Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическая система общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              Содержание  

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I    Теория политической системы общества
    § 1. Понятие и признаки политической системы общества………………. 5
    § 2. Функции политической системы общества………………….…………7
    § 3. Виды политических систем……………………………………………..11
Глава II   Структурный анализ политической системы общества
    § 1. Структура политической системы……………………………………...14 
    § 2. Основные элементы политической системы общества……………….15
Глава III  Современная Российская политическая система
    § 1. Структурные особенности……………………………………………....20
    § 2. Основные направления развития политической системы российского    общества…………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..31
 

Введение 

     Известно, что человеческое общество находится  в процессе постоянных изменений, которые  осуществляются под влиянием различных  факторов. По мере его развития усложняются  социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.
     Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.
     Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между  государством и обществом, между  различными субъектами на негосударственном  уровне.
 


     Основной  целью курсовой работы является подробное  описание и изучение теоретических положений, касающихся политической системы общества в целом и современной политической системы Российской Федерации в частности. Для осуществления поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие важные аспекты:
     -  в первой главе будут приведены  понятие политической системы, основные виды, их функции и признаки.
     -  во второй главе будет подробно  изложен структурный анализ политической  системы общества, который включает  в себя рассмотрение структуры  политической системы и основных  ее элементов.
     - в рамках третьей главы данной курсовой работы будет рассмотрена современная Российская политическая система, ее структурные особенности, функциональное назначение и видовая принадлежность. Также будут определены основные направления развития политической системы российского    общества. 

 

     1. Теория политической системы общества
    Для того чтобы осуществлять власть, проводить  определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого  какую-то организационную структуру, механизмы. Такой структурой является политическая система. Она представляет собой механизм, орудие организации и осуществления власти, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют различные структурные элементы, функции и роли.
    Политическая  система является одной из систем общества наряду с экономической, социальной и духовной. Ее специфика в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой ее системы.
    В определении содержания и понятия  политической системы сложилось несколько подходов, что обусловлено сложностью и неоднозначностью данного политического явления. 

    1.1.  Понятие и признаки политической системы общества
    Политическая  система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин «политическая система» встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он обозначал только отдельную сторону политической жизни. В «Политике» Аристотеля мы читаем: «... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве».1
    Термин  «политическая система» был введен в политологию в 50 - 60-х годах XX столетия. Общество стало рассматриваться как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Системный характер позволил более четко определить место политики в жизни общества.2
    Понятие «политическая система общества» вошло в российский политологический оборот в конце 70-х годов ХХ в., придя на смену понятию «политическая организация общества». Последнее понятие узко институционально и не отражало всю возможную гамму понятий, описывающих интегративность политических отношений. При этом проблема заключалась не только в том, чтобы обозначить элементы политической системы общества, что само по себе представляло заметную сложность, свести их в единое целое, показать организационные связи элементов и самого целого, сколько выявить сами политические отношения субъектов как основы системного выражения политической жизни общества, государства, человека.
    Политическая  система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается  в соответствии с собственной  логикой. Она характеризуется властным верховенством, с ее помощью осуществляется верховная власть в обществе. Обладая властным верховенством, политическая система ориентирована на объединение, интеграцию всех систем общества на основе баланса интересов, консенсуса. Получая импульсы из окружающей общественной среды, политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» их и на выходе принимает авторитетные решения и политические действия власти по поводу поступающих сигналов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, силовых актов и т.д.
    Политическая система возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда носит конкретно-исторический характер, определенный уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также рядом других факторов международного, географического и другого характера.
    Всякая политическая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материалист А.Боднер с присущим ему своеобразием научного мышления показал историческую обусловленность политических систем. Он назвал пять факторов, влияющих на формирование систем:
    непрерывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа;
    материальные продукты ее деятельности;
    совокупность ценностей и образцов поведения, знания и представления о мире, передаваемые из поколения в поколение;
    общественные институты, которые каждое поколение застает как данность;
    внешняя среда нации, образующая вместе с нею определенный круг цивилизации и культуры, а также политические условия.
    Существует  множество определений понятия  «политическая система общества», однако ни одно из них нельзя принимать как истинно верное, потому что для понимания данного понятия необходимо изучить все составляющие его элементы в совокупности.  

    1.2. Функции политической  системы общества
    Сущность  политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. В них выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития общества.3
    Один  из основоположников теории политических систем Т. Парсонс считал, что фундаментальной  функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей  и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия на достижение этих целей.
    Большинство других ученых (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Поппер и другие) выделяют функции на «входе»  и на «выходе» политической системы. «Входные» функции осуществляются различными неправительственными субъектами: населением, (например, акции протеста, наказы), группами интереса, политическими партиями, независимыми СМИ и т.д. Они выражаются в придании интересам, требованиям граждан, социальных групп политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами, которые перерабатывают, анализируют входные импульсы и принимают властные решения, действия на выходе.
    К функциям на «входе» в политическую систему относятся:
    политическая социализация, т.е. формирование знаний и представлений о политике, усвоение личностью политики как особой сферы деятельности. Социализация формирует определенный тип личности как субъекта политики и обеспечивает стабильность политической системы, преемственность в ее развитии, формирует необходимый уровень поддержки – основы самосохранения политической системы. Данная функция реализуется государственными и негосударственными структурами, всей социально-политической средой;
    рекрутирования – приобщения граждан к политике в качестве избирателя, гражданина, партийного, профсоюзного и т.д. функционера, депутата, судьи. Эта функция предусматривает «заселение общества» личностями, которые выполняли бы определенные роли, что будет создавать социальную базу функционирования политической системы;
    артикуляции (формулирования, определения). Это процесс, посредством которого выражаются политические интересы, требования тех или иных общественных групп в программах, петициях, запросах, требованиях. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, депутаты, делегаты, различные ассоциации (например, требования предпринимателей и т.д.);
    агрегирования – превращения выработанных требований в альтернативные государственной политике заявления, программы, предвыборные платформы, законодательные предложения, акции;
    политической коммуникации, которая представляет собой развитие связей и отношений между политическими субъектами, между политической системой и средой.
    На  «выходе» политическая система выполняет  функции:
    нормотворчества или законодательная функция. Она включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворчество – это выбор общих целей и стратегии для их достижения в целях стабилизации, нормального функционирования и развития политической системы. Реализация этой функции осуществляется институтами государственной власти, нижестоящими органами властвования (например, ректоратом, деканатом, которые, реагируя на возникающие требования, принимают властные решения);
    исполнения законов и норм (исполнительная функция), подразумевающая приведение их в действие, социальную практику. Совершенно ясно, что судьба любого решения зависит от его реализации. Применение норм и правил не только означает их реализацию, но и стимулирует действия администрации, законодательных и иных структурных элементов политической системы на изменение среды, возникновение новых условий, вызванных реализацией, необходимостью адаптации;
    адаптации, приспособления политической системы к меняющимся условиям общественной жизни, международной, геополитической обстановки. Это очень важная функция, пренебрежение ею, как уже отмечалось, может привести к социальным потрясениям;
    оценки и контроля. Она включает в себя интерпретацию законов, анализ фактов общественной среды, применение соответствующих санкций за их нарушение.4
    В большинстве источников функции  политической системы определяются более обобщенно, и не разделяются  на входящие и выходящие. Называются такие функции, как:
    Обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).
    Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения .
    Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
    Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений.
    Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества.
    Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
    Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).5
    В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и общественные организации).
    Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. С изменением экономических и социальных отношений изменяются и политические отношения, модифицируется политическая система, ее функции.6 

    1.3. Виды политических  систем
    В современной политической науке  существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.7
    Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая марксистско-ленинская теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу при анализе современной политической системы существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
    Наибольшей  популярностью в современных  условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются в соответствии с типом политического режима как демократические, авторитарные и тоталитарные.
Демократические  политические  системы  собрали   в   себе:   правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита  меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.
    Авторитарные  политические системы представляют собой слияние  следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора  на  репрессивные  органы,  отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления  в  ущерб регионам.
    Тоталитарные  политические системы функционируют  на  основе  приоритета классовых,  национальных   или   религиозных   ценностей.   Власть   в   них сконцентрирована  в  руках  монопольно-правящей  партии  или  группы  лиц  и контролирует   все   стороны   жизнедеятельности   общества   и    индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.
    Взаимодействие различных типов политических систем осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур; это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различными политическими системами. 

    Таблица 1 – Типология политических систем
Авторы  типологии Критерий типологизации Выделяемые  типы политических систем
К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
По типу общественно-экономической  формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени  демократичности власти, наличию  механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная;
Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейская континентальная, доиндустриальная, индустриальная;
В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная;
В.В. Радаев, О.Н. Шкартан
По месту  и роли государства в жизни  общества Этакратическая, демократическая
 
    В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные (их цель – сохранять традиционные структуры, сложившуюся форму политической власти) и трансформирующиеся (проводящие общественные преобразования).
     Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависит характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Многообразие типологий свидетельствует о многомерности такого явления, как политическая система общества. Сложность политических систем такова, что ни один подход или метод, взятый в отдельности, недостаточен, чтобы дать полную картину. Следовательно, для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.8  

 

      2.Структурный анализ  политической системы  общества 

     Политическая  система общества представляет собой  определенную структуру, элементы которой  взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория “политическая  система” отражает политическую деятельность, является научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.  

     2.1. Структура политической  системы
     Вопрос  о структуре политической системы  общества не имеет единообразного решения  в науке. Сторонники узкой трактовки политической системы в качестве её структурных элементов чаще всего называют государство, политические партии и общественные объединения (организации), деятельность которых носи политический характер или связана с политикой. Подобная трактовка структуры политической системы, хотя и акцентирует внимание на главных её элементах, тем не менее, все же обедняет её содержание и не показывает других её сторон. В связи с этим более удачной представляется позиция сторонников широкой трактовки политической системы, которые наряду с государством, политическими партиями и общественными объединениями выделяют и другие элементы в её структуре. Правда среди них нет единства мнений относительно этих элементов, однако предложенный ими подход, полагаю, является правильным.9
    Политическая  система относится к числу  так называемых комплексных систем, т.е. систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие  и в других системах. При этом эти комплексные системы связаны  с этими и другими системами сложными функциональными и иными зависимостями.10
    Исходя  из этого в политической системе  общества можно выделить следующие  элементы, которые правильнее называть компонентами, поскольку каждый из них можно рассматривать как  определенную подсистему политической системы.
    Политическая власть;
    Политические институты;
    Нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения;
    Политическая культура и идеология;
    Средства массовой информации;
    Церковь.
    Нередко наряду с названными компонентами выделяются и такие компоненты, как политические отношения, политическая деятельность, политический режим и некоторые другие. По моему мнению, нет достаточных оснований для выделения данных компонентов в политической системе. Например, политические отношения – это то, что связывает основные звенья политической системы в единое целое. В любой системе элементы, составляющие систему, так или иначе, связаны между собой. В этом плане политическая система не является исключением. Её основные элементы – государство, политические партии, политические движения – связаны друг с другом определенными отношениями. Не является компонентом политической системы и политическая деятельность, т.к. политическая система общества – это не статическая, а динамическая система. Поэтому основные её элементы, являясь субъектами политической системы занимаются политической деятельностью и в процессе этой деятельности взаимодействуют друг с другом.11  

    2.2. Основные элементы  политической системы  общества
    Обозначив основные элементы политической системы общества, приступим к более детальной характеристике каждого из них.
    Центральным элементом, стержнем политической системы  является политическая власть, подобно  тому, как в экономической системе  таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная.
    Политическая  власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве  обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции  в экономической жизни. Это руководство проявляет себя, в конечном счете, как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением.12
    Выделение политической власти как основополагающего  элемента политической системы помогает определить ее структуру.
    Так же в политическую систему входят институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.
    Собственно  политические организации прямо  и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.
    Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства  в политической системе определяется рядом особенностей государства.
    Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель  общества в целом. Оно обладает монопольным  правом издания законов и установления, общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.
    Ключевая  роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации.
    К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
    Не  собственно политическими являются организации, деятельность которых  хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы.
    Профсоюзы создаются для защиты интересов  своих членов по вопросам, связанным  с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности  для воздействия на деятельность государства. Они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества.13
    В состав такого элемента, как нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения, входят нормы  права, имеющие политическое содержание, корпоративные нормы, функционирующие  в политической сфере, политические традиции и обычаи, правила политической этики. Нередко эти нормы именуют также политическими нормами. Данный компонент функционирует не только в политической, но и в других социальных системах, и прежде всего в нормативной системе.
    Велика  значимость политической идеологии, которая  занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную.
    Политическая  культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или  социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит, прежде всего, в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранительную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет разрушительную роль.14
    СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика.
    В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.