На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ оборота розничной торговли предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………….4
1. Состав  оборота розничной торговли, значение, задачи и источники его ана-
лиза ……………………………………………………………………………………6
2. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Стандарт» ………... . 11
3.  Анализ  выполнения плана и динамики  оборота розничной торговли в  целом по предприятию, по периодам, отдельным товарным группам ……………………. .14
3.1  Анализ  розничного товарооборота  ООО «Стандарт» ………….............…..  20
4.  Анализ  основных факторов, влияющих на  изменение товарооборота, и расчет  их влияния ……………………………………………………………………………27
5. Оценка  резервов по дальнейшему расширению  торговой деятельности предприятия ООО «Стандарт» …………………………………………………………...33
Заключение  ………………………………………………………………………….36
Список  использованных источников ………………………………………………38
Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Торговля  является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Продажа товаров может быть произведена оптом и в розницу. Если оптовый оборот по продаже товаров означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через его посредство товары вводятся в сферу обращения, то розничный товарооборот является заключительным звеном движения товаров, выражая их перемещение из сферы обращения в сферу потребления.
     Розничный товарооборот представляет собой совокупность продаж товаров непосредственно  населению и в некоторой доле организациям в виде мелкого опта. Розничная торговля является важной отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля – это реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
     Актуальность  выбранной темы курсовой работы заключается  в том, что рыночные методы хозяйствования позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических  регуляторов. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
     Развитие  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим  показателем, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда.
     Целью данной курсовой работы является изучение особенности развития оборота розничной  торговли в условиях рыночной экономики.
     Основные  задачи курсовой работы:
     изучить состав оборота розничной торговли, значение, задачи и источники его  анализа;
     рассмотреть анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли в целом по предприятию, по периодам, отдельным товарным группам;
     рассмотреть анализ основных факторов, влияющих на изменение товарооборота и расчет их влияния;
     предложить  пути по дальнейшему расширению торговой деятельности предприятия.
     Объектом  исследования в курсовой работе является торговая деятельность предприятия  ООО «Стандарт». Предметом исследования является анализ оборота по продаже  товаров в розничной торговле.
     В процессе написания курсовой работы были изучены законодательные акты и нормативные документы по вопросам ведения экономического анализа в предприятиях торговли, научная и учебная литература Кравченко Л.И., Баканов М.И., Савицкая Г.В., Любушкин Н.П., Ковалев А.И., Шеремет А.Д., Абдукаримов И.Т., Чернов В.А. и другие. Также был использован практический материал объекта исследования – первичные документы, учетные регистры по движению и реализации товаров, книга оперативного учета продажи товаров, бухгалтерская финансовая отчетность.
      
    Состав оборота розничной торговли, значение, задачи
    и источники  его анализа 

     Розничный товарооборот является конечной стадией  движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает  процесс обращения товаров: товар  из сферы обращения переходит  в сферу потребления.
     Согласно  инструкции по заполнению унифицированных  форм федерального государственного статистического наблюдения №П-1 – П-4, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике 19.01.2000 №4 оборот розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).
     В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включают стоимость:
     проданных товаров по почте с оплатой  по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
     товаров, проданных в кредит (по моменту  отпуска  товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;
     товаров, сданных на комиссию (по моменту  продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
     проданных по образцам товаров длительного  пользования  (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
     товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.), в полном объеме;
     проданных по подписке печатных изданий (по моменту  выписки счета без учета стоимости доставки);
     упаковки, имеющей  продажную  цену,  не  входящую  в  цену товара;
     проданной порожней тары;
     стеклянной  посуды, проданной населению с  товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
     Не  включается в оборот розничной торговли стоимость:
     проданных товаров, не выдержавших гарантийных  сроков службы;
     проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов;
     спецодежды, выданной своим работникам;
     продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);
     продажа товаров специальным потребителям (милиции, военным организациям и др.).
     Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
     Обязательным  признаком операции, относимой к  розничной торговле, является наличие кассового чека.
     Оборот розничной торговли при анализе можно классифицировать следующим образом (рис.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Розничный товарооборот является одним из важных показателей социа-льно - экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
     Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
     Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны. Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.
     Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности, что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
     Объем товарооборота - один из основных показателей  работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.
     К задачам анализа розничного товарооборота  относятся:
     контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объему и по товарным группам;
     оценка  выполнения плана по предприятиям и  организациям, входящим в данную систему;
     изучение  ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом  по системе, так и по организациям и предприятиям;
     изучение  динамики розничного товарооборота  за ряд лет;
     выявление изменений, происшедших в объеме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;
     определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
     вскрытие  и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;
     изучение  качества обслуживания населения;
     выявление внутренних резервов и разработка мероприятий  по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота  и улучшению обслуживания населения.
     В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются: прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская финансовая (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») и статистическая отчетность.
     Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1 – торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3 – торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма №3 – торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.
     В «Отчете о продаже и запасах  товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях.
     «Отчет  по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе – о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.
     Кроме того, при анализе используются материалы  финансового и управленческого учета; внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений, хронометража и т.д. Для анализа розничного товарооборота используются: книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому торговому подразделению (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим итогом за месяц; первичные документы (товарные, кассовые отчеты и др.); учетные регистры, отражающие движение товаров, их реализацию; инвентаризационные (сличительные) описи: акты документальных ревизий, аудиторские материалы; информация и материалы по изучению спроса населения на товары; данные отдела кадров о численности работников и т. д.
     Основным  недостатком существующей бухгалтерской  и статистической отчетности является недостаточная оперативность данных о розничном товарообороте в ассортиментном разрезе. 
 

2. Организационно-экономическая  характеристика
предприятия ООО «Стандарт» 

     В настоящей работе особенности развития оборота розничной торговли в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности ООО «Стандарт», учрежденного физическими лицами.
     ООО «Стандарт» является юридическим лицом  и действует на основании устава учредительного договора и законодательства РФ.
     Данное  торговое предприятие стабильно функционирует с 1999 года в г. Липецке. Предприятие располагает магазином в районном центре торговой площадью 420 м2. Численность персонала предприятия в 2009 году достигла 28 работников.
     Целью деятельности ООО «Стандарт» является осуществление коммерческой и иной экономической активности для удовлетворения потребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей.
     Предприятие имеет следующие виды деятельности:
     розничная торговля продовольственными товарами, товарами народного потребления, сельскохозяйственной продукцией и другими видами товаров  и продукции;
     торгово-закупочная деятельность.
     Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его уставом. Высшим органом  управления предприятия является собрание учредителей (физический лиц). Оперативное руководство административно-хозяйственной, коммерческой деятельности осуществляется через аппарат управления, который организует всю работу, координирует и контролирует деятельность внутренних звеньев организации. Ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и представление ее соответствующим органам осуществляется главным бухгалтером.
    ООО «Стандарт» ведет бухгалтерский и статистический учет, а также представляет финансовую отчетность в порядке, установленном федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, а также Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ части 1 и 2 и Трудового кодекса РФ. Учетная политика ООО «Стандарт» разработана в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06 октября 2008 года № 106н; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета с применением компьютерной программы.
    Уставный  капитал ООО «Стандарт» составляет 379,0 тыс. руб.
    ООО «Стандарт» обладает полной хозяйственной  самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Чистая прибыль ООО «Стандарт» (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и по решению собрания участников направляется на формирование фондов общества, на другие цели и распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
    ООО «Стандарт» в праве формировать резервные и другие фонды. Резервный фонд формируется в размере не менее 15 % уставного капитала общества. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом установленного размера, но не менее 5 % от суммы чистой прибыли.
    Основные  экономические показатели, характеризующие  деятельность ООО «Стандарт» за 2008-2009 годы по данным отчетности, представлены в таблице 1.
    Таблица 1
    Показатели  хозяйственной деятельности ООО «Стандарт»
Показатель 2008   тыс. руб. 2009   тыс. руб. Отклонение
Тыс. руб. Темп роста, %
1. Выручка от продаж товаров 2620,7 3105,2 + 484,5 118,5
2. Валовый доход 1053,7 1194,7 + 141,0 113,4
3. Уровень валового дохода, % 20,8 22,1 + 1,3   106,25
4. Расходы на продажу 911,9 1032,7 + 120,8 113,2
5. Уровень расходов на продажу, % 18,0 19,1 + 1,1 106,1
6. Прибыль от продаж 141,8 162 + 20,2 114,2
7. Уровень рентабельности продаж, % 2,8 3,0 + 0,2 107,1
8. Прочие  доходы 2,5 2,9 + 0,4 116,0
9. Прочие  расходы 2,7 2,4 - 0,3 88,9
10. Прибыль до налогообложения 141,6 162,5 + 20,9 114,8
11.Уровень  прибыли к товарообороту, % 2,8 3,0 + 0,2 107,1
 
     По  данным таблицы 1 видно, что за отчетный период предприятия улучшило результаты финансово-хозяйственной деятельности. Выручка от продаж товаров ООО «Стандарт» составила 3105,2 тыс. руб., что на 484,5 тыс. руб. или 118,5 % выше уровня предшествующего периода. Уровень валового дохода увеличился на 22,1 %. Прочие доходы в 2009 году составили 2,9 тыс. руб., что на 116,0 % выше уровня 2008 года. Прочие расходы уменьшились до 2,4 тыс. руб.
     За 2008 год получено прибыли от продаж в сумме 141,8 тыс. руб., а в отчетном году прибыль составила 162,0 тыс. руб. Уровень рентабельности продаж за 2009 год составил 3,0 %, что намного выше уровня 2008 года.
     Влияние факторов на прибыль:
     - выручки от продаж (484,5 х 2,8)/100 = +13,6 тыс. руб.,
     - валового дохода (3105,20 х 1,3)/100 = +40,4 тыс. руб.,
     - расходов на продажу (3105,20 х 1,1)/100 = -34,2 тыс. руб.
     Следовательно, увеличение выручки от продаж и валового дохода оказало положительное влияние на прибыль, т.е увеличило прибыль на 54,0 тыс. руб., а рост расходов на продажу снизил прибыль на 34,2 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3. Анализ выполнения плана и  динамики оборота розничной 
  торговли  в целом по предприятию, по  периодам, отдельным товарным группам
     Изучение  существующих тенденций и возможностей предприятия, касаю-щихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негатив-но влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
     Проведение экономического анализа предполагает:
     изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
     изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
     выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
     проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
     Анализ  объема и структуры товарооборота  предприятия предусматривает проведение аналитической работы, которая состоит из следующих этапов (рис. 2.).
Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов
 
Анализ  динамики общего объема товарооборота
 
Анализ  товарно-групповой структуры товарооборота
 
Анализ  состава товарооборота по его  определенным видам
 
Анализ  ритмичности и сезонности реализации товаров
 
Количественная  оценка факторов, которая обуславливает  изменение товарооборота
 
Анализ  запаса финансовой прочности предприятия
 
     Рис. 2. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
     1 этап - определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
     На  этом этапе анализа определяют общий  объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а  по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
     Оценка  степени выполнения плана товарооборота  осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего - с целью оценки изменчивости  внешней  среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
     2 этап - анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
     Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.
     Корректировка фактического товарооборота в связи  с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
     Определение объема товарооборота, сопоставленного  с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:
                                                                                                       (№ 1)
     где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период;
          Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за  i-тый период по сравнению с базовым.
     Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предп- риятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
     На  базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста, что касается предыдущего и базового периода.
     Важное  значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
                                                                        
                                                (№ 2)
     где  - - среднегеометрический темп роста;
        - конечный показатель динамического ряда;
        - начальный показатель динамического ряда;
          n - количество показателей в динамическом ряду.
     3 этап – анализ товарно-групповой  структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
     На  этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия.  Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации  предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
     Изучение  ассортиментной структуры товарооборота  позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.
     4 этап – анализ состава товарооборота  предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
     Исследование  состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
     Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их  роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
     5 этап – анализ объемов реализации  товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
     Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ) и коэффициент вариации (v):
                                                           
,                                           (№ 3)
                                                          
                                                            
(№ 4)
     где хi - товарооборот за i-тый период;
        - средний объем товарооборотов за n периодов;
          n - количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
     Среднеквадратическое  отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
     Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
     Исследования  названных показателей дает возможность  установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.
     6 этапом анализа товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
     Количественная  оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
     Завершается анализ товарооборота предприятия  – 7 этап –  исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
     Допустимая  граница снижения объема товарооборота  характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто).  Их значения рассчитываются так:
                                                     ПБто= Тф – Тб/з ,                                          (№ 5)
         
    где Тф – фактический объем товарооборота предприятия;

          Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается  безубыточная
деятельность.
     Чем большее значение имеют порог  безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
     Таким образом, в динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъем, благосостояние культуры населения – с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объема и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Стандарт»
                  Таблица 2
Динамика  розничного товарооборота ООО «Стандарт» за 2007 - 2009 г.г.
Годы Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.) Цепные  темпы роста товарооборота, % Базисные  темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7
2007 2141,5 2141,5 100,0 100,0 100,0 100,0
2008 2620,7 2176,6 122,4 101,7 122,4 101,7
2009 3105,2 2227,5 118,5 102,3 145,0 104,0
 
     Данные  таблицы показывают, что за последние  три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2008 году рост товарооборота составил 122,4 %, а в 2009 году - 118,5 %. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но меньше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008 году на 1,7 %, в 2009 году на 2,3 %. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
     За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0 % (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 - 2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0 %, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).
     По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90 % прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.
     За 2007 - 2009 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4 %, в сопоставимых ценах 102,0 %.
     По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0 %, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0 %. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
     Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 3.
   Таблица 3
Розничный товарооборот ООО «Стандарт» по кварталам  года 

 
 
Кварталы 
2008 год 2009 год Отклонение  в сумме   (+, -) 2009 год  в % к 2008 году
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
1 610,8 23,3 714,0 23,0 +103,2 116,9
2 655.2 25,0 770,5 24,8 +115,3 117,6
3 647,3 24,7 770.1 24,8 +122,8 119,0
4 707,4 27,0 850,6 27,4 +143,2 120,2
Всего за год  2620,7 100,0 3105,2 100,0 +484,5 118,5
 
     Данные  таблицы свидетельствуют о неритмичном  развитии товарооборота предприятия  по кварталам: наиболее напряженным  был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9 %), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0 % и 120,2 %). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2 % по сравнению с 2008 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5 %).
     Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7 % в 2008 году до 24,8 % в 2009 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0 %), а доля оборота четвертого квартала составила в 2009 году 27,4 % и возросла по сравнению с 2008 годом на 0,4 % (темп роста товарооборота -120,2 %). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
     Еще более неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года.  
  Таблица  4
Ритмичность развития розничного товарооборота ООО «Стандарт»
по  месяцам года 

Кварталы  2008 год  2009 год  Отклонение в сумме   (+, - ) 2009 г. в % к 2008г.  
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
1 2 3 4 5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.