На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит сохранности и учета основных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Кафедра «Учет и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 

                          Курсовая работа 
по дисциплине: «Аудит»
на тему: «Аудит сохранности и учета основных средств» 
 
 
 
 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уральск 
 
 

2011 г.
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

     Введение

 
     Основные  средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.
     Аудит основных средств — это проверка корректного, правильного ведения  учета, отчетности и использования  основных средств. Помогает определить, каким образом ведется аналитический  учет основных средств на предприятии. Есть два вида аудита основных средств: сплошной и выборочный. При проведении аудита средств основными источниками информации становятся первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и так далее.
     Аудит основных средств должен выявить  следующее:
     - правильность проведения оценки основных средств в учете;
     -корректность отнесения предметов к основным средствам и правильность группирования согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
     - обеспечен ли контроль над наличием и сохранностью основных средств;
правильность  оформления и отражения в учете  операций по поступлению и выбытию  основных средств;
     - правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
     - правильно ли отражены данные о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности;
     - приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств и есть ли письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности);
     - соответствие должностей материально ответственных лиц перечню должностей и работ предприятия;
     - созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрываемые помещения и т.д.);
     -  оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;
     -организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
     -  проводились ли инвентаризации.  

Аудит основных средств выявляет, как была проведена последняя инвентаризация, какие и когда была выявлены ошибки, и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более двух-трех лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
     Аудит средств при проверке отчетности по основным средствам включает в  себя проверку:
     - соответствия форм бланков утвержденным формам;
     - соответствия записей сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе;
     - правильности записей в форме №5 годового отчета о наличии и движении основных средств;
     - правильности проведения проводок по учету основных средств;
ведения учета на забалансовых счетах. 

     В работе предполагается рассмотреть  аудит сохранности и учет основных средств предприятия.
     Объект  исследования – основные средства предприятия.
     Предмет исследования – особенности аудита сохранности и учета основных средств предприятия.
     Цель  исследования – изучить особенности  аудита сохранности и учета основных средств предприятия.
     Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть  задачи аудита сохранности, учета и использования основных средств;
- изучить  виды аудита;
- рассмотреть  аудит аналитического и синтетического  учета основных средств;
- определить  план и программу аудиторской  проверки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Задачи и виды аудита основных средств

    1.1 Задачи аудита сохранности, учета и использования основных средств

 
     Аудит сохранности, учета и использования  основных средств требует выяснения:
     - обеспечения контроля за наличием  и сохранностью основных средств;
     - правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
     - правильности оценки основных  средств в учете;
     - правильности оформления и отражения  в учете операций по поступлению  и выбытию основных средств;
     - правильности начисления и отражения  в учете износа и ремонтов  основных средств;
     - правильности и эффективности  использования основных средств;
     - правильности отражения данных  о наличии и движении основных  средств в бухгалтерском учете и отчетности.
     Учитывая  эти задачи, необходимо проверить:
     - приняты ли меры по обеспечению  сохранности основных средств  (назначены ли приказом руководителя  материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных  средств; заключены ли с ними  договора о полной индивидуальной материальной ответственностью);
     - соответствуют ли должности материально  ответственных лиц Перечню должностей  и работ, замещаемых и выполняемых  работ, с которыми предприятие  может заключать письменные договора  о полной индивидуальной материальной ответственности;
     - созданы ли материально ответственным  лицам условия для обеспечения  сохранности материальных ценностей,  имеются ли закрываемые и охраняемые  помещения для хранения, шкафы,  сейфы и т.п.;
     - оборудованы ли помещения пожарно-охранной  сигнализацией;
     - организован ли порядок оформления  документов в случае вывоза  материальных ценностей с территории  предприятия;
     - назначена ли приказом руководителя  постоянно действующая комиссия  по операциям с основными средствами;
     - проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных . 
 
 
 
 

     1.2 Виды аудита

 
     Аудит основных средств, также как и  любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний.
     Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности.
     Внутренний  аудит можно рассматривать как  систему внутреннего контроля и  систему мер безопасности предприятия  с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.
Внутренний  аудит организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам предприятия (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др.
     Для организации и проведения внутреннего  аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.
     Внутренний  аудит может рассматриваться  как неотъемлемая часть общей  системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего  контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.
     В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена  путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также  оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.
Исходя  из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят независимую экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
     При проведении аудиторской проверки учета  основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический  учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный  номер на весь период его эксплуатации.
     Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках  или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
     Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные  карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
     Отдельно  следует проверить состояние  учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 2410 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
     При использовании ПЭВМ вместо инвентарных  карточек или книг может вестись  магнитотека основных средств, что  значительно удобнее и позволяет  сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
     Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
     Проверка  правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или  выборочной.
Важным  моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное  проведение их инвентаризации. Аудитор  проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и  их износа ведется в журналах-ордерах  № 13, 10 и 10/1, а при использовании  ПЭВМ – в машинограммах дебетовых  и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по этим регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).
При расхождении  между данными аналитического и  синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных  лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков
Особо тщательно надо проверить полноту  и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним  протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

     1.3 Классификация основных средств

 
     Важным  условием правильной организации бухгалтерского учета основных средств является их классификация.
     Разнообразие  основных средств позволяет классифицировать их по различным признакам. Классификация  основных средств позволяет упорядочить учет и отчетность по основным средствам и дает возможность своевременно и правильно отразить данные о наличии и движении основных средств на счетах бухгалтерского учета. 

     1. По характеру участия в процессе  производства основные средства  классифицируются на:
     - производственные - это объекты,  использование которых направлено  на достижение основной цели  деятельности компании - получение  дохода в процессе производства  промышленной, строительной, сельскохозяйственной  и других видов продукции. Это  такие основные средства, которые непосредственно участвуют в процессе производства или создают для него условия. В их состав входят производственные здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, инструмент, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения;
     - непроизводственные - объекты, не  создающие валового внутреннего  продукта, а потребляющие его,  т.е. это основные средства потребительского назначения. Они не принимают участия в производственном процессе, а предназначены для обслуживания культурно-бытовых потребностей работников предприятия (здания, сооружения, инвентарь жилищно-коммунальных хозяйств, здравоохранения, физкультуры и спорта). 

     2. По принадлежности основные средства классифицируются на:
     - собственные основные средства - объекты, принадлежащие компании. Они отражаются на его балансе;
     - арендованные основные средства - объекты, полученные от другого  субъекта по договору аренды на установленный в нем срок или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
     - временно ввезенные на территорию  Республики Казахстан. Эти основные  средства подлежат возврату в  неизменном состоянии, кроме изменений  вследствие естественного износа.
     3. По характеру использования основные  средства классифицируются на:
     - действующие основные средства (находящиеся  в эксплуатации), используемые в  производственной и хозяйственной  деятельности компании;
     - бездействующие (законсервированные) - временно не используемые компанией основные средства;
     - находящиеся в запасе (в резерве) - основные средства, образующие  запас для замены действующих  основных средств в случае  их ремонта, ликвидации, аварии. 

     4. По вещественному составу основные средства классифицируются на:
     - инвентарные объекты, имеющие  вещественное содержание и поддающиеся  обмеру и подсчету в натуре (здания, сооружения, машины, оборудование);
     - неинвентарные - капитальные вложения  в земельные, лесные и водные  угодья (кроме сооружений), т.е. затраты, не имеющие вещественной формы (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.).  

     5. В зависимости от целевого  назначения и выполняемых функций  основные средства подразделяются на следующие виды (группы, подгруппы): земля; здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование (в т.ч. силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование); транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь и принадлежности; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений); прочие основные средства. 

     В состав каждой из приведенных групп  основных средств входят:
     - земля - количество и стоимость  земли, приобретенной субъектом  на правах собственности или  правах постоянного землепользования. Право собственности или право постоянного землепользования на землю должно быть подтверждено «Актом на право собственности на земельный участок, право постоянного землепользования». Инвентарным объектом является каждый земельный участок, на который выдан такой Акт;
     - здания - архитектурно-строительные  объекты, назначение которых состоит  в создании условий для труда,  жилья, социально-культурного обслуживания  населения и хранения материальных  ценностей. Инвентарным объектом  считается каждое отдельно стоящее здание;
     - сооружения - инженерно-строительные  объекты, предназначенные для  осуществления процесса производства  путем выполнения тех или иных  функций, не связанных с изменением  предметов труда (ствол шахты,  нефтяная скважина, плотина, эстакада, мост, автомобильная дорога). Инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение со всеми удобствами, составляющими с ним одно целое;
     - передаточные устройства - устройства  для передачи электрической, тепловой  или механической энергии (линии  электропередач, трансмиссии, трубопроводы). Инвентарным объектом по электрическим сетям, например, является линия от распределительного устройства электростанции или от клемм генераторов до распределительных устройств, приемных подстанций и от подстанций до фидеров трансформаторных помещений;
     - машины и оборудование. Инвентарным  объектом является каждая машина, если она не часть другого  инвентарного объекта, включая  входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы, ограждения, фундамент. Эта группа основных  средств состоит из пяти подгрупп:
     - силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие тепловую  и электрическую энергию; машины-двигатели,  превращающие различную энергию в механическую, т.е. в энергию движения (тракторы и самоходные шасси, паровые двигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели);
     - рабочие машины и оборудование - машины, аппараты и оборудование, предназначенные для механического,  термического и химического воздействия  на предмет труда в процессе  создания продуктов труда (токарно-винторезные станки, лесопильные рамы); 

     - измерительные и регулирующие  приборы и устройства, лабораторное  оборудование - приборы и устройства  для измерений, регулирования  производственных процессов, а  также приборы и аппаратура, используемые в лабораториях (дозаторы, амперметры, микроскопы);
     - вычислительная техника - машины, устройства, приборы, предназначенные  для ускорения и автоматизации  процессов (компьютеры, управляющие  и другие вычислительные машины);
     - прочие машины и оборудование  - машины, аппараты и другое оборудование (оборудование телефонных станций, радиоузлов, пожарные машины);
     - транспортные средства - средства  передвижения, предназначенные для  перемещения людей и грузов (подвижной  состав автомобильного, железнодорожного  и водного транспорта, гужевой транспорт). Инвентарным объектом является отдельный объект со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями;
     - инструмент - механизированные и  немеханизированные орудия ручного  труда или прикрепленные к  машинам предметы для обработки металлов, дерева и т.п. (режущие, ударные, давящие и уплотняющие орудия труда). Инвентарным объектом являются лишь те предметы, которые не входят в состав другого инвентарного объекта;
     - производственный инвентарь и  принадлежности - предметы производственного назначения, которые служат для выполнения или облегчения производственных операций; оборудование, способствующее охране труда; вместилища для хранения жидких, сыпучих и других материалов; предметы производственного назначения. Инвентарный объект - предмет, который не является частью какого-либо другого инвентарного объекта и имеет самостоятельное значение;
     - хозяйственный инвентарь - предметы  офисного и хозяйственного обзаведения  (столы, шкафы, ковры). Инвентарным  объектом является каждый объект, имеющий самостоятельное значение;
     - рабочий и продуктивный скот. Рабочий скот - лошади, волы, верблюды  и другие рабочие животные; скот  продуктивный - крупный рогатый скот, жеребцы-производители и племенные  кобылы, верблюды-производители и  матки, олени, маралы-матки и самцы (рогачи), хряки-производители и свиноматки, козы, овцематки и бараны-производители. Инвентарным объектом является каждое взрослое животное;
     - многолетние насаждения - искусственные  многолетние насаждения независимо  от их возраста (плодовые и ягодные, виноградники, многолетние насаждения цветов, плантации роз, живые изгороди, полезащитные насаждения). Молодые насаждения учитываются отдельно от достигших полного развития (начало плодоношения, смыкание кроны);
     - капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений) - затраты не инвентарного характера на мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней);
     - прочие основные средства - библиотечные фонды, спортивный инвентарь и другие.

    1.4 Роль учета и аудита в повышении экономической эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики

 
     Основные  средства играют важную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно техническую базу организации и определяют ее производственный потенциал.
     На  протяжении длительного времени  основные средства поступают на предприятие  и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, в результате которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности их дальнейшего использования.
     Состояние и использование основных средств - один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно - технического прогресса - главного фактора повышения эффективности любого производства.
     С целью рациональной организации учета основных средств отдельные предметы идентифицируют, т.е. придают им индивидуальный учетный признак. Каждому инвентарному объекту, находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров, например для автоматизированных производственных систем). Он пробивается на металлическом жетоне или наносится масляной краской.
     Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления  одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. 

     Инвентарным объектом считаются:
     -  по зданиям - каждое отдельно  стоящее здание, в состав которого  входят все коммуникации внутри  здания, необходимые для его эксплуатации;
     -  по сооружениям - каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое (например, мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
     -  по передаточным устройствам  - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью  здания или сооружения;
     -  по машинам и оборудованию - каждая  отдельная машина, аппарат, агрегат,  установка, включая входящие в  их состав приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование,  а также индивидуальное ограждение  и фундамент;
     -  по транспортным средствам - каждое транспортное средство с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (например, грузовой автомобиль с запасными колесами и покрышкой, а также комплект инструментов);
     -  по инструментам и инвентарю  - каждый предмет, имеющий самостоятельное значение и не являющийся составной частью какого-либо инвентарного объекта (машины, станка и т.п.);
     -  по рабочему и продуктивному  скоту и другим животным - каждое  взрослое животное;
     -  по многолетним насаждениям - зеленые насаждения компании, независимо  от количества, возраста и породы  насаждений.
     Основные  средства являются одним из важнейших  факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
     В условиях рыночной экономики задачами бухгалтерского учета основных средств  являются:
     -  формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
     -  обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью;
     -  предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;
     -  контроль наличия и движения  имущества, рациональным использованием  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов. 

Главными  вопросами в учете основных средств  являются:
     1) определение момента их признания;
     2) определение их фактической стоимости,  срока полезной службе, порядка  начисления амортизации и результатов  от их выбытия;
     3) определение и порядок учета  последующих капитальных вложений  и прочего изменения первоначальной  стоимости основных средств. 
 

     Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:
     -  правильное документальное оформление  и своевременное отражение в  учете (в регистрах синтетического  и аналитического учета) наличия  и движения основных средств,  их закрепление за материально-ответственными лицами;
     -  контроль за сохранностью основных  средств, в т.ч. находящихся  на консервации и в запасе;
     -  контроль за правильным отражением  в учете сумм начисленной амортизации  с применением избранного метода  начисления в течение срока полезного использования основных средств;
     -  контроль за правильностью отражения  результатов продаж и прочего  выбытия основных средств, включая  передачу их в аренду;
     -  контроль за соблюдением сметы  (бюджета) и полным отражением  в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных средств;
     -  контроль за правильностью формирования  и списания затрат на техническое  обновление и реконструкцию объектов  основных средств за счет соответствующих  источников финансирования;
     -  контроль за своевременностью и полнотой отражения в учетных регистрах операций, связанных с вложениями в коренное улучшение земель, многолетних насаждений, в арендованные основные средства;
     - контроль за объективным отражением в учете результатов инвентаризации балансовых и забалансовых объектов основных средств;
     -  контроль за правильным осуществлением  переоценки основных средств  и исчислением их текущей (переоцененной)  стоимости;
     -  контроль за своевременностью  и правильностью уплаты налогов  по операциям с основными средствами и отражением их в учете;
     -  обеспечение объективной информации  для составления финансовой и  статистической отчетности. 

     В соответствии с Типовым Планом счетов, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 №185 учет основных средств ведется на счетах 2 Раздела «Долгосрочные активы», в подразделе 2400 «Основные средства», который включает следующие группы счетов: 

     2410 «Основные средства». Основные  средства детализируются по видам.  Вид основных средств - это  объединение активов, одинаковых по характеру и использованию в деятельности организации. Примерами отдельных видов являются: земля; земля и здания; машинное оборудование; суда; самолеты; автотранспортные средства; мебель и движимость, соединенная с недвижимостью; офисное оборудование. В зависимости от детализации по видам основных средств открываются синтетические счета.
     2420 «Амортизация основных средств». Для аккумуляции амортизации  основных средств, предназначена  группа счетов 2420 «Амортизация основных  средств». После первоначального признания в качестве актива, основные средства учитываются по его себестоимости за вычетом всей накопленной амортизации и всех накопленных убытков от обесценения или по переоцененной стоимости, являющейся его справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом всей последующей накопленной амортизации и последующих накопленных убытков от обесценения.
     2430 «Убыток от обесценения основных  средств». Для аккумуляции убытков  от обесценения основных средств,  предназначена группа счетов 2430 «Убыток от обесценения основных средств».
     Для того чтобы оценить использование  основных средств предприятием, необходимо подсчитать показатели использования  основных средств. Эти показатели адекватно  отображают степень использования  основных средств.
     Также, кроме расчета показателей, необходимо тщательным образом проанализировать эти показатели и выявить те факторы, которые повлияли на их значение.
     При проведении аудита основных средств  проверяют их сохранность и техническое  состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.
     Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.
     Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
     Необходимо  убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.
     Важным  условием обеспечения сохранности  основных средств является качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность её осуществления и правильность отражения результатов в бухгалтерском учёте. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько важно доверять результатам проведённой инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
     При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения.
     Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.
     На  основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта, даётся заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложение по улучшению учёта.
     Основные  средства являются одним из важнейших  факторов любого производства. Их состояние  и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
     Условия рыночной экономики побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности  использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе и основных средств. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.
     Состояние и использование основных средств - один из важнейших аспектов аналитической  работы, так как именно они являются материальным воплощением научно - технического прогресса - главного фактора повышения эффективности любого производства. Более полное и рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Учет движения основных средств и пути его совершенствования

    2.1. Организационно-экономическая  характеристика ТОО «Эко-жеруйык»

 
     ТОО «Эко-жеруйык» является товариществом  с ограниченной ответственностью, созданный в соответствии с Законом Республики Казахстан Гражданским кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 2001 года и иным действующим законодательством Республики Казахстан.
ТОО «Эко-жеруйык» является юридическим лицом и  осуществляет свою деятельность на основе действующего закона РК и своего Устава. Основной деятельностью ТОО «Эко-жеруйык» является выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды, а также выполняют проектирование, нормирование, осуществление торговой- закупочной, посреднической и коммерческой деятельности. Данная организация принимает участие в международных организациях и общественных объединениях.
Размеры предприятия и его организационная  структура влияют на внедрение научной организации труда, уровень себестоимости продукции. Размеры экологической организации ТОО «Эко-жеруйык»» характеризуют такие показатели как: стоимость основных средств, структура товарной продукции, среднегодовая численность работников и другие.

    2.2 Организация учетно-финансовой  работы на предприятии

 
     Для организации финансовой работы хозяйствующий  субъект создает специальную  финансовую службу, которая представлена в  виде бухгалтерии и планово-экономического отдела. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели – обеспечению финансовой стабильности предприятия, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.
     Основное  содержание финансовой работы  заключается  в:
     обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности;
     организация взаимоотношений с финансово-кредитной  системой и другими хозяйствующими субъектами;
     сохранение  и рациональность использования  основного и оборотного капитала;
     обеспечение своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам.
     Иными словами, сущность финансовой работы состоит  в обеспечении кругооборота основного  и оборотного капитала и поддержание  финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности.
     Важнейшими  направлениями финансовой работы на предприятии являются:
     - финансовое планирование;
     - оперативная работа;
     - контрольно-аналитическая работа.
     Финансовое  планирование занимает важное место  в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивают своё финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчётности.
     В области планирования финансовая служба выполняет следующие задачи:
разработку  проектов финансовых и кредитных  планов со всеми необходимыми расчётами;
определение потребности в собственном оборотном  капитале;
выявление источников финансирования хозяйственной  деятельности;
разработку  плана капитальных вложений с  необходимыми расчётами;
участие в разработке бизнес-плана;
составление кассовых планов;
участие в составлении планов, оказании услуг  в денежном выражении и определения плановой суммы итогового дохода на год и по кварталам и расчёт показателей рентабельности.
     В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основными из которых являются следующие:
обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по краткосрочным  и долгосрочным ссудам банков, выдаче заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные фармацевтической продукции, услуги и работу;
обеспечение финансирования затрат плана;
оформление  кредитов в соответствии с договорами;
введение  ежедневного оперативного учёта, реализации фармацевтической продукции, прибыли от их реализации и других показателей финансового плана;
составление сведений о поступлении средств  и справок, о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.
     Большое значение на предприятии уделяется  контрольно-аналитической работе, так  как её эффективность во многом определяет результат финансовой деятельности. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов по прибыли рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заёмного капитала, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления счётов, расчёт окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчётности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.
     Финансовая  служба является частью единого механизма  управления хозяйственной деятельностью, и поэтому она тесно связана  с другими службами предприятия. Так, в результате тесных контактов с бухгалтерией, финансовой службе предоставляются планы производства, списки кредиторов и дебиторов, документы по выплате заработной платы работникам. В свою очередь финансовая служба знакомит бухгалтерию с финансовыми планами и аналитическими отчётами о их выполнении.
     Деятельность  бухгалтерии осуществляется на основании  СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы», которая утверждёна приказом Департамента методологии бухгалтерского учёта и аудита Министерством финансов РК от 31.12.97 год №455.
     Возглавляет бухгалтерию – главный бухгалтер, который осуществляет общее ведение  бухгалтерского учёта, плана счетов, организовывает работу коллектива, распределяет должностные обязанности и контролирует их выполнение. Штат бухгалтерии состоит из 5 человек: старший бухгалтер, бухгалтер расчётного стола, бухгалтер материального стола и кассир.
Финансовая  работа характеризуется большим  разнообразием выполняемых работ. От того, как поставлена эта работа, во многом зависит от финансового положения предприятия.
     Основными задачами финансовой работы являются: изыскание путей увеличения доходов  и повышение рентабельности, обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами основной деятельности. Своевременные и полные выполнения обязательств перед финансовыми органами, по оплате труда работников и т.д. По итогам работы ТОО «Эко-Жеруйык» созывается балансовая комиссия, где рассматриваются и утверждаются итоги финансово-хозяйственной деятельности за отчётный год, утверждается баланс и намечаются мероприятия дальнейшего развития.

    2.3 Документальное оформление и учет поступления основных средств

 
     На  исследуемом предприятии учет основных средств ведется в соответствии с учетной политикой разработанной  в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г. Базой для ее формирования являются: Международные стандарты финансовой отчетности, Методические рекомендации по применению МСФО, разработанные Министерством финансов Республики Казахстан, Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 г. №185. Руководство предприятия строит и применяет учетную политику так, чтобы финансовая отчетность ТОО «Эко-Жеруйык»" соответствовала всем требованиям каждого применимого МСФО. 

     В учетной политике предприятия раскрыты принципы учета основных средств: 

     1) Учет основных средств регламентируется  МСБУ 16 «Недвижимость, здания и оборудования» от 24.01.05. и методическим рекомендациям по применению данного стандарта.
     2) Основные средства учитываются  по фактической стоимости приобретения. Земля и здания в дальнейшем  отражаются по справедливой стоимости,  которая определяется руководством предприятия на основе оценки, осуществляемой профессиональными оценщиками. При этом здания учитываются за вычетом накопленной амортизации.
     3) Для начисления амортизации основных  средств используется прямолинейный  метод начисления. Данный метод  распространяется на все виды основных средств, кроме вычислительной и оргтехники.
     4) Для начисления амортизации на  вычислительную и оргтехнику  применяется метод уменьшающегося  остатка.
     5) Стоимость существенных обновлений  и усовершенствований основных  средств капитализируется.
     Основные  средства поступают в подразделение  ТОО «Эко-Жеруйык» в результате:
     1) приобретения за плату у других  организаций;
     2) строительства хозяйственным или  подрядным способом;
     3) получения от других организаций  и лиц в безвозмездное пользование;
     4) внесения учредителями в счет  их вкладов в уставный капитал;
     5) получения в хозяйственное ведение  или оперативное управление;
     6) взятия в аренду с последующим  выкупом;
     7) поступления по акту дарения;
     8) передачи в совместную деятельность  и доверительное управление;
     9) передачи в обмен на другое  имущество и другими способами,  не противоречащими действующему  законодательству. 

     На  основании соответствующих документов все объекты основных средств  должны быть своевременно и полностью  оприходованы. Поступившие в организацию объекты основных средств принимаются специальной комиссией, созданной по распоряжению руководителя организации.
     Акт приемки-передачи основных средств  составляется для:
     -  учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке; 

     -  оформления внутреннего перемещения  основных средств из одного  структурного подразделения Компании  в другое;
     -  оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;
     -  исключения из состава основных  средств при передаче, продаже  другой организации.
     При вводе в эксплуатацию основных средств, приобретенных от поставщиков акт  составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной руководителем Компании (филиала). Акт приемки-передачи основных средств, после его оформления, с приложенной технической документацией (технический паспорт, чертеж и пр.) передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем Компании (филиала) или лицом, на то уполномоченным. На основании этих документов бухгалтер делает запись в инвентарную карточку учета основных средств, после чего передает техническую документацию материально-ответственному лицу, за которым закреплено это основное средство. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.
     При оформлении перемещения основных средств  между филиалами акт приема-передачи выписывается в двух экземплярах  материально-ответственным лицом, передающим активы, подписывается главным бухгалтером, утверждается руководителем Компании. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию филиала, передающего основные средства. Второй экземпляр вместе с технической документацией передается филиалу-получателю. Одновременно из бухгалтерии филиала-поставщика в филиал-получатель и бухгалтерию Исполнительной дирекции электронной почтой передается извещение на переданные основные средства.
      При безвозмездной передаче основных средств  с баланса Компании на баланс других юридических лиц акт выписывается в трех экземплярах на все передаваемые объекты комиссией, назначенной приказом Президента Компании либо уполномоченного им лица. Акт подписывается представителями двух сторон и утверждается единственным акционером Компании. Далее один экземпляр акта передается в бухгалтерию Исполнительной дирекции, второй экземпляр передается в бухгалтерию филиала Компании для формирования бухгалтерских записей. Третий экземпляр вместе с технической документацией передается юридическому лицу, принимающему основные средства.
     В акте приемки-передачи основных средств  обязательно должны указываться  следующие данные: 

     а) наименование основных средств;
     б) инвентарный и заводской номера основных средств;
     в) дата приобретения основных средств;
     г) первоначальная стоимость основных средств;
     д) балансовая стоимость основных средств;
     е) сумма начисленной амортизации  основных средств;
     ж) сумма переоценки основных средств. 

     При первичном вводе в эксплуатацию построенного объекта акт приемки-передачи основных средств ОС-1 составляется на основании Акта приемочной (рабочей) комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.10.2001г. №1328. Акт приемки-передачи основных средств ОС-1, после его оформления с приложенной технической документацией (технический паспорт, чертеж и пр.), утверждается руководителем Компании или лицом, на то уполномоченным, и затем передается в бухгалтерию. На основании полученных документов бухгалтер делает запись в инвентарную карточку учета основных средств, после чего передает техническую документацию материально-ответственному лицу, за которым закреплено это основное средство.
     Накладная на внутреннее перемещение основных средств, применяется при передаче основных средств от одного материально-ответственного лица другому внутри структурного подразделения Компании. Разрешение на передачу выдается Первым вице-президентом (директором филиала) Компании, либо уполномоченным лицом. Выписывается акт на внутреннее перемещение основных средств в двух экземплярах лицом, передающим основное средство. Первый экземпляр с подписями получателя и отправителя передается в бухгалтерию Исполнительной дирекции (филиала) как основание для формирования бухгалтерских записей, второй остается у материально-ответственного лица, передающего основные средства, как основание для передачи основного средства. В накладной указываются все данные по передаваемому объекту, а также указывается причина перемещения.
     Акт приемк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.