На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование использования материалов и затрат по их приобретению

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема: «Планирование использования  материалов и затрат по их приобретению» 

 


Содержание 

Введение……………………………………………………………..………….3-5
Глава I. Планирование использования материалов и
управление  затратами………………………………………………….……6-15
1.1. Материальные запасы, их классификация, оценка и учет………………6-9
1.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия…...10-12
1.3. Бюджет  закупок. Системы управления запасами………………………..12-15
Глава II. Технико-экономическая характеристика предприятия………16-30
2.1 История  создания и виды деятельности  предприятия……………………16-18
2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности
предприятия………………………………………………………………………..18-30
Глава III. Расчет потребности в материалах, управление запасами
и пути увеличения прибыли…………………………………………………31-41
Заключение…………………………………………………………………….42-43
Список  использованных источников………………………………………….44-46
Приложения 

ВВЕДЕНИЕ 

       Учет  затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета  затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
       При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость  совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.
       Материальные  запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей  силой производственный процесс  предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.
       Основные  задачи планирования и учета материалов:
    контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
    правильное и своевременное документирование всех операций но движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
    систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация;
    своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
       В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью  потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие изменяют только свою форму и размер (смазочные  материалы, краски), третьи - входят в  изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части).
       В промышленности постоянно увеличивается  потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это  обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.
       В результате вышесказанного в условиях рыночной экономики актуальной становится тема учета и контроля расхода  материальных запасов на производство продукции (работ, услуг).
       В настоящее время в условиях рыночной экономики определяющее значение приобретает качественные показатели, такие как снижение удельных затрат сырья, материалов и  топлива. Поэтому необходимо максимально устранять потери и нерациональные расходы материальных ценностей.
       Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, организации планирования и оперативного учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии.
       Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:
    определить сущность понятия материальных затрат и запасов;
    дать оценку основным технико-экономическим показателям деятельности предприятия;
    разработать производственный план развития производства.
       Объектом  исследования является общество с ограниченной ответственностью «ТД Аспект».
       В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы планирования использования  материалов и закупок.
       Во-второй, технико-экономическая и организационно-управленческая характеристика ООО «ТД Аспект».
       В третьей главе разрабатывается  производственный план развития по увеличению объема выработки продукции карамельных изделий.
       При написании работы было использовано законодательство Российской Федерации, нормативные акты органов власти Калининградской области, монографии отечественных и зарубежных авторов, специальная литература и учебные пособия, материалы периодической печати.
Глава I. Планирование использования материалов и управление затратами 

      Материальные  запасы, их классификация, оценка и  контроль
 
       Затраты - показатель прошлой или будущей  способности вовлечения экономических ресурсов в производственный процесс в интересах достижения поставленной цели. Планирование затрат - это процесс определения целей как организации в целом, так и ее отдельных подразделений в форме постановки производственных задач и средств для их выполнения.
       Материальные  затраты наиболее крупный элемент  затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60-90. Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.
       В зависимости от той роли, которую  играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы:
    сырье и основные материалы, которые приобретаются у сторонних предприятий и организаций и входят в состав изготовляемой продукции, составляя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (работ, услуг);
    вспомогательные материалы - используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.);
    покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу;
    отходы (возвратные) - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.);
    топливо подразделяется на технологическое, двигательное и хозяйственное. Оно используется в технологических целях на производство всех видов энергии, отопление производственных помещений, транспортные работы, связанные с обслуживанием производства собственным транспортом
    тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки);
    запасные части - используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования;
    инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).
       Основными задачами учета материально - производственных запасов являются:
       а) формирование фактической себестоимости  запасов;
       б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение  достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
       в) контроль за сохранностью запасов в  местах их хранения (эксплуатации) и  на всех этапах их движения;
       г) контроль за соблюдением установленных  организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
       д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью  их возможной продажи или выявления  иных возможностей вовлечения их в  оборот;
       е) проведение анализа эффективности  использования запасов.
       Для организации учета производственных запасов важна оценка.
       От  выбора метода оценки в значительной мере зависит точность определения  материальных затрат на производство, а также величина баланса и  налогооблагаемой прибыли. Все запасы учитываются по фактической себестоимости их приобретения/заготовления и включают следующие элементы:
    стоимость по счетам поставщиков (без налога по НДС),
    также включается оплата % за пользование кредитов,
    предоставляемых поставщиком наценки,
    комиссионное вознаграждение, уплачиваемое снабженческим или внешнеэкономическим организациям,
    стоимость услуг товарных бирж,
    таможенные пошлины,
    расходы на транспортировку, хранение и доставку материальных ценностей, осуществляемую сторонними организациями.
       Наряду  с определением цены очень важно  установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.
       Усиление  контроля за состоянием материалов и  рациональным их использованием оказывает  существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.
       Основным  направлением повышения эффективности  использования материалов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов также  зависит от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.
       Важное  условие повышения эффективности  использования материальных ресурсов - усиление личной и коллективной ответственности  и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
       Одно  из условий рационального использования  материалов - нормирование материальных затрат. Норма расхода материальных ресурсов - это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции установленного качества, выполнение технологических операций и т. д.
       В состав нормы затрат материальных ресурсов входят обоснованные планово-расчетные  величины полезного расхода сырья  и материалов, а также обусловленные применяемой технологией и организацией производства отходы и потери материала.
       В норму расхода основных ресурсов не включаются отходы и потери материала, вызванные отступлением от технологии, браком, а также работами вспомогательного характера (испытания, изготовление оснастки и т.д.).
       В рыночных условиях при планировании находят применение не только нормы  расхода, но и нормативы использования  материальных ресурсов.
       Норматив  использования расходов определяется значением коэффициентов, характеризующих отношение полезно расходуемого материала к установленной норме на единицу продукции, например масса детали к массе заготовки. Чем больше коэффициент к единице, тем экономичнее производство, меньше отходов и потерь, ниже трудоемкость и себестоимость продукции. 
 

       1.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия 

       Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические  ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.
       В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы  заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.
       Перспективное планирование потребности различных  ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и  соответствующего предложения с  максимально возможной эффективностью производства.
       В процессе планирования потребности  ресурсов длительного пользования  должны решаться следующие задачи:
    определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;
    установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
    выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;
    согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
    расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;
    определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.
       В плане предприятия устанавливается  требуемое для выполнения годового обмена работ количество основных и вспомогательных материалов, инструмента, топлива и других материальных ресурсов.
       В экономическом отношении это  наиболее значимая часть затрат на производство продукции (до 60-70%). Экономное  расходование материалов, ресурсов является весьма существенным фактором снижения себестоимости продукции и уменьшения потребных предприятию оборотных средств.
       Разработке  предшествует анализ выполнения плана  по объему и ассортименту, анализ качества поступивших материалов.
       План  материально-технического обеспечения разрабатывается на основе производственных программ, нормативов и норм расхода сырья, топлива, энергии, комплектующих изделий, мероприятий по экономии, остатков материалов на начало и конец года, связей кооперации, цен на все виды ресурсов.
       Для планирования предприятие разрабатывает номенклатуру потребляемых материалов, определяет планово-расчетные цены на них, устанавливает технически обоснованные нормы расходов.
       Номенклатура  материалов – это систематизированный  перечень материалов, применяемых на предприятии с указанием их основных свойств, размеров, технических характеристик и условных обозначений. Она обеспечивает единообразие в наименовании материалов (единый классификатор промышленной продукции) и соответствует более четкой работе органов снабжения.
       Планово-расчетная  цена включает в оптовую цену поставщика, наценки сбытовых или снабженческих  организаций, железнодорожный тариф  или водный фракт, погрузочно-разгрузочные работы и расходы на затаривание.
       Норма расхода материала должна предусматривать наиболее экономное использование его в конкретных условиях производства, то есть должна быть прогрессивной.
       Норма запаса материалов служит для установления объема потребного завоза их на планируемый  период порядка их поступления от поставщиков, а также для определения размера складских помещений и расчета потребностей в оборотных средствах.
       Непрерывность и бесперебойность производственных процессов требует, чтобы на складах  снабжения предприятия постоянно  находился некоторый запас материалов и инструментов и др. Величина такого запаса должна быть минимально необходимой, исходя из условий потребления и доставки этих материалов на склад потребителя.  

1.3. Бюджет  закупок. Система управления запасами 

       После составления плана использования  материалов следует подготовить вторую часть - бюджет закупки материалов. Для этого, как и при разработке производственной программы на основе бюджета продаж, необходимо, учитывая сроки поставки, приемки, подготовки материалов, а также наличие остатков материалов на начало планового периода и уровень желаемых остатков материалов на конец периода (определяемый опять-таки с учетом сроков поставки и потребностей в материалах на следующий период), произвести "переложение" или "временные сдвиги" объемов использования материалов в объемы их закупки.
       В рамках сформированного бюджета  закупки материалов можно получить стоимость закупаемых каждый месяц  материалов в денежном выражении. На ее основе можно рассчитать объемы выплат в пользу поставщиков, принимая во внимание условия расчетов с ними (необходимость перечисления предоплат, наличие и продолжительность отсрочек платежей и т.д.).
       При разработке бюджета закупки материалов, зная потребности в их количестве для поддержания непрерывного процесса производства, могут применяться  экономико-математические модели, позволяющие оптимизировать объем и график закупки материалов.
       Системы управления запасами проектируются  с целью непрерывного обеспечения  потребителя необходимыми материалами. Такие системы управления разрабатываются  для условий, когда отсутствуют отклонения от запланированных величин поставок и потребления. На практике реализуются различные системы управления запасами в зависимости от спроса. Спрос может быть зависимым и независимым. Изделие имеет зависимый спрос, если его использование прямо связано с планом производства др. изделий.
       Например, спрос на автомобили зимой зависит  от выпуска шипованных шин, или спрос  на лекарства зависит от эпидемии, спрос на хирургические инструменты  зависит от частоты выполнения операций.
       Если  спрос на изделия не обуславливается планом производства других изделий, то изделие пользуется независимым спросом. Спрос на большинство готовых изделий, находящихся в розничных торговых запасах относятся к независимым.
       Система управления запасами, характеризующимися зависимым спросом, называется планированием материальных потребностей. Системы планирования материальных потребностей используют для прогнозирования зависимого спроса.
       Цель  планирования материальных потребностей заключается в том, чтобы иметь  в запасах только то, что непосредственно требуется для выполнения планов текущего производства.
       При планировании материальных потребностей используются три вида исходных данных: спецификация материалов (комплектующих), требующихся для изготовления продукции; инвентаризационные данные по этому виду материалов, включающие количество, имеющееся на данный момент, заказанное количество и ожидаемый срок получения и время реализации заказа.
       Управление  запасами с зависимым спросом  значительно проще и подчинено  планам производства. Сложность может быть вызвана только широкой номенклатурой и ассортиментом запасов, которая решается при наличии информационной системы на предприятии.
       Прогнозировать  независимый спрос сложнее, чем  зависимый. Для управления запасами с независимым спросом применяются две системы управления:
       1. Система с фиксированным количеством  заказа;
       2. Система с фиксированным интервалом времени.
       В системах с фиксированным количеством заказа постоянно контролируется уровень запасов. Когда количество падает ниже установленного уровня, выдается заказ на пополнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество.
       Рассмотрим  систему управления запасами с независимым  спросом с фиксированным интервалом времени, характеризующуюся тремя  параметрами:
       Іm - максимальный ожидаемый запас;
       Іi - максимальный запас в момент заказа на пополнение запаса;
       t - период контроля запасов.
       Суть  системы управления запасами с фиксированным  интервалом времени заключается  в том, что устанавливается некоторая  промежуточная величина запаса Іi таким образом, если в контрольной точке ( t 1 , t 2 , t 3 , t 4 и т. д.) имеющийся запас заключен между Іi и максимально ожидаемым запасом Іm, то заказ не производится. Заказы производятся только тогда, когда запас равен или меньше Іi.
       При системе с фиксированным интервалом времени между заказами устанавливаются строго определенные сроки представления заказа, тем самым решается вопрос когда? Сначала нужно ответить на вопрос сколько? Для этого устанавливается и фиксируется в карточках учета или памяти компьютера величина требуемого запаса для каждой детали. Наличный запас плюс ожидаемое пополнение по предыдущему заказу становятся достаточными для удовлетворения спроса до следующего пополнения запаса, т.е.:
       Требуемый запас = Количество, расходуемое за период контроля + Количество, расходуемое за период поставки + Страховой запас
       Из  этого следует, что:
       Размер  заказа = Требуемый запас – (наличный запас + ожидаемое пополнение).
       При работе по системе пополнения запасов  через фиксированные интервалы времени ничто не препятствует использованию оптимальных заказов, особенно для деталей, имеющих стабильный спрос в период между поставками. Оптовики стараются точнее рассчитывать и своевременно корректировать величины требуемых запасов деталей – это способствует точности заказов и минимизации расходов по закупкам.
       Цель  большинства моделей управления запасами – это минимизировать суммарные  затраты и свести к минимуму отрицательные  последствия при накоплении и  дефиците.
       К главным затратам на управление относятся затраты на размещение, пополнение и хранение, остальные затраты носят постоянный характер.  
 
 

Глава II. Технико-экономическая характеристика предприятия 

2.1 Краткая характеристика, история создания и виды деятельности предприятия 

       Общество  с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Аспект», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и гражданским Кодексом Российской Федерации.
       ООО «Торговый Дом «Аспект» зарегистрировано 30 января 1998 года мэрией г. Калининграда. Общество было создано в целях извлечения прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Обществом товаров и услугах.
       Юридический адрес:  г. Калининград, ул. Морская, д. 1, корпус 3.
       Общество  является юридическим лицом и  строит свою деятельность на основании  Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Полное фирменное  наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Аспект», сокращенное наименование на русском языке ООО «ТД «Аспект».
       Общество  с ограниченной ответственностью «Торговый  Дом «Аспект» имеет полную юридическую  и экономическую самостоятельность, самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, может иметь иные счета в российских и зарубежных банках, эмблему, штампы и бланки  со своим наименованием, и другие средства визуальной идентификации.
       Общество  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на правах собственности имуществом. Участник имеет предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу.
       Уставный  капитал Общества определяет минимальный  размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и составляет 100тыс. рублей, который внесен денежными средствами.
       Организационная структура ООО «ТД «Аспект» представлена в Приложении А.
       ООО «ТД «Аспект» имеет линейно-функциональную организационную структуру.
       Это двухуровневая структура, в которой  верхнее звено представлено руководителем  предприятия, а низовые звенья –  начальниками отделов, непосредственно  руководящими работой исполнителей. Между директором и начальниками отделов возникают линейные (вертикальные) связи, а между начальниками отделов – функциональные (горизонтальные). Такая организационная структура очень удобна, поскольку начальники отделов, наделенные функциональными полномочиями, имеют право самостоятельно принимать решения, касающиеся их участка (так что руководителю необходимо только контролировать их деятельность), но при решении вопросов относительно организации в целом их предложения носят только рекомендательный характер.
       Взаимодействие  элементов системы осуществляется с помощью каналов прямой и обратной связи: из основной организации в г. Архангельск по отделам и далее на более низкие уровни по филиалам и подразделениям в виде указаний и заданий, а обратная связь представляет собой информацию о выполнении заданий и состоянии объектов управления.
       Предметом деятельности ООО «ТД «Аспект» являются:
       — оптовая и розничная торговля продуктами питания;
       — производство карамельной продукции;
       — разносторонняя коммерческая деятельность, в том числе выполнение посреднических, торгово-закупочных операций, бартерных сделок, создание своей торговой сети, предприятий общественного питания, магазинов и т.д.;
       В настоящее время предприятие  осуществляет продажу продовольственных  товаров в следующем ассортименте:
       — кондитерские изделия;
       — овощная консервация, кетчупы;
       — мясная консервация;
       — маргариновая продукция;
       — кофе, чай;
       — хлебобулочные изделия;
       — газированные воды и лимонады;
       — жевательная резинка и леденцы.
       Поставщиками  ООО «ТД «Аспект»  товаров, работ  и услуг являются более двухсот предприятий и организаций. Наиболее крупные из них: ООО «Арсенал Опт» является поставщиком продуктов питания; ЗАО «Светлогорск Хлеб» является поставщиком хлебобулочных изделий; ЗАО «ДЕНДИ» является поставщиком жевательной резинки и леденцов;  ООО «Кока-Кола» является поставщиком газированной воды и лимонадов; ОАО «Большевик» является поставщиком печенья и конфет; ЗАО «Кондитер» является поставщиком кондитерских изделий; ООО «ТД Мясопродукты» является поставщиком мясопродуктов; ООО «ИнтерТоргСов» является поставщиком консервированных овощей и фруктов.
       Покупателями  ООО «ТД «Аспект» являются более  тысячи предприятий и организаций  различных форм собственности.  

       2.2. Анализ основных финансовых показателей  деятельности предприятия 

       Анализ  финансового состояния предприятия проведен на основе форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках). Валюта баланса ООО «ТД «Аспект»» в 2008 году составляла 173965 тыс. руб., а в 2009г.  составила 204604 тыс. руб., таким образом увеличение валюты баланса за рассматриваемый период на 30639 тыс. руб. В структуре активов большую часть составляют внеоборотные активы (66,27 % в 2008г.), оборотные активы составляю 33,73 % от общей стоимости активов предприятия. Расчеты приведены в таблице 1.  

Таблица 1 – Структура актива
Средства Сумма, тыс. руб. Структура, %
2008 2009 изменение 2008 2009 изменение, п.п.
Внеоборотные  активы 115282 141938 26656 66,27 69,37 3,10
Оборотные активы 58683 62666 3983 33,73 30,63 -3,10
Итого 173965 204604 30639 100,00 100,00 0,00
 
       В 2009  году сумма основного капитала увеличилась на 26656 тыс. руб. В основном увеличение связано с увеличением  долгосрочных финансовых вложений, незавершенного строительства. Данные приведены в  таблице 2. 

Таблица  2 - Внеоборотные активы
Средства Сумма, тыс. руб. Структура, %
2008 2009 изменение 2008 2009 изменение, п.п.
Нематериальные  активы 614 482 -132 0,53 0,34 -0,19
Основные  средства 88291 83821 -4470 76,59 59,05 -17,53
Незавершённое строительство 7608 11406 3798 6,60 8,04 1,44
Долгосрочные  финансовые вложения 18651 45452 26801 16,18 32,02 15,84
ОНА 118 777 659 0,10 0,55 0,45
Итого 115282 141938 26656 100,00 100,00 0,00
 
 
 
 
 
 
Таблица 3 - Оборотные активы
Вид оборотных активов Сумма, тыс. руб. Структура
2008 2009 изменение 2008 2009 изменение, п.п.
Денежные  средства 967 1206 239 1,65 1,92 0,28
Краткосрочные фин. вложения 0 0 0 0,00 0,00 0,00
Дебиторская задолженность 30765 35008 4243 52,43 55,86 3,44
НДС по приобретённым ценностям 19100 18672 -428 15,51 13,84 -1,67
Запасы 17851 17780 -71 30,42 28,37 -2,05
Общая сумма оборотных активов 58683 62666 3983 100,00 100,00 0,00
 
       В 2009 году сумма оборотных активов  увеличилась на 3983 тыс. руб. и составила 62666 тыс. руб. Данные приведены в таблице 3. Основную долю составляет дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты) - 35008 тыс. руб. или 55,86 % в общей структуре оборотных активов предприятия. Кроме того, снизилась и доля запасов на 2,05 пункта.
       Изучение  источников формирования средств является очень важным вопросом анализа, поскольку  позволяет оценить рациональность формирования источников финансирования деятельности предприятия, его рыночную устойчивость.
       Приобретение  и создание имущества предприятия осуществляется как за счет собственного, так и за счет заемного капиталов. Под собственным капиталом понимается сумма, которую разделили бы между собой владельцы предприятия в случае его ликвидации. Состав и структура капитала предприятия представлена в таблице 4.  
 
 

Таблица 4 - Состав и структура капитала предприятия
Источник  капитала Сумма, тыс. руб. Структура, %
2008 2009 изменение 2008 2009 изменение, п.п.
Собственный капитал 82022 86017 3995 47,15 42,04 -5,11
Заёмный капитал 91943 118587 26644 52,85 57,96 5,11
Итого 173965 204604 30639 100,00 100,00 0,00
 
       В структуре пассивов собственный капитал предприятия составляет в 2009 году 42 %, заёмный капитал - 58 %. За анализируемый период увеличилась сумма как собственного, так и заёмного капитала. Однако, в структуре доля собственного капитала снизилась на 5,11 %, а заёмного увеличилась, что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от внешних кредиторов. Следует отметить, что произошло увеличение валюты баланса на конец года.
       За 2009 год собственный капитал увеличился на 3995 тыс. руб. и составил 86017 тыс. руб., это произошло за счёт роста нераспределённой прибыли. Нераспределенная прибыль  характеризует размер рефинансированной  прибыли. Ее наличие может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств и снижения размеров краткосрочной кредиторской задолженности. Рост нераспределенной прибыли является показателем самовозрастания капитала. Данные представлены в таблице 5. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 - Структура собственного капитала
Источник  капитала Сумма, тыс.руб Структура,%
2006 2007 изменение 2006 2007 изменение, п.п.
Уставный  капитал 29509 29509 0 35,98 34,31 -1,67
Резервный капитал 0 0 0 0,00 0,00 0,00
Собственные акции, выкуплен-ные у акционеров -1 -1 0 -0,0012 -0,0012 0,0001
Добавочный  капитал 54345 54345 0 66,26 63,18 -3,08
Нераспределённая  прибыль (убыток) -1831 2164 3995 -2,23 2,52 4,75
Итого 82022 86017 3995 100,00 100,00 0,00
 
       Важным  источником формирования хозяйственных  средств является заемный капитал. За анализируемый период заёмный капитал увеличился на 26644 тыс. руб., в основном за счёт увеличения долгосрочных кредитов на 10863 тыс. руб., кредиторской задолженности на 5936 тыс. руб. и краткосрочных кредитов и займов на сумму 9903 тыс. руб., хотя в динамике эти показатели уменьшились. Расчеты представлены в таблице 6. 

Таблица 6 - Структура заемного капитала
Источник  капитала Сумма, тыс. руб. Структура,%
2008 2009 изменение 2008 2009 изме-нение
Долгосрочные  кредиты 14148 25011 10863 15,39 21,09 5,70
Краткосрочные кредиты и займы 42014 51917 9903 45,70 43,78 -1,92
Кредиторская  задолженность 34524 40461 5937 37,55 34,12 -3,43
Расчёты по дивидендам 5 5 0 0,005 0,004 -0,001
Доходы  будущих периодов 1252 1193 -59 1,36 1,01 -0,36
Итого 91943 118587 26644 100,00 100,00 0,00
 
       ООО «ТД «Аспект» является собственником  здания, в котором располагается  аппарат управления организации. В  этом здании находятся: приемная генерального директора, бухгалтерия, отдел кадров, торгово-закупочный отдел, отдел сертификации и др. Рабочие места работников аппарата управления оборудованы всей необходимой техникой: компьютерами, принтерами, копировальной техникой, сканерами, факсом.
       Так же на балансе предприятия ООО  «ТД «Аспект» числятся здания цеха, склада, магазинов, оборудования для упаковки и фасовки продуктов питания
       Результаты  расчетов, выполненных по данным формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках», представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ финансовых результатов  деятельности ООО «Т Д «Аспект»
Показатель Значения  показателя, Изменения
тыс. руб.
2008 г. 2009 г. По абсолют. значению, тыс. руб. По относит. Значению, %
1. Прибыль (убыток) до налогообложения  5319,00 5896,00 577,00 110,85
2. Прочие доходы  242096,00 223459,00 -18637,00 92,30
3. Прочие расходы  249355,00 220145,00 -29210,00 88,29
5. Проценты к получению  84,00 46,00 -38,00 54,76
6. Проценты к уплате  5845,00 4125,00 -1720,00 70,57
7. Доходы от участия в других  организациях  560,00 937,00 377,00 167,32
10. Прибыль (убыток) от продаж 17779,00 5724,00 -12055,00 32,20
11. Выручка (нетто) от реализации  товаров, продукции, работ, услуг 220082,00 204460,00 -15622,00 92,90
12. Себестоимость реализации товаров,  продукции, работ, услуг 161823,00 162973,00 1150,00 100,71
13. Коммерческие расходы 18362,00 10262,00 -8100,00 55,89
14. Управленческие расходы  22118,00 25501,00 3383,00 115,30
 
       Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что в 2009 году прибыль отчетного периода по сравнению с 2008 годом возросла по абсолютной величине на 577 тыс. руб., то есть в 1,2 раза. Основным источником прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на предприятии остаются поступления денежных средств от реализации товара. Прибыль от реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 12055  тыс руб.
       Оценка  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности  и расположенных в порядке  ее убывания, со средствами по пассиву  в виде обязательств, сгруппированных  по срокам погашения и расположенных в порядке возрастания этих сроков. Расчеты рассмотрены в таблице 9. 

      Таблица 9 -  Анализ ликвидности баланса
Группа  актива Значение  по периодам, тыс. руб. Группа  пассива Значение  по периодам, тыс.руб. Платежный излишек (+) или недостаток по периодам (-)
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
А1 101 967 1206 П1 37135 34524 40461 -37034 -33557 -39255
А2 39192 30765 35008 П2 60882 43271 53115 -21690 -12506 -18107
А3 29723 36502 63232 П3 4723 14148 25011 25000 22354 38221
А4 75055 105731 105158 П4 41331 82022 86017 33724 23709 19141
Баланс 144071 173965 204604 Баланс 144071 173965 204604 - - -
 
       Активы  делятся на 4 группы: наиболее ликвидные, быстрореализуемые, медленно реализуемые  и труднореализуемые.
       В пассиве выделяются следующие группы: наиболее срочные обязательства, краткосрочные  обязательства, долгосрочные обязательства  и постоянные пассивы.
       Баланс  считается ликвидным, если соблюдены  следующие неравенства:
       А1?П1;
       А2?П2;
       А3?П3;
       А4?П4.
       Соблюдение  последнего неравенства свидетельствует  о выполнении минимального условия  финансовой устойчивости, а именно: наличия у предприятия собственных  оборотных средств.
       Анализируя  результаты, представленные в таблице 10, можно сделать выводы о том, что ликвидность баланса ООО ТД «Аспект» недостаточна - не соблюдаются первое, второе и четвертое неравенства.
       Несоблюдение  первого неравенства свидетельствует  о том, что предприятие не может  погасить наиболее срочные обязательства  за счет наиболее ликвидных активов (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности до 12 месяцев). Эта ситуация сложилась из-за накопленной большой кредиторской задолженности,  которая не покрывается денежными средствами.
       Краткосрочные обязательства предприятия превышают быстрореализуемые активы, причем платежный недостаток имеет тенденцию к уменьшению в 2008г, но в 2009году он снова увеличивается.
       Несоблюдение  четвертого неравенства свидетельствует  о недостаточном количестве у  предприятия собственных оборотных средств.
       Запасов и долгосрочных финансовых вложений у предприятия достаточно, чтобы  покрыть долгосрочные обязательства.
       В данной ситуации недостаток более ликвидных  активов восполняется избытком менее  ликвидных активов, что в конкретной платежной ситуации может привести к нарушению платежеспособности.
       Проведем  анализ коэффициентов ликвидности. 

Таблица 10 - Анализ показателей ликвидности
Показатель Значение  по годам Тенденция Норматив
2007 2008 2009
Коэффициент текущей ликвидности 0,70 0,75 0,67 увел./сниж. 1-2
Коэффициент срочной ликвидности 0,39 0,41 0,39 снижения 1 и более
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,001 0,012 0,013 увеличения не более 0,1
 
       На  основе данных таблицы 10 можно сделать  следующий вывод:  в анализируемый  период значение коэффициента текущей ликвидности не соответствует нормативу, что свидетельствует о недостаточности оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств. В 2008 г. увеличение по сравнению с 2007 г. не значительное, а в 2009 году наблюдается тенденция к снижению.
       У предприятия не хватает быстрореализуемых  активов и тенденция к снижению в 2008 г. и в 2009 г. По сравнению с 2007 г. сохраняется.
       В 2007 году ООО «ТД «Аспект» могло  немедленно погасить 0,1% своих краткосрочных  обязательств, в 2008 году этот показатель вырос до 1,2%, что не соответствует установленному нормативу. Это свидетельствует о том, что у предприятия недостаток наличных денежных средств в кассе и на расчетных счетах.
       Также обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов. Запасы могут формироваться за счет собственных оборотных средств (СОС), собственных и долгосрочных заемных источников (функционирующий капитал - ФК) и общей величины основных источников формирования запасов и затрат (ОИ). С помощью этих показателей определяются три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
       - излишек или недостаток СОС  (ФСОС):
                   ФСОС=СОС-З
       - излишек или недостаток ФК  (ФФК):
                   ФФК=Ф-З
       - излишек или недостаток ОИ  (ФОИ):
                   ФОИ=ОИ-З 

       Для определения типа финансовой устойчивости анализируемого предприятия составляется таблица 11.  

Таблица 11  - Определение типа финансовой устойчивости, тыс. руб.
Показатель Значение  по периодам
2007 2008 2009
Запасы 29978 26952 26453
Собственные оборотные средства -34469 -33320 -55921
  Функционирующий капитал -29746 -19171 -30909
  Общая величина источников формирования  запасов  166254 35342 56623
  Излишек(+), недостаток(-) СОС  -64447 -60272 -82374
  Излишек(+), недостаток(-) ФК -59724 -46123 -57362
  Излишек(+), недостаток(-) ОИ  136276
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.