На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
1. Необходимость  и типы государственного регулирования  экономики.
1.1 Типы государственного  регулирования
1.2 Недостатки  рынка
2. Экономические  функции государства в смешанной  экономике.
2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
3. Основные инструменты  государственного регулирования  экономики в России.
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования  экономики, в том числе и в  современной России. Тема данной работы - роль государства в рыночной экономике. Насколько она необходима и значительна.
Сложность современной  социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию  и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.
Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Особенно возрастает роль государственного регулирования  в условиях
экономического  кризиса. Мировой опыт показал, что  выход из кризиса возможен лишь при  жесткой централизации государственной  власти и проведении  мер по обеспечению экономического роста.
В настоящее  время не вызывает сомнения, что  в существующих социально-
экономических системах необходимо государственное  регулирование.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.     Необходимость и  типы государственного  регулирования экономики.
Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:
    созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;
    ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
    защитой национальных интересов на мировом рынке;
    решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно
Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической  жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.
1.1 Типы государственного регулирования
Типами государственного регулирования экономики являются: правовое
регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование  и
государственное предпринимательство.
Правовое  регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.
Финансовое  регулирование, в широком смысле, всегда представляет государственно–организованную систему денежных отношений в обществе, т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Особым направлением в государственном регулировании  рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение  доходами и возможность предпринимательства в любой сфере
рыночной экономики. Приоритетами являются  следующие  направления социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.
Государство выступает  и как крупный хозяйствующий  субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно – коммерческих операциях.
Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен  к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод
заговорить о  фактическом «фиаско» рынка.
1.2 Недостатки рынка
     К недостаткам рынка можно отнести следующие:
1)Макроэкономическая нестабильность.
2)Монополизм, угасание конкуренции.
3)Игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):
4)отрицательные внешние эффекты (издержки перелива);
5)положительные внешние эффекты (выгоды перелива).
6)Отсутствие интереса к производству общественных благ.
7)Равнодушие рынка к социальным проблемам.
Рассмотрим эти  недостатки подробнее:
1.     Макроэкономическая нестабильность. Функционирование рыночного
механизма приводит к равновесию между спросом и  предложением. Но такое
равновесие может  установиться при неполной занятости  экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
2.     Монополизм. Угасание конкуренции. Поддержание конкуренции как
основного регулирующего  механизма в рыночной экономике  является одной из приоритетных задач государства. Государственное антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции, а также к антитрестовскому законодательству.
3.     Внешние эффекты (экстерналии). Внешними или побочными называются такие выгоды и издержки, с которыми не сталкиваются непосредственные участники рыночной сделки, а весь эффект, положительный или отрицательный, получает третья сторона.
4. Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими отходами чистый водоём, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает в данной ситуации (несёт дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учёта расходов на
очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.
Государственное регулирование издержек перелива может  быть двояким:
законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.
5. Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении
определённых  товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не
компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования.
Если проводится вакцинация и лечение больных  туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся.
Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и
услуг. Государство  само может заняться производством  продукции с большим положительным внешним эффектом.
6. Общественные товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Такие товары и услуги называются общественными. Рынок не заинтересован в производстве подобных благ. Освещение городских улиц жизненно необходимо, но собирать плату с индивидуальных пользователей трудно и, наверное, невозможно. Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. Эти товары и услуги могут производиться и предприятиями государственного сектора.
7. Социальные проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем.
Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким
образом, существуют значительные слои населения, у которых  отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие- либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.
Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют
государственного  вмешательства в экономику. В  реальной действительности
развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор экономики.
Очевидно, что  современная рыночная система немыслима без вмешательства
государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации
рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические функции  государства в  смешанной экономике 

К функциям, выполняемым  государством относятся, прежде всего, следующие:
- создание и  регулирование правовой основы  функционирования экономики;
- антимонопольное  регулирование;
- проведение  политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность  в сфере распределения доходов;
- деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений.
Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все
функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе.
2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и
правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их
исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил
поведения экономических  агентов, юридических принципов  экономического
общения, которых  обязаны придерживаться в своих  действиях все экономические  агенты - производители, потребители  и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы  распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
    
Антимонопольное регулирование
К важнейшим  законодательным актам, регулирующим экономическую сферу,
выполняющим функцию  защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы.
Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных
направления: контроль за ценами и контроль за слияниями  компаний.
Антимонопольное законодательство в первую очередь  запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.
Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда  фирма умышленно устанавливает  более низкие цены, с тем чтобы  вытеснить из отрасли конкурентов.
     Макроэкономическая стабилизация
Равновесие в  экономической системе, которое  устанавливается на основе
рыночной самонастройки  экономики, может сопровождаться высоким  уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты  в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.
Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не
происходит, на объем денег в обращении также  влияют действия правительства.
Согласно общим  рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
     Размещение ресурсов
Общепризнанным  достоинством конкурентной рыночной системы  является
способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного  и
сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности  государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так, через систему  налогов и субсидий государство  может воздействовать на
производство  общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в  сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
     Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная с  перераспределением доходов.
Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к
социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне
контроля человека, неподвластных ему. Общество берет  на себя заботу о
неимущих гражданах  через налоговое перераспределение  доходов, принятие
программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному  страхованию, медицинской помощи, пособий  по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования  вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные инструменты  государственного  регулирования экономики. 
     Инструменты государственного регулирования подразделяются на
административные  и экономические.
     Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.
Однако в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
     Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основные экономические  инструменты - это:
1) регулирование  учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая
центральным банком);
2) установление  и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как
эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах
несколько ослабела.
Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении
финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению  расходов в соответствие с принятыми  в предыдущем году законом о бюджете.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на
потребительские товары и услуги.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования  служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.
Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В  периоды кризисов и депрессий  расходы государственного бюджета  на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и
вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют  экспорт и в
долгосрочном  плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.
Это внешнеэкономический  аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования экономики  с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во- вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств  для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в  государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам.
Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства  секторов, которые в своей
деятельности  руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.