора, влияющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле: "Близость Сходство Продолжение Замкнутость".
      То есть, группировка зависит  от того: 
1) Насколько пространственно близко расположены элементы по отношению друг к другу; 
2) Насколько близки они друг другу качественно (родственность форм и пр.)  
3) От стремления к "продолжению", логически вытекающему из местоположения элемента, стремления следовать по знакомым контурам к целостному образу  
4) От стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся замкнуться и образовать фигуру).

    Из  сказанного следует, что потребность  в целостной осмысленной структуре  заложена уже в перцептивном восприятии. Рассмотрение на уровне перцепции группировки элементов в зрительном поле, стремление к образованию целостных структур отношения фона и фигуры позволяет осознать необходимость известных композиционных приемов и средств.
    Композиционное  построение сталкивается с интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия, с оптическими иллюзиями. Известно, что геометрические фигуры, состоящие из прямых линий, правильных окружностей и других правильных форм, кажутся искривленными и неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лучей (рис 1-5). Идеальная горизонталь издали кажется прогибающейся, удаленные от зрителя в глубину предметы воспринимаются неадекватными их действительным размерам. Примеры могут быть многочисленными. Явление некоторых оптических иллюзий может быть объяснено с точки зрения биомеханики глаза. Так, например, горизонталь кажется короче равной ей по длине вертикали, потому что горизонтальное движение глаз совершается легче и горизонталь читается легче, на ее чтение идет меньше времени. Эта разница вполне определенная величина, ибо между силой раздражителя и ощущением существует математическая зависимость Прямая, к противоположным концам которой добавлены отростки равной величины (под углом), кажется длиннее, если отростки направлены наружу, и короче, если направлены к се редине прямой (рис 6). Отростки эти в одном случае продлевают движение глаза по прямой, в другом - приостанавливают его. Поэтому прямая кажется, в первом случае, длиннее, а во втором случае короче.
    "Как  ни странно, - пишет Дж. Грегг, - иллюзии  являются неизбежным побочным  следствием одной из самых  важных особенностей высокоорганизованного  зрения связывания всех видимых  в поле зрения объектов в  одну биологически значимую координированную картину, в которой подчеркиваются светлые (свободные) промежутки (проходы), выделяются контрастные границы (ориентиры - вертикальные особенно, акцентируются         разреженности и скопления, все не равномерности, всякие различия".
    В художественной практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия.  
 
Рис. 1-6. Оптические иллюзии
 

    Так, например, древние греки открыли "закон курватур" (курватура - кривизна очертания колонны). Они придавали  выпуклую кривизну колонне, чтобы та казалась ровной и стройной.
    Художественные  приемы композиции связаны с психофизическим  восприятием человека окружающего  мира.
     
Неадекватность  природы и искусства

    Нашей задачей в предыдущем изложении  было показать связь между объективно существующими физическими явлениями, особенностям и субъективного психофизического восприятия их человеком и отражением, их в художественно-композиционной деятельности. Искусство не есть подражание природе. Оно является отражением объективной реальности в сознательной целенаправленной творческой деятельности, познавательно и жизненно необходимой.
    Композиционное  построение художественного произведения одно из важнейших средств искусства "Подражая отдельным принципам  строения органической и неорганической природы, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения, своего отношения к действительности", - писал М. Алпатов.
    Художественное  целое неадекватно целому и природе. Взаимодействие частей целого между  собой в картине отличается от взаимодействия частей в живом организме, подчинено условному двумерному ограниченному пространству картины и полностью зависит от восприятия. Если в организме действуют биологические и химические процессы, осуществляющие связь, то в картине связь целого достигается благодаря "внутренней последовательности картины" - по выражению А. Гильдебранда, - и в результате построения, т. е. композиции, обеспечивающей цельность восприятия, и в результате творческого процесса, художественной деятельности, ставящей своей целью создать представление о реальности, высказать свое суждение о ней.
    В художественном произведении мы видим  преображенную действительность Условность - язык искусства. Но эта условность отражает реальность, объективно существующую в природе и в сознании человека и являющуюся материалом для искусства. "Произведение искусства есть законченное, в самом себе покоящееся и для себя существующее целое воздействия и противопоставляет последнее как самостоятельную реальность - природе". Однако, при всей существующей разнице между искусством и природой, они воздействуют на нас с помощью объективно существующих факторов. "Средствам, при помощи которых действуют на нас природа и искусство, присуще обнаружение объективной силы пространственных элементов представления, так что, например, действие горизонтали и вертикали, света и тени и прочего суть такие данные природой действия, над которыми художник не имеет никакой власти, будучи только в состоянии использовать их реальность в различной силе и смещении".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Средства  гармонизации композиции
    Гармония - эстетическая категория. Симметрия, пропорции, ритм, контраст, цельность - образующие гармонию объективно связаны с природой, с движением и развитием материи. Наши эстетические представления тесно связаны с этими понятиями. Однако, социальное бытие человека в разные эпохи под разным углом зрения рассматривало категории гармонии и это определяло их роль в общественной жизни и в искусстве Представление о прекрасном развивалось, менялось. Гармония стала рассматриваться не как количественный, а как качественный принцип, объединяя физическое и духовное начала. Если древние греки считали прекрасным только упорядоченное и всякое нарушение симметрии и пропорций находили безобразным, то в последующие эпохи проявления прекрасного стали обнаруживать и в нарушении порядка, в диссонансах, в кажущейся дисгармонии, ибо они свойственны жизни и, следовательно, являются частью какой-то иной гармонической системы, в которой обретают логику и смысл. "Прекрасное - есть жизнь",- писал Чернышевский. И она не стоит на месте. Появления гармонии в природе и жизни шире, чем это может охватить любой канон, любая гармоническая система. И человечество никогда не перестанет искать новых гармонических отношений, сочетаний, искать проявления иных гармонических закономерностей. Однако, это не значит, что классическая гармония потеряла свое значение. То, что уже открыто, те найденные закономерности, их математическое обоснование, остаются вечным достоянием человечества, из которого будут черпать все последующие поколения.
    Гармония - эстетическая категория, и ее нельзя сводить к понятию пропорции  или симметрии. Она включает в  себя многоплановые отношения человека с миром, социальные отношения, связана  с представлением о нравственных ценностях. Гармонически развития личность - цель коммунистического общества, в котором должна осуществляться высшая гармония чело века, общества и природной среды. Но это понимание гармонии невозможно без той первоначальной ступени, того основания, которое было заложено в "учении о гармонии" древних, без понимания единства мира, проявляющегося в гармонических отношениях чисел, природных форм, без понимания диалектики природы и диалектического начала гармонии, без понимания роли гармонии в жизни и в искусстве. Стремление к гармоничным формам существования естественно для человека. Внесение гармонического начала в искусство - необходимость, вызванная потребностью реалистического отображения действительности с целью ее освоения, познания и верного отражения ее в художественной форме, предназначенной для эмоционального и целенаправленного функционального ее воздействия.
    Композиция. Теория цвета
    Начну с пафосом. Дизайн построен по принципу вселенной. Он состоит из разнородного распределения одной и той же субстанции — цвета. И по принципу же вселенной, хороший дизайн стремится к  большему разнообразию и динамическому напряжению, сохраняя единство, баланс и гармонию в целом. Существуют две противонаправленные тенденции. Одна — расширение, раздробление, разнообразие. Другая — стремление к центру, к единству, к источнику.
    Здесь две основные темы: «Композиция» и «Теория цвета». Пока про композицию, распределение «веса»:
    - «Вес» стремится к своему центру.
    - Хорошая композиция сбалансирована  относительно центра.
    - Визуальный центр в дизайне располагается немного ниже геометрического центра. Это положение наиболее устойчиво, незыблемо, стабильно.
    Идеальная композиция — это один объект в визуальном центре. Но это скучно и не интересно, поэтому надо придумать, как разносить вес по картинке, не нарушая баланса. Чем более тонко вы владеете этим, чем менее очевидные приемы вы можете использовать — тем интереснее и разнообразнее будет ваша композиция.
    Вес разносится по принципу рычага или  центра масс в физике:
    - если вы нарисовали что-то слева — добавьте что-то справа примерно равнозначное;
    - более удаленные от центра  объекты, сильнее оттягивают вес  в свою сторону;
    - более крупные объекты оттягивают  вес сильнее мелких;
    - более яркие объекты оттягивают  вес сильнее бледных;
    -один  тяжелый объект может быть  сбалансирован несколькими легкими,  разнесенными в соответствующие точки;
    -значение  имеет общий баланс, средняя масса,  а не вес каждого отдельного элемента.
    Это надо научиться чувствовать на опыте.  Центр веса можно смещать относительно визуального центра. Это позволяет добиться разных эффектов. Например, если ваш центр веса ближе к нижнему краю — композиция будет более тяжелая, устойчивая в целом. К верхнему — более воздушная, летучая. Можно сдвигать и по горизонтали. Интересно получается, когда центр веса расположен в какой-нибудь неочевидной, не простейшей точке экрана и сбалансирован очень разнообразными по весу и расстоянию до центра объектами. Это высший пилотаж.
     В качестве простейшего примера  давайте возьмем мою версию Клейновского баннера Практикума Дизайна — того, что в японском стиле.
    Тяжелый круг располагается чуть выше центра масс. Балансируется он значительно  более легкой, но и удаленной от центра в противоположном направлении надписью. Центр масс немного смещен вниз от визуального центра, компенсируя тяжелый круг и придавая композиции дополнительную устойчивость. Если, например, сделать меньшую разницу в масштабах — композиция станет менее интересной.
    В связи с некоторыми особенностями восприятия европейского человека надобно учитывать анизотропность некоторых композиционных решений. Существуют два вшитых направленных движения — слева направо (сильное) и сверху вниз (слабее). Это приводит к тому, например, что линия, наклоненная вправо, воспринимается как падающая, а влево — как поднимающаяся.
    Горизонтальная  черта гораздо  эффективнее делит  композиционное пространство на две части, чем  вертикальная, т.к. горизонтальное движение взгляда  сильнее, и легче «прорывает» преграду. Эти эффекты также необходимо компенсировать (или использовать). К примеру, для динамически уравновешенного портрета лицо должно быть повернуто к левому краю листа.
    Вообще, любое «движение» является важным аспектом композиции. При наличии нескольких планов глубины движение на первом плане должно компенсироваться противодвижением на более глубоком и т.д. Кстати, «движением» может стать что угодно — «направленные» очертания, последовательные переходы размера, формы, цвета, тона, образы, ассоциирующиеся с движением.
    Прошу обратить внимание на понятие «глубины». Если в вашей работе прослеживается некий передний план и что-то «в глубине» — за счет масшатбов, цветов, теней, разной резкости — это создает мощный эффект. Если ваш дизайн «глубокий», это в большинстве случаев интереснее, чем когда он весь в одной плоскости. Простым приемом для создания глубины является использование для фона размытых фотографий или градиентов и каких-то резких мелких деталей на переднем плане.
     В качестве примера вот две открытки. Все сказанное про композицию (распределение веса) справедливо и для цвета. Способы балансировки и принципы точно такие же.
    «Центром  масс» для цвета является нейтрально серый цвет. Чем более сложный  баланс вы сможете создать, тем интереснее будет ваше цветовое решение.
    Центр можно смещать, создавая определенные настроения. Уровень контрастности (степень цветового напряжения) тоже влияет на ощущение. Как пример — мягкие, пастельные гаммы и яркие кислотные решения передают разные ощущения.
    Более светлые цвета — более позитивные, энергичные. Более темные — более тяжелые. Каждый цвет обладает эмоциональной окраской. Например:
    Красный - энергия, агрессия, грубое вторжение;
    Фиолетовый - задумчивость, фантазии, меланхоличность;
    Зеленый - спокойствие, расслабленность, жизнь;
    Голубой - светлая радость, легкость, «полет»;
    Оранжевый - открытость, дружелюбие, мягкая энергия. 

    Цвета, расположенные на цветовом круге от красного до зеленого — теплые, «экстравертные». От фиолетового до голубого — холодные, «интравертные».
    Параметрами рычага в балансировке цвета являются оттенок, насыщенность, яркость и площадь.
    Оттенки организуются в цветовой круг. Противоположным, компенсирующим цветом для любого другого является цвет, расположенный на противоположном краю круга. Например: оранжевый — голубой, фиолетовый — желтый, красный — зеленый. Оттенок — аналог «геометрического направления» в композиции.
    Яркость — дополнительное измерение направления. Более темные цвета компенсируются более светлыми.
    Насыщенность — аналог расстояния до центра в композиции. Более насыщенные цвета сильнее оттягивают баланс.
    Площадь является аналогом «массы». Большие  площади какого-то цвета имеют  больший вес. Компенсировать это можно принципами композиции, разнося их по пространству картинки, либо яркостью, делая цвет, занимающий большую площадь светлее, или занимающий меньшую — темнее.
    Во  многих случаях лучше не использовать очевидные цвета. Просто красный — понятен и знаком. Баланс «оранжевый-голубой» используется на каждом углу. Если вы немного сдвинете цвет в ту или иную сторону, он будет гораздо интереснее. Соответственно нужно сдвигать и  компенсирующие цвета. Баланс из трех и более цветов выглядит интереснее, чем простейший, из двух. Балансируя такие комбинации, надо соответственно разносить их по цветовому кругу. Это приходит с практикой. «Очевидных» цветов в природе не существует. Не бывает 100% зеленых деревьев. Кроме того, не бывает деревьев, у которых все листья одного сплошного цвета. Да еще у каждой породы дерева свой цвет. Вносите разнообразие.
    Более светлые или более теплые цвета на картинке визуально выглядят ближе, чем темные и холодные. Это можно использовать для создания глубины. Глубину тоже надо компенсировать.
    Цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет на темном и на светлом фоне будет восприниматься как два разных цвета. Также важен оттенок фона. Это одно из следствий принципа балансировки и, как ни удивительно, это надо компенсировать.
    В качестве упражнения предлагаю подбирать  «вкусные» цветовые гаммы. Это позволит вам быстро почувствовать принцип. Также, ловите «вкусные» комбинации в окружающем вас мире, их там много.
    Еще раз хочу подчеркнуть, что все  сказанное выше — исключительно способ указать вам, на что обращать внимание. Пройдите это на практике и забудьте об этом. Пожалуйста. 

    Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности. В Древней Греции эпохи классики возник ряд учений о гармонии. Из них наиболее глубокий след в мировой культуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству.
    "Одни  и те же законы существуют  для музыкальных ладов и планет". Пифагорейцы и их последователи  всему сущему в мире искали  числовое выражение. Ими было  обнаружено, что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. 
Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую "Канон". Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин назвал красоту "числовым равенством", философ-схоласт Бонавентура писал: "Красоты и наслаждения нет без пропорциональности, пропорциональность же, прежде всего, существует в числах. Необходимо, чтобы все поддавалось счислению". Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона по знает ученый".

    Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.
    Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др. В математической равенство двух отношений выражается формулой a:b=c:d, и каждый член ее может быть определен через остальные три. В гармонической пропорции 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например а:с=(а - в):(в - с).
    В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий, а:в=в:с. Разновидностью геометрической пропорции  является пропорция так называемого "золотого сечения", имеющая всего два члена - "а" и "в" - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли "божественной пропорцией".
    Золотое сечение Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е., а:в=в:(а -в). Отношение з. с. выражается числом 0,618. Пропорция з. с. 1:0,618= 0,618:0,382.
    Если, отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два  отрезка по з. с., то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382. На рис. 7 показано деление отрезка на части по золотому сечению.
    
               На основании пропорции золотого  сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и поэтому называется рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к О,б18, то есть, к отношению з. с. Пропорции з. с. ученые связывают с развитием органической материи. з. с. было обнаружено в объектах живой природы - в строении раковин, дерева, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека, а также его наблюдали в устройстве вселенной, в расположении планет. В отношении з. с. находятся так же элементы геометрических фигур - пятиугольника, звезды.                                                              
    В прямоугольнике з. с. (р. 9, 10) стороны  находятся в отношении з.с. Этот прямоугольник содержит в себе квадрат и малый прямоугольник з. с. (его большая сторона является малой стороной первоначального прямоугольника.)  
Поэтому можно построить прямоугольник з.с. на основании квадрата: сторона квадрата делится пополам, из той точки к вершине проводится диагональ, с помощью которой на стороне квадрата строится прямоугольник з.с., как показано на рис. 10.  
 
         
 
Рис. 8. Точки пересечения линий, составляющих звезду, делят их на отрезки в отношении золотого сечения.  
Рис. 9. Прямоугольник приблизительно золотого сечения, построенный на основании пятиугольника.  
Рис.10 Построение прямоугольника золотого сечения на основе квадрата.  
 
Рис. 11. Логарифмическая кривая-"Спираль Жизни".  
 
    Этот малый прямоугольник подобен большому прямоугольнику, составленному из квадрата и малого прямоугольника з. с., то есть оба эти прямоугольника являются прямоугольниками з. с.  
Иначе говоря, если отсечь от прямоугольника з. с.. квадрат, то остается меньший прямоугольник, стороны которого опять же будут находиться в отношении з. с. Разбивая этот меньший прямоугольник на квадрат и еще меньший прямоугольник, мы опять получим прямоугольник з. с., и так до бесконечности. Если соединить вершины квадратов кривой, то мы получим логарифмическую кривую, бесконечно растущую спираль, которую называют "кривая развития", "спираль жизни", ибо в ней как бы заложена идея бесконечного развития. (Рис. 11).

    Бесконечное повторение прямоугольника з. с. и квадрата при рассечении прямоугольника з. с. обнаруживает повторение целого в его частях, что является одним из условий гармонии целого. Это свойство прямоугольника з. с. было обнаружено художниками, и они стали употреблять з. с. как способ гармонизации, способ пропорционирования. Фидий использовал з. с. при постройке Акрополя (5 век до н. э. ).  
Греческие ремесленники, создавая гончарные изделия, также применяли з. с. В эпоху Возрождения з. с. использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли з. с. в поисках гармоничных пропорций букв (Рис12).

     Прямоугольник з. с. мы встречаем и  в пропорциях средневековых рукописных книг, и в современной книге, так  как стройные пропорции з. с. позволяют красиво организовать пространство книжной страницы и разворота (рис. 13,14).  
 
        
 
Рис. 12. Построение буквы из книги Луки Пачоли "О божественной пропорции".  
Рис. 13. Схема идеальных Пропорций средневековой рукописи. Пропорции страницы 2:3, а плоскость, занятая письмом - в пропорции золотого сечения.  
Рис. 14. Один из способов определения размера полосы набора при заданном формате.
 
 
            Пропорционирование - приведение частей целого к единому пропорциональному строю. В XX веке вновь возродился интерес к золотому сечению как к способу пропорционирования. Оно привлекло внимание архитекторов. Советский архитектор Жолтовский и француз Корбюзье занимались проблемами з. с. и использовали его в своей архитектурной практике. Корбюзье создал целую систему пропорционирования на основе чисел ряда золотого сечения и пропорций человеческого тела и назвал ее "Модулор", что по-латыни означает - ритмически размерять.

    Модулор Корбюзье представляет собой гармонические  ряды чисел, которые связаны в  единую систему и предназначены  для использования в архитектуре и дизайне - для гармонизации всей среды, в которой обитает человек.. Корбюзье мечтал о перестройке с помощью Модулора всей архитектурной и предметной среды. Сам он создал несколько прекрасных образцов архитектуры, но о более широком применении Модулора в существующих условиях не могло быть и речи. Модулор использовался в ряде случаев в дизайне и в графическом дизайне - при конструировании печатных изданий. На рис. 16 приводятся варианты деления прямоугольника 3:4, приведенные Корбюзье для демонстрации возможностей конструирования с помощью Модулора.  
 
     
 
Рис. 15. Модулор (упрощенная схема).  
Рис. 16. Варианты деления прямоугольника на основе Модулора.

                                                         Рис. 17 Ряд динамических  прямоугольников  Хэмбиджа
    В разработку вопроса пропорционирования и использования золотого сечения нес свой вклад Д. Хэмбидж. В 20-м году в Нью-Йорке вышла его книга "Элементы динамической симметрии". Хэмбидж исследовал динамическую симметрию, которую он обнаружил в ряде прямоугольников, с целью ее практического применения художниками в композиционном построении. Он делает попытку раскрыть секреты, которыми пользовались древние греки, добиваясь гармонического решения формы. Его внимание привлекли свойства прямоугольников, составляющих ряд, где каждый последующий прямоугольник строится на диагонали предыдущего, начиная с диагонали квадрата Ц2. Это прямоугольники Ц4, Ц5 (с меньшей стороной равной стороне квадрата, принятой за единицу). (Рис. 17). Кульминацией ряда является прямоугольник Ц5, обладающий особыми гармоническими свойствами и "родственный" прямоугольнику золотого сечения, (о нем будет сказано ниже).
    Хэмбидж рассматривает также площади квадратов, построенных на сторонах этих прямоугольников и обнаруживает следующую динамику: в прямоугольнике Ц2 квадрат, построенный на большей стороне, имеет площадь в 2 раза большую, чем квадрат, построенный на меньшей стороне. В прямоугольнике ЦЗ квадрат на большей стороне в 3 раза больше квадрата на меньшей стороне и так далее. Таким образом, образуются динамические ряды площадей, состоящие из целых чисел. Хэмбидж утверждает, что древние греки использовали этот принцип в своих композиционных решениях. Прямоугольники динамического ряда, о котором мы говорили, являются первичными площадями в композиционной системе Хэмбиджа. Каждый из этих прямоугольников может быть разбит на отдельные части и порождать новые композиционные решения, новые темы. Например, прямоугольник Ц5 можно разбить на квадрат и два прямоугольника золотого сечения. Прямоугольник золотого сечения может быть разбит на квадрат и прямоугольник золотого сечения, а также может быть разбит на равные части, при этом обнаруживается следующая закономерность: при делении пополам он даст два прямоугольника, в каждом из которых будет по два прямоугольника золотого сечения. При делении на три части - по три прямоугольника золотого сечения в каждой трети. При делении на 4 части - по четыре прямоугольника з. с. в каждой четверти основного прямоугольника.
    Среди систем пропорционирования, используемых в архитектуре, дизайне, в прикладной графике следует упомянуть системы "предпочтительных чисел" и различные модульные системы.
    "Предпочтительные  числа" - ряд чисел геометрической  прогрессии, где каждое последующее  число образуется умножением  предыдущего числа на какую-нибудь  постоянную величину. Числа из предпочтительных рядов используются при конструировании упаковок, в композиции рекламных плакатов. Они обеспечивают ритмическое развитие формы, их можно встретить и в построении формы античной вазы и в современной станке.
     
Рис 18, 19 Модульные сетки для рекламных изданий.  
 
Известна система пропорционирования - так называемые "итальянские ряды", в основе которых лежат первые числа ряда Фибоначчи -2,3,5. Каждое из этих чисел, удваиваясь, составляет ряд чисел, гармонически связанных между собой 2-4, 8,16, 32, 64, и т. д. 3 - 6,12,24,48,96, 5-10,20,40,80,160.

    Пропорционирование  связано с понятиями соразмерности  и меры. Одним из способов соизмерения  целого и его частей является модуль. Модуль - размер или элемент, повторяющийся  неоднократно в целом и его частях. Модуль (лат.) означает - мера. Любая мера длины может являться модулем. При строительстве греческих храмов, чтобы добиться соразмерности использовали также и модуль. Модулем мог служить радиус или диаметр колонны, расстояние между колоннами. Витрувий, римский зодчий 1 в до н. э., в своем трактате об архитектуре писал, что пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым - по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность, и соразмерность есть строгая гармония отдельных частей самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную.
    В прикладной графике модуль широко используется при конструировании книг, журналов, газет, каталогов, проспектов, всяческих печатных изданий. Применение модульных сеток помогает упорядочить расположение текстов и иллюстраций, способствует созданию композиционного единства. В основе модульного конструирования печатных изданий лежит комбинация вертикальных и горизонтальных линий, образующих сетку, делящих лист (страницу) на прямоугольники, предназначенные для распределения текста, иллюстраций и пробелов между ними. Этот прямоугольный модуль (их может быть несколько) определяет ритмически организованное распределение материала в печатном издании. Существуют сетки различного рисунка и степени сложности. А. Херлберт приводит в своей книге "Сетка" образцы модульных сеток для журналов, книг, газет Не следует путать модульную сетку с типографской сеткой, определяющей размеры полей и формат полосы набора. Конечно, модульная сетка, постольку, поскольку имеет дело с печатными изданиями, должна учитывать размеры строк, высоту литер, пробельные элементы в типографских мерах (квадраты, цицеро, пункты), чтобы правильно располагать печатный материал на странице.  
Система сеток благодаря четкой модульной основе позволяет ввести в процесс проектирования издания электронные программы.

    В прикладной, промышленной графике модульную  сетку применяют при конструировании  всевозможных рекламных издании и, в особенности при проектировании графического фирменного стиля. Модульную сетку применяют при конструировании различных знаков, знаков визуальных коммуникаций, товарных знаков и др.
 
     
 
Рис. 20. Товарный знак, построенный на основе модульной сетки.  
Рис. 21. Коммуникационный знак для Олимпийских игр в Мюнхене, построенный на модульной сетке.

    В основу модульных сеток часто  бывает положен квадрат. Квадрат  очень удобный модуль. Он широко используется как модуль в современной  мебельной промышленности, в особенности, при конструировании сборной мебели, "стенок".  
Двойной квадрат издавна известен как модуль традиционного японского дома, где размеры комнат находились в соответствии с тем, сколько раз уложится на полу циновка-татами, имеющая пропорции двойного квадрата.

    В прикладной графике квадрат используется для форматов проспектов альбомов, детских книг, но он также определяет и внутреннее пространство этих изданий. Квадратный модуль может использоваться и не в квадратном формате.  
Приведем пример использования квадратного модуля в квадратном формате: при трехколоночном наборе текста вся площадь, отведенная под текст и иллюстрации, делится на 9 квадратов. Если ширину колонки обозначить 1, то квадрат будет 1х1. Иллюстрации при этом могут занимать площади: 1х1, 1х2, 1хЗ, 2х2, 2хЗ, ЗхЗ, 2х1, и т. д., то есть мы будем иметь достаточно широкие возможности для комбинирования иллюстраций и текста в верстке.

               В композиционной структуре произведений искусства и дизайна имеют значение пропорции прямоугольников и других геометрических фигур, в которые вписывается данное произведение или его основные части. Поэтому следует рассмотреть прямоугольники, которые нашли наиболее широкое применение благодаря своим гармоническим свойствам (о прямоугольнике золотого сечения говорилось выше). Обратимся снова к квадрату. Квадрат как конструктивная форма известен издавна. Он привлекал внимание художников Древнего мира и эпохи Возрождения.  
На рисунке Леонардо да Винчи изображена связь квадрата и круга с человеческой фигурой известная еще древним, (Витрувий). Художники Возрождения - немец Дюрер, итальянец Пачоли, француз Тори, занимаясь разработкой начертания букв, исходили из формы квадрата, буква со всеми своими элементами вписывалась в квадрат (рис. 12), хотя и не все буквы приравнивались к квадрату, однако общий композиционный строй определялся квадратом. Квадрат является устойчивой, статичной фигурой. Она ассоциируется с чем-то неподвижным, завершенным. В Древнем мире у некоторых народов изображение квадрата было связано с символикой смерти. (В этой связи интересно заметить, что пропорции квадрата в природе встречаются в формах неживой материи, у кристаллов). Благодаря своей статической завершенности квадрат используется в прикладной графике, в области визуальных коммуникаций наряду с формой круга как элемент, фиксирующий внимание, а также для ограничения пространства, на котором сосредоточена информация.  
 
Рис. 22. Ритмические свойства прямоугольника.  
 
Помимо прямоугольника золотого сечения и квадрата, наибольший интерес для нас представляют прямоугольники Ц2 и Ц5. Древние греки эпохи классики предпочитали именно эти прямоугольники. Хэмбидж утверждает, что 85% произведений греческого классического искусства построено на прямоугольнике Ц5. Чем интересен этот прямоугольник? Будучи разделенным по вертикали и по горизонтали на две части, он восстанавливает свои пропорции. Прямоугольник этот можно расчленить на квадрат и два малых прямоугольника золотого сечения. Кроме того, в нем просматриваются два прямоугольника золотого сечения, перекрывающие друг друга на величину квадрата. Оставшаяся часть тоже представляет собой прямоугольник золотого сечения. Таким образом, прямоугольник Ц5 обнаруживает ритмические свойства. В нем возникает красивая симметрия (малый прямоугольник з. с. +квадрат+малый прямоугольник з. с.)(рис 22). Прямоугольник Ц2 также находит широкое применение, в особенности в области прикладной графики. Он используется как формат бумаги для деловой документации, поскольку обладает удивительным свойством, - при делении пополам он не меняет своих пропорций. При делении образуется ряд подобных прямоугольников, гармонически связанных между собой единством формы. (Рис. 23, 24, 25). На рис. 26 приводится изображение прямоугольников, используемых при композиционном построении благодаря гармоническим отношениям их сторон.  
 
     
 
Рис. 23, 24, 25. Пропорции сторон в прямоугольнике Ц2, использованные в стандарте Порстмана.  
Рис. 26. Гармонические отношения сторон в прямоугольниках.

Рис. 27. Деление прямоугольника на доли 1/2,1/4,1/8,1/16, 1/64. 

                 Хэмбидж приводит композиционную схему у греческой чаши для питья из бостонского музея: чаша вписывается (без ручек) в горизонтально вытянутый прямоугольник Ц5. Диагонали двух прямоугольников золотого сечения, перекрывающих друг друга на квадрат, пересекаются в точке, через которую проходит граница между чашей и ее ножкой. Ширина основания ножки равна высоте чаши и равна стороне квадрата, находящегося в центре прямоугольника Ц5. Ножка вписывается в два малых прямоугольника з. с., отсеченных от квадрата линией, горизонтальной к основанию прямоугольника Ц5 и проходящей через точку пересечения двух диагоналей больших прямоугольников з. с.
    В современном художественном конструировании  прямоугольник Ц5 также находит  широкое применение. Мы его встречаем  в пропорциях автомашин, станков  и других изделий. В прикладной графике - в форматах проспектов, буклетов, упаковок, в изобразительном искусстве, в монументальном искусстве, - в пропорциях картинной плоскости, в композиционном строе картины.
    Ниже  приводятся числовые отношения прямоугольников  Ц2, ЦЗ, Ц4, Ц5 к их обратным числам, с которыми они находятся в гармоническом отношении. (Обратным числом называется число, полученное при делении единицы на данное число). Ес-ли принять меньшую сторону прямоугольника за единицу, то для прямоугольника число (соответствующее большей стороне прямоугольника) =1,4142, а обратное число =0,7071, для прямоугольника ЦЗ число=1,732, обратное число=0,5773, для прямоугольника Ц4 число=2, обратное число =0,5, для прямоугольника Ц5 число=2,236, обратное число=0,4472, для прямоугольника з. с. число= 1,618, обратное число=0,618.
    На  основе прямоугольника Ц2 была проведена  стандартизация и унификация форматов книг, бумаг, деловой документации, открыток, плакатов, папок и других объектов, связанных с прикладной графикой. Этот стандарт, известный как стандарт доктора Порстмана был принята 17 европейских странах. В основу стандарта был положен формат 841Х1189мм и площадью в 1м2. От него выведены остальные форматы, составляющие его доли (рис. 27) 1м'-841Х1189мм.
1/2м2-594Х841мм 
1/4м2-420Х594мм 
1/8м2-297Х420 мм (двойной лист)  
1/16м2- 21 OX 297мм (лист для деловой переписки, бланков)  
1/32м2- 148Х210 мм (пол листа для деловой переписки, бланков)  
1/64м2- 105Х148мм (почтовая открытка) 1/128м2- 74Х105мм (визитная карточка)  
Стандартом предусмотрены и дополнительные форматы 1000Х1414 и 917Х1297 и их доли. Для конвертов предлагаются, размеры 162Х229 и 114Х162 (Стандарт приведен не полностью).

 
          Поскольку обращение с деловыми бумагами, документацией подразумевает необходимость иметь не только соответствующие им по размеру и формату конверты и папки, но и емкости, в которых хранится документация, отсюда возникает необходимость в соответствующей мебели столах, шкафах, полках. Размеры и пропорции мебели, в свою очередь, подсказывают и характер интерьеров помещений. Таким образом, возникает целостная система гармонизованных элементов интерьера, подчиненная единому модульному принципу.

    Пропорциональные  отношения должны существовать не только между отдельными частями целого, но и между предметами, составляющими группы объектов, связанных единым стилем, функциональной задачей. Например, между объектами, входящими в систему фирменного стиля. Предметы, окружающие человека, должны быть гармонизованы не только по отношению друг к другу, но и связаны с человеком единой мерой, с физическим его строением. Зодчие древности считали, что отношение частей архитектуры друг к другу и к целому должно соответствовать частям человеческого тела, их отношениям. Таким же образом Модулор Корбюзье исходит из размеров человеческого тела и из отношений золотого сечения в нем, (расстояние от земли до солнечного сплетения и расстояние от солнечного сплетения до макушки составляют крайнее и среднее отношения золотого сечения).
    Масштабные  отношения между вещами, предметным окружением и человеком выступают как средство гармонизации, ибо масштаб является одним из проявлений соразмерности, устанавливающим относительные размеры между человеком и предметом - в архитектуре, в дизайне, в прикладном искусстве, в частности, в прикладной графике, в искусстве книги. Так, размеры и форматы плакатов и любых объектов, служащих целям визуальной коммуникации - вывесок, дорожных знаков и т. д., а также их композиционное решение всегда избираются в зависимости от назначения и от условий эксплуатации, а значит и в соответствующих масштабных отношениях. То же самое касается и области книжного оформления и всевозможной печатной рекламы и упаковки.  
 
 
 
 
 
 

    НАРУЖНАЯ  РЕКЛАМА. АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ  ПОЛИГРАФИИ.
    Наружная  реклама самый эффективный, самый надежный и относительно недорогой вариант быстрого продвижения продукта на рынок. Можно даже сказать, что наружная реклама – это относительно дешевый и сбалансированный вариант рекламы в отношении "цена-качество". Наружной рекламой открывается и завершается любая крупная рекламная кампания построенная грамотно и профессионально. При планировании рекламной стратегии рекламной кампании воспользуйтесь  услугами специалистов и тем самым найдете себе и своему бизнесу профессиональную поддержку и помощь людей, давно занимающихся наружной рекламой. Чрезвычайно важно разработать не только план и тактику продвижения вашего товара на рынок, но и получить квалифицированный совет при разработке любой рекламной кампании в наружной рекламе с учетом ее особенностей. Наружная реклама достаточно сложный механизм продвижения товара на рынок в том случае, если владелец бизнеса намерен проводить рекламную кампанию грамотно. Наружная реклама – это не есть простое изготовление и размещение щитов и перетяжек, неоновых вывесок. Без консультации специалистов наружной рекламы  вы можете распрощаться с идеей превращения вашего товара в бренд, потому что наружная реклама имеет отношение и к области человеческой психологии и даже к социологии.
    Настоящие специалисты обладают огромным опытом и знаниями о правильном размещении наружной рекламы, в которой сбалансированы  все основные элементы рекламы и главное внимание сосредоточено не только на количестве, но и на качестве исполнения и качестве размещения наружной рекламы.
    Используя грамотную наружную рекламу в продвижении товара, необходимо внушить потенциальным потребителям о серьезности и долгосрочности ваших намерений на рынке услуг. Наружная реклама не прекращается с окончанием аренды щитов или перетяжек с информацией о вашем товаре, наружная реклама продолжает работать на вас и вашу компанию, когда все ее элементы визуально уже не доступны потенциальному клиенту. Но только в том случае, если первая фаза – изготовление и размещение наружной рекламы – сделана грамотно.
    Увидев  несколько раз любой элемент наружной рекламы, будь то перетяжка, стенд, щит, брандмауэр – человек подсознательно будет возвращаться к тому, что показалось ему интересным, актуальным, эффектно исполненным, даже если в тот момент он не думал воспользоваться услугами или товаром, представленным наружной рекламой. 
 

    Офсетная  печать
 
         
Рекламное агентство "Магнит Успеха" размещает заказы в типографии в Москве и успешно работает на рынке полиграфии, и занимается производством, изготовлением: упаковки, этикетки и рекламной продукции (брошюры, листовки однокрасочные, листовки полноцветные, буклеты, визитки печать, изготовление визиток, каталоги, календари, плакаты, бланки, печать на конвертах и т.д.).Рекламное агентство "Магнит Успеха" работает с заказчиками по всем направлениям рекламы от разработки дизайна до печати: брошюр, листовок, буклетов, каталогов, журналов,плакатов, календарей, бланков, визиток, конвертов, папок, этикеток, упаковки.Мы уже более восьми лет выпускаем качественную полиграфическую продукцию для целого ряда крупных фирм во всех отраслях российской экономики - этикетка и упаковка, рекламная продукция: плакаты, каталоги, печать брошюр, буклеты, наклейки, книги, печать листовок, бланки, календари, печатаем визитки (изготовление визиток), журналы - всего многообразия  не перечислишь. Успеху любого товара на рынке в немалой степени способствует его внешний вид. Поэтому мы разрабатываем и производим полиграфическую продукцию, которая помогала бы отечественным предприятиям максимально ярко представлять  достоинства своего товара, стимулируя таким образом увеличение объемов продаж. Рекламное агентство "Магнит Успеха" - за счет большого объёма  размещения полиграфических заказов на производственных площадях, всегда может дать низкие цены при высоком качестве исполнения. Основное направление в полиграфических услугах  это - рекламная продукция, этикетка, производство картонной упаковки для консервов, кондитерских изделий, продукции легкой промышленности. Этикетки. Самоклеящиеся этикетки. Изготовление самоклеящихся этикеток. Печать самоклеящихся этикеток.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.