На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности в России и международной практике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 
 
 
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету Бухгалтерская финансовая отчетность на тему:  

«Порядок  составления консолидированной  бухгалтерской отчетности в  

России  и международной практике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент:
Учетно-экономического факультета
гр. 434-БУ, Лобынцева Н.С.
Проверил:
ст.пр.Чесноков С.В. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2011 

Содержание: 

Введение  …………………………………………………………………………..3
    Состав и структура консолидированной отчетности……….……………5
      Основные положения консолидации………………...…………….5
      Принципы консолидации  учета и отчетности……...……………12
      Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности…………………………………..16
    Порядок составления консолидированной отчетности  по МСФО…....19
    Порядок составления консолидированной отчетности в России……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список  используемой литературы……………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
     Под «объединением отчетности» понималось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный комплекс.
     Понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная — несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
     Основная  потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы. Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.
     Общая идея консолидации очень простая  по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.
     При анализе деятельности групп их частные  балансы не дают комплексного представления  об общих результатах деятельности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Ее задачей является отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность.
     Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а  не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Состав  и структура консолидированной  отчетности
      Основные положения консолидации
 
     Составление консолидированной отчетности связано, прежде всего, с крупными транснациональными корпорациями (ТНК), чьи акции котируются на фондовых биржах и операции носят международный характер. Многочисленные мелкие и средние компании в большинстве случаев освобождаются от необходимости ее составления. Вместе с тем значение консолидированной отчетности выходит за чисто информационные рамки, поскольку имеет вполне конкретных пользователей, — инвесторов и акционеров. Внутрифирменные операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запасов, финансовых результатов. Консолидированная отчетность представляет более объективную картину операций и финансового положения единой экономической единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку отражает ее экономические взаимосвязи. Такая отчетность может выполнять функцию контроля для материнской компании и влиять на ее дивидендную политику. В некоторых странах, например в США, консолидированная прибыль является основой для объявления дивидендов (материнская компания принимает решение о выплате дивидендов по результатам деятельности дочернего предприятия). Несомненно, консолидированная отчетность содержит важную информацию для принятия финансовых и управленческих решений.
     Если  материнская компания удовлетворяет  перечисленным выше критериям, она обязана составлять консолидированную отчетность. Это относится к каждому дочернему предприятию группы.
     Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а  не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы.
     Понятия материнской и дочерней компаний в различных странах определяются по-разному. В частности, в нашей  стране соответствующие дефиниции  приведены в первой части Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 105 «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». Что касается понятия «зависимое общество», то согласно ст. 106 Гражданского кодекса таковым признается общество в том случае, «если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью».
     Как следует из данного определения, при наличии многоуровневых связей типа «мать - дочь» материнская компания (в терминах Кодекса - основное общество), находящаяся в самом верху древововидной структуры, может фактически управлять компаниями, находящимися на нижних уровнях, даже в том случае, когда ее прямое или косвенное влияние на них ничтожно. Каждый из участников группы является самостоятельным юридическим лицом и имеет свой комплект отчетных форм.
     Составление консолидированной отчетности, в  которой в развернутом виде представлены все задействованные группой  мощности и полученные с их помощью результаты, как раз и имеет целью, с одной стороны, убедить собственников материнской компании в правильности шагов по расширению масштабов деятельности фирмы, а с другой стороны, продемонстрировать любым пользователям (собственникам, конкурентам, потенциальным инвесторам, возможным контрагентам и др.) реальные возможности группы в целом как единого организма, самостоятельного экономического субъекта. В консолидированной отчетности активы, капитал, обязательства и финансовые результаты дочерних компаний будут представлены в развернутом виде.
     Строго  говоря, определенная информация о  дочерних фирмах всегда присутствует в отчетности материнской фирмы, поскольку приобретение акций или  обмен ими всегда регистрируется в системе двойной записи, а потому фактически речь идет об уровне информативности пользователей отчетностью.
     Необходимость консолидации определяется экономической  целесообразностью. Дело в том, что  предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной корпорации создать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах; ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам, снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.
     Общая идея консолидации достаточно проста. Имеется группа самостоятельных в юридическом, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане компаний. Ставится вопрос о составлении консолидированной отчетности, позволяющей получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждая юридически самостоятельная компания, входящая в состав этой группы (корпоративной семьи), обязана вести бухгалтерский учет собственных операций и оформлять их результаты в виде финансовой отчетности. Таким образом, консолидированной отчетности присущи две основные особенности.
     Во-первых, она не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации. Ее цель - не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т. е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность.
     Во-вторых, консолидация не есть простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности компаний группы. Сделки между членами корпоративной семьи не включают в консолидированную отчетность; показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами. Любые внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются.
     Практика  консолидации имеет существенные национальные особенности, которые нередко приводят к противоречиям и неопределенностям  в отношениях между местными властями и предпринимателями. Поэтому ряд международных бухгалтерских организаций предпринял усилия в их нивелировании.
     Одна  из наиболее авторитетных международных  организаций - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) - приступила к обобщению практики консолидации в середине 1970-х годов. За истекшее время Комитет опубликовал пять стандартов, посвященных этой проблеме. Как и другие регулятивы, эти стандарты носят рекомендательный характер и юридически не обязательны к исполнению.
     Большая работа проводилась также в рамках Европейского сообщества (ЕС). В 1983 г. была разработана и принята знаменитая Седьмая директива «Учет и  консолидированная отчетность», ставшая примечательной вехой в истории становления идеи консолидации. Членам сообщества ею предписывалось внести к 1988 г. изменения в национальное законодательство по вопросам учета и отчетности, а к 1990 г. разработать детализированное методологическое и методическое обеспечение исполнения этой директивы.
     Седьмая директива определяет состав консолидируемой  отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания и аналитические  расшифровки к отдельным статьям. Ограничений на форму и структуру отчетности не накладывается, отмечается лишь, что в ней отдельными статьями должны отражаться интересы сторонних участников (меньшинства). Эти документы должны оформляться в виде консолидированного годового отчета, содержащего также необходимые комментарии и пояснения о текущей деятельности группы и перспективах ее развития. В отчет должно включаться аудиторское заключение, и он должен публиковаться в соответствии с общепринятыми правилами. Согласно Седьмой директиве местные власти вправе требовать предоставления консолидированной отчетности от любой размещенной на их территории материнской компании, если выполнены некоторые общие условия относительно степени ее влияния и контроля ею деятельности дочерней компании.
     Составление консолидированной отчетности, таким  образом, преследует несколько целей:
    унифицирование и облегчение процедуры составления обобщающей отчетности для корпоративных объединений, включая транснациональные корпорации;
    обеспечение возможности сравнительного анализа деятельности компаний;
    стимулирование развития и практического использования передовых методик 
    учета и составления отчетности;

    обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпоративных групп со стороны правительственных органов.
     В соответствии с  международными стандартами консолидированная  отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах :
     1. Принцип полноты. Все активы, обязательства,  расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от цели материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
     2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания  и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.
     3. Принцип справедливой и достоверной  оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
     4. Принцип постоянства использования  методов консолидации и оценки  и принцип функционирующего предприятия.  Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
     5. Принцип существенности. Этот принцип  предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
     6. Единые методы оценки. Активы, пассивы,  расходы будущих периодов, прибыли  и затраты консолидированной  компании должны быть учтены  во всей полноте. Не имеет  значения, как они представлены  в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.
     7. Единая дата составления. Консолидированная  отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
     Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.
     В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации  и дочерних обществ путем построчного  суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
     При составлении сводной бухгалтерской  отчетности головной организацией и  дочерними обществами должна быть использована единая учетная политика в отношении  оценки аналогичных статей имущества  и обязательств, доходов и расходов и т. д.
     Консолидированная отчетность не составляется, если:
      предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;
      дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;
      дочернее предприятие не является значительным для группы;
      несколько взятых вместе предприятий не занимают значительного места в группе;
      деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);
      высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации.
 
     
      Принципы  консолидации  учета  и отчетности
     Существуют  различные принципы, присущие методике консолидированного учета и отчетности. Вот некоторые из них.
    Акции, купленные у дочернего предприятия, отражаются в балансе 
    материнской фирмы по себестоимости приобретения, а доля участия 
    в собственном капитале дочернего предприятия — по балансовой стоимости внесенных активов.

    Активы и обязательства дочернего предприятия необходимо переоценить на момент консолидации по их текущей (рыночной) стоимости. 
    Для этой цели создается резерв переоценки.

    Положительная разница между предложением (стоимостью акций, 
    предлагаемых в качестве платы или стоимости внесенного имущества) 
    и суммой чистых активов дочернего предприятия капитализируется, рассматривается как положительный гудвилл при консолидации и учитывается в составе нематериальных активов. Отрицательная разница (отрицательный гудвилл) отражается в составе резервов на приобретение. 
    Организация консолидированного учета процессов приобретения контроля рассмотрена ранее.

    Взаимозадолженность (как дебиторская, так и кредиторская) между 
    предприятиями консолидированной группы из консолидированного 
    баланса исключается.

     Для того чтобы предотвратить двойное  отражение по консолидированному балансу средств или кредиторской задолженности, остатки по счетам предприятий консолидированной группы, возникшие в результате взаимных расчетов, должны быть исключены. С этой целью до составления вступительного консолидированного баланса проводится детальная взаимовыверка дебиторской и кредиторской задолженности между предприятиями группы и производится взаимозачет.
     При этом особое внимание следует обратить на балансовую оценку переданных и принятых предприятиями консолидированной группы активов. До момента регистрации консолидированной группы предприятия осуществляли (оформляли) свои взаимоотношения по передаче друг другу активов через процесс реализации и соответственно по ценам с учетом заложенных в них прибыли и налогов. А так как для целей бухгалтерского учета и налогообложения консолидированные предприятия группы представляют собой единое целое, то прибыль и налоги, включаемые в трансфертные цены, имеют значение только для внутригруппового учета и распределения платежей по ним, и из консолидированной отчетности должны быть исключены. В соответствии с этим вступает в силу следующее положение консолидированного учета и отчетности.
     Остатки по расчетам за проданные активы внутри группы и заложенная от таких операций нереализованная прибыль должны полностью 
исключаться. Нереализованные убытки от операций внутри группы так 
же должны исключаться.

     На  момент включения в консолидированную  группу дочернего 
предприятия необходимо привести в соответствие балансовую оценку 
долгосрочных финансовых вложений материнской фирмы по сумме, соответствующей доле капитала и резервов дочернего предприятия. Для этого 
необходимо по счету 84 «Нераспределенная прибыль» и в отчете о финансовых результатах консолидированной группы показать вместо полученных дивидендов материнской фирмой соответствующую долю прибыли 
консолидированных предприятий, что позволит исключить из консолидированной отчетности двойное отражение прибыли при линейной консолидации счетов.

     Таким образом, при линейном сложении остатков по счетам бухгалтерского учета материнского и дочерних предприятий будет исключен двойной счет по счету 84 «Нераспределенная прибыль», так как кредитовый остаток по нему будет уменьшен в учете дочерней фирмы и одновременно на ту же сумму увеличится кредитовый остаток по счету 84 «Нераспределенная прибыль» у материнской фирмы.
     Одновременно  происходит увеличение активов у  материнской фирмы и уменьшение активов у дочернего предприятия, хотя на консолидированном балансе это не отразится, так как получение средств по дебету счета 51 «Расчетный счет» у материнской фирмы перекрывается уменьшением средств по кредиту счета 51 «Расчетный счет» у дочернего предприятия. Из этого вытекает следующее положение консолидированного учета и отчетности.
     7. Сумма полученных дивидендов материнской фирмы в текущем финансовом году должна быть показана в консолидированной финансовой отчетности в составе прибыли консолидированной группы. В консолидированном балансе и отчете о финансовых результатах должны найти отдельное отражение лишь выплаченные дивиденды сторонним (по отношению к консолидированной группе) учредителям (дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»).
     8. В балансе материнской фирмы следует оценивать долгосрочные финансовые вложения по себестоимости плюс соответствующая доля нераспределенной прибыли прошлых лет дочернего предприятия до момента приобретения. В результате получается, что стоимость долгосрочных финансовых вложений увеличивается на сумму нераспределенной прибыли прошлых лет, поскольку увеличение нераспределенной прибыли является показателем повышения стоимости активов. И наоборот, убытки ассоциированного предприятия уменьшают стоимость инвестиций.
     В консолидированной финансовой отчетности найдет отражение лишь «доля меньшинства» в консолидированных резервах, т.е. дивиденды, принадлежащие сторонним по отношению к консолидированной группе учредителям. Другими словами, вся прибыль прошлых периодов дочернего предприятия на момент консолидации должна быть распределена. Прибыль текущего года дочернего предприятия, принадлежащая материнской фирме, отразится в балансе материнской фирмы как дивиденды полученные.
     9. Нераспределенная прибыль отчетного года, отраженная по балансу дочернего предприятия на момент консолидации, принадлежащая в виде дивидендов материнской фирме, показывается в консолидированном балансе и отчете о прибылях и убытках в составе нераспределенной прибыли консолидированной группы. В консолидированной отчетности находит отражение только нераспределенная прибыль дочернего предприятия в виде дивидендов, принадлежащих сторонним учредителям как «доля меньшинства» в резервах.
     10. При консолидации предприятий может одновременно возникнуть дебиторская задолженность одних предприятий группы и кредиторская задолженность других к одному и тому же стороннему юридическому лицу. Это может привести к увеличению валюты консолидированного баланса, т.е. искажению его реальности. Поэтому до составления консолидированного баланса необходимо произвести выверку дебиторской и кредиторской задолженности и после соответствующего оформления взаимозачетов исключить такую задолженность из консолидированного баланса.
     При консолидации предприятий дебиторская  и кредиторская задолженность одному и тому же стороннему (по отношению к консолидированной группе) юридическому лицу исключается из консолидированного баланса на одинаковую сумму. 

     1.3. Подготовка отчетности  дочерних компаний  к составлению  консолидированной  отчетности
     Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.
     Проблема  заключается в том, что балансы  материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей.
     В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:
    в структуру баланса;
    в состав и содержание статей баланса;
    в оценку статей баланса;
    в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.
     Первым  этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии  с  национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.
     Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.