На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные периоды в истории развитии технических знаний

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО  «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА КАНДИДАТСКОГО МИНИНМУМА  ПО
«История  и философия науки» 

ТЕМА: Основные периоды в истории развития технических знаний 
 
 

                Выполнил: Тудупова Б.Ц.,
                соискатель  кафедры (какой)
                Специальность: 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ 

                      

Улан-Удэ
2011г.
 

Оглавление

Введение

    Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется  зависимостью науки от научно-технических  разработок, усиливающейся технической  оснащенностью, созданием новых  методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, проблемами искусственного интеллекта, системотехникой и др.
    Спецификация  понятий технического знания обуславливается  в первую очередь спецификой предмета отражения - технических объектов и  технологических процессов. Сравнение объектов технического знания с объектами иного знания показывает их определенную общность, распространяющуюся, в частности, на такие черты, как наличие структурности, системности, организованности и т. д. Такие общие черты отражаются общенаучными понятиями "свойство", "структура", "система", "организация" и т. п. Разумеется общие черты объектов технического, военно-технического, естественно-научного и общественно-научного знания отражаются такими философскими категориями "материя", "движение", "причина", "следствие" и др. Общенаучные и философские понятия употребляются и военных и в технических науках, но не выражают их специфики. Вместе с тем они помогают глубже, полнее осмыслить содержание объектов технического, военно-технического знания и отражающих их понятий технических наук.
    Вообще  философские и общенаучные понятия  в технических науках выступают  в роли мировоззренческих и методологических средств анализа и интеграции научно-технического знания.

ГЛАВА I

Технический объект и предмет  технических наук

    Технический объект - это, несомненно, часть объективной  реальности, но часть особая. Его  возникновение и существование  связаны с социальной формой движения материи, историей человека. Это определяет исторический характер технического объекта. В нем объективируются производственные функции общества, он выступает воплощением знаний людей.
    Возникновение техники - это естественноисторический  процесс, результат производственной деятельности человека. Ее исходным моментом являются "органы человека". Усиление, дополнение и замещение рабочих органов - социальная необходимость, реализуемая путем использования природы и воплощения в преобразуемых природных телах трудовых функций.
    Формирование  техники протекает в процессе изготовления орудий, приспособления природных тел для достижения цели. И ручное рубило, и ствол дерева, выполняющий функцию моста и т. п. - все это средства усиления индивида, повышения эффективности его деятельности. Природный предмет, выполняющий техническую функцию, - это уже в потенции технический объект. В нем зафиксирована целесообразность его устройства и полезность конструктивных улучшений за счет подработки его частей.
    Практическое  выделение конструкции как целостности  свидетельствует об актуальном существовании  технического объекта. Ее важнейшими свойствами являются функциональная полезность, необычное для природы сочетание материалов, подчиненность свойств материала отношению между компонентами системы. Техническая конструкция представляет собой соединение компонентов; этот порядок обеспечивает как можно более продолжительное и эффективное функционирование орудия, исключающее его саморазрушение. Компонентом конструкции выступает деталь как исходная и неделимая для нее единица. И, наконец, с помощью технической конструкции способ общественной деятельности достигает технологичности. Технология - это та сторона общественной практики, которая представлена взаимодействием технического средства и преобразуемого объекта, определяется законами материального мира и регулируется техникой. Техническая практика обнаруживает себя в отношении человека к технике как объекту, к ее частям и их связям.
    Эксплуатация, изготовление и конструирование  тесно связаны друг с другом и  представляют собой своеобразное развитие технической практики. В качестве объекта эксплуатации техника выступает как некоторая материальная и функциональная целостность, сохранение и регулирование которой - непременное условие ее использования. Движущим противоречием эксплуатации является несоответствие между условиями функционирования техники и ее функциональными особенностями. Функциональные особенности предполагают постоянство условий эксплуатации, а условия эксплуатации имеют тенденцию меняться. Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций.
    Внутренним  противоречием технологии является несоответствие между используемыми  природными процессами и потребностями  в повышении ее надежности и эффективности. Преодоление этого противоречия достигается в конструировании  более совершенной техники, с помощью которой можно использовать более фундаментальные закономерности природы. Техника не пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель. Новая техника изменяет технологию, технология сама становится средством реализации внутренних достоинств сконструированной техники.
    В конструировании с наибольшей полнотой обнаруживается социальная сущность технического объекта. В нем синтезируется  конструктивная структура в соответствии с заданной обществом производственной функцией. Техника образует условие развития общества, опосредствует его отношение к природе, является средством разрешения противоречий между человеком и природой. Технический объект - носитель производственных, технологических функций человека. Без технического прогресса невозможно достижение социальной однородности общества и всестороннего развития каждого индивида.
    Таким образом понятие "технический  объект" носит метологический характер и выполняет важную функцию в  теоретическом анализе техники  и технических наук. Технический объект - это не только объект технической практики, но и материальное средство целесообразной общественной деятельности. Он функционирует в обществе и совершенствуется в качестве технического базиса общественного производства. В процессе совершенствования технический объект усложняется и качественно меняется. Такое изменение объекта происходит в результате, во-первых, все большей концентрации в каждом последующем реализованном проекте материальных ресурсов и научно-технической мысли; во-вторых, - в результате увеличивающегося использования природных ресурсов с помощью объединения машин в огромные системы.
    Технический объект не является чем-то застывшим  и аморфным. Находясь в непрерывном  взаимодействии с субъектом и  подвергаясь преобразованию в ходе своего функционирования в общественной системе, технический объект закономерно развивается. Можно отметить следующие закономерности его развития:
    изменение технического объекта как особой части природы - превращение технического средства из модифицированного предмета природы в используемый в производстве природный процесс;
    увеличение концентрации материально-технических ресурсов и научно-инженерной мысли в сооружаемом объекте;
    становление больших технических и социально-технических систем; включение в технический объект новых природных процессов и использование в нем более глубоких и фундаментальных закономерностей;
    возрастание целесообразности и рациональности строения технического объекта; интенсификация взаимодействия техники и природы;
    углубление социальных последствий технического прогресса;
    приближение внутреннего совершенства технического объекта к природе, которая в плане естественности остается для него идеалом.
    Приобретая  большую естественность, технический  объект, однако, остается целесообразным средством деятельности человека и не может вследствие этого стать тождественным природе.
    Взаимодействие  субъекта и объекта всегда целесообразно  и выделяет ту предметную область, которая  полезна для достижения цели. Предметную область объекта мы понимаем как  совокупность его свойств. Носителями свойств являются компоненты технической системы, которая может выступать и как техническое средство, и как технический материал, и как технологический метод.
    Свойства  технического объекта выявляются в  технической практике и фиксируются в знании приемов эксплуатации, изготовления и совершенствования техники. Эмпирически найденные пропорции между частями технического средства и описание материала и особенностей различных конструкций еще не образуют технической науки, но ведут к формированию "технических предметов", относительно устойчивых сведений о технических устройствах, об их существенных компонентах и свойствах. В виде таких предметов сформировались, например, описания подъемно-транспортных механизмов, часов, важнейших ремесел и материалов.
    На  формирование понятий технической  науки оказывают влияние закономерности, раскрытые в ходе изучения естественных наук, в частности, теоретической  механики. Вместе с тем следует  признать, что понятие технической  конструкции получает свое выражение внутри технического знания. Исторически оно формируется как система положений о машине, механической совокупности частей и их закономерном отношении, обеспечивающем получение нужного эффекта.
    Формирование  технических дисциплин происходило  различными путями. Технические дисциплины о двигателях основываются на результатах естествознания, на знании законов природы и применении законов физики к технике. Прикладной характер носят техническая кинематика, динамика машин и учение о деталях машин. Эти дисциплины сформировались на базе теоретической механики и начертательной геометрии, что выразилось в создании специального языка.
    Технические науки формировались не только путем  приложения естествознания к технике, но и путем использования многовекового  опыта техники, его осмысления и придания ему логически четкого вида. Таким путем формировались науки о различных типах машин, материаловедение и пр. Проверенные на практике эмпирические данные этих технических дисциплин сохранялись и включались в общую науку о машинах. И до сих пор многие приемы изготовления и эксплуатации техники не получили должного теоретического обоснования.
    Объект  технической науки является источником научно-технического познания. Его  исследование дает, в частности, конструктивные структуры и их элементы. В структуре фиксируется устойчивость, повторяемость, необходимость, закономерность композиции элементов машины. По отношению к структуре компонент машины выступает в виде элемента. Мысленное получение элемента структуры связано с отвлечением от физической размерности и природной основы компонента. В конечном счете все научно-технические понятия являются отображением технического объекта.
    Понятия "технический объект" и "объект технической науки" выполняют  различную методологическую функцию в философском анализе техники и научно-технического познания. В понятии "технический объект" фиксируется реально изменяемая в практике сторона объективного мира. Технический объект отображается в философских, общественных, естественных и технических науках, и каждый раз наука вычленяет свойственную ей предметную область. В понятии "объект технической науки" фиксируется предмет технических наук, их отношение к объективной реальности. Главным объектом технических наук является машина, так как с ее помощью организуется технологический процесс и ею он регулируется. Машина облегчает и заменяет труд человека, служит средством достижения цели. Взаимодействие рабочего орудия с объектом преобразования составляет особую предметную область технической науки технологию. Важную предметную область образует и сопротивление материалов, из которых изготовляются детали машин и которые подвергаются в машине напряжениям, деформации и пр. В технической науке прежде всего выделяются исследования элементов, их отношений и технических структур. Для формирования предмета технической науки важно выделить, описать и объяснить технические элементы, их отношения и возможные структуры, в которых материализуются полезные для общества производственные функции. Но на этом техническая наука не кончается. Она включает в себя правила синтеза новых технических структур, расчетные методы и формы проектирования. Мысленно сконструированные технические структуры подвергаются анализу. Они исследуются с точки зрения законов динамики, конструирования, технологии и эксплуатации. Только после этого возможны теоретические выводы о важности и полезности полученных результатов. Своим исследовательским характером техническая наука отличается от технического творчества, для которого важен практический целеустремленный синтез технического устройства, когда создается схема механизма для наперед заданных производственных функций. Часто такой синтез осуществляется без соответствующего теоретического обоснования.
    Правила и нормы проектирования, графические  и аналитические методы расчета сближают техническую науку с техническим творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет технических наук формируется в непосредственной зависимости от творчества техники. В этом - специфика технических наук, которые представляют собой средство совершенствования техники, переосмысления естественнонаучных данных, открытия технологических методов и изобретения технических конструкций.
    В качестве важнейшего фактора технического творчества выступают правила, предусматривающие  достижение прочности и надежности технического средства, износостойкости и теплостойкости его деталей и пр. Эти правила образуют рамки конструирования, исключая из него то, что не соответствует выработанным технической наукой критериям функционирования машин. На базе правил и норм инженерной деятельности разрабатываются методы решения задач. Принципы выступают как предпосылки деятельности, как ее организующее и направляющее начало. Таким образом, в предмет технических наук входят не только закономерности технического объекта, но и закономерности технического проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования техники.

Основные  компоненты технического знания

    Исторически возникновение и становление  первых технических наук относят  к концу XVIII - первой трети XIX в. Использование природных сил, овеществляемых в машинах, в качестве непременного условия требовало сознательного применения естествознания. Это обстоятельство вызвало революционные изменения в характере самой познавательной деятельности. Именно в силу этого впервые возникли такие практические проблемы, которые могли быть разрешены лишь научным путем. Таким образом, возникла потребность в прикладном научном знании. Эмпирическое, опытное естественно-техническое знание получило мощный импульс к развитию, к превращению в особую систему научного знания. Гносеологический анализ теории машин, первой и наиболее развитой ныне технической науки, дает достаточно оснований для того, чтобы "сконструировать" примерную модель технической науки как специфического вида научного знания. Такая модель может в сжатом виде выявить основные, "типовые" компоненты и структуру понятийного аппарата. На ее основе становиться возможным составить известное представление о появлении и развитии многих технических наук, не прибегая к анализу каждой из них. Такие элементы технической теории, как идея, принцип, закон, понятие, метод и др. , рассматриваемые через призму отражаемых в них существенных свойств технических объектов в их системной связи, наиболее четко обнаруживаются в теории машин. В понятийном аппарате современной теории машин можно выделить следующие компоненты:
    1. Социально-техническая идея как  отражение социального противоречия, определившего техническую потребность  в машинном производстве. Она  выступает исходным моментом в объяснении социальной функции технического объекта и построение его теории.
    2. Естественно-технический принцип  теории машин. Таким принципом  явился принцип конструирования  искусственной системы взаимодействующих  механизмов, способной реализовать  заданную социальную функцию.
    3. Социально-техническая идея, естественно-технический  принцип ее реализации определяют  предметное содержание и метод  теории машин, вскрывают целую  совокупность собственно технических  противоречий машинных устройств,  проявляющихся в каждом техническом параметре технических средств, разрешение которых ведет к технической оптимизации функции машинного устройства путем постоянно контролируемого взаимодействия между отдельными элементами конструкции.
    4. Конструктивно-технический метод в науках о машинах представляет важнейший структурный элемент теории. В данной теории метод функционирует только в самых главных чертах, поскольку конструктивное воплощение теоретической модели машины рассматривается практически да пределами данной теории.
    Современные технические науки по мере усложнения исследуемых ими технических  систем, несущих сложные социальные функции, сближаются в известном  плане с общественными науками. Появился раздел социально-технических  знаний, который нацелен на исследование технических устройств с точки зрения технико-экономических, инженерно-психологических, технико-эстетических, эргономических, экологических и других социальных характеристик.  

    Техническое знание и естествознание.
    Технические знания существовали задолго до возникновения технических наук. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.
    В древнем мире техника, техническое  знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием  и мифологическим миропониманием.
    Античная  наука была комплексной в своем  стремлении максимально полно охватить осмысляемый теоретически и обсуждаемый философски предмет научного исследования. В античности понятие "тэхнэ" включает и технику, и техническое знание, и искусство, но не включает теорию. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла.
    В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете  и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета.
    В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию - стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Место технического знания в системе научного знания.

    Техническое знание включает в себя от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Современная техника, и, прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки.
    Становление научно-теоретического технического знания было обусловлено двумя группами факторов. С одной стороны оно утверждалось на базе экспериментальной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие базовой естественнонаучной теории. С другой же – потребность была инициирована практической необходимостью, когда при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, нуждаясь в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов.
    Вплоть  до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической  практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентизацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация» техники сопровождалась "технизацией науки".
    Техника большую часть своей истории  была мало связана с наукой; люди могли делать, и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.  
 
 
 

ГЛАВАII

Этапы развития технического знания

    В развитии технического знания можно  выделить несколько этапов, каждый из которых отличается от другого  различной степенью участия в  производственном процессе технических  средств труда и человека:
    1. Эмпирический. На этом этапе техническое знание предстает преимущественно как накопление, описание и систематизация конкретного материала, включенного в процесс практической деятельности человека. Для данного этапа характерно использование человеком в процессе труда сначала простых, а затем и более сложных орудий труда, имеющихся в готовом виде в окружающей природе с постепенным переходом к созданию орудий труда уже самим человеком. Все орудия приводились в действие или мускульной силой человека или же посредством стихийных сил природы (воды, ветра и т. п.) Технические средства на этом этапе выполняли исключительно функции исполнительного механизма.
    2. Абстрактно-познавательный этап. Появляется возможность объяснения и обобщения явлений, проникновение в сущность природных процессов, раскрытия их закономерностей. На этом этапе ручной труд с использованием отдельных орудий (мануфактура, ремесло) уступает место системе орудий - машине. Происходит становление машинного производства. При этом машина представляет собой не простое количественное суммирование отдельных орудий труда, а является целостной системой технических средств, имеющей соответствующую внутреннюю структурную организацию и направленной на достижение определенной функциональной цели. Появляются не только машины - орудия, с помощью которых происходит изменение форм, размеров и других характеристик обрабатываемого предмета, но и машины - двигатели, способные преобразовать один вид энергии в другой. Вместо одного (исполнительного) механизма у простых орудий, машина включает в себя уже три различных механизма: двигательный, передаточный и исполнительный. С развитием машинной техники технологическая деятельность начинает приобретать черты процесса, основанного на сознательном использовании законов природы. Таким образом, техническое знание уже не только объясняет те или иные явления, но и решает задачи преобразования окружающего материального мира.
    3. Современный, высший этап развития. На данном этапе машина уступает место системе машин. Возникает техническая система, в которой появляется новый механизм - механизм контроля и управления производственным процессом. Одной из важнейших закономерностей развития технического знания на этом этапе предстает тенденция к синтезу больших технических систем. Этот процесс в перспективе должен привести к фактическому слиянию технических систем в сверхбольшие системы, состоящие из следующих необходимых компонентов: единой автоматизированной сети связи; системы вычислительного центра и электронных управляющих и других машин; автоматизированных систем управления различных уровней; системы научного и технического сбора информации; различных банков и хранилищ информации; система вещания и т.д.
    Техническое знание приобретает возможность  не только участвовать в решении  задач технологической деятельности, но приобретает также способность предвидеть характер его развития, а также оптимизировать социально-практическую деятельность человека.
    Переход от простых орудий к машинам и  далее к техническим системам является результатом глубоких качественных изменений, подлинно революционных преобразований в структуре технического знания. По мере развития технического знания (а, следовательно, и технических средств труда) все больше функций человека труда в производственном процессе передается техническим средствам. Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное. Техническая теория представляет собой особый род знаний о природе.

Эволюция технического знания

    Накопленные эмпирическим путем технические знания по своему характеру можно условно разделить на группы, которые дали в последующем начало различным областям знания. Например, оперирование первыми орудиями труда в процессе технологической деятельности послужило предпосылкой в изучении таких простых механических процессов, как равномерное и ускоренное движение, вращение, полет, падение и т.д., вследствие чего появились зачатки механики. Разнообразие форм использования огня в практической деятельности человека обусловили формирование химических знаний. Элементарные механические действия с орудиями труда, предполагающие своей целью придание им необходимых для практических действий форм, (например, обивка камней), а также примитивные действия с помощью огня (сжигание вещества природы, кипячение воды, выплавка руды и. т. п.), способствующие выявлению тех или иных, важных для практики физических свойств вещества природы, послужили основой для становления физических знаний. Следовательно, возникшая, в ходе истории необходимость передачи накопленного опыта, практических навыков явилась весьма существенной “генетической” предпосылкой для формирования технического знания.
    Поскольку техническое знание представляло собой  сферу деятельности человека по накоплению знания направленного на разрешение объективно существующего противоречия между человеком и техническими процессами, то можно утверждать, что второй, не менее важной предпосылкой, задающей внутренний стимул процессу эволюции технического знания, явилось стремление к разрешению этого противоречия, возникающего в результате физической ограниченности естественных органов человека. С этой точки зрения этапы эволюции технического знания, а следовательно, и технических средств труда, технологических процессов представляются последовательной сменой периодов в процессе разрешения этого противоречия.

Факторы эволюции технического знания

    Социальные  факторы эволюции технического знания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.