На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Правовое обеспечение социальной работы

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    Лекция 1.
    Понятие права социального обеспечения как отрасли права
    Понятие социального обеспечения и его  содержание формировались постепенно по мере развития системы социального  обеспечения в СССР, а затем в РФ. Разработка понятия продолжается до настоящего времени. Они тесно связаны со смежными понятиями, такими как «социальная политика», «социальная защита» и «социальная защищенность». Из толкования нормы закрепленной в ст. 7 Конституции РФ, следует, что социальное обеспечение – это результат социальной политики государства, а также составляющая часть государственной системы социальной защиты населения, следовательно, социальная политика и социальная защита – это общие понятия, а социальное обеспечение - особенное.
    Социальное  обеспечение в нашем государстве  в виде особого социально-защитного  института согласно ст. 39 Конституции  РФ гарантируется. Его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально приемлемого уровня жизни.
    Право социального обеспечения — это  самостоятельная и важная отрасль права. Она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств (материальных благ) специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и государственного бюджета в целях социальной поддержки лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума и других лиц. В связи с этим установлены денежные выплаты трудовых и социальных пенсий, страховых пособий и различных компенсаций.
    Вместе  с тем нормы данной отрасли права регулируют и отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся гражданам для охраны их здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы в целом по программам обязательного медицинского страхования, а также по бесплатному социальному обслуживанию престарелых, инвалидов и некоторые другие отношения.
    В соответствии с названным критерием  выделены следующие роды социального  обеспечения:
    - социальное страхование
    - государственное пенсионное обеспечение
    - социальная поддержка
    - социальная помощь
    - социальное обслуживание.
    Каждый  из выделенных родов делится на виды, обладающие специальным правовым статусом – пенсии, пособия, субсидии, единовременные денежные выплаты, компенсационные  выплаты, социальные услуги и так  далее.
    Предмет права социального  обеспечения.
    Под предметом права социального  обеспечения понимается совокупность однородных общественных отношений  материального и процедурного характера  по социальному обеспечению человека. Понятие «предмет права социального обеспечения» неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений: 1) социально-обеспечительные отношения по обязательному социальному страхованию; 2) отношения по государственному пенсионному обеспечению; 3) обеспечительные отношения по социальной поддержке; 4) обеспечительные отношения по оказанию государственной социальной помощи; 5) обеспечительные отношения по социальному обслуживанию.(привести примеры всех отношений) 

    Понятие и виды принципов  права социального обеспечения
    Как предмет и метод правового  регулирования, принципы также относятся  к числу важнейших отраслеобразующих свойств права социального обеспечения.
    Одно  из важнейших философских определений  принципа сводится к тому, что принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Другими словами, принцип — это теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает самую суть явления.
    Опираясь  на философские определения понятия  «принцип», правоведы довольно неоднозначно определяют понятие «принцип права». 

    Когда идет речь о системе принципов  права социального обеспечения, то вполне обоснованно можно включить в нее общие принципы права. Таким образом, указанная система должна включать в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы собственно права социального обеспечения.
    Общие принципы права  — это руководящие, отправные идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений. Набор общих принципов права (если к ним относить руководящие положения,  отражающие сущность права и закрепленные в нормах права) составляют следующие принципы: законности (ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ); равенства перед законом и судом (ст.  19 Конституции РФ);  справедливости (ст. 297 УПК РФ); гуманизма (ст. 6, 7 УК РФ); презумпция добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ). Межотраслевые принципы — это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей (двух или более права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения трудовое право),
    К межотраслевым принципам, которые  имеют регулирующее значение и для социально-обеспечительных отношений, относятся такие, как: право на за щиту прав безработных; право на охрану здоровья;] государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право ветеранов.

    Функции социального обеспечения

    Роль  и место социального обеспечения  в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить.
    В общей теории права преобладает  мнение о том, что функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно полезной деятельности также формулируются исходя из целей социальной политики РФ.
    Среди них следует выделить следующие: 1) экономическую; 2) защитную; 3) политическую; 4) социально-реабилитационную; 5) демографическую;
    Одной из важнейших функций социального  обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
    Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения; относится к числу публичных отраслей.
    В социальном обеспечении имеют место  два разных защитных явления: 1) охрана социальных прав 2) защита социальных прав. При этом охрана социальных прав — это совокупность различных взаимоcвязанных между собой мер, осуществляемых opганами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.
    Политическая  функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются существенные различия в уровне жизни слоев населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно
    социальное обеспечение выполняет свою политическую   функцию,   зависит   состояние   социального покоя в обществе.
    Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых! групп населения путем предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
    Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняет свое предназначение – создание человеку достойных условий существования. 
 

    Источники права социального обеспечения
    Понятие «источник права» в праве социального обеспечения вслед за общей теорией права толкуется не только неоднозначно, но и имеет аналог, «двойника»: наряду с термином «источник права» используется термин «форма права».
    В формально-юридическом смысле источник права и форма права — это тождественные понятие. Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником  ответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически-официального бытия, существования.
    Наиболее  распространенными источниками  права социального обеспечения являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуй законодательство о социальном обеспечении.
    «Под  нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».
    Нормативные акты в сфере социального обеспечения издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
    В последние годы к источникам права  социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. Нормативный договор как источник права социального обеспечения — это соглашение между субъектами социально-обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. (например: договор пожилого человека с организацией социального обслуживания о его платном обслуживании в стационарном учреждении). 

    По  юридической силе источники делятся на две большие группы: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права; 2) международным договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты
    К международным правовым актам по правам человека и международным договорам РФ в сфере социального обеспечения, в частности, относятся Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабри 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.); Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицировав СССР 13 июня 1990 г
    Государственные нормативные правовые регулирующие сферу социального обеспечения, свою очередь, делятся на: 1) законы  2) подзаконные акты.
    Главная роль в регулировании отношений  по социальному обеспечению отводится законам. Среди последних основными источниками права социального обеспечения выступают следующие:
    1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января
    Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
    федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «об основах социального обслуживания населения в российской федерации»
    Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
    Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
    Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 29 декабря 2004 г.)
    Федеральный закон от 24.07.1998 г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
    Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
    Постановление о развитии сети специальных домов - интернатов для престарелых и инвалидов
    10. «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г.); «Об обязательном пенсионном страховании в  
 
 
 

    Субъекты  и объекты социально-обеспечительных правоотношений
    1. Субъекты социально-обеспечительных  правоотношений
    Субъект права — это потенциальный участник правовых отношений, рассматриваемый законодателем в статическом состоянии, с точки зрения обладания им правосубъектностью, имея в виду, что понятия обладания правами и их использования (реализации) не совпадают. Субъект правовых отношений — это лицо, признанное субъектом права, но выступающее в качестве уже не потенциального носителя субъективных прав и юридических обязанностей, а действительного   участника   самого   процесса  действии норм, реализации правосубъектности. Под правосубъектностью следует понимать единство свойств субъекта, включающее в себя способности лица обладать правами и обязанностями (правоспособность), своими действиями приобретать и осуществлять их (дееспособность).
    Субъектами  правоотношений по социальному обеспечению выступают;
    а) физические лица (граждане Российской Федерации, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, 
постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане 
. только при наличии международных взаимных соглашений с РФ). 
Гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью;

    б) государственные органы (Министерство социального 
развития РФ, органы здравоохранения, органы образования, 
органы исполнительной власти и др.) и иные органы (органы 
муниципальной власти, медицинские учреждения и учреждения социального обслуживания, профессиональные союзы). 
Участники правовых отношений в сфере социального обеспечения обладают соответствующими правами и обязанностями, 
которые образуют его юридическое содержание. Для указанных 
отношений характерно то, что один субъект — гражданин — обладает правом на получение определенного вида социального 
обеспечения, а другой субъект обязан в свою очередь предоставить ему это обеспечение.

    Объект  правоотношений по социальному обеспечению — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу, чего они вступают в юридические связи.
    Объектами материальных правоотношений в связи  с предоставлением отдельных видов обеспечения являются, как правило, конкретные блага, а именно: пенсии, пособия, услуги и другие виды обеспечения.
    Объектами процедурных и процессуальных правоотношений является либо само юридически значимое обстоятельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т. п.), либо оспариваемое право. 
 
 
 

    Источники финансирования социального  обеспечения.
    Источниками финансирования социальной защиты населения  являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения.
    Фонд  социального страхования  Российской Федерации  — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
    Фонд  обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
    Фонды социальной поддержки  населения —  один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
    Система фондов социальной поддержки населения  состоит из республиканского (федерального) и территориальных фондов. 
 

    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

    Социальное  страхование
    Социальное  страхование, являясь основным родом социального обеспечения  и подотраслью права социального обеспечения. 
    Социальное  страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, представляющая собой совокупность создаваемых правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
    Ст. 8 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования» определяет следующие виды страхового обеспечения  1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, 2) пенсия по старости, 3) пенсия по инвалидности, 4) пенсия по случаю по смерти кормильца, 5) пособие по временной нетрудоспособности, 6) пособие в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, 7) пособие по беременности и родам, 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, 9) пособие по безработице, 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, 11) единовременное пособие при рождении ребенка, 12) пособие на санаторно-курортное лечение, 13) социальное пособие на погребение, 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.  
    Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, и иных категорий (вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости и иных случаев). 

    Принципы  социального страхования: 

           К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
    устойчивость  обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых взносов;
    всеобщий  обязательный характер социального  страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
    государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
    государственное регулирование системы обязательного  социального страхования;
    паритетность  участия представителей субъекта обязательного  социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
    обязательность  уплаты страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных видов  обязательного социального страхования;
    ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
    обеспечение надзора и общественного контроля;
    автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.
           Субъектами обязательного  социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
           Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
           Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
    Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.  
 
 
 
 
 
 
 

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ
    1. Понятие и виды  пособий
    Понятие социального пособия впервые  дается в ФЗ от 17 ищ 1999 г. «О государственной социальной помощи». Здесь оно определяется как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов) либо из других источников (фондов страхования).
    На  основе анализа действующего российского  законодательства в области социального обеспечения по вопросу назначения и выплаты государственных социальных пособий можно сделать вывод о существовании следующих видов пособий: единовременные пособия и пособия, назначаемые на определенный, установленный законодательством Российской Федерации, срок (периодические денежные вышиты); пособия гражданам, имеющим детей (причем как единовременные, например при рождении ребенка, так и срочные, например ежемесячное пособие на ребенка), пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, пособие ш погребение и т. д.
    Понятие пособия по временной  нетрудоспособности. Лица, имеющие право на получение пособия по временной нетрудоспособности
    Под пособием по временной нетрудоспособного) следует понимать денежную выплату, предоставляемую в случаях, когда выполнение работы или осуществление иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья либо по иным причинам, и в размерах, пропорциональных заработку, прочему доходу или в твердой сумме, финансируемую по общему правилу за счет средств Фонда социального страхования РФ, Фонда занятости РФ.
    При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, а размеры этих пособий и условия их выплаты устанавливаются также федеральным законом. Однако в настоящий момент специальный закон, регулирующий  порядок назначения и выплаты данного пособия, не принят.
    При назначении, исчислении и выплате  пособии по временной нетрудоспособности необходимо по-прежнему руководствоваться» постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984г. утверждающим Основные условия обеспечения пособиями погас дарственному социальному страхованию (кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания) с изм. на 14 августа 1991. разъяснением «О порядке оплаты периода временной нетрудоспособности граждан, признанных безработными», утвержденным постановлением Минтруда и социального развития РФ от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, заняты на работах с химическим оружием», ФЗ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативными актами.
    В соответствии с перечисленными актами право на пособие по временной нетрудоспособности в установленных законодательством случаях имеют лица, работающие по трудовому догов а также граждане, которые в период своей деятельности обязательному государственному социальному страхованию. К числу последних относятся: адвокаты, нотариусы, члены кооперативов, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, а равно безработные граждане. 

    Виды  пособий по временной  нетрудоспособности
    Пособие по временной нетрудоспособности выдается:
     1) при заболевании (травме), связанном  с утратой трудоспособности;
    2) при санаторно-курортном лечении;
    3) при болезни члена семьи в  случае необходимости ухода за ним; 
        4) при карантине; 

    5) при временном переводе на  другую работу в связи с  заболеванием туберкулезом или с профессиональным заболеванием; при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия. 

    Условия назначения пособия по временной нетрудоспособности и продолжительность выплаты
    Пособие по временной нетрудоспособности при  утрате трудоспособности вследствие заболевания  или травмы выплачивается застрахованному  лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).
    При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня.
    Застрахованному лицу, признанному в установленном  порядке инвалидом и имеющему ограничение способности к трудовой деятельности, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня увеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие заболевания туберкулезом.
    Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору.
    Пособие по временной нетрудоспособности при  необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:
    1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;
    2) в случае ухода за больным  ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;
    3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;
    4) в случае ухода за больным  ребенком в возрасте до 15 лет,  являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;
    5) в случае ухода за больным  ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;
    6) в остальных случаях ухода  за больным членом семьи при  амбулаторном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.
    Пособие по временной нетрудоспособности в  случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.
    Пособие по временной нетрудоспособности в  случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается  застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.
    Пособие выплачивается за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период временной нетрудоспособности
    Выплата пособия по временной  нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника
    В страховой стаж для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам), включаются периоды работы, в течение которых  гражданин подлежал обязательному  социальному страхованию.
    Исчисление  страхового стажа производится в  календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из периодов по выбору застрахованного лица.
    При этом не зачитываются в страховой  стаж, ранее учитываемые в непрерывном  трудовом стаже:
    служба в составе Вооруженных Сил;
    время работы или производственной практики в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
    период обучения в училищах и школах профессионально-технического образования;
    время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров.
    Размеры пособий
    Пособие по временной нетрудоспособности при  утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:
    1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;
    2) застрахованному лицу, имеющему  страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов  среднего заработка;
    3) застрахованному лицу, имеющему  страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов  среднего заработка.
    Если  сотрудник работает у нескольких работодателей, пособия назначаются  и выплачиваются ему каждым работодателем. 
 
 
 
 

    Пособие в связи с несчастным случаем на производстве и проф. Заболеванием.
    Самост. изучение (понятие  н.с. на п-п, виды, понятие проф. заб, виды, порядок расследования)
    Пособия гражданам, имеющим детей
    Самост. изучение (виды пособий, порядок назначения, документы, лица, имеющие  права на пособия) 
 
 

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ
    1. Понятие инвалидности, инвалида и ограничения жизнедеятельности
    Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья (т. е. нарушение полного физического, душевного и социального благополучия), связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
    Инвалидность  — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
    Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется полной или частичной утратой лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью™
    2. Группы инвалидности. Критерии для определения группы инвалидности
    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности на основании постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» (с изм. и доп. от 26 октября 2000 г.) лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лег устанавливается категория «ребенок-инвалид»
    Критерием для определения 1 группы инвалидности являете социальная недостаточность, требующая социальной защиты помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию.
    Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким, выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Ограничение способности к обучению П и III степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.
    Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким, незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетанию.
    Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. 

 

    
            Понятие медико-социальной экспертизы
    Признание лица инвалидом осуществляется при  проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица и ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты населения РФ и Правительством РФ.
    Медико-социальная экспертиза — определение в установленном  порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
    Медико-социальная экспертиза гражданина производится в  учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. В случае, если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.
    Основания для признания  гражданина инвалидом. 
Причины инвалидности

    Основаниями для признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиям травм или дефектами; 

    
    ограничение жизнедеятельности (полная или частичная  утрата 
    лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

    необходимость осуществления мер социальной защиты 
    гражданина.

    Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
    Группа  инвалидности, а также время, когда  она наступила, устанавливаются медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК), действующими на основании положения, утверждаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    При определении группы инвалидности МСЭК всегда должна устанавливать также причину инвалидности. От причины инвалидности во многих случаях зависят право на пенсию, ее размер и различные льготы.
    Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; заболевание, не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы); заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
    Причина инвалидности в приведенных выше формулировках записывается в соответствующих графах акта освидетельствования во МСЭК, в справке МСЭК и в выписке из акта освидетельствования во МСЭК.
    3. Переосвидетельствование  инвалидов. Случаи установления группы инвалидности бессрочно
    Переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, который установлен для признания лица инвалидом.
    Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп — один раз в год, а детей-инвалидов — один раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
    Без указания срока переосвидетельствования  инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с определенными критериями. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за два месяца по истечения установленного срока инвалидности. Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.
    Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, включая мужчин! старше 60 лет и женщин старше 55 лет, проводится в случаях] выявления в установленном порядке подложных документов, основании которых установлена инвалидность.
    В некоторых случаях группа инвалидности устанавливает бессрочно:
    инвалидам — мужчинам старше 60 лет и женщинам старик 
    55 лет;

    инвалидам, у которых срок переосвидетельствования наступает после достижения мужчинами — 60 лет, женщинами -| 
    55 лет;

    ¦—  инвалидам I и II групп, которым за последние 15 лет групп инвалидности не изменялась.
    — мужчинам по достижении 55 лет и женщинам — 50 лет,: 
прерывно признаваемым последние 5 лет перед достижением этого возраста инвалидами 1 группы;
 

    
    инвалидам Отечественной войны I и II групп и лицам, получившим инвалидность I или II группы при защите СССР до Отечественной войны, — независимо от возраста и времени наступления инвалидности;
    инвалидам Отечественной войны III группы и лицам, получившим инвалидность III группы при защите СССР до Отечественной войны, если им в последние 5 лет подряд устанавливалась какая-либо группа инвалидности;
    — инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, 
либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, у которых срок очередного переосвидетельствования наступает после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет.

    Государственная служба медико-социальной экспертизы и ее учреждения
    Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации.
    Порядок организации и деятельности Государственной  службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации (Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденное Правительством РФ от 13 августа 1996 г. с изменениями от  21 сентября 2000 г.).
    К учреждениям относятся бюро медико-социальной экспертизы и главное бюро медико-социальной экспертизы.
    Основными задачами учреждений являются: определение  группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий; формирование данных государственно!) системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики личности и факторов, к ней приводящих; участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности медико-социальной экспертизы, реабилитации и социально!) защиты инвалидов.
    Учреждения  создаются, реорганизуются и ликвидируются  по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, а также ФЗ от 12.01.1996 г. №741
    (с  изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря  2003 г.) «О некоммерческих организациях».
    Задачи  Государственной  службы медико-социальной экспертизы
    На  Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются следующие задачи:
    определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени 
    наступления инвалидности, потребности инвалида в различных 
    видах социальной защиты;

    разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
    изучение уровня и причин инвалидности населения;
    участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной за 
    щиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное 
    заболевание;

    6) определение причины смерти инвалида  в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего. 

    Понятие и значение трудового  стажа
    Трудовой  стаж — это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении граждан.
    В ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. под трудовым стажем понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
    Ранее по законодательству принято было различать  три вида трудового стажа: общий, непрерывный, специальный.
    Общий трудовой стаж—это суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно-полезной деятельности. С учетом всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время данное понятие не имеет какого-либо правового значения, так как может I быть отождествлено с понятием «страхового стажа». Тем самым I оно исключается из оснований для назначения пенсий.
    Трудовой  стаж в указанном смысле на сегодняшний  день учитывается лишь только при  назначении пенсий за выслугу лет  военнослужащим I и государственным, муниципальным служащим, а также пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца федеральным I государственным служащим, военнослужащим, участникам Беликов Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. 

    Непрерывный и специальный  стаж
    Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность  послед ней непрерывной работы, деятельности на одном или на разных предприятиях (учреждениях, организациях), если при переходе
    с одной работы на другую соблюдены  установленные законом сроки, а увольнение не является повторным увольнением по собственному желанию без уважительных причин либо не вызвано виновным поведением работника.
     


    Общий порядок исчисления страхового стажа
    Исчисление  периодов работы и (или) иной деятельности как на основании документов, так и на основании свидетельских показаний производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).
    При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся  в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
    В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной  деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов,. засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением  пенсии, подтвержденный заявлением, где и указывается выбранный  для включения в страховой стаж период.
    В страховой стаж для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности (беременности и родам), включаются периоды работы, в течение которых  гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.
    Исчисление  страхового стажа производится в  календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых  в страховой стаж, учитывается  один из периодов по выбору застрахованного лица.
    При этом не зачитываются в страховой  стаж, ранее учитываемые в непрерывном  трудовом стаже:
    служба в составе Вооруженных Сил;
    время работы или производственной практики в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
    период обучения в училищах и школах профессионально-технического образования;
    время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров.
    Льготное  исчисление периодов, засчитываемых в страховой стаж
    Некоторые периоды работы и деятельности засчитываются  в страховой стаж на льготных условиях, т. е. непосредственно» время работы (осуществления деятельности) при исчисление! стажа увеличивается на какую-то определенную величину: а) полный навигационный период на водном транспорте в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страховом стажа в соответствующем календарном году составила полный год.  Данное положение относится к следующим отраслям промышленности: торфяная, лесозаготовительная, маслосыродельная и молочная, мясная, рыбная, сахарная, консервная, плоде овощная, лесосплав, лесное хозяйство;
    б) период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.