На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Источники права древнего Рима. Закон XII таблиц

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Контрольная работа на тему: 
На тему: «Источники права древнего Рима. Закон XII таблиц»
 
 
 
 
 

План.
Введение
I. Обычное право.
II. Законы.
III. Эдикты магистратов.
IV. Деятельность юристов.
V. Содержание  Законов XII таблиц.
Заключение
Список источников
 


Lex est ratio summa quae jubet quae sunt utilia et necessaria, et contraria prohibet 1 

Введение.
Цель: Рассмотрение основных источников права Древнего Рима, их комплексный анализ, сравнение. Уделение особого внимания важнейшему источнику римского права- Законам XII таблиц.
В литературе термин "источник права" употребляется  в разных значениях:
    Как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
    Как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция);
    Как источник познания права.
    Источником  знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних  рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла  лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам  и пересказам, сохранившимся в  произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического  периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.
К источникам познания римского права относятся памятники  римской литературы, историков (Тит  Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (знаменитый Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.
Надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, папирусы (например, папирус с эдиктом Антония  Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным  Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также  источники познания римского права.
Еще в одном  значении термин "источник" употребил  римский историк Тит Ливий, назвав Законы XII Таблиц "источником всего публичного и частного права". 

    I.Обычное право.
В институциях  Юстиниана проводится различие между  правом писаным (ius scriptum) и не писаным (ius non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей ей форму закона.
      Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в императорский период применяется термин consuetudo (обычай). Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков. Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении.
В постклассическую эпоху обычай приравнивается к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону. Применение обычаев предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами.
     Обычаи (mores) могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего, законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
     Таким образом, обычаями называются выработанные в процессе повседневного социального  общения правила поведения, длительно  применяемые и передающиеся из поколение  в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно  применялся, выражал разумную потребность  в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и  усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.
    II. Закон.
    Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.
 Главным источником  римского права является закон  (lex).
Основной вехой  становления римского законодательства были Законы ХII Таблиц, принятые в V в. до н.э.
 Период писаного  права начался в Риме после  того, как плебеи в упорной  борьбе с патрициями добились  записи обычаев, применяемых в  государстве. Так были созданы  Законы XII Таблиц. Подлинный и полный  текст Законов XII Таблиц неизвестен, в традиции римского права  существует несколько более или  менее убедительных попыток их  реконструкции и систематизации  на основании цитат из других  римских юридических источников  классической эпохи. Значение  подлинных признано за примерно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам:
    «О вызове в суд» (Табл. I),
    «О вершении исков» (Табл. II),
    «О долговом рабстве» (Табл. Ш),
    «О порядке манципации при сделках» (Табл. IV),
    «О завещании и семейных делах» (Табл. V),
    «О пользовании земельным участком» (Табл. VI),
    «О воровстве» (Табл. VII),
    «О личном оскорблении-обиде» (Табл. VIII),
    «Об уголовных наказаниях» (Табл. IX),
    «О порядке похорон и церемоний» (Табл. X),
    «О публичных делах в городе» (Табл. XI),
    «О неиспрашивании привилегий» (Табл. XII).
 
     В республиканском Риме законодательным  органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько  стадий. Сначала компетентный магистрат  вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять  или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом  закон одобрялся Сенатом.
       Римские законы получали наименование  по их инициаторам (например, Закон  Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).
       Закон состоял из трех частей:
      1) введение, где указывались наименование  закона, дата принятия народным  собранием, обстоятельства издания;
      2) текст закона (rogatio);
      3) последствия его нарушения и  ответственность нарушителя (санкция).
       В зависимости от санкции различали  четыре вида законов:
      1) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось.
     2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;
      3) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;
      4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.
       Большинство известных римских  законов принадлежит к несовершенным  либо менее совершенным законам.
     Со  временем сложились два подвида  римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.
     Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.
     Рlebiscitum - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. Как пишет в своих Институциях Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебесциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.
     Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок. С начала II в. постановления Сената часто сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.
     Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
     Различалось несколько видов императорских  конституций:
       эдикты - нормы общего действия. Они  выставлялись на побеленных деревянных  досках у резиденции принцепса;
       декреты - судебные решения, обычно  в ответ на апелляцию на  решения судов низших инстанций;
       рескрипты - ответы на запросы  должностных и частных лиц;
       мандаты - общеобязательные указания  чиновникам, которые вышли из  употребления. 

     III. Эдикты магистратов.
     Полномочия  издавать правообразующие эдикты имели  только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium):
    преторы,
    правители провинций,
    курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля).
     Вступая в должность, магистрат делал  программное заявление о своей  будущей деятельности, какие правила  будут лежать в ее основе, в каких  случаях будут даваться иски и  т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт  был обязателен для издавшего  его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать  постоянные эдикты "законом на год" (lex annua).
Однако  фактически те пункты эдикта, которые  оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь  избранного магистрата и преобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).
Полномочия  по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц - магистратов. Полномочия вытекали из:
     - jurisdictio - права лично отправлять правосудие в определенной сфере,
    - imperium собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и “поддерживать, дополнять и улучшать jus civile”.
     Важнейшими  для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновременно с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и полномочия городского претора входила “охрана мира и порядка” в городе, а тем самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника, В другом отношении эдикты подразделялись на:
     1) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий;
     2) непредвиденные, касавшиеся казусных  обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до Н.Э.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта. 

     IV. Деятельность юристов.
     Одна  из важнейших особенностей римского права состоит в том, что деятельность юристов, их ответы и суждения (responsa и sententia) являлись самостоятельным источником права.
     В Институциях Гая о значении этого  источника написано так: "Ответы законоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны, если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим"
     В начале V в. н.э., когда правотворческая  деятельность юристов пришла в упадок, Законом о цитировании 426 г. судам  разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов:
    Папиниана;
    Павла;
    Ульпиана;
    Модестина;
    Гая.
     При расхождении мнений названной пятерки  предписывалось руководствоваться  мнением большинства, а при равенстве  голосов - мнением Папиниана.
     В VI в. Юстиниан, осуществляя свою знаменитую кодификацию, увековечил мнения юристов  в своих Дигестах, придав им силу закона наряду с другими частями  своей кодификации специальной  Конституцией 533 г. "Об утверждении  Дигест" ("Tanta").
     Деятельность  юристов выражалась в следующих  формах:
       respondere - заключения, консультации, ответы знатоков права;
       cavere - дача образцов формул исков, сделок, договоров, завещаний и т.д.;
       agere - советы по постановке дела в суде. Сюда относится и ведение дела в суде, где юрист непосредственно выступает на стороне в процессе. Однако в дальнейшем юристы ограничили свою деятельность ответами адвокатам, профессиональным ораторам;
       scribere - литературная деятельность юристов.
     Научно-литературные произведения римских юристов дошли  до нас лишь в незначительной части  и в копиях. Это произведения, посвященные разработке цивильного права;комментарии к преторскому эдикту; дигесты, объединявшие и цивильное, и преторское право; учебники права - институции, сборники казусов ("Вопросы" и "Ответы"), монографии по специальным вопросам. Следует заметить, что в знаменитых Дигестах Юстиниана 20% объема составили цитаты из трудов Павла, 40% - Ульпиана. В основу Институций Юстиниана были положены Институции Гая.
       Таким образом, ответы знатоков  права, мнения, суждения римских  юристов являлись источником  римского права. 
       Расцвет римской юриспруденции  приходится на период принципата (классические юристы, когда некоторым  из них официально предоставляется  право давать обязательные для  судей заключения). Упадок римской  юриспруденции относится к периоду  домината, когда абсолютная монархия  не нуждается в помощи юристов  как творцов права, а единственным  законодателем становится император. 
       Все, кто исследовал и исследует  римское право, единодушны во  мнении, что деятельность юристов  (их знаменитые респонсы и сентенции) вместе с преторским правом превратила архаическое право римских граждан в "абстрактное право абстрактной личности", победоносно прошедшее через века по всем континентам земного шара.  

     V. Содержание Законов XII таблиц.
     "Для  всякого, кто ищет  основ и источников  права, одна небольшая  книжица законов  Двенадцати Таблиц  весом своего авторитета  и объемом пользы  воистину превосходит  все библиотеки  философов. Закон  - это то, что народ  повелел и постановил".
     Цицерон.
     Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе.
     Таблица I
                                                1. Если вызывают кого-нибудь на  судоговорение, пусть вызванный  идет. Если он не идет, пусть  тот, кто вызвал, подтвердит свой  вызов при свидетелях, а потом  ведет его насильно.
     2. Если вызванный измышляет отговорки  для неявки или
     пытается  скрыться,  пусть тот,  кто его  вызвал, наложит на него руку.
     3. Если  препятствием для явки  вызванного на судоговорение  будет его болезнь или старость, пусть сделавший вызов даст  ему вьючное животное...  Повозки.., если не захочет, предоставлять  не Обязан.
     4. Пусть поручителем на  судоговорении   за  живущего своим  хозяйством  будет только тот,  кто имеет  свое хозяйство.  За бесхозяйственного   гражданина поручителем будет  тот, кто пожелает.
     6. На чем договорятся, о том  пусть истец и просит на  судоговорении .
     7. Если тяжущиеся стороны не  приходят к  соглашению, пусть   они  до полудня сойдутся  для тяжбы на форуме или  на комиции.  Пусть обе присутствующие  стороны по очереди защищают  свое дело.
     8. После полудня магистрат утвердит  требование той стороны, которая  присутствует при судоговорении.
     9. Если на судоговорении присутствуют  обе  стороны, пусть заход  солнца будет крайним сроком  судоговорения. 

     Таблица II
                                             
   1. По искам  в 1000 и более ассов взыскивался...  су-
дебный залог в сумме 500 ассов,  по  искам на  меньшую
сумму - 50 ассов, так было установлено законом XII таб-
лиц. Если спор шел  о свободе какого-нибудь человека, то
хотя бы его  цена была наивысшей, однако, тем же законом 
предписывалось,  чтобы тяжба шла о залоге за  человека,
свобода  которого  оспаривалась всего лишь в размере 50
ассов.  2. Если одна из таких причин,  как... тяжкая болезнь 
или  совпадение  дня  судебного разбирательства  с днем,
положенным для  обвинения кого-либо  в  измене16,  будет 
препятствовать  судье,  третейскому посреднику или  тяжу-
щейся стороне явиться на судебное  разбирательство,  то
таковое должно быть перенесено на другой день.        
   3. Пусть  тяжущийся, которому недостает  свидетельских 
показаний, идет к воротам дома неявившегося на разбира-
тельство  свидетеля и в течение трех дней во всеуслыша-
ние взывает к нему. 
     Таблица III
                                            
        1. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней  после 
     признания  им долга или после постановления  против него судебного решения.                                    
        2. По истечении указанного срока  пусть истец наложит руку на  должника.  Пусть ведет его  на судоговорение для исполнения  решения.                                   
        3. Если должник не  выполнил  добровольно  судебного решения  и никто не освободил его  от ответственности при судоговорении,  пусть истец уведет его к  себе и наложит на него колодки  или оковы весом не менее,  а, если пожелает, то и более  15 фунтов.                           
        4. Во время пребывания в заточении  должник, если хочет,  пусть  кормится за свой собственный  счет.  Если же он не находится  на своем содержании,  то пусть  тот, кто держит  его  в   заточении,  выдает  ему по фунту  муки в день, а при желании  может давать и больше.
     5. Тем временем пока должник  находился в  заточении   он имел право помириться с  истцом,  но если стороны не  мирились,  то такие должники  оставались  в  заточении  60 дней. В течение этого срока  их три раза подряд в базарные  дни приводили к претору, на  комиции и при этом объявлялась   присужденная с них сумма денег.  В третий базарный день они  предавались смертной казни или  поступали в продажу за границу,  за Тибр.                  
        6. В третий базарный день пусть  разрубят должника на части.  Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено  им в вину.                              
        7. Пусть  сохраняет  свою  силу навеки иск против изменника. 
     Таблица IV
                                             
        1. ...С такой же легкостью был  лишен жизни,  как  по 
     XII  таблицам,  младенец,  отличавшийся  исключительным уродством.                                            
        2. Если отец трижды продаст  сына, то пусть сын будет свободен  от власти отца.                              
        3. Пользуясь  постановлением  XII  таблиц,  приказал 
     своей жене взять принадлежащие ей вещи и,  отняв у  нее ключ, изгнал ее.
        4. ...Когда женщина... родила на  одиннадцатом месяце после смерти  мужа,то из этого возникло дело, будто бы
     она зачала после того,  как умер муж, ибо децемвиры написали,  что  человек рождается - на десятом,  а  не  на одиннадцатом месяце.
        Таблица V                                           
        1. Предки наши утверждали, что  даже совершеннолетние женщины  вследствие присущего им легкомыслия  должны состоять  под опекою...  Исключение допускалось только  для деввесталок,  которых древние римляне в уважение к их жреческому  сану освобождали от опеки.  Так было постановлено законом XII таблиц.
        2. Законом XII таблиц было определено,  что res mancipi принадлежащие женщине,  находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи,с согласия опекуна.                          
        3. Как кто распорядится на случай  своей смерти относительно своего  домашнего  имущества  или   относительно опеки над подвластными  ему лицами, так пусть то и  будет ненарушимым.                                          
        4. Если кто-нибудь,  у кого нет  подвластных ему лиц,умрет,  не оставив распоряжений о наследнике,  то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.       
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.