На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
“Витебский государственный технологический университет” 
 

                                            Кафедра «Экономической теории и маркетинга» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по «Макроэкономике» на тему «Глобализация и регионализация как основные тенденции развития современной мировой экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Студентки гр. 2Фк-8
                                                              Цурбановой Е. А.
                                               № зачетной книжки
07152
                                         Научный руководитель доцент
                                                     Трацевская Л. Ф. 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск
2008 

СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ………………………………………4
    СУЩНОСТЬ  ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ…………………………………………………………………….9
    АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….14
    РЕГИОНАЛИЗМ КАК БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………….21
    ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА   НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ……………………………………..25
    5.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………...30
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                ВВЕДЕНИЕ
     Глобализация, начало которой положено в XIX веке, ныне приобрела международное звучание. Она представляет собой превращение мировой экономики из суммы национальных хозяйств, связанных в той или иной мере определенными отношениями, в единую производственную зону и единый рынок.
     Глобализации  мировой экономики предшествует регионализация, которая означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше региональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки.
     Проблема  глобализации и регионализации в  современной мировой экономике  весьма актуальна. Её актуальность определяется необходимостью решения в ближайшее время вопросов, связанных с процессом регионализации Республики Беларусь, что позволит ей занять ведущее место среди национальных экономик .
     Цель  курсовой работы – определить сущность глобализации и регионализации в  развитии мировой экономики.
     Задачи  курсовой работы:
     - дать характеристику современным  тенденциям в развитии мирового      хозяйства;
     - выявить сущность интернационализации  хозяйственной жизни;
     - проанализировать основные формы  экономической интеграции;
          - проанализировать участие Республики  Беларусь в экономической интеграции;
     При выполнении работы использованы методы: табличный, аналитический и другие.
     Процессы  регионализации и глобализации исследуются  на основе экономической периодики  и статистических данных.
     В первом разделе курсовой работы выявляются современные тенденции развития мирового хозяйства. Во втором разделе дается характеристика процесса интернационализации, в третьем – анализируются формы экономической интеграции. В четвертом разделе дается характеристика процесса регионализации, в пятом разделе идет оценка участия Республики Беларусь в интеграционных группировках.  
 
 
 
 
 

    1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
   Мировое хозяйство – это глобальная система  экономических взаимосвязей, охватывающая все национальные экономики, взаимосвязанные друг с другом международным разделением труда и разнообразными формами взаимодействия на уровне производительных сил, производственных отношений и политико-правовой надстройки.
   Одной из современных тенденции развития мирового хозяйства является постиндустриализация.
   В постиндустриальной экономике структура производств и потребления изменяется преимущественно за счет возрастания роли услуг. В конце XX - начале XXI в. на услуги приходится около 70% объема мирового ВВП.
     Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не только внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в частности:
   - изменяется структура производства и потребления мирового ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг, которая в 80-е гг. росла темпами, составлявшими 3,4% в год, а в 90-е гг. — 2,6% (весь мировой ВВП соответственно 3,1 и 2,0%), в результате чего доля сферы услуг на сегодняшний день возросла с 53 до 63% в мировом ВВП;
   - все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности (хотя доля энергоресурсов в отдельные периоды повышалась). В 1937 г. на эту продукцию приходился 61% мирового экспорта товаров, в 1960 г. — 45%, в 1996 г. — 23% (остальное составляли изделия обрабатывающей промышленности, т.е. готовые изделия);
   - быстро растет международная торговля знаниями (международная передача технологии). Так, у США, крупнейшего в мире экспортера знаний, экспорт товаров за 1989—1996 гг. вырос в 1,8 раза, экспорт услуг — в 1,8 раза (со 128 до 235 млрд долл.), а такая составная часть экспорта услуг, как поступления от продажи патентов, лицензий и авторских прав, возросла в 2,2 раза (с 14 до 30 млрд долл.) и одновременно в 3 раза возрос их импорт (с 2,5 до 7,5 млрд долл.);
   - обилие и доступность экономической информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала. Так, ТНК, располагая свежей информацией о положении дел во всех странах мира, имеют возможность создавать в них свои филиалы, а современная связь позволяет этим филиалам посылать свою отчетность в штаб-квартиры ТНК даже ежедневно, если это необходимо.
     Общей тенденцией развития мирового хозяйства  на современном этапе является повышение степени открытости национальных экономик. Однако такая открытость не означает анархичности во внешнеэкономических связях. Открытая экономическая система регулируема со стороны государства. Переход к открытости должен готовиться. Суть его заключается в достижении национальной экономикой высокой конкурентоспособности, установлении благоприятного инвестиционного климата в стране, активном участии последней в системе международного разделения труда, использовании различных форм совместного предпринимательства. Только в таком случае можно ожидать положительной отдачи от открытости национальной экономики. Пример тому — политика новых индустриальных стран. В противном случае элементы анархичности в реализации внешнеэкономических связей могут поставить под угрозу экономическую безопасность страны.
     Существует  ряд показателей, позволяющих судить о степени вовлеченности той  или иной страны в систему мирохозяйственных связей. Рассмотрим основные из них:
     Экспортная  квотаколичественный показатель, характеризующий значимость экспорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период времени к объему внутреннего производства соответствующей продукции за данный период в процентах. В рамках всего национального хозяйства экспортная квота рассчитывается как отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Принято считать степень открытости национальной экономики приемлемой, если экспортная квота составляет не менее 10 %.
     Импортная квота — количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. Рассчитывается как отношение объема импорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего потребления в стране, представляющему собой сумму отечественного производства и импорта соответствующей продукции в процентах.
     Внешнеторговая  квота — рассчитывается как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости валового внутреннего продукта.
        Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к национальному доходу. Высокие показатели экспорта сами по себе еще не характеризуют степень открытости экономики. Типичным примером в этом случае могут быть нефтедобывающие страны Арабского Востока. Если такой интенсивный экспорт длительное время не сопровождается соответствующим импортом, то здесь налицо проявление скорее автаркических тенденций. Следует рассматривать отношение экспорта к национальному доходу (или объему промышленного производства) и отношение импорта к национальному доходу (или объему промышленного производства). Коэффициент эластичности экспорта и импорта больше единицы свидетельствует об усилении открытости национальной экономики, коэффициент меньше единицы — об ее уменьшении.
   Интересные  данные о предмете наших рассуждений представлены в табл. 1.1.
       
   Таблица 1.1
            Оценка  крупнейших стран мира по величине ВВП в 2007 г. 

       Страна Млн. межд. дол.
   1    США    13,811,200
   2    Китай    7,055,079
   3    Япония    4,283,529
   4    Индия    3,092,126
   5    Германия    2,727,514
   6    Россия    2,088,207
   7    Франция    2,061,884
   8    Великобритания    2,046,780
   9    Бразилия    1,843,601
   10    Италия    1,777,353
   11    Испания    1,405,262
   12    Мексика    1,345,530
   13    Корея    1,199,270
   14    Канада    1,178,205
   15    Турция    922,189
   16    Нидерланды    621,830
   17    Польша    601,776
   18    Бельгия    366,148
   19    Малайзия    355,255
   20    Швеция    332,669
 
     То  обстоятельство, что почти всю  верхнюю половину таблицы занимают страны «великой семерки», особого удивления не вызывает. Обращает на себя внимание то, что среди остальных 13 позиций 6 занимают новые индустриальные страны. Это еще одно доказательство эффекта открытой экономики.
   Подключение стран к международному разделению труда ведет, как правило, к более высоким темпам экономического роста. Примерами тому могут служить Германия, Япония, новые индустриальные страны «первой волны», а также Малайзия, Китай, Таиланд, Турция, активно включившиеся в процесс мировой торговли и имеющие достаточно высокие экспортные показатели.
   Продолжающейся  тенденцией развития мирового хозяйства остаются лидирующие позиции в нем так называемой «мировой триады» (Северная Америка, Западная Европа, Япония). Новое здесь — весьма динамичная ситуация в Азии. Согласно прогнозам, масштабы экономики Азии в ближайшие 50 лет превзойдут экономики США и Европы, вместе взятые. Если соотношение темпов роста азиатских лидеров, США и Европы сохранится, то уже в самом ближайшем будущем на Азию придется четверть мирового ВНП. Азия станет самым емким рынком мира. Япония сегодня считает этот рынок своей зоной и быстро переориентирует свои товарные и инвестиционные потоки с американского на азиатский континент. В Азии интенсивно формируется собственная система торговых связей, что ослабляет зависимость континента от внешнего мира. По оценкам Банка Японии, чувствительность таких стран, как Сингапур и Южная Корея, к изменению экономического состояния США за последние 20 лет снизилась вдвое.
   Изменение экономической ситуации в Азии —  одна из причин трансформации Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию (ВТО), ставящую задачу более эффективного включения развивающихся стран (прежде всего азиатских) в систему мировой торговли.
   Изменение «азиатской ситуации» в значительной мере определяет Китай. С начала 80-х гг. XX в. он заявил о приверженности политике открытой экономики. За период с 1999 по 2007 г. ВВП в Китае увеличился в 4 с лишним раза и достиг второй позиции в мире (см. табл. 1.1).
      Следующей тенденцией развития является глобализация мировой экономики. После распада СССР и мировой социалистической системы все большее число стран включаются в систему мирохозяйственных связей. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию загрязнение окружающей среды, бухгалтерскую отчетность и т. д. Через международные организации (МВФ, ВТО) внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т. д. В процессе глобализации просматриваются две тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиции США, с другой - формируется экономический полицентризм.
     Современные средства транспорта  и связи делают любую страну потенциально более доступной для иностранных товаров и услуг и факторов производства (экономических ресурсов). Хотя на большей части земного шара и сохраняются существенные барьеры на пути движения иностранной продукции, иностранного капитала, рабочей силы, знаний и предпринимательства, в конце XX в. они ниже, чем в  середине века (правда, в начале века они также были невысоки).
     Продолжающееся  углубление международного разделения труда увеличивает потребности почти всех стран в вывозе и ввозе продукции (товаров и услуг) и факторов производства. В результате для заметного числа компаний мир стал единым рынком, для многих фирм им стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и факторов производства стал не эпизодической, а систематической операцией. Национальные экономики все теснее переплетаются (прежде всего на региональном уровне) и мировое хозяйство становится все более единым комплексом. В этом заключается экономическая суть глобализации, не говоря о ее политических и социокультурных аспектах.
     В современном развитии мирового хозяйства происходит усиление значения социальной сферы. К концу XX в. века в ведущих странах на первый план выходит проблемы человеческого капитала.
     Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития второй половины XX в. является последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
     На  современном этапе развития мирового хозяйства происходит появление «новой экономики». Это связано с быстрым развитием новейших технологий в сфере информатики и телекоммуникаций и проявляется в трех аспектах: первый - высокотехнологические компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса; второй - набор новых электронных практик, направленных на создание моделей бизнеса и повышения производительности труда и капитала; третий - чисто технологический, связанный с созданием Web-технологий и обеспечивающий первые два аспекта.
     Открытость  экономики представляет собой свободу  движения товаров, услуг, факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют между странами.
         Вывод: на основе всего выше сказанного можно выделить следующие тенденции развития мирового хозяйства:
         - постиндустриализация;
         - открытость экономики;
         - глобализация мировой экономики;
         - региональную интеграцию;
         - новая роль государства;
         - усиление значения социальной сферы;
         - появление «новой экономики». 
     

      СУЩНОСТЬ  ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
     В основе глобализации лежит интернационализация  хозяйственной жизни различных  стран и регионов Земного шара, которая, как правило, не затрагивает национальной целостности и суверенитета государств и в то же время на различных этапах своего развития характеризуется специфическими экономическими и социальными чертами.
     Интернационализация — это процесс преодоления  межгосударственных пространственных барьеров и формирование на этой основе единого интернационального торгово-экономического пространства.
          В современных условиях происходит интернационализация  хозяйственной жизни и системы государственного регулирования. Государство  в экономической области превращается в «двуликого Януса», одно лицо которого повернуто к внутренним процессам и проблемам, а другое — обращено вовне. Экономически отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных           организаций, осуществляющих многостороннее регулирование экономических отношений. Развитие интернационализации экономики приводит к ее глобализации.
     Детища  первых послевоенных лет, международные экономические               организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, чтобы отрегулировать           валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.
     До  конца 1995 г. существовало Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта влиятельная организация была создана в 1947 г. для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединила к середине 1990-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стати согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования в торговле.
   ГАТТ  обеспечило ежегодный 7%-й рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 гг. Вместе с тем остается большой  круг нерешенных проблем, которые достались  ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отношению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация правил торговли сельскохозяйственной продукцией; противоречия между международной торговлей и охраной окружающей среды, трудовым законодательством.
   Важную  роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членам МВФ. Членами МВФ являются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался вступить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.
   Усиление  роли внешнего компонента в экономической  политике государства проявляется  также и в том, что отдельные  страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.
   Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций.
   В некоторых регионах хозяйственное  сближение стран-соседей приобрело  такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики.
   Характерной особенностью современного мирового хозяйства  стало расширение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них.
   Вот как выглядит первая «десятка» региональных объединений:
     Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада и Мексика с возможным присоединением Китая;
     Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейцария, Испания, Лихтенштейн;
     Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Греция. Ожидается прием в ЕС еще 10 стран;
     Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили;
     «Меркосур»  — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай;
     Южно-Африканский  комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве;
     Западно-Африканский  экономический и валютный союз —  Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали;
     Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал;
     Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
     Одним из наиболее ярких примеров интернационализации  экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. Европейский союз (ЕС) объединяет ведущие страны Западной Европы. Создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС идет активная работа по подготовке к переходу к единой валютной системе с единой денежной единицей.
     Единая  европейская валюта получила название «евро» и с 1999 г. введена в безналичный  оборот, а с 2002 г. — в наличный. По задумке евро по стоимости должен быть эквивалентным доллару. Европейская  валюта для удобства выполнена в яркой цветовой гамме: купюра в 5 евро имеет серый цвет, в 10 — красный, в 20 — синий, в 50 — оранжевый, в 100 — зеленый, в 200 — коричневый и, наконец, в 500 — пурпурный. Их размеры возрастают по мере увеличения достоинства денежного знака.
     После того как ЕС окончательно утвердил все параметры евро, в 1998 г. приступили к печатанию денежных знаков и выпуску монет. В 2002 г. они, как и было задумано, вошли в обращение и после параллельного хождения с национальными валютами обрели полную самостоятельность. В соответствии с намеченной программой перехода евро стал денежной единицей в рамках ЕС.
   По  мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую  действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.).
   В возникновении и эволюции ЕС с  самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.
   В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 г. начало западно-европейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала.
   Тем не менее достигнутая степень  хозяйственного взаимодействия США  и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.
   Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, т.е. экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.
   Последние могут иметь самые разные формы  и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых  своим «весом» выделяется ОПЕК - организация стран — экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных - ВТО, МВФ, МБРР.
   Есть  и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», т.е. группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 г. в них принимает участие Россия.
     В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.
    Вывод:
     Интернационализация — это процесс  преодоления межгосударственных пространственных барьеров и формирование на этой основе единого интернационального торгово-экономического пространства.
     Причиной современного процесса интернационализации являются революционные изменения в технико-технологическом базисе мировой экономики, которые порождают гигантское снижение издержек в сфере производства и коммуникаций. Это устраняет препятствия на пути движения товаров, услуг, капитала, делая национальные границы «прозрачными». Основным проявлением интернационализации выступает прежде всего экономическая интеграция, предполагающая объединение действий субъектов мировой экономики (государств, корпораций, банков, малых и средних предприятий, международных экономических организаций). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
   Экономической основой современного мирового хозяйства  служит интернационализация производства — развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.
   В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных  формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:
                   -  мировая торговля товарами и услугами;
                   -  международное производственное сотрудничество;
                   -  международное научно-техническое сотрудничество;
                   -  формирование региональных интеграционных объединений.
   Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.
   Продавцами  и покупателями выступают как  государственные организации, так и акционерные и частные предприятия, а также отдельные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным — при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.
   Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной. Последняя представляет собой товарообмен между предприятиями, организациями, фирмами, расположенными в приграничных районах, и их иностранными партнерами из сопредельных государств.
   Для успешной торговли на мировом рынке страна должна производить конкурентоспособную продукцию, а также иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию товара в других  странах. Она складывается из материально-технической базы внешней торговли — складов, оснащенных современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки транспортных средств, средств связи. Если страна не располагает внешнеторговой инфраструктурой, то она несет дополнительные расходы по обеспечению доступа к внешнеторговой инфраструктуре других стран.
   Основной  организационной формой международной  торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные фирмы также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.
   Мировой рынок представляет собой сферу  острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновений интересов экспортеров и импортеров. Поэтому все государства различным образом регулируют внешнюю торговлю, в законодательном порядке устанавливая определенные правила и условия внешнеторговой политики .
   Исторически сложились две противоположные  системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
   Протекционизм — это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.
   Таможенный  тариф — это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые  через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово-политических отношений с ними.
   Нетарифные  ограничения — это система  административных и экономических  мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.
   Существует  более 50 различных способов нетарифных ограничений, к числу которых относятся: государственная монополия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуществление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.
   Широкое распространение получили импортные  квоты — максимальные объемы отдельных  видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Импортная квота привлекательнее для государства, чем таможенная пошлина, потому что повышение ставок пошлин регламентируется международными торговыми соглашениями, правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще установить определенные импортные квоты, которые, как и тарифные пошлины, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенных товаров.
   Для удовлетворения потребностей внутреннего  рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты. Большей же частью государство стимулирует экспорт продукции отечественных товаропроизводителей. Для этого оно может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет предприятиям продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы это делать на внутреннем рынке.
   Продажа товаров или услуг за рубежом  по ценам ниже цен внутреннего  или мирового рынка с целью  устранения конкурентов и захвата внешних рынков является демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству.
   В последние годы возникли новые формы  внешнеторгового регулирования — добровольные экспортные ограничения — квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные ограничения для предупреждения более жестких торговых санкций.
   Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней  торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.
   В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому соглашению присоединялись другие страны. В 1995 г. эта структура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). Если правила ГАТТ распространились на торговлю товарами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути международных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барьеры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.
   Исходной  посылкой, на которой строится договорная система ВТО, является стремление государств—членов этой организации развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие каждой из стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, создания режима свободной конкуренции товаров и услуг на их территории, предсказуемых условий деятельности субъектов хозяйствования на мировых рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономических связей.
   В 2004 г. полноправными членами ВТО  являлись 148 государств. Ряд стран, в том числе Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина, находится на стадии присоединения к этой организации. Необходимо отметить, что продолжительность этого процесса для разных государств неодинакова. Если Китай вел переговоры о присоединении 15 лет, то Кыргызстан и Грузия вступили в ВТО за 2—4 года после подачи заявки.
   Республика  Беларусь в декабре 1992 г. получила статус наблюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств—членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Членами Рабочей группы являются представители Европейского союза, США, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Турции.
   В настоящее время Беларусь ведет  заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран.
   В последние годы существенно изменилась структура международной торговли. Более быстрыми темпами растет торговля услугами, особенно инжиниринговыми, коммуникационными, банковскими, страховыми, рекламными. В общем объеме мировой торговли снижается доля основных групп товаров — агропродуктов, минерального сырья и промышленной продукции.
   Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделения труда ведет к возникновению элементов прямой производственной кооперации между предприятиями различных стран.
   Основными формами международного производственного  сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.
   Важнейшими  чертами международного производственного  сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами из разных стран; распределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на основе долгосрочных соглашений между ними.
   Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной  интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.
   На  нынешнем этапе научно-технического развития предъявляются более высокие требования к организации и управлению производством, его научно-техническому обеспечению. Освоение новейших технологий требует значительных затрат на развитие вспомогательных производств, а также различных услуг, от которых зависит эффективность использования современной техники, производственной и информационной инфраструктур. Это обусловливает необходимость организовывать новые производства общими усилиями ряда стран.
   Для преодоления препятствий, создаваемых  государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.
   Самая простая форма экономической  интеграции — зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз — соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.
   Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
   Наиболее  сложной формой межгосударственной интеграции является экономический  союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.
   Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них, Европейский союз, который был создан из трех объединений — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально в 1951 г. было создано, а официально открыто в 1953 г. ЕОУС, в которое входило 6 стран — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, Эти страны в 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, получившего название «Общий рынок». Одновременно этими же странами был создан Евроатом для формирования технических и промышленных условий с целью производства атомной энергии для промышленных и коммерческих целей, В 1967 г. органы ЕОУС слились с органами ЕЭС и Евроатомом, а само объединение стало называться Европейским сообществом, с 1993 г. — Европейским союзом (ЕС).
   В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, с 1981 г. —- Греция, в 1936 г. — Испания и Португалия. В дальнейшем в его состав вошли Австрия, Финляндия и Швеция. К началу нового столетия общий объем ВВП Европейского союза составил более 7 трлн дол. США, а его доля в мировой торговле — свыше 40 % . Здесь работали свыше 1200 ТНК. В 2004 г. произошли существенное расширение ЕС за счет включения в его состав 10 новых государств (Польши, Венгрии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Словении, Мальты, Кипра).
   Одновременно  с расширением состава ЕС происходит углубление интеграции, переход от преимущественно торгового обмена к общей экономической и денежно-кредитной политике, организации современных научно-технических исследований и разработок, реализации совместных программ, принятию общего законодательства и др.
   Разрабатывается также единая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности ЕС продовольствием.
   Беларусь, Казахстан, Россия, Украина в 1994 г. подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Европейским союзом и странами бывшего СССР.
   Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. 
     Вывод: Основными формами экономической интеграции являются:
     - зона свободной торговли;
     - таможенный союз;
     - общий рынок;
     - экономический союз.
     Механизмы экономической интеграции:
     -  мировая торговля  товарами и услугами;
     -  международное производственное  сотрудничество
      -  международное  научно-техническое  сотрудничество;
      -  формирование  региональных интеграционных  объединений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
    РЕГИОНАЛИЗМ КАК БАЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
   Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональныe компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Подобная ориентация страны на свои и соседние регионы мира называется регионализацией.
   Все континенты «усеяны» экономическими блоками, региональными торговыми структурами: «Общий рынок» — в Европе, АСЕАН в Азии, «Меркосур» и «Карибское сообщество» — в Латинской Америке и т. д.
   В мире все более ощущается тенденция к созданию регионально-экономических организаций, что является доминирующей характеристикой нынешней мировой экономической системы. Европейский союз начинает процесс своего расширения, и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.
   Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение в Североамериканской зоне свободной торговли между Канадой и Мексикой. Другие региональные группы предпринимают усилия с целью укрепления экономических союзов. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXI века намерены были рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятка стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
   И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы, начался процесс создания весьма широких схем международного экономического и торгового сотрудничества. Недавно создана экономическая кооперация в Азии с целью использовать огромный потенциал торговли, инвестиций и рынка в интересах стран это региона мира.
   С 1994 г. страны Африки начали осуществление первой фазы «Договора Абуха» о создании Африканского экономического сообщества, направленного на содействие экономической интеграции к развитию.
   Глобализации мировой экономики предшествует регионализм. Последний означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше тональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки, которые могут быть открытыми и закрытыми.
   Открытый регионализм, связанный на основе региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденции экономической глобализации. Такой регионализм всего лишь предпосылка, определенный этап, предшествующий глобальным процессам. Иллюстрацией к этому может служить Европейский Союз, Северо-Американская зона свободной торговли и многое другое.
   Закрытый регионализм нацелен на защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации, представляющий собой расширенную до региональных пределов политику «опоры на собственные силы». Он противостоит глобализации и в то же время является его составной частью.
      Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа.
   Особенно велики отклонения в международном движении капитала. Например, в экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являются не только орудием сращивания экономик (как, например, взаимные капиталовложения в ЕС), но способом проникновения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями — высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д. Еще более ярким примером могут быть портфельные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынков, а прежде всего на доходность зарубежных ценных бумаг с поправкой на их рискованность и ликвидность. Так, лишь 1/4 американских портфельных инвестиций за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки.
   Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валютно-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к торговле товарами и услугами, меньше — к движению капитала. Поэтому характер регионализации внешней торговли страны, в первую очередь, вывоза капитала, а во вторую очередь, ввоза его, определяет характер регионализации ее валютно-расчетных отношений. Примером может служить кризис японской иены в 1998 г., последовавший за экономическим кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии — главных регионах для японской внешней торговли и вывоза японского капитала.
   Меньше регионализация проявляется в международной торговле знаниями. Центры производства и экспорта знаний расположены преимущественно в ведущих развитых странах. Поэтому, как и сто лет назад, покупатели знаний ориентируются на Западную Европу, Северную Америку, а в последние десятилетия — также на Японию.
   Однако потоки международной миграции рабочей силы носят преимущественно региональный характер. Рабочая сила из Индии, Пакистана, Йемена и Египта мигрирует в основном в соседние арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы и тунисцы — в соседнюю Западную Европу, латиноамериканцы — преимущественно в пределах своего региона или направляются в Северную Америку, а мигранты из СНГ направляются в основном в Россию.
   В целом регионализация является заметным и все более важным явлением хозяйственной жизни мира. В качестве доказательства они приводят тот факт, что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро, наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой это — препятствие для глобализации.
   Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация — не препятствие для глобализации, а путь к ней. В отличие от 20—30-х гг. современная регионализация — это не усиление экономических связей исключительно внутри отдельных регионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны, т.е. где все расчеты осуществлялись в фунтах стерлингов) за счет ослабления их с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике последних между регионами.
   Региональные торгово-экономические блоки стали появляться в период подъема международной экономики, сильно пострадавшей в годы второй мировой войны. Европейскому союзу, например, дал дорогу Римский договор, подписанный в 1957 года. Европейцы с помощью «Общего рынка» рассчитывали вернуть себе инициативу, перехваченную у них в послевоенное время США, а также противостоять интеграционным процессам в других регионах и успешно конкурировать на мировом рынке. Такая региональная интеграция не могла проводиться изолированно. Ей до сих пор подражают страны различных континентов. В результате появились «общие рынки» в Африке, Азии и Латинской Америке. Последняя стремится обрести более сильные позиции в экономическом диалоге с индустриально развитыми центрами и прежде всего с северным соседом.
   Региональная интеграция — объективный процесс. Он предполагает возможность и перспективу устойчивого экономического развития, на пути которого — растущая ограниченность природных ресурсов, демографические и экологические проблемы. Такие глобальные проблемы в одиночку решать невозможно. И чем сильнее торгово-экономический блок, тем успешнее преодолеваются имеющиеся глобальные и национальные хозяйственные трудности.
     Вывод: Регионализация – это взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше региональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.