На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение 

     Проблема  психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.
     Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.
     Актуальность  выбранной темы. Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.
     Предмет  курсовой  работы: стрессовые факторы.
     Объект  курсовой работы – устойчивость личности к стрессовым  факторам.
     Цель  курсового исследования состоит в изучении психологических особенностях стресса
     Для достижения цели определим следующие задачи:
     - рассмотреть понятие стресса;
     - охарактеризовать признаки стрессового напряжения;
     - выявить причины возникновения  стресса в деятельности;
     - дать рекомендации по устранению стресса.
     Методологической  базой исследования послужили теория деятельности и ее разработка в рамках психологического анализа труда педагогов, современные парадигмы изучения психологического стресса в контексте профессиональной деятельности.
     Структура курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения. 
 

 

1. Понятие и признаки возникновения стрессов

1.1. Понятие стресса, фрустрация

 
     Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое" [7, с.143].
     Стресс  присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.
     Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения  неспецифической генерализованной реакции организма — “общего  адаптационного синдрома”[3,с.64] — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
     Для понимания природы этих состояний  особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и “предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”[3, с. 70].
     К понятию и состоянию стресса  близко и понятие фрустрации. Сам  термин в переводе с латинского означает обман, ожидание, крушение планов. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
     Фрустрация  создает, таким образом, наряду с  исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
     Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект.
     Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.
     Фрустрация  влечет за собой эмоциональные нарушения  лишь тогда, когда возникает препятствие  для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
     Изучение  адаптационных процессов тесно  связано с представления об эмоциональном  напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
     Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и  нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
     1) непосредственная реакция на  воздействие (стадия тревоги);
     2) максимально эффективная адаптация  (стадия ресистентности);
     3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
     В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
     Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
     Основные  черты психического стресса:
     1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
     2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;
     3) явления стресса имеют место  тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
     Так как стресс возник главным образом  именно от восприятия угрозы, то его  возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.
     Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
     При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность  психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как
    ощущение неопределенной угрозы;
    чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
    неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.
     Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги  и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
     Тревога может играть охранительную и  мотивационную роль, сопоставимую с  ролью боли. С возникновением тревоги  связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
     В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
     Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой  интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
     Профессор Березин определил тревожный  ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
     1) ощущение внутренней напряженности  — не имеет ярко выраженного  оттенка угрозы, служит лишь сигналом  ее приближения, создавая тягостный  душевный дискомфорт;
     2) гиперестезические реакции —  тревога нарастает, ранее нейтральные  стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
     3) собственно тревога — центральный  элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной  угрозы. Характерный признак : невозможность  определить характер угрозы, предсказать  время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
     4) страх — тревога, конкретизированная  на определенном объекте. Хотя  объекты, с которыми связывается  тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
     5) ощущение неотвратимости надвигающейся  катастрофы — нарастание интенсивности  тревожных расстройств приводит  субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
     6) тревожно-боязливое возбуждение  — вызываемая тревогой дезорганизация  достигает максимума, и возможность  целенаправленной деятельности  исчезает.
     При пароксизмальном нарастании тревоги  все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
     Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у  которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства испытуемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.
Таблица 1.
Результаты  исследования адаптивности, в зависимости от уровня тревоги
  Эффективная адаптация Неустойчивая  адаптация Стойкие нарушения адаптации
  Адаптивность  при низком уровне тревоги (I)
Испытуемые  зрелого возраста 54% 36% 10%
Испытуемые  юно-шеского возраста 73% 24% 3%
  Адаптивность  при высоком уровне тревоги (II)
Испытуемые  зрелого возраста 4% 44% 52%
Испытуемые  юно-шеского возраста 19% 38% 41%
 
     Таким образом, видно, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.
     Кстати, Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно  соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который  в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней. [13, с.135]
     Усиление  тревоги приводит к повышению  интенсивности действия двух взаимосвязанных  адаптационных механизмов, которые  приведены ниже:
     1) аллопсихический механизм — действует,  когда происходит модификация  поведенческой активности. Способ  действия : изменение ситуации или уход из нее.
     2) интрапсихический механизм —  обеспечивает редукцию тревоги  благодаря переориентации личности.
     Существует  несколько типов защит, которые  используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
     1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
     2) фиксация тревоги на определенных  стимулах;
     3) снижение уровня побуждения, т.е.  обесценивание исходных потребностей;
     4) концептуализация.
     Тревога, несмотря на обилие различных смысловых  формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
     Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
     Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
     Но  не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации  и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние  непосредственного окружения и  особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
     Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
     Важными факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
     В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет  неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
     Таким образом, проблема психической адаптации  представляет собой важную область  научных изысканий, расположенную  на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [4, с. 67].

1.2. Признаки стрессового напряжения

 
     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, но стресс – это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие специалисты и даже отдельные учёные склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Совсем недавно доктор Дж. Мейсон, бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию “физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом”[8, с. 42]. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры наблюдаются у пациентов психиатра.
     Но  стрессовые реакции присущи и  низшим животным, вообще не имеющим  нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания....
     Стресс  не всегда результат повреждения. Стрессорный  эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже ходьба – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют “дистресс”.
     Слово стресс пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как дистресс. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания”. Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной [6, с. 132].

     - Признаки острого (кратковременного) стресса.

     Телесные  проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение  ритма дыхания. При повышении  напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

     Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.
     Переживание напряжения у некоторых людей  даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания [7, с. 52].

     - Признаки затяжного (хронического) стресса.

     К наиболее частым проявлениям относятся  следующие:
    ощущение потери контроля над собой;
    недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);
    вялость, апатия, повышенная утомленность;
    расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).
     Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
    раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность…);
    повышенный аппетит;
    увеличившееся количество выпитого алкоголя;
    увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих…);
    расстройства половой функции;
    неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления…).[16, стр. 63].
     Частным случаем стресса является профессиональный стресс, возникающий в ходе осуществления  профессиональной деятельности.
 

2. Причины возникновения  стресса в деятельности  и рекомендации по его коррекции

2.1.Основные причины возникновения стресса в деятельности

     Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

     - Организационные факторы.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
     1. Перегрузка или слишком малая  рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за  конкретный период времени. 
     Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
     2. Конфликт ролей.
     Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
     Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в  иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может  потребовать от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
     3. Неопределенность ролей .
     Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.