На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребительская кооперация в условиях развития рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение 4
1) Социально-экономическое  значение потребительской  кооперации. Сочетание  социальной миссии  и хозяйственной  деятельности 6
2) Организационное построение потребительской кооперации в РФ 10
3) Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития 16
4) Предпринимательская деятельность в потребительской кооперации 29
Заключение 37
Список  использованной литературы 38 
 
 

 


Введение

     Конечной  целью перехода современной России к рыночной экономике является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование функционирования потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.
     Итак, цель работы: Рассмотреть особенности  функционирования потребительской  кооперации в условиях рыночной экономики.
     Предмет работы: Потребительская кооперация в условиях рыночной экономики.
     Объект  работы: Система потребительской  кооперации РФ.
     Цель  и предмет работы определили необходимость  решения следующих задач:
     1. Раскрыть социально-экономическое значение потребительской кооперации.
     2. Рассмотреть организационное построение потребительской кооперации в РФ.
     3. Охарактеризовать отрасли деятельности потребительской кооперации и задачи их развития.
     4. Рассмотреть предпринимательскую деятельность в потребительской кооперации.
     Структура работы: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
 


1) Социально-экономическое значение потребительской кооперации. Сочетание социальной миссии и хозяйственной деятельности

     Основная  задача современной экономической  политики Российского государства  – формирование социально ориентированной  рыночной экономики.
     Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские  общества и их союзы, которым разрешено  заниматься коммерческой деятельностью1.
     Потребительская кооперация – система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
     В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и  иных потребностей ее членов.
     Четкая  формулировка социальной миссии потребительской  кооперации имеет важное значение для  пайщиков, органов управления и  работников всех организаций системы  – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.
     Социальная  миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских  союзов принятия управленческих решений  в интересах пайщиков.
     Конкретная  социальная миссия потребительской  кооперации позволяет пайщикам и  работникам хозяйственных предприятий  лучше понять социальную роль своих  организаций и предприятий, направления  их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию  главной цели организаций потребительской  кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.
     XXI век называют веком глобализации  и унификации мировой экономики  и политики. Наметившаяся тенденция  глобализации отраслей и видов  деятельности означает централизацию,  возможность маневрирования финансовыми,  материальными, трудовыми ресурсами,  внедрение новых технических  достижений и новейших технологий.
     Глобализация  способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый  импульс своего развития. Главная  отличительная черта кооперации и главное кооперативное преимущество, как отмечается в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года, заключается в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной деятельностью.
     В Законе о потребительской кооперации – социально ориентированная  система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых, социальной миссии отдает приоритет. Этот подход заложен и в материалах конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», и в Концепции  развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.
     Социальная  миссия включает такие присущие кооперации черты, как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, предоставление работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие другие.
     Следует отметить, что кооперация как самобытная, социально ориентированная система  имеет определенные преимущества перед  другими экономическими системами:
     -  Собственная социальная база – пайщики.
     -  Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации.
     -    Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов.
     -   Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятий торговли и массового питания).
     Вместе  с тем глобализация несет в  себе негативные последствия, так как  на первый план выдвигаются проблемы предпринимателя, получения прибыли, а не интересы потребителя. Глобализация с позиции потребителя означает поляризацию богатства и бедности, рост безработицы, ужесточение нагрузки на экологию.
     В сложившихся условиях возрастают роль и значение кооперации в целом  и потребительской кооперации как  составной ее части, так как она  выступает как форма объединения  населения и берет на себя часть  функций государства, в частности, социальную защиту населения2.
     На  основе выше изложенного можно сделать  следующие выводы:
     Во-первых. Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические  перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения  хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики  таковы, что он остается важной частью, «несущей конструкцией» трехсекторной  экономики большинства стран  мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов  больших групп населения в  каждой стране.
     Во-вторых, потребительская кооперация своим  содержанием, организационно-правовой формой и функциональным назначением  призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.
     В-третьих, рассмотрение социальной миссии потребительской  кооперации и ее взаимосвязи с  хозяйственными процессами позволило  придти к выводу, что между нами нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов  осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и  других форм доходов населения; сложившейся  системы ценообразования; организации  межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности  граждан.
     Таким образом, можно сказать, что потребительская  кооперация – социально ориентированная  система.
     Социальная  миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют  о том, что главная цель, назначение системы – осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные  задачи.
 


2) Организационное построение потребительской кооперации в РФ

     Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»3 рассматривает потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
     Центросоюз  Российской Федерации (России) – добровольное объединение свыше 3,5 тысячи сельских районных, городских потребительских  обществ. В систему входят 213 районных и окружных потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.
     Основу  внутренней организационной структуры  составляют потребительские общества, создаваемые на основе членства путем  объединения имущественных паевых взносов для финансово-хозяйственной  деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков.
     Основная  работа с пайщиками сосредоточена на кооперативных участках. Чаше всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они - главное звено в реализации хозяйственный и социальных задач.
     Потребительские общества образуют потребительские  союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских  обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских  обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих  потребительской кооперации динамично  развиваться.
       Конечная цель деятельности союза  любого уровня – обеспечение  защиты имущественных и иных  прав потребительских обществ  и их членов, представление интересов  в государственных органах и  органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг4.
       В Законе прописана вертикаль  ответственности, которая выражается  в ответственности, потребительских  обществ перед союзами и союзов  перед союзами более высокой  степени иерархии. Закон предусмотрел  создание контрольно-ревизионных  управлений союза для проверок  деятельности организаций потребительской  кооперации5.
     Контрольно-ревизионные  управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных  и иных прав потребительских обществ  и их членов.
       Высший орган потребительских  обществ и союзов – общее  собрание, значение которого возрастает. Для повышения уровня демократии  следует обеспечить на собраниях  в составе присутствующих более  50% неработающих в потребительской  кооперации пайщиков. Предстоит  отказаться от устаревшей практики  проведения собраний, овладеть новой  культурой организации обсуждений  и принятия решений.
       В период между общими собраниями  управление союзом и потребительским  обществом осуществляет совет,  выступающий представительным органом.  Исполнительным органом союза  и потребительского общества  является правление союза или  потребительского общества.
       Советы должны стать органами  общественного самоуправления пайщиков. Для этого в их составе должно  быть более 50% пайщиков, не связанных  трудовыми отношениями с организациями  потребительской кооперации.
       Правления являются органами  профессионального менеджмента.  Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза не реже одноного  раза в квартал отчитывается  на заседании совета о работе.
       Задача новой структуры управления  в потребительской кооперации - реализовать единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков.
       В единстве общественного самоуправления  и профессионального менеджмента  первенство принадлежит общественному  самоуправлению.
     Управление  в потребительском союзе:
     1. Председатель совета
     2. Председатель правления:
     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по торговой деятельности, заготовкам, бытовыми услугами
     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по производственной деятельности, развитию подсобных сельских хозяйств, малых производств
     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по экономическим, финансовым вопросам, бухгалтерскому учету и отчетности, инвестициям
     - Заместитель председателя правления – начальник структурного подразделения по работе с пайщиками, кадровым и правовым вопросам
       Рекомендуемая на перспективу  структура управления в потребительском  союзе видится более простой.  В ней исключаются заместители,  правление руководит непосредственно  начальниками функциональных служб.
     Концепция предполагает разграничение функций, полномочий, а также раздельную оценку деятельности советов и правлений. Это можно сделать с помощью  показателей, раскрывающих качественные различия деятельности советов и  правлений.
     Деятельность  совета направлена на осуществление  социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета – защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей  системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение  занятости, возможность получения  кооперативного профессионального  образования, предоставление услуг  населению, льгот и кооперативных выплат.
     Работа  правления должна оцениваться по тому, как оно обеспечило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.
     В соответствии с Законом разработаны  новые уставы, принципиально отличающиеся от предыдущих тем, что регламентируют работу системы на основе принципов  международного кооперативного движения, в первую очередь, демократизации управления и экономического участия пайщиков в деятельности кооперативов.
     Остается  актуальной оптимизация организационной  структуры каждого уровня управления, прежде всего, сокращение числа хозрасчетных организаций, перевод их на единый баланс, развитие внутреннего хозрасчета, что  приведет к повышению внутрихозяйственной  эффективности6.
     Координирующая  роль сохраняется за Центросоюзом.
     Центросоюз  в тяжелые годы перехода экономики  страны к рынку успешно выполнил роль стабилизирующего начала, благодаря  чему кризисная ситуация не перешла  критический рубеж, не привела к  развалу потребительской кооперации. Отличительная особенность деятельности Центросоюза 90-х годов состоит  в формировании законодательных  основ в поиске новых стимулов укрепления потребительской кооперации.
     Самое крупное достижение Центросоюза  – Закон Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации», нацеленный на сохранение кооперативной самобытности потребительской  кооперации, ее социальной ориентации, автономии и независимости.
     Центросоюз  предполагает способствовать появлению  новых организационных форм сотрудничества, созданию целевых комиссий, советов, рабочих групп, проведению научно-практических конференций, семинаров, исследований, изучению и распространению передового опыта, современных рыночных технологий, оказанию инструктивной, юридической  и иной помощи потребительским союзам и обществам. Будет возрастать его  участие в защите экономических  интересов системы в целом  и ее отдельных организаций в  Государственной Думе, Правительстве  и других федеральных органах  государственной власти.
     Таким образом, Центросоюз Российской Федерации  – координирующий орган социальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступает  демократия и солидарность.
     Райпо наиболее предпочтительная формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.
     В райпо стекаются, суммируются и  анализируются все данные, собранные  магазинами, в том числе и по использованию трудовых ресурсов. Используется совместная работа с Центрами занятости  на местах7.
     Функции райпо:
     I         Социальные вопросы:
     1   работа с пайщиками (организация  комиссий кооперативного контроля  кооперативных участков.)
     2       учет инвалидов, ветеранов, нуждающихся
     3       работа с молодежью
     4       создание студенческих и школьных  кооперативов
     5       проведение в школах вопросов  кооперации
     II      Традиционная деятельность:
     1       производство
     2       капитальное строительство
     3       общественное питание
     4       закупка сельскохозяйственной продукции  и сырья. Дальнейшая их переработка  и реализация
     5       торговля
     6  взаимодействие с администрацией района и сельской администрацией
     7       предоставление новых рабочих  мест 
     8       создание аптек, зооаптек, аптечных  киосков
     9       надомное производство
     10 открытие сепаратных пунктов
     11 организация подсобных хозяйств
     12 бытовые услуги
     13 организация зернодробилок крупорушек
 


3) Характеристика отраслей деятельности потребительской кооперации и задачи их развития

     В соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года8 основными отраслями деятельности потребительской кооперации являются:
     1. ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ). ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
     Торговля - одно из основных и традиционных направлений  деятельности потребительской кооперации. Причём потребительская кооперация обладает опытом не только торговли на территории России, но и внешней  торговли.
     Цели  развития торговой деятельности и внешней  торговли потребительской кооперации
     -   Создание мощной единой торговой  системы на базе торговых предприятий  и инфраструктуры потребительской  кооперации, способной конкурировать  с существующими сетями и объединениями  (союзами) сетей, в том числе  в городских поселениях, для максимального  обеспечения населения продовольственными  и непродовольственными товарами  при высокой эффективности деятельности.
     -   Организация централизованного  сбыта под едиными собственными  брендами высококачественной продукции  в сельской местности, в городах  и за рубежом, а также закупки  за рубежом необходимых товаров.
     Динамично развивающаяся эффективная торговая система может стать локомотивом  развития для других отраслей потребительской  кооперации.
     Торговые  предприятия организаций, входящих в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем  они отличаются существенными особенностями, которые должны учитываться при  определении ключевых направлений  развития торговли в потребительской кооперации.
     Преимущества, отличающие торговые предприятия потребительской  кооперации, заключаются в следующем:
     -   в системе имеется более 47 тысяч  действующих магазинов совокупной  площадью 3,2 миллиона квадратных  метров;
     -   торговля обслуживает до 60 процентов  сельского населения;
     -   имеются свои оптово-распределительные  центры практически в каждом  регионе (более 100 действующих  торговых баз и 3,5 тысячи складов);
     -   имеются возможности для частичного  обеспечения потребностей торговли  за счёт производства организаций  потребительской кооперации;
     -   магазины потребительской кооперации  в сельской местности являются  центрами общественной жизни  для многих населённых пунктов.
     Вместе  с тем имеются особенности, которые  определяют специфику кооперативной  торговли и должны учитываться в  разработке планов развития торговой сети потребительской кооперации. В  частности:
     -   в большинстве регионов магазины  либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне  административных районов, практически  отсутствуют торговые сети;
     -   большинство магазинов имеет  небольшие площади;
     -   имеется значительное количество  убыточных магазинов, в частности,  расположенных в населённых пунктах  с численностью населения менее  100 человек; указанные магазины  зачастую имеют исключительно  социальный характер и не являются  коммерчески эффективными;
     -   многие торговые точки находятся  на значительном удалении от  возможных логистических распределительных  центров. 
     В условиях бурного развития торговых сетей на территории Российской Федерации  в ближайшее время может произойти  вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных  площадок на уровень, где существование  экономически обоснованной торговли будет  невозможным.
     Поэтому основной целью развития торговли в  потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей.
     При этом в потребительской кооперации могут и должны сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в  торговые сети, которые могут развиваться  на региональном и местном уровнях  при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий  для несетевых кооперативных  магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее  эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю. Кроме  того, могут осваиваться новые  направления торговли - электронная  торговля, заказ товаров через  Интернет и другие направления.
     Задачи  создания торговых сетей потребительской  кооперации
     1.           Формирование единой системы  сетевой торговли;
     2.     Финансовое обеспечение создания  сети;
     3.     Управленческое обеспечение;
     4.     Обеспечение маркетинговых решений. 
     При развитии сетевой торговли в потребительской  кооперации необходимо продолжать поддержание  и развитие иных форм торговой деятельности:
     1.     Поддержание и развитие социально  значимых торговых предприятий,  развозной торговли.
     2.     Создание и развитие торговли  в новых формах: электронная торговля, торговля через Интернет, торговля  непродовольственными товарами  в кредит, по образцам и каталогам. 
     Внешнеторговая  деятельность потребительской кооперации должна развиваться по двум направлениям - экспорт и импорт.
     Основные  цели развития внешнеторговой деятельности потребительской кооперации в связи  с этим заключаются в следующем:
     1.     Формирование эффективной системы  сбыта за рубеж закупленной  и произведённой организациями  потребительской кооперации продукции.
     2.     Формирование эффективной системы  закупки товаров и оборудования  за рубежом для нужд организаций  потребительской кооперации.
     Задачи  по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации
     1.     Развитие экспортной торговли;
     2.     Развитие импортной торговли;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.