Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

  

     Введение 

     Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности  организма. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит. Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными. Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964), Б.М. Теплов (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).
     В связи с этим на первый план выходит  изучение не сферы интеллекта, а  эмоциональной сферы. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.
     На  сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
     Актуальность  темы определяется и широкой распространенностью  эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является рисование.
     Многое  в современном мире подавляет  потребность ребенка в творчестве. Долгие часы пред телевизором, виртуальный  мир компьютера, особенно враждебны  для творчества. Это не делает детей  счастливыми. Изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
     Именно  через рисунок ребенка, можно, осуществить  не только диагностику актуальных эмоциональных  проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить  их коррекцию. В творчестве воплощаются  чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.
     В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и  зарубежных авторов, в области исследования психологии эмоций: К.Э.Изарда, Л.С.Выготского, А.И.Копытина, А.Н.Леонтьева; методов арт-терапии: Д.Дилео, Л.Д.Лебедевой, Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л.Исуриной, М.В.Водинской, Г.А.Урунтаевой.
     Цель  исследования: выявить эмоциональные  комплексы у детей и осуществить  их психологическую коррекцию.
     Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
     Объект  исследования: негативные эмоциональные комплексы.
     Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
     В соответствии с целью исследования были  поставлены следующие задачи:
     1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
     2 Изучить особенности эмоциональных  комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
     3 Провести экспериментальное исследование  эмоциональных комплексов у детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.
     4 Предложить рекомендации по коррекции  эмоциональных комплексов у детей.
     Методы  исследования:
     1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
     2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
     3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
     Работа  состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
     База  исследования: исследование проводилось  на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
 


     1 Теоретические аспекты  изучения и коррекции эмоциональных
       комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 

    1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 

     Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Эмоция реагирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка  и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой1.
     Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей2. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Развитие эмоции в онтогенезе связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эмоции, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты – особый вид эмоции, отличающихся большой силой, бурным протеканием, выраженными вегетативными симптомами (например, страх, ярость). Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Посредством как элементарных, так и более сложных форм эмоции, индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на эмоции, он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Уровень необходимой для этих действий энергетической мобилизации (активации) организма обеспечивается специальными физиологическими процессами, возникающими при определенном эмоциональном состоянии важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие эмоции в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование эмоции человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции человека объясняется сложностью отношений между предметами, потребностями субъекта и деятельностью по их удовлетворению.
     Отечественные и зарубежные психологи среди  эмоций человека и животных, несмотря на всё их разнообразие, выделяют 2 категории:
     1 Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей индивидуума или сообщества.
     Для их возникновения необходимо сочетание  двух факторов:
     а) неудовлетворённая потребность,
     б) прирост вероятности её удовлетворения.
     2 Отрицательные эмоции, связанные  с опасностью, вредностью и даже угрозой для жизни.
     Для их возникновения достаточно семантического рассогласовании между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей  из внешней среды. Именно такое рассогласование  наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар электрического тока. Таким образом, положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата. Эмоции биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которое оно способно переживать. Наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.
     Высший  продукт развития эмоции человека – чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных эмоции  и чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации3. Личности свойственна иерархическая система чувств; содержание доминирующих чувств определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоции (например, чувством любви обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его врагам, огорчение из-за его неудач, ревность). События, влияющие на жизнеощущения человека, могут вызывать более длительные изменения общего эмоционального фона – настроения (причиной настроения могут быть и патологические процессы в организме). Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют эмоции в этиологии и синдромах также психических заболеваний. Эмоции возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации эмоций участвуют структуры мозга различных уровней, включая новую кору, лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). Лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют центральный нервный субстрат эмоций, субъективное ощущение возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга, изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности и прежде всего способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершенной деятельности. Эмоции, как одно из средств передачи информации о состоянии человека, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов. Одни реакции, например движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются. В конфликтных ситуациях эмоции животных и человека могут перейти в эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно на непроизвольные). Это может привести к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, экземы. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей, решающее значение в формировании эмоций принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир эмоций, отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность. Эмоции являются важнейшим структурным компонентом психической жизни человека. Как и у психики в целом у них есть физиологический компонент и культурный –воспитание.
     Эмоциональный опыт представляет собой содержательную характеристику эмоциональной сферы личности, которая включает не только положительные и отрицательные эмоции, но и весь спектр оттеночных состояний и чувств. Функционирование всей структуры эмоциональной сферы обеспечивается рядом внутренних эмоциональных механизмов.
     Эмоции  влияют и на психику и на физиологию. Известный физиолог П.К.Анохин рассматривал связь эмоций с потребностями  организма. П.К.Анохин писал: «перед нами стоит задача раскрыть механизм тех  конкретных процессов, которые, в конечном счете, приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают, положительны и отрицательные. Из определения следует, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность, а положительные – при удовлетворении». Отрицательные эмоции дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, но способны организовывать действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий4.
     Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными могут быть все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной, дыхания. В случае очень сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение.
     Другим  источником эмоциональных процессов  являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.
     Один  и тот же сигнал может вызывать различные эмоциональные реакции  в зависимости от того, с какой  потребностью он связан, и от возможностей адекватного реагирования человека.
     Исследователи различают два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффект (страх, гнев, радость), при которых еще  сохраняется ориентация и самоконтроль, и крайние возбуждения (ужас, паника, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.
     Эмоциональное возбуждение способно принимать  форму эмоционального напряжения, возникающего во всех случаях, когда наблюдается  сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих  спасение; вызывающих гнев, но делающих невозможным его выражение; возбуждающих желание, но препятствующих его осуществлению; вызывающих радость, но требующих сохранения серьезности).
     К положительным эмоциональным переживаниям относят такие как,  удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.
     Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
     Выделяют  так же фундаментальные эмоции, которые  имеют специфическое внутренне  содержание, внешне выражаются особыми  мнемическими и нервно-мышечными  средствами, обладает особым субъективным (личностным) переживанием, имеют врожденный характер, хотя каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций (эти правила могут требовать подавления или маскировки одних эмоциональных выражений и, наоборот, частого проявления других - например, японцы должны улыбаться переживая горе).
     К фундаментальным эмоциям относят  следующие: интерес-волнение радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
     Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными могут быть все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной, дыхания. В случае очень сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение.
     Важно различать эмоции и по продолжительности. Так, выделяют кратковременные эмоциональные  состояния (волнения, аффекты) и более  продолжительные, устойчивые настроения.
     Эмоции  называются фундаментальными, если они  имеют специфический внутренне  детерминированный нервный субстрат, внешне выражаются особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладают особыми субъективными переживаниями – феноменологическим качеством.
     Фундаментальные эмоции являются важными в жизни  индивида, но изолированно, без взаимосвязи с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени – до того, как активизируются другие эмоции. Среди фундаментальных эмоций выделяют: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Две или несколько фундаментальных эмоций при стабильном проявлении могут определять эмоциональную черту личности. Развитие подобных эмоциональных черт напрямую зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. Исследователи выделяли следующие эмоциональные черты: тревожность, депрессия, любовь, враждебность.
     Тревожность является комплексом фундаментальных  эмоций, который объединяет страх, горе, гнев, стыд, иногда появляются интерес-возбуждение.
     Депрессия – эмоциональная черта, в которой нашли отражение такие Негативные эмоции как горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина и робость. При этом гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе как проявление внутренней направленной враждебности и к другим (внешне направленной враждебности). Важными компонентами депрессии являются и снижение кинетических функций, нарушение общего самочувствия, проявление вегетативных нарушений, депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.
     В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое  влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений  в профессиональной среде.
     Эмоциональные состояния в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами текущей ситуации и в большей степени –факторами социально-психологического уровня личности. Личностными факторами выступают: потребности, цели, активность и адаптивность в окружающей среде и ситуации; ценностные ориентации, установки, возрастные кризисы (отношение к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией). При этом отношение человека к самому себе, специфика внутренней жизни личности, особенности ее внутреннего мира имеют решающее значение.
     Для психических эмоциональных состояний  характерны различные функции: интегративная  и приспособительная; саморегулирующая и адаптивная; организующая и дезорганизующая; ориентационная; уравновешивающая. Основная функциональная роль эмоциональных состояний - сохранение взаимодействия подсистем психики в условиях изменяющейся среды.
     Эмоции  имеют адаптивную функцию, они связаны  с потребностями человека, выполняют  функции оценки и побуждения, в  них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
     Поэтому эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человека являются основной формой осознания им своей собственной индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором, указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своему собственному когнитивному и поведенческому функционированию. Внутренняя жизнь человека - это, прежде всего эмоциональная жизнь. При всей той стандартизации, которую общество вносит в образ мыслей и способы действия, эмоциональные реакции остаются сугубо индивидуальными. В двуедином процессе социализации и индивидуализации человек успешно поддерживает свою индивидуальность во многом благодаря своим эмоциональным паттернам. Недаром в самых разных психотерапевтических направлениях первостепенное внимание уделяется именно эмоциональной сфере – чувствам. Осознание человеком своих истинных чувств (а также их выражение) считается непременным условием эффективности психотерапевтического процесса, т.е. обретения человеком целостности и душевного здоровья.
     В области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечает К.Изард5, С полным правом можно говорить о перевороте в этой сфере. И если мотивирующая роль эмоций попрежнему не подвергается сомнению (и, более того, подтверждена новыми данными), то представления о дезорганизующей и дезадаптивной функции эмоций сменились представлениями об эмоциях как об одном из основных адаптивных механизмов. Так, К. Изард утверждает: «Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие6»; все эмоции, – говорит он, обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего, следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Как указывает В.К. Вилюнас, «независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно (сознательно – бессознательно, абсолютно – относительно) оценивают эмоции. Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций XX в. В советской литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К. Анохиным (1964), П.В. Симоновым (1966), С.Х. Рапопортом (1968), А.Н. Леонтьевым (1971) и рядом других авторов.
     С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания7».
     Существенное  внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию  эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах – грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоции, что они становятся не тем, чем были вначале... Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы...». Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства.
     Таким образом, эмоции помогают осуществлять социальный контроль. К.Изард, описывая социализацию различных эмоций, отмечает, что одним из наиболее часто применяемых родителями способов является использование одной эмоции для воздействия на другую (например, смягчение страха обращением к стыду). То, каким образом социализируются эмоции, играет очень большую роль в личностном развитии ребенка. Так, рассматривая социализацию интереса, К.Изард отмечает: «...если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпеливыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого - подавляться8». В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Общепринятыми критериями творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как соответствие ее потребностям, ценностям и интересам субъекта.
     Таким образом, эмоции одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая  переживание человеком действительности. Эмоции выражают интегральное выражение изменённого тонуса нервно-психической деятельности, отражающийся на всех сторонах психики и организма человека. 

     1.2 Особенности эмоциональной  сферы детей дошкольного  возраста 

     Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. В процессе развития эти реакции трансформируются в сложные эмоциональные процессы. На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера детей претерпевает ряд закономерных изменений, обусловленных ее усложнением и обогащением.
     В старшем дошкольном возрасте происходит преобразование эмоциональной сферы  от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной нравственными  критериями и эмпатийными переживаниями. Новообразованием эмоционального развития в данном возрасте является эмоциональная коррекция поведения - согласование поведения с личностным смыслом определенной ситуации и выполняемых в ней действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Кроме того, эмоциональная регуляция может осуществляться в соответствии с игровыми правилами, что является первоначальным становлением произвольной эмоциональной регуляции, которая является новообразованием младшего школьного возраста.
     Одним из новообразований дошкольного  детства является формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания. Предпосылками для появления способности к вербализации собственных переживаний является адекватное эмоциональное развитие и соответствующий эмоциональный опыт.
     После 7 лет ребенок должен быть в состоянии  адекватно понять и вербализировать  практически все эмоциональные  состояния, выраженные в лицевой  экспрессии. Индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы детей являются:
     1 Эмоциональная устойчивость
     2 Эмоциональная лабильность
     3 Эмотивность
     4 Эмоциональный стиль
     Эмоциональная устойчивость, как считает известный  польский психолог Я. Рейковский, это «способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленное своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций». В основе различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, содержание эмоционального опыта ребенка (негативного и позитивного).
     Е.П. Ильин разделяет эмоциональную  устойчивость на общую и ситуативную. Общая обусловлена функциональными  и психофизиологическими особенностями  детского возраста (созревание нервной  системы, формирование механизмов регуляции и произвольности), а ситуативная – индивидуальными психологическими особенностями (эмоциональный опыт, значимость, актуальное психологическое состояние). Стабильное функционирование устойчивости возможно только в старшем дошкольном возрасте, так как связано с постепенным нивелированием эмоциональной лабильности и актуализацией механизмов эмоциональной регуляции9.
     Эмоциональная лабильность – специфическая характеристика раннего возраста (1–3 года), которая выражается в легкости быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы.
     Эмотивность – устойчивая эмоциональная характеристика, природа которой лежит в пространстве личности, ее индивидуальных проявлениях. Термин ввел Р. Б. Кеттел – британский и американский психолог. Структуру эмотивности определяют порог эмоциональных реакций (эмоциональная возбудимость) и их форма выражения (экспрессивность). Дети с открытой формой выражения эмоций отличаются динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды. Дети с закрытой формой выражения эмоций сдержанны в движениях и общении, спокойны, эмоционально холодны. Дети с высоким порогом реагируют на негативный раздражитель высокой интенсивности при длительности его воздействия, дети с низким порогом пугаются и расстраиваются по малейшему поводу.
     Эмоциональный стиль – склонность к переживанию того или иного эмоционального состояния, выражение различных типов темперамента, склонность к переживанию эмоций определенной модальности, предпочтение испытываемых эмоций. В младшем дошкольном возрасте эмоциональный стиль – понятие относительное, так как нет стабильности эмоционального реагирования. К старшему дошкольному возрасту, определенная эмоциональная направленность в сочетании с особенностями экспрессии может быть классифицирована как индивидуальный эмоциональный стиль.
     Для детей внешние проявления эмоций доступны только в контексте ситуации. Конкретная характеристика мимики вызывает у детей дошкольного возраста трудности, поэтому ребенок дает  схематическое представление об эмоциях. Самой распространенной исследовательской позицией является изучение у детей мимической экспрессии, но нельзя исключать и остальные внешние проявления эмоций. Например, более доступными для понимания детей являются вегетативные изменения, связанные с эмоциями (вспотел от страха, покраснел от стыда, заплакал от обиды). Звуковые (отдельные звуки, смех) и речевые (интонация, темп, лексика) средства экспрессии являются актуальными именно для дошкольного возраста, так как это ведет к формированию осознания эмоционального состояния. Поведенческие реакции – подпрыгивание, обнимание, поглаживание – также являются более наглядным признаком при формировании знаний об эмоциях и эмоциональных состояниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) за счет социализации становятся доступным обида, стыд, вина. И только к младшему школьному возрасту появляется понимание эмоций отвращения, презрения, удивления.
     Факторами, искажающими содержание представлений  у ребенка дошкольного возраста, являются отсутствие эмоциональной децентрации, синтонии и низкая эмотивность. Важным в процессе формирования представлений об эмоциональных переживаниях является опыт, передаваемый взрослым в процессе обучения. В среднем усвоение социально-культурных норм эмоционального выражения происходит к старшему дошкольному возрасту. В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей.
     Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют  и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, проявляется в первую очередь в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка10.
     Настроение  ребенка во многом зависит от взаимоотношение  с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает, эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний.
     Таким образом, развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлении аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации, которое проявляется как агрессии (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессии (пассивное состояние). Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии. 

     1.3 Причины возникновения  негативных эмоций  в детском возрасте 

     Изучавшие новорожденных психоаналитики отметили, что они очень чутко реагируют  на эмоциональное состояние родителей (матери). Если мать тревожна, беспокойна, раздражена, то ребенок отказывается принимать грудь. Если мать уходит из поля зрения ребенка на продолжительное время, то он начинает беспокоиться, и свое неудовольствие проявляет криком и плачем. Если ребенок брошен, то его ощущения и эмоциональные проявления имеют явно негативный характер. Взаимоотношение матери и ребенка (комплекс «мать-дитя») многие психоаналитики трактовали достаточно широко. В частности, Л.Каннер считал, что нарушение взаимоотношения между матерью и ребенком приводит к раннему детскому аутизму и детской шизофрении. Заброшенные дети, дети-сироты изучались многими исследователями, и при этом отмечалось, что этот фактор играет очень большую роль в развитии депрессивных состояний у детей и возникновении различных нервно-психических нарушений.
     К настоящему времени установлены  некоторые особенности эмоциональной  жизни детей. Во-первых, эмоции у  ребенка кратковременны. Они редко  длятся больше нескольких минут и, как  правило, быстро исчезают. Но при повторении отрицательных эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние. Во-вторых, эмоции ребенка интенсивны. Если на первом году они, в основном, стандартны и, как правило, негативного плана, то у детей 2-3 лет эмоциональные реакции не всегда пропорциональны интенсивности раздражения. На какой-либо пустяк ребенок может дать выраженную эмоциональную реакцию. Иногда дети способны дать реакцию, которая может сделать их инвалидами на всю жизнь. У них относительно слабый раздражитель может вызвать такие бурные реакции как страх, гнев, радость. У возбудимых детей, в отличие от уравновешенных, чаще проявляются негативные эмоции. Вообще, негативные эмоции возникают гораздо чаще позитивных не только у детей, но и у взрослых.
     Эмоции  у ребенка разнообразны. Разные дети на одно и тоже событие могут дать разную реакцию. Например, увидев незнакомого человека, один прячется за мать, другой убегает, третий стоит и кричит, размахивает руками, четвертый улыбается и подходит. Американские исследователи изучали реакции группы детей на посещение стоматолога. Одни дети отказывались идти, другие плакали, третьи смеялись, четвертые отнеслись спокойно, реакции на один и тот же раздражитель были разнообразны. Но и у одного ребенка может наблюдаться разнообразие реакций. На один и тот же случай он может реагировать по-разному.
     Какие факторы являются причиной возникновения  негативных эмоций у детей? Во-первых, это срыв привычного стереотипа поведения-смена  обстановки или круга общения. 100% детей, помещаемых в детские ясли, реагируют на это отрицательно. Отрицательно реагируют на посещение детского сада – 50% детей. А на посещение школы меньше – 25%, т.е. четверть детей, несмотря на определенное взросление, все-таки испытывает при этом отрицательные эмоции. Во-вторых, неправильное построение режима дня ребенка. Уже говорилось о роли соотношения сна и бодрствования в восстановлении гомеостаза. Для детей это имеет огромное значение. Если вам встречаются родители, которые утверждают, что их ребенок, так же как и они – « сова», поздно засыпает и поздно встает и все, вроде бы, хорошо, то это не так уж и хорошо характеризует не только ребенка, но и родителей. В-третьих, неправильные воспитательные приемы. Мы говорили о пренебрежении ребенком, отказе от него и о сверхзаботе. Есть нарушенное воспитание: отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрическое воспитание, а также воспитание с гиперпротекцией. Эти четыре типа воспитания являются неправильными. Неправильное воспитание ведет к частому возникновению отрицательных эмоциональных проявлений. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности является четвертым фактором, который влияет на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию, в какой-то мере, их нервной системы. В-пятых, создание односторонней аффективной привязанности. В-шестых, отсутствие единого подхода к ребенку. Это, как правило, всегда вызывает отрицательные реакции. У школьников большую роль в возникновении отрицательных эмоций играет неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом. Американские исследователи, изучая факторы, влияющие на эмоциональную жизнь детей, выявили, по меньшей мере, 35 отрицательных факторов. Самым патогенным, по их мнению, в дошкольном и среднем школьном возрастах является смерть, развод, разлука родителей, факторы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к ребенку вообще. Обобщая все это, другие авторы отмечают, что необходимо помнить: быть ребенком - это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение негативных реакций более частое, в соматическом оформлении - более выразительное. Собственные отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в различных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Так, описывая отрицательные эмоциональные проявления у детей, Ю.А.Макаренко отмечает, что негативные реакции имеют не только психические, но и физические проявления, такие как нарушения аппетита, истерические припадки - двигательные функциональные нарушения, которые встречаются у детей, в той или иной мере имитируя такое тяжелое психическое заболевание, как эпилепсия, что во многих отношениях плохо сказывается на их здоровье, поскольку таких детей лечат как страдающих эпилепсией без достаточного эффекта, при этом ограничивая их деятельность.
     Таким образом, ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Современные родители заняты своими проблемами, работой и не могут выкроить нескольких минут, чтобы просто поговорить с ребенком, почитать ему сказку, поиграть. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Ребятишки не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда и возникают проблемы общения между сверстниками и взрослыми. Поэтому ребенок замыкается в себе со своими страхами и проблемами, черпает новые впечатления, прильнув к телевизору. Но ведь живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувствительную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. 

    1.4 Виды эмоциональных  комплексов у детей дошкольного и младшего
          школьного возраста. 

     Если  две или несколько эмоций в  комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную  черту. Развитие таких эмоциональных  черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.
     Эмоциональный комплекс - эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно11.
     Речь  пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения.
     Детские страхи –весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа. Однако наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.
     Тревожность – одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
     Агрессивность свойственна многим детям. Переживания  и разочарования ребёнка, которые  взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности ребёнка к самовыражению. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.
     Физическая  агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые склонны к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребёнка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту.
     В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить своё недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром.
     Вербальную  агрессию предотвратить трудно, поэтому  почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже совершился. Если обидные слова ребёнка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребёнка стоят за ними.
     Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.
     Таким образом, в жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций, одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами. В действительности это эмоциональные комплексы. 

    1.5 Психологические  методы коррекции  эмоциональных нарушений  в              дошкольном возрасте  

     Значительный  этап работы с детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
     В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.
     Коррекционная работа может проводиться 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.
     С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное  творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:
     – на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;
     – на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
     Кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции:
     1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. К Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия – процесс экологического воспитания детей. Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций и улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия может эффективно применяться как для диагностики, так и для коррекции, поскольку она позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту человека и сформировать личность способную решать свои проблемы.
     2 Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий12. В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игры, направленные на развитие произвольности - умение управлять собой. Дети знакомятся с понятием «сила», «воля», хозяин своих чувств. Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения. Игры на развитие воображения и творческого мышления.
     3 Музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику.
     4 Телесно-ориентированная терапия.  Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства  болезней и расстройств большую  роль играет ненормально повышенное  эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром.
     Форма работы с детьми:
     а) мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
     б) мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку;
     в) саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции;
     г) дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли;
     д) йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация;
     е) танцевальная терапия. Средство самовыражения. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Даёт заряд бодрости и энергии;
     5 Библиотерапия. Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение
     6 Тестопластика. Тесто – более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют вкус, а также для детей с особенностями развития. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, «поправлять» эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем
     7 «Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото
     8 Арт-терапия.
     Арт-терапия  возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт-терапии относится  к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
     Первые  попытки использовать арт-терапию  для коррекции трудности личностного  развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
     Термин  «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
     Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
     Первоначально арт-терапия возникла в контексте  теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
     Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия  здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
     С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку и степень его самопринятия и самоценности.
     В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
     В начале своего развития арт-терапия  отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности ребенка считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арт-терапия достаточно широко распространена.
     Арт-терапия  может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
     Первый  механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
     Второй  механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»13.
     Цели  арт-терапии:
     1 Дать социально приемлемый выход  агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
     2 Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
     3 Получить материал для интерпретации  и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
     4 Проработать мысли и чувства,  которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
     5 Наладить отношения между психологом  и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
     6 Развить чувство внутреннего  контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
     7 Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
     8 Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
     Использование элементов арт-терапии в групповой  работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо оттого, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
     Первоначально арт-терапию применяли в больницах  и психиатрических клиниках для  лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арт-терапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.
     Арт-терапия  дает выход внутренним конфликтам и  сильным эмоциям, помогает при интерпретации  вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки ребенка, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
     Арт-терапия  имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.
     Существует две формы арт-терапии: пассивная и активна.
     При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает, музыкальны произведения. При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
     Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях ребенок самостоя- тельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.
     Существуют  различные варианты использования  метод арт-терапии:
     – использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;
     – побуждение к самостоятельному творчеству
     – использование имеющегося произведения искусства v самостоятельное творчество;
     – творчество самого психолога (лепка, рисование и др.) направленное на установление взаимодействия с ребенком.
     Арт-терапевтический  метод позволяет психологу как  нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую  форму работы. Как правило, арт-терапевтические  методы присутствуют в любой программе  коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.
     Создание  продукта в процессе арт-терапии  обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
     – стремление ребенка выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
     – потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
     – потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
     – стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
     Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических  функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и  символизация.
     Применение  арт-терапевтических методов в  коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
     1 Обеспечивает эффективное эмоциональное  отреагирование, придает ему (даже  в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
     2 Облегчает процесс коммуникации  для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.
     3 Дает возможность невербального  контакта (опосредованного продуктом  арт-терапии), способствует преодолению  коммуникативных барьеров и психологических  защит.
     4 Создает благоприятные условия  для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
     5 Оказывает дополнительное влияние  на осознание ребенком своих  чувств, переживаний и эмоциональных состояний.
     6 Существенно повышает личностную  ценность.
     В исследованиях психологов было давно  замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности. Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало предпочитая другие виды деятельности. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными.
     В настоящее время в практику психологической  диагностики и коррекции прочно вошел рисунок и стал одним  из наиболее распространенных объектов психологического анализа. Рисунок  имеет целый ряд преимуществ:
     а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2-3 лет;
     б) применение рисунка в качестве теста  занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность  может быть значительно выше;
     в) рисуночные тесты могут быть применены  в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных;
     г) для психологического анализа рисунок  предоставляет большой объем  как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности – наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.
     Рисование позволяет ребенку ощутить и  понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Дети любят рисовать. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
     Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Рисование развивает ребенка.
     Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Оно является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний.
     Таким образом, психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность. Именно через рисунок (динамику его изменения) дошкольника и младшего школьника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.
     Изучив  литературу по теме, коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что эмоциональные комплексы – это эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно. Эмоциональные комплексы подразделяются на детские страхи, тревожность, агрессию. Особенности проявления эмоциональных комплексов – это эмоционально-поведенческие нарушения, которые предполагают коррекционную помощь. Для успешного результата коррекционной работы необходимо комплексное сопровождение ребенка (педагог-психолог + родители + педагоги). В коррекционной работе с детьми используются методы помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Наиболее эффективным методом является арт-терапия посредством рисования. 

     2 Экспериментальное  исследование эмоциональных  нарушений у детей 

     2.1 Методы и построение исследования.  

     Непосредственно экспериментальное исследование включает три этапа: I этап – констатирующий эксперимент: на этом этапе проведена первичная психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. II этап – это этап основной. На этом этапе создавалась и апробировалась коррекционная система занятий для работы со старшими дошкольниками с использованием арт-терапевтических методов и приемов, проведено формирование экспериментальной группы; III этап – это заключительный этап, он предусматривает повторное диагностическое исследование негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста, прошедших коррекционную работу, и сравнение полученных результатов диагностического обследования I этапа.
     Отечественными  и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. В соответствии с целью исследования был выбран тест «Пальцем окрашивания тест». Эта проективная методика исследования личности описана Рут Ф. Шоу в 1932г. Методика рисования пальцем была создана в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта была школа, где встречались дети различных национальностей, говорящие на различных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации. Р. Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что она помогает её юным ученикам справится с определёнными эмоциональными проблемами.
     Данная  методика актуальна для нашего исследования по следующим причинам:
     1 Свобода от двигательных ограничений.  Рисование пальцами требует минимального  участия той группы мышц, которые  отвечают за мелкую моторику, поэтому в этом отношении она  является прекрасным средством  самовыражения как для тех, кто не испытывает трудностей такого плана, так и для людей с физическими недостатками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.