На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение   

   Глава 1. Теоретические  основы разработки  стратегического  плана муниципального  образования  
       1.1 Принципы и задачи стратегического  планирования в городах …. 4

       1.2 Этапы разработки Стратегического  плана  ………………………..6

 Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.

       2.1 Концепция социально-экономического  развития города-курорта

 Сочи…………………………………………………………………………..11

       2.2 Механизм стратегического планирования  развития МО…………14
       2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18 
       2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21

   Глава 3. Направления  совершенствования  процесса стратегического  планирования в  городе-курорте Сочи
       3.1.Недостатки в осуществлении  стратегического планирования в  администрации города Сочи. ………………………………………………27
       3.2.Направления урегулирования недостатков  в осуществлении процесса стратегического  планирования …………………………………………….30 

Заключение
Список  литературы 
 
 
 

    Совершенствование Конституции - это сложный
                                                и длительный процесс, не терпящий спешки
      и крайних решений.
    Неизвестный автор 

Введение  
 

    Ход социально-экономического развития страны, практика реализации разнообразных  реформ на протяжении последних двух десятков лет привели к пониманию  необходимости возврата – в другом, нежели в советской практике, качестве – к долгосрочному планированию как страны в целом, так и отдельных  ее территориальных образований. Этот процесс сегодня уже имеет  хоть и относительно непродолжительную, но историю. Существует опыт, основанный как на попытках внедрения технологий, зарекомендовавших себя за рубежом, так и на собственных отечественных  разработках, которые, впрочем, в большинстве  случаев являются более или менее  успешными попытками адаптации  западных технологий к специфическим  российским условиям. Этот опыт имеет  много разных формулировок и чаще всего обозначается термином «стратегическое  планирование» (развития той или  иной территории). 
    Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.
    Совершенствование системы управления развитием муниципального хозяйства имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.
     Обзор существующих по данной проблеме разработок и публикаций показывает, что состояние  научной разработанности проблемы управления развития муниципальным  хозяйством не в полной мере отвечает реальным практическим потребностям, или не отвечает вовсе.
     Среди ученых, занимающихся проблемой управления развитием муниципальных хозяйств, можно назвать таких авторов, как А.И.Гаврилов, Л.А.Велихов, Н.Е.Жигалова, В.Б.Зотов, В.Н.Парахина и др.
    Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики  и решении социальных проблем  во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.  
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:

    Изучение теоретических основ стратегического планирования.
    Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
    Объект  исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании  города-курорта Сочи.
    В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а так  же города Сочи, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Данная работа состоит  из трех основных разделов.
    Первый  посвящен рассмотрению принципов и  задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического  плана.
    Второй  – вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города-курорта Сочи.
    Третий  – основным направлениям совершенствования  процесса стратегического планирования. Актуальность темы проявляется в том, что муниципализация способствует становлению той экономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества (детей, инвалидов, престарелых), особенно в критические для страны периоды. 

Работая над концепцией,
ты  работаешь над  концепцией того,
  кто понимает ее  глубже и шире.
Неизвестный автор         

Глава 1.
Теоретические основы разработки стратегического  плана муниципального образования

    1.1 Принципы и задачи  стратегического  планирования в  городах 

    Актуальность  внедрения системы стратегического  планирования в городах России обусловлена  следующими причинами:
    стратегическое планирование – признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
    в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;
    процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.  
    В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

    стратегический план – короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;
    в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;
    стратегическое планирование – непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.
    Участники стратегического  партнерства. В разработке и реализации стратегического плана участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.  
        Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.

    Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.  
        Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.

1.2 Этапы разработки  Стратегического  плана

 
    В соответствии с процедурой, в год  разработки стратегического плана  действует следующий примерный  график работ:
    январь-февраль – аналитический этап;
    март-апрель – этап выбора целей и стратегических направлений развития;
    апрель – общегородская конференция и заседание Совета по стратегическому планированию для утверждения результатов анализа, формулировок главной цели, основных стратегических направлений и целей, а также структуры и состава тематических комиссий по планированию;
    май-июль – этап планирования;
    июль – заседание Исполнительного Комитета для рассмотрения первой редакции стратегического плана и принятия решения о начале расширенного профессионального и общественного обсуждения плана в целом;
    август-ноябрь – публикация первой редакции стратегического плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для обсуждения поступивших поправок и утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,
    декабрь – компоновка второй редакции стратегического плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического плана на заседании Совета.
 
1. Разработка Стратегического  плана – этап  анализа.
    В процессе разработки Стратегического  плана выполняются следующие  содержательные этапы:
    анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);
    целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);
    планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).
    Стратегический  анализ. Анализ становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому он очень важен. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.  
Суть стратегического анализа – анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.  
Необходимыми элементами анализа являются:

    анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня);
    анализ экономико-географического положения;
    анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение;
    анализ ресурсов, в том числе организационных;
    анализ социального потенциала, психологической готовности к перемена;
    анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок. отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать, кто конкретно способен поддержать стратегический план (или на оборот помешать), чьи интересы могут быть затронуты и реализацией отдельных направлений и проектов плана.
    Инструментом  стратегического  анализа является SWOT-анализ.  
Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих – сила, слабость, возможности, опасности.

    SWOT-анализ  может рассматриваться как средство  представления, агрегации результатов  детальных обследований и обоснований,  итогом которых становятся четкие  суждения относительно сравнительных  преимуществ или недостатков  города. Идеология SWOT-анализа позволяет  при этом не упустить из  виду конечную цель всех расчетов  и обоснований – дать ответ  на вопросы о перспективных  направлениях развития, позволяющих  активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать  все открывающиеся возможности  и избежать потенциальных опасностей.
    В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной  частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).
2. Разработка Стратегического  плана – этап  целеполагания. 
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

    Главная цель (перспектива) должна включать следующие  четыре элемента:  
       1.  Временное измерение;

    2.  Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение   брэнда, сделанного в городе);
    3.  «Движущие силы»;
    4.  Флагманские проекты.
    Под перспективой подразумевается ясная  генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
3. Разработка Стратегического  плана – формирование  стратегических направлений  и выбор приоритетов.
    Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при  минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое  количество направлений – 3–6, целей  – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются  следующие направления:
      улучшение общих условий для бизнеса.
    развитие определенных групп отраслей и производств.
    развитие инфраструктуры.
    реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).
    Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и  конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений  и проектов, реально дающих сильный  импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.
    При разработке стратегического плана  целесообразно двигаться от направлений  к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться  на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.
    Оценка  и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных  средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:
    1)  социальную эффективность расходования средств;
    2)  бюджетную эффективность расходования средств;
    3)  эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.
    Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может  быть общегородская конференция, в  ходе которой участникам предоставляется  возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация  такой конференции позволяет  участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что  дает объективные основания для  формирования экспертами итоговых текстов.  
 

    Идея  становится материальной силой,
      когда она овладевает  массами.
            Карл Маркс 

    Глава 2.
    Анализ  управления развитием  муниципального хозяйства  в муниципальном  образовании.

    2.1 Концепция социально-экономического  развития города-курорта  Сочи.

 
    Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической  ситуации включает в себя:
    Историко-географическую справку.
    2    Оценку уровня жизни – это  демография и занятость населения,  уровень жизни населения.
    3 Оценку социальной сферы городского  округа: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, экология, экономика городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь, жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок, малый бизнес, инвестиционная деятельность.
     4.    Анализ внешнеэкономической  деятельности
    5.     Финансы муниципального образования.
    6      Муниципальное имущество и земельные ресурсы городского округа.
    7      Муниципальные предприятия в  экономике городского округа.
    8      Предприятия жилищно-коммунального  хозяйства.
    9      Предприятия розничной торговли, аптечной сети.
    10 Анализ структуры управления  городским округом «Город Сочи».  
Анализ внутренней среды развития городского округа.  
При анализе внутренней среды города-курорта Сочи. Оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

    Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки
Оцениваемая группа факторов внутренней среды                        Преимущества
 
      Недостатки
    Население и демографическая ситуация     Большая численность населения (наличие  емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный  и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность.     Старение  населения, низкая продолжительность  жизни. Большая имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной  рабочей силы.
    Пространственная  организация и ее административное регулирование      Наличие территориальных резервов для строительства  жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли.     Значительная  дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки  и общественно-деловых и производственных объектов.
    Политическая  и правовая среда      Приверженность  большинства населения демократическим  ценностям.  
Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.
    Усиление  диспропорции в объеме полномочий и  предметов ведения между городским  и федеральным уровнями власти.
    Городская среда и инфраструктура     Транспортный  узел регионального значения. Относительно высокий уровень инженерного  и энергетического обеспечения  жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных  рекреационных зон. Разнообразие видов  общественного транспорта.     Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке  отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.
    Экономика     Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень  развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие  современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность  ряда производств. Высокий туристский потенциал.     Значительный  износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность  экономики. Низкий уровень доходов  населения 
    Социальная  сфера      Относительно  развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования  и медицины.     Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.  
Высокий уровень преступности.
 
 
 
    2.2 МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 

    Программа социально-экономического развития города Сочи на  2009-2013 годы является городской  целевой  программой, соответствует  Стратегии социально-экономического развития города Сочи до 2020 года.
    Реализация  Программы предусматривает использование  всех средств и методов муниципального воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и информационной поддержки.
    Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, в том числе с участием российских банков, целевые программы, систему  муниципального и социального заказа, возможности налогового и инвестиционного  законодательства, ипотеки, лизинга, системы  стимулирования и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, страхования рисков.
    Функциональный  механизм реализации Программы включает следующие базовые элементы:
      стратегическое планирование и прогнозирование;
    реализацию федеральных, краевых целевых программ, стратегических планов действий, реализацию коммерческих проектов;
    внедрение индикативных методов планирования и управления;
    оптимизацию функций управления и администрирования путем устранения их дублирования и передачи их в аутсорсинг, снижение административных барьеров;
    использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов и мероприятий;
    экономические меры воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы и механизмы приоритетного развития;
    правовые рычаги влияния на экономическое и социальное развитие территории города Сочи, заключающиеся в разработке и принятии постановлений по важнейшим направлениям ее развития в 2009-2013 годах;
    организационные механизмы управления Программой, основанные на проведении мониторинга состояния внешней и внутренней сред, анализе реализации Программы и ее корректировке.
    Сопровождение процесса принятия решений на уровне федеральных министерств и ведомств по участию города Сочи в проектах и программах, реализуемых за счет федерального бюджета, предусматривает:
    взаимодействие с соответствующими структурами по вопросу субвенций из федерального бюджета и участия в федеральных программах и проектах в рамках ежегодно воспроизводимой технологии бюджетного процесса;
    выработку соответствующих управленческих решений на проводимые по инициативе федерального центра крупные институциональные преобразования;
    обеспечение участия города Сочи в общенациональных программах, проектах и стратегиях, координируемых различными министерствами и ведомствами.
    Для осуществления мероприятий Программы  предусматривается использовать средства бюджета города Сочи, в том числе  льготы и преференции, предусмотренные  действующим законодательством.
    Текущий контроль и координацию реализации мероприятий Программы осуществляет департамент экономики и прогнозирования  администрации города Сочи.
    Департамент экономики и прогнозирования  администрации города Сочи осуществляет:
    формирование (корректировку) плана действий администрации города Сочи по реализации Программы и системы контрольных показателей;
    мониторинг системы контрольных показателей и выработку рекомендаций, обеспечивающих достижение контрольных показателей;
    обеспечение взаимосвязи стратегического планирования, прогнозирования и программирования;
    организацию работы по формированию и реализации Программы;
    формирование бюджетных заявок на выделение средств из федерального, краевого бюджетов и бюджета города Сочи;
      выполнение функций муниципального заказчика по мероприятиям Программы;
    организацию взаимодействия с федеральными и краевыми органами исполнительной власти по включению предложений города Сочи в федеральные и краевые целевые программы, федеральную и краевую  адресную инвестиционную программу и включение проектов и мероприятий города, направленных на реализацию инициатив федерального и краевого центра;
    представление и согласование бюджетных заявок на выделение средств из  федерального и краевого бюджетов для реализации мероприятий Программы в соответствующих федеральных органах и краевых органах исполнительной власти;
    размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации каждого программного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством;
    заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг со всеми участниками реализации Программы;
    подготовку предложений по корректировке целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
    прием заявок организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий и инвестиционных проектов;
    осуществление текущего контроля за реализацией мероприятий Программы, рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
    представление в установленном порядке в департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи информации о ходе реализации мероприятий Программы.
    Одновременно  с  годовым отчетом об исполнении бюджета города Сочи администрация  города Сочи ежегодно представляет в  Городское Собрание Сочи  и Контрольно-счетную  палату города Сочи отчет о реализации Программы  в текущем  финансовом году.
    Отчет о реализации Программы  содержит:
      общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;
      перечень завершенных в течение года мероприятий;
      перечень не завершенных в течение года мероприятий;
    анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
    предложения о привлечении дополнительных источников для реализации мероприятий.
    Итоговый  отчет о реализации Программы  содержит данные о финансировании Программы  в целом и отдельных ее мероприятий  с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных  целей и запланированных показателей  эффективности. 
 

2.3 Мониторинг стратегического  плана  

    Основной  целью мониторинга является обеспечение  реализации и постоянное поддержание  актуальности Стратегического плана.  
В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.