На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ароматерапия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Ароматерапия  — область знаний о методах и формах воздействия на организм летучих ароматных веществ, получаемых преимущественно из разных частей растений с применением различных физических и физико-химических методов.
     Термин  «аро?матерапи?я» составлен из слов «аромат» и «терапия», подразумевая «лечение ароматами». По одной из версий термин «ароматерапия» был введен французским химиком Гаттефоссе в конце 1920-х годов.
     Термин  «ароматерапия» не встречается ни в одном из толковых словарей русского языка. В БСЭ можно найти следующее: «Ароматические растения: эфирномасличные растения с более или менее сильным запахом, возникающим вследствие содержания в отдельных органах (цветки, семена, плоды, листья и др.) или во всём растении эфирного масла.»
     История ароматерапии
     Считается, что появлению на свет ароматерапии, как направления медицины в ХХ веке, помог случай. Работая в лаборатории, французский парфюмер и химик Гаттефоссе сильно обжегся и окунул обожжённую руку в стоящее тут же эфирное масло лаванды. Рана быстро зажила. Этот факт заставил химика пристальнее взглянуть на эфирные масла. Миф родился в результате многочисленных пересказов случая с пожаром в лаборатории, в результате которого Гаттефоссе получил серьезные ожоги и был госпитализирован. Лекарственные средства используемые медиками не помогли, у Гаттефоссе началась гангрена обожженых рук. Тогда Гаттефоссе, в качестве крайнего средства, удалив бинты, сам нанес на пораженные области эфирное масло лаванды. Он предполагал, что масло обладает терапевтическим потенциалом, но не ожидал, что эффект от него будет настолько сильным. Уже на следующий день появились признаки остановки "газификации тканей". Гаттефоссе пошел на поправку.
Ароматерапия относится к альтернативной медицине, наряду с гомеопатией, фитотерапией, натуропатией,траволечением и т. п. В древние времена существовала лишь народная медицина, которая служила человечеству на протяжении тысячелетий. В современном мире с развитием фармацевтической промышленности она перешла в разряд альтернативных, то есть нетрадиционных с точки зрения современных врачей. Тем не менее, у фитотерапии и народной медицины осталось много приверженцев.
 Современная медицина вынуждена с этим считаться, и препараты с использованием растительного сырья остаются в арсенале фармакотерапии.
Эфирные масла для ароматерапии
     Основными инструментами ароматерапии являются эфирные масла.
     В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона дано следующее определение: «Эфирные масла: Под общим названием Э. масел собирают большое количество веществ, имеющих, в сущности, общего только то, что они все образуются в растениях и обладают запахом, да и то это последнее качество надо принять с оговоркой. Некоторые Э. масла не находятся в готовом виде в растениях, а образуются при известного рода брожении, которое предшествует выделению масла. Название Э. масел было дано этим веществам в то время, когда химия находилась в младенчестве и этим названием хотели показать, что вещества эти, с одной стороны, сходны с жирными маслами — жирны на ощупь, плавают на воде (теперь и в этом отношении есть исключения) и дают на бумаге и тканях просвечивающее пятно, а с другой стороны — они, как эфир, летучи; в этом видели их главное и почти единственное отличие от жирных масел: пятно на бумаге от этих последних не пропадает даже при нагревании, а пятно от Э. масел исчезает без следа через некоторое время на холоде и еще скорее при нагревании. В действительности же Э. масла, кроме внешнего вида, ничего общего с жирными не имеют и, в то время как все сорта жирных масел обладают аналогичным химическим составом, масла Э. в отношении состава представляют большое разнообразие. Каждое Э. масло при этом не является определенным химическим соединением, а представляет смесь, подчас очень сложную.»
В БСЭ дано устаревшее определение эфирных масел, которое опровергается современной наукой.  «Эфирные масла, пахучие вещества, которые вырабатываются эфирномасличными растениями и обусловливают их запах. Синтез Эфирных масел происходит в особых клетках различных органов растений. Биологическая роль этих масел окончательно не выяснена. Предполагается, например, что они являются аттрактантами или репеллентами, уменьшают теплоотдачу и т. д.»
     В настоящее время доказано, что  компоненты эфирных масел могут  образоваться в различных частях растений; в дальнейшем они могут  распределяться в тканях растения, и нередко в значительной степени накапливаются в определённых тканях, в растворенном или эмульгированном состоянии. Различают два типа подобных образований: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Компоненты эфирных масел рассматриваются как продукты вторичного Метаболизма растений.
     Начиная с 20-х годов прошлого века, с развитием  парфюмерной химии, которая научилась  имитировать ароматы концентрированных летучих веществ, получаемых из растений, термин «эфирные масла» некоторые стали некорректно переносить и на искусственные или синтетические продукты (ароматизаторы), созданные в химических лабораториях, и натуральные, которые получают физическими методами из растений.
     В английском языке для того, чтобы  одно понятие не подменялось другим имеются специальные обозначения. Термин «Essential oils» используется для  обозначения натуральных эфирных  масел. Искусственно созданные эфирные  масла называют «Fragrances oils» («Ароматические масла», то есть ароматизаторы). В русском языке для этих продуктов недобросовестные продавцы иногда используют один термин — «эфирные масла», что порождает не только путаницу, но может серьезно навредить здоровью во время ароматерапевтической практики. Искусственно созданные «эфирные масла» по химическому составу обычно не имеют ничего общего с натуральными. Их роднит исключительно аромат. Чтобы отличить натуральные масла от искусственных ароматизаторов введено правило: все натуральные эфирные масла должны иметь ботаническое название растения, из которого оно получено. Например, если в названии эфирного масла написано: «эфирное масло розмарина», это, возможно, означает, что данный продукт искусственного происхождения. Натуральное эфирное масло розмарина должно обозначаться следующим образом: Эфирное масло розмарина (Rosmarinus officinalis), где в скобках указано ботаническое название растения, из которого оно получено.
     Чтобы избежать путаницы, которая может  иметь серьезные негативные последствия  для тех, кто использует ароматерапию как способ лечения, в одном из учебных пособий по ароматерапии  было предложено ввести новые термины. Натуральным эфирным маслам предлагалось присвоить термин, «который более полно открывает их свойства и назначение»: «фитоэссенции». Для искусственных "эфирных масел" предлагалось оставить прежнее название — «эфирные масла». В настоящее время эти новые термины кое-где используются их практикующими ароматерапевтами, но в связи с малой распространённостью, они могут лишь усилить непонимание и ввести дополнительную путаницу.
     С учетом сказанного, определение ароматерапии можно сформулировать следующим  образом: Ароматерапия — это область знаний о методах и формах холистического (целостного) воздействия эфирных масел и других летучих ароматных веществ на организм.
     Из  истории растительного мира
     Для более глубокого понимания ароматерапии, ее места и значения в современном  мире мы должны обратиться к истории  познания растительного мира, начиная с доисторических времен. Тринадцать тысяч лет назад люди начали приручать животных и культивировать растения. Этот процесс стал новым этапом как в познании окружающего мира, так и в изменении образа жизни первобытного человека. Люди начали строить поселения и города, осваивать новые земли.
     Даже  если какие-либо натуральные эфирные  масла и были известны людям в  столь ранний период развития человеческого общества, большинство ароматов, получаемых людьми, использовались в виде притираний (мазей) и фимиама. Антропологи полагают, что первобытная «парфюмерия» началась с поджигания смолистых выделений ладана. Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами для смазывания тела во время ритуальных церемоний. На всем африканском континенте люди покрывали свою кожу ароматными маслами, тем самым защищая себя от жары и пересыхания кожи. Эта практика была распространена вплоть до берегов Средиземноморья, где атлеты смазывали свои тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе, городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи
     Китай и Индия
     На  Востоке к растениям всегда относились с благоговением и почтением. Некоторые растения возводились  в ранг священных. ВИндии и Китае вокруг растительного мира создавались целые философские учения. Считалось, что лечение травами — это священный ритуал, выполнять который может лишь человек, морально и психологически подготовленный.
     В Китае первая книга по траволечению появилась около двух тысяч лет до н. э. во время династии Чин Хань. Подобно христианскимгностикам, последователи даосизма полагали, что душа растений живет в ароматах растений. Для обозначения ароматов, благовонийи парфюмерии китайцы использовали слово «heang». Они считали, что одни и те же лекарственные препараты из растений оказывают далеко не одинаковое действие на разнообразные функции организма. При успешном лечении должна учитываться каждая мелочь, вплоть до того, в какой последовательности нужно смешивать растения. Прописывая больному лекарства, во внимание принималось и время суток, когда в организме человека с помощью лекарства может быть достигнуто благоприятное для больного равновесие между «инь» и «ян».
     В Индии получила развитие философия Аюрведы. Аюрведа — это санскритское слово, имеющее два корня: «ayur» («жизнь») и «veda» («знание»). Аюрведа — наука о познании жизни. Она строится на комплексном лечении человека. В наше время такое лечение называют холистическим. То есть все стороны жизни должны работать вместе — питание, образ жизни, образ мыслей и т. д. Одним из ключевых компонентов холистического лечения является осознание того, что в процессах оздоровления значительную роль играет жизненная энергия («прана»).
     Индийские лекари получали информацию из религиозного источника «Веды». Это старейшая священная книга, известная людям. Именно в ней указаны некоторые медицинские рецепты, которые считаются первыми записанными рецептами в истории человечества. В книге описана духовная и философская концепция, согласно которой люди являются частью природы, а приготовление лекарств из растений — это священное действие. Аюрведическая система — один из старейших методов лечения болезней с использованием растений. Однако, прежде всего, это философская система, в которой прием растения сопровождался физическими упражнениями и духовной медитацией с целью достижения гармонии между физическим и духовным началом.
     Древний Египет
     Влияние и заслуги Древнего Египта в развитии науки о растениях бесценны. Проследив историю древнего мира и ознакомившись с древними текстами, найденными археологами, можно с уверенностью утверждать, что современным знаниям о растительном мире во многом мы обязаны древним египтянам. Знания древнеегипетских лекарей и жрецов, изложенные в папирусах и, как продолжение, в книгах ДиоскоридаПлиния Старшего и других древних авторов, легли в основу современных знаний о растениях. К сожалению, первоисточники дошли до наших дней в весьма отрывочном и неполном виде. 
     Древняя Греция
     Большая часть медицинских знаний о лечебных свойствах растений пришла в раннюю Грецию из Египта. В VII веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. В этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майораналилиитимьянашалфеяанисарозыириса и других растений.Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.
     Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее). 
     Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений.
     Древний Рим
     Римляне внесли немалый вклад в развитие врачевания растениями, добавив к принятым в Египте и Древней Греции традиционным ритуалам с использованием благовонийбанные процедуры и массаж. В I веке н. э. Рим импортировал около 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры в год. И мужчины, и женщины буквально купались в благовониях, а обслуживающие их рабы назывались «косметаэ» (cosmetae). Римляне использовали ароматные вещества трех типов: ладисмата (ladysmata) — твердые ингредиенты, стиммата (stymmata) — ароматические масла и диапасмата (diapasmata) — парфюмерные средства в виде пудры. 
     Греческий врач-фармацевт Гален (131—200 годы н. э.), живший в Риме, в более чем 20 книгах описал способы приготовления лекарств из растительных и животных ингредиентов. Как дань аккуратности Галена в его записях возник термин «галенова аптека». Вскоре из лекарского дела выросло и отделилось новое направление — аптекарское. Врачи диагностировали заболевание и выписывали лекарство, а аптекари или фармацевты занимались приготовлением лекарств. Таким образом, термин «materia medica», означающий в переводе «медицинские материалы», был синонимом веществ и продуктов, получаемых из природных источников и применяемых врачами той эпохи.
     После падения Римской империи знания греков и римлян были унаследованы учеными Ближнего Востока. В период набеговварваров на Рим тысячи образованных людей, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены искать укрытия в городах Ближнего Востока. С собой они несли книги с бесценными знаниями, в которых было собрано все великое наследие предыдущих поколений, в том числе опыт врачевания растениями. Древние книги переводились на арабский язык. Арабские ученые подхватили и развили науку о растениях. Пожалуй, самым полным трудом, дошедшим до наших дней, является «Канон врачебной науки», написанный арабским алхимиком, астрономом, философом, математиком, врачом и поэтом по имени Ибн Сина (Авиценна) (980—1030).
 «Темные времена» растительного мира
     С падением Римской империи прогресс науки в Европе остановился, а вместе с этим пришла в упадок наука о врачевании растениями. Знания, дошедшие из античных времен, были в основном сосредоточены в монастырях и недоступны простым людям.Раннее Средневековье характеризовалось суеверным отношением к растениям. Некоторые растения подвергались прямому преследованию. Появилось множество суеверий. Так, например, среди людей той эпохи было поверье, что под дном горшка сбазиликом живет скорпион. И если вдыхать аромат базилика, скорпион может пробраться в мозг.
     На  протяжении почти тысячи лет после  падения Римской империи в Европе мир растений, наряду с остальными отраслями знаний, был предан забвению. Свирепствовала инквизиция, миллионы людей были сожжены на кострах. Люди, посмевшие заниматься врачеванием с помощью трав, безжалостно уничтожались. А вместе с ними уходили опыт и знания о растительном мире.
     Во  время эпохи Возрождения вновь появилась мода на знания. Знать Европы стремилась собрать все известные литературные источники в своих частных библиотеках. Появилась также традиция разведения богатых растениями садов, где рядом с декоративными растениями соседствовали лекарственные. Некоторые из аристократов поручали художникам делать красивые, хотя и не всегда точные, каталоги своих растительных коллекций. В университетах начали изучать ботанику и растительную жизнь «лекарственных» садов.
     Россия
     Искусство врачевания растениями в России также имеет свои давние традиции, передаваемые устно, из поколения в поколение. Зачастую травников побаивались, наделяя их магическими способностями. Данных о развитии траволечения на территории древнейРуси сохранилось мало.
     У скифов, обитавших в Северном Причерноморье на территории от Днепра до Дона (VII—I века н. э.), в лечебной практике с успехом применяли разнообразные растения. Плиний Старший отмечал, что скифские лекарственные растения использовались как прекрасное лечебное средство не только на родине, но и далеко за ее пределами — в Греции и Италии. О распространении скифскихлекарственных растений свидетельствуют также писатели и философы древности Геродот, Аристотель, Катон Старший, Плавт.
     «Скифские женщины растирают на шероховатом  камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воду. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит».
     «Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия» . Опыт скифов унаследовали жители Киевской, а затем и Московской Руси.
     В IX—X веках в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных свойствах трав. В основном они исходили из Византии. Первым официальным врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053—1125), которого пригласил Владимир Мономах. Травы везли из Константинополя (Царьграда) и из Генуэзских колоний в Крыму. В XI веке лечение травами перешло в руки монахов, которые стали организовывать сбор и обработку трав. В это время появляются письменные труды с описанием накопленного опыта — травники и зелийники, копии которых во множестве распространялись в народе.
     В XIII—XV веках во времена монголо-татарского нашествия почти все ранние рукописи по медицине погибли. Лишь после свержениямонголо-татарского ига вновь установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване IV в 1581 году. открылась первая аптека для обслуживания царского двора, работа которой строилась по западноевропейскому образцу. Тогда же, в 1581 году была открыта «Аптекарская изба», которая, исповедовала исконно русскую народную медицину.[17]
В правление Бориса Годунова «Аптекарская изба» была преобразована в «Обтекарьский приказ», куда входили сушильни, склады, аптеки и другие подсобные помещения. В эти годы на Руси начинает появляться все больше медицинской литературы. Особо хочется выделить так называемые вертограды («вертоград» — означает «сад», «цветник», «огород»). Ветроградами называли переводы книг западноевропейских авторов о применении лекарственных растений. Они оставались очень популярными вплоть до XIX века.
     В XIX веке использование лечебных растений в медицинских учреждениях России значительно сократилось в связи с успехами химии, позволившей выделять и применять высокоактивные лечебные препараты, получаемые из растительного сырья. Однако многие русские ученые не прекращали исследование растений и их использование с лечебной целью.
     Выдающиеся  русские ученые Г. А. Захарьин, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, А. А. Остроумов и др. нередко при лечении больных прибегали к помощи лекарственных растений. С. П. Боткин требовал от своих учеников изучения лекарственных растений и проверки их действия в больницах.
     Хронология  изучения свойств эфирных масел
     В 1876 году Роберт Кох открыл микробы, которые вызывают заболевание сибирской язвой и получил Нобелевскую премию. В 1884 году ученый доказал, что терпены (компоненты ряда ЭМ) подавляют и даже могут уничтожать микробы, вызывающие, в частности, сибирскую язву и туберкулез.
     В 1910 году Мартиндел (Martindale) показал, что  эфирное масло орегано является сильнейшим антисептиком растительного происхождений из всех известных на тот момент антисептиков.
     Доктор  Рене Гаттефоссе (Rene Gattefosse), который  заново открыл эфирные масла и  их исцеляющие свойства, проводил исследования вместе со своим коллегой и другом Жаном Валнетом (Jean Valnet), практикующим врачом из Парижа. В 1937 году Рене-Морис Гаттефоссе впервые ввел термин «ароматерапия» в своей книге «Ароматерапия».
     В годы второй Мировой войны доктор Валнет воевал в рядах французской армии. Когда сократились поставки антибиотиков для фронта, доктор Валнет начал использовать эфирные масла для лечения раненых. К его удивлению, эфирные масла прекрасно подавляли различные инфекции. Дело Валнета было продолжено двумя его студентами; доктором Полем Белашем (Paul Belaiche) и доктором Жаном Клодом Лапразом (Jean Claude Lapraz). Было обнаружено, что эфирные масла обладают противовирусными, антибактериальными, противогрибковыми и антисептическими свойствами, а также являются прекрасными переносчиками кислорода на клеточном уровне.
     В 1949—1950 годах Шредер (Schroeder) и Мессинг (Messing) разработали метод, который  впоследствии стал называться «ароматограммой» (метод проверки, который позволяет  исследовать эффективность эфирных  масел для лечения широкого круга заболеваний).
     В 1954—1956 годах Келлнер (Kellner) и Коберт (Kobert) опубликовали исследование о влиянии 175 эфирных масел на восемь бактерий, распространяющихся через воздух, а  также на различные грибки.
     В 1964 году Жан Валнет опубликовал книгу «Практика ароматерапии» (The Practice of Aromatherapy). Валнет обнаружил, что с помощью эфирных масел можно лечить психиатрических больных, при этом результат лечения ощущался почти сразу.
     Австрийский косметолог Маргарет Мори (Marguerite Maury) выдвинула идею о комбинированном применении эфирных масел и массажа. Руководство Маргарет Мори по ароматерапии: «Секрет жизни и молодости» — известная книга, которая впервые была опубликована в 1961 году.
     В 1972 году Х. Одуи (H. Audhoui), П. Белаш, Ж. Буржон (J. Bourgeon), П. Дураффорд (P. Duraffourd), К. Дураффорд (C. Duraffourd), М. Гиролт (M. Girault) и Ж. К. Лапраз применили метод ароматограммы для разработки методик лечения эфирными маслами широкого круга инфекционных заболеваний. Было исследовано сорок эфирных масел и одна настойка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.