Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
      Введение
      Теоретические аспекты дефицита государственного бюджета.
      Сущность дефицита государственного бюджета.
      Причины и показатели бюджетного дефицита.
      Виды бюджетного дефицита.
      Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка.
      Концептуальные подходы к бюджету.
      Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны.
    2.1 Инфляция  как результат бюджетного дефицита.
      Государственный долг.
      Причины образования государственного долга.
      Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Украине.
      Выводы (резюме).
      Перечень  ссылок.

     Введение

 
     Актуальность  проблемы. Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
     Анализ  последних исследований и публикаций. Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска определялись такие закономерности: рост поступлений денежных средств в бюджет влечет за собой увеличение бюджетных расходов, благодаря чему потребности получателей бюджетных средств в полной мере обеспечивают потребление.
     И.Чугунов  определяет экономическую сущность бюджетной системы в качестве инструмента регулирования экономического развития и достаточно справедливо утверждает, что основной целью бюджетного регулирования является проведение сбалансированной финансово – бюджетной политики (в сфере доходов и расходов бюджета, дефицита бюджета, государственного долга), направленной на повышение социально – экономического развития страны.
     Как известно, невозможно одновременно уменьшать  инфляцию и увеличивать темпы  роста реального ВВП. Использование  монетарных методов подавления инфляции приведет к стагнации и создаст  условия для стагфляции. Этот тезис  подтверждается конкретными расчетами. Безысходность применяемых подходов в борьбе с инфляцией проявляется в том, что они замораживают среднесрочный экономический рост, не уменьшая при этом инфляцию на конкретном этапе, а также препятствуют инвестициям и кредитной активности. Использование эмиссии под дефицит бюджета только на выплату заработной платы недопустимо, и, кроме того, эмиссии под инвестиции всегда используется экономически развитыми странами для «оживления» экономики (точка зрения С.Яременко).
     Проблема  государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р.Барро, А.Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга   посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.
     Целью работы  является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, в частности, его размера и направленности на экономический рост и инфляцию на конкретной стадии экономического развития Украины в 2005 – 2006 годах, осуществление зависимости между долговыми показателями государства и пропорциями разделения ВВП, которые находят отображение в системе национальных счетов, поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета и построение оптимальной модели управления динамикой государственного долга.
     Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Украине в 2000-2005 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.
     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и  другими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
 
      Сущность  дефицита государственного бюджета
 
В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет , который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет. Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). При этом заметим, что в основном  такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами.  <10>
Бюджетный дефицит представляет собой разницу  между государственными расходами  и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:
        Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
        Важная статья государственных расходов – обслуживание задолжности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный , а не номинальный процент, равный где D – величина государственного долга; – реальная ставка процента; – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину , так как, по уравнению Фишера, (1).  При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так кА в периоды роста инфляции  (2). Завышение бюджетного дефицита связано завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентах выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима правка на инфляцию:
        Реальный Номинальный   величина темп
        Дефицит       =         дефицит          -         государственного     ?     инфляции.(3)  
      госбюджета   госбюджета       долга на начало года
        При оценках дефицита государственного бюджета на макро    уровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджете происходит завышение.
        Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельности Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. 
 
      К числу квазифискальных операций относятся:
      а) финансирование государственными предприятиями избыточной             занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолжности;
      б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях  экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйством, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;
      в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно использовать относительные  показатели задолженности. 

       1)                    Долг Показатели запаса, характеризующие 
             ВВП                             бремя долга в более долгом периоде, то
      2)                    Долг                           есть степень зависимости национальной
                                                               экономики от прошлого притока
       Экспорт  товаров  и услуг            иностранного капитала.                                                                               

  

       3) Сумма обслуживания долга                Показатели потока.
      ВВП                                                                     
     4) Сумма обслуживания долга 
  Экспорт товаров и услуг      
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная  динамика показателей
                           ВВП                                          и                                Долг
  Численность населения страны Численность населения страны
<1> 
 
 
 
 
 
 
 

      Причины и показатели бюджетного  дефицита
 
Рост  бюджетных дефицитов явление  распространенное и даже закономерное. Причин тому множество  (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата ). Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым « негативным экономическим категориям » типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. <10> 
Основные  причины бюджетного дефицита:
      1. Возникновение непредвиденных ситуаций (война, стихийное бедствие).
      2. Низкая эффективность  общественного  производства.
      3. Нерациональная структура бюджетных  затрат.
      4. Некомпетентность правительства  государства, держать под контролем  финансовою ситуацию в стране.
      5. Большие затраты на содержание  силовых структур.
      6. Оказание бесплатной помощи другим  государствам.
      7. Невозможность получения долгов  от других государств.
      8. Переход от административно-командной  экономики к рыночной.
      9. Воровство денег госбюджета.
      10. Кризис политической системы   государства.<9> 

      1.3 Виды бюджетного  дефицита 

Дефицит бюджета может измениться вследствие изменений в фискальной политике государства, так и в результате изменения экономической коньюктуры. Например, на стадии спада доходы фирм и домохозяйств снижаются, поэтому налоговые поступления в государственную казну также уменьшаются. Одновременно больше граждан получает право на помощь по поводу безработицы. Поэтому в этой фазе делового цикла дефицит бюджета растет без каких-либо изменений в фискальной политике. <2>  
Для «оценки» влияния фискальной политики на бюджет, вычисляют, так называемые, циклично корректированный дефицит бюджета  и цикличный дефицит.
Для определения  этих дефицитов сначала считают  бюджет по полной занятости он показывает, какими были бы налоговые поступления, а также и сальдо госбюджета, если бы национальная экономика продуктировала природный объем продукции, а государственные отчисления были поточными. Смена бюджета по полной занятости показывает направленность влияния фискальной политики на совокупный спрос в национальной экономике.
Фактический дефицит государственного бюджета  – это разница между государственными поступлениями и отчислениями. Он формируется под действием фискальной политики и циклических изменений. Структурный дефицит определяют как разницу между поступлениями по полной занятости, по действительным налоговым ставкам и фактическими отчислениями. Циклический дефицитэто разница, между фактическим и структурным дефицитами. Превышение фактического дефицита над структурным означает циклический дефицит, а превышение структурного дефицита над фактическим – циклические излишки. 
 

            Государственные отчисления, G
                     и налоговые поступления,  Т
      
         Т
 Структурный 
            дефицит

 C A G 
 

 E B 
 

      D
 
          
        (год 2)      (год 1)
                Валовой внутренний продукт  

      Рис. 1 <11,  с. 421> 

     Структурный и циклический  дефицит 

Допустим, что в году 1 национальная экономика находится на уровне полной занятости, объем производства при нем , и фактический дефицит бюджета является отрезок АВ. Допустим далее, что вследствие определенных обстоятельств объем национального производства в году 2 уменьшился до уровня . При этом правительство не применило ни одного из фискальных методов. Так как налоговые поступления уменьшились, то из-за неизменных государственных отчислений фактический дефицит бюджета вырос на ЕD. Это обусловлено не фискальной, а пассивной экономической политикой. Как видим, данные про бюджетные излишки или дефициты за предыдущие года не дают повода судить про фискальную политику правительства.
На рисунке 1 структурный дефицит в года 1 и 2 являются одинаковыми (АВ = СЕ). Это дефицит бюджета, который бы существовал в году 2, если бы в национальной экономике не было спада. Он не изменился, так как не произошли изменения в фискальной политике.
В году 2 фактический дефицит бюджета превышает структурный дефицит на ED – величину циклического дефицита. Чтобы вытеснить цикличный дефицит, правительство должно повернуть экономику до уровня полной занятости. Этого можно достичь с помощью дискретной фискальной политики – снижения налогов или увеличения государственных отчислений. Иначе говоря, для преодоления спада правительство должно увеличить структурный дефицит. После обновления экономического роста правительство может вытеснить структурный дефицит через повышение процентных ставок или уменьшения государственных отчислений.
На самом  деле отличие между структурным  и фактическим дефицитами тесно  связаны с отличиями между  дискретными и автоматическими стабилизаторами. На циклический дефицит влияют не налоги и отчисления, которые автоматично приспосабливаются к положению национальной экономики, а на структурный – поступления и отчисления, которые проводит правительство законодательно. Таким образом,  дискретная фискальная политика означает целенаправленные изменения структурного, а не циклического дефицита. Так как фактический дефицит содержит и циклический, и структурный дефициты, он является неточным показателем изменений в фискальной политике. <11> 
 

    1.4 Снижение бюджетного  дефицита в условиях  рынка
Существует  несколько традиционных способов  покрытия бюджетного дефицита – это  государственные займы и ужесточение  налогообложения. Но есть и третий способ , предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это, собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Казначейству США необходимо  100млн долл. На покрытии правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС (Российская Федерация) , которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет  Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100млн долл. Новых банковских резервов. Они и становятся  основой многократного увеличения количества денег в обращении.<10>
В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  оказывает  отрицательное влияние  на социально-экономическое развитие государства, уровень жизни населения. Поэтому в современных  условиях основное внимание  и значение уделяют изучению причин возникновения и разработке направлений по снижению бюджетного дефицита.
В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  может быть  снижен за счет увеличения доходов государства. Это главный способ борьбы с бюджетным дефицитом.
Основные  направления увеличения доходов  государства в современных условиях следующие:
1.Увеличение  объемов  реализации продукции   субъектов хозяйствования ( с ростом объемов реализации растет и сумма оплаченных налогов в бюджет ).                                       
2. Рост  покупательской возможности населения.
3. Улучшение   налоговой системы.
4. Усиление  внимания до согласования межгосударственных  договоров ( они должны приносить только пользу ) .
5. Улучшение  взаимоотношений между разными  сторонами  власти.
6. Получение  помощи от других более развитых  стран.
Когда возникает бюджетный дефицит  необходимо ввести мораторий на принятие новых социальных программ, которые требуют значительных бюджетных затрат, необходимо совершать финансирование только самых важных социальных программ.
В мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется  такая форм снижения (ликвидации) бюджетного дефицита, как заманивание в страну иностранного капитала.
С его  помощью решается сразу несколько  заданий, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются  бюджетные затраты, предназначенные  для финансирования капитальных  вложений (инвестиций), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый плательщик налогов. Понимая полезность политики заманивания в страну иностранного капитала, все государства, в том числе и экономически развитые, пытаются заполучить импорт капитала, доводя его, до значительно больших размеров.
Основные  меры, которые способствуют снижению (ликвидации) бюджетного дефицита:
1.Разработка  направлений увеличения доходов  государства.
2.смена  направлений инвестирования бюджетных  ресурсов в сфере народного  хозяйства с целью повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной единицы.
3.Жёсткий  режим экономии бюджетных средств. 
4.Использование  разных форм государственного  кредита.
5.Оформление  задолженности государственными  ценными бумагами по выданным  кредитам правительственным структурам.
6.Сохранение  финансирования только самых  важных  социальных программ.
7.Снижение  безработицы.
8.Иностранный  капитал. 
Реализация  на практике выше изложенного позволит сократить (либо совсем ликвидировать) бюджетный дефицит каждой страны.<9> 
 

1.5 Концептуальные подходы   к бюджету 

Бюджетная политика – важнейший элемент  экономической политики государства  и включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.
Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях , которые  построены на различных макроэкономических основаниях. 
 

            2. ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА         НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 

Прежде  всего, возникает вопрос: может ли рост государственного долга в конкретный момент привести к банкротству страны? Иначе говоря, может ли нация может  ли нация обанкротиться  подобно  частной единицы – предприятий, которые находятся во власти одного субъекта, или корпорации, когда они не могут выполнять свои финансовые обязательства?
Дефицит бюджета и государственный долг, непосредственно, влияют на функционирование национальной экономики. Последствия  этого влияния делят на краткосрочные  и долгосрочные. Краткосрочные – это экономические последствия бюджетного дефицита, известные как проблема вытеснения. Долгосрочные – это экономические последствия государственного долга, известные как тяжесть долга.
Если  увеличение государственных отчислений финансируется увеличением бюджетного дефицита, то оно вероятней всего будет производиться за счет вытеснений инвестиций в частном секторе. Увеличение государственного долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводят к вытеснению государственным долгом частного капитала. Поэтому рост государственного долга уменьшает производственные мощности, которые будут использовать будущие поколения, а также они будут иметь более низкий уровень дохода.
Одним из условий ухудшения положения  национальной экономики является динамика тяжести долга – отношение государственного дога к валовому внутреннему продукту. Эта динамика зависит, во-первых, от уровня реальной процентной ставки, которая определяет сумму процента, который выплачивается за долг, и, во-вторых, от величины первичного дефицита бюджета – это разница между величиной дефицита и выплатой процентов за долг.  <11>
В современных  условиях госбюджет играет роль одного из регуляторов экономического развития, полностью сохраняется и его  традиционная роль инструмента обеспечения выполнения государством чисто политических и иных неэкономических функций. С помощью налоговой системы государство концентрирует в своих руках необходимые финансовые ресурсы и использует их для содержания госаппарата, армии, непроизводственной сферы и т.п.  
 

    2.1 Инфляция как результат  бюджетного дефицита 

Инфляция  является результатом бюджетного дефицита. Необходимым условием ее возникновения  является более быстрый рост номинального количества денег или скорости их обращения по сравнению с ростом реального национального дохода. К такому же выводу можно прийти на основе тождественного уравнения анализа ex post: , констатирующего, что количество денег, израсходованных на покупку произведенной продукции, равно количеству находящихся в обращении денег, умноженному не скорость их обращения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.