На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государство и право
Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль.
                Министерство образования Республики  Беларусь
                    Полоцкий государственный университет 
 
 

                                                 кафедра теории и
                                                 истории государства и
                                                 права 
 
 

                               Курсовая работа 
 

        на тему: "Референдум: понятие,  виды, конституционно-правовое
                     регулирование, политическая роль". 
 
 

           студента 2 курса ______________________Гаспорович И.В. 

                   руководитель ________________________Осонина Н.В. 
 
 

                              Новополоцк  2002 
 

                                 Содержание 
 
 

    Введение………………………………………………..3 

    I.Понятие референдума……………………………...5
    II.Виды :
          2.1 республиканский……………………………8
          2.2 местный…………………………………...10
    IIIКонституционно- правовое регулирование……13
    IV.Политическая роль……………………………..17
    Заключение………………………………………… 21
    Список  использованной литературы………….…23 
 
 

                                  Введение. 
 
 

    Одной  из форм выражения воли народа  является референдум. От  латинского
referendum  – то,  что должно  быть  сообщено.  Сам   институт   в   нашем
законодательстве  появился в начале 20 века, и не является новым  для  нашего
государства.
      Положение  о референдуме в СССР существует  с 1936 г. Конституция  СССР
1977 года и Конституция  БССР 1978  года  допускали  проведение  референдума,
хотя на практике он долго еще не проводился. И  поэтому  в  настоящее  время
остро  стоит   вопрос   о   практическом   применении   законодательства   о
референдуме,  не  имея  достаточного  опыта и практических  наработок.  На
территории суверенной  Республики  Беларусь  референдум  проводился  в  1996
году. Безусловно, зарубежный опыт по проведению  референдумов  применялся  в
Республике Беларусь. В частности можно отметить  референдумы,  проводившиеся
в Российской Федерации:
    1марта  1991 года (по вопросу о введении  поста президента);
    20апреля 1993 года (о доверии президенту  и досрочных парламентских
выборах).
    Безусловно, период становления демократического общества  в Республике
Беларусь   разработка   законодательной    основы    референдума    является
существенным  шагом   вперед.   Референдум   относят   к    непосредственной
демократии. В отличие  от выборов, объектом референдума является не  кандидат
или список кандидатов на  определенную  должность,  а  определенный  вопрос,
который выносится на голосование.
    Статья  3  Конституции   Республики   Беларусь   предусматривает,   что
единственным источником государственной власти и  носителем  суверенитета  в
Республике Беларусь является  народ.  Референдум  обеспечивает  практическую
реализацию данного  положения. О важности этого института  говорит и  то,  что
он выделяется в  самостоятельную статью Конституции.
    В настоящее  время некоторые  западные  страны  стремятся  к  уменьшению
использования на практике института  референдума.  Причиной  этого  является
стабильное экономическое  положение  стран  с  развитой  инфраструктурой,  и
здесь требуются  коренные изменения в политической жизни общества.
    Референдум  часто проводится в переходные  периоды  развития  государств,
что можно наблюдать  из истории становления суверенной Республики Беларусь. 
 
 

                           I.Понятие референдума. 
 
 

    В соответствии  с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, в редакции
1996 года, вся власть  в  республике  принадлежит   народу,  который  является
носителем суверенитета и  единственным  источником  государственной  власти.
Важнейшей  формой  осуществления  народом  государственной  власти  является
референдум.
    Референдум  представляет собой одну из  форм непосредственной  демократии
- прямое осуществление   самим  народом  определенных  основ  государственной
власти.
    Референдум  – это такой способ правотворчества,  когда  народ  выступает
субъектом государственной  власти непосредственно.
    В результате  референдума принимаются нормативные  акты, получающие  силу
закона. Референдум  –  это  голосование,  посредством  которого  принимаются
решения республиканского и местного уровня. Юридическая сила  референдума  в
Республике Беларусь, как и во многих  зарубежных странах,  выше  юридической
силы законов. Неслучайно, согласно ст. 77 Конституции  Республики  Беларусь,
решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измены только  путем
референдума.
    Тем не  менее, отношение к референдуму  не везде однозначно. В  США,  ФРГ
нет единого федерального закона, и  референдумы  на  федеральном  уровне  не
проводятся.  Например,  в  США,  где  нет  федерального  законодательства  о
референдуме,   на   уровне   отдельных   штатов   они   носят   в   основном
консультативный, совещательный  характер. Это связано с тем,  что  американцы
считают проведение референдумов нецелесообразным, поскольку  в этих  случаях,
по их мнению,  происходит  подмена  представительных  органов,  а  значит  и
снимается с них  ответственность за принимаемое  решение. [6, с. 432] 

    Представляется, что на нынешнем этапе развития  нашего общества  надо  в
одинаковой мере сочетать представительные формы с  формами  непосредственной
демократии. Тем более  что  в  нашем  меняющемся  обществе  выявляются  такие
вопросы, в решении  которых без мнения народа не обойтись.  Исходный  принцип
таков: надо законодательствовать  в соответствии  с общественным  мнением.
Соответствуя  общественному  мнению,  закон  имеет  наибольшие  шансы  стать
эффективным.
    Действующее   законодательство   определяет   референдум   как   способ
применения гражданским  народным  голосованием  решений  по  наиболее  важным
вопросам государственной  и общественной жизни или выяснение  мнений  граждан
по этим вопросам.
    Под   референдумом   обычно   понимается   принятие   того   или   иного
государственного  решения,  придающего  ему  окончательный  и   обязательный
характер.
    В    правовом    аспекте     референдум     означает     принадлежность
законодательствования  не  только  представительному органу,  но  и народу
непосредственно.  При  наличии  референдумов  законодательствование   нельзя
рассматривать как  исключительную прерогативу  парламента.  В  связи  с  этим
было бы правильно  считать, что законодательная  деятельность  осуществляется
не  только  парламентом,  но   и   непосредственно   самим   народом   путем
референдума. Референдум отнюдь не делает представительную систему  излишней,
а, напротив, предполагает её. [9, с. 158]
    В области  законодательной деятельности  за  представительными  органами
сохраняются  важные  права.  В  частности,  принятие  решения  о  проведение
референдумов,   разработка   законопроектов,   вносимых    на    референдум,
опубликование  законов,  принятых   народным   голосованием,   контроль   за
исполнением  законов  и  ряд  других  полномочий  всецело   сохраняются   за
парламентом. Главное, референдум не  исключает  собственную  законодательную
деятельность представительных органов.
    Однозначную  оценку референдуму дать довольно  трудно.  Демократизм  или
реакционность этого  института во многом  зависят  от  реальных  политических
условий, в которых  референдум проводится.  Причины  разноречивого,  а порой
сдержанного отношения  различных  социальных  слоев  и  групп  к  референдуму
видятся в утвердившемся  мнении, что  референдум  в  обществе  выступает  как
дестабилизирующий фактор и способствует  противопоставлению различных  слоев
общества друг  другу;  в  мнении,  что профессиональной  политикой   должны
заниматься  не  дилетанты,  а  политики;  в  представлениях  о   приоритетах
институтов  представленной  демократии  перед  институтами  непосредственной
демократии и т.д. [1, с. 123]
    Анализ  причин, обуславливающих весьма  неоднозначное  и противоречивое
отношение  различных  слоев  общества  к  референдуму,  дает  возможность  с
достоверностью определить факторы,  способствующие  повышению  эффективности
референдумов в  политической системе.
    Референдум  в любой стране будет политически  и идеологически эффективен
лишь в том случае, если он  по  природе  своей  как  важный  демократический
институт будет  правильно принят и поддержан  широкими слоями населения,  если
общественное мнение не будет дезорганизовано ложными  социальными  ценностями
и ему будут созданы  все необходимые организационно- технические условия  для
проведения и подготовки всенародного голосования. 
 
 

                            II.Виды референдумов. 
 
 

    Конституционное  право различает многие виды  референдумов, классифицируя
их по различным  основаниям.
    Избирательный  кодекс Республики Беларусь определяет  порядок  проведения
республиканских местных  референдумов. 

    2.1 На республиканский референдум могут  выноситься  важнейшие  вопросы
государственной  и   общественной    жизни   Республики   Беларусь.   Кодекс
устанавливает  перечень   вопросов,   которые   не   могут   выноситься   на
республиканский референдум:
        . могущие вызвать нарушение территориальной  целостности  Республики
          Беларусь;
        . связанные с назначением (избранием)  и освобождением Президента
          Республики Беларусь и должностных  лиц, назначение  (освобождение)
          которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь  и
          палат Национального собрания  Республики Беларусь;
        . о принятии и изменении   бюджета,  об  установлении,  изменении   и
          отмене налогов;
        . об амнистии, помиловании.
    Перечень  этих вопросов является закрытым.
    Право  инициативы на проведение республиканского  референдума принадлежит
Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и  Совету  Республики,
гражданам Республики Беларусь.  Инициатива Палаты  представителей  и  Совета
Республики на проведение  Республиканского  референдума  выражается  в  виде
предложения, которое  принимается на их  раздельных  заседаниях  большинством
голосов от полного  состава каждой из палат и вносится Президенту  Республики
Беларусь.  Инициатива граждан  на  проведение  республиканского  референдума
выражается  в  виде  предложения,  внесенного  не  менее  чем  450  тысячами
граждан, обладающих избирательным правом,  в  том  числе  не  менее  чем  30
тысячами граждан  от каждой из областей и города Минска.
    Избирательным   кодексом  Республики   Беларусь   устанавливается,   что
использование  средств  иностранных  государств,  предприятий,  организаций,
иностранных  граждан,  международных  организаций,  предприятий   Республики
Беларусь  с   иностранными   инвестициями   не   допускается.   Материальное
обеспечение референдума  осуществляется за счет  республиканского  бюджета  в
пределах  выделенных  на  эти цели  средств.  Расходы на  эти цели  могут
осуществляться также  за счет средств общественных организаций,  предприятий,
организаций и  граждан  Республики  Беларусь,  которые  могут  вносить  свои
денежные средства во внебюджетных фонд,  создаваемый Центральной комиссией
для дополнительного  финансирования  расходов  по  подготовке  и  проведению
республиканского  референдума.  Можно  отметить   ограничения   в   предмете
республиканского  референдума:
        . как отмечалось ранее,  одним   из  ограничений  является  то,  что
          существует перечень вопросов не выносимых на референдум.
        . определенный ценз  участия   в  референдуме:  согласно  статье  76
          Конституции Республики Беларусь (1996 г.) в референдуме участвуют
           только граждане Республики  Беларусь,  обладающие  избирательным
          правом (с 18 лет).
        . в референдуме не участвуют
             а)   психические    больные    граждане,    признанные    судом
          недееспособными;
          б)      лица, содержащиеся  по  приговору  суда  в   местах  лишения
          свободы;
          в) лица, в отношении которых  принята мера пресечения –   содержание
          под стражей.
    В референдуме  имеют право участвовать также  военнослужащие, находящиеся
в воинских частях, члены  их семей, граждане, в районах расположения  частей.
Соответствующие  списки  составляются  на  основе  данных,   предоставленных
командирами  в/ч.  Военнослужащие,  проживающие вне военных частей  могут
участвовать в референдуме  по месту жительства.
    Списки  граждан, находящихся во время  референдума в местных учреждениях,
представляются руководителями этих учреждений. Если гражданин, включенный  в
список для голосования, не будет  иметь  возможности  проголосовать  в  день
референдума,  он  вправе  получить  в  участковой   избирательной   комиссии
бюллетень  для  голосования.  После  заполнения  бюллетень  вкладывается   в
конверт, опечатывается  и  хранится  в  избирательной  комиссии  до  подсчета
голосов после референдума.
    Как уже  отмечалось ранее, предложение   по  проведению  республиканского
референдума может  поступить от различных организаций  и  граждан  Республики
Беларусь, но  если  инициатива  поступила  от  граждан,  то  ими  образуется
инициативная группа в количестве не менее 100 человек.
    Эта   инициативная  группа  может   проводить  агитацию,   но   за   счет
собственных средств, - инициативная группа обязана обратиться в  Центральную
комиссию по референдуму  с просьбой зарегистрировать  вопросы,  выносимые  на
референдум.  Сбор  подписей  под  предложением  о   проведении   референдума
осуществляется только членами инициативной группы.  Подписные  листы  должны
содержать формулировку  зарегистрированного  вопроса  и  изложение  существа
предлагаемого решения, а так же фамилию, имя и отчество  члена  инициативной
группы, собирающего  подписи, с указанием номера свидетельства  о  регистрации
инициативной группы и органа, выдавшего его. Гражданин  Республики  Беларусь,
обладающий избирательным правом, поддерживающий  предложение о проведении,
собственноручно указывает  в подписном листе  свою  фамилию,  имя,  отчество,
дату рождения, место  жительства, номер и серию паспорта или заменяющего  его
удостоверения   личности,   дату   подписания   и   расписывается.   Подписи
нумеруются.
    При необходимости   исполнительный  и  распорядительный  орган  местного
Совета может проверить  достоверность подписей  граждан.  Ответственность  за
достоверность  содержащихся   в   подписных   листах   данных   несет   член
инициативной группы, осуществляющей сбор подписей.
    Согласно  статье   74   Конституции   Республики   Беларусь   назначает
республиканские референдумы  Президент. 

    2.2. Второй  вид референдума в Республики  Беларусь местные  референдумы.
Местные референдумы  назначаются соответствующими местными органами по  своей
инициативе  либо  по  предложению   не   менее   10%   граждан,   обладающих
избирательным  правом  и  проживающих  на  соответствующей территории.   На
местный референдум не выносятся вопросы:
        . те, что и на республиканский  референдум;
        .  также  вопросы   связанные   с   назначением,   утверждением   и
          освобождением  от  должности  лиц,  относящиеся   к   компетенции
          местного  исполнительного  и   распорядительного  органа   и   его
          руководителя.
    Подготовка  и проведение местного  референдума   осуществляется  за  счет
средств  соответствующего  местного  бюджета.  Расходы  на  эти  цели  могут
осуществляться  за  счет  средств  общественных  объединений,   предприятий,
учреждений,  организаций,  расположенных  на   территории   соответствующего
местного Совета депутатов, и граждан  Республики  Беларусь,  проживающих  на
этой  территории,  которые  могут   вносить   свои   денежные   средств   во
внебюджетный  фонд,  создаваемый  местным  Советом  депутатов,   назначившим
референдум.
    Для  провидения   местного   референдума   образуются   соответствующие
комиссии,  полномочия  и  организация   их   деятельности,   составление   и
организация  списков  граждан,  имеющих  право  участвовать  в  референдуме,
порядок  голосования,  подведение   и   опубликование   итогов   референдума
осуществляется применительно  к  нормам  законодательства  о  республиканском
референдуме, если иное не установлено.
    Право  инициативы на проведение местного  референдума принадлежит местным
органам  и  гражданам  Республики  Беларусь.  Если  граждане   выступают   с
инициативой о  проведении местного референдума, ими образуется  инициативная
группа из числа  лиц имеющих право участвовать  в  референдуме.  Документы  о
проведении местного  референдума,  представленные  инициативной  группой,  и
вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным  исполнительным   и
распорядительным  органом на заключение в соответствующие областные,  Минское
городское   управление  юстиции,  которые  проверяют  соответствие  вопроса,
выносимого  на  референдум,  требованиям   законодательства.    Инициативной
группе, в течение  30  дней  со  дня  обращения  за  регистрацией,  выдается
свидетельство  о   регистрации,   образец   подписного   листа,   а   членам
инициативной  группы  –   соответствующие   удостоверения.   В   регистрации
отказывается в  случае  нарушения  требований  Избирательного  кодекса,  иных
актов законодательства Республики Беларусь. Отказ в  регистрации  может  быть
обжалован в месячный срок в районном (городском суде).
    Решение   о  назначении  областного,  Минского  городского,   районного,
городского, поселкового, сельского  референдума принимается  соответствующим
местным Советом  депутатов, а решение о назначении  районного  референдума  в
городе с районным делением – городским Советом депутатов не позднее 30  дней
со  дня  внесения  в  соответствии  с  требованиями  Закона  и  иных   актов
законодательства  Республики Беларусь.
    Решения,  принятые  местным  референдумом,  подписываются  руководителем
соответствующего  местного  исполнительного и распорядительного  органа.
    При выяснении   специфичных  особенностей  референдума,  а   также   при
определении  их  места  и  роли  в  политической  системе  общества   важным
представляется не замыкаться на одном из каких-либо  видов  референдумов,  а
учитывать их вместе. 
 
 

                III. Конституционно- правовое регулирование. 
 
 

    Исторически  референдум представляет собой  институт  прямой  демократии,
то есть такой,  где  участие  в  управлении  государством  принимает  каждый
гражданин непосредственно. Институт референдума  предусмотрен  конституциями
более чем 20 государств. За всё время существования института  референдума  в
Европе но национальном уровне проведено более 100 народных голосований.
    Правовой  базой  организации  и   проведения  референдумов  в   Республике
Беларусь кроме  Конституции служит Избирательный  кодекс,  вступивший  в  силу
26  марта  2000  года.  Кодекс  обеспечивает  единообразное  и   эффективное
регулирование референдумов. В этой связи  порядок  назначения  и  проведения
референдумов стал достаточно упорядоченным.
    В Избирательном  кодексе (статья 111) референдум определяется  как способ
принятия  гражданами  решений  по  важнейшим  вопросам   государственной   и
общественной жизни.  Анализ  Избирательного  кодекса  показывает,  что  круг
важнейших вопросов (государственной и общественной жизни), по которым  могут
проводиться референдумы, а также приниматься  законы  не  определяется.  При
этом критерия для  деления вопросов на важнейшие и  остальные  не  дается,  в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.