На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральные целевые программы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5
1.1.Понятие Федеральных  целевых программ в РФ………………………………5
1.2.Структура  федеральных целевых программ…………………………………...7
1.3. Федеральные  целевые программы, действующие в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..16
2.1.Основные данные  о ФЦП «Жилище»………………………………………....16
2.2.Основные параметры  ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25
3.2. Перспективы  и пути решения проблем в  области ФЦП…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность  темы исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти..
   Объектом  исследования является федеральные целевые программы РФ.
   Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.
   Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
   Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
    дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
    определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
    изучение федеральных целевых программ  и их роли в решении социально-экономических задач;
    разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.
   Поставленные  в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
   В первой главе  данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.
   Во  второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».
   В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения
   Метод исследования - сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.
   Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.
   Информационную  базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ  ПРОГРАММЫ. 

   1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ. 

   В условиях рыночной экономики программно-целевой  метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики
   Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
   В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности  был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г.1 Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.2
   Ключевой  задачей развития Российской Федерации  в настоящее время является переход  к модели динамичного и устойчивого  экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
   Одним из необходимых условий роста  конкурентоспособности экономики  и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности  государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.3
   Федеральные целевые программы являются в  настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и  эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются4:
    направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
    более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
    системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
    более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
    высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
    наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
    возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.
 
   1.2.Структура федеральных целевых программ. 

   Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности  решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.5
   Целевая программа состоит из следующих  разделов:6
    характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
    основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
    перечень программных мероприятий;
    обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
    механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
    оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
   Целевая программа также содержит паспорт  федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.
   К содержанию разделов целевой программы  предъявляются следующие требования7:
   Первый  раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
   Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
   Требования, предъявляемые к целям программы:8
    специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
    достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
    измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
    привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
   Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
   Третий  раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.9
   Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
   В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
   В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
   Основные  требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 " О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ".10
   Шестой  раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
   Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы  и должна служить приложением к тексту программы. 

   1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ. 

   Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом.11
   Реализация  ФЦП предусматривает инвестирование средств в развитие человеческого  потенциала, осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.12
   Федеральные программы разрабатываются в  соответствии с Федеральным законом  РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд", Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
   В 2010 году на территории Российской Федерации  действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в 2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42 подпрограммы). 

Рисунок 1.
Доля  ФЦП в расходной части федерального бюджета (млрд.  руб).13
   
   На  основе этой диаграммы можно сделать  вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5% , так в 2010 году этот показатель составил – 7,53%, а в 2011 году – 8,65%. Т.е. увеличился на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году предусмотрено начало новых ФЦП – будут финансироваться  4 новые ФЦП.  Для более подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных целевых программ в 2011 году (Приложение 2).
   В среднем на одну программу предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году –14,6млрд. рублей, а в 2011 году этот показатель планируется на уровне   16,2 млрд. рублей
   Далее можно проанализировать объем бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены в Таблице 1. 

Таблица 1.
Объемы  бюджетного финансирования федеральных  целевых программ.14 

   Год    Объемы  бюджетных ассигнований, млн руб
   ГКВ    НИОКР    Прочие  нужды    Всего
   2010    462047.8180    104436.2520    206112.8644    772596.9344
   2011    551804.9939    152850.4965    217415.9457    922071.4361
   2012    457581.5272    176683.0655    213865.8071    848130.3998
   2013    419663.5524    185976.1987    200528.8324    806168.5835
 
     Чтобы проанализировать эти данные, их удобно представить в графическом виде – рисунок 2. 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. 
Объемы  бюджетного финансирования федеральных  целевых программ
(млн  руб)15
   
   Таким образом, можно увидеть, что по объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» – они составляют более 50% от общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте – «НИОКР».
   Что касается объемов бюджетного финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 ( по данным Приложения 1) представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3 .  

   Ранжирование  программ по объемам бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием  из федерального бюджета)( млн рублей)16 

   

   Также необходимо определить приоритетные области  финансирования федеральных целевых программ, которые представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).
  Рисунок 4 .  

  Бюджетное финансирование федеральных целевых  программ 2011 года в разрезе приоритетов( млн рублей).17
   
   В 2011 году приоритетным направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий, а на третьем месте безопасность.
   Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:
   В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 88,4 млрд. руб.
   Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не является исключением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2.  ФЦП «ЖИЛИЩЕ». 

   2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище». 

   В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.18
   За  этот период была сформирована нормативная  правовая база, являющаяся основой  регулирования вопросов, связанных  с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности  в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
   Наиболее  существенное развитие законодательной  базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса  Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.19
   Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
   Острота проблем в жилищной сфере и  важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют  реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
   Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.20
   В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
   Второй этап реализации Программы (2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 срок реализации федеральной целевой программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм продлен на период 2011 - 2015 годов.21
   При этом наряду с ранее действующими подпрограммами и мероприятиями  федеральной целевой программы "Жилище" добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. 
 

   2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. 

   Решение о разработке программы было принято  распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.
   Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
   Государственные заказчики Программы - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации
   Основной  разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
   Цели  и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими  целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
   Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
   Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
   Основными задачами Программы  являются22:
    создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
    повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
    обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.
   Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
   Приоритетными направлениями Программы являются:
    стимулирование развития жилищного строительства;
    поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
    выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.