На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Государственный и финансовый контроль

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
2.1. Конспект лекций.
Тема 1. Финансовый контроль в рыночной экономике
    Понятие «контроль» является составной частью понятия «управление», которое, в свою очередь, вытекает из сущности власти и государства.
    Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
    Финансовый контроль, как и финансы, является основой любой сферы общественного воспроизводства и отражает их материальную результативность. Он реально проявляет процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии их формирования в объемах, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере национального хозяйствования, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
    Контрольная функция так же, как и распределительная, внутренне присуща финансам. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Эта функция действует так же объективно, как и распределительная. Благодаря контрольной функции финансов появляется возможность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, о складывающихся стоимостных пропорциях в обществе, о соотношении между различными фондами финансовых ресурсов.
    Обе функции между собой тесно взаимосвязаны. С одной стороны, распределительная функция всегда действует одновременно с контрольной, так как бесконтрольное распределение приведет к диспропорциям в распределительном процессе. С другой стороны, объектом контрольной функции является распределительный процесс.
        Контрольная функция финансов в единстве с  другой функцией  - распределительной позволяет отслеживать движение финансовых ресурсов на всех этапах их образования, распределения и использования, контролировать и управлять процессами, одновременно выявляя эффективность конечного результата.
    Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов. В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровне отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля  являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.
     Объектами являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и их использованием на удовлетворение нужд государства и всего общества.
    Под  государственным финансовым контролем следует понимать систему действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.
     Задачами ГФК являются: проверка полноты выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством; соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализ финансового состояния государственных организаций  и др.
     Осуществляют  финансовый контроль субъекты контроля: специальные государственные контрольные органы. Права, обязанности и ответственность данных субъектов контроля регламентированы, в том числе и законодательными органами.
    Функции государственного финансового  контроля:
    -функцию  предупреждения финансовых правонарушений;
    результативно-аналитическую функцию;
    регулирующую функцию.
    Классификация государственного финансового  контроля представлена на рис.1.














    Рис. 1. Классификация государственного финансового контроля
Тема 2. Содержание государственного финансового контроля.
    Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов она выделяет следующие формы контроля (таблиц 1).
       Таблица 1
       Формы финансового контроля
Признак классификации Формы финансового контроля
Время проведения контроля Предварительный, текущий, последующий
Направление воздействия субъекта на объект контроля Внешний, внутренний
Место проведения контроля Камеральный, выездной
Полнота охвата проверяемого материала (информации) Сплошной, выборочный
Характер  источников контроля Документальный, фактический
Периодичность проведения контроля Систематический, периодический, единовременный
Полнота охвата проверяемых вопросов Комплексный, тематический, встречный
Повторяемость изучения источников контроля Первичный, повторный, дополнительный
     По  времени осуществления контрольных действий выделяют:
     - предварительный контроль – это  контроль, который предшествует  совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии  составления, рассмотрения и утверждения  проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов и т.д.;
     - текущий контроль, который также  называют оперативным, проводится  в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов;
     - последующий контроль – ему  подлежат итоги формирования  и использования финансовых средств.  Проверяется полнота формирования  финансовых ресурсов, законность  и целесообразность их расходования  при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного и текущего контроля, что позволяет вскрыть  недостатки их проведения.                                                                                                                               
    Субъектами контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурны подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами права.  Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов (см. рис.2).
 
      


 

 
 
 

Рис. 2. Методы проведения государственного финансового контроля. 

Система  организации государственного финансового  контроля представлена на рис. 3.
    Выбор формы государственного финансового контроля зависит от его задач, планов и программ, сложности и специфики его объектов. Наиболее распространенные следующие формы контроля:
    Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого объекта.
    Ревизия – это система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде, хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

 
 
 


 
 
 
 
 
 

Рис.3. Система организации  государственного финансового  контроля. 

    
        Основной формой негосударственного  финансового контроля  является  аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой  проверке  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности   организаций  и  индивидуальных предпринимателей. Закон  определяет, что целью аудита  является выражение мнения о достоверности финансовой ( бухгалтерской) отчетности   аудируемых  лиц в соответствии порядка ведения бухгалтерского учета  законодательству  РФ. Под достоверностью понимается степень точности  данных финансовой  (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю  этой отчетности  на основании ее данных делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении  аудируемых лиц и принимать  базирующиеся  на этих выводах обоснованные решения.
      Аудиторские проверки проводятся  как в обязательном, так и в  инициативном порядке. В случае  обязательного  аудита  аудиторское заключение   является неотъемлемой  частью финансовой бухгалтерской отчетности  аудируемого  лица и подлежит  опубликованию  в составе отчетности.
      Особенность данной классификации состоит в  том, что в ней отведено место  новому методу государственного финансового контроля - аудиту эффективности бюджетных расходов, который представляет собой современный метод ГФК, роль которого непрерывно изменяется и который обладает значительными потенциальными возможностями.
Тема 3. Правовые основы государственного финансового контроля.
    В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (его нормативно-правовая база) показана на рис. 1.
     Законодательство  о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы контроля (объединяющую и справедливую для органов финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие.  

 

                                                                             Законы,
                                                                           Положения,
                                                                       Указы, приказы,
Постановления
           1-й уровень       о вопросах ГФК

Профессиональные  стандарты
          2-й уровень       и Этический кодекс

Разъяснения к стандартам и кодексу этики,
методические  указания, рекомендации по их
практическому применению в конкретных сферах
    3-й  уровень     деятельности или видах организаций

4-й  уровень                    Внутренние документы (регламенты) органов ГФК

     Рис. 1 Система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) государственного финансового контроля
    Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Она представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику. Организационная структура органов государственного финансового контроля в России представлена на рис.2.
 
 
     
     
       

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
 

     Рис. 2. Организационная  структура органов  государственного финансового  контроля.
Тема 4. Этапы контрольного мероприятия
   1. Планирование является начальной стадией проведения контрольного мероприятия. При планировании определяются прежде всего цели контроля, масштаб и методика его проведения, разрабатываются общий план проведения контрольного мероприятия (с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения) и программа, предусматривающая объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного  мнения об объектах контроля.
   Планирование  должно охватывать все контрольное  мероприятие. Цели контроля, его масштаб  и методика не могут определяться изолированно.
   При планировании важно придерживаться принципов  комплексности, непрерывности  и оптимальности.
    Планирование  контрольного мероприятия имеет  следующие основные этапы:
        ? предварительное планирование;
        ? подготовка и составление общего плана;
        ? подготовка и составление  программы контроля.      
    Выбор объекта контроля является важнейшим  этапом планирования контрольного мероприятия, ибо от правильности этого выбора зависит результативность и действенность проверки. При выборе объекта контроля необходимо руководствоваться следующим: 
    -  Соответствие объекта предмету  проверки, т. е. если мы проверяем  использование средств на науку,  то соответственно этому объектом  проверки должно быть научное  учреждение.
    -  Наличие государственной проблемы в намечаемой сфере контроля, например использование интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
    -  Масштабность объекта проверки, т. е. при проведении проверки  объект должен быть таким, чтобы  в нем отражались типичные финансовые или иные государственные проблемы. Если продолжать пример с наукой, то объектом проверки должна быть Академия Наук, а не отдельный институт.
    -Репрезентативность  выборки при проведении проверки, т. е. достаточное количество  объектов и вопросов проверки.
    -Масштабность  финансирования, наличия государственной  собственности или использования  природных ресурсов, чтобы по  результатам контрольного мероприятия  можно было получить решение  крупных государственных задач.
    Пользователями  результатов контрольного мероприятия являются, например, на уровне федеральной власти Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, Генеральная прокуратура и др. На уровне региона — это губернатор, законодательное собрание, правоохранительные и налоговые органы и т. д. Потенциальными пользователями отчетов о проверке выступают и проверяемые объекты — министерства, ведомства, а также СМИ.
    В программе контрольного мероприятия  следует описать масштаб и  границы контроля, необходимые для  достижения поставленных перед ним  целей. В программе необходимо объяснить отношения между целым и частью, являющейся объектом контроля, показать принципы определения организаций, географических районов и временных рамок контрольного мероприятия, указать все виды и источники доказательств и объяснить любые качественные и другие проблемы,      касающиеся сбора доказательств и их использования для формирования выводов о результатах проверки.
    Существует три стадии  проведения контрольного мероприятия (Рис 1.).
        Методика проведения контрольного мероприятия должна включать в себя следующие элементы:
    ¦ поиск факторов нарушения действующего финансового законодательства и  неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов;
    ¦  доказательство выявления нарушений;
    ¦  оценка причиненного ущерба и установление лиц, ответственных за нанесенный ущерб.
    Цели  контрольного мероприятия – это  то, что должно быть выполнено в  процессе его проведения. Именно цели определяют объекты контроля и аспекты  функционирования, которые следует  включить в проверку, а также возможные выводы и элементы отчетности, которые проверяющие предполагают развить. Их также можно рассматривать как вопросы программы проверки, ответить на которые контролеры должны стремиться.
    Любое контрольное мероприятие начинается с формулирования целей, которые, в свою очередь, определяют вид контроля, формы и способы его проведения, а также стандарты, которым необходимо следовать.
    Целью контрольного мероприятия  устанавливаются  и его задачи, решение которых  позволит ее достичь. Цель и задачи контрольного мероприятия определяются спецификой органа финансового контроля.
    Цели и задачи контрольного мероприятия должны найти отражение и в результирующем отчете, поскольку осведомленность о них, как и осведомленность о выбранных для достижения этих целей масштабе и методике контроля, необходимы читателям отчета для понимания задач и ограничений контрольного мероприятия, оценки достоинств проведенной работы и содержания отчета.

Рис.1. Алгоритм проведения контрольного мероприятия.
    Тема 5. Ревизия сохранности  денежных средств  и материальных ценностей.
    Проверка  правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом, начиная  со дня окончания предыдущей ревизии. При этом используются следующие  документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера; а также машинограммы.
    Согласно  порядка ведения кассовых операций в ходе осуществления контроля денежных средств сначала надо выявить  фактическое наличие денег и  ценных бумаг в кассе предприятия  путем инвентаризации, по результатам которой составляется акт. Закончив инвентаризацию кассовой наличности, контролер тщательно проверяет соблюдение во всем объеме правил ведения кассовых операций.
    Прежде  чем приступить непосредственно  к проверке кассовых документов и записей, необходимо установить, ведется ли в проверяемой организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Затем проверяют ведение кассовой книги, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Необходимо установить, действительно ли только одну кассовую книгу ведут в проверяемой организации.
    При ревизии приема наличных денег, полученных в учреждении банка, следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, корешках чеков и выписках банка. При установлении фактов неоприходования по кассе полученных в банке наличных денег следует составить промежуточный акт, для привлечения в установленном порядке к ответственности виновных лиц и взыскании с них причиненного хозяйству материального ущерба.
    Для выявления полноты оприходования  по кассе денег, полученных в учреждении банка, необходимо тщательно изучить  сложившуюся в хозяйстве практику получения, учета и хранения чековых книжек, а также выписки чеков при поездке кассира в банк. При наличии каких бы то ни было отступлений от действующего порядка, об этом делают запись в общем акте ревизии и дают указания главному бухгалтеру хозяйства об их немедленном устранении.
    Все чековые книжки должны храниться  в сейфе у главного бухгалтера и заполняются до выезда кассира  из хозяйства.
    При проверке расходных кассовых документов общим требованием является определение  правильности списания и законности расходования наличных денег по кассе хозяйства. Основным направлением такого движения денежных средств является их выдача в оплату труда. Поэтому в первую очередь следует проверить расчетно-платежные ведомости и расходные кассовые ордера.
    Как приходные, так и расходные кассовые документы проверяют, также, с точки зрения правильности их заполнения (должны быть заполнены шариковой ручкой без каких-либо подчисток, помарок или исправлений), передачи в кассу для исполнения (не допускается их выдача на руки лицам, вносящим или получающим деньги) и даты исполнения (разрешается производить по ним прием и выдачу денег только в день их составления). Все приходные и расходные кассовые документы должны быть подписаны кассиром, а приложенные к ним документы погашены штампами «получено» и «оплачено».
    Если  установлена недостача или излишек  денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.

    Инвентаризация  - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

      Материально-ответственные лица  осуществляющие приемку, хранение  и отпуск товаров, несут полную  материальную ответственность за  вверенные им ценности на основании  заключенных с ними договоров о полной материальной ответственности.

    Инвентаризация  товаров проводится по местам хранения и по материально-ответственным  лицам. В процессе инвентаризации уточняются остатки товаров, числящихся на счетах, на дату представления последнего товарного отчета.

    Одновременно  с фактической проверкой товаров  в натуре, проверяется состояние  и ведение складского хозяйства. А так же проверяется правильность организации хранения и размещения товаров, при этом имеется в виду разнообразие физико-химических свойств многих товаров, например:

    - скоропортящиеся (продукты полеводства,  садоводства, огородничества, животноводства, птицеводства и другие);

    - легко воспринимающие влагу (соль, сахар и другие);

    - легко воспринимающие посторонние  запахи (чай, сахар, мука, крупа и другие);

    - обладающие специфическими запахами (рыба, табак и другие);

    - убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные и другие);

    - легковоспламеняющиеся и другие

    Инвентаризация  товаров, как правило, должна производиться  в порядке расположения ценностей в данном помещении. Нельзя допускать во время инвентаризации беспорядочного перехода от одного товара к другому.

    При хранении товаров в разных изолированных  помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам их хранения.

    Инвентаризация  проводится в присутствии заведующего  складом и других материально-ответственных  лиц, при этом проверяют фактическое  наличие товаров путем обязательного  их пересчета, перевешивания или  перемеривания.

    В процессе инвентаризации составляется инвентаризационная опись фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения (излишки  или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей по форме ИНВ-19 и соответствующими учетными записями.

    На  складах и базах нецелесообразно  перевешивать или пересчитывать  те или иные товары, находящиеся  в неповрежденной упаковке поставщиков, допускается внесение в описи  данных об этих товарах по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. При этом проводится выборочная проверка части указанных ценностей в натуре, делая об этом соответствующую отметку (оговорку) в инвентаризационной описи, за исключением тех товаров, которые при распаковке могут подвергнуться порче, либо если распаковка приведет к понижению качества товаров.

    Если  выборочной проверкой будут установлены  расхождения между фактическим  наличием и данными, показанными  в спецификациях или маркировке поставщиков, инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия ценностей.

    Категорически запрещается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках товаров  со слов материально-ответственных  лиц или по данным учета без  проверки их фактического наличия.

    Если  фактически наличествующие товарно-материальные ценности взвешены, обмерены или подсчитаны комиссией за один прием, то установленное таким путем количество имеющихся ценностей записывается комиссией в инвентаризационную опись.

Тема 6. Проверка расходов и осуществления  расчетов бюджетных  учреждений.
   Контроль целевого использования бюджетных средств может проводиться Счетной палатой РФ, ФСФБН, КСО субъектов РФ и муниципальных образований (при представительных или исполнительных органах).
   Нецелевое использование средств бюджета  является самым распространенным и исторически первым из установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации нарушений бюджетного законодательства.  
Методика:

   Проверяются выписки банка о поступлении  целевых средств с платежными поручениями (Например, целевые дотации, субвенции, субсидии, финансирование), разнарядка на финансирование, прохождение платежных ведомостей через отделение федерального казначейства, дохождение средств до конечного получателя бюджетных средств. По итогам проверки составляется акт, предписание или представление (при нарушении законодательства) При выявленных нарушениях виновные лица привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности
Нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:
    использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
    использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
    иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.
   При проверке состава  ФЗП штатного персонала учреждений соцкультсферы определяется обоснованность всех начислений дополнительно к должностному окладу. Проверяется соответствие занимаемой должности по штатному расписанию и присвоенному окладу. Анализируется обоснованность и законность всех видов компенсационных выплат. При дополнительных надбавках за непрерывный стаж работы проверяется наличие необходимых записей в трудовых книжках. При проверке соответствия занимаемой должности в соответствии с полученным образованием изучаются документы об образовании (дипломы, удостоверения и т.п.), копии которых хранятся в отделе кадров, а также наличие дополнительного образования, или научных званий, степеней, категорий и т.п., а также наличие соответствующих приказов на установление окладов (доплат). Для проверки правильности определения средней ставки заработной платы используется тарификационный список, имеющийся в каждом учреждении, в котором указаны все данные на каждого сотрудника, его должностной оклад и все виды возможных доплат. 
   Проверка  правильности составления  сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения. Цель проверки: подтверждение правильности и обоснованности плановых расходов, их целесообразности и экономности, соответствия нормам законодательства. Смета бюджетного учреждения представляет собой плановый документ, определяющий условия финансирования бюджетополучателей. Показатели сметы могут быть изменены в связи с принятием закона о соответствующем бюджете.
   При проверке составления сметы ревизор  должен проверить соответствие формы (утверждается главным распорядителем бюджетных средств соответствующей  отрасли) и заполнение обязательных реквизитов. Так, титульный лист сметы  должен содержать наименование и адрес бюджетополучателя, КБК, наименование главного распорядителя бюджетных средств, сведения о штатах и объеме общего финансирования. Следует помнить, что объем финансирования учреждения не может превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования. Смета должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером учреждения и утверждена руководителем вышестоящей организации. Основная часть сметы содержит таблицы с расчетами по кварталам объемов финансирования, ревизор проверяет соответствие этих показателей бюджетной росписи. Также проверяется на соответствие отнесение доходов и расходов по смете на КБК или операциям сектора государственного управления. По расходам проверяется правильность применения нормативных актов при обосновании расчетов. Третий раздел сметы содержит подробные расчеты по каждой статье. Для их проверки используются заключенные договоры, анализируются основные показатели деятельности бюджетного учреждения, установленные нормы и нормативы и их соблюдение в сметных расчетах. При осуществлении учреждением предпринимательской деятельности уделяется особое внимание учету в смете всех возможных доходов, а также проверяется распределение расходов за счет соответствующих источников финансирования.
   Необходимо  проверить, учтены ли в смете:
    средства, получаемые из бюджета;
    средства, получаемые из внебюджетных фондов;
    доходы, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
    доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности.
   Проверка  правильности исполнения сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения. Проверка составления и исполнения бюджетной сметы является одним из наиболее сложных вопросов проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
   В ходе проверки проводится документальное и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций, совершенных  учреждением в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению осуществляются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т. п.
   При проверке в обязательном порядке  проводятся контрольные действия в  отношении кассовых и расчетных  операций, операций по лицевым, расчетным  и валютным счетам, операций с материальными  ценностями, а также по изучению:
    учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов по их форме и содержанию;
    полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического учета;
    фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в государственной или муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
    постановки и состояния бюджетного учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемом учреждении;
    состояния системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении, в том числе наличия и состояния текущего контроля над движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
    принятых учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.
   Особое  внимание уделяется следующим разделам сметы:
   Проверка  расчетов по оплате труда (подстатья 211 «Заработная плата»)  
Проверяется соответствие расчетов федеральному и региональному законодательству, положению об оплате труда и премировании учреждения. Также проверяется штатное расписание учреждения.

   Проверка  прочих услуг (подстатья 226 «Прочие  работы, услуги»)  
На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221–225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг. Так как данная подстатья имеет широкий спектр применения, то инспекторы анализируют правильность отнесения расходов на данную подстатью.

   Проверка  прочих расходов (подстатья 290 «Прочие  расходы»)  
На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.

   Проверка  поступления и расходования нефинансовых активов (статья 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»)
   При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к определенной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы, соответствие произведенных расходов утвержденной смете по соответствующему коду бюджетной классификации, правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания, правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании норм расхода, соблюдение порядка закупки товаров и услуг.
   Проверка  постановки и состояния бюджетного учета и отчетности  
Проверка осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция  25н).

   В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской  службы, формы и методы ведения  бухгалтерского учета. Также проверяется  наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).
   В ходе проверки осуществляются:
    проверка операций по движению средств на счетах в органах казначейства;
    проверка порядка ведения кассовых операций;
    проверка расчетов с подотчетными лицами;
    проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
    проверка учета основных средств и материальных запасов;
    проверка предпринимательской деятельности учреждения.
   В процессе проверки у инспекторов  могут возникать вопросы. В связи  с этим они вправе требовать письменных объяснений от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки.
   В ходе проверки может проводиться  встречная проверка. Она осуществляется путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.
   Стандартными  нарушениями для объектов контроля являются:
    несоблюдение принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств;
    несоблюдение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    увеличение расходов за счет роста дефицита бюджета;
    несоблюдение требований в части превышения ограничений расходования бюджетных средств;
    несоблюдение принципа целевого использования средств;
    неисполнение требования о предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности в результате операций по излишней уплате налогов в бюджет;
    несоблюдение правил установления ежемесячных надбавок и доплат, выплачиваемых из надтарифного фонда оплаты труда;
    отсутствие лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности;
    оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Тема 7. Аудит эффективности  как новая форма  финансового контроля
    Внедрение аудита эффективности означает в определенной степени революционный переход к новому методу государственного финансового контроля. Это другой предмет контроля, иная технология проведения проверки по сравнению с традиционной проверкой законности и целевого использования бюджетных средств и государственной собственности.
     Аудит эффективности – это разновидность  финансового контроля государственных  средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти и других распорядителей и получателей государственных средств  в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач. Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств, проверяет не только законность и целевое назначение, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач. Аудит эффективности использования государственных средств включает в себя следующие элементы (см. рис.1): 

       

     
     
       
 
 

     Рис. 1. Основные элементы аудита эффективности.
      Объекты аудита эффективности представлены на рис. 2. 

      
        

        

        
 
 
 

      Рис. 2. Объекты аудита эффективности.
    Необходимо отметить, что нередко противопоставляются понятия финансового аудита и аудита эффективности, а также  высказываются мнения о вытеснении аудитом эффективности финансового аудита. Оба метода контроля в структуре государственного финансового контроля представляют собой единую систему и являются одновременно относительно самостоятельными категориями. Сравнительный анализ финансового аудита и аудита эффективности представлен на рис. 3.
        

         

        

      
        

      
        
 

      Рис. 3. Сравнительный  анализ финансового  аудита и аудита эффективности.
      Предметом аудита эффективности является деятельность органов государственной власти и других получателей государственных  средств по использованию государственных  средств, полученных для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ (например, федеральных целевых программ, программ развития регионов).
      Аудит эффективности использования государственных  средств проводится в три основных этапа:
      планирование проверки;
      осуществление проверки;
      подготовка отчета о результатах проверки.
         Каждый этап проведения аудита  эффективности включает ряд последовательных  действий, результаты которых оформляются  в соответствующих документах. Схема  организации аудита эффективности показана на рис.4
 

 








 







 

 
 
 
 

Рис. 4. Организация аудита эффективности.
    Необходимым условием действенности аудита эффективности является то, что указанные показатели должны закладываться при разработке и принятии бюджета. И здесь роль и значение трехлетнего бюджета исключительно велики. Поскольку достижение большинства целей бюджетного финансирования вряд ли возможно обеспечить в течение всего лишь одного финансового года. Только в условиях составления трехлетнего бюджета может быть осуществлен повсеместный переход на программно-целевой метод бюджетного планирования.
    Поэтому, можно сказать, что в  наиболее общем виде аудит эффективности  можно охарактеризовать как комплекс контрольных мероприятий по оценке деятельности органов исполнительной власти и организаций по мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны, по их эффективному использованию в интересах налогоплательщиков, по эффективному управлению государственной и муниципальной собственностью, а также эффективности действующего законодательства. В рамках аудита эффективности не ставится задача дать общую оценку результативности работы проверяемого бюджетополучателя, так как при такой оценке нельзя учесть всей сложности и разнообразия сфер его деятельности. Аудит эффективности должен быть нацелен на разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию и реализации программ деятельности проверяемых объектов, направленных на повышение эффективности использования ими государственных средств.
      Тема 8. Налоговый контроль
      Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно отобразить схематично следующим образом:
    
    
      
 
 

      
 

      
      Налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и соблюдению налоговой дисциплины. В процессе налогового контроля реализуется совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, по обеспечению требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения налогов в бюджет.
      Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администраторами).
      Налоговый контроль следует отличать от государственного контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи со значимостью налогов как основного доходного источника бюджетов всех уровней выделяется особый вид деятельности - контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах. Это понятие включает в себя деятельность любых органов, осуществляющих контрольные функции - от Прокуратуры РФ и Счетной Палаты до органов внутренних дел, то есть властных институтов Российской Федерации.
      Реализация  налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами требований законодательства о налогах и сборах. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Основное направление налогового контроля — контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций в рамках установленных полномочий.
      Содержание налогового контроля заключается в отслеживании правильности уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов в централизованные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т. е. правильности отчуждения налога плательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В целевой обособленности контролируемых  операций и проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.
      Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
      Объектом налогового контроля является только та деятельность налогоплательщика, которая связана с выполнением им своих налоговых обязанностей,  в том числе - правильность исчисления налогового платежа, своевременное его перечисление, осуществление иных действий, непосредственно связанных с выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей  (постановка на учет в налоговые органы, представление периодической отчетности и т.п.). Особенность налоговых отношении и собственно налогового контроля заключается в том, что все контрольные мероприятия осуществляются на постоянной основе.
      Налоговый контроль проводится в определенной последовательности и включает  следующие стадии:  регистрация  и учет налогоплательщиков; прием налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение документальных проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
      Налоговый контроль как специализированная отрасль  экономического контроля использует разнообразные  способы практической организации  для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.
      По  объему, охватываемому налоговыми проверками, различаются полный (или комплексный) и частичный (тематический) контроль. Использование указанных разновидностей обусловлено направленностью налогового контроля на решение определенных задач. Тематические проверки проводятся на основании оперативной информации, предоставленной правоохранительными органами, а также на основе анализа сведений о деятельности налогоплательщика, ее качественных и количественных характеристик в сопоставлении с показателями налоговых начислений. В ходе тематических проверок исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, например, операции с валютой и валютными ценностями, результатов внешнеэкономической деятельности, налогообложения безвозмездно полученных средств и так далее. Такие проверки, проводимые сквозным методом по признакам однотипности операций или признаку взаимной связи между различными субъектами хозяйствования, активно задействуют аналитические методы, усиливая продуктивность контроля. К числу тематических проверок можно отнести и активно применяемую на практике методику встречного контроля.
      Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует  труд налоговых инспекторов.
        Большая часть налоговых проверок  проводится по плану-графику,  который разрабатывается на календарный  год и утверждается начальником  налогового органа. Внезапная (внеплановая) проверка может быть проведена, если последняя налоговая проверка выявила значительные нарушения налогоплательщиком своих обязанностей или имеются факты, позволяющие достоверно предполагать такие нарушения; имеются факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика; имеются факты о документально неподтвержденном приросте имущества или другого объекта налогообложения; не представлена налоговая декларация (налоговые расчеты) или другие документы, необходимые для исчисления налога; имеются факты, позволяющие достоверно предполагать возможность сокрытия объекта налогообложения; предыдущая проверка была проведена с нарушением порядка проведения или ее заключения содержат недостоверные данные.
      Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.
         Проверка с выходом на объект  контроля (выездная) характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставление с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Документальная проверка, таким образом,  является основным методом налогового контроля. Вместе с тем, кроме документальной формы, при выездных проверках широко используются и приемы фактического контроля.
      Согласно Налоговому кодексу РФ субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы Российской Федерации.
      Отношения по осуществлению налогового контроля как разновидность налоговых отношений должны в наибольшей степени согласовываться с требованиями, предъявляемыми к системе налогообложения в целом. При этом задачи, решаемые в ходе проведения мероприятий налогового контроля, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство перед всей налоговой системой. В этой связи следует признать, что реформирование налоговой системы должно проводиться вместе с реформой системы налогового контроля, эта задача в качестве первоочередной указывается в целом ряде правительственных документов.
      Реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами.
      Федеральная налоговая служба с целью реализации своих полномочий в процессе осуществления  разнообразных мероприятий налогового контроля имеет право:
- организовывать  проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- запрашивать  и получать сведения, необходимые  для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- привлекать  в установленном порядке для  проработки вопросов, отнесенных  к установленной сфере деятельности, научные и иные организации,  ученых и специалистов;
- применять  предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
- создавать  совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в  установленной сфере деятельности.
      Основным  видом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные разновидности налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными видами налогового контроля могут быть: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков, а также другие, предусмотренные Налоговым кодексом. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика.
      В процессе проведения мероприятий налогового контроля должностное лицо налоговых органов обязано соблюдать определенную процедуру (регламент) с целью проверки правомерности действий налогоплательщика по расчету налогового обязательства и своевременности его исполнения. Регламентация деятельности государственных органов определена как приоритетное направление развитие административной реформы, этим фактом определяется необходимость совершенствования методики и процедур налоговых проверок по обеспечению плательщиками полного и своевременного исполнения налоговой обязанности.
Тема 8. Налоговый контроль
      Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Следует отметить, что эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование. Взаимодействие между субъектом и объектом налогового контроля носит характер прямой и обратной связи, которые можно отобразить схематично следующим образом:
    
    
      
 
 

      
 

      
      Налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов, выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и соблюдению налоговой дисциплины. В процессе налогового контроля реализуется совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, по обеспечению требований налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения налогов в бюджет.
      Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администраторами).
      Налоговый контроль следует отличать от государственного контроля за соблюдением налогового законодательства. В связи со значимостью налогов как основного доходного источника бюджетов всех уровней выделяется особый вид деятельности - контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах. Это понятие включает в себя деятельность любых органов, осуществляющих контрольные функции - от Прокуратуры РФ и Счетной Палаты до органов внутренних дел, то есть властных институтов Российской Федерации.
      Реализация  налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами требований законодательства о налогах и сборах. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Основное направление налогового контроля — контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций в рамках установленных полномочий.
      Содержание налогового контроля заключается в отслеживании правильности уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов в централизованные фонды (бюджет, государственные внебюджетные фонды), т. е. правильности отчуждения налога плательщиками в пользу публичных субъектов части своего имущества, соответствующей размеру налогового платежа, а также удержания и перечисления в бюджет финансовых ресурсов налоговыми агентами. В целевой обособленности контролируемых  операций и проявляется специфика налогового контроля по отношению к финансовому контролю в целом.
      Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
      Объектом налогового контроля является только та деятельность налогоплательщика, которая связана с выполнением им своих налоговых обязанностей,  в том числе - правильность исчисления налогового платежа, своевременное его перечисление, осуществление иных действий, непосредственно связанных с выполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей  (постановка на учет в налоговые органы, представление периодической отчетности и т.п.). Особенность налоговых отношении и собственно налогового контроля заключается в том, что все контрольные мероприятия осуществляются на постоянной основе.
      Налоговый контроль проводится в определенной последовательности и включает  следующие стадии:  регистрация  и учет налогоплательщиков; прием  налоговой отчетности; осуществление камеральных проверок; начисление платежей к уплате; контроль за своевременной уплатой начисленных сумм; проведение документальных проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
      Налоговый контроль как специализированная отрасль  экономического контроля использует разнообразные  способы практической организации  для наиболее эффективного выполнения целей, стоящих перед ним. Формы, виды и методы налогового контроля выражают содержание контрольного процесса. Их классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Выбор методики контрольных процедур зависит от самостоятельных решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей налоговой проверки.
      По  объему, охватываемому налоговыми проверками, различаются полный (или комплексный) и частичный (тематический) контроль. Использование указанных разновидностей обусловлено направленностью налогового контроля на решение определенных задач. Тематические проверки проводятся на основании оперативной информации, предоставленной правоохранительными органами, а также на основе анализа сведений о деятельности налогоплательщика, ее качественных и количественных характеристик в сопоставлении с показателями налоговых начислений. В ходе тематических проверок исследуются  отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, например, операции с валютой и валютными ценностями, результатов внешнеэкономической деятельности, налогообложения безвозмездно полученных средств и так далее. Такие проверки, проводимые сквозным методом по признакам однотипности операций или признаку взаимной связи между различными субъектами хозяйствования, активно задействуют аналитические методы, усиливая продуктивность контроля. К числу тематических проверок можно отнести и активно применяемую на практике методику встречного контроля.
      Комплексные налоговые проверки, предусматривающие достаточно полное изучение информации о налогоплательщике, позволяют значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации. Последнее обстоятельство обусловлено сокращением возможностей утаивания негативной для налогоплательщика информации. Помимо прочего, комплексные проверки позволяют налоговым работникам специализироваться на проверках отдельных вопросов, что при повышении качества проверок сокращает время их проведения и рационализирует  труд налоговых инспекторов.
        Большая часть налоговых проверок  проводится по плану-графику,  который разрабатывается на календарный  год и утверждается начальником  налогового органа. Внезапная (внеплановая) проверка может быть проведена, если последняя налоговая проверка выявила значительные нарушения налогоплательщиком своих обязанностей или имеются факты, позволяющие достоверно предполагать такие нарушения; имеются факты, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика; имеются факты о документально неподтвержденном приросте имущества или другого объекта налогообложения; не представлена налоговая декларация (налоговые расчеты) или другие документы, необходимые для исчисления налога; имеются факты, позволяющие достоверно предполагать возможность сокрытия объекта налогообложения; предыдущая проверка была проведена с нарушением порядка проведения или ее заключения содержат недостоверные данные.
      Разграничение налогового контроля по месту его осуществления базируется на отличиях в форме и методике организации камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральные проверки проводятся без выхода налогового инспектора на объект контроля по материалам предоставляемым налогоплательщиками: бухгалтерских балансов, отчетности, деклараций и расчетов по налогам, в момент их принятия должностным лицом налогового органа. При камеральной проверке применяются, в основном, методы визуального и аналитического контроля, предполагающие оценку согласованности показателей баланса и налоговых расчетов; правильности расчета налоговых обязательств к уплате конкретным плательщиком за истекший период; правильность применения льгот; полноту начисляемых налогов; своевременность предоставления расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.