На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образование Московского централизованного государства 14-16 в.в

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………стр.3
§1. Образование  Русского (Московского) централизованного  государства..стр.5
§2. Государственный  строй………………………………………….………...стр.10
§3. Судебник 1497 г……………………..………………………………..........стр.16
Заключение………………………………………………………………..........стр.23
Список  используемой литературы………………………………………........стр.26 

 

     Введение. 

     История возникновения единых государств является одной из центральных тем исторической науки. Это объясняется прежде всего тем, что многие явления новой истории уходят своими корнями далеко в средневековье. Тема данной контрольной работы напрямую связана с одним из важнейших вопросов европейской истории, а именно преодолением феодальной раздробленности и возникновением централизованных государств. Разнообразие путей становления государственности вызывает неугасающий интерес ученых. Одним из ярких примеров централизации является формирование Российского государства путем объединения русских земель вокруг Москвы. Этот вопрос закономерно принадлежит к числу ключевых в отечественной исторической науке.
     Следует отметить, что Российское государство складывалось постепенно в течение длительного времени. Российское (Московское) централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды. Процесс централизации захватывал отдельные земли и княжества на разных стадиях своего развития. Одни из них довольно рано были присоединены к такому же по своему внутреннему устройству, но более сильному княжеству, а другие подчинились уже на завершающем этапе великому княжеству всея Руси со сложной государственной системой и отработанными приемами включения новых территорий. Такая неравномерность обеспечила неповторимость пути, пройденного каждым регионом и длительное сохранение существенных местных различий. В их основе лежало разнообразие жизненных укладов и социальных отношений прежде независимых земель. При этом важно, что не только «центр» влиял на «регионы», но была и обратная связь - под воздействием все новых поглощений Москва менялась сама, модифицировались институты власти, сословная структура общества, модели реализации внутренней и внешней политики, и таким образом происходило рождение единого Российского государства. Соответственно, совместный путь, пройденный каждым княжеством и Москвой в ходе централизации, представляет значительный научный интерес.
     Изучение  данной темы помогает осознать важность и значение создания единого централизованного Российского государства, взглянуть на истоки формирования центрального аппарата государственного правления, более глубоко понять, почему и в наши дни государственность является одной из важнейших ценностей людей, населяющих Российскую Федерацию.
     Все вышеизложенное позволяет утверждать об актуальности и практической значимости настоящего исследования.
     Степень разработанности темы. Рассматриваемая тема была предметом глубокого изучения широкого круга историков и правоведов. Ей посвящены труды таких авторов, как: Карамзин Н.М., Ключевский В.О., Миронов Г.Е., Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф., Бушуев С.В., Шаров В., Соловьев С.М и другие.
     Целью исследования данной контрольной работы является изучение процесса образования Русского централизованного государства и развития общерусского права (начало  XIV-первая половина XVI в.).
    Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
      изучить процесс образования Русского (Московского) централизованного государства;
      рассмотреть государственный строй Русского централизованного государства;
      изучить Судебник 1497 г.
      В соответствии с поставленными задачами, данная контрольная работа состоит из введения, основного содержания, состоящего из 3-х параграфов, заключения и  списка использованной литературы. 
 
 
 

§1.Образование Русского (Московского) централизованного государства. 

      На  наш взгляд, создание Русского централизованного государства является важнейшим этапом исторического развития нашей страны. Именно с ним связаны такие события, как преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого – ликвидация татаро-монгольского ига. Кроме того, образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы.
      Следует отметить, что хронологические рамки рассматриваемого периода спорны. Так, гражданские историки обычно датируют его начало концом XV в., правлением Ивана III1. В действительности к этому времени процесс образования Русского централизованного государства уже завершается. В последнее время возникло предложение определять в качестве начала периода конец XIV в. По-нашему мнению, такая точка зрения тоже вряд ли может считаться приемлемой, тем более что авторы ее сами справедливо датируют начало собирания русских земель концом XIII в2.
      Теперь  рассмотрим причины образования Русского (Московского) централизованного государства. Так, создание Русского централизованного государства в первую очередь было вызвано усилением экономических связей между русскими землями, ставшим следствием общего экономического развития страны. В рассматриваемый период времени отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства, который характеризуется все большим распространением пашенной системы. Большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает развитие ремесла. В результате углубляется процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Число ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает. Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т.е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли. Все вышеуказанное требовало политического объединения русских земель, т.е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.
      Другой  причиной объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. При этом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьян, приобретавшее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.
      В таких условиях перед классом  феодалов встала задача удержать в  узде крестьянство и довести до конца  его закрепощение. Эта задача могла  быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
      Именно  две вышеуказанные причины сыграли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. не смогло бы привести к образованию централизованного государства. Хотя экономические связи в рассматриваемый период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. Именно в этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.
      То  же следует сказать и о развитии классовых отношений, классовой  борьбы. Как ни велик был ее размах в то время, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на Западе или в более позднее время в России, например, крестьянские войны под руководством Болотникова, Разина в XVII в. Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.
      Хотелось  бы отметить, что фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, которая заставила объединяться русские земли перед лицом общего врага. Ведь известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы.
      Итак, мы изучили причины образования Русского (Московского) централизованного государства.
      Что же касается централизации, то, говоря о ней, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
      Рассмотрим процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
      Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено  со временем стать столицей великой  державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена, прежде всего, ее выгодным экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от нападения внешних врагов. Кроме того, она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
      Возникнув как город в XII в., Москва первоначально  не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских  князей. Хотелось бы отметить, что только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли Русской Александра Невского - Даниил. При нем в конце XIII - начале XIV в. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками.
      Проводя линию на объединение русских  княжеств, московские князья скупали  земли соседних княжеств, захватывали  их при удобном случае вооруженной  силой, нередко используя для  этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья. К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. В 1480 г. Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли - Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в.
      Вместе  с объединением русских земель росла  и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало  быть совокупностью более или  менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.
      Наряду  с объединением русских земель происходило  присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в  состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и другие. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранило свою самобытность. Московское государство, подобно Древнерусскому, становилось многонациональным.
      На  основании всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что процесс образования Русского (Московского) централизованного государства выразился:
во-первых, в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно - Московское княжество;
во-вторых, в изменении характера государственности и создании централизованного государственного аппарата.
      Процесс объединения земель вокруг Московского княжества начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.
      Следует отметить, что Русское государство  складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы.
      Что же касается нового государственного аппарата Русского централизованного государства, то он сформировался к середине XVI в. 
 

§2. Государственный строй. 

      Говоря  о государственном строе, следует отметить, что раннефеодальная монархия постепенно трансформируется в более тесное политическое образование. Так, если удельные князья строили свои отношения с Великим князем на иммунитетных грамотах и договорах и служили за вознаграждение, то в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться Великому князю просто в силу его положения.
      Главой  Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав и высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Реальная княжеская власть с течением времени усиливается и изменяется. Следует отметить, что эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.
      Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие князья именовали себя «государи всея Руси».
      Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы. Боярская дума была постоянно действующим органом со стабильным составом, в который входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Следует отметить, что состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и другие.
      Кроме того, Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства. Компетенция Боярской думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, так как любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Хотелось бы отметить, что значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии.
      Феодальные  съезды имели тот же характер, что и во времена Древней Руси, но по мере укрепления централизованного государства постепенно отмирали.
      Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приводили к столкновению со старыми формами управления, подготовили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. Приказы представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.
      Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели  свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные  дьяки, писцы и специальные уполномоченные.
      Что же касается местного управления, то во главе административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины («конское пятно», «полавочное», «поворотное» и др.). Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу. На наш взгляд необходимо отметить, что срок пребывания кормленщиков в должности сначала не был ограничен, но с централизацией Русского государства срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет.
      Судебная система была громоздкой и сложной, она состояла из ряда инстанций: суда наместников (воевод), приказного суда, суда Боярской думы или Великого князя. Кроме того, параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов.
      Велика  была роль церкви в государственной  организации. Противоречивым было ее отношение к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, оказывающие упорное сопротивление этому процессу. В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельно по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.
      Итак, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.
      В XIII-XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр. Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты князьям, боярам и монастырям.
      По  мере централизации государства  и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его  власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя. Следует отметить, что великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы.
      Боярская  дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.
      Состав  Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и другие.
      В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во  главе с дворецкими  и дворцовыми ведомствами - путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.
      Централизация государства, расширение территории и  усложнение социально-экономического и политического развития потребовали  создания специального управленческого аппарата. В результате, начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.
      Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.
      Следует отметить, что к середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.
      Что же касается местного управления, то до конца XV в. оно основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.
      Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» - часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.
      С централизацией Русского государства  положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры  «корма», регламентировались права  и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и другие.
      Судебная система была громоздкой и сложной, она состояла из ряда инстанций: суда наместников (воевод), приказного суда, суда Боярской думы или Великого князя. Кроме того, параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3. Судебник 1497 года. 

      В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV - XV вв. продолжала действовать Русская  Правда. Была создана новая редакция указанного закона, так называемая Сокращенная из Пространной, которая приспособила древнерусское право к московским условиям. Действовало и обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания существенно новых законодательных актов.
      В целях централизации государства, все большего подчинения мест власти московского князя издавались уставные грамоты наместничьего управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков, ограничивавшие в какой-то мере их произвол. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398)3 и Белозерская (1488). Памятником финансового права является Белозерская таможенная грамота 1497 г., предусматривавшая сбор внутренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп.
      Самым значительным памятником права рассматриваемого периода был Судебник 1497 г. – первый общерусский свод законов, утвержденный великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Кроме того, Судебник 1497 г. имел и другую цель, а именно: закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению.
      Источниками Судебника 1497 г. явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал, хотелось бы отметить, что больше половины статей было написано заново, а старые нормы переработаны.
      Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы  уголовного и уголовно-процессуального  права. Хотя он знаменует собой новый  шаг в развитии права, однако в  нем некоторые вопросы регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится к гражданскому,  особенно к обязательственному праву. Отсюда можно предположить, что Судебник 1497 г. не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды действовали, очевидно, наряду с Судебником. Однако тот факт, что из 68 статей Судебника только 27 составлены на основе предшествующих юридических памятников, по-нашему мнению, позволяет сделать вывод о преобладании в нем современных составителю законника судебной практики и правовых актов.
      Все значение труда предполагаемого  автора Судебника 1497 г. дьяка Владимира Гусева в том и состоит, что помещенные до этого момента в различных источниках постановления были соединены в один сборник.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.