На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности развития Индии в Средние века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Государственный  Лингвистический  Университет 

Факультет Экономики и права 

Отделение Туризм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по всемирной истории
«Особенности  развития Индии в  Средние века» 
 
 
 

                                                                         
 
 
 

                                                                                             
 

                                                                                                   Кисельчук А.
                                                                          113-Ф 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 год 
 
 
 
 

                                              
                                     
                                                          План 
 
 

      Введение.
      Особенности развития Индии в Средние века
                    1 специфика политической сферы;
                    2 особенности социально-экономического  развития ;
                    3 культура и религия Средневековой  Индии.
    III.    Заключение.
      Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                        
                                                               Введение 
 

Выбор темы реферата явился результатом моего давнего  интереса к Индии – загадочной стране, в которой зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, сложилась высокоразвитая культура, оказавшая огромное влияние на последующее развитие страны, на культуру многих народов Востока.
В своей работе я хочу провести анализ процессов, происходивших  в Средние века, проследить особенности цивилизационного характера, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной. Целью изучения истории страны является именно выяснение того, каким именно способом она вписывается во всемирную.
Интерес к изучению индийского средневековья зародился  давно: с середины XIX в. его подхватила Индийская националистическая историография, с которой были тесно связаны публицистика и художественная литература. А с середины XX века индийские медиевисты стали уделять больше внимания социально-экономической истории.
В нашей стране изучение средневековой истории Индии началось в 1927 г. и продолжилось работами К.А. Антоновой, Г.Г. Котовского, Л.Б. Алаева, К.З Ашрафян, Е.Ю. Ваниной, информация из которых легла в основу раскрытия темы данного реферата. Учёные исследуют средневековое индийское общество и оценивают стадии его эволюции исключительно на основании сведений об экономических, социальных и административно-политических институтах.  
 
 
 

                                                           
  II.1   
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Средневековое общество лучше изучено на примере Западной Европы. Учёные медиевисты, изучающие Индию, составили на западно-европейском материале некий коллективный «словесный портрет феодализма», систематизировали его основные черты и траекторию развития. При этом социально-экономическая, политическая и этнокультурная специфика различных западно-европейских обществ не принималась в расчёт, все они выступили в собирательном образе Запада. Таким образом появилась картина так называемого «хорошего», «настоящего» феодализма. Эталоном он стал и потому, что был лучше изучен и потому, что развивался «правильно», обладал потенциалом перехода на более высокую капиталистическую стадию1. С этим воображаемым Западом стали сопоставлять Индию, региональное разнообразие которой также часто игнорировалось.
Полуостров Индостан, с которым ассоциируется Индия  и индийский народ, это огромный субконтинент с различными природно-климатическими условиями, населенный десятками больших  и малых народов и племен с разной спецификой. Полуостровное положение страны, отрезанной мощными системами гор от Азиатского материка, омываемой с юга, запада и востока океаном, определяло её относительную изолированность и целостность. Менее гористый полупустынно-степной проход в Индию от Ирано-Афганского стыка до океана труднопреодолим в силу природно-климатических условий - все удавшиеся пересечения этого "коридора" завоевателями заканчивались оседанием их на индийской земле в качестве еще одной этнической группы.
На протяжении многотысячелетней истории Индии успешные вторжения с северо-
западного направления  на ее территорию случались достаточно редко, но оказывали 
существенное  воздействие на ход ее развития. Пришествие в VII веке из
Центральной Азии племён завоевателей гунновэфталитов принесло кочевнические
представления о государственном устройстве, которые повсюду придали
_________________
1См. Е.Ю.Ванина, «Средневековое мышление: индийский вариант», 2007 г., стр.8 

феодализму похожие  формы. Эфталиты и гурджары слились  с местными
племенами, населявшими нынешние Синд, Раджастхан, Северный Гуджарат и
Малву, и образовали общность, получившую позднее наименование раджпутов и 
сыгравшую большую  роль в оформлении "индусского феодализма". Наибольшую
известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве.
Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений  с развитой иерархией 
и вассальной психологией.
В VI-VII вв. в Индии  складывается система устойчивых политических центров,
борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия,
Бенгалия, Декан  и Крайний юг. Количество государств в этот период насчитывало
около 50, они существовали рядом друг с другом или сменяли друг друга. Даже
возникавшие время  от времени крупные государственные  образования были, по
существу, конфедерациями мелких княжеств. Создается впечатление, что
государства были устроены весьма просто: двор был сведен к минимуму, основным
институтом государства  была армия, состоявшая из отрядов вассалов. Наемная
армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла
незначительную  часть армии. Использовались, как  и прежде, слоны.
В Х в. ведущие  державы страны пришли в упадок, разделились на независимые 
княжества.
Начиная с XI в. Индия стала подвергаться разрушительным набегам мусульманских
завоевателей. С  начала XIII в. они стали присоединять значительные индийские 
территории.
Индия стала  ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман,
совершавших походы под флагом священной войны с  неверными. Переживавшие
период феодальной раздробленности, индийские княжества  не могли противостоять 
этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось  крупное государство 
во главе с  мусульманскими завоевателями, получившее в истории название
Делийского султаната, а это означало, что Индия была втянута в сферу так
называемого мусульманского мира. Первый завоеватель Махмуд совершал набеги
на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он
разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями
княжеств за много поколений, собирал контрибуцию  с населения и уходил обратно  с  
 

караваном награбленной добычи. При династии Гулямов военная знать состояла
главным образом  из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию.
Чиновники и  духовные деятели были хорасанцами (т. е. таджиками и персами).
Ислам суннитского  направления стал государственной  религией, индусы считались 
презренными, неверными.
Государственным языком стал персидский. Форма правления  была деспотической.
Жестокий и  решительный Ала-уд-дин (период правления Хилджи XIV в.), стремясь
сосредоточить в своих руках фонд земель, решил ввести небольшую денежную
оплату вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране
натурального  хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы
снизить в столице  цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо 
оплачиваемых  воинов. Со всех казенных земель в Доабе  было приказано брать налог 
только зерном, и купцы были насильственно обязаны  свозить его в построенные в
Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в  столице и Доабе были строго
регламентированы; специальные чиновники следили  за порядком и жестоко 
наказывали за обман или недовес. Города становились центрами ремесла и
торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды
столичного двора. Ведущей статьей импорта был  привоз коней (основа делийской 
армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились. Клады
делийских монет  археологи находят в Персии. В годы правления Делийского
cултаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом
Васко да Гамы португальцы  впервые достигли Каликата на Малабарском  побережье 
западной Индии. По отношению к индусам были повышены налоги, им было
запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны
были удовлетворить наиболее ревностных мусульман.
Существование Делийского султаната, появление правящего  класса феодалов-
мусульман, изменение системы экономических отношений, длительное совместное
проживание и  взаимовлияние индусов и мусульман, подавление последних первыми
создаёт картину  специфического государства, которое вполне можно назвать
восточно-деспотическим. Однако это определение является спорным2.
___________
2 По словам Л.Б. Алаева, «термин деспотия» не применяется по дипломатическим соображениям, а также является обидным для современных народов, живущих на тех же территориях или являющихся непосредственными потомками живших здесь народов.
II.2
Пока на политической сцене происходила калейдоскопическая смена государств и
правителей, велись войны, в социально-экономической  жизни индийского общества
происходил длительный и постепенный процесс феодализации.
В первую очередь  он характеризовался ростом феодальных владений. В период с
VI-XI в. наблюдается упадок городов, именно тогда развивается земледелие, а
вместе с ним  и государственность на недавно  дикие территории. В Средневековой
Индии существовало как бы 3 разных образа жизни: первым было окружение
феодала или храма, вторым – сельская община и третьим – города. Община в
средние века была сильной организацией и играла не только экономическую, но и
социальную роль. В Северной Индии община была не столь большой и влиятельной,
но и там  она охватывала несколько деревень или более мелких населенных пунктов.
Каждая община имела свой общинный совет, состоящий  из «уважаемых людей»,
распоряжалась землей и разрешала все местные  ссоры и тяжбы3. В Южной Индии
община могла  включать даже территорию целой области. Такие общины
существляли самоуправление и самооборону, организовывали взаимопомощь
крестьян, строительство  оросительных сооружений, принимали участие в усобицах
феодалов. Свои указы они высекали на каменных плитах, нередко вмурованных в 
стены храмов. Средства на всю эту деятельность собирались в виде общинных
сборов, иногда не уступавших по величине сумме государственных  налогов.
Постепенно, с  усилением феодализации, такие крупные  общины начали терять
автономию и  превращаться в обычные административные единицы, все больше
подпадавшие под  контроль назначенных свыше чиновников.
Окончательный распад больших общин на мелкие, охватывавшие одну-две деревни 
произошел в XIII—XIV вв. В индийской сельской общине обрабатываемые земли 
были поделены между крестьянами. В документах, относящихся к Южной Индии,
начиная с XI — XII вв. встречаются упоминания о переделах, происходивших время
 от времени  с целью справедливого распределения  между крестьянами наиболее 
удобных и плодородных  участков. Однако такие переделы не были правилом и не
затрагивали владельческого права крестьянина на его долю общинной земли,
которую он мог  отчуждать. Полноправный общинник владея своими полями, мог 
полностью ими  распоряжаться, передавать по наследству, а также продавать и 
________________________
3 См.История Индии.Антонова К.А.,Бонгард-Левин Г.М.,Котовский Г.Г.гл.2 
 

покупать землю, хотя отчуждение земли производилось  только под контролем 
общины. Необрабатываемые земли принадлежали общине в целом, и земельный 
налог за них  не взимался. Выделение сельских ремесленников из общей массы
деревенского  населения и содержание их общиной  отмечаются с XI — XII вв. До
этого периода  о составе общины в документах просто не упоминается. Поскольку 
все перемены внутри общины не затрагивали ее положения как населенной
территории, приносящей феодальную ренту, то феодалы в деревенские  дела и 
деревенскую жизнь  не вмешивались.
Все больше земель, приносящих ренту, раздавалось в пожалование. Получившие
такую землю  приобретали все больше прав как  по отношению к центральной
власти, так и  по отношению к зависимому от них  населению. С другой стороны, в
среде самих  крестьян должностные лица общины (старосты) все чаще выделялись из
числа рядовых общинников, большее значение приобретали их функции по
раскладке податей  в деревне. Таким образом, если раньше главной для них была
защита интересов сельской общины, то теперь на первый план выступала их роль
как сельских администраторов, входящих в состав государственного аппарата.
Подавляющее большинство грамот, дошедших до нас от VI — XII вв., рассказывают
о дарениях в  пользу брахманов с целью приумножить  религиозные заслуги 
правителя. Практика дарения деревень и земель существовала ещё в древности, но в
первые века нашей эры становится массовой и даже документально фиксированной.
Дарственные грамоты  стали выбивать на медных табличках  и на камне. Само
появление эпиграфики такого содержания свидетельствует  о желании дарителя и 
получателя закрепить  этот дар "навечно". Такая грамота давала права, которые с
полной уверенностью можно назвать феодальными, - право  распоряжаться землей,
право фискального, административного и частичного судебного иммунитета, право 
требовать подчинения со стороны населения.
В грамотах упоминаются  также налоги, от которых освобождается  получивший
дарение. Постепенно список таких налогов все увеличивается, особенно к X в.
Перечисляются налоги на свадьбу, на бездетных, по случаю праздников или 
семейных торжеств в доме владетеля, сбор за доставку в селение царского указа,
судебные штрафы и пошлины. Не раз происходило «упорядочение», т. е.
объединение мелких поборов в один основной налог, к  которому потом начинали  

прибавлять дополнительные. В этом отражался рост налогового гнета населения и
все более зависимое  положение общинников. Лично свободное  общинное
крестьянство  все чаще попадало в налоговую кабалу. Вместе с ростом налогов
отмечается также  увеличение видов принудительного  труда, своего рода барщины.
Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были «коллективные
владельцы» - индусские храмы и монастыри. Первоначально им жаловались только
необрабатываемые  земли, с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и
деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу
получателя. Деревни или части деревень жаловались как отдельным брахманам, так
и группам брахманов, которые делили между собой ренту. Всеми вопросами
управления подобных брахманских деревень занимался совет брахманов - сабха.
Этот совет  и решал вопросы распределения  ренты, обычно раз и навсегда. Хотя
земли жаловались храмам, «пока светят солнце и луна», и в грамотах предается 
проклятиям тот, кто посягнет на эту землю, из истории  известно, что нередко,
особенно в  смутные времена смены династий или в период покорения данной
местности завоевателями, имения не только светских феодальных владельцев, но и 
брахманских общин  и храмов конфисковались государством.
Индийская форма  феодализма отличалась от европейской, в частности,
преобладанием государственной собственности на землю. Дело в том, что в
Средневековой Индии под термином «земля» понимали две совершенно разные
вещи. Для земледельца это было конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя
своих прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей,
передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении
 некоторых  традиционных общинных ограничений.  За этот участок земли он  должен 
был вносить  установленный налог-ренту государству или тому лицу, которому
правитель передоверял свое право сбора налогов. Для феодала или феодального
государства земля  — это территория, с населения  которой должна была поступать 
определенная  сумма налогов. Условные пожалования  давались обычно на
определенную сумму, и лишь потом государственные чиновники определяли, с
какой местности  или местностей эти налоги должны были собираться. В период
развитого феодализма в Индии подавляющее большинство  пожалований носило
условный характер: они не передавались но наследству, не могли быть дарованы
более мелким владельцам. В крестьянское распоряжение землей феодал не  

вмешивался. Однако, поскольку налог взимался только с обработанной площади,
феодал стремился  увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет
налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим залежь или  целину, или поощряя 
тех, кто засевал  землю интенсивными, высокотоварными культурами.
Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы
земельного налога, по размеру и характеру равнявшегося феодальной ренте, в сборе
 этого налога непосредственно государственными чиновниками или в пожаловании
права сбора  феодалам. Таким образом, в средневековой Индии у разных социальных
групп было свое, отличное от других понятие земли и владельческих прав на нее.
Следует, впрочем, отметить, что при господстве государственной собственности
некоторая, меньшая  часть земель находилась у наследственных независимых или
вассальных землевладельцев, которые сами устанавливали нормы взимаемой ими
ренты и порой  вели собственное хозяйство с  помощью кабальных барщинников или
батраков.
К концу XII века начала возрождаться городская жизнь, замершая на несколько
веков: быстрее развивались старые портовые центры, новые города возникали возле
замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие  потребности двора и 
войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление
обмена между  городами и возникновение группировок  ремесленников по кастам.
Так же, как и  в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли
сопровождалось  борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и 
торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более 
низким было сословное положение каст, к которым  принадлежали ремесленники и
торговцы.
Истоки формирования сословной структуры в Индии  лежат в глубокой древности и
являются одной  из вечных дискуссионных проблем. В VII-X вв. становление
современной кастовой системы завершается. Особенностью социальной
структуры средневекового индийского общества было сохранение кастовой системы
(как проявления  и следствия расплывчатости, сословной  неоднородности классов, 
устойчивости  пережитков родовых, патриархальных, рабовладельческих
отношений), которая тормозила прогресс экономических и социальных отношений,
консервировала традиционные связи. Само деление каждого сословия (варны),
неоднородность  общества, стимулировало внутриклассовые конфликты,  

препятствовало  формированию более или менее  единых с классовой точки зрения
течений и движений. Иерархичность, характерная для индийского взгляда на мир,
получает значительное подкрепление в процессе мультипликации каст и 
социальных градаций.
Сословно-кастовая структура стала причиной застоя и замедленного прогресса
индийского общества: подавляющее большинство населения  оказались внизу 
кастовой лестницы; касты блокировали социально-экономический и технический
прогресс; кастеизм мешал развитию контактов по горизонтали  и становлению 
классового самосознания (касты и классы - взаимопроникающие структуры);
копились кастово-религиозные  предрассудки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.