На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональные особенности развития урбанизации в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Географический  факультет
Кафедра экономической географии зарубежных стран
Специальность «География» 
 
 
 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ В  СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
(Курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Студентки 3-го курса
                                                            Китиковой Л.И. 

                                                                          Научный руководитель
                                                              Томашевич А.В.
                                                                
                                                                                Оценка________________
                                                                               Дата защиты___________
                                                                  Подпись научного
                                                                               руководителя__________ 
 
 
 
 
 
 
 

Минск
2011
 

    АННОТАЦИЯ
    УДК 314 

    Китикова Л.И. Региональные особенности развития урбанизации в современном мире (курсовая работа). – Мн., 2011. – 40 с. 

    Агломерация, урбанизация, субурбанизация, рурбанизация, рурализация, агрополизация, мегалополис, метрополизация, региополизация, мегалополизация, урбанизированный район, урбанизированная зона, глобальный город.
    Курсовая дает описание процесса урбанизации в мире, отдельных регионах, особенностей их урбанизации, форм и стадий урбанизации. Рассматривается концепция Мировых городов.
    Библиогр. 19 назв., табл. 7, рис. 7. 
 

    АНАТАЦЫЯ 

    Кіцікава Л.І. Рэгіянальныя асаблівасці развіцця урбанізацыі у сучасным свеце (курсавая работа). – Мн., 2011. – 40 с. 

    Агламерацыя, урбанізацыя, субурбанізацыя, рурбанізацыя, руралізацыя, аграпалізацыя, мегаполіс, метрапалізацыя, рэгіапалізацыя, мегалапалізацыя, урбанізіраваны раён, урбанізіраваная зона, глабальный горад.
    Курсавая дае апісанне працэсу урбанізацыі ў свеце, асобных рэгіёнах, асаблівасцей іх урбанізацыы, форм і стадый урбанізацыі. Разглядаецца канцэпцыя Міравых гарадоў.
    Бібліягр. 19 назв., табл. 7, мал. 7. 
 

    SUMMARY 

    Kitikova L.I. Regional features of urbanization development in the modern world. – Mn., 2011. – 40 p. 

    Agglomeration, urbanization, suburbanization, rurbanization, ruralization, agropolization, megalopolis, metropolization, regiopolization, megalopolization, urbanized areas, the urban area, global city.
    The course gives the description of process of an urbanization in the world, separate regions, features of their urbanization, forms and urbanization stages. The concept of World cities is considered.
    Ref. 19 titles., tab. 7, fig. 7.  

    ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
    Введение3
    Глава 1. Современные концепции в области урбанистики 4
      Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии 4
      Современная терминология (сущность и содержание)6
      Стадии и формы процесса урбанизации10
    Заключение38
    Список  использованных источников40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Данная  курсовая работа посвящена процессам  урбанизации в мире и отдельных  регионах, ее стадиям, формам, региональным различиям и особенностям. Рассматривается концепция Мировых городов. Актуальность темы настоящей курсовой работы объясняется важностью этого процесса в жизни общества, в связи с увеличивающимися темпами роста доли городского населения в мире, ростом численности населения, прежде всего, в больших городах. Изучение данного вопроса необходимо для разработки демографической политики, и прежде всего миграционной политики.
    Цель  работы - рассмотреть процесс мировой урбанизации, её стадии и формы, проследить тенденции развития в различных регионах и странах мира, а так же дать понятие глобальных городов и кратко охарактеризовать наиболее значимые из них.
    Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть различные понятия урбанизации, выявить наиболее объективные из них. Дать характеристику этапам и основным формам урбанизации. Выявить методы измерения и анализа процесса.
    Проанализировать формы и виды урбанизации, дать общую характеристику процессов урбанизации в мире и отдельных регионах, выявить особенности урбанизации в Республике Беларусь.
    Дать понятие глобального города и охарактеризовать наиболее значимые глобальные города на карте мира.
    Этим  задачам соответствуют три главы курсовой работы.
    В конце дан список использованной литературы из библиографических источников. При написании работы были использованы материалы периодической печати, энциклопедий, картографический материал и ресурсы глобальной сети Интернет.
 

    
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ  В ОБЛАСТИ УРБАНИСТИКИ
      Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии
    Первые  тексты, которые можно отнести  к урбанистике, принадлежат греческим философам. Так, Платон описывал идеальную модель города, исходя из философских рассуждений о взаимодействиях между людьми. Аристотель исследовал организацию нескольких десятков полисов и привел расчеты по оптимальной численности населения городов.
    Филарете (Антонио Аверлино), живший в эпоху Возрождения, описывает в своих трудах систему улиц и каналов, нормы жилых помещений, правила организации торговли.
    В более позднее время к достижениям  урбанистики можно отнести создание таких городов, как Петербург и Вашингтон, с самого начала строившихся в согласии с разработанным планом. План Вашингтона был разработан французским архитектором Пьером Ланфаном под руководством президента Томаса Джефферсона. Город спроектирован в стиле барокко, и включает широкие авеню, пересекающие по диагонали прямоугольную сетку улиц. Такая планировка оставляет свободное место для открытого пространства и зелени.
    Развитие  Санкт-Петербурга, вначале происходившее  стихийно вокруг Троицкой площади, затем  было подчинено плану Петра I, в  достаточной степени знакомого  с текстами по урбанистике.
    Реконструкция Парижа, происходившая после французской  революции по инициативе Наполеона III, свидетельствовала уже о более  сложной схеме мышления, нежели просто эстетической. Ключевым моментом здесь  явилось создание крупномасштабной инженерной инфраструктуры, включавшей тридцатикилометровый водовод, сотни  километров подземной канализации, газопровод, тысячи газовых фонарей  уличного освещения. Ход и результаты этой реконструкции породили большой  массив литературной критики и аналитических  работ, вследствие чего урбанистика получила дополнительный толчок к развитию.
    В 1876 году выходях в свет книги Рейнгарда Баумайстера «Расширение городов в техническом, строительно-полицейском и хозяйственном отношениях» и Камилло Зитте «Художественные основы градостроительства», а несколько ранее работа Ильдефонса Серда «Теория городской дорожной сети».
    В 1909 году в Лондоне возникает первая в мире кафедра городского планирования.
    С начала XX века развитие урбанистики разветвляется на три направления. Одна ветвь, следуя Зитте, акцентирует внимание на внешней форме города и вариантах его композиционной структуры. Другая ветвь сосредотачивает внимание на проблемах городской инфраструктуры, включая транспортные сети, экономику города. Третья - на проблемах социальной жизни города, в частности то, насколько горожане вовлечены в процесс городского планирования. В России это направление представлено книгой Ивана Озерова «Большие города».
    На  Западе наибольшее развитие получила вторая (технологическая) ветвь. Стремительная  автомобилизация приводит к вытеснению общественного транспорта и порождает  множество проблем, требующих разрешения. Третья ветвь (социальная) здесь практически  не развивается вплоть до 1962 года, когда  выходит в свет книга Джейн  Джейкобс «Жизнь и смерть великого американского города» [9].
    Впервые термин «урбанизация» появился в  зарубежной литературе в 1867 г. в Испании  в связи с начавшейся заметной концентрацией населения в городах  Европы во второй половине ХIХ в. В начале ХХ в. она еще более усиливается, и ее масштабы становятся наиболее ощутимыми  после Второй мировой войны, когда согласно Г. Чайльду, начинается «городская революция» . Поэтому, когда употребляется выражение «современная урбанизация» имеется в виду вторая половина ХХ в. В 1957 г. в «Докладе о мировом социальном положении» ООН этот термин появляется на русском языке [1].
      Современная терминология (сущность и содержание)
    Урбанизация (от лат. urbis – «город») - это рост числа городских поселений и повышение удельного веса городского населения в общей численности населения. Урбанизация рассматривается и как концентрация населения и производства в городах, а также повсеместное распространение городского образа жизни [2]. Отметим еще одно определение: урбанизация – это исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. [8].
    Термином  «урбанизация» часто обозначают просто рост доли городского населения, но более точной будет трактовка  этого термина как процесса распространения  городского образа жизни. Еще более  точно урбанизацию можно определить как процесс концентрации, интеграции и интенсификации деятельности [8].
    Урбанизация - процесс пространственный. Он происходит, развивается, меняет темпы и направления  под сильным воздействием территориально дифференцированных факторов.
    Пространственность урбанизации выражается и в тесной ее связи с территориальной концентрацией деятельности. Главным признаком урбанизации является развитие сети городов, возникновение новых городских поселений и рост уже существующих.
    Стоит отметить, что в литературе существуют три основных определения процесса урбанизация. Урбанизация – исторический процесс повышения роли города в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производства и прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре.  Урбанизация – многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В более узком демографо-статистическом понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.
    Урбанизация как глобальный социально-пространственный процесс обладает рядом общих (универсальных) черт, особенно важных для географического анализа. Среди них выделяются следующие:
    1) рост городского населения;
    2) увеличение его концентрации  в крупных городах и агломерациях;
    3) расширение урбанизированных территорий.
    Урбанизация – классический глобальный процесс. В современной науке глобальные процессы можно представить, во-первых, как охватывающие весь мир и, во-вторых, как системные явления, пронизывающие всю жизнедеятельность человека. Глобальность и универсальность современного процесса урбанизации имеют глубокие исторические корни. Они проявляются в наше время на трех основных уровнях.
    Во-первых, на философско-мировоззренческом (междисциплинарном). Урбанизации принадлежит одно из первых мест среди глобальных проблем современности, поскольку именно в городе, как в фокусе, концентрируется большинство мировых проблем и определяются перспективы развития человечества. Поэтому урбанизация во многом определяет развитие земной цивилизации со времени появления античного города и до наших дней.
    Во-вторых, на проблемном. Урбанизацию в современном  мире характеризуют следующие общие главные проблемы:
    1. Конфликт между интенсивно расширяющимися  урбанизированными территориями и ресурсами обрабатываемых сельскохозяйственных земель, лесных площадей и т.д., необходимых для поддержания равновесия между природой и обществом.
    2. Культурный и экономический конфликт  между городской и сельской местностью, деградация хозяйства и демографического состояния сельского населения под влиянием расширения урбанизации.
    3. Конфликт между взрывоопасно увеличивающимся формально городским населением и явно не городским уровнем (для значительной части) его культуры и сознания, недостаточной подготовленностью производственной и обслуживающих сфер к такому стремительному росту городов; эта проблема так называемой псевдо, или ложной, урбанизации, начавшейся с середины 30-х гг. в СССР, а сейчас характерной и для многих развивающихся стран.
    4. Конфликт социально-культурного  и социально-этнического характера внутри урбанизированных территорий в результате резко возросших имущественных и других различий между так называемыми старыми и новыми жителями городов, ввиду пополнения малоквалифицированной рабочей силы за счет эмигрантов (сейчас этот конфликт распространился и на некоторые большие города России).
    В-третьих, на конкретно-пространственном (географическом) [4].
    Урбанизацией  в той или иной степени затронуты все континенты и страны современного мира. При этом наблюдается глубокая территориальная и региональная дифференциация процесса урбанизации, которая в своей совокупности только усиливает его глобальный характер в странах разного типа.
      Стадии и формы процесса урбанизации
    Для разных стран мира характерны общие  тенденции развития процессов урбанизации, которые  позволили создать теории стадий урбанизации, которые проходят со всеми странами и объясняют современную дифференциацию между странами, находящимися на разных стадиях. Одну из первых подобных теорий разработал американский урбанист Дж. Джиббс, который уделял особенное внимание потокам населения между городами, пригородными зонами и неурбанизированными территориями (сельской местностью), что в конечном итоге определяло разную динамику населения трех указанных типов территорий. Согласно теории Дж. Джиббса выделяются пять стадий урбанизации:
    1) относительно равномерное расселение, дифференцированное в соответствии  с естественным ландшафтом; отдельные  города только появились в  неурбанизированной местности, растет и городское, и сельское население, но городское население растет медленнее, чем сельское, т. е. доля городского населения то возрастает (за счет появления новых городов), то снижается при сильном преобладании сельскогo населения (более 90% всего населения);
    2) городской образ жизни становится  более привлекательным, чем сельский, что вызывает миграции в город  из сельской местности, быстрый  рост городов и городского  населения – более быстрый,  чем сельского населения, хотя  и сельское население продолжает  расти;
    3) город уже не вмещает все  сельское население, которое стремится  в нем поселиться, поэтому вокруг  крупнейших городов начинается формирование пригородных зон, т, е. появляются городские агломераци, но при более быстром росте главных городов по сравнению с пригородами; сельское население вследствие интенсивных миграций начинает сокращаться;
    4) начинается субурбанизация – развитие городских агломераций за счет более быстрого по сравнению с главными городами развития пригородов, куда начинают переселяться городские жители; сельское население продолжает сокращаться;
    5) усиливается деконцентрация городского населения, замедляются темпы роста городских агломераций, растет население на внеагломерационных территориях, но примыкающих к городским агломерациям, что приводит в некоторых районах к формированию урбанизированных районов и мегалополисов, сельское население растет, но по образу жизни оно уже практически не отличается от городского, доля городского населения составляет более 75% всего населения [2].
    Первая  стадия урбанизации в настоящее  время характерна для наименее урбанизированных стран мира (Уганда, Бутан и т. п.). Большинство развивающихся стран  находится на второй стадии урбанизации, хотя районы крупнейших городов в  этих странах уже вступили в третью стадию. На третьей стадии урбанизации  находятся также страны Восточной  Европы, бывшего СССР, но и в них  наиболее развитые районы (с крупнейшими  агломерациями) обгоняют основную территорию на одну стадию. На четвертой стадии урбанизации находится в настоящее время большинство развитых стран. Но наиболее развитые государства мира – США, Канада, Япония, Германия. Великобритания, Франция – уже вступили в пятую стадию урбанизации, которая на сегодняшний день является последней.
    На  разных стадиях урбанизации существуют характерные формы урбанизации, которые соответствуют развитию процесса на данной территории. К основным формам урбанизации стоит отнести:
    I. Развитие и рост городов (растущих  как бы в отдельности). Это –  "точечная" концентрация. Город  накапливает потенциал, усложняет  свои функциональную и планировочную  структуры. Проблемы его становятся  все масштабнее и приобретают  возрастающую остроту, однако  их решение в рамках самого  города становятся все затруднительнее  ввиду ограниченности территориальных  ресурсов.
    II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
    В социальном отношении городская  агломерация – ареал, в котором  замыкается недельный цикл жизнедеятельности  современного горожанина. У агломераций  два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность. Стоит отметить, что наиболее крупные агломерации зачастую называют супергородами, или мегагородами (демографы ООН к ним относят города с численностью населения более восьми миллионов человек, чаще используется критерий в десять миллионов человек).
    III. Формирование опорного каркаса  расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет  собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.
    Формирование  опорного каркаса свидетельствует  о проявлении двух основных тенденций  в развитии расселения – центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций.
    Урбанизация – интегральный и глобальный процесс, приводящий в действие множеством разнообразных  факторов и имеющий свою выраженность в виде городов, особенно крупных, и  более сложных форм городского расселения.
    Урбанизация охватывает все страны. В ходе урбанизации  происходит последовательное и многостороннее усложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов и градостроительных систем. Возрастают роль и значение больших городов, из их среды выделяются крупнейшие города, далее города-миллионеры и  многомиллионные города. Причем города не только увеличиваются в размерах, но и приобретают более высокий  уровень своей организации –  функциональной и планировочной; меняется их место в территориальной организации  общества.
    Поскольку урбанизация – процесс пространственный, ему присущи следующие формы. Для развитых стран характерны гиперурбанизованные зоны, т. е. зоны, где в результате неконтролируемого развития городских поселений и перегрузки естественного ландшафта нарушено экологическое равновесие. Гипоурбанизованная зона – это территория с низкой плотностью городских поселений и малым удельным весом горожан. Термин субурбанизация употребляется для обозначения процесса стремительного развития пригородов у крупных городов. Под суперурбанизацией понимают тенденцию к повышению этажности городских зданий [1].
    По  совокупности факторов в отдельно взятых странах или районах урбанизация  имеет свою специфику и может  быть представлена несколькими типами: индустриальным; комплексным; ложным; сервисным.
    Морфологическими  разновидностями урбанизации, или  ее пространственными вариантами, являются:
    метрополизация – процесс сконцентрирован в единственном центре страны – метрополисе, в большинстве случаев – столице; удельный вес столичной агломерации в численности населения страны растет;
    региополизация – процесс урбанизации концентрируется в региональных центрах, региополисах; каждый из них растет по численности населения быстрее, чем соответствующий регион;
    мегалополизация – процесс охватывает несколько соседствующих городов, урбанизируются промежуточные между ними территории и происходит срастание всех центров в единый урбанизованный ареал, или мегалополис.
    В некоторых странах стремятся  проводить политику рурализации, направленную на сдерживание неуправляемой урбанизации в развивающихся странах путем развития сельских общин, модернизации расселения и подъема экономики сельской местности. Развитие села в результате внедрения некоторых городских форм и условий жизни происходит путем так называемой сельской урбанизации, или рурбанизации. Этот термин впервые появился в индийской научной литературе. В Индонезии региональное планирование использует аналогичное понятие, но с другим термином: агрополизация [1].
    По  мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизированных странах (США, Германия, Франция – доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.
    Городские агломерации – взаимосвязанные  группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфроструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единой целое. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают – в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.
    К концу XX в. городские агломерации  стали основной формой расселения в  наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив  изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).
    Таким образом, стадиальная теория урбанизации  позволяет наметить ближайшие перспективы развития урбанизационных процессов практически для всех стран мира (исключая наиболее развитые). Выявив стадию урбанизации страны, можно говорить и о формах её урбанизации, т.к. для каждой стадии урбанизации существуют характерные формы урбанизации, которые соответствуют развитию процесса на данной территории.
    Проанализировав развитие городов как своеобразных социально-экономических систем, можно  отметить, что большой город не есть увеличившийся в размерах малый  или средний. Города в процессе своего роста как бы поднимаются по ступеням городской иерархии: приобретают  более высокий уровень своей  организации – функциональный и  планировочный.
      Методы изучения процессов урбанизации
    Урбанизация является сложным неоднородным процессом, для её характеристики используется как абсолютные, так и относительные  показатели. К абсолютным показателям  относится, прежде всего, численность  городского населения, естественный и  миграционный рост (уменьшение) и прирост (убыль) численности городского населения  в абсолютном выражении (человек), сальдо миграции.  К относительным: доля численности городского населения в  численности определенной территории, доля крупных городов в численности населения, коэффициенты естественного и миграционного роста (уменьшения) и прироста (убыли) численности городского населения в абсолютном выражении (человек), коэффициент сальдо миграции, среднегодовые коэффициенты роста и прироста численности городского населения. Наиболее важным показателем урбанизации является доля городского населения в численности населения [7].
    Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации для измерения уровня урбанизации:
    1. Если он меньше 10%, то территория  является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно не велики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.
    2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает  сельское расселение (т. е. территория  слабо урбанизирована). Но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.
    3. Когда уровень урбанизации достигает  50%, то городское расселение начинает  преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.
    4. При достижении уровня урбанизации  75% городское расселение начинает  явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности – начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.
    5. При достижении уровня урбанизации  90% территория становится практически  полностью урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселений, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.
    Ученые  различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В Зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученые в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитенские статистические ареалы (СМСА), которое целиком включают в себя первичные территориальные еденицы (графства). удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).
    В конечном итоге, независимо от методов  определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки для  агломераций, а не для городов  в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений).
    Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) – это тоже Париж, А общая численность населения Парижской агломерации оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в приложении 1 с численностью более десяти миллионов человек, в приложении 3 приведена карта-схема ста крупнейших агломераций мира [10].
    В работе была проведена группировка  стран мира по степени урбанизации, со следующими делениями: наименьшая 0-20 %, малая 20-40 %, средняя 40-60%, большая 60-80%, наибольшая 80-100 %. Данная группировка была использована для составления карты степени урбанизации мира (приложение 1)., а так же подсчета числа стран в группах,  среднего значения урбанизированности по группе и доли группы от общего количества стран мира (приложение 2).
                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССОВ  УРБАНИЗАЦИИ В  СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
      Факторы и условия урбанизации
    Расселение  населения обуславливает распределение  населения по территории и формирование сети поселений. На его характер влияют три группы факторов: социально-экономические (общий уровень развития экономики, региональные различия в размещении отраслей хозяйства, доходах населения, объемах капиталовложений и т. д.), природные (климат, рельеф, почвы, наличие полезных ископаемых и пр.) и демографические (интенсивность механического и естественного движения населения).
    Главное дифференцирующее влияние на уровень  урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социцильно-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским государством является Джибути, где имеется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.) [11].
    Рост  и развитие современных городов  связаны также с экономическими выгодами: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
    Однако  экономический выигрыш от роста  площади и численности населения  города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку  товаров, сырья и пассажиров будут  выгодны при данных издержках  производства. 
 
 
 
 

      Географическая  структура и особенности  урбанизации
 
        Урбанизация в Европе
 
    Из  истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху  античности. Затем их число значительно  увеличилось в период средних  веков. В новое и новейшее время  их количество продолжало, хотя и гораздо  медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира.
    Именно  в Европейском регионе впервые  появляются городские агломерации, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. В 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими. Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие [6].
     Таблица 2.2.1.
    Крупные городские агломерации зарубежной Европы в 1995 г. [6]
Европа  и ее субрегионы Число агломераций  по категориям людности, млн. чел. Доля  проживающего в них городского населения, %
 
 
1 – 5 5–10 1 – 5 5–10
ВСЯ ЕВРОПА 57 5 19,9 7,0
В том числе:
Северная 6 1 12,7 9,4
Западная 18 2 23,8 11,0
Южная 9   27,1  
Восточная (включая СНГ) 24 2 16,9 6,6
    Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций.
    Фактическое слияние или территориальное  сближение некоторых агломераций  зарубежной Европы уже привело в  нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических  образований – мегалополисов. К  их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.
    Английский  мегалополис включает в себя не менее  двух десятков крупных агломераций  с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.
    Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн-Рур, Рейн-Майн, Рейн-Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.
    В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более  крупный межгосударственный мегалополис, который можно было бы отнести  к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран  – Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км2, а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км2).
    По  мнению ученых, для процесса урбанизации  в зарубежной Европе характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50–60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.
    Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских  агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.
    Но  все это отнюдь не свидетельствует  о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это  означает, что урбанизация принимает  новые формы и охватывает новые  территории. О том же говорит и  начавшееся возвращение лиц с  высокими и средними доходами в центральные  городские районы, где до этого  концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 % [11].
    Таким образом, на данный момент степень урбанизации Европы составляет 71%. Европа является одним из наиболее динамичных регионов в плане урбанизации. Большинство стран данного региона находятся на четвертой стадии урбанизации т.е. происходит развитие городских агломераций за счет более быстрого по сравнению с главными городами развития пригородов, куда начинают переселяться городские жители, однако сельское население продолжает сокращаться. Страны Восточной Европы, бывшего СССР находятся на третьей стадии урбанизации, т.е. в них происходит формирование пригородных зон, за счет того, что крупные города уже не могут вместить всех мигрантов из сельской местности, но и в них наиболее развитые районы (с крупнейшими агломерациями) обгоняют основную территорию на одну стадию. Но наиболее развитые государства –Германия, Великобритания, Франция уже вступили в пятую стадию урбанизации, где сельское население по образу жизни практически не отличается от городского, а темпы роста городских агломераций замедляются за счет роста населения на внеагломерированных территориях. 

        Урбанизация в Северной и Латинской  Америке
    Развитие  процесса урбанизации в Северной Америке рассмотрим на примере США, поскольку именно США является наиболее урбанизированной страной мира, и  для её характерен последний этап урбанизации. Наиболее общее представление о динамике процесса урбанизации в США за период между первой и двадцать второй переписями (цензами) населения в этой стране, т. е. более чем за 200 лет, дает таблица. 2.2.2. 
 
 
 
 

     Таблица 2.2.2.
    Динамика  урбанизированности США с 1790 по 2010 г. [6;15]
Год переписи Численность городского населения, тыс. человек Доля городского населения в общем населении страны. %
1790 202 5,1
1800 322 6,1
1810 525 7,8
1820 693 7,2
1830 1127 83
1840 1845 103
1850 3544 15.3
1860 6216 193
1870 9902 25,7
1880 14 130 2S.2
1890 22 106 35,1
1900 30 215 39.6
1910 42 064 45,6
1920 54 2 53 51,2
1930 69 161 56,1
1940 74 705 56.5
1950 96 847 64,0
1960 125 267 69.9
1970 141325 73,5
1980 167 051 78,7
1990 187 000 75,2
2000 216700 77.0
2010 244100 82,0
 
    В первые десятилетия независимого развития США уровень урбанизации в стране был еще очень низким, а доля городских жителей в общем населении увеличивалась крайне медленно. Это объяснялось преимущественно аграрным характером экономики США. При этом, как и в предшествовавший колониальный период, основная часть городского населения концентрировалась в портовых городах Атлантического побережья страны.
    В 40-80-х гг. XIX в. темпы урбанизации заметно возросли, что было связано прежде всего с промышленным переворотом и интенсивным развитием промышленного производства. При этом быстрее всего росли города Северо-Востока, но одновременно начался бурный рост городов Приозерья, а затем также Среднего Запада и Тихоокеанских штатов. Однако на Юге и в Горных штатах уровень урбанизации оставался еще низким.
    Конец XIX – начало XX в. обычно считают периодом наиболее интенсивной урбанизации. Действительно, за время с 1880 по 1930 г. доля городского населения в США выросла в два раза – с 28 до 56 %. Перепись 1920 г. впервые отметила преобладание в стране городского населения. За всем этим стоял прежде всего продолжавшийся бурный процесс индустриализации. Большое воздействие на территориальное распространение городов оказало также строительство железных, а затем и шоссейных дорог. Сами же города в этот период представляли собой крупные и компактные «точечные» центры с достаточно четко очерченными границами. Одним из главных источников роста больших городов по-прежнему оставалась иммиграция.
    Нетрудно  заметить, что с середины XX в. темпы урбанизации в США снова снижаются. Иногда этот период называют даже периодом контрурбанизации. Но под контрурбанизацией не следует понимать уменьшение роли городов в жизни общества. Прежде всего, это новые формы городского расселения, сложившихся под влиянием НТР, снижения градообразующей роли промышленности и увеличения градообразующей роли науки, управления, разного рода услуг, территориальной децентрализации производства и расселения, перехода от «точечного» города к городским агломерациям. Одновременно с этим наметился более быстрый рост городов и городского населения в некоторых периферийных районах страны, особенно в пределах «Солнечного пояса». В целом США уже достигли предельного уровня урбанизации (в 2005 г. – 81 %), и в перспективе следует ожидать не столько дальнейшего роста доли горожан, сколько нового усложнения ее форм и проявлений.
    Решающее  воздействие на условия городской  жизни в США в течение последних  десятилетий оказала субурбанизация. Как известно, под субурбанизацией понимается преимущественный рост населения и числа рабочих мест в пригородных зонах городов при замедлении или даже абсолютном сокращении численности жителей и работающих в их центральных частях. Первые проявления субурбанизации и превращения США в «одноэтажную Америку» относятся еще к 20–30-м гг. XX в. [6].
    Но  наибольшее распространение процесс  субурбанизации получил начиная с 1950-х гг. Среди его причин обычно называют автомобилизацию и рост транспортной подвижности населения, более низкие цены на землю в пригородных зонах, стремление более зажиточных слоев вырваться из перенаселенных центральных районов и расселиться поближе к природе.
    На  первых порах пригородные зоны формировались  как чисто жилые образования  с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия. Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в «субурбию» (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3/5 которых теперь находятся за пределами городских центров. Так, пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города».
    Представление о масштабах субурбанизации в США дают следующие цифровые показатели. Уже в начале 1980-х гг. более 70 млн американцев владели собственными односемейными домами. В городском жилом фонде страны такие дома составляли в среднем 63 % (в центрах городов – 51 и в пригороде  – 75 %). В результате преобладания подобной застройки территория населенных пунктов, по некоторым оценкам, увеличивалась в четыре раза быстрее, чем росла численность их жителей. Так происходило гигантское «расползание» городов США [6].
    Такое «расползание», сопровождавшееся оттоком  в пригородные зоны не только богатых  людей, но и представителей среднего класса, привело к кризису центральных  частей американских городов, ставших  местом концентрации преимущественно  бедных слоев общества, вновь прибывающих  в страну иммигрантов. В результате центры большинства городов испытали острый жилищный голод, деградацию коммунального  хозяйства и инфраструктуры, рост преступности, ухудшение экологической  ситуации. Вот почему еще в конце 1970-х гг. реставрация городских  центров и возвращение в них  части населения из пригородов были провозглашены «проблемой номер  один» для США. В 1989 г. президент Джордж Буш-старший заявил о намерении администрации сделать все для того, чтобы 1990-егг. стали десятилетием возрождения городов, и в первую очередь региональных столиц. В центрах городов было начато крупномасштабное строительство деловых зданий. Эти ядра агломераций все более специализируются на разного рода непроизводственной деятельности, здесь концентрируются правления монополий, банки и страховые компании, органы управления, средства массовой информации, предприятия торговли и обслуживания. О начале возрождения городских центров свидетельствуют и данные переписей 1990 и 2000 гг. Они показывают усиление деловой активности в ядрах агломераций.
    В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км); в  её пределах сосредоточено 55% населения  страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности.
    Латинская Америка является одним из самых  высокоурбанизированных регионов мира. Городские поселения на территории Латинской Америки появились задолго до ее открытия. Как правило, индейские города выполняли функции административных, культурных и религиозных центров. Города, основанные испанцами и португальцами, имели главным образом административные, военные, торговые и религиозные функции. В большинстве своем они являлись опорными пунктами европейской колонизации – как на океанских побережьях, так и в глубинных районах. Затем в Мексике, Боливии стали появляться горнорудные центры.
    Постепенно  сложился совершенно определенный тип  колониального испанского и португальского города с характерной прямоугольной  планировкой. До начала XX в. о процессе урбанизации по отношению к Латинской Америке можно говорить с некоторой долей условности. К 1900 г. в городах региона проживало лишь около 10 % его населения. Но затем темпы урбанизации стали быстро возрастать, что было связано как с иммиграцией, так и с углублением межрайонного и межгосударственного разделения труда.
    Во  второй половине XX в. Латинская Америка, как и другие регионы развивающегося мира, стала ареной настоящего «городского взрыва», когда среднегодовые темпы прироста городского населения поднялись до 3–5 % и выше. В результате общая численность горожан увеличилась с 67 млн человек в 1950 г. до более чем 440 млн в 2005 г., или в 6,6 раза. Соответственно вырос и уровень урбанизации, который в 1950 г. составлял 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 57, в 1980 г. – 65, в 1990 г. – 72, а в 2005 г. – 77 %. Ныне доля региона в общей численности городского населения мира составляет почти 14 %, уступая в этом отношении только Зарубежной Азии. Такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили, где в городах живет от 88 до 93 % населения, относятся к числу наиболее урбанизированных в мире. Но при этом нельзя забывать и о том, что «городской взрыв» в Латинской Америке в значительной мере объясняется миграцией в города неимущего сельского населения, и это придает ему характер так называемой ложной урбанизации [4].
    Процесс урбанизации в Латинской Америке  отражает все основные черты глобальной урбанизации. К ним прежде всего относится концентрация населения в больших городах. В 1870 г. таких городов во всем регионе насчитывалось всего 14, в 1980 г. их стало уже 200, а в 1990 г. – 300. В том числе количество городов-миллионеров возросло с 4 в 1940 г. до 42 в середине 1990-х гг., когда они концентрировали уже 38 % всего городского населения. Среди самых крупных агломераций по размерам и значению особо выделяются четыре крупнейших, относящихся к категории супергородов, – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро. Динамику их роста на протяжении второй половины XX в. показывает таблица 2.2.3.
     Таблица 2.2.3.
Рост  численности населения супергородов Латинской Америки
в 1950-2010 гг., млн чел. [4]
Супергород 1950 г. 1970 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Мехико 8,1 9.1 16.9 17.9 19.4 21,2
Сан-Паулу 2.4 8,1 17,1 17,5 18,3 19,9
Буэнос-Айрес 2,3 3,4 10,5 12,4 13.3 14,6
Рио-де-Жанейро 3,0 7,0 9,8 10,5 11,3 12,7
 
     и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.