На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» № 4 и № 5

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ СКГИИ

АННОТАЦИЯ 

Г. Свиридов
Кантата «Курские песни» № 4 и № 5
(слова народные) 
 
 

Выполнила: студентка III-го курса ОХД
Ефремова  А.
Преподаватель: Гридасов Геннадий Васильевич 
 
 

Нальчик
2011 

Содержание 

    Биография
    История создания «Курских песен»
    Содержание кантаты
    Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
    Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
    Список литературы.
 

Биография
    Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
    Руководитель  оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал  концерты и музыкальные вечера, посвященные  композиторам-классикам. Играя в  оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
    В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение  с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.
    Закончив  школу, он продолжил занятия музыкой  у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и  поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил  профессор И. Браудо. В то время  Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.
    Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую  технику. Однако уже через полгода  его учитель убедился в том, что  у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.
    В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой  молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.
    Под руководством Юдина Свиридов всего  за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
    Однако  недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое  время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.
    Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.
    Вместе  со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.
    Такое успешное окончание консерватории  сулило молодому композитору блестящие  перспективы, он наконец-то получил  возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все  эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.
    До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская  филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
    Оперетта  Свиридова стала первым музыкально-драматическим  произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
    В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
    Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).
    Свиридов  был щедро отмечен званиями и  наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: "Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно".
    
    Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто". После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.
 

История создания «Курских песен»
    Уже много лет звучат «Курские песни». В музыкальных училищах и консерваториях они стали предметом изучения художественного метода Свиридова, его подхода к народной музыке. В этом произведении по-новому проявилось отношение к музыке. Композитор глубоко понимает язык народного искусства.
    В 1954 году Союзом композиторов СССР была организована фольклорная экспедиция в Курскую область. В ней участвовали доктор искусствоведения Анна Руднева, музыковед Надежда Грачёва студенты консерватории: Эдисон Денисов, Александр Пирумов, Елена Туманян. Это была одна из многочисленных экспедиций, предпринятых в те края. Участие в ней сулило большие открытия. Исследователей особенно привлекали хороводные и плясовые песни, которыми изобиловала именно Курская область, а также инструментальная музыка, наигрыши, интереснейшие тексты, обычаи и обряды.
    Экспедиция  направилась в три района: Обоянский (село Дол-женково), Тимский (поселок Быстрецы) и Дмитриевский (село Селино) и привезла 250 песен. Записанных от разных исполнителей. Например, «Зелёный дубок» пели пожилые женщины села Селина, пели в особой манере, в особом ладовом складе, но как бы стесняясь, потому что давно у них никто не слушал народных песен, — молодежь жила близко к городу и мало интересовалась песнями своих матерей. Записывать песни приходилось украдкой, на дому, даже при закрытых дверях.
    В селе Долженкове, наоборот, пели все  — старики и молодые люди. Они каждый вечер приходили на запись в клуб, с ними было очень легко работать. Из песен села Долженкова записаны: лирическая двухголосная «Ой, горе, горе да лебедоньку моему...»; хороводно-плясовая «Да за речкою за быстрою...»; «Весёлая беседушка, где батюшка пьёт...». Песни исполнял молодежный хор под управлением Русанова.
    В поселке Быстрецы встретившись со стариком Ореховым, певшим только мужские песни, еле-еле уговорили его напеть «Жавороночка». Записали и песню  «Да купил Ванька себе косу...»  в исполнении, женщин.
    Кантату «Курские песни» Георгий Васильевич писал на основе изучения материалов экспедиции. Он приходил в кабинет  народной музыки Московской консерватории  и слушал не только песни, вошедшие затем в кантату, но и многие другие — почти всё, что заслуживало внимания из материалов этой экспедиции и более поздних. Свиридов говорил, что в песнях настолько всё идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Это было сказано искренне. Георгий Васильевич очень бережное отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте. Всё внимание композитор сосредоточил на гармонии, на оркестровке и на красочности тембров хора. Здесь он допустил расцвечивание, сопоставление голосов, придав каждой из песен тот оркестровый или гармонический колорит, те дополнительные штрихи, которые как бы подчеркнули самую сущность содержания каждой песни.
    Из 250 привезенных песен 50 вошли в  сборник, опубликованный в 1957 году и  ставший настольной книгой Георгия Васильевича в его работе над «Курскими песнями». Он выбрал из сборника семь песен: «Ой, горе, горе (да) лебедоньку моему...», «За речкою за быстрою...» (записана в Долженкове), «В городе звоны зво-нют...», «Зеленый дубок», «Соловей мой смутный...» (село Селино), «Ты воспой, воспой, жавороночек...», «Да купил Ванька себе косу...» (Быстрецы). Лишь семь песен, но в них — слышание всех пятидесяти!
    Песни, которые отобрал Свиридов, и по мелодике, и по ладовым контрастам, и по своеобразным, чисто музыкальным и музыкально-поэтическим свойствам настолько яркие, характерные, настолько курские, что в других областях страны их, не встретишь. Свиридов расположил песни «курской кантаты» таким образом, что получилась как бы своего рода поэма о жизни, мечтах, судьбе женщины.
    Всё, что Свиридов вносит в песню личного, композиторского, не противоречит самой  песне, как бы оно ни было ново, своеобразно  и индивидуально. В народных песнях различают внешний сюжет (по тексту) и собственно музыкальный образ, который как бы раскрывает их содержание, выходящее за рамки текста. Именно Свиридов, умеет почувствовать, найти в каждой песне ее обобщенный образ — образ-символ, дающий направленность самому напеву, самой песне. И не только почувствовать, но и выразить его. Композитор сумел изнутри постигнуть мир народного музыканта-творца. Он  не пытается быть новатором в музыке, всё у него идет от значимости музыкального образа. Народное, видимо, заложено в Свиридове с малых лет, с детства, это его жизненная необходимость.
 

    Содержание  кантаты
     В 1963 году был завершен цикла «Курские песни» для хора и симфонического оркестра. В процессе работы над народными  песнями композитор не только искал новые пути и средства обработки фольклорного материала, но и ставил задачу композиционного и смыслового объединения нескольких песен единым, непрерывно развивающимся «сюжетом». Темой произведения стала судьба женщины в старой  русской деревне. Эта тема раскрывается последовательно в каждой из семи частей цикла.
       Первые две песни — своего  рода «завязка действия». Девичьи  мечты о любви, счастье, о  любимом, выраженные в музыке  с проникновенной задушевностью  и тонкой поэтичностью «Зеленый  дубок», дополняются яркой, ослепительно  сияющей картиной весеннего пробуждения природы, ее обновления «Ты воспой, воспой, жавороночек».
     Последующие три песни (объединенные общей тональностью) развивают тему в ином, более бытовом  плане. Картину расставания с  девичеством, благословения на брак, полную строгого колорита, своеобразного таинства древней обрядовости «В городе звоны звонют», сменяет трогательная в своей нежности и светлой грусти хороводная «Ой, горе, горе лебедоньку моему», песня о молодой матери, которой уже не придется больше гулять с подругами, а предстоит дитя малое колыхать. Неожиданно наступающая семейная драма — неверность мужа «Купил Ванька себе косу» — вносит конфликтность в развитие действия.
     Шестая  часть «Соловей мой смутный» —  протяжная песня — раздумье над  своей судьбой, уподобление жизни в чужом доме неволе соловья в золоченой клетке — одна из наиболее впечатляющих по выразительности частей кантаты.
     Завершается произведение яркой жанровой сценкой  «За речкою, за быстрою четыре двора».В  песне личное горе как бы растворяется, заглушается, сливаясь с народным весельем, бурным кипением стихийных народных сил, полных грозной удали.
     Раскрытие личной судьбы женщины дано на ярко воссозданном фоне деревенского «мира», который не ограничен лишь пассивно-живописной ролью: он радуется, сочувствует, негодует, осуждает. Основная «сюжетная» линия все время находится в тесном эмоциональном взаимодействии с народным фоном картины. В этом важнейшая композиционная роль 2-го, 5-го и 7-го номеров, в которых смешанный хор выступает в качестве «голоса народа». В этой «двуплановости» трактовки содержания одна из главных особенностей произведения и его удача.
     Другой  особенностью является самобытность подхода  композитора к фольклорному материалу, своеобразие приемов его обработки. Свиридов очень бережно отнесся к оригиналу, сохранив всю прелесть народной куплетной песни. Вместе с тем все песни в цикле, зазвучали как-то по-иному и, в сравнении с оригиналом, стали еще более образными, более яркими и одухотворенными, более поэтически и художественно совершенными.Этого композитор достиг тем, что все средства, все гармонические и фактурные приемы обработки «вывел» из самого мелодического материала песни, ее образов, не привнося ничего извне, чуждого этим образам, создав полное стилевое единство обработки с ее источником.
     В одних случаях композитор ограничивается совершенствованием отдельных деталей  — вносит различного рода изменения  в интонационный строй мелодического  материала, его метроритмическую структуру; дополняет его подголосками, подчеркивает в гармонии ладогармоническое своеобразие самого напева, усиливает его за счет тембровой и регистровой характеристики, оркестровой красочности.
     В других случаях — развивает и  переосмысливает жанр. Так, песня  с запевом и хоровым подхватом («Соловей мой смутный») преобразовывается в своего рода диалог между полной раздумья партией солистки и сочувственными, успокаивающими ответами женского хора. Такая «ретушь», придающая раскрываемому образу необычайную выпуклость, «зримость», эмоциональную углубленность и значимость, свидетельствует о замечательном мастерстве композитора, его чутком и глубоком проникновении в сущность музыкально-поэтического строя народного источника.
     Оригинален  жанр этого произведения. Несмотря на самостоятельность и законченность  каждой пески, композитор преодолел цикличность, создав цельную и завершенную форму. В этом большую роль сыграло единство содержания, его сквозное развитие, общее построение тонального плана, обрамление произведения песнями, основанными (несмотря на все их различие) на общем звукоряде и гармоническом строе.
     «Курские  песни» — произведение выдающегося  художественного значения, во многом новаторское, по-своему, свободно преобразующее  каноны и традиции классического  кантатно-ораториального жанра; произведение истинно русское, национальное, глубоко преломляющее народно-песенную основу, следующее великим заветам тех русских композиторов, которые, по образному выражению В. Стасова, «подняли народную песню до оперы».
     Впервые произведение было исполнено 13 июля 1964 года в Большом зале консерватории Республиканской русской хоровой капеллой (руководитель—А. Юрлов) и симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением К.Кондрашина. 

Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
(Легко)
       Очень своеобразна  четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку, да моему» для женского хора, изложена в куплетной форме c элементами трехчастности. Размер 2/4. Гармоническая фактура изложения. Пять небольших построений (куплетов) представлены в виде запева (соло Альт) и припева (исполняет весь хор). Песня начинается с оркестрового вступления, тематический материал которой укладывается в одну фразу состоящей из четырех тактов (ПРИМЕР 1). Неизменная повторяемость выдержанного аккомпанемента в сочетании с мягкостью и плавностью напева порождает картину таинственного хоровода девушек, заклинающих счастье своей подруги, которой скоро придётся стать матерью. Гармоническая статичность в соединении с постоянным ритмом шага создает это ощущение тихого хождения на цыпочках и глубокой серьёзной сосредоточенности. Так возникает картина древнего обрядового действа. Нюанс pianissimo проходит через все произведение. Композитор создал предельно простую фактуру: pizzicato струнного квинтета плюс форшлаг фагота как фон натурального d-mool.
ПРИМЕР 1.  

      Задействованы всего три ступени  лада  I VI IV ,что создает некую замкнутость.
Общий диапазон всего хора не велик, обычный  натуральный минор в объеме октавы
Соло  альта начинается с glissando (ПРИМЕР 2), что подчеркивает принадлежность к народной песни. 
 
 

ПРИМЕР 2.
 
      Мелодия солистки это небольшая фраза, состоящая  из четырех тактов, в которой чередуются только две функций T и S, из-за чего возникает некая замкнутость. Исполняется на нюансе piano, лёгким звуком. Затем хор на нюанс pianissimo подхватывает и повторяет мелодическую линию. На протяжении всей песни сохранено чередование солистки и двухголосного женского хора. В хоре преобладает звучание чистых квинт. Ритмический рисунок подчинён слову, более долгие длительность приходятся на ударные слоги. Замена пунктирного ритма на выдержан протяженный двухголосный распев параллельными терциями на словах «перья», «детину», «расчесана» способствует плавности напева (ПРИМЕР 3). 

ПРИМЕР 3
 

      Свиридов  иначе расположил тактовую черту, что  позволило избежать перемены метра, сохранив сквозное движение на 2/4 на протяжении всей песни (это важно для создания образа). Последнюю интонацию композитор заканчивает не прямым ходом двух голосов в октаву, а задержанием, что характерно для русской песни. Октавный унисон в конце куплета длящийся четыре такта воспринимается как эхо (ПРИМЕР 4). 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИМЕР 4
 

      Тянущийся звук создает четырехтактность в  соответствии с припевом. Для Свиридова  важно введение такой симметрии  в структуру песни, так как  из лирической протяжной он делает её более оживленной хороводной, для которой характерны именно симметричный размер и чётный, ровный ритм движения.
      Во  втором куплете в хоре наблюдается  ритмическое варьирование (ПРИМЕР 5). 

ПРИМЕР 5
Начало  первого куплета
 

Начало  второго куплета
 

      В третьем куплете в оркестр  вступаю скрипки. Соло альта усиливается  за счет подголоска сопрановой партии. Всё это используется для усиления значения слова, особенно композитор выделяет слово «не гулять» (ПРИМЕР 6). Выйдя замуж, девушка не сможет гулять с подругами как прежде, ей предстоит растить детей. 

ПРИМЕР 6

 

      Пятый куплет полное повторение первого проведения.
В песня  проста в исполнении, удобна по голосоведению, с небольшой вокальной нагрузкой, но важную роль при исполнении играет нюанс. Начиная, с piano нисходит до piano pianissimo, нужно научить хористов правильно петь на данном нюансе.
 

Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
(Широко и сильно)
      Пятая песня «Купил Ванька себе косу» вырастает  в живую, полную динамичности народную сцену. Во время покоса народ говорит о семейной драме молодой четы, вынося свой приговор вероломному Ваньке. В резком и неуловимом нагловатом тембре засурдиненных труб словно слышится и видится скрежет, блеск и острота отточенной косы. И в тоже время подчеркнутая диссонантность звучания невольно переносится на неблагополучие, разлад в житейской ситуации. Песня исполняется смешанным хором с удвоением голосов в альтовой, теноровой и басовой партиях. Изложена в куплетной форме. Размер 2/4, иногда меняется на 3/4. Аккомпанемент варьируется, совпадая с темой хора. Нюанс fortissimo проходит через все произведение. Начинается с мощного запева тенора. В самой мелодии заложена плагальность T и S, дорийский тетрахорд соль-фа-ми-ре (ПРИМЕР 7) создает ладовое богатство. Композитор использует своеобразный прием выделения слова: ударный слог выводит на crescendo и затем ставит восьмую паузу, тем самым разрывая слово. 

ПРИМЕР 7
 

      Затем вступает мощный семиголосный хор также  на нюансе fortissimo, насыщенной фактурой и ладовым богатством. В первом куплете мы встречаемся с прямым сопоставлением B dur и g mool дорийский соль минор (ПРИМЕР 8). 
 
 
 

ПРИМЕР 8 

 

      Во  втором куплете зачин поет бас, а  в оркестре походит тема хора. Чередование  натурального ре минора и соль минора создает ладовую переменность. У Свиридова инструментальная партия часто будто «отслаивается» от вокальной, соотносясь с ней «контрапунктически». В хоре сохраняется насыщенный колорит и богатство звучания. Плавные секундовые ходы в голосах и их задержание создают наслоение. Разрыв слова паузой, является специфическим выразительным приемом (ПРИМЕР 8).
В третьем  куплете зачин исполняет вся  теноровая партия. Растущее драматическое  напряжение выражается в массивности  и строгости звучания. Столкновение си бекара (басовая партия) и си бемоля (альтовая партия) создает ладовое переченье (ПРИМЕР 9). 

 

      С особым напряжением тема проходит в  женском хоре, олицетворяя обиду  обманутой жены.
      В конце песни в басовой партии композитор приводит к прямому столкновению двух опор – I и II ступеней (ход III – VII – II), что порождает конфликт двух устоев (
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.