На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банкротство как способ реструктуризации корпорации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Алматинская академия экономики  и статистики               
    КАФЕДРА «Финансы» 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    на  тему: 
    «Банкротство  как способ реструктуризации корпорации» 

    студентки 4 курса
    Кубесовой Асель
    08-404 

      Руководитель:  Абдрахманова А.А. 
 

    ___________________________                                                ____________________________
                 (допуск к защите)                                                                                        (оценка)
    «_______» ____________20___г.                                              «_____» ________________20___г.
    ___________________________                                                 _____________________________
           (подпись руководителя)                                                                   (подпись руководителя) 
 
 
 

    Актобе, 2011г.
    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым  все несовершенное и неприспособленное  разрушается, умирает, ассимилируется в среду или адаптируется в ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями - рост, развитие и выживание.
    Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия  в казахстанской экономике напрямую связано с введением правового  регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов, характеризуемой явлениями  финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.
    Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит  неэффективное предприятие из числа  действующих. Процедура банкротства  часто является положительной мерой и для предприятия-должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.
    Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что институт банкротства всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельности предприятий. Реструктуризация предполагает комплексные и взаимосвязанные изменения структур, обеспечивающих функционирование предприятия в целом.
    Предметом работы выступает банкротство как  способ реструктуризации.
    Цель курсовой работы: рассмотреть вопросы управления предприятием в условиях финансового кризиса, способы предотвращения банкротства и ликвидации предприятия.
    Для осуществления  поставленной цели, необходимо выполнить  задачи:
    провести анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства;
    раскрыть внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия;
    дать перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации.
    провести реструктуризацию системы управления предприятием.
    Объект  исследования имеет организационно-правовую форму Товарищества с Ограниченной Ответственностью, его официальное название ТОО «Прелесть».
    ТОО «Прелесть» создано в соответствии с ГК РК, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Руководство деятельностью предприятия ведёт Генеральный директор. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание.
    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений которые способствуют лучшему восприятию изложенной текстовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  реструктуризации  корпорации

1.1 Понятие реструктуризации, ее условия и  классификация

 
    Процессы  глобализации экономики привели  к появлению новых игроков  на экономической и политической арене - транснациональных корпораций.
    В настоящее время транснациональные  корпорации (ТНК) контролируют свыше 50% мирового промышленного производства, более 60% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций.
    Используя свою финансовую мощь, крупнейшие корпорации вытесняют национальных инвесторов из наиболее привлекательных секторов экономики, создают жесткое давление на национальных производителей, зачастую используя методы нечестной конкуренции.
    ТНК расширяя свое присутствие, устанавливают  стандарты не только в сфере управления, но также влияют на социальную идентификацию населения принимающей стороны.
    В настоящее время оценки деятельности ТНК и их влияния на развитие национальных экономик и безопасность государств достаточно неоднозначны и имеют  как положительное, так и отрицательное  содержание. Размах деятельности транснациональных корпораций характеризуется огромными масштабами. Рыночная капитализация некоторых ТНК составляет порядка 300-500 млрд. долл. США, а ежегодные объемы продаж колеблются в пределах 150-200 млрд. долл. США.
    Здесь нужно также учитывать тот факт, что практически вся торговля сырьем на мировых рынках осуществляется под контролем ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой; 85% - медью, бокситами; 80% - оловом, чаем; 75% - натуральным каучуком, сырой нефтью.
    В настоящее время ведущую роль в глобальных процессах играют ТНК  США, по характеру и масштабам  торгово-инвестиционной экспансии  опережающие промышленные и финансовые компании других стран.
    Но  этот разрыв постепенно уменьшается  за счет усиления позиций ТНК государств Западной Европы и Японии, а также появления транснациональных корпораций развивающихся стран.
    С обретением независимости Казахстан  стремился стать активным участником наиболее важных процессов глобализации. Но успешная интеграция страны в мировое сообщество предполагает формирование механизма оптимального взаимодействия со всеми его элементами, в том числе, с его основными субъектами - транснациональными корпорациями.
    В этом случае привлекательными факторами  для ТНК в Казахстане явились: значительные запасы полезных ископаемых, разнообразнейшие биологические и богатые рекреационные ресурсы, наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы.
    Выбор модели поведения иностранных ТНК  в экономике Казахстана принципиально  не отличается от форм внедрения этих хозяйствующих субъектов в экономику других развивающихся стран и зависит от ряда определенных факторов, таких как:
    экономические интересы корпорации;
    выбор сферы деятельности иностранного капитала и вида продукции;
    масштабы проекта;
    стратегические цели привлечения иностранных инвестиций.
    В Казахстане из спектра существующих форм деятельности ТНК в принимающих  станах (лицензирование, альянсы и  т.д.), преимущественное развитие получило созданию совместных предприятий (СП). 
В настоящее время, большинство компаний иностранного сектора республики (предприятия находящиеся в иностранной собственности и предприятия с участием иностранного капитала) являются элементами таких крупнейших транснациональных компаний, как Chevron Mobil, Shell, Agip, Philips, Samsung, LNM Group, Philip Morris и ряда других.

    С развитием рыночных отношений транснациональные  корпорации все глубже внедряются в  экономику Казахстана и оказывают  все возрастающее влияние на окружающую природную среду, на политическую, социально-экономическую и культурную стороны жизни нашей страны.
    На  сегодня в Казахстане, согласно данным UNCTAD, зарегистрировали свою деятельность более 1600 филиалов транснациональных  корпораций с числом сотрудников - порядка 18 тыс. человек, что составляет около 0,12% от общей численности населения страны.
    В целом анализ деятельности иностранных  ТНК в Казахстане позволяет выделить следующий ряд сложившихся тенденций:
    Во-первых, концентрация транснационального капитала в минерально-сырьевом комплексе  обусловлена тем, что в условиях глобализации фактически сложилось новое международное разделение труда, согласно которому Казахстан рассматривается как крупный поставщик сырья, в частности углеводородного.
    Во-вторых, существующая низкая эффективность  механизма контрактной системы управления. В целом, результаты программ приватизации и контрактной системы управления были неоднозначными.
    С одной стороны, производство стабилизировалось, и комбинаты продолжали обеспечивать рабочими местами и социальными  услугами населенные пункты, в тех регионах где они работали.
    В-третьих, остается нерешенной проблема, касающаяся деятельности ТНК и соблюдения прав человека. Так, механизм признания, соблюдения и защиты прав человека в развивающихся  странах, в частности, и в Казахстане недостаточно эффективно развит. В настоящее время эксперты отмечают недостаточное количество сильных независимых профсоюзов, нет сплоченного движения "зеленых" и мощного движения в защиту прав потребителей. 
Доступ граждан к правосудию и принятию экологически значимых решений в определенной степени ограничен.

    Это в свою очередь обуславливает  тот факт, что иностранные ТНК, в целях получения более высокой  прибыли в ряде случаев нарушают основные права человека, соблюдение которых в западных странах жестко регулируется законодательством.
    В-четвертых. Достаточно ограниченный доступ к информации о деятельности иностранных ТНК  и низкая степень транспарентности деятельности иностранных ТНК. Общий  характер предоставляемой информации свидетельствует о том, что ТНК с нежеланием демонстрируют истинное положение дел.
    Крайне  ограничен доступ к истинной информации о размерах прибыли корпораций, а  также о качестве проводимых мероприятий  по охране окружающей среды.
    В результате, учитывая достаточно широкий  спектр возможного негативного воздействия ТНК на экономику и безопасность принимающих государств и с одной стороны и современные возможности ТНК с другой, разработать эффективную систему, позволяющую обеспечивать сбалансированное распределение выгод между принимающей страной и ТНК, представляется достаточно трудным.
    Реструктуризация  предприятия — это структурная  перестройка в целях обеспечения  эффективного распределения и использования  всех ресурсов организации. Ее цели:
    обеспечить стабильное и эффективное функционирование;
    увеличить объем поступлений в бюджет;
    оздоровить обстановку за счет увеличения рабочих мест и регулярно выплачиваемой заработной платы.
    При реструктуризации должны быть соблюдены  следующие требования:
    сохранение сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового потенциала;
    согласование интересов всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества;
    решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;
    увеличение реальных поступлений в бюджет;
    минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;
    защита прав акционеров.
    Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ.
    Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления  — это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения  на предприятии, достигается успех.
    Принцип системности — это поиск и  определение связей, целостности, сопоставление  свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Данный принцип  позволяет концентрировать внимание на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.
    Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее  разработанной технологии. В использовании  этого принципа большое значение имеет ответ на вопрос, с чего начать и как двигаться к результату. При этом каждый предыдущий этап становится исходной базой для последующего.
    Принцип целенаправленности означает, что любое  преобразование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее четкий план и полностью представлять предполагаемый результат, коренные изменения, которые произойдут в деятельности компании. Реструктуризация компании — долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных, Целенаправленных усилий. Важно, чтобы разрешение временных кризисных ситуаций не сводило на нет долгосрочные стратегические действия, а служило бы их поддержкой.
    Принцип корпоративности, которая в организации  или фирме может проявляться  в различной степени, — это  понимание и принятие всеми работниками  целей реструктуризации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.
    Принцип оперативности и гибкости. При  реструктуризации часто возникает  потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к меняющимся условиям. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
    Принцип концептуальности. Реструктуризация должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (цели, этапы, фазы, функции) для различных по экономическому содержанию процессов управления.
    Принцип прозрачности. Любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации. Целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества в результате эффективного управления приводит к оптимальным решениям. Важно не испортить то хорошее, что было в организации.
    Принцип инновационности или постоянного  улучшения — это постоянный поиск  и инициирование перспективных  изменений потребностей, использование  новых форм коммуникации (например через Интернет), стремление быть первым. Все, что предприятие делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование информации.
    Принцип мониторинга или эффективного контроля. Контроль — это обратная связь, позволяющая корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля (планы действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе реструктуризации.
    Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности.
    Эффективность проведения реструктуризации связана  с определением ее критериев.
    Специалисты казахстанского центра приватизации выделяют два типа критериев:
    «жесткие», которые поддаются количественному измерению;
    «эластичные», которые не могут быть измерены количественно.
    «Жесткие» критерии эффективности реструктуризации — это привлечение внешних  инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства.
      «Эластичные» критерии эффективности реструктуризации — это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия казахстанских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов.
    Сам процесс реструктуризации довольно сложен, поскольку трансформации  могут подвергаться различные элементы и их взаимосвязи, составляющие стратегический потенциал компании, а не только структура организации, как считалось  ранее. Это можно отразить в некоторой классификации, содержащей основные направления и виды реструктуризации в рамках хозяйствующего звена в зависимости от объектов реструктурирования.
    Сущность  и содержание процесса реструктуризации зависит от того, какая ее форма  осуществляется. В экономической литературе выделяют два основных направления:
    - стратегическая (корпоративная) реструктуризация, целью которой является повышение  эффективности функционирования  и инвестиционной привлекательности  за счет внешнего развития  компании, то есть реализация программы корпоративного реструктурирования происходит за счет двух основных организационных стратегий – либо расширения бизнеса (слияния, поглощения и т.д.), либо его сокращения (разделение, выделение, переорганизация и т.д.);
    - оперативная реструктуризация, реализуется за счет внутренних резервов предприятия и направлена на решение проблем компании в краткосрочном периоде. Она является предпосылкой для осуществления стратегической формы реструктурирования. В рамках оперативной реструктуризации в зависимости от объекта, на который она направлена, можно выделить следующие виды:
    1) реструктуризация по элементам,  образующих экономический потенциал  компании. Это: а) производственно-технологическая  (объектом является производственный  потенциал предприятия); б) финансовая (объект – денежные потоки внутри организации); в) социальная или кадровая (объект - это трудовые ресурсы компании); г) экологическая (объект – взаимодействия предприятия с окружающей средой);
    2) реструктуризация по внутрисистемным отношениям, предполагающим управление и стратегическую направленность компании. Здесь можно выделить такие ее формы как: а) антидемпинговая, предполагающая деятельность предприятия в условиях нестабильного объема продаж и сопряженных с ним доходов. В такой ситуации реальна ориентация предприятия на замедление темпов спада путем экономии всех видов затрат, структурных сдвигов в составе выпускаемой продукции; б) кризисно-ситуационная, представляющая собой воздействие на структуру предприятия в условиях кризиса, направленное на избежание или ослабление критических ситуаций. Последовательное антикризисное преодоление ресурсной и структурно-технологической нестабильности позволит предприятию создать условия для новых перспектив; в) ускоренного развития, представляющая собой кардинальные преобразования структуры предприятия, направленные на существенное повышение эффективности бизнеса. Она требует значительных инвестиционных вложений и сопряжена с высокой степенью риска.
    Таким образом, выбор направления реструктуризации, вида и объектов трансформации будет зависеть от целей, возможностей, а также стратегической направленности каждого отдельно взятого бизнеса.

1.2 Банкротство корпорации

 
    В соответствии с Законом РК от 21 января 1997 года № 67-1 "О банкротстве" под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
    История становления и развития рыночной экономики в развитых странах  показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие  колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:
    • I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;
    • II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;
    • III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.
    На  каждой стадии развития негативной тенденции  состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:
    на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реструктуризации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;
    на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных oпераций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;
    на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.
    Из  сказанного следует, что банкротство  — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий  неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и не универсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности - в результате антикризисного управления.
    Рассмотрим  основные процедуры банкротства, применяемые в Казахстане.
    Банкротство (финансовый крах, разорение) - это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим  долговым обязательствам и финансировать  текущую основную деятельность из-за отсутствия средств. Основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей.
    Процедура признания должника банкротом может  быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.
    Целью банкротства (как процедуры) может  являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности  либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией. Банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.
    Нормы действующего международного права  не содержат процедуры признания  несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам.
    Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.
    Для контроля за проведением процедуры  банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается  арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.
    Процедура банкротства завершается либо ликвидацией  должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового  оздоровления, путем выяснения достаточности  средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).
    Закон выделяет следующие основные процедуры  банкротства:
    - наблюдение;
    - финансовое оздоровление;
    - внешнее управление;
    - конкурсное производство;
    - мировое соглашение.
    Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
    Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.).
    Финансовое  оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.
    Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года.
    Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
    Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
    Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.
    Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого комплекса причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет возможности влиять, или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.
    Банкротство чаще всего является результатом  совместного и одновременного воздействия  всех причин. Наиболее сильное влияние  на финансово-хозяйственную деятельность предприятия оказывает современное состояние казахстанской экономики и множество проблем, которые еще не решены. Это инфляция, безработица, просроченные кредиторские задолженности, высокий удельный вес расчетом бартером, "забюрокраченность" и другие.
    Финансовое  состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов. Финансовое состояние  является важнейшей характеристикой  экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим хозяйственным отношениям.  
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового  состояния предприятия применяются  как абсолютные, так и относительные  показатели финансового состояния  предприятия (финансовые коэффициенты).
    Анализ  финансовых коэффициентов заключается  в сравнении их значений с базисными  величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Для анализа финансового  состояния предприятия и тенденций  его изменения обычно достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из них отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.
    Анализ  хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках включает в себя анализ внешних и внутренних условий деятельности должника и рынков, на которых она осуществляется.
    При анализе внешних условий деятельности должника проводится анализ общеэкономических  условий, региональных и отраслевых особенностей его деятельности.
    При анализе внутренних условий деятельности должника проводится анализ экономической  политики и организационно-производственной структуры должника.
    Анализ  рынков, на которых осуществляется деятельность должника, представляет собой анализ данных о поставщиках и потребителях (контрагентах).
    Проводится  анализ активов (имущества и имущественных  прав) и пассивов (обязательств) должника, результаты которого указываются в  документах, содержащих анализ финансового состояния должника.
    Анализ  активов производится по группам  статей баланса должника и состоит  из анализа внеоборотных и оборотных  активов.
    По  результатам анализа всех групп  активов в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, постатейно указываются поквартальные изменения их состава (приобретение, выбытие, списание, создание) и балансовой стоимости в течение не менее чем 2-летнего периода, предшествовавшего возбуждению производства по делу о банкротстве, и периода проведения в отношении должника процедур банкротства и их доля в совокупных активах на соответствующие отчетные даты.
    Анализ  пассивов проводится в целях выявления  обязательств, которые могут быть оспорены или прекращены, а также  в целях выявления возможности  проведения реструктуризации сроков исполнения обязательств.
    Анализ  пассивов проводится по группам статей баланса должника и состоит из анализа капитала, резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств.
    В документах, содержащих анализ финансового  состояния должника, кроме сведений об обязательствах, срок исполнения которых наступил, указываются сведения об обязательствах, срок исполнения которых наступит в ближайший месяц, 2 месяца, квартал, полугодие, год.
    Проводится  анализ возможности безубыточной деятельности должника, изменения отпускной цены и затрат на производство продукции, результаты которого указываются в документах, содержащих анализ финансового состояния должника.
    В целях определения возможности  безубыточной деятельности должника анализируется  взаимосвязь следующих факторов:
    а) цены на товары, работы, услуги;
    б) объемы производства;
    в) производственные мощности;
    г) расходы на производство продукции;
    д) рынок продукции;
    е) рынок сырья и ресурсов.
    Проводя анализ финансового состояния предприятия, следует обратить внимание, что абсолютные значения коэффициентов и показателей по разным предприятиям несопоставимы из-за зависимости от индивидуальных особенностей предприятий. Сопоставить можно лишь степень изменений коэффициентов и показателей в направлении повышения или снижения финансовой устойчивости. Анализировать целесообразно динамику, а не абсолютный уровень показателей.

1.3Реструктуризация  как способ предотвращения  банкротства предприятия

    Законодательство  о реструктуризации в Казахстане позволяет добросовестным гражданам  и предприятиям, ответственно относящимся  к предмету своей деятельности, получить освобождение или погасить большую часть своих долгов. Но при этом существуют определенные ограничения.
    Реорганизация предприятия должна быть проведена, а банкротство объявлено только в соответствии с широким набором  нормативных актов, предназначенных для того, чтобы освобождая должника от его финансовых обязательств, обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов.
    На  «должника» накладываются существенные ограничения. Например, обычно одно предприятие  не может подать несколько заявлений о реструктуризации одного за другим или подавать их слишком часто.
    Законодательство  также не предусматривает освобождения от долгов должника, допустившего грубые нарушения в управлении предприятием или предпринявшего попытку обмана суда.
    В Казахстане сфера обычной предпринимательской  и коммерческой деятельности регулируется не законодательством о реструктуризации, а другими законодательствами. Например:
    контракты интерпретируются и вводятся в законную силу в соответствии с коммерческим или гражданским законодательством;
    большая часть незаконных действий в сфере предпринимательской деятельности рассматривается и наказывается властными органами штата иной юрисдикции;
    права потребителей обычно защищены государственным законодательством, и дела об ущемлении их прав рассматриваются в суде в соответствии с гражданским законодательством.
    Кредиторам  запрещено вмешиваться в процесс  реструктуризации, объявления банкротства  должником или пытаться взыскать долг, пока дело находится в судопроизводстве, если в соответствии с законодательством или решением суда им не разрешено обратное.
    Законы  о реструктуризации, как и все  законы, относящиеся к коммерческому  праву, обеспечивают кредиторам организованные и стабильные возможности предоставлять  займы и расширять кредиты.
    Без упорядоченного и предсказуемого набора правил регулирования процесса кредитования и фиксации прав и обязанностей кредиторов и должников успешное функционирование рыночной экономики вряд ли возможно.
    В обмен на определенные льготы, получаемые при проведении реструктуризации/объявлении банкротства, физическое или юридическое лицо, являющееся должником, обязано представить суду и кредиторам всю финансовую документацию и историю своей деятельности. Должна быть представлена информация обо всех активах и производственных и финансовых операциях должника, а также возможных незаконных или неправомерных его действиях. Это обеспечивает как права и интересы кредиторов, так и целостность всей системы.
    Часто судом по вопросам о реорганизациях и банкротствах назначается арбитражный управляющий, который осуществляет контроль за имуществом должника, проводит расследование его управления предприятием активов и, при необходимости, распределяет имущество или поступления от продажи имущества между кредиторами в соответствии с принципом пропорциональности.
    Такая система позволяет обеспечить более  высокий профессиональный уровень  и соблюдение большей объективности  и справедливости при удовлетворении требований всех кредиторов, чьи интересы были затронуты в процессе реструктуризации.
    Также назначение арбитражного управляющего в большей степени гарантирует  сохранение целостности системы  проведения реорганизаций/объявления банкротства.
    Законодательство  о реструктуризации/банкротстве  служит так называемой «страховочной сеткой» для системы рыночной конкуренции, и «спасательным кругом» - для свободного предпринимателя. Подобное законодательство могло бы служить той же цели при развитии рыночных отношений, существующих в настоящее время в Казахстане, особенно применительно к частным предприятиям и коммерческим предприятиям вообще.
    Наличие правовых основ для реструктуризации прогоревшего предприятия стимулирует  предпринимательскую деятельность, позволяя делать инвестиции и брать  на себя риск.
    Хотя  в рамках этого законодательства нет положений, которые непосредственно стимулировали бы инвестирование предприятий, оно смягчает некоторые из наиболее болезненных результатов неудачи в ведении бизнеса и создает благоприятные предпосылки для инвестиционной деятельности.
    Индивидуальный инвестор, группа индивидуальных инвесторов или предприятие с малой степенью вероятности начинали бы новое дело, инвестировали новый продукт или предприятие, брали кредит или делали бы какой-либо иной долг, если бы они знали, что неудача в этом предприятии привела бы к возникновению пожизненного долга и, возможно, нищете, без малейших шансов восстановить благополучие или «новый старт».
    Наиболее  важным, возможно, здесь является то, что нормативная база открывает  дорогу к освобождению от долгов тем  добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе, дает шанс восстановить свое благополучие и снова стать активными и полезными членами своего сообщества, его налогоплательщиками.
    На  основе всего описанного в первой главе, можно сделать следующий вывод: Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о реструктуризации/банкротстве, или экономической реструктуризации, позволяет коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию после его упадка, обновить производство после его сдачи в аренду и стать экономически выгодным после периода убыточности. Процедура реструктуризации/объявления банкротства не является ни приятной, ни особо приветствуемой. И тем не менее, эта процедура рассматривается как необходимое и полезное средство регулирования отношений конкуренции и рыночной экономики. Когда на предприятии стоит вопрос о ликвидации в связи с банкротством либо реструктуризации выбор должен падать на реструктуризацию, т.к. это верный путь к экономической стабилизации, оживлению и подъёму.

2.Реструктуризация  компании на примере  ТОО «Прелесть»

2.1 Стратегическое описание  предприятия

 
     Объект  исследования имеет организационно-правовую форму Товарищества с Ограниченной Ответственностью, его официальное название ТОО «Прелесть».
     ТОО «Прелесть» создано в соответствии с ГК РК, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Руководство деятельностью предприятия ведёт Генеральный директор. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам ТОО «Прелесть» из фондов трудового коллектива
     Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получение  прибыли.
     ТОО «Прелесть» осуществляет следующие виды деятельности:
    производство и реализация деревянных строительных конструкций и столярных изделий
    производство и реализация сухих строганных пиломатериалов и погонажных изделий из древесины. Выпускается четыре типа обрезной доски, два типа половой доски, четыре типа бруса, шесть видов вагонки, широкий ассортимент различных типов плинтусов, реек, наличников и других погонажных изделий.
    производство и реализация клееных изделий из массивной древесины, которые используются при производстве мебели, оконных и дверных блоков и различных строительных материалов (подоконных досок, лестниц, панелей и т.д.)
     Миссия  организации – это генеральная цель, это предназначение организации, польза, которую она принесет своими действиями. Для того, чтобы сформулировать миссию организации необходимо определить кто наши клиенты и какие потребности таких клиентов необходимо удовлетворить.
     Миссия  деревообрабатывающего предприятия  ТОО «Прелесть» заключается быть экспортером качественной продукции, соответствующей мировым стандартам. Одной из целей любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли.
     Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно только при максимальной производительности.
     Изделия из дерева характеризуются экологичностью, эластичностью, а так же средним  уровнем цен.
     В последнее время увеличивается  спрос на высококачественные строительные и отделочные материалы, на высококачественную мебель из древесного массива, поэтому в отрасли сложились хорошие тенденции для производства клееной продукции, продукции из массивной древесины.
     Цели - это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которой направлена ее хозяйственная деятельность. Роль целей определяется следующим: - они служат исходной точкой планирования стратегии- цели лежат в основе организации фирмы;
     - на целях базируется мотивирование фирмы- цели служат базой при контроле и анализе производственно хозяйственной деятельности.
     За  счет этих направлений можно разработать  цели деревообрабатывающего предприятия.
     На  данный момент ТОО «Прелесть» ставит перед собой 6 основных целей:
     1. Максимально возможная прибыль
     2. Обеспечение и благосостояние  рабочих
     3. Положение на рынке
     4. Максимальная производительность
     5. Разработка, производство продукта  и обновление технологий
     6. Внедрение дополнительных производственных  единиц.
     Следует остановиться подробнее на каждом из вышеперечисленных пунктов:
     1. Максимально возможная прибыль  является основной целью, ради  которой создается предприятие.  Под максимально возможной мы  понимаем прибыль, получаемую  при полном использовании всех производственных и человеческих ресурсов.
     2. Нанимая рабочих, мы берем на  себя ответственность за их  уровень жизни. Соответственно, чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация. Следовательно, в наших интересах обеспечить своих рабочих, прежде всего конкурентно-способной зарплатой, а также другими возможными благами.
     3. Положение на рынке является  второй по значимости из поставленных  целей.
     4. Прибыль предприятия прямо пропорционально  зависит от его производительности, следовательно, только при максимальной производительности и, кроме того, при использовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.
     5. Только лишь с внедрением новых  современных технологий, постоянно  улучшая качество изделий и  расширяя список выпускаемой продукции, предприятие может добиться успеха.
     6. Этот пункт непосредственно связан  с предыдущим. В будущем (приблизительно  через 5 лет) планируется открыть  2 дочерних предприятия: первое, по  производству мебели из нашей  продукции, второе, пилораму подобную этой.
    Достижение  этих целей возможно лишь при быстром  развитии производства. Для этого  должен иметься достаточный первоначальный капитал. все остальное зависит  от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся  у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих в фирме процессов.
    Достижение  поставленных целей во многом зависит  от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся  у фирмы ресурсы, от четкого контролирования  протекающих процессов.
    Работа  такого предприятия требует совершенствования организации, планирования и управление производственно-хозяйственной деятельностью, разработки новых экономических подходов, решения следующих задач:
    - быстро менять ассортимент продукции,  приспосабливаться к различным запросам разных групп потребителей;
    - расширять сферу дополнительных  сервисных услуг;
    - постоянно вести работу по  повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности  продукции;
    - повышать гибкость производства, оперативно внедрять новую технику и технологию;
    - совершенствовать организацию сбыта  продукции путем исследования  рынка, стимулирования продаж, экономического  воздействия на потребителя.

2.2 Организационно- финансовый  анализ предприятия

    Структура предприятия — это состав и  соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный  объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами: размером предприятия; отраслью производства; уровнем технологии и специализации предприятия. Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов.
    Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией и  размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия: функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы, - полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения эффективности их работы.
    Организационная структура выглядит как древовидная  схем, состоящая их прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. (Приложение А).
    Директор  осуществляет общее руководство  фирмой, организацию процесса закупки сырья, поиск клиентов и работа с ними, управление финансовыми потоками, подбор персонала, представление организации во всех инстанциях и др.
    Гл. бухгалтер, бухгалтер осуществляют бухгалтерский учет хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
    Юрист, референт работает с юридическими документами, оформляет договоры, ведет секретарское дело. Обеспечивает соблюдение законности и деятельности предприятия и защиту его правовых интересов, осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует, в необходимых случаях, в подготовке этих документов, обеспечивает методическое руководство правовой работой на предприятии, разъяснение действующего законодательства и порядок его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы, представляет интересы предприятия в суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов.
    Главный инженер осуществляет контроль за требованием Ростехнадзора, природоохранных, санитарных и других органов. Обеспечивает подготовку технической документации, чертежей, спецификаций, технических условий, смет, технологических карт и другой отчетности. Организует работу в области рационализации, изобретательства и пр. Руководит разработкой перспективных планов развития предприятия, нормативных материалов по ремонту оборудования, расходу материалов и организует технадзор за состоянием, содержанием и ремонтом оборудования.
    Энергетик организует надежную и безопасную работу электрических установок, систем газоснабжения, автоматики безопасности и регулирования, а также оборудования, станков, осмотров, испытаний, обучение, аттестацию сотрудников, контролирует разработку инструкций.
    Технолог  осуществляет контроль за технологией  производства, за качеством, обучение сотрудников, усовершенствование технологии и др.
    Главный механик осуществляет контроль за бесперебойной  работой оборудования, организация  плановых ремонтов, настройка оборудования, обучение сотрудников.
    Завскладом  ведет количественный учет товаров  на складе, осуществляет прием-отпуск товаров, оптимальную организацию  хранения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.