На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономические взгляды Д. Кларка. Экономическая концепция Н. Г. Чернышевского

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования Республики Беларусь
Могилевский государственный университет имени  А.А. Кулешова 
 
 
 

                                        Факультет Экономики и права
                                        Кафедры Экономики
                                        Контрольная работа 
                                        По Истории экономических учений
                                        студента 2 курса ОЗО
                                        группа ЭУП-092
                                        Меженина Дениса Александровича 
 
 
 
 
 

Тема  работы:
Экономические взгляды Д. Кларка. Экономическая  концепция Н. Г. Чернышевского.
Технократическая  концепция в социально-институциональном  направленном направлении
экономической науки ( Гелбрейт, Белл, Тоффлер ) 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Могилев, ул. Автомобильная 8-61
                                                                                    Т. 31-56-09, 245-85-50(МТС)  
                                 
                   
 
 

Могилев 2010
Содержание 

Экономические взгляды Д. Кларка                                                                       2
Экономические концепции Н. Г. Чернышевского                                               6
Технократическая  концепции в социально-институциональном  направлении экономической науки (Гелбрейт, Белл, Тоффлер)                                               9
Литература                                                                                                             20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические взгляды Д. Кларка 

     Джон  Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель «американской  школы» маржинализма, внес заметный вклад  в формирование неоклассической  экономической теории конца 19 в., один из завершителей «маржинальной революции», приведший к формированию неоклассической  экономической теории.
     Основные  труды: «Философия богатства» (1886), «Распределение богатства» (1899).
     Его научные достижения рассматривают  в 2-х аспектах - методологическом и  теоретическом.
     Его новая методология в рамках представляет собой учение о трех естественных разделах (отделах) экономической науки, которое включает в себя положения  о статике и динамике и соответственно о статическом и динамическом типах производства.
     Дж. Б. Кларк отверг четырехзвенное деление  науки на производство, распределение, обмен и потребление и выдвинул свою версию: «Мы имеем теперь перед  собой границы трех естественных разделов экономической науки. Первый охватывает универсальные явления  богатства. Второй включает социально-экономическую  статику и говорит о том, что  происходит далее с богатством...Третий отдел включает социально-экономическую  динамику и говорит о том, что  происходит с богатством и благосостоянием  общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности».
     В экономической статике, считает  он, при условии постоянного выпуска  одних и тех же благ одной и  той же техникой при постоянной технологии в промышленности и сельском хозяйств, экономика, будучи как бы в замкнутой  системе, находится в состоянии  равновесности. Но действие реальных динамических сил (увеличение населения, рост капитала, улучшение методов производства, изменение форм промышленных предприятий, выживание более производительных предприятий) порождают в экономике  отклонения и изменения. Благодаря  этим силам экономической динамики «нормальное богатство мира будет  больше и естественный уровень заработной платы будет значительно выше в 2000 году, чем теперь». Кларк предположил, что люди еще до окончания 2000г. будут  знать о последствиях, к которым  ведут динамические силы общества и  это произойдет благодаря «чистой  теории экономической динамики», позволяющей  провести качественный анализ явлений  изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много  раз предмет экономической экономии.  

     Его идеи в числе других ученых обогатил Н. Кондратьев в одной из лучших своих  работ «Основные проблемы экономической  статики и динамики» («статика - это  застывшая динамика»).
     Теоретическое наследие Дж.Б. Кларка , почти все  его ключевые идеи и трактовки  кратко сформулированы в «Распределении богатства».
     1) «Распределение общественного дохода»  регулируется общественным законом,  который «при совершенно свободной  конкуренции» может обеспечить  каждому фактору производства  создаваемую им сумму богатства. 
     2) «Богатство» - это количественно  ограниченные источники материального  человеческого благосостояния «Каждый  фактор производства)» имеет в  общественном продукте ту долю  богатства, которую именно он  производит.
     3) Разложение всего дохода общества  на различные виды дохода (зарплата, прибыль, процент) непосредственно  и целиком является «предметом  экономической науки». Названные  виды дохода получаются соответственно  «за выполнение работы», «за  предоставление капитала» и «за  координирование заработной платы  и процента». 
     4) При определении доходов «со  здравым смыслом» ни один из  «классов людей», занятых в производстве, не будет «иметь претензий  друг к другу».
     5) В экономическом смысле производство  продукта не закончено до тех  пор, пока представители торговли  не довели его до покупателя  и продажа состоялась, что являет  собой «завершающий акт общественного  производства». 
     В «Распределении богатства» Кларк оперирует  категориями «предельный рабочий», «предельный характер работы», предельная полезность», «конечная полезность», «предельная производительность»  и др.
     Главная заслуга Кларка - прежде всего в  разработке концепции распределения  доходов на основе принципов предельного  анализа цен факторов производства - закон предельной производительности Кларка. По его мнению этот закон  имеет место в условиях совершенной  конкуренции и базируется на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства.
     Это означает, что при неизменной капиталовооруженности  предельная производительность труда  начинает снижаться с каждым вновь  привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности. Или - «доли в распределении (ценности) зависят от конечной производительности», т.е. «процент определяется продуктом конечного приращения капитала, а заработная плата определяется продуктом конечного приращения труда».
     Практически это значит: «Если я нахожусь у  вас на службе, уволите ли вы меня?»  Кларк отвечает на свой вопрос так: «Быть может, нет до тех пор, пока продукт, который мой труд прибавляет к другим доходам предприятия, равен  моей заработной плате».
     Из  «закона» предельной производительности Кларка вытекает вывод: цена фактора  производства обусловлена ее относительной  дефицитностью. Отсюда - «справедливая  заработная плата» всегда соответствует  предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного  фактора, т.е капитала. А Кларк, возможно не до конца просчитывая этот возможный  вывод из его теории, был уверен, что «если они (трудящиеся массы) создают небольшую сумму богатства  и получают ее полностью, им незачем  стремится к социальной революции...».
     Но  истина, как выразился М. Блауг, в  другом: «на самом деле не существует никакого отдельно взятого производственного  фактора: факторы производства в  сущности комплементарны (взаимное соответствие, обеспечивающее взаимодействие), и  предельный продукт любого из них  является следствием предельных продуктов  всех остальных факторов». Не воспринимает эту теорию и Б. Селигмен: «Нет никакой  гарантии в том, что народ получит  вознаграждение в соответствие с  освященной временем теорией предельной производительности».
     Суть  «закона» Кларка сводится к следующему: фактор производства - труд или капитал - может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого  этим фактором, не сравняется с его  же ценой. А в жизни это означает - фирма увеличивает фактор производства до тех пор, пока цена этого фактора  не начинает превышать доходы от его  применения. Отсюда следует, что Кларк  является предшественником современных  теорий по оптимизации структуры  издержек производства. 
 
 
 
 
 
 

Экономические концепции Н. Г. Чернышевского 

     Особое  место среди произведений экономистов XIX в. в России занимают труды Николая  Гавриловича Чернышевского (1828-1889). Его научное творчество наиболее плодотворно протекало в 50-е —  начале 60-х годов XIX в., в период подъема  общественного движения в России. Чернышевский — крупнейший мыслитель  и ученый своего времени. Он оказал громадное влияние на современников  и последующие поколения революционеров. Его труды по философии, политической экономии и истории составили  целую эпоху в развитии этих наук. В.И. Ленин называл его самым  большим и талантливым представителем социализма до К. Маркса.
     Н.Г. Чернышевский являлся идеологом  трудящихся, в первую очередь крепостного  крестьянства.
     Экономические произведения Чернышевского содержали  глубокий анализ и критику крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась новая экономическая теория— "политическая экономия трудящихся", развивалось и обосновывалось социалистическое учение.
     Центральное место в трудах Чернышевского  заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программа  решения аграрного вопроса.
     Одной из первых экономических работ Чернышевского  была статья "О земле как элементе богатства" (1854), написанная в связи  с изданием книги либерального экономиста А. Львова. Чернышевский выступил в  ней с критикой западной политэкономии. Вслед за тем появились другие экономические произведения, написанные в течение 50-х годов, в числе  которых статьи "О поземельной  собственности", "О новых условиях сельского быта", "Устройство быта помещичьих крестьян", "Славянофилы  и вопрос об общине", "Критика  философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правда логики" и др. Важные экономические  работы были написаны в начале 60-х  годов, в том числе: "Капитал  и труд", "Замечания к книге  Д.С. Милля "Основания политической экономии", "Очерки из политической экономии по Миллю", "Письма без  адреса".
     В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности  на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной  собственностью с передачей ее в  пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой экономической системы. В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.
     В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений, в частности, в статьях "О поземельной собственности", "Критика философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правила логики" и др. Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил ей важное место в структуре  того аграрного строя, который должен был утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение  класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует  строить систему землевладения  и землепользования.
     Социализм Чернышевского не вышел за рамки  утопического. "Чернышевский, — писал  В.И. Ленин, — был социалистом-утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма  способно создавать материальные условия  и общественную силу для осуществления социализма".
       "Политическая экономия трудящихся" рассматривала все основные проблемы  экономической теории. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве, Чернышевский называл ее наукой о материальном благосостоянии человека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом.
     В качестве метода исследования Чернышевский выдвинул метод гипотез, получивший название гипотетического. Это, по существу, метод абстракций, нацеленный на то, чтобы с помощью научных предположений (гипотез) освободиться от влияния второстепенных, усложняющих условий и установить главное.
     Чернышевский  отметил заслугу А. Смита и  Д. Рикардо в создании трудовой теории стоимости. Он считал, что стоимость  принадлежит только вещам, произведенным  трудом, а труд — единственный источник производства. С позиции трудящихся из трудовой теории стоимости был  сделан вывод о том, что если продукт обязан своим возникновением труду, то весь должен составлять принадлежность того самого организма, трудом которого создан. "Прежняя теория говорит: все производится трудом, новая теория прибавляет: и потому все должно принадлежать труду".
     "Политэкономия  трудящихся" по-иному, чем западные  экономисты, трактовала проблему  труда, его купли-продажи. Чернышевский  исходил из того, что труд не  является продуктом, а представляет  собой производительную силу, его  источник. Отсюда следовал вывод,  что труд не может быть предметом  торговли, хотя это, как само  собой разумеющееся, принималось  буржуазной политэкономией.
     В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков  западной политэкономии. Он делал отличный от них вывод: поскольку капитал  является продуктом труда, то и принадлежать он должен тем, кто его создал. Разделяя теорию Рикардо и, по существу, отождествляя прибыль с прибавочной стоимостью, он делал ударение на обратной зависимости  прибыли и заработной платы, подчеркивал  несовместимость интересов стоящих  за этими категориями двух классов. В интересах повышения материального  благосостояния трудящихся следовало, по его мнению, объединить прибыль  с заработной платой.
     "Политэкономия  трудящихся" означала существенный  шаг вперед в толковании земельной  ренты. Еще в статье "О земле  как элементе богатства" содержалась  мысль о том, что существует  рента и с худших участков, т.е. абсолютная земельная рента.  Хотя данное положение не получило  теоретического обоснования, тем  не менее оно представляло  шаг вперед в развитии теории  ренты. Чернышевский определил  ренту как излишек прибыли  и выступил с критикой "закона" убывающего плодородия почвы. 
     Чернышевский  дал характеристику капиталистической  конкуренции, экономических кризисов и некоторых других вопросов. Он исходил из того, что социализм  будет свободен от конкуренции и  анархии производства, место которых  займет планомерность, соревнование. Социалистическое производство должно, по его мнению, руководствоваться рациональным расчетом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения на каждом конкретном этапе развития производительных сил общества.
     "Политэкономия  трудящихся" явилась выдающимся  достижением не только русской,  но и мировой экономической мысли. 
 

Технократическая  концепции в социально-институциональном  направлении экономической науки (Гелбрейт, Белл, Тоффлер) 

     Термин "технократия" впервые применен американским исследователем В.Смитом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале "Industrial Managment". В буквальном переводе с греческого это слово означает "власть мастерства". В дальнейшем понятие получило три общеупотребляемых толкования: во-первых, теоретические концепции власти, основанной не на идеологии, а на научно-техническом знании; во-вторых, тип социально-политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции; в-третьих, социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления. Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, о возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. Основой претензий на впасть для технократов служит все возрастающая роль специальных знаний в управлении не только производственными, но и социально-политическими процессами, а также значение научно-технического прогресса для развития современного общества в целом.
     Истоки  технократической традиции
     В философско-политичсской литературе технократическая традиция имеет давнюю историю. С  четко оформленной идеей общества, управляемого носителями знания, учеными, впервые мы, пожалуй, встречаемся  у Платона. Великий философ в  диалоге "Государство" отстаивает тезис о том, что управлять  идеальным государством должно "сословие философов". В XVII веке идея использования  научных знаний для управления обществом  получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это можно  считать лишь слабым намеком на будущие  технократические теории, появление  которых стало возможным только на определенной стадии общественного  прогресса.
     Первую  целостную концепцию о влиянии  науки, производства и технических  специалистов на социально-политические процессы разработал А.Сен-Симон. Приход к власти носителей научно-технического знания рассматривался выдающимся французским  мыслителем как закономерный результат  общественного развития. Для характеристики будущего общества А.Сен-Симон даже вводит термин "промышленно-научная  система". Он утверждал: "...при  современном состоянии знаний и  цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить  основанием общественной организации". Следовательно, управление обществом должно строиться на сугубо рациональных, научных основах. В результате применения рациональных методов управления политика, по мнению А.Сен-Симона, "станет дополнением к науке о человеке". В трудах А.Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: управление обществом на научных принципах и ведущая политическая роль научно-промышленных специалистов. Однако Сен-Симона правомерно называть предтечей технократизма, а не первым его идеологом.
     Для того, чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение  достаточно многочисленного слоя научно-технических  специалистов. А это произошло  лишь во второй половине XIX века с завершением  промышленной революции в передовых  странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем  и в других сферах. Машинная техника  радикально изменила повседневную жизнь  человека, превратив все существование  в действие некоего механизма. Технизация все шире распространялась в индустриальном обществе: от подчинения природы до подчинения всей жизни самого человека. В этой связи представляется чрезвычайно  удачным термин "технокультура", примененный Ж.-П.Кантеном для характеристики содержания западноевропейской цивилизации.
     В ауре технокультуры все и вся, что хочет быть влиятельным и  эффективным, должно сорганизовываться  по подобию машин, то сеть должно приобретать  точный, обязательный, связанный с  внешними правилами характер. Результатом  стало формирование устойчивого  набора массовых ценностных ориентаций. Во-первых, это понимание природы  как упорядоченной, закономерно  устроенной системы, в которой человек  разумный, познав ее законы, способен поставить  внешний мир под свой контроль. Научная рациональность выступает  в качестве важнейшей составляющей в комплексе ценностей технокультуры  и задает парадигму деятельности в любой севере. Во-вторых, идея преобразования мира и подчинения человеком природы, ставшая доминантой технокультуры: преобразующая деятельность рассматривается  как главное предназначение человека. В-третьих, постоянная н все возрастающая нацеленность на перемены, в основе которых лежит научно-технический  прогресс. В-четвертых, воспроизводство  всех отношений в обществе по аналогии с машинными технологиями, распространение  технического мышления на все виды деятельности.
     Т.Веблен -"отец технократизма"
     Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация их по технической парадигме  неизбежно ставят проблему взаимодействия технокультуры и власти. Вопрос состоит  в том, насколько принципы и методология  технокультуры распространяются на властные отношения в обществе. Овладение  научно-техническими специалистами  властными функциями началось, естественно, в промышленном производстве, которое  все более попадало в зависимость  от носителей специальных знаний. Научный анализ социально-политических последствий данного процесса первым проделал американский экономист Т.Веблен, признанный во всем мире "отцом технократизма" (справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник А.А.Богданов).
     В своем анализе Т.Веблен. будучи экономистом, исходил из логики развития капиталистических  производственных отношений. Период монополистического капитализма он рассматривал как  кульминацию противоречий между  интересами общества и интересами крупных  собственников, "капитанов финансов" н "капитанов индустрии". На этой стадии власть капиталистов становится неэффективной, а сами они превращаются в паразитический "праздный класс". Бизнесу противостоят работники  крупного машинного производства, которое  является центральным звеном экономической  структуры общества. По мнению Т.Веблена, работники индустриального машинного  производства становятся автоматически  заинтересованы в его лучшем функционировании. Стремление в эффективности превращается для них в принцип поведения. Но в отличие от К.Маркса авангардную  роль в противостоянии с капиталом  Т.Веблен отводил не пролетариату, а  техническим специалистам, инженерам.
     Уникальная  роль в индустриальном производстве. рост численности инженерно-технических  работников, их природный ''инстинкт мастерства" делают эту социальную группу, по выражению  Т.Веблена, "подлинным генеральным  штабом индустриальной -системы". Отец "технократизма" постулировал необходимость  поставить производство под полный контроль инженеров: "Материальное благосостояние общества в неограниченных масштабах определяется должной  работой этой индустриальной системы  и поэтому неограниченным контролем  инженеров, которые единственно  компетентны руководить". Но инженерно-технические  специалисты не должны ограничиваться контролем над производством. Они  обладают достаточными знаниями и умением  для преобразования всего общества в целом. Для того, чтобы привести отставшие в своем развитии институциональные формы в соответствие с новейшими технологическими изменениями, им необходима только свобода действий.
     Интересно, что переход власти к технократам  виделся Т.Веблену, так сказать, революционным  путем. В сценарии будущих действий рисовалась забастовка инженеров, которая  должна завершиться установлением "нового порядка". Успех ее представлялся  неизбежным, поскольку вызванный  ею паралич индустриального общества заставит капиталистов отказаться от власти. Необходимо лишь создать самостоятельную  организацию технических специалистов для координации усилий в общенациональном масштабе. Как только инженеры смогут объединиться и выработать план действий, они легко осуществят задуманное. Т.Веблен утверждал, что даже угрозы "всеобщей забастовки, организованной общенациональным штабом специалистов, будет достаточно, чтобы парализовать индустриальную систему".
     После победы забастовки инженеров всю  экономическую жизнь страны планировалось  подчинить "совету технических специалистов", формирование которого должно происходить  путем самоотбора из состава технократической элиты. Сформированный из ведущих специалистов промышленности, транспорта и сферы  услуг совет будет действовать, по мнению Т.Веблена, опираясь на принципы "производственной эффективности, экономного использования ресурсов и справедливого  распределения потребляемой продукции". Набрасывая самыми общими штрихами утопическую  картину общества, которым будут  руководить технократы, Т.Веблен практически  полностью игнорировал роль политических институтов и их дальнейшую судьбу. Кроме того, в отличие от А.Сен-Симона он не придавал существенного значения роли ученых и оценивал их скорее как  консервативную силу.
     Таким образом, в момент своего зарождения теория технократии носила довольно радикальный характер. В конце 20-х  годов последователи Т.Веблена  в США попытались осуществить  его идею создания организации технических  советов для совершения "революции  инженеров". Возникшие организации  технократов наделали в первые годы довольно много шума, но никогда  не пользовались значительным влиянием на политической арене Америки. Довольно скоро, однако, выяснилось, что Т.Веблен весьма переоценил степень солидарности инженерно-технических работников, их роль в обществе и возможность  замены политических институтов производственно-техническими. К началу 40-х годов технократические организации выродились в экстремистское движение, вскоре исчезнувшее с политической сцены США.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.