На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Финансовая система Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

    Тема  моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
    Цель  моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
    Существуют  общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
    Республике  Казахстан с момента распада  Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.
    На  данный момент финансовая система Республики Казахстан, к сожалению, не идеальна. Каждый год вносятся изменения в законодательные акты по совершенствованию нашей финансовой системы.
    Финансовая  система любого государства не может  существовать независимо от финансовых систем других государств.
    Наше государство постоянно развивает сотрудничество с другими государствами в области политики, экономике, торговли, культуры и образования, поэтому финансовая система Республики Казахстан под воздействием внутренних и внешних факторов постоянно совершенствуется 
    Политика  нашего государства направлена на развитие финансовой системы для роста  благосостояния народов Республики Казахстан.
    В Послании народу Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишович Назарбаев сформулировал долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане 2010 о важности обеспечения стабильности и устойчивой работы финансовой системы.
          В своей работе я  рассмотрела теоретические аспекты финансовой системы, в том числе структуру финансовой системы и ее роль в экономике, государственный бюджет и государственный долг, финансовую политику государства. А также в перспективы развития финансовой системы в        Республике Казахстан, в том числе организация управления финансами в Республике Казахстан, анализ финансовой системы Казахстана и роль финансовой системы в экономике Республики Казахстан
    В работе использованы научные труды  отечественных и зарубежных ученых; богатый мировой опыт функционирования финансово-кредитных систем стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой, принципы системности и развития. 

    Развитие  финансового сектора экономики  является одной из приоритетных задач  любого государства. В 2000-х годах в Казахстане велась активная работа по усовершенствованию и укреплению составляющих финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Так, Национальный банк Казахстана создал ряд организаций, способствующих дальнейшему развитию финансового рынка республики.
    Принятие  в 2003 году Концепции развития финансового  сектора Республики Казахстан обозначило основные направления развития финансовой системы на среднесрочную перспективу. Главная цель данной концепции состояла в том, чтобы приблизить финансовую систему республики к международным стандартам, в частности, к рекомендованным Базельским комитетам и принятыми странами Европейского союза. Одним из новых направлений стало построение в Казахстане трехуровневой системы кредитования, образуемой банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских организаций: кредитными товариществами, а также микрокредитными организациями.
    В целом финансовая система Казахстана в докризисный период развивалась  устойчиво, являясь одной из наиболее реформированных и отвечающих международным стандартам среди стран СНГ. В условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 года в руководство Казахстана выступает с инициативой кардинальной перестройки международных финансовых отношений и введения новой региональной, а затем и мировой расчетной единицы, которая могла бы заменить доллар США.
         Актуальность данной темы нельзя преуменьшить, ведь финансовая система, по праву,  считается основой основ любого современного государства. Многие кризисы экономики связаны с нарушением ее функционирования. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.
    Финансовая  система Казахстана на сегодняшний  день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
    Вот почему мне было интересно проследить в своей работе весь путь развития финансовой системы нашей страны.  
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 

       Структура финансовой системы и ее роль в экономике
 
    Финансовая  система – это система экономических  отношений, которые возникают между  государством, юридическими и физическими  лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
    Таким образом, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовые отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
    Финансы – экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.[13, 369]
    Экономическая структура любого общества не может  функционировать без нормально  организованного потока денежных средств  между государством и производственными  структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство (правительство) реализует свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономике, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
    Следовательно, финансы – это система отношений  по поводу распределения и использования  фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и  учреждения.
    Финансовые  связи реализуются через финансовую систему, которая включает в себя различных уровне, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств. [12, 239] 
    Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношений.
    Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения.
    Главными  видами доходов государства в  тот период были дань и грабежи  покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.
    С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных отношений
    резко сократилась. Натуральные подати были заменены налогами
    в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных
    средств — бюджет, которым глава государства  не мог распоряжаться
    единолично. Формирование и использование бюджета  стали
    носить  системный характер, т.е. возникли системы  государственных доходов
    и расходов с определенным составом, структурой и законодательным
    закреплением. Будучи связаны с формированием  доходов и расходов
    государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных)
    отношений.
    Вместе  с тем характерной чертой этого  периода была узость финансовой
    системы: она состояла из одного звена - бюджетного, и
    количество  финансовых отношений было ограничено. Все они были
    связаны с формированием и использованием бюджета.
    Таким образом, можно сделать вывод, что  финансы — это объективная,
    экономическая категория, связанная с закономерностями развития
    материального производства в определенных условиях; при этом
    в роли организатора конкретных финансовых отношений  выступает
    государство.
    Термин  «финансы» произошел от латинского слова «finansia» —
    денежный  платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны
    с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования
    финансов. Нет денег — не может быть и  финансов. Однако
    финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым
    функциям. Деньги — это строго определенная экономическая
    категория с четко выраженной сущностью  и функциями, особый товар,
    служащий  всеобщим эквивалентом. Финансы - это  определенные
    экономические отношения, возникающие в момент движения
    денег, когда происходит их передача или  перечисление наличным или
    безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения - это
    прежде  всего, денежные отношения. Однако не все  денежные отношения
    могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений
    шире  финансовых отношений. Финансы выражают лишь
    такие денежные отношения, которые связаны  с формированием и
    использованием  фондов денежных средств субъектов  хозяйствования
    и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов
    денежных  средств. Источниками указанных  фондов являются валовой
    внутренний продукт (ВВП) и национальный доход.
    Итак, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
    Сущность  финансов, как и любой экономической категории, проявляется
    в их функциях. Финансы выполняют две  основные функции:
    распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются
    параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с
    одной стороны, распределение общественного  продукта и национального
    дохода, а с другой - контроль за этим распределением. [17, 5]
    В современной  науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система и финансовая политика.
    Финансы – это сложившая в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
    Совокупность  отношений по поводу использования  фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.
    Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращения расходов на оборону и т.п. [11, 370]
    Финансовая  система – важная составляющая экономической  системы.
    Она представляет совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности национальной экономики.
    Как правило, финансовые отношения складываются по поводу формирования и использования  денежных средств для нужд национальной экономики. [16, 517]
    Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему  государства. С точки зрения социально-экономических  отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов домохозяйств.
    Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонда, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важных экономических и социальных задач;
    Децентрализованные  финансы – финансы фирм и предприятий  различных форм собственности. Это  финансовые отношения между юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей  стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий, и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
    В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором  доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются в том числе, и ресурсы финансового рынка.
      Финансы домохозяйств – это  личные финансы, т.е. финансовые  отношения между физическими  лицами, совместно проживающими  и ведущими общее хозяйство. 
    Финансы фирм обслуживают производство. При  их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
    Финансы домохозяйства является материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и  расходами в рамках отдельной  экономической ячейки общества.
    Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
    С точки зрения макроэкономического  анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными  уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах – местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.[13,369-372]  
          Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
    Распределительная функция финансов заключается в  обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
    Финансы, связанные с движением стоимости  общественного продукта количественно  отображать воспроизводственный процесс  в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов – контрольную.
    Стимулирующая функция финансов проявляется в  следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
    Выполнение  финансами фискальной функции связано  с тем, что с помощью налогов  достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.[13,369] 

1.2 Государственный бюджет и государственный долг 

    Все сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой  и постоянно взаимодействуют.
    Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово «бюджет» (англ.budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.
    Принципы  составления государственного бюджета. В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:
    -полнота;
    -единство;
    -реальность (правдивость);
    -гласность.
    Под полнотой бюджета понимается включение  в бюджет полностью всех расходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают  бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджет нетто отражается только разница между доходами и расходами.
    Единство  бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:
    1) ведомственная (административная, министерская);
    2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
    3) экономическая;
    4) смешанная (комбинированная).
    Ведомственная классификация группирует доходы и  расходы по министерствам и ведомствам; предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п. Экономическая классификация группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям).
    Правдивость (реальность) бюджета предполагает. Что все суммы доходов и  расходов бюджета должны быть обоснованны  и правильны.
    Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.
    Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции:
    а) распределительную. Эта функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.
    б) стимулирующую. С помощью бюджета  государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.
    в) социальную. Эта функция состоит  в аккумуляции средств в бюджете  и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
    г) контрольную. Эта функция бюджета  предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [14,289].
    Доходы  и расходы бюджета. Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешней экономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.
    Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты  и помощь другим государствам.
    Различают три состояния госбюджета:
    1) нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
    2) дефицитное, когда расходы превышают  доходы;
    3) профицитное, если доходы превышают  затраты.
    Причины дефицита госбюджета:
    Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода.
    Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
    Увеличение бюджетных расходов.
    Непоследовательная финансово-экономическая политика.[11,372] Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствовали сокращению государственных расходов.
     Государственный долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образуют государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.
     В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение подоходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил. [14,299] 

1.3 Финансовая политика 

    Совокупность  мероприятий государства по мобилизации  финансовых ресурсов, их распределению  и использованию на основе финансового  законодательства страны составляет государственную  финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Республике Казахстан эти меры определены в Конституции РК, в Налоговом кодексе и других законах, указах Президента и постановлениях правительства  РК. Содержание финансовой политики включает:
    а) выработку научной концепции  развития финансов;
    б) определение главных направлений  их использования в стратегическом и тактическом планах;
    в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
    Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:
      учет действия объективных экономических законов;
      необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
      определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальная и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
      обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства. Развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);
      концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
      сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
      либерализация внешнеэкономической деятельности;
      выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.[14,308]
    Финансовая  политика включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).[14,313]
      Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием налоговой системы.
    Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.
    Пошлина (англ. Tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.
    Сбор  – это обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
    Однако  основным источником доходов государства  являются налоги.
    Налог – это изъятие в пользу государства  заранее определенной и установленной  в законодательном порядке части  дохода хозяйствующего субъекта.
    Налогообложение – это способ регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств.
    Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А.Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.
    Первая  основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую  получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
    Современные налоговые системы используют целый  ряд принципов:
    Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
    Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени;
    Равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
    Обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
    Социальная справедливость, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот. Оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
    Налоговая система базируется на законодательных  актах государства, которыми устанавливаются  элементы налога. К ним относятся:
    - субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена  обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;
    - объект налога, т.е. доход или  имущество, с которого начисляется  налог (заработная плата, прибыль,  ценные бумаги, недвижимое имущество  и т.д.);
    - источник налога – это независимо  от объекта налогообложения – чистый доход общества;
    - ставка налога – это важный  элемент налога, определяющий величину  налога на единицу обложения  ( скажем, с одной сотки земли,  с 1000 руб. и т.д.). Различают предельную  налоговую ставку, среднюю, нулевую  и льготную.
    Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
    Средняя налоговая ставка – это общий  налог, поделенный на величину налогооблагаемого  дохода.
    Налоговые льготы – это уменьшение налоговых  ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.
    Льготы  в силу их разнообразного характера  и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому  снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
    Поэтому по признаку соотношения между ставкой  налога и доходом налоги делятся  на:
    - прогрессивный, при котором средняя  ставка повышается по мере  возрастания дохода;
    - регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
    - пропорциональный, при котором средняя  ставка остается неизменной независимо  от размера дохода.
    По  механизму формирования налоги делятся  на две основные группы: прямые и  косвенные.
    Прямые  налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
    Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и  услуг, т.е. в конечном итоге перекладывается  на потребителей продукции.
    К прямым налогам относятся:
      подоходный с населения;
      на прибыль корпораций;
      на прирост капитала;
      с наследства и дарений;
      поимущественный налог.
    К косвенным налогам относятся:
      налог с оборота;
      на добавленную стоимость (НДС);
      на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т.д.;
      таможенные пошлины.
    Таковы  общемировые стандарты. Налоговые  реформы Республики Казахстан приблизили ее систему налогообложения к  международным нормам.
    Вопрос  о том, каким быть налогу (высоким  или низким) – предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.[11,376-379]
    Актуальными задачами бюджетной политики являются:
      совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
      обеспечение сбалансированности бюджета при полном использовании всех расходных обязательств;
      уменьшение зависимости государственного бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
      совершенствование бюджетного законодательства;
      разработка среднесрочных (2-3 летних) бюджетных планов;
      сохранение и наращивание финансового резерва;
      централизация всех доходов и средств государственного бюджета на счетах органов государственного казначейства.
    Особую  важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
      наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
      повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью государственного бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
      создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
      развитие ипотечного кредитования;
      привлечение прямых иностранных инвестиций.[14, 314-315]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

    2.1 Организация управления финансами в Республике Казахстан
    Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему  государства. С точки зрения социально-экономических  отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов.
    Централизованные  финансы являются общегосударственными финансами.
    Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
    Децентрализованные  финансы – финансы фирм и предприятий  различных форм собственности. Это  финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Децентрализованные финансы включают в себя:
      финансы сферы материального производства,
      финансы непроизводственной сферы,
      финансы домашних хозяйств. (Приложение А)
    Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами – Министерством финансов и министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.[13,370]
    Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства Республики, Решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования.
    Структура таможенных органов включает областные  таможенные управления, таможни, таможенные посты.
    Управление  бюджетной системой. Министерство финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управление, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирование системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.
    Управление налоговой системой. Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
    Налоговая служба состоит из налогового комитета РК и налоговых комитетов областей, городов, районов.
    Налоговый комитет Министерства финансов РК является ведомством Министерства финансов РК, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством в соответствии с Налоговым Кодексом РК, а также осуществляющим в соответствии с Законодательством РК руководства и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов. Комитет имеет территориальные органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон.
    Управление  финансами хозяйствующих субъектов. Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.