На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО 
 

ФАКУЛЬТЕТ              психологии
КАФЕДРА                  социальной и организационной психологии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  психология
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ психология здоровья 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 

ТЕМА 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 
 

РАБОТА  ЗАВЕРШЕНА
“____” __________200_г.                            _______________________(Е.С. Стаканчикова) 
 

РАБОТА  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ: 
 
Научный руководитель

Кандидат психологических наук,
доцент кафедры  юридической психологии
“___” ___________200_г.                           ___________________________(И.И. Пацакула) 
 

Заведующий кафедрой
Кандидат психологических  наук,
доцент кафедры  социальной и организационной 
психологии 
“___” ___________200_г.                           __________________________(Н.Н. Авраменко)    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга 2010 г. 
 
 
 

Содержание
 

      Введение

    Актуальность  изучения психологической готовности  к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и  не разработанностью социальной и психологической помощи семье, и, в первую очередь женщине.
    Т. Бангерская указывает, что если в 1945 году  в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 1,8 млн.). Россия занимает первое место по количеству абортов [4]. В каждой четвёртой  российской семье  имеют место факты насилия над детьми. По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет [1, с.56]. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери. Родные матери  виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми. В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста [4].
    Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских  и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой [11, с. 112]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [27].
    Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка  оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств [37].
    Все вышесказанное позволяет утверждать, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия  себя, как матери, дискомфортное отношение  к собственной материнской позиции.
    Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической  готовности к выполнению материнских  функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
    Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
    изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
    исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
    провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;
    Объект исследования: психологическая готовность к материнству.
  Предметом исследования являются характеристики социально - личностной, когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.
    Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в системе психологической готовности к материнству среди женщин различных возрастных групп по составляющим когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной и социально – личностной сферам готовности.
    Методологическую  основу исследования составили работы Филипповой Г.Г., Матвеевой Е.В., Мещеряковой С.Ю.
    В качестве основных методов исследования выступили: анкетирование ( авторский текст ), рисуночный проективный тест «мой малыш», проективная методика «родительское сочинение» ( Столин В.В. ), методы математической статистики ( метод углового преобразования Фишера - j* ).

В качестве испытуемых выступили женщины различных возрастных групп.

    Первую  группу составили 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей. Из них 40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 37% испытуемых работают, 30%  учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.
    Вторую  группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Из них 90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет, при этом 75% женщин находятся в отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе).
Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты можно  использовать в работе психолога  в женских, семейных консультациях в рамках психологического сопровождения по проблемам готовности к материнству среди женщин различных возрастных групп. 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения психологической готовности к материнству.

1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к        материнству» и характеристика её составляющих.

    С точки зрения исследователя материнства  Матвеевой Е.В. основной  детерминантой  материнского поведения является степень  психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций  и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [27, с.39].
    Изучение  готовности к материнству в последние  годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического  исследования  связи готовности к материнству, реального материнского поведения  и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос  о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь,  остаётся открытым.
      При изучении психологической   готовности к материнству анализируются  изменения в жизни, ждущие женщину  с рождением ребёнка, которые   чрезвычайно глубоки. 
    Рождение  ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.
    Большинство авторов, исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [29].
    Одна  из исследователей психологической  готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт  как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя  и потребности в сопереживании [28].
    Автор выделяет несколько групп показателей  психологической готовности  к  материнству.
    В первую  группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
      Эта составляющая была определена  Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными, и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [28].
    К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
      Наиболее благоприятной ситуацией  для будущего материнского поведения  являются желанность ребёнка,  наличие субъектного отношения  матери к ещё не родившемуся  младенцу, которое проявляется в  любви к нему, мысленной или  вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
    Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка [28].
    То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
    Мещерякова  С.Ю., не претендуя на полноту и  окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут  отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения.
    Брутман В.И. рассматривает готовность к  материнству как способность  матери обеспечивать адекватные условия  для развития ребёнка, проявляющаяся  в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [14].
    Анна  де Каресдуэ выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
    Отношение к беременности.
Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом  и физиологическом  уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
    Поведение женщины в процессе родов [3, с. 48].
Зачастую  женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
     Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы  нарушения материнства, рассматривала  психологическую готовность к материнству  как ведущий фактор адаптации  к беременности  и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность [38].
    Матвеева  Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое  личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно - операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [27, с.43].
    Потребностно-мотивационная  готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно - эмоциональный  и ценностно - смысловой компоненты.
    Потребность в материнстве – комплексная  потребность. Она подразумевает  рефлексию своих состояний  и  стремление к их переживанию в  процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей [26, с. 71].
    Бестужев-Лада И. считает, что потребность в материнстве – необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса – процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором [7].
    Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства:
    достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
    удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);
    стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);
    реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
    компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
    решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
    любовь к детям (самый сложный мотив, в котором  сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других  и т.п.);
    достижение критического для деторождения возраста [40, с. 113].
      Различные обстоятельства создают  совершенно индивидуальные, неповторимые  условия мотивации рождения ребёнка  для каждой женщины.
    Потребность в детях -  центральное звено  потребности в материнстве. Никаких  биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению  Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [10, с. 43].
    Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и  у женщин желание иметь детей  напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни [31, с.76-77].
    Потребностно - эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на  роды, эмоционально - положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.
    Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Несмотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства.
    В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным  отношением к беременности будущий  ребёнок является источником отрицательных  эмоций. Женщины с положительным  отношением к беременности  говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются  сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни [19, с.119].
    Если  ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются  преждевременные роды. Происходит это  потому что, женщина находится в  подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке [8, с. 51].
    Большое значение имеет и то, как женщина  настроена  на процесс родов. В  современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины  к процессу родов существенным образом  влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к  беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери.
    Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных  чувств к будущему ребёнку или  к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
    В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания. Брусиловский А.И. с настойчивостью говорит будущим матерям: «Вы должны хотеть будущего ребёнка, вы должны приветствовать зарождающуюся жизнь, вы должны сознательно находиться в состоянии радостного ожидания» [12, с.56].
    Ценностно - смысловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной  высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.
    Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях [31, с.78].
    Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл  своей жизни  в первую очередь в материнстве [6, с.21].
    В ходе исследований, проводившихся в 1974 году, было выявлено, «в чём видят  женщины свою главную задачу –  в профессиональной деятельности или в воспитании детей и организации дома». В подавляющем большинстве ответов (86%) указывалось на то, что обе задачи главные. И в настоящее время женщины стремятся к самореализации, достижению больших успехов в карьере. Не простые экономические условия заставляют думать о том, как заработать деньги. Многие исследователи отмечают, что у современной женщины наблюдается противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей. Но всё же  наметился сдвиг ценностей женщины в сторону ребёнка, семьи. Результаты показывают, что семья и дети имеют у женщин значение как базовые ценности [35, с. 140].
    Уровень ценности материнства для женщины  определяется уровнем ценности  ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:
    эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);
    повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация  на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
    замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок -  как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ  и т.п.)
    полное отсутствие ценности [39, с. 32].
      Женщина, для которой дети являются  жизненной ценностью, стремится  увидеть в них своё продолжение,  воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека. Ребёнок даёт взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее [24].
    Ребёнок – неисчерпаемый источник жизненных  стимулов. Это безгранично подвижная  стихия, вносящая в жизнь не только заботу  и тревогу, но и радость [47].
    Исупова О.Г. считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни  является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы успешно. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль [23, с.76].
    Содержание  когнитивно - операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании.
    Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане,  для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно.
    Женщина должна владеть достаточной информацией  о родах. Ей необходимо быть подготовленной к родам, как в физическом, так  и в психологическом   плане. Женщина, знающая как проходят роды, чувствует себя увереннее. Они уже не будут для неё неожиданными, а поэтому не вызовут беспричинного испуга, тревоги и излишних волнений, столь вредных для будущего ребёнка [23, с.204].
    Большое значение имеет то, каковы знания будущей  матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Филиппова Г.Г. считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств [40, с.156].
    Женщина должна знать операции ухода,  кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка (гимнастические упражнения, правильный режим и гигиенические правила, подвижные игры, влияние естественных сил природы на ребёнка (воздух, солнце и вода)), а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка – в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери.
    Особый  класс составляют операции общения, которое играет большую роль в  жизни ребёнка. Исследования показали, что именно общение с взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка, сферу его эмоциональных переживаний, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками [47].
    Компьютерный  анализ речи, обращённой к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Большое значение имеет и мимика матери при эмоциональном общении. Эмоции матери сопровождают все её действия и позволяют ребёнку ориентироваться в различных ситуациях. На ранних этапах развития ребёнка общение играет двоякую роль. С одной стороны, оно есть необходимое условие развития речи, с другой – предлагает множество возможностей для отработки и автоматизации базальных интегративных процессов. В отсутствие у ребёнка таких возможностей под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом [32].
    На  самых ранних этапах развития особенности ребёнка достаточно жёстко определены функциями матери и их нарушение ведёт к изменениям в общем психическом развитии ребёнка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) ведёт к тяжёлому госпитализму. Даже частичное нарушение отражается на развитии ребёнка. Это обуславливает необходимость знания будущей матерью своих функций [42, с. 83].
    Материнство сопряжено с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Но треть семей сталкиваются с  серьёзными и 48% - с частичными трудностями в воспитании детей. Одной из причин, которые называют родители, является недостаток педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, его развитии, зачастую осуществляют воспитание вслепую. Поэтому каждая будущая мама должна уделить серьёзное внимание вопросу воспитания ребёнка, должна знать  основы  процесса воспитания [25, с.19].
    Чем более поведение матери ориентировано  на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни [33].
    Блок  социально - личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.
    Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Ей присваивается «титул» матери. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери».
    Но  с каждым годом растёт число лиц женского пола, не желающих быть женщиной. Объясняют они это тем, что мужчина освобождён от необходимости рожать детей, содержать семью. У него больше прав и меньше ответственности – вот что ценят подобные женщины в своём представлении о мужчинах. Такие женщины считают, что рождение, воспитание и уход за детьми  дискриминирует их [34].
    Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет  то, как женщина планирует ухаживать  за ребёнком (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться  приучать к самостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца  или на собственные представления о необходимом ему); каких принципов  собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка. Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания, включая Руссо, Корчака и доктора Спока. Будущая мать, владея информацией из этого «океана», должна выбрать свою стратегию воспитания ребёнка [18, с.28].
    Дети  – отражение и продолжение  родителей. Отражение – потому то вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они  изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей. Если мать  ощущает себя как нечто неизменное, не подлежащее совершенствованию, если родители не представляют, что такое работа над собой, не имеют внутреннего опыта такой работы, - это отражается на их отношении к ребёнку. Если мать рассматривает свои собственные изменения под углом приобретения новых знаний, «внешних» умений, она будет замечать это и в ребёнке. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит - воспитывать ребёнка [43, с. 94].
    Хоментаусказ  Г.Т. , рассуждая о личностных качествах матери, приводит слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни  с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём. Поэтому  каждая будущая мама должна задуматься над тем, какого человека она хочет воспитать из своего малыша и  прежде чем начать воспитывать ребёнка, воспитать себя [46, с.201].
    Неотъемлемой  частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Д.В. Виникот считает, что ответственность – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана  с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при более или менее ясном представлении о поставленных целях, при ясном понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей  деятельности, своих намерений и усилий. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь [21, с.140].
    Ответственность за ребёнка – элемент осознанного  материнства. Осознанное материнство  – это, прежде всего отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством, сознательно берёт на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации [21, с.188].
    Правильная  подготовка себя к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства – это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала.
    Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень  готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения [26].
    Таким образом, готовность к материнству это сплетение  многих факторов, влияющих на будущее  отношение к ребенку, к социальному  статусу, собственно к себе, как к матери. Готовность к материнству это не перманентное действие, а долгий процесс подготовки к материнству, начинающийся с раннего детства (игры в дочки-матери и пр.) и не заканчивающийся при появлении ребенка на свет. Немаловажным аспектом готовности к материнству является наличие мотивации, потребности в самом материнстве (потребностно-мотивационный блок), что складывается из многих факторов, напрямую влияющих и определяющих готовность к материнству. Позитивное отношение к беременности и появлению на свет малыша, осознание ценности ребенка и материнства, выделение их среди других менее важных ценностей оказывает как психологически (создание благоприятного фона), так и физически благоприятную почву в процессе подготовки к материнству. Неотъемлемой частью подготовки к материнству является процесс познания, изучение будущих функций, особенностей (когнетивно-операционный блок). Собственно осознание себя как матери, понимание социальных задач воспитания детей (социально-личностный блок), осознание ответственности, готовность преодолевать трудности делают женщину готовой к материнству.

1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству.

    Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
    В словаре русского языка С.И.Ожегова  «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми» [30, с.68].
    В сексологическом словаре  материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
      Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [36, с. 14].
    Представители феминистского подхода объявляют  материнство существенной, хотя и  необязательной, частью жизни женщины.
    Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся  на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
      Брутман В.И. определяет материнство  как одну из социальных женских  ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [15].
    «Материнство, - утверждает Г.В. Бурменская, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».
    Матвеева  Е.В. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта [27, с. 24].
    Матвеева  Е.В. определяет его как особый тип  деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [27, с. 29-30].
    Минюрова  С.А. отмечает, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается  в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания  женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка [29].
    Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.
    Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении  его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
    Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную  и конкретно - культурную.
    К видотипичным функциям матери относятся  следующие.
    Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
    Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
    Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии с взрослым,  в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
    Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения.
    Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов [41, с. 7].
    Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:
    Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей  когнитивной сферы и моторики.
    Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
    Обеспечение условий для  формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
    Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
    Обеспечение условий для формирования  у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.[42, с. 83-84].
    Однако далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены  и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств,  в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.
    Взгляд  Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления  в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.
    На  уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.
    Учёные  утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для  рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.
    Так, Э.Фенвик – автор «Настольной  книги для родителей» утверждает, что женщина моложе 18 лет рискует родить мёртвого или недоношенного ребёнка [44, с. 52].
    Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию  – ускорение темпа индивидуального  развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая  для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 – 28 лет [34].
    Х. Папушек  исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка [32, с.66].
    « У девушек 18 лет ещё не завершено  развитие организма» - пишет Анна де Кервасдуэ. В частности автор отмечает, что незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы в семье  (например, реакция родителей), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Как следствие, уменьшаются шансы найти работу и занять достойное положение в обществе. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Автор утверждает, что девочки 16 – 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку [3, с.21].
    Таким образом, девушка в возрасте 16 – 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и  из-за морально-социального  климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша.
    У женщин в возрасте 19 -21 года организм вполне сформирован для рождения ребёнка, но для этого возраста характерно то, что большинство девушек заняты учёбой, что является главным мотивом  ограничения рождаемости в этом возрасте (Бойко В.В.). Первостепенное значение имеет образование, овладение специальностью, чтобы в дальнейшем иметь достойную работу [9, с. 22].
    Долбик-Воробей  Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи  с этим   важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей.  Подтверждением этому являются письма читательниц журнала «Счастливые родители» [22, с. 80-81].
    Таким образом, период с 19 до 21 года также  не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для  женщины на данном этапе главной целью является получение образования, а не рождение малыша.
    В возрасте от 21 года до23 лет  обучение в основном заканчивается, женщина  задумывается о своём будущем. А  именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, хорошая зарплата, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка.
    Х. Папушек  указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Сейчас им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские  и супружеские обязанности.
    Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также  происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно,  к созданию семьи и рождению ребёнка. Х. Папушек считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 24-27 лет [32].
    Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота  рождения детей  с недостаточной  массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких  детей  в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития. Связано  это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются.
    Кроме того, граница в 26 лет объясняется  тем, что, начиная с 25 лет, проявляется  следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка (Бойко В.В.). Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью [10, с. 72].
    Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.
    Проведённый нами анализ существующих подходов и  положений, касающихся материнства, позволил  заключить следующее:
      единого определения материнства в настоящее время не существует;
      нет строгого определения понятия «психологическая готовность к материнству»;
      существуют различные взгляды относительно составляющих компонентов психологической готовности к материнству.
    Помимо  эмоционально - психологических факторов, женщина для того чтобы быть готовой к материнству должна достичь определенных психофизиологических и социальных параметров, которые позволяют в большей степени раскрыть себя как мать. В последующем достижение определенных параметров позволит положительно оценить себя как мать, получить одобрение от общества, тем самым избежать множество психологических и социальных конфликтов. Эти факторы положительно сыграют в супружеской  и семейной жизнях. 

    Выводы  по первой главе:
    1) успешность выполнения материнских  функций  и качество материнской  позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.
     2) готовность  к материнству формируется  на протяжении всей жизни
     3) психологическую готовность к  материнству включает в себя  три блока : потребностно-мотивационный  блок; когнетивно-операционный блок  и блок социально-личностной готовности к материнству.
     4) женщины каждой возрастной группы  обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности  к материнству.
     5) женщина для того чтобы быть  готовой к материнству должна  достичь определенных психофизиологических и социальных параметров, которые позволяют в большей степени раскрыть себя как мать.
 

    

    Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастов.

    2.1. Методы исследования.

    В качестве основного исследовательского метода была  применена специально разработанная анкета (см. приложение), которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.
    Анкета  содержала три блока вопросов. Анализ психологической готовности проводился по критериям, которыми являются компоненты, составляющие психологическую готовность к материнству: потребностно-мотивационный блок, включающий потребностно - эмоциональный  и ценностно – смысловой компоненты; когнитивно - операционный блок и блок социально - личностной готовности к материнству.
    Вопросы первого блока позволяли измерить уровень эмоциональной потребности  в детях и ценность детей и  материнства в целом для женщины. Анализ проводился по результатам ответов на вопросы: «Хотели бы Вы иметь детей?», «Сколько Вы хотите детей?», «Что для Вас значит ребёнок?», «Какие эмоции у Вас вызывают маленькие дети?», «Как бы Вы определили, что значит быть матерью?» и т.п.
    Ценность  ребёнка для женщины анализировалась по следующим критериям:
    высокая ценность определялась при наличии самостоятельной ценности ребёнка для женщины;
    сниженная ценность ребёнка обусловлена следующими особенностями (например: обеспечение семейного и социального положения; своего будущего; восприятие ребёнка, как средства удержания полового партнёра, как средства самореализации; удовлетворение потребности в объекте эмоционального воздействия).
    При анализе материнского отношения  к ребёнку нами использовались следующие критерии:
  Эмоционально-тёплое отношение (отношение к ребёнку, как к субъекту, с ориентацией  на себя и одновременно на состояние  ребёнка).
  Эмоционально-холодное отношение (негативное отношение к маленьким детям).
  Отстранённое  отношение (безразличие по отношению  к ребёнку).
  Второй  блок вопросов направлен на выявление  уровня знаний женщины об особенностях внутриутробного развития, развития и воспитания детей. Выяснялось, насколько хорошо респонденты знают функции матери по отношению к ребёнку. Испытуемым предлагалось указать, что, на их взгляд может плохо повлиять на ребёнка в период его внутриутробного развития; должна ли женщина сама кормить ребёнка грудью; что бы они включили в  обязанности матери по отношению к ребёнку т.п.
  Третий  блок включал вопросы на определение  уровня социально-личностной готовности к материнству. Вопросы этого  блока позволяли выявить степень  удовлетворённости испытуемых своим  полом; сформированность установок на стратегию воспитания; осознание ими ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию; готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.
  Другим  исследовательским методом является рисуночный проективный тест «Мой малыш». Данная методика представляет собой рисуночную технику – модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л.Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана, А.И.Захарова, В.В.Столина). Методика была использована нами для исследования эмоциональной готовности к материнству, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка, как его себе представляли испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, цветные карандаши, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.
    Анализ  рисунка был проведён по типу анализа  «любимого-нелюбимого» человека и  включал два типа графической  презентации:
    графическое качество рисунка (количество деталей тела, использование цвета, декорирование, характер линий, аккуратность выполнения рисунка);
    формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).
    При оценке эмоционального отношения к  ребёнку обращалось внимание на следующие моменты графических презентаций:
    количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.
    декорирование (детали одежды и украшения): шапочка, воротник, банты, карманы, пуговицы, элементы, причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.д.
    количество использованных цветов.
   Как правило, хорошее эмоциональное отношение  к человеку сопровождается позитивной концентрацией его на рисовании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большой схематичности, неоконченности его графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.
   Ожидается, что испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.
   Негативные  переживания испытуемых, связанные  с маленьким ребёнком, отражаются уже в самом отношении к  заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму отказа от изображения  малыша либо форму трансформации  задания (рисуются только голова ребёнка или конверт для младенца, в котором якобы ребёнок, не видимо, находится).
   При анализе изучалось рисование отдельных частей тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Изображение ребёнка без рук – символическое средство ограничения его активности. Отсутствие головы, глаз, рта может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения с маленьким ребёнком, отгороженность от него. Если при рисовании пропускается голова, черты лица или лицо штрихуется, то это часто связано с конфликтным, враждебным отношением к человеку. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств испытуемых.
   Приятное  общее впечатление – положительный  признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.
   В ходе исследования также применялась  проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).
   Базовой темой родительского сочинения  являлась тема открытого типа «Я и  мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.
   Основные  параметры анализа сочинения.
   Значимыми для интерпретации сочинения  и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.
   Особенности принятия задания. Категорический отказ выполнить задание может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров на пути осознания своих взаимоотношений с ребёнком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения исследователем инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неготовности родителя.
   Объём сочинения. Малый объём может быть интерпретирован как неприятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включённость автора.
   Форма повествования, стиль и язык сочинения. Могут быть выделены следующие формы повествования: канцелярская (напоминает автобиографически-канцелярскую характеристику, формальную по содержанию) может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребёнком, трудностей в общении с ним; чисто описательная форма, которая, как правило, не содержит информации о проблемах и жалобах родителя; проблемная форма характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребёнка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребёнка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора; описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребёнка.
   Подчёркивания в тесте. Позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Иногда подчёркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, на другого члена семьи или ребёнка.
   Рисунки в тексте. Могут представлять собой либо наброски по типу каракуль, либо тематический рисунок. В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором – об эмоциональной вовлечённости в родительско-детские отношения.
   Структурирование пространства листа даёт информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь указываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, импульсивности автора и потери контроля. Поля и линейки – показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.
   Наиболее  важны для интерпретации материнских  сочинений содержательные показатели. К ним относятся:  соответствие сочинения заданной теме; соотношение трёх планов сочинения; использование в сочинении имени ребёнка; описание истории развития ребёнка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенности взаимоотношений ребёнка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребёнка; отношение автора к ребёнку; описание системы воспитания, реализуемой родителем, и оценка её эффективности.
   Соответствие  сочинения заданной темеважный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.
   Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания – план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.
    Можно выделить четыре варианта соотношения  планов родительского сочинения:
    Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации  автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.
    Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок» или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.
    Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.
    Доминирование плана «Наши отношения» при фактически полной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо – как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.
    Имя ребёнка, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребёнка матерью, избранной ею позиции во взаимодействии с ним, степени близости-дальности матери и ребёнка. Так, уменьшительная форма имени ребёнка может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения матери к ребёнку. Ласкательные прозвища могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребёнка для матери. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о недостаточном принятии самоценности ребёнка матерью. Излишне частая замена имени ребёнка местоимением «он» («она») в сочинении может являться фактом эмоционального отражения ребёнка матерью.
    Сведения  об истории развития ребёнка. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего – проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего – как проявление воспитательной неуверенности матери.
    Описание  качеств и предпочтений ребёнка. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.
    Оценка  ребёнка в сочинении может присутствовать как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или с меньшей степенью дифференцированности. Баланс положительных и отрицательных оценок  позволяет судить об интегральной оценке ребёнка. «Наклеивание ярлыков», однозначно-негативная, уничижительная оценка указывает на неуважение личности ребёнка матерью, его отвержение ею.
    Описание  особенностей типа материнского воспитания может включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания. Следует обратить внимание на методы поощрения и наказания ребёнка. Следует также обратить внимание на высказывание матери о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой по отношению к своему ребёнку, и тех методов, которые применялись по отношению к матери, когда она была ребёнком, в её прародительской семье.

2.2  Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп.

В качестве испытуемых выступили женщины различных возрастных групп.

    Первую  группу составили 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей. Из них 40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 37% испытуемых работают, 30%  учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.
    Вторую  группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Из них 90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет, при этом 75% женщин находятся в  отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе). 

    Нами были получены следующие результаты по каждой возрастной группе.
    1 группа. Испытуемые  – респонденты в возрасте от 16 до 18 лет.
    Все респонденты данной возрастной группы хотят иметь детей. Но в то же время 90% опрошенных отметили, рождение ребёнка  не входит в их планы на ближайшие  пять лет. Среди первостепенных задач  респонденты указывают получение  образования и профессии. Что касается предполагаемого количества детей, то 60 % опрошенных хотят иметь двух детей, 40% - одного ребёнка. При этом 80% респондентов  считают для себя возможным родить трёх детей лишь при благоприятных материально-бытовых условиях. При этом 40% опрошенных, потенциально готовых к рождению третьего ребёнка, указывают на то, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих удивление и недоумение. Эти данные позволяют заключить, что материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.
                     90% опрошенных ответили, что рождение  малыша является для них счастливым событием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу «Ребёнок – это…» лишь для 40% респондентов ребёнок – это радость и счастье. В основном ответы респондентов этой группы носят формальный характер, типа «дети – это будущее», «ребёнок – это человек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают ответы 10% респондентов, которые определяют детей как: «супер », «ребёнок – это классно». Данные ответы могут свидетельствовать о низкой ценности детей для этих испытуемых, об отношении к ребёнку, как вещи или явлению. Это подтверждается и тем, что лишь 20% респондентов поставили ребёнка по ценности, значимости на второе место. Для остальных респондентов (80%) рождение малыша не столь значимо. В среднем у женщин от 16 до 18 лет ребёнок занимает 6-7 позиции. Полученные данные убеждают, что респонденты данной возрастной группы не осознают высокой степени ценности детей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.