На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модель макроэкономического равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
             
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Смешанная экономика как современная  модель………………4
Глава II. Модели смешанной экономики………………………………..10
    1. Американская модель…………………………………………….10
    2. Шведская модель………………………………………………….13
    3. Японская модель…………………………………………………..16
       4. Германская модель………………………………………………...28
Глава III. Государство в смешанной экономике………………………...32
Заключение…………………………………………………………………38
Список  использованной литературы…………………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        ВВЕДЕНИЕ
       Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века. Если даже находиться только в рамках развития рыночного хозяйства и не рассматривать опыт СССР и его отражение в теории, то и при таком подходе вполне очевидны трудности всего спектра экономических учений перед лицом явлений хозяйственной жизни на рубеже тысячелетий.
     На  данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства  стран мира является смешанной. Экономические  системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение  между двумя крайностями –  чистым капитализмом и командной  экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Например, бывший Советский Союз, хотя и являл собой весьма точное воплощение командной экономики, все до некоторой степени опирался в своем хозяйстве на рыночные цены и сохранял какие-то остатки частной собственности.
     Хотя  современная рыночная экономика  и имеет свои недостатки, аргументы  в пользу рыночной экономики, как  мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее. 
 
 
 
 
 
 

Глава I
Смешанная экономика как современная модель
    Современная рыночная система являет собой широкое  разнообразие смешанных форм.
    Рождение  новой теоретической экономической  системы происходит на базе рыночных принципов развития, которые доказали свою эффективность в развитых странах  на протяжении веков. Именно рыночная идеология предопределяет идеологическую направленность и самой теории. Однако нельзя забывать, что рынок и рыночная идеология XXI века - это социально-сбалансированная идеология как и социально-сбалансированное современное демократическое общество, имеющее своей опорой смешанную  экономику. Эта идеология и это  общество имеют, как известно, немало противоречий, которые могут быть предметом самостоятельного исследования.
    Теории  способов производства и постиндустриального  общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма  и зарождающегося социализма [6].
Основополагающие  характеристики «капитализма» и  «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала»  изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 1).
              КАПИТАЛИЗМ                СОЦИАЛИЗМ
    Анархия, стихийность,   регулирование, планомерность,
    Частная собственность   общественная собственность
    Эксплуатация    свободный труд
Рис.1 Полярность основных признаков капитализма  и социализма.
Но и  реальный «капитализм» и реальный «социализм»  уже в 1970-х мало соответствовали  тем признакам, которые считались  определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.
   Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 1):
    1) основанная на механизме «невидимой  руки» классическая рыночная экономика;
    2) основанная на директивном государственном  планировании командная экономика;
    3) смешанная экономика, синтезирующая  наиболее эффективные черты двух  других систем [3].
    Классическая  рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.
    Синтезом  обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия [11].
     Таблица 5
     Основные  характеристики экономических систем современной эпохи
Основные  характеристики Рыночная экономика Командная экономика Смешанная экономика
Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений  собственности при доминировании  квазичастных форм
Субъекты  экономики Множество мелких производителей Государство –  единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное  планирование Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию
 
    Зарождение  элементов смешанной экономики  относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.
    Среди различных национальных моделей  смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой  характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании  хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая  внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная  модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.
    Если  одни национальные модели смешанной  экономики больше приближены к чисто  рыночной модели, то другие – к командной (рис. 2).

Куба   СССР Вост.Европа       Швеция ФРГ Япония       США Гонконг
 

Командная                                 Смешанная                              Рыночная
Экономика                                экономика                              экономика 

Рис. 2. Спектр национальных экономических систем (в 1980-е).
    
    Американская  либеральная модель ближе всего  к чистой рыночной
экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между  американской и западноевропейской моделями.
    Если  хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся  стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.
    Экономика переходного типа формально имеет  во многом те же черты, что и смешанная  экономика (сочетание рынка с  централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика  – это устойчивая система, где  различные элементы взаимодополняют  друг друга, то переходная экономика  – это неустойчивое и постоянно  изменяющееся состояние хозяйственной  жизни, вызванное переходом от одной  экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной  трансформации практически невозможно.
    Однако  в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация, по нашему мнению, сложилась не только в соответствии с предопределенностью  субъективного объективным, но и  даже, как нам представляется с  некоторым запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо раньше, чем экономическая  теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как  предметного феномена современной  экономической науки.
    Таким образом, смешанная экономика – это экономическая система, основанная на господстве государственного сектора в отдельных отраслях и наличия определенной свободы предпринимательства в других отраслях [5].
    
Рис.3 Модели смешанной экономики 

    Теория смешанной экономики не является результатом некой идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике, концепцией, под которую приходилось насильственно подгонять реальные экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии "экономической теории" и "экономической практики" относительная самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс называл "возведением второго этажа раньше первого", т. е. ситуацией, когда построение теории упреждает реальность становления соответствующей практики. 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Модели смешанной экономики
    1. Американская модель
        В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
    Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
    Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
    Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
    Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
    Германская модель. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
               Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

    1. Американская модель

    Данная модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
    Для США характерно прогнозирование  и стратегическое планирование. Оно  обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического  плана учитывается ряд важнейших  факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается  как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
      прогнозирование в системе государственного регулирования;
              внутрифирменное планирование;
              коммерческое прогнозирование.
    На  уровне государственного регулирования  выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные
органы  власти.
    Система государственного регулирования состоит  их многих звеньев:
              регулирующий механизм федерального правительства;
              механизм штатов и местных органов власти;
              государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
              аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики [4].
    Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое  регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.
    Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной  власти. Соответственно имеется и  три уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
    В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства  с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для  этого она наращивает расходы  на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
    В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения  технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
    Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени  пропорциональности к облагаемой сумме  они делятся на прогрессивные  и регрессивные. На всех уровнях  взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального  страхования, налоги на наследство и  дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты  и местные органы управления взимают  налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
    В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом  является Федеральная резервная  система (ФРС), выполняющая функции  центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через  сферу кредита и денежного  обращения.
    В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении  их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные  органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

    2. Японская модель

    Эта модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
    Особенность общегосударственного регулирования  в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы  социально-экономического характера  не являются законом, а представляют собой совокупность государственных  программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
    Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о  наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться  правительство и деловые круги  внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
    Цель  таких планов-прогнозов заключается  в том, чтобы дать правительству  и предпринимательским кругам общую  ориентировку, рекомендации для руководства  экономическим и социальным развитием  различных отраслей народного хозяйства  и регионов страны.
    Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством  финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему  финансов.
    Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней  торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании  данных делается детальный научный  анализ и прогноз по каждой отрасли  и экономики страны в целом.
    Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально  новых знаний, т.е. на фундаментальных  исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
    Вторая  особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное  на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности  продукции на мировом рынке.
     В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами  США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных  рабочих и продукции, правительство  и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку  и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в  любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования [8].
     Особый  интерес для нас представляет использование Японией экономических  рычагов и стимулов.
     Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот  и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало  ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий  и услуг, в отношении которых  представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
     Ускоренная  амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.
    Основной  источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки  рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей  суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного  таким образом проекта фирма  выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой цены» в 1985г [6] .
    В первом случае Японии удалось выйти  из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые  требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
    Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные  ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
    Еще один признак умелого преодоления  кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической  конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

    3. Шведская модель

    С началом реформ в нашей стране усилился интерес к так называемой шведской модели экономики. Собственно, это вполне объяснимо: шведы действительно  сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных  проблем, связанных с дифференциацией  оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швеции возникли и получили развитие "политика полной занятости", "солидарная система зарплат". На протяжении десятилетий там не было крупных забастовок, отсутствовала  массовая безработица. В этой стране вообще многое делалось впервые: отказались от конвейерного производства, передали принятие решений на "низовой" производственный уровень и др.
    Эта модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
    Термин  «шведская модель» возник в связи  со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные  наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
    В шведской политике явно выделяются две  доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.