На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система Российской Федерации на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
   Налоги  всегда были и продолжают оставаться важнейшим инструментом осуществления  экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
   В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования являются непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. Следовательно, знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются главным условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ. Этим и обусловлена актуальность данной темы в настоящее время.
   Целью написания данной курсовой является более углубленное рассмотрение налоговой системы РФ в целом, а также подробное ознакомление с основными видами налогов.
   Задачи  работы:
    изучение сущности налога и ее видов;
    охарактеризовать основные виды налогов;
    ознакомиться со структурой ФНС РФ;
    выделить проблемы работы налоговой системы;
    рассмотреть пути ее развития.
   На  мой взгляд, наиболее рационально можно реализовать поставленные задачи, в следующей последовательности: введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.
   Первая  глава посвящена понятию налога, его структуры, основным функциям. Для этого использовала материалы различных учебников по налогам, где приведены теоретические основы вопросов.
   Во  второй главе своей работы провела характеристику основных налогов, и рассмотрела структуру ФНС РФ, рассмотрела задачу по налогу на прибыль. Пользовалась учебными пособиями (Налоги и налогообложение, Налоговый кодекс РФ), электронными газетами, данными сети Internet.
   Третья  глава представлена в виде проблем и путей развития налоговой системы РФ. Использовала статьи в сети Internet. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
   1.1. Понятие, сущность и функции  налогов
   Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.
   На  мой взгляд, к этому определению  имеется шесть существенных замечаний. Во-первых, в указанной формулировке отсутствует признак того, что данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовой основе, по юридически установленным правилам. Ведь именно правовой характер налогов является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в бюджетную систему страны или в государственные внебюджетные фонды. В данном случае отсылка к такому установленному в указанной формулировке признаку, как обязательность не совсем конкретна. Дело в том, что понятия «обязательность» и «законность» - не синонимы. Обязательность платежа может быть установлена не только законодательным актом, но и другим нормативным документом, принятым при этом не обязательно законодательным органом власти. Такой нормативный документ может быть принят и соответствующим исполнительным органом власти. Для введения и уплаты налога необходим исключительно законодательный акт. Это должен быть закон особого рода, дающий право исполнительной власти применять данный налог.
   Во-вторых, приведенное в НК РФ определение жестко увязывает налог с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и на практике не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых. Об этом, кстати, говорится в соответствующей главе НК РФ. Кроме того, российское (да и не только российское) налоговое законодательство предусматривает возможность взыскания налога при отсутствии денежных средств. На это, в частности, указывает ст.45 НК РФ, в соответствии с которой налог может быть взыскан за счет другого (кроме денежных средств) имущества налогоплательщика. На ранних стадиях зарождения товарно-денежных отношений натуральная форма уплаты налога играла весьма существенную роль. Да и в современных условиях не исключается возможность возрождения натуральной формы налога, в частности, из-за расстройства отдельной национальной денежной системы.
   В-третьих, в данном определении понятия  «налога» допущена неточность в определении порядка уплаты налога. В современных условиях функционирования налоговых систем большинства государств налоги не взимаются государством, как это установлено НК РФ, а уплачиваются плательщиками самостоятельно. Подобная практика установлена в российской налоговой системе. Согласно положениям НК РФ налоговые органы – основной налоговый контролер государства, - как известно, не взимают налоги и сборы с плательщиков, а всего лишь контролируют соблюдение налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. В отличие от них таможенные органы в Российской Федерации, как и в большинстве других стран, являются сборщиками  налогов, уплачиваемых налогоплательщиками при пересечении границы. Только в этом случае правомерно говорить о взимании налогов с их плательщиков.
   В-четвертых, вызывает обоснованное сомнение праводопустимость предусмотренной в рассматриваемом определении формы взимания налогового платежа как отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств по следующим основаниям:
   1) подобное отчуждение противоречит  принципам свободы собственности,  закрепленным конституциями большинства  развитых стран, в том числе  и России. Например, согласно Конституции РФ лишение имущества может быть произведено только по решению суда;
   2) сам термин «отчуждение», исходя  из общепринятого его применения, не совсем совместим с понятием  налога, поскольку он трактуется  и с юридической, и с общегражданской позиций «как отнимать, отбирать, конфисковать». При этом ни один словарь русского языка, ни один энциклопедический или экономический словарь не увязывает термин «отчуждение» с налогом.
   В-пятых, при определении налога как экономической  категории не следует исходить из действующей практики его применения в отдельно взятой стране.  В данном случае речь идет об имеющемся в определении налога указании на то, что налоги взимаются с физических и юридических лиц. Дело в том, что налоги могут взиматься (и взимаются на практике) не только с этих категорий налогоплательщиков. Обязанность по уплате налога часто возлагается не только на отдельных физических лиц, но и на различные объединения, которые могут и не являться юридическими  лицами. В частности, во многих странах установлено посемейное обложение подоходным налогом, когда налогоплательщиком выступает не отдельное физическое лицо, а объединение всех членов определенной ячейки общества – семьи. К подобной практике обложения данным налогом неизбежно (рано или поздно) придет и российская налоговая система. В этом случае придется делать поправки в определение понятия «налог», закрепленного в нынешней редакции НК РФ. Но содержание любой экономической категории не может меняться от условий ее практического применения.
   И наконец, шестое замечание. Данное в  НК РФ понятие налога не учитывает  один из принципиальнейших признаков  налога – регулярность. Под понятие  налога , данное в НК РФ, вполне можно  отнести штраф, конфискацию и  другие формы отчуждения имущества. Действительно, штраф обязателен к уплате, осуществляемый в форме отчуждения имущества. Он также безвозмезден и при этом поступает в бюджет для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов.
   Кроме перечисленных выше замечаний, сомнение вызывает и используемый при определении налога в НК РФ термин «платеж». Слово «платеж» подходит для отношений купли-продажи, поскольку в нем присутствует элемент оплаты каких-либо услуг или благ. Это слово ассоциируется с отношениями возмездности, получения чего-либо взамен. Поэтому при определении налога, следовало бы применить термин «взнос». Таким образом, исходя из всего вышеизложенного можно дать следующие определение налога.
   Налог – это обязательный, индивидуально  безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
   Налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой2. Так как в налогах концентрируется вся совокупность интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны.
   Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой стороны, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода.
   Вместе  с тем налог – это финансовая категория. Налоги характеризуются  общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективный характер, базируются на существовании  разных форм собственности, реализуются через собственную форму движения.
   Одновременно  налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства  и налогоплательщиков в форме  налогового законодательства, базовой  составляющей государственного финансового  права. Налог поэтому и является нормой права, что иначе как по закону, он уплачен быть не может.
   В настоящее время в экономической  науке нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. Было бы более обоснованным говорить о четырех функциях налога.

   Рисунок 1 – Функции налога
   Рассмотрим  суть и механизмы налоговых функций. Фискальная функция носит всеобъемлющий  характер, распространяется на всех физических лиц и юридические лица, которые  согласно действующему налоговому законодательству обязаны уплачивать налоги. Данная функция налога характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.
   С фискальной наиболее тесно связана  распределительная функция налога. Суть заключается в том, что с  помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  их производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
   Стимулирующая функция осуществляется через систему  налоговых ставок и льгот, налоговых  вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.
   С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция налогов. Механизм этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. 

   1.2. Принцип налогообложения. Классификация  налогов
   В основу современной мировой налоговой  системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом. В 1776 году А. Смит впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения, получившие название «декларация прав плательщика». Суть их состоит в следующем.
   Правило равномерности (справедливости) гласит, что подданные каждого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый год покровительством правительства.
   Суть  правила определенности (известности) состоит в том, что налог, который следует уплачивать каждому, должен быть определен точно, а не произвольно. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
   Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.
   Исходя  из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства.
   Современные принципы налогообложения имеют  три направления: экономические, организационные, юридические. Ознакомимся с каждым из принципов поподробнее. 

   Экономические принципы налогообложения
Равенства и справедливости Эффективности Соразмерности Множественности Всеобщности
Принцип платежеспособности  
Принцип выгод
 
 
   В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.
   Среди экономических принципов налогообложения  существеннейшим является принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов:
      налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;
      максимальная эффективность каждого конкретного налога выражена в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержании налогового аппарата.
   Необходимо  отдельно выделить принцип соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков. Этот принцип также можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны.
   Принцип множественности налогов включает ряд аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Другим не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может не состояться.
   С принципом равенства и справедливости также тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.
   Организационные принципы налогообложения
   Значимым  при формировании налоговой системы  является принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя требованиями:
   1) налоговая система должна предъявлять  одинаковые требования к эффективности  хозяйствования конкретного налогоплательщика  вне зависимости от форм собственности,  субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности.
   2) должен быть обеспечен одинаковый  подход к исчислению налогов  вне зависимости от источника  или места образования дохода  или объекта обложения.
   Одним из важнейших для налогоплательщиков является принцип удобства и времени взимания налога. Исходя из этого принципа каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.
   Исключительное  значение, особенно в условиях федеративного государства, имеет соблюдение принципа разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает следующее: каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
   Существенным  является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства.
   Важное  значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается прежде всего в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.
   Принцип гласности означает требование официального опубликования налоговых законов, других нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика.
   Рациональная  и устойчивая налоговая система  невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества.
   Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами.
   Юридические принципы налогообложения
   Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными.
   С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации ни одной из них.
   Важным  является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
   Нередко теоретики и практики налогообложения  выделяют также и другие принципы. В частности, к числу таких  принципов налогообложения нередко  относят принцип федерализма, принцип  плавности, принцип единства налоговой и финансовой политики, принцип равноправия субъектов РФ в сфере налогообложения и т.д.
   Из  вышеуказанного становится ясно, почему же экономическая наука к настоящему времени так и не определила окончательно все принципы налогообложения.
   Классификация налогов:
    по принадлежности к уровню власти:
       а) государственные;
       б) федеральные;
       в) региональные;
       г) местные.
   2) по методу взимания:
      а) прямые;
      б) косвенные.
   3) по субъекту уплаты:
      а) с юридических лиц;
      б) с физических лиц.
   4) по принадлежности к звеньям  бюджетной системы:
      а) регулирующие;
      б) закрепленные.
   5) по объекту обложения:
      а) реальные (имущественные);
      б) ресурсные (рентные);
      в) личные;
      г) вмененные;
      д) взимаемые с фонда оплаты труда.
   6) по способу обложения:
      а) «у источника»;
      б) «по декларации»;
      в) «по кадастру».
   7) по применяемой ставке:
      а) прогрессивные;
      б) регрессивные;
      в) пропорциональные.
   8) по назначению:
      а) общие;
      б) специальные.
   9) по источнику обложения:
      а) уплачиваемые из прибыли;
      б) уплачиваемые за счет издержек;
      в) относимые на уменьшение финансового результата;
      г) уплачиваемые с общей суммы выручки. 

   1.3. Понятие и структура налоговой  системы
   Совокупность  установленных налогов не может в полной мере характеризовать налоговую систему страны, поскольку она представляет собой достаточно сложное образование. Перечень включенных в нее налогов отражает только одну из ее сторон. Понятие «налоговая система» намного шире и включает в себя также законодательство о налогах и сборах и государственные органы, обеспечивающие ее функционирование.
   Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
   Для выполнения возложенных на нее функций налоговая система должна таким образом включать в себя следующие элементы:
   1) взаимосвязанная совокупность налогов  и сборов, обеспечивающих первостепенные  потребности государства для выполнения возложенных на него функций;
   2) законы, а в необходимых случаях, - и подзаконные акты, устанавливающие  порядок установления, отмены, исчисления  и уплаты налогов и сборов, систему контроля за соблюдением  налогового законодательства и ответственность за его нарушение;
   3) государственные органы, уполномоченные  заниматься налоговым администрированием.
   Для целостной характеристики российской налоговой системы необходимо подробно проанализировать каждый из указанных ее элементов. В данной главе рассмотрим первый элемент – установленную систему налогов и сборов, классифицируя их по различным классификационным признакам. Два других элемента российской налоговой системы будут подробно исследованы в следующих главах работы.
   По  своей общей структуре, принципам построения и перечню российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
   В первую очередь систему налогов  следует характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов3. Также в НК РФ ст. 18 предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов.
Таблица 1 - Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти:
Федеральные налоги Налоги, установленные специальными налоговыми режимами Региональные  налоги Местные налоги
1) акцизы; 2) налог на  доходы физических лиц (НДФЛ);
3) налог на  добавленную стоимость (НДС);
4) налог на  прибыль организаций;
5) налог на  добычу полезных ископаемых (НДПИ);
6) водный налог;
7) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;
8) государственная  пошлина
1) единый сельскохозяйственный  налог; 2) единый налог  при упрощенной системе налогообложения;
3) единый налог  на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции
1) налог на  имущество организаций; 2) налог на  игорный бизнес;
3) транспортный  налог
1) земельный  налог; 2) налог на  имущество физических лиц
   Прямые  и косвенные налоги в системе  налогов и сборов РФ:
   К прямым налогам относятся: налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость.
   К косвенным – таможенные пошлины.
Таблица 2 - Классификация российской системы налогов и сборов по субъекту уплаты:
Налоги, взимаемые с юридических  лиц Налоги, взимаемые с физических лиц Налоги, взимаемые как  с юридических, так  и с физических лиц
1) НДС; 2) акцизы;
3) налог  на прибыль организаций;
4) налог  на имущество организаций;
5) налог  на игорный бизнес;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;
8) водный  налог
1) НДФЛ; 2) налог  на имущество физических лиц
1) земельный  налог; 2) транспортный  налог;
3) государственная пошлина
 
   Классификация налогов по принадлежности к звеньям  бюджетной системы: регулирующие налоги – это те налоги, от которых в  процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования (НДФЛ).
   Закрепленные  налоги – это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.
   Классификация налогов по объекту обложения. Среди  прямых налогов в российской налоговой  системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные и вмененные. К реальным относятся земельный налог, налог на имущество, транспортный налог.
   Ресурсные налоги – налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.
   К категории личных налогов следует  отнести налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
   Налоги  на вмененный доход – это единый налог на вмененный доход для  определенных видов деятельности налог  на игорный бизнес.
   Группировка налогов по способу обложения. Налоговая  система классифицируется по трем группам  в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации», «по кадастру». Налог на доходы физических лиц взимается способом «у источника» с доходов работающих на предприятии работников, а также лиц, получающих доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Вместе с тем при уплате данного налога физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, используется способ уплаты «по декларации». По способу «у источника» облагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным бумагам) вне зависимости от категории налогоплательщиков. Способом «по кадастру» производится обложение транспортным налогом физических лиц. Вместе с тем юридические лица уплачивают данный налог способом «по декларации».
   Классификация налогов в зависимости от применяемых  ставок: прогрессивные ставки применяются  в двух случаях: 1) при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам имущества; 2) при налогообложении транспортных средств (в зависимости от мощности двигателя).
   Регрессивные  ставки начали действовать с 2001 года только в отношении единого социального  налога, отмененного с 2010 года. По данному налогу ставка уменьшалась по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций конкретным работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью отражения производимых работникам выплат и ликвидации в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц. 

Таблица 3 - Классификация налогов по источнику  обложения:
Признаки  классификации налогов  по источнику обложения
выручка от реализации издержки  производства и обращения финансовые  результаты остаточная  прибыль
1) НДС; 2) акцизы
1) налог на  добычу полезных ископаемых; 2) водный налог;
3) налог на  игорный бизнес;
4) земельный  налог;
5) транспортный  налог
1) налог на  имущество организаций 1) налог на  прибыль организаций; 2) государственная  пошлина;
3) сборы за  пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ
   2.1. Порядок исчисления и уплаты  налога на прибыль4 

   Налог на прибыль, который может иметь различные названия в практике (налог на доход физических лиц, налог с корпораций, налог на доходы корпораций, корпоративный налог) является сравнительно «молодым» налогом. Как известно, первыми налогами на предпринимательскую деятельность были налоги, не связанные с получением дохода. Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.
   В Российской Федерации налог на прибыль  организаций был включен в  налоговую систему с первых дней ее формирования. Также по налогу на прибыль за относительно короткий промежуток его существования была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций, т.д.).
   В отличие от ставок по большинству других налогов ставка по налогу на прибыль длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялись за непродолжительный период реформ неоднократно как в сторону понижения, так и в сторону повышения. С принятием НК РФ введена для всех организаций единая предельная ставка налога, которая снижена с 2002 г. с 35 до 24%. С 2009 г. указанная ставка понижена еще раз – до 20%.
   Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. В настоящее время  указанный вид налогообложения применяется во всех без исключения развитых странах мира. И это не случайно, поскольку он является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на развитие экономики.
   Налог на прибыль занимает 3 место после  НДС и таможенной пошлины. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов РФ, где он занимает 1 место в их доходных источниках.
   Налогоплательщиками налога на прибыль являются:
   российские  организации;
   иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
   Не  признаются налогоплательщиками - организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.
   Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении доходов  от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:
   1) производство продукции средств  массовой информации в период  организации XXII Олимпийских зимних  игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
   2) производство и распространение  продукции средств массовой информации (в том числе осуществление  официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы  связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
   Объект  налогообложения – прибыль, полученная налогоплательщиком:
    1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные  на величину произведенных расходов;
    2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
    3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации;
   К доходам для налогообложения относят:
   1) доходы от реализации товаров,  работ и услуг, имущественных  прав – это выручка от реализации  товаров как собственного производства, так и приобретенных. Выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений? связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
   2) внереализационные доходы – это доходы: от долевого участия в других организациях, в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, от сдачи имущества, в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции, в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, и т.д.
   При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
   1) в виде имущества, имущественных  прав, работ или услуг, которые  получены от других лиц в  порядке предварительной оплаты  товаров (работ, услуг) налогоплательщиками,  определяющими доходы и расходы по методу начисления;
   2) в виде имущества, имущественных  прав, которые получены в форме  залога или задатка в качестве  обеспечения обязательств;
   3) в виде имущества, имущественных  прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые  получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером) и т.д.
   Налогоплательщик  уменьшает полученные доходы на сумму  произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
   1) Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
       а) материальные расходы;
       б) расходы на оплату труда;
       в) суммы начисленной амортизации;
       г) прочие расходы.
   При определении налоговой базы не учитываются  следующие расходы: в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения, в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет, в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество, в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в виде взносов на добровольное страхование, в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение и т.д.
   Статьями 271, 273 НК РФ предусмотрены 2 метода признания  доходов и расходов для налогообложения:
      1) метод начисления – доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств и имущественных прав, а расходы признаются в том отчетном периоде, к которому относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.
   Расходы, которые не могут быть непосредственно  отнесены на затраты, по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
   При этом методе расходы подразделяются на прямые и косвенные. Перечень прямых и косвенных расходов предприятие вправе определять самостоятельно, фиксируя в учетной политике. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном периоде и сумма расходов на доставку этих товаров до склада покупателя. У торговых предприятий к прямым расходам, независимо от учетной политики относятся транспортные расходы, которые нужно распределять ежемесячно5.
   Косвенные списываются в полном объеме, а  прямые распределяются к данному  отчетному периоду.
   2) кассовый метод. Его могут использовать  организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Если в течение налогового периода организация превысила этот размер выручки, то она обязана перейти на метод начисления. Датой получения доходов при кассовом методе признается день поступления средств в кассу или на счета банка.
   Расходами признаются затраты, после их фактической  оплаты, при этом расходы учитываются  в составе затрат с рядом особенностей: материальные расходы, расходы на оплату труда, путем списания денежных средств с расчетного счета или выплатой из кассы, расходы на приобретение сырья или материалов – по мере списания их производством.
   Налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определяемой в виде разницы между доходами и применяемыми к вычету расходами.
   При определении налоговой базы подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в налоговом или  отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, тогда налоговая база признается равной нулю.
   Налоговая база облагаемая по различным ставкам  определяется отдельно.
   Сумма прибыли до налогообложения определяется на основании данных бухгалтерского учета и формы №2 бухгалтерской отчетности (Отчет о прибылях и убытках):
   ВР  без НДС – СП = ВП – КР = ПП + ДД + ПД – ПР                                       (1)
   где   ВР – выручка от реализации товаров, работ, услуг;
            СП – себестоимость продукции;
            ВП – валовая прибыль;
            КР – коммерческие расходы;
            ПП – прибыль от продаж;
            ДД – доходы от других видов  деятельности;
            ПД – прочие доходы;
            ПР – прочие расходы.
   Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом:
   сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
   сумма налога, исчисленная по налоговой  ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
   Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
   Для организаций - резидентов особой экономической  зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%.
   Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
   1) 20% - со всех доходов;
   2) 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
   По доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями налоговая ставка 9%;
   По  доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями налоговая ставка 15%.
   Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
   Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
   Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
   Порядок исчисления налога и авансовых платежей.
   Налог определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы или же сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
   По  итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.
   Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
   Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего  уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
   Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
   Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
   Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
   При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с  учетом ранее начисленных сумм авансовых  платежей. Налогоплательщик вправе перейти  на уплату ежемесячных авансовых  платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
   Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали  в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные  учреждения, автономные учреждения, иностранные  организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
   Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.
   Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению  дохода.
   Российские  организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также  в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:
   1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.
   В этом случае налог в виде авансовых  платежей удерживается из доходов налогоплательщика  при каждой выплате таких доходов;
   2) при реализации государственных  и муниципальных ценных бумаг,  при обращении которых предусмотрено  признание доходом, полученным  продавцом в виде процентов,  сумм накопленного процентного  дохода (накопленного купонного  дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.
   При реализации (выбытии) государственных  и муниципальных ценных бумаг, при  обращении которых не предусмотрено  признание доходом, полученным продавцом  в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке.
   Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.
   Сроки и порядок уплаты налога и налога в  виде авансовых платежей
   Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
   Авансовые платежи по итогам отчетного периода  уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
   Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного  периода.
   Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые  платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
   По  итогам отчетного (налогового) периода  суммы ежемесячных авансовых  платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
   Российская  организация или иностранная  организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через  постоянное представительство (налоговые  агенты), выплачивающие доход иностранной  организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
   Налоговый агент обязан перечислить соответствующую  сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации  или иного получения доходов  иностранной организацией.
   По  доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.
   Налог с доходов по государственным  и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено  признание доходом, полученным продавцом  в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного  дохода), подлежащих налогообложению у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода.
   Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи. 
 

   Практическая  задача: Рассчитать сумму налога на прибыль за январь месяц по предприятию торговли, применяющему метод начисления, по следующим данным:
    выручка от реализации товаров – 2340250, в т.ч. НДС;
    сумма начисленной зарплаты – 128500, выданной – 84750;
    сумма начисленного ЕСН – 33410, перечисленного – 22350;
    покупная стоимость реализованных товаров – 1740500, в т.ч. оплачено поставщикам – 1215600 (без НДС);
    сумма транспортных расходов, относящихся к реализованным товарам – 6000;
    сумма расходов, начисленных за рекламу – 2400;
    ставка налога – 20%.
 
   Сперва  определим доходы организации:
   1) сумма выручки без НДС = 2340500 * 100 = 1983263
         118
        ______________________________________________________
        Итого по доходам = 1983263
   Рассчитываем  расходы предприятия:
    2) сумма  начисленной зарплаты – 128500;
    3) сумма  начисленного ЕСН – 33410;
    4) покупная  стоимость реализованных товаров  – 1740500;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.