На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Специализированный  совет Д 113.08.07
 
На  правах рукописи
 
УСОВ  Юрий Николаевич
УДК 8/077.3/:371.97
 
 
 
        КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК  СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ  ШКОЛЬНИКОВ 

        Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы 

АВТОРЕФЕРАТ
      диссертации на соискание ученой степени доктора  педагогических наук
 
 
 
 
 
 
Москва, 1989
 


 
 
 
 
 
  Работа  выполнена в Научно-исследовательском  институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.
О ф  и ц и а л ь н ы е   о п п о н е н т ы:
доктор  педагогических  наук,  профессор  Т. Ф. КУРДЮМОВА
доктор  педагогических наук, профессор Л.П.ПРЕССМАН
доктор  философских наук, профессор Ю.У.ФОХТ-БАБУШКИН
Ведущее учреждение—Курганский государственный  педагогический институт.
Защита  состоится « »   1989 года в  час.
на заседании  специализированного совета Д 113.O8.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора паук при Московском государственном педагогическом институте  
по адресу: 119435, Москва, Г-435, ул. М. Пироговская, д. 1, ауд.

  С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке МГПИ  по адресу: Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
    Автореферат разослан «...'. »   1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
проф. М.Т.БАРАНОВ 

                                 -1 –  

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОТЫ
   Всестороннее  развитие человека на этапе качественно  нового состояния нашего общества непосредственно  связано с проблемой эстетического  воспитания и художественного развития, использования искусства в решении новых социальных задач: воспитание человека труда, способного самостоятельно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, философских достижений человечества, формирование граждански активной личности.
   Актуальность   исследования.   В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же   общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе. Как свидетельствуют социологические исследования НИИ художественного воспитания, самые низкие показатели художественного развития имеют школьники, которые называют среди своих любимых видов искусства только кино или кино в сочетании с эстрадной музыкой. И в то же время у старшеклассников, сочетающих   любовь к кино с интересом к другим видам искусства показатели общего художественного уровня выше, чем у школьников, предпочитающих только традиционные искусства. Исследователями установлена положительная взаимосвязь высокого уровня кинопредпочтений с сенсорной культурой школьников, с   чувством художественного стиля в области литературы, изобразительного искусства, театра. Практический опыт учителей, преподавателей педагогических институтов Кургана, Калинина, Воронежа. Ленинграда, Москвы, Таллина, Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов страны свидетельствует об эффективности использования киноискусства в преподавании литературы, в гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                - 2 -
   Однако  сегодня в массовой общеобразовательном  школе отсутствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, видео в эстетическом воспитании и художественном развитии подрастающего поколения. По данным периодических опросов при Московском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элементарное средство наглядной агитации, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решить проблему эстетического воспитания и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие восприятия киноповествования способно, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.
   В результате самые популярные, широко доступные экранные искусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса массовой общеобразовательной школы, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлечение. Следует иметь в виду, что активное утверждение сегодня бытовой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общества, в частности школьного кинозрителя, педагогически неконтролируемое, легко распространяемое видеокассетное кино, способное нести в развлекательной форме ремесленные поделки, пропагандировать в завуалированной форме киноповествования низкопробные стереотипы и аморализм.
   Единственный  выход из этой ситуации   - целенаправленное воспитание художественного вкуса, развитого интереса к экранным искусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специалистов, система эстетической информации в экранных искусствах приобретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения. Умение воспринимать этот язык -   условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека.
  Наша  общеобразовательная школа не учитывает   эту социокультурную ситуацию и не подготовлена к решению воспитательных задач 

                  - 3 –
в условиях видеореволюции.
   Таким образом, актуальность избранной темы определяется необходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательных процесс как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами искусства, как унифицированного способа освоения эстетической информации, поступающей к школьнику по многоканальной системе аудиовизуальных коммуникаций.
   Проблема   исследования   - создание целостной системы кинообразования, которая может вооружить школьника идейно-художественными критериями самостоятельного отбора   аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным коммуникативным каналам.
   Существующие  в научной литературе определения  кинообразования отражают особенности функционирования, воспитательного воздействия кино, телевидения, видео и   отношения к   ним школьников. В большинстве работ советских исследователей кинообразование рассматривается как составная общей системы   педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития современного человека /И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.M. Рабинович/.
   В других публикациях отмечается, что  кинообразование имеет конкретные пели: приобщение к киноискусству, освоение его языковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта /И.Н.Гращенкова, Е.В.Горбулина, Н.С.Горницкая., Р.Я.Гузман, В.Г.Маранцман, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Одинцова и др./.    Решение данных задач, по мнению киноведов, педагогов, активизирует процесс социализации школьника при использовании метода общения на основе киноискусства и позволяет учащимся через мир ценностей этических, культурных, социальных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жизненные позиции, отношение к труду и обществу.
             При рассмотрении исследований зарубежных ученых /Югославии, Польши, Германии, Швейцарии/, посвященных современным принципам кинообразования, заметно многообразие преследуемых целей и задач: формирование избирательных критериев, выработка самостоятельного мышления, критического отношения к действительности, запе- 
 

                                                           - 4 ~
чатленной в фильме, активизация воздействия  кино как средства массовой коммуникации в ряду других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия   искусства кино, воспитание грамотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.
   Ученые  Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии  предлагают различные варианты воспитания и образования средствами экранных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функционирования средств массовых коммуникаций, использования выразительных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норденстренг, Ж.Берже/.
   Анализ  различных программ, методик, моделей  кинообразования позволил определить   предмет   исследования/художественно-педагогические возможности киноискусства в учебно-воспитательном процессе/, установить его   цель   - определение структуры, содержания, форм и методов   кинообразования учащихся.
   В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1/изучить практический опыт и теорию использования кино как пространственно-временного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника; 2/определить потенциальные возможности воздействия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе; 3/разработать содержание, принципы и методы использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных возрастных этапах; 4/гипотетически определить объем знании о киноискусстве, умения и навыки анализа, эстетической опенки идейно-художественного содержания фильма; 5/построить общую модель и методику кинообразования учащихся I-XI классов.
   Организация   исследования   и основные его этапы. Исследование проводилось на протяжении 14 лет:
   I. I974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, кинопедагогики, кинообразования, анализ образовательных, развивающих, воспитывающих потенций киноискусства в советской педагогике 20-70-ых годов. Построение и апробация на экспериментальных занятиях в школах Москвы/ №№ 91, 1140/ первоначальной модели кинообразования учащихся 8-1О классов,
   П. 1978-1980 гг.: 1/разработка программы и опытно-экспери-менталъной модели кинообразования учащихся 1-10 классов; 2/апро- 

               - 5 – 

бация, корректировка программы кинообразования, методики развития аудиовизуальной грамотности, умений анализировать идейно-художественную структуру фильма в работе с учителями г.Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/,г.Москвы /семинар при городском ИУУ на базе городской фильмотеки/.
   Ш. 1980-1985 гг.: 1/проведение эксперимента по теме «'Идейно-эстетическое воспитание учащихся I-10 классов средствами киноискусства" в 30 школах Москвы совместно с Городским отделом народного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, МГПИ: 1980-81 - 5 школ, 1982-83 уч.г. - 15 школ, 1982-85 гг. - 30 школ; опорные школы № 15 /учитель - В.П.Голованов/, 313 /учитель - З.Ф.Демиденко), 593 /учитель - М.М.Гусева/, 613 /учитель-Э.Э.Кац), 818 /учителя - К.Н.Ганкина, Л.П.Романовская, Г.Т.Васильева/: апробация программы кинообразования, руководство подготовкой учителей 1-10 классов на постоянно действующем семинаре при МГИУУ /чтение лекций по вопросам кинообразования, просмотры и обсуждение   специально отобранных фильмов/, разработка методических рекомендаций для организации просмотров кинофильмов при школьных кинотеатрах и обсуждение фильмов на специальных классных часах с учащимися; .руководители семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./I-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В. /4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8,9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усовым Ю.Н;
   2/апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знаний об экранных искусствах, формирования аудиовизуальной грамотности, анализа   фильма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эстонии /г.Таллин/ -1981-1983. гг. и со студентами МГПИ на отделении кинообразования факультета общественных профессий - 1983-86 гг./последний вид работы проводился совместно с З.С.Смелковой/.
   1V. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального материала, подготовка окончательного варианта программы и новой методики кинообразования.
   Методология   исследования основана на определении основных понятий, связанных с содержанием кинообразования, принципов функционирования художественно-игрового кинематографа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и отражении этих принципов в теории кинообразования для отработки новой модели кинообразования.
 

   
        - 6 -
   Методологической  базой исследования были документы, постановления о школе, кинематографе. Методологической основой исследования явилась структура общей теории эстетического вое витания,  основы которой заложены в трудах С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.И.Бурова, Д.Б.Кабалевского, в исследованиях современных ученых А.Я.Зися, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Б.М.Неменского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др.
   Понятие кинообразования, обосновываемое в  диссертации, близко определению эстетического воспитания как процесса целенаправленного становления в ребенке "сущностных сил"/К.Маркс/, активизирующих эмоционально-интеллектуальный процесс художественного восприятия, творческого воображения, формирование духовных потребностей, как "системы действий, формирующих систему чувств, вкусов, идеалов, творческих способностей личности"/В.А.Разумный/.
   Но  выдвигаемое определение кинообразования как составной части    эстетического воспитания представляется качественно своеобразным в связи с тем, что речь идет о. части, которая моделирует целое, но не совпадает с ним. Кинообразование как   система   эстетического воспитания и художественного развития школьников   осуществляется   в   процессе   совершенствования   восприятия   и   опенки   и д е й н о-
н равственной   концепции, раскрывающейся в   звукозрительной   форме киноповествования, в   художественной   структуре   экранных   искусств. Реализация этой системы создает благоприятные возможности для формирования мировоззрения, художественно-творческих способностей, эстетического сознания школьников, их общей культуры. Предлагаемая система позволяет развить:
    эстетические чувства в результате познавательной и творческой деятельности, совершенствующей   аудиовизуальное мышление, перцептивные навыки освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания, осмысления социальной действительности;
    эстетический вкус, который вбирает такие компоненты, как
 
                 _ 7 –
художественная  образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная  грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности;
   - художественно-творческие способности школьника /воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации/ на основе освоения комплекса знании, умений,  навыков з практике анализа и эстетической опенки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино,  телевидения,  суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения.
    Исходныеположе н и я   организации исследования.
   Изучение   многообразных моделей использования  экранных искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения позволило существенно конкретизировать   понятие    кинообразования, соотнеся   определение предмета и целей кинообразования с задачами современной педагогики .и практическими целями всего учебно-воспитательного процесса, призванного: формировать личность школьника, его социальную и психологическую зрелость: осознание своего места в обществе, самоосознание, сформированность мировоззрения, позитивное отношение к нормам морали, социальным ценностям, ориентация на духовно-содержательное, творческое развитие, на систему непрерывного художественно-эстетического образования, единство эмоционально-интеллектуальных начал, создание ситуаций, благоприятных для личностного самовыражения и самоутверждения, использование методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, способных самостоятельно интегрировать разнообразную информацию в процессе обучения/А. А. Бодалев, В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко,B.C.Ильин и др./.
   Внимание  к задачам эффективной организации  мировоззренческого, идейно-эстетического воздействия фильма на зрителя и определило   концепцию   кинообразования в данном исследовании как целенаправленный   процесс идейно-эстетического развития школьника в   системе деятельностей на материале экранных искусств, для реализации концепции было выделено   четыре   вида   деятельнос т и: 1/усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни; 2/восприятие идейно-ху-
 

   
               - 8 –
дожественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной  форме повествования; 3/интерпретация результатов восприятия, эстетичная опенка произведения экранного искусства; 4/художественно-творческая деятельность в области экранных искусств — любительская кино- и телесъемка.
   Все четыре вида деятельности создают благоприятные  условия для формирования аудиовизуальной  культуры, которая рассматривается в данном контексте как "определенная система уровней эстетического развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.
   Уровень потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с произведениями экранных искусств непосредственно зависит от двух последующих: уровня образованности /знания, раскрывающие особенности воздействия киноповествования, стимулирующие восприятие, интерпретацию, эстетическую опенку произведений экранных искусств/ и уровня аудиовизуального мышления /понимания и интерпретации звукозрительной, пространственно-временной формы повествования как речевой продукции, формирования представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе анализа произведений экранных искусств/. Степень образованности и глубина аудиовизуального мышления определяют развитие потребностей зрителя в общении с произведениями экранных искусств различного художественного уровня, линейной или более сложной -ассоциативной, полифонической формы повествования.
   В ходе исследования использовались следующие  методы: анализ теоретической и методической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта в области кинообразования, анкетирование, письменные опросы в процессе изучения уровней восприятия фильма, особенностей аудиовизуального мышления, выявление перцептивных действий в процессе киновосприятия, разработка модели формирования аудиовизуальной грамотности, навыков анализа идейно-художественной концепции фильма, педагогический эксперимент, анализ творческих работ школьников: раскадровок, монтажных записей, сочинений, рецензий.
   С учётом изложенных исходных положений  была выдвинута следующая гипотеза:
   кинообразование как целенаправленный, педагогически  организуемый процесс совершенствования идейно-нравственного, эстетического воздействия фильма на зрителя может стать, эффективным сре- 

                - 9 –
дством  эстетического воспитания и художественного  развития школьников в системе деятельностей по усвоению знаний о пространственно-временной природе экранных искусств, развитию аудиовизуального восприятия, основанного на эмоционально-смысловом соотнесении единиц киноповествования, формированию умений анализировать идейно-нравственную концепцию, раскрывающуюся в художественной структуре произведений экранных искусств.
    Научная   новизна   исследования.
   - дано теоретико-методологическое обоснование кинообразования как многоаспектного понятия, выявляющего полифункциональные возможности экранных искусств в духовном развитии общества;
    на историческом материале выявлены потенции кинообразования как средства духовного воспитания личности в процессе развития киновосприятия, как отрасли педагогической науки о закономерностях, формах и методах эстетического воспитания средствами экранных искусств, как метода формирования аудиовизуального мышления;
    охарактеризован структурный состав теории кинообразования: идей, понятия, закономерности, общий и специфический путь использования экранных искусств в воспитании и развитии школьников, объем и содержание, формы и методы деятельности учителя
и учащихся, критерии эстетического развития школьников средствами экранных искусств.
   2. Выработана методика формирования аудиовизуальной культуры: потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с экранными произведениями, знаний, стимулирующих восприятие, эстетическую оценку идейно-художественной структуры фильма, аудиовизуального мышления - понимания и интерпретации формы киноповествования, авторской концепции мира и современной социальной действительности;
    охарактеризованы перцептивные действия в формировании навыков восприятия пространственно-временного повествования;
    раскрыты возможности анализа идейно-эстетической концепции фильма в формировании мировоззрения учащихся: осмысление времени, социальной действительности, истории и современности, философских, нравственных вопросов бытия, авторского мировосприятия.
   3. Раскрыты дидактические возможности кинообразования в 
преподавании школьного курса литературы, в воспитании грамот-

 

   
        - то -
ного  читателя: углубление понятий из области теории литературы, совершенствование восприятия и навыков анализа идейно-художественной концепции литературного   произведения, активизация образною мышления, литературно-художественных знании школьников.
   Практическая   значимост ь   исследования. Для реализации системы   кинообразования как средства эстетического воспитания и художественного развития школьников подготовлены: программы приобщения к экранным искусствам учащихся различных возрастных групп /гипотетически определена необходимая сумма знаний о кино, перечень умений и навыков в области восприятия и эстетической опенки фильма/;    методические рекомендации по анализу фильма, его идейно-художественного содержания; разработаны конкретные методические приемы, в игровой форме развивающие восприятие пространственно-временной формы повествования: составление коллажей на тему просмотренных фильмов, подготовка монтажных записей, использование монтажных листов для развития перцептивных навыков, озвучивание фильмокопий и пр.
   Апробация   и   внедрение   результатов исследования. Положения диссертации практически реализованы в различных видах кинообразования: в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /эксперимент в 30 школах Москвы/, в художественно-творческой деятельности школьников и учащихся ПТУ, создающих любительские фильмы /преподаватель Ю.И.Божков, г.Березники Пермской области/, в использовании кино на материале анализа зарубежных фильмов /преподаватель А.В.Федоров, г.Таганрог/, в системе подготовки студентов педагогических вузов /преподаватель СМ.Одинцова, г.Курган, преподаватели З.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, г.Москва, МГПИ/, в системе подготовки преподавателей факультативного курса "Основы киноискусства" при   институте усовершенствования учителей /г.Москва, ,Алма-Ата, Таллин - преподаватель Ю.Н.Усов/, в университете "Кино и школа"/ректор - И.В.Вайсфельд/ при Союзе кинематографистов СССР.
   Разработанные принципы аудиовизуальной культуры практически реализованы в следующих рекомендациях и программах: Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитатель-. ном процессе- Главное управление школ Минпроса СССР /09.03.83 № 075-91/14/;   Примерные учебно-тематический план и программа 

        - 11 -
спецсеминара по теме:"Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях"/для классных руководителей/. - М.:Мин-прос СССР,Т986; Методические рекомендации министерства просвещения ЭССР "Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-Т0 классов", Таллин, 1980; Методические разработки для учителя "Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников У111-Х классов", - Таллин, 1987.
   Теоретические положения и  практические результаты исследования неоднократно обсуждались на всесоюзных конференциях, семинарах, симпозиумах: Международная консультативная встреча "Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах" - Москва, 1975; Международная консультативная встреча по вопросам кинообразования в r.Гepe - ГДР, 1976; выездные советы по кинообразованию Союза кинематографистов СССР в городах: Таллин, Алма-Ата, Ереван. Ленинград, Киев –I978-I983 гг.; Всесоюзная конференция "Роль киноискусства в воспитании школьников" - г.Курган,Т978; Всесоюзный симпозиум "Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников" - Тбилиси,1980; У Всесоюзная научно-практическая конференция "Совершенствование экранно-звуковых средств и методика их применения в обучении и воспитании учащихся общеобразовательной школы" - Тольятти, 1982; Всесоюзный научно-практический семинар "Эстетическое воспитание учащейся молодежи - задачи, теория, практика, перспективы" - Кировоград,Т988; Всероссийский научно-практический семинар "Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы" - Москва,1988.
    На   защиту   выносятся   следующие основные
положения:
   Т. Кинообразование в современной  социокультурной ситуации выступает  как средство развития аудиовизуального мышления, как своеобразная составляющая в системе эстетического воспитания, как форма педагогического руководства интересами и потребностями в области кино, телевидения, видео, как отрасль педагогической науки о воспитании личности и коллектива средствами экранных искусств.
   2. Содержание кинообразования определяется  спецификой восприятия пространственно-временной формы повествования, особенностями воздействия экранных искусств на сознание, мировоззрение школьников.
 

   
        - 12 -
    Формирование целостного восприятия экранных искусств зависит от умений школьников переживать динамический процесс возникновения и становления кинообраза, соотносить на эмоционально-смысловом уровне единицы киноповествования, прослеживать развитие звукозрительных тем в особых условиях пространственно-временных измерений экранной реальности.
    Разработанная методика анализа, моделирующего процесс восприятия художественной концепции фильма, интегрирует задачи идейно-эстетического воспитания школьников: развитие образного мышления, логического мышления, эстетического сознания, мировоззренческих ориентации, формирование творческой и социальной активности школьников, активизация знаний, полученных на уроках литературы,  истории, обществоведения, изобразительного искусства, музыки.
    СТРУКТУРА   И   ОСНОВНОЕ    СОДЕРЖАНИЕ    РАБОТЫ.
    Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
   Введение раскрывает актуальность темы, ее связь с современными задачами модернизации школьного образования, оценивает ранее проведенные исследования, имеющие отношение к избранной теме, ставит нерешенные вопросы, формулирует задачи и общую гипотезу исследования, характеризует методологическую организацию, основные этапы исследования, полученные' результаты, их новизну, теоретическое и практическое значение.
   Первая   глава "Теоретико-методологические основы кинообразования" рассматривает в различных аспектах кинообразование как новый фактор культурного развития общества в условиях современного социокультурного процесса, как новую составляющую в   системе эстетического воспитания школьников и метод формирования' аудиовизуального мышления.
   Описание  особенностей приобщения школьников к экранным искусствам позволило охарактеризовать структурный состав теории кинообразования как   системы знаний о содержании, формах и методах использования экранных искусств в идейно-эстетическом воспитании школьников: идеи, понятия, закономерности, принципы.
   Завершается первая глава развернутой характеристикой   проблемы образовательных, развивающих, воспитывающих возможностей киноискусства в советской педагогике 20-50-ых годов.
  Вторая   глава   "Содержание, формы и методы приобщения к киноискусству в советской педагогике 60-80-ых годов»  рассма- 

                - 13 –
тривает качественно новый этап кинообразования, выдвинувший проблему формирования и использования знаний о киноискусстве  в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной  школы 60~ых годов /урок литературы - кинофакультатив - киноклуб/, вопросы формирования целостного восприятия кино, принцип изучения поэтики кино в процессе   художественно-творческой деятельности учащихся, принцип изучения теории и истории кино в   идейно-политическом воспитании школьников, метод развития киновосприятия в практике анализа идейно-художественной структуры фильма, формы и методы использования киноискусства в воспитании учащихся на базе школьных и специализированных детских кинотеатров, особенности формирования аудиовизуальной культуры на стыке художественного творчества и восприятия.
   Третья   глава   "Аудиовизуальная грамотность как условие реализации задач кинообразования" посвящена анализу уровней восприятия фильма старшеклассниками, особенностей мышления школьников при восприятии художественной структуры фильма, особенностей восприятия      кинематографического времени и пространства. В главе описываются примерная модель восприятия структуры звукозрительного образа, перцептивные действия в процессе киновосприятия, экспериментальная модель формирования аудиовизуальной грамотности, процесс формирования кинообраза в экранном пространстве и в сознании зрителя.
   Анализируются итоги проведенного автором многолетнего эксперимента: первый этап - рассмотрение процесса формирования кинообраза, второй этап - освоение понятия кинообраза, его структуры на основе сопоставления с художественным образом в других искусствах /литературе, музыке, изо/, заключительный этап - формирование аудиовизуальной грамотности.
   Четвертая   глава   "Анализ идейно-художественной концепции фильма как завершающий этап процесса кинообразования" рассматривает особенности анализа фильма старшеклассниками,- описывает экспериментальную методику формирования навыков анализа художественной структуры фильма в системе вступительных слов перед просмотром, вопросов для обсуждения, и сам процесс анализа идейно-эстетической концепции фильма.
   Глава раскрывает возможности анализа, формирующего элементы коммунистического мировоззрения, эстетического сознания учащихся в процессе рассмотрения действительности, запечатленной в фильме, авторского мировоззрения, отразившегося в   кинематографической
 

   
               - 14 –
интерпретации литературного первоисточника, при  осмыслении истории и современности, философских,  нравственных вопросов бытия.
   Для анализа опыта практического использования экранных искусств в истории советской общеобразовательном школы 20-30-х годов в диссертации предпринята попытка изложить структурный состав теории кинообразования,  которое рассматривается как целенаправленный процесс воспитания школьников на материале экранных искусств. Предметом изучения теории кинообразования является система использования кино,  телевидения, видео в идейно-эстетическом воспитании, в художественно-творческом развитии школьников.
   Теоретическая структура кинообразования, обоснованная в диссертации, опирается на ряд философско-эстетических, психолого-педагогических, искусствоведческих положений об эстетической деятельности и эстетическом познании, о роли искусства в познании и преобразовании мира;' о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка; о формировании у детей эстетического отношения к искусству и действительности с позиций коммунистических идеалов; о гармоничном решении комплекса задач в процессе преподавания искусства: художественно-эстетического, идейно-нравственного воспитания, формирования умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитие сущностных сил и творческих способностей школьников. Соответственно этим идеям определяются:
   -цель   кинообразования - идейно-эстетическое  воспитание, формирование эстетического  сознания,  эмоциональной культуры, мировоззренческих установок школьников средствами экранных искусств;
    общий   путь   кинообразования - в процессе организации познавательной деятельности во время просмотров,  обсуждений кино- и телефильмов, организации отношений учащихся к произведениям экранных искусств как к специфической форме художественной коммуникации;
    специфический   путь   кинообразования - в процессе организации эстетических видов деятельности на материале киноискусства: изучения языковых особенностей киноискусства, система творческих заданий, развивающих перцептивные способности школьников в области экранных искусств, восприятие фильма как произведения искусства, осмысление эмоциональной реакции, оценка, анализ идейно-нравственной концепции, раскрывающейся в художест-
 
               - 15 -венной структуре фильма.
   Задачи   кинообразования в школе - дать представления об основных явлениях современного кино, телевидения, помочь ориентироваться в потоке аудиовизуальной информации на кино- и телеэкране, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и культуру, художественный вкус по отношению к экранным искусства, восприятие системы звукозрительных образов,  самостоятельность эстетических суждений,  оценок, подготовить учащихся к самообразованию в области экранных искусств.
   Социокультурная ситуация массового утверждения  экранных искусств в общественной жизни создает предпосылки для развития кинопедагогики  как. отрасли науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами /сам термин появился еще в 20-е годы/. Средством такого воспитания может стать кинообразование как целенаправленный процесс совершенствования идейного, нравственного,  эмоционально-интеллектуального,  эстетического развития, воздействия на зрителя кино, телевидения, видео в их органической взаимосвязи.
    Рассмотрение общих и специфических вопросов теории кинообразования позволяет установить принципиальную   взаимосвязь   экранных искусств - кинопедагогики - кинообразования. С этих позиций был изучен весь практический опыт кинообразования в стране 20-80-х годов. Исследование показало, что успех воспитательного процесса средствами экранных искусств впрямую зависит от. единства накопленных знаний у школьников о данных видах искусства и умений самостоятельно применять их в процессе восприятия, оценки, анализа фильма. А между тем почти на всех этапах развития   советской общеобразовательной школы вплоть до начала 60-х годов кинопедагогика недостаточно полно учитывала как результаты развития поэтики кинематографа, так и специфику его воздействия, исследования в этой области Л.В.Кулешова, Д.Вертова, С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина и др. Исключение составляют только отдельные работы 20-х годов Н.К.Крупской, Н.В.Познанского, Н.А.Лебедева и некоторых других.
   В работе по кинообразованию педагоги, методисты не учитывали особенности восприятия пространственно-временной   формы 
 

 

       

        -16 – 

повествования. Подавляющее большинство методик  базировались только на отдельных специфических  признаках кино - монтаже, ракурсе, планах изображения, цвете, свете и пр. А между тем новые задачи совершенствования идейного, нравственного, эмоционально-интеллектуального, эстетического воздействия фильма на зрителя требовали формирования целостного восприятия звукозрительного образа, развернутого в особых условиях пространственно-временных измерений.
   Не  случайно в процессе рассмотрения проблемы кинообразования закономерно появилась необходимость ввести новое понятие аудиовизуальной грамотности, то есть навыков анализа и синтеза пространственно-временной формы повествования, которые применяются школьником в момент просмотра фильма. Понятие аудиовизуальной грамотности непосредственно связано с вопросами развития восприятия киноповествования, способностей учащихся переживать динамический процесс возникновения и становления кинообраза, визуально-пластической темы в художественной структуре фильма. Только обладая аудиовизуальной грамотностью, школьники по ходу восприятия киноповествования вслед за автором смогут включиться в процесс эстетического, социального, идеологического анализа экранной реальности, осмыслить многослойность идейно-художественной концепции фильма, передать свои впечатления, используя эмоционально-образные обобщения на основе отдельных частей и фильма в целом.
   Для практического решения задач развития киновосприятия были выявлены элементы построения звукозрительного образа в форме киноповествования, ритмически организованного и расчлененного на фазы, фиксирующие этапы становления этого образа во времени и пространстве. В диссертации поэтому специально охарактеризован процесс восприятия звукозрительного образа: возникновение ассоциаций, выявление семантики реальных единиц киноповествования, образного обобщения по мере синтеза этих единиц, осмысление многоплановости увиденного, определение к нему своего отношения.
   Восприятие киноповествования можно определить как постижение звукопластического образа, динамично развернутого в особых условиях кинематографического времени и пространства, а восприятие фильма - как процесс становления кинообраза в сознании зрителя.
   В свете сказанного делается вывод  о том, что методика развития аудиовизуальной грамотности представляет 

               - 17 – 

собой целенаправленное формирование разветвленной  системы сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия киноискусства на материале монтажных листов, фотокадров, короткометражных фильмов, учебных кинофрагментов. Такая методика активно способствует осмыслению социально-философского содержания художественной структуры фильма, прослеживанию динамической смены точек зрения съемочной камеры, эмоционально-смысловому соотнесению единиц киноповествования, овладению при восприятии свернутым процессом "опознания" эмоционально-образного содержания формы киноповествования, а при анализе фильма - процессом "развертывания" звукозрительной формы киноповествования.-
   В ходе исследования охарактеризованы и  экспериментально проверены основные этапы формирования аудиовизуальной грамотности на материале учебного фильма и в практике обсуждения фильмов текущего репертуара:
    рассмотрение поэлементного построения кинообраза, процесса ¦ его становления в экранном пространстве и в сознании зрителя ;
    освоение ключевых понятий: законы монтажного мышления, - дискретность киноповествования, специфика кинематографического времени и пространства, ритма, художественные возможности тематического развития авторской мысли в пространственно-временной форме повествования;
    освоение перцептивных действий анализа-синтеза формы киноповествования, кадра как единицы киноповествования, его пространственно-временного измерения; использование учащимися освоенных единиц киноповествования в своей художественно-творческой деятельности;
    осознание понятия кинообраза, его структуры на основе сопоставления с художественным образом в других видах искусства; рассмотрение составных образа и их значений; синтез составных частей и их содержания; сопоставление утверждаемой точки зрения автора в звукопластической форме со своей.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.