Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ экспортной деятельности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      
      Библиотека 5баллов.ru 
      Соглашение  об использовании
      Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания  собственных работ с целью  последующей сдачи в учебных  заведениях.
      Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru.
      O РосБизнесКонсалтинг
 
 
Введение
      Международная  торговля  представляет  собой  систему  различных  коммерческих операций  по  купле  и  продаже,   осуществляемых  между  покупателями,   продавцами  и посредниками  различных  государств. Торгово-экономическое  сотрудничество  между     государствами       опосредствуются заключением  соответствующих    внешнеэкономических  сделок.  
             Внешнеэкономические   сделки  между предпринимателями различных стран могут осуществляться  как на  основе   свободного   выбора  контрагента,   так  и  по согласованным  в  специальных  межправительственных  соглашениях  о  поставках  товаров и  оказании  услуг   спискам  товаров  и  услуг,   которые  надлежит экспортировать. 
Поэтому  осуществление  международных  коммерческих  операций  требует  применения определенных  правовых  форм  использования  конкретных  методов  их  проведения.

      Реформа  внешнеторговой  деятельности  в   РФ  обеспечила  выход  на  мировой  рынок большого  числа  хозяйствующих  субъектов.   Это  позволило  участникам  внешнеторгового бизнеса  не  только  определить   свои  возможности  и  результаты  от  реализации внешнеторговых  сделок,   но  и  самим  получить   представление  о  реальном  спросе  на собственную  продукцию,   степени  ее конкурентоспособности с зарубежными аналогами. Материализуясь   в экспортных,   импортных и других  внешнеэкономических операциях развитие   внешнеэкономической деятельности  может   активно содействовать реализации внутренних  социально-экономических программ.
       Важным  фактором  совершенствования     внешней  торговли  является     последовательное развитие  и  совершенствование  экспорта,   как  ведущего  направления  экономического развития  предприятий,   административно-территориальных  образований  и  страны  в целом.   Экспорт может дать   не   только  дополнительные  ресурсы, которые   при целенаправленном и эффективном использовании могли бы  стимулировать   экономический рост. Стратегическая  роль   его в том,     что он  должен  стать инструментом  активизации имеющихся     преимуществ  российской  экономики  в  международном  разделении  труда, средством  содействия  выхода  на  путь   стабильного  и  ускоренного  экономического роста  в  целях  преодоления  разрыва  с  развитыми  государствами.
      В   стимулировании  развития   и  формировании     структуры экспорта  особенно   важная  роль принадлежит  государству.   Роль   государства,      в  том  числе     и  региональных  органов  управления,  заключается     в  поиске,      выявлении контрагентов  и развитии  производства,   продукция которого     может   быть   активно востребована     на   внешних  рынках. 
      В связи, с указанными выше  положениями тема дипломной работы  является  актуальной.
       В  целях  развития  и  повышения  эффективности  внешнеторговой  деятельности создается система  внешнеторговой  информации, использование     которой способствует   обоснованности выбора  контрагентов  на  внешнем  рынке.   
       Целью  дипломной работы   является  анализ  организации  экспортной деятельности   и обоснование направлении ее развития. Из  поставленной  цели   вытекает  необходимость  решения  следующих задач:
   - раскрыть  сущность и содержание коммерческих  операций;
   -  выявить методы стимулирования  экспортного производства;
   -  определить показатели эффективности  экспортных операций;
   - проанализировать   результаты     внешнеторговой  деятельности исследуемого объекта;
   -  исследовать  географию и структуру экспортных операций; 
   - обосновать   предложения по повышению эффективности   экспортных  операций на исследуемом объекте.
       Теоретической  основой  дипломной   работы  являются  нормативно-правовые   акты, регулирующие и регламентирующие  внешнеэкономическую  деятельность,     труды ведущих  ученых  в  области  внешнеэкономической  деятельности,   монографии, материалы периодической печати.
      Методологической  основой  выполнения  дипломной  работы  послужили   методы относительных и средних величин,   сравнений и сопоставлений,   табличный и графический  методы.
       Предметом  исследования  являются процессы организации экспортных операций во внешнеторговой деятельности, в  качестве объекта исследования       выступает       ОАО "Белгородский цемент"
       Для выполнения  дипломной  работы  использованы  материалы   статистической и оперативной  отчетности ОАО  "Белгородский цемент" за 2004-2006гг.
       Дипломная   работы  состоит из    введения,   трех глав,  заключения,   списка  использованных  источников  и приложений.
 Содержание  работы  изложено  на 83   страницах,   включает  5 приложений,
 5 таблиц и 3 рисунка.  
 
 
 
 
 
 
 

                   Глава 1. Сущность  экспортных операций
1.1.Сущность  и содержание внешнеторговых коммерческих операций
      На современном этапе наиболее развитой формой международных отношений является внешняя торговля, необходимость которой обусловлена интенсивным ростом мирового рынка, неравномерностью развития различных отраслей в разных странах и невозможностью реализовать избыток продукции на внутреннем рынке. Эволюция внешнеторговых отношений нуждается в четком регулировании данной деятельности и составляющих ее операций.
      Международные коммерческие операции осуществляются в разнообразных формах, которые можно подразделить на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами различных стран), и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю. Из этого следует, что международные операции, предполагающие обмен продукцией в материально-вещественной форме, относят к числу основных. В свою очередь, основным видом коммерческих операций, обуславливающих обмен продукцией в материально-вещественной форме, являются экспортно-импортные.
      Исходя из классификации форм международного экономического сотрудничества, обычно выделяют его четыре признака:
  -  по направлению товарного потока;
  -  по структурному признаку;
  -  по территориальному признаку;
  -  по временному признаку.
      Поскольку предметом исследования дипломной работы является раскрытие  сущности и содержание коммерческих  операций нерудных материалов, необходимо рассмотреть понятие и сущность экспортных операций.
      Экспортная операция – это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность контрагенту.
      При осуществлении экспортной операции для экспорта неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может направить товар на переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция.
      В соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к числу важнейших режимов и означает выпуск товаров за пределы национальной территории без их последующего вывоза.
      При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару должны быть применены санкции экспортного режима и приложены соответствующие сопроводительные документы, в том числе: лицензия на вывоз товара; документы о внесении соответствующих платежей, которые включают таможенную пошлину и таможенный сбор; грузовая таможенная декларация.
      Статьями товарного экспорта являются товары, вывозимые из страны. Поскольку перемещение этих товаров из страны в страну поддается зрительному восприятию, то зачастую их называют «видимым» экспортом. Термин экспорт, как правило, используется для обозначения только товарного экспорта.
      Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, причем не просто товар, а товар, пользующийся спросом на внешнем рынке.
      Экспортирование продукции нередко является первой внешнеторговой операцией, предпринимаемой той или иной фирмой. Это объясняется тем, что на начальной стадии вовлечения в международный бизнес эта операция предполагает обычно минимальные обязательства и наименьший риск для ресурсов фирмы. Например, фирмы могут увеличить экспорт продукции путем загрузки своих избыточных мощностей, что сводит к минимуму потребность в дополнительных капиталовложениях.
      Разновидностью экспортных операций являются реэкспортные операции.
Реэкспортная  операция – это коммерческая деятельность, предусматривающая вывоз за границу  ранее ввезенного товара, не подвергавшегося  в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном Федеральной таможенным службой Российской Федерации.  Реэкспорт с экономической точки зрения можно рассматривать как «обратное отражение» режима реимпорта товаров.
      Вообще, исходя из первого признака форм международного сотрудничества, т.е. направления товарного потока, следует различать два его направления: вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) и их комбинации: реэкспорт и реимпорт как комбинации по ввозу и вывозу товаров или, наоборот – по вывозу и ввозу.
      Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами. В таких случаях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу.
      Реэкспортные операции могут осуществляться и без ввоза в свою страну. Такие операции, по сути, не относятся к экспортеру или импортеру данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях получения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках.
      Основанием для реэкспорта могут быть несколько ситуаций. Во-первых, это использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке, таких как международные биржи и аукционы. В этом случае реэкспорт является естественным продолжением торговой операции, требующей для продажи через биржу или аукцион ввоза товара в страну их местонахождения с последующим его вывозом покупателем третьей страны.
      Во-вторых, ситуация вынужденного реэкспорта может возникнуть в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции в случае отказа покупателя оплатить товар в момент его прибытия в порт назначения или состояния банкротства покупателя, наступившего на период отправки ему товара.
      Реэкспорт выступает также составной частью более сложной внешнеторговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства за рубежом, требующих закупок отдельных видов материалов комплектного оборудования в третьих странах, минуя завоз его в страну экспортера.
      Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон (территория порта, находящегося вне таможенной территории данной страны). Ввозимые на территорию этих зон товары освобождаются на время пребывания там и при вывозе для реэкспорта от различных пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. Отношения между партнерами разных стран – это связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей.
      Различают внешнеторговые операции по видам товаров и услуг. В их состав входит машинотехническая продукция, внешнеторговый оборот  которой характеризуется следующими тенденциями:
  -  торговля машинами и оборудованием развивается опережающими темпами по отношению ко всему внешнеторговому обороту;
  - каналы международной торговли все время вливаются новые, ранее неизвестные рынку машинотехнические, электротехнические, оптические и электронные изделия;
  - появляются новые функции машин и оборудования, прежде всего заполняющие экологические ниши;
  -   определяющим при запуске машин и оборудования является не цена, так как это было раньше, а величина эксплуатационных расходов.
      Внешнеторговые операции по  сырьевым товарам  имеют свою  специфику, которая сводится к следующему: импортер покупает сырье для его последующей переработки, а потому он заключает долгосрочный контракт с тем, чтобы обеспечить непрерывный процесс производства.                  Подписывая долгосрочный контракт, контрагентам бывает довольно сложно договориться о цене. Экспортер, как правило, опасается, что он понесет потери, если цены на данный биржевой товар поднимутся в рамках срока действия контракта. Импортер же опасается обратного: если цены в рамках контрактного срока упадут, то его потери неизбежны. В этой ситуации экспортер и импортер обычно приходят к соглашению о том, что контракт будет подписан долгосрочный, а цена на данный биржевой товар будет финансироваться ежегодно.
      Особенностью торговли продовольственными товарами является то, что каждый отдельный оптовый потребитель страны, импортирующей продовольственные товары, не закупает их на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляет обычно оптовый посредник, который располагает складскими помещениями, а иногда и производственными мощностями для доработки продовольственных товаров, а также транспортом для их доставки конечным потребителям.
      Торговля потребительскими товарами имеет следующие особенности:
  -  экспорт потребительских товаров рассчитан не на конечного потребителя, а на оптового покупателя;
  - реализации потребительских товаров обязательно должна предшествовать реклама, иначе конечный покупатель просто не будет знать товара;
  -  определяющим при реализации потребительских товаров является их новизна, новые потребительские функции и качество.
 При классификации внешнеторговых операций по степени готовности выделяют готовую   продукцию.
      Под  готовой  продукцией  понимается  продукция,  которая  после  ее приобретения готова к использованию по своему назначению. Специфика контрагента по закупке готовой продукции состоит в следующем:
  - импортеру следует предусмотреть в контракте работы по предпродажному сервису, гарантийному обслуживанию, командированию специалистов и обучению местного персонала;
  -  одним из возможных путей повышения конкурентоспособности отечественной готовой продукции является ее доработка в свободных экономических зонах;
  -  следует по возможности шире использовать такую форму товарообменной операции как выкуп устаревшей продукции.
      В зависимости от степени готовности  выделяют разрозненное оборудование.
      Под разрозненным оборудованием понимаются отдельные узлы, детали, запчасти в несобранном виде, которые сами являются объектом купли-продажи. Контракты на поставку разрозненного оборудования имеют свою специфику, которая сводится к следующему:
  - контракт на поставку запчастей является сопутствующим контрактом при подписании основного контракта по закупке машин и оборудования;
  - контракт с генеральным агентом заключается, как правило, на условиях консигнации;
  - спрос на поставку запчастей потребляется также в зависимости от других факторов, таких, как климатические, сезонные, технические.
Кроме  разрозненного, во внешнеторговый  оборот включают  комплектное оборудование
      Под  комплектным  оборудованием  понимается  набор  оборудования, обеспечивающий единый технологический процесс.
Контракт  на поставку комплектного оборудования включает в себя:
  -  расчеты на основе авансовых платежей;
  -  кредитование контрактов.
окончательная приемка оборудования осуществляется в стране        заказчика  или приглашаются специалисты независимых организаций.
      Организационные формы внешнеторговых операций представлены бартерными сделками, встречными закупками, операциями с давальческим сырьем.
      Бартерные операции означают простой обмен товаров определенной стоимости на другие товары равной стоимости. Бартерные операции не предполагают никаких денежных расчетов между контрагентами.
Бартерные операции имеют следующие особенности:
  -  в бартерной операции всегда участвуют два контрагента;
  -  контракт составляется один, где сначала идут обязательства одной   стороны, затем другой;
  - операции не предполагают денежных расчетов, поэтому параграф «условия    платежа» отсутствует.
      Встречные закупки означают обязательство экспортера закупить на определенную сумму товары в стране импортера.  Эта операция, так же как и бартерный контракт - уступка импортеру. Экспортер соглашается, как правило, на такую операцию под давлением импортера, который умело использует сложившуюся конъюнктуру  экспортного товара и конкуренцию между иностранными поставщиками.
      Осуществление операции    на  давальческом сырье заключается в том, что одна страна, обладая ресурсами возможности, но не располагающая достаточными производственными мощностями для их переработки, отправляет часть своих ресурсов для переработки в другую страну и расплачивается за это частью произведенного продукта. Эти операции имеют как положительные, так и негативные стороны. Они привлекают российских хозяйственников прежде всего потому, что обеспечивают загрузку рабочих мест и функционирование предприятия. Вместе с тем, наносится вред отечественному рынку и сильно влияет на перспективы развития данного предприятия.
     Реэкспорт выступает также составной частью, более сложной внешнеторговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства объектов за рубежом, требующих закупок отдельных видов материалов и комплектного оборудования в третьих странах, часто минуя завоз его в страну реэкспортера.  
     Примерами экспортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного на аукционе или бирже товара, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др.
     Осуществление всех видов основных внешнеторговых операций и их содержание обеспечиваются условиями таможенных режимов, устанавливаемых государствами.
     К обеспечивающим внешнеторговым операциям можно отнести транспортные, страховые, финансово-расчетные (предоставление кредита, передачу залога, акцепт переводного векселя), таможенные, подачу заявки на торговую марку или патент. Причем, только в составе транспортных операций имеют место такие ее составляющие, как фрахтование, транзитные, экспедиционные, бондовые (залог, гарантия),  шипчандлерские  (снабженческие), консигнационные, чартерные. К обеспечивающим операциям также относятся посреднические услуги через договоры и соглашения, например, по проведению рекламной компании, исследованию конъюнктуры рынка, по доставке груза, обеспечению платежных операций через банки и т.п.
      Эти операции могут выполняться как самими экспортерами и импортерами, так и другими обслуживающими внешнюю торговлю фирмами и организациями на основании комиссионных соглашений и договоров, в зависимости от сложности основной внешнеторговой операции. Практика свидетельствует, что на одну основную операцию приходится более десяти вспомогательных.
     Таким образом, внешнеторговая операция охватывает разнообразные сферы взаимоотношений экономического, финансового и правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе заключаемых внешнеторговых сделок.
     Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговле находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машино-техническая продукция и т.п.)       и организационными формами торговли мирового рынка. В качестве субъектов международного обмена во многих случаях выступают государственные структуры: они представлены правительственными и другими органами различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственными предприятиями и организациями.
     Вывоз товаров в соответствии с режимом экспорта регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; к этим инструментам регулирования, как известно, относятся тарифное и налоговое регулирование, нетарифные средства и валютный контроль.
     При экспорте товаров непосредственно предприятиями-изготовителями товары освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в том порядке, который определяется Федеральной налоговой службой Российской Федерации, а при экспорте другими предприятиями  сумма уплаченных налогов на добавленную стоимость и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов. Экспортные товары должны соответствовать состоянию, в котором они были на день принятия таможенной декларации; изменение состояния допускается, если оно произошло в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях хранения и транспортировки.
     Товары можно помещать под таможенный режим реэкспорта, если они были изначально заявлены под другой таможенный режим (не позднее двух лет с момента ввоза товаров, согласно российскому законодательству), при этом они должны соответствовать состоянию на момент ввоза; допускаются те же изменения, которые касаются  и экспортируемых товаров.
      Россия долгое время не являлась экспортоориентированной страной, но состояние экспорта оказывает влияние не только на характер внешнеэкономической деятельности, но и в значительной степени на развитие внутренней экономики.
      В России в 1990-е годы была ликвидирована монополия государства во внешней торговле, что привело к резкому увеличению количества участников внешнеэкономической деятельности. Истекшее десятилетие отличается активным процессом интеграции России в мировую экономику на принципах, которые характерны для наиболее передовых государств, развитием новых направлений сотрудничества (совместное предпринимательство, кооперация отечественных предприятий с зарубежными партнерами, ввоз и вывоз капитала в различных формах).
     Трудности, которые переживает сегодня российская внешняя торговля, во многом определяются товарной структурой ее экспорта и импорта, главная особенность которого заключается в слабой ориентации на стратегические задачи экономического роста. Текущие задачи, возникающие в связи с необходимостью «выживания» экономики и ее восстановительного роста, привели в последнее десятилетие к заметной деиндустриализации внешнеторгового обмена. Некоторые ученые в стране и за рубежом считают это нормой для России и предлагают исходить из этого при выработке структурной стратегии для российской внешней торговли на предстоящий период.
      Российский экспорт в определенной степени имеет инерционный характер, так как его основу продолжают составлять энергоносители и сырье, доля которых в 2004 году составила более 73%, из них доля необработанной древесины составляет 31%. Если в прошлом они занимали преобладающее место в экспорте нашей страны, то к настоящему времени стали по сути определяющим и самодовлеющим источником развития нашей страны, доходов ее бюджета.
     Основная проблема национального экспорта заключалась в том, что Россия, в отличие от многих зарубежных стран, не смогла развить разнообразную, но в целом низко технологичную сырьевую специализацию в нечто большее, основанное на повышении глубины и качества переработки природных ресурсов, модернизации смежных и обслуживающих отраслей.
     По конкурентоспособности ряда товаров своего топливно-сырьевого экспорта, Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Состояние федерального бюджета напрямую увязано с уровнем мировых цен на нефть.
      Это создает уязвимость российской экономики от состояния конъюнктуры мировых товарных рынков и не может гарантировать стране стабильного поступательного развития. Среди комплекса проблем, которые предстоит решать в стратегической перспективе в области внешней торговли, центральное место должны занять вопросы развития на качественно новой основе экспортного потенциала страны.
      К сожалению, в России до сих пор не выработана четкая концепция создания и наращивания экспортного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых имела бы наиболее высокие шансы для реализации на рынках развитых стран. До сих пор Россия стремится продвигать за рубеж товары, производимые во многих отраслях и подотраслях нашей промышленности. Вместе с тем наибольший эффект мог бы быть получен на путях концентрации усилий по формированию относительно небольшой товарной номенклатуры.
     Особое внимание необходимо будет уделить диверсификации структуры российского экспорта. Поэтому одной из важнейших задач долгосрочной стратегии внешней торговли должен стать выбор критериев развития экспортного потенциала и, затем, реализация инновационной стратегии внешнеторговой деятельности.
      Успешной реализации данной инновационной стратегии будут способствовать:
  - эффективные меры по наращиванию и укреплению финансовой базы государства;
  -  политическая стабилизация страны;
  -  дебюрократизация (снижение налогов, проверок, перечня лицензий, облегченный режим надзора);
  -   рост прозрачности экономики (честность сделок, операций, финансовых отчетов и т.д.).
     При выработке экспортной стратегии страны необходимо учитывать опыт других государств, которые добились значительных успехов в своей экспортной практике.
     Итак, экспорт товаров – это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу пользующихся спросом на внешнем рынке товаров, предусматривающая поступление валюты и развитие конкурентоспособных производств в экспортирующей стране. Реэкспорт, как разновидность экспортных операций, бывает естественным или вынужденным компонентом внешнеторговой деятельности.
     Стимулирующее влияние экспорта России на экономику в целом велико и при определении приоритетов развития экспортного потенциала страны необходимо руководствоваться четкими представлениями о том, что будет требовать мировой рынок в перспективе. 

1.2. Методы стимулирования  экспортного производства
      В стимулировании развития экспорта и формировании его структуры важная роль принадлежит государству, она заключается в поиске, выявлении и развитии производств, продукция которых может быть активно востребована на внешних рынках.
     Но для перспективных рынков за рубежом, снятия дискриминационных ограничений в отношении российского  экспорта на мировых рынках предприятиям необходимы помощь и поддержка.
     Рынок способен решить целый ряд вопросов экономического характера, но он в силу объективных обстоятельств не может решать многих социально-экономических, оборонных, демографических, экологических и других проблем. Поэтому рынок должен развиваться на основе государственного управления, регулирования и поддержки. Рыночный механизм хозяйствования и государственного стимулирования рыночных отношений - это главные, не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие элементы в смешанной рыночной экономике.
      Мировым сообществом наработана практика государственного содействия экспорту в виде улучшения условий государственного и частного кредитования экспорта, включая государственное страхование частных кредитов, экономическое стимулирование экспорта путем кредитования экспортированных предприятий с участием государственных финансовых учреждений.
      Необходима разработка и реализация общегосударственной системы поддержки экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости, создание эффективного механизма экспортных гарантий и финансирование на условиях краткосрочного, средне- и долгосрочного кредитования, а также страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков.
      Прямое финансирование экспортеров осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям  дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирмах способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.
      Косвенное финансирование экспортеров производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.
      Для фирм и организаций распространено прямое снижение налогов  в зависимости от доли экспорта в их производстве. Разрешено фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.
      Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20—30лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.
      Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.
      Страхование экспортера имеет два направления — внутренне и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.
      Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.
      Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а так же фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, обеспечивают 80 - 90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы. Они составляют в США 1-2 % суммы контракта, в Японии - 0,3%.
      Финансовая поддержка экспорта предприятий (организаций) региона, содействие развитию экспортного потенциала и импортзамещающих производств -  одно из наиболее эффективных средств укрепления внешнеэкономического потенциала Белгородской области.
      С учетом современного состояния экономики региона и актуальных проблем развития внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия развитию ВЭД являются:
   - предоставление правительством Белгородской области гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитными ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств - субъектов ВЭД;
   - предоставление гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических риской для обеспечения защиты экспортеров;
   - изучение возможностей кредитования с участием средств областного бюджета, ориентированных на экспорт НИОКР, освоение наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием потенциала горнорудных предприятий, закупки оборудования для развития экспортных и импортзамещающих производств, кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления включая закупку не производимых на территории Белгородской области и России сырья, материалов и комплектующих частей;
   - формирование системы налогового стимулирования с использованием механизмов свободных экономических зон, оффшорных зон, специальных секторов экономики, адаптированных к условиям и приоритетам развития ВЭД Белгородской области;
   - расширение производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования участниками ВЭД таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом РФ;
   - определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в части доли областного бюджета  предприятий – экспортеров готовой продукции, идентичного порядку, установленному для малых предприятий.
      Дополнительно к административным и экономическим   методам cтимулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.
      Материализуясь в экспортных, импортных и других внешнеэкономических операциях, развитие внешнеэкономической деятельности может активно содействовать реализации внутренних социально-экономических программ
      Результаты практического осуществления внешнеэкономической деятельности могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиционного развития, темпы общественного производства
      Роль государства, в том числе и в лице региональных органов управлении, заключается в поисках, выявлении и развитии производств, продукция которых может быть активно востребована на внешних рынках, и в поддержке их экспортной направленности путем мобилизации ресурсов и другими средствами. А также необходима разработка и реализация общегосударственной системы поддержки экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости, создание эффективного механизма экспортных гарантий и финансирования
      В деловых кругах все большую поддержку и обоснование понимает о необходимости срочной разработки государственной промышленной политики, подкрепленной соответствующими мерами макроэкономического регулирования, как составной частью стратегии, нацеленной на инновационный путь развития.
      Такая политика должна определить приоритетные направления, механизмы реальной поддержки бизнеса, стать прочным базисом для развития экспортного сектора и всего внешнеэкономического комплекса страны. При этом избирательная поддержка нужна тем предприятиям и компаниям, которые способны производить конкурентно способную продукцию и добиваться успеха в ее реализации, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
      Организации экспорта  содействуют  посольства, торговые миссии и другие представительства, аккредитованные  в зарубежных странах. Они собирают коммерческую  информацию, ведут  поиск контрагентов и заказчиков.
      Существенную роль  в организации  внешнеэкономических  связей  играют их участники- промышленные и торговые компании, фирмы и корпорации. Они во всех случаях, когда это возможно, устанавливают прямые связи с потребителями продукции.  Для организации экспортных  операций  в их штате создается внешнеторговый  аппарат. В руках крупных монополий сосредоточено более половины внешней торговли  мира.
Управление в фирмах строятся по региональному (географическому) или товарному признаку. Получают развитие матричные структуры.
      Анализируя организацию внешнеэкономической  деятельности  в зарубежных странах следует подчеркнуть, что в ней принимают участие все звенья от отдельных фирм до высших  государственных  органов. 

1.3. Показатели эффективности экспортных операций
      Экономическая эффективность экспортных операций – это сопоставление затрат, обуславливающих ее осуществление с результатами от нее. Итог соизмерения показывает степень компенсации произведенных затрат полученному  эффекту.
      Расчет экономической эффективности подразумевает соизмерение достигнутых  экономических результатов с затратами ресурсов для производства продукции.
      Экономические результаты и затраты ресурсов количественно определимы, поэтому экономическая эффективность имеет количественную меру  или критерий  эффективности. Критерий экономической эффективности не является одинаковым для различных  уровней оценки эффективности хозяйствования, в том числе и внешнеэкономической деятельности. Каждому уровню оценки  соответствует свой вид экономических интересов и свой критерий  эффективности.
      На макроэкономическом  уровне  под  экономической эффективностью  внешней торговли понимается степень экономии национального труда, достигаемая вследствие  ее участия в международном разделении труда и внешнеторговом товарообмене. Критерием эффективности количественной меры выступает экономия национального труда, как дополнительный источник роста национальных доходов и других экономических и социальных благ.
      На уровне хозяйствующих субъектов,  под экономической эффективностью внешнеторговых операций понимается степень увеличения дохода от этих операций. Экономической эффективностью для субъектов выступает прибыль  
       Любой показатель эффективности представляет собой отношение полученного эффекта к произведенным затратам. Для того чтобы сконструировать показатели экономической эффективности внешней торговли, отвечающие тому или иному критерию, рассмотрим схему товарно-денежных превращений в цикле внешнеторгового товарооборота. 

    Цоэ Вэ
З и >3 э
                В и = В э                             Цои                        Ви
Рис 1.   Показатели экономической эффективности внешней торговли
      Для изготовления экспортных  товаров в стране затрачивается  определенное количество производственных  ресурсов в виде живого и  овеществленного труда, измеряемого  соответствующим количеством рабочего времени (Зэ). Эти национальные производственные издержки при поступлении товаров на внутренний рынок модифицируются во внутренние оптовые цены (Цоэ). При дальнейшей реализации товаров на внешнем рынке по мировым ценам внутренняя оптовая цена модифицируется в валютную выручку (Вэ), отражающую интернациональные издержки производства аналогичных товаров.
      На вырученные валютные средства  приобретаются импортные товары, а валютная выручка (Вэ) модифицируется в валютные затраты на импорт (Ви). На внутреннем рынке импортные товары реализуются по внутренним оптовым ценам (Цои). В свою очередь, поступившая в страну масса импортных товаров может быть измерена национальной шкалой рабочего времени, необходимого для собственного производства аналогичных или импортозамещающих товаров (Зи). По существу, это конечный экономический эффект от внешнеторгового оборота, выражающий совокупную массу сэкономленных издержек производства при удовлетворении внутренних потребностей за счет импортных товаров.
      Приведенная схема позволяет расставить участников внешнеторгового товарооборота по уровням и критериям экономических интересов, а также сконструировать соответствующие показатели экономической эффективности. Очевидно, что для национальной экономики в целом важно, чтобы национальные  затраты на экспорт (Зэ) были меньше, чем сэкономленные издержки  в результате импорта (Зи). Только в этом случае страна экономит национальный труд, участвуя в международном товарообмене. Соответственно, макроэкономический показатель  эффективности внешнеторгового оборота будет представлен отношением  эффекта (Зи) к затратам (Зэ):
                                                    Зи  / Зэ                                (1)
Аналогичные макроэкономические показатели эффективности, соизмеряющие национальные и интернациональные (среднемировые) издержки производства, можно построить и по экспортной, и  по импортной цепочке:
                                                    Ээ = Вэ / Зэ;                        (2)
                                                    Эт = Зи / Ви.                        (3)
      Числители и знаменатели этих  соотношений выражают в данном  случае затраты ресурсов, измеряемые  национальной или интернациональной  шкалой рабочего времени. Поэтому  приведенные показатели представляют для нас в большей степени теоретический интерес, так как произведенные издержки в реальной хозяйственной жизни не измеряются непосредственно рабочим временем.
      Эффективности  хозяйствования уделялось и уделяется самое пристальное внимание. В советское время  значительный вклад в теорию и практику экономической эффективности внесли ученые, их подходы  и созданные модели  расчета  и анализа прибыли, потребления, вложений  и отдачи  признаны  экономистами  всего мира. Но отечественные разработки по проблемам эффективности  с середины 90-х годов перестали носить лидирующий характер, так как они были посвящены сугубо  плановым проблемам.
      В условиях плановой централизованной экономики и административной системы ценообразований существовала методика определения полных народнохозяйственных затрат на производство товаров внутри страны, выраженных в абстрактных расчетных рублях при помощи так называемой формулы «приведенных затрат»:                   
                                           С = Р и К,                                         (4)
     где, С — хозрасчетная себестоимость товара;
     Ри — средний норматив эффективности капиталовложений;
     К — удельная капиталоемкость единицы товара.
      Разработки  по проблемам эффективности перестали носить лидирующий характер, так как они были посвящены сугубо плановым проблемам.
       В расчетах экономической эффективности  экспорта и импорта валютные  суммы переводились тоже в  расчетные рубли с помощью   специальных валютных коэффициентов,  учитывающих покупательскую способность  валюты  других стран. По такой методике  в Госплане  производился  обсчет внешнеторгового оборота  и определение макроэкономических показателей  товарооборота, экспорта и  импорта. По этой методике  рекомендовалось осуществлять  расчеты показателей эффективности  и конкретных внешнеторговых операций.
      В рыночных условиях роль экономической эффективности  усиливается , она становится  определяющим фактором при реализации  коммерческих сделок, покупки  недвижимости, открытии  бизнеса.
      Усилению  практической значимости экономической эффективности в развитых  рыночных странах  способствовало то, что наиболее дефицитный ресурс  экономики -  инвестиции обладает способностью перетекать  из страны в страну,  из отрасли в отрасль в поисках наиболее результативного  бизнеса.  В такой ситуации возникла  необходимость  проведения  оценки  эффективности.
     В условиях свободных рыночных отношений и либерализации цен, роль  экономической эффективности усиливается и становится определяющим фактором при реализации коммерческих сделок. Усилению  значимости  экономической эффективности способствует то, что валютные поступления  обладают способностью  перетекать  из страны в страну, из отрасли в отрасль в поисках наиболее результативного бизнеса.  В мире сложились подходы к оценке эффективности, но они нуждаются в адаптации к особенностям
экономики страны и хозяйствующих субъектов.
      Макроэкономические показатели применяются для аналитических макроэкономических расчетов с целью выработки возможных торгово-политических мер, обеспечивающих государственный интерес, в сфере внешнеэкономической деятельности.
      Аналогичные макроэкономические  показатели эффективности, соизмеряющие  национальные и интернациональные  (среднемировые) издержки производства, можно построить и по отдельным  хозяйствующим субъектам.
      К внешним факторам, определяющим  успех внешнеэкономической деятельности  предприятия, относятся: 
  - внешнеэкономическая политика государства - экспортера;
  - мировая хозяйственная ситуация;
  - политическая, экономическая и маркетинговая ситуация в странах, входящих в зоны внешнеэкономической деятельности предприятия.
   Основной  особенностью внешних факторов является их инвариантность по отношению к  стратегической и тактической деятельности предприятия. Нарушение инвариантности, т.е. оказание воздействия на структуру и степень влияния внешних факторов связаны с огромными затратами предприятия
      Поэтому при построении системы  управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, внешние факторы будем считать условно инвариантными по отношению к деятельности предприятия, предполагая, что их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.
  К  внутренним факторам, определяющим  стратегические и тактические условия  внешнеэкономической деятельности относятся:
   - организационная структура предприятия;
   - информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятия (качество информации, быстрота получения информации);
   - качество макроэкономического анализа ситуации в стране- экспортере;
   - способность к качественному анализу конъюнктуры рынков товаров, позволяющая своевременно и эффективно удовлетворять обнаруженные потребности в продукции, услугах;
   - способность к эффективной производственной диверсификации;
   - необходимый уровень адаптивных качеств, позволяющих гибко реагировать на изменения внешнего рынка (технологическая, ресурсная, организационная гибкость предприятия, как производственно-экономической системы);
      Внешние и внутренние факторы  формируют условия внешнеэкономической деятельности.
      Законы стоимости, спроса, предложения, конкуренции  находят свое проявление при установлении рыночной цены на свою продукцию, при реализации которой извлекается прибыль.
      Внутренние и внешнеторговые цены имеют непосредственное отношение к определению эффективности внешнеторговых операций, которые в конечном итоге и определяют степень заинтересованности хозяйственных субъектов в выходе на мировой рынок.
       Эффективность экспортных операций  определяется путем сопоставления  результатов с затратами, произведенными  для их достижения. Итог соизмерения  показывает степень компенсации  произведенных  затрат полученным  эффектом.
      Критерий экономической эффективности не остается  одинаковым для различных уровней оценки эффективности хозяйственной, в том числе и внешнеторговой деятельности.  Каждому уровню оценки, соответствует свой вид экономических интересов и свой критерий эффективности.
     По любой  внешнеторговой сделки рассчитывается  цена. Цена контракта = экспортная цена * количество товара.
      Экспортные    цены   на товар рассчитываются на основе издержек производства. Основное преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы. Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции.   Формальная   схема  калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы,   используемой   при  расчете внутренних цен. Основное отличие экспортной калькуляции от внутренней заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:
   - комиссионное вознаграждение продавцов и представителей;
   - импортные таможенные расходы в стране покупателя;
   - транспортные издержки;
   - затраты на финансирование;
   - расходы по страхованию товара;
   - расходы по упаковке;
   - резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;
   - расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.
      На практике существуют два основных подхода к использованию данного метода при определении цены:
1) с  использованием полных издержек  производства;
2) с  использованием предельных издержек  производства.
      Суть первого метода состоит в исчислении совокупности затрат на единицу продукции, то есть полных издержек производства. К полученной   сумме совокупных издержек добавляется процентная надбавка в виде прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
     При установлении цены товара на основе метода предельных издержек учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству. Мы рассчитаем экспортную цену с использованием полных издержек производства.
Расчет экспортной цены производится по следующей формуле:
                                 С = Рб * (А * К1 + В * К2+ Д),                   (5)
      где, С - экспортная цена;
       Рб - базисная цена;
       А - доля в цене материальных затрат;
       В - доля в цене трудовых затрат;
       Д - неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы и т. д.);
       К1 - коэффициент, учитывающий изменение средней стоимости затрат на материалы;
       К2 - коэффициент, учитывающий изменение трудовых затрат;
                                               К1 = а1 / а О,                                 (6)
      где, аО - индекс цен на материалы на начало периода поставки;
      а1 - средний индекс цен на материалы за период поставки.
                                               К2 = в1/ в О,                                   (7)
      где, в 1 — индекс ставок на заработную плату на начало периода;
      в О - средний индекс ставок на заработную плату за период поставки.
Рассчитываются  изменения индексов цен на материалы и индекс ставок на заработную плату.
      Для оперативного реагирования на изменяющиеся  рыночные условия, при определении экспортной цены предлагается производить расчет эффективности экспортной сделки.
      Эффективность экспортной сделки может быть рассчитана по следующей формуле:
                                               Ээс – О вр / З э,                            (8)
      где, О вр - рублевой эквивалент отчисленный в валовый фонд предприятия
рассчитанный  пересчетом валютной выручки в рубли  по курсу   на   дату поступления;
      З э - затраты экспортера.
Если данный коэффициент больше 1, то экспорт по данной   сделке эффективен, если Э эс меньше 1, то экспорт по данной сделке не эффективен. 
 
 
 
 
 
 

             2. Организация экспортной деятельности ОАО               «Белгородский цемент»
2.1.Анализ результатов хозяйственной деятельности ОАО «Белгородский цемент»
       Открытое акционерное общество «Белгородский цемент» (ОАО «Белгородский цемент»)  является  крупнейшим  производителем  высокомарочных цементов в России, мощность которого 2 млн. 400 тыс.  тонн цемента в год. Предприятие входит  в число  крупнейших производителей  цемента  в Российской Федерации.
     Предприятие было создано  в 1949 году, в процессе приватизации  в 1991 году  преобразовано в закрытое  акционерное общество, в 2004 году  «Белгородский цемент» преобразован в открытое акционерное общество.
       Открытое акционерное общество «Белгородский цемент» (ОАО «Белгородский цемент») является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства  РФ, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в  учреждениях банков, печать с полным наименованием и действует на принципах хозяйственного расчета. Юридический и почтовый адрес ОАО «Белгородский цемент» г. Белгород,    ул.  Славы, пл. Цемзавода.
      Уставной капитал ОАО «Белгородский цемент» состоит из номинальной стоимости обыкновенных именных акций предприятия, приобретённых акционерами, который определяет минимальный размер имущества, гарантирует интересы его кредиторов. Размер  уставного капитала составляет 169000 рублей,  номинальная стоимость  1 акции  17,1 копеек. Акции ОАО «Белгородский цемент» обращаются на рынке ценных бумаг.
      Высшим органом управления ОАО «Белгородский цемент» является общее собрание акционеров. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. Выборы Наблюдательного совета осуществляются Общим собранием акционеров.
     Организационная структура   ОАО «Белгородский цемент» представлена в приложении 1.
     Организационная структура ОАО построена по линейно-функциональному принципу. Вопросами внешнеэкономической деятельности непосредственно занимается управление сопровождения продаж.
      Деятельность ОАО «Белгородский цемент» заключается в насыщении потребительского рынка  продукцией собственного производства и реализации ее российским и зарубежным  потребителям и частным лицам. Основными видами деятельности ОАО «Белгородский цемент» являются:
   - разработка и производство промышленной продукции, товаров народного потребления;
   - переработка давальческого сырья;
   -  внешнеэкономическая деятельность;
   - создание собственной  торгово-сбытовой  сети, осуществление  торгово-   закупочной  деятельности;
   - оказание платных юридических услуг предприятиям и организациям различных форм собственности и физическим лицам;
   - закупка и поставка комплектного оборудования;
  - проведение технического и сервисного обслуживания поставляемых  технологий и оборудования;
   -   благотворительная деятельность;
      Все вышеперечисленные виды деятельности  осуществляются  в соответствии  с действующим законодательством  Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется  специальными  федеральными законами, ОАО «Белгородский цемент» может заниматься при получении лицензии на право занятием.
      По ассортименту выпускаемой продукции и технологическим особенностям предприятие  относится к массовым типом производства. В связи с технологическими особенностями производства основные цеха работают по трехсменному непрерывному графику.
      ОАО «Белгородский цемент» производит и отгружает строителям высококачественную продукцию:
   -  портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-ДО;
   - портландцемент, для производства асбоцементных изделий (ТУ 21-26-18-91);
   - портландцемент, соответствующий требованиям  Европейского EN – 197 шлакопортландцемент  (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400;
   - сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками (ГОСТ 10178-85): ПЦ500ДО-Н;
   - портландцемент для железобетонных  напорных и безнапорных  труб, железобетонных шпал, мостовых конструкций, стоек опор  высоковольтных линий  электропередач (ГОСТ 10178-85):ПЦ 500 ДО-Н.
   Низкое  содержание кремния (4-6%) обеспечивает  высокие пределы прочности при изгибе во все сроки твердения, выпускаемые марки цемента соответствуют первой группе эффективности по пропариванию. За счет  стабильности прочных показателей расход  цемента ОАО «Белгородский цемент» в бетонах по отношению к аналогичным цементам  других показателей  снижается на 8-13%.
   ОАО «Белгородский цемент» предлагает к продаже и на экспорт  любую  марку цемента,  по желанию покупателя может изготовить цемент необходимой марки и необходимыми  качественными характеристиками.
      Цементы исследуемого  предприятия  сертифицированы по стандарту EN – 197 шлакопортландцемент (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400 в лабораториях Организации контроля качества  Союза цементных заводов в Дюссельдорфе. Кроме того, сертификация цементов произведена в Канаде, США, Англии, Венгрии, Украине, Словакии, Эстонии, Израиле, Польше, Испании, Португалии, Финляндии.
      Продукция ОАО «Белгородский цемент» известна  строительным компаниям Европы, Азии, Африки, она завоевал  заслуженную репутацию у потребителей  и на внутреннем рынке. Белгородский цемент использовался при строительстве Асуанской плотины в Египте, мостов в Венгрии, Польше и Испании, Московского метрополитена, аэродромов и жилых домов в странах дальнего и ближнего зарубежья.
      Динамика изменения отдельных экономических  показателей  ОАО «Белгородский  цемент» за 2004-2006 гг. представлена в таблице.
                                                                                                             Таблица 1
Динамика изменения отдельных экономических показателей  ОАО «Белгородский цемент за 2004-2006гг. 

 
 
         Показатели
         годы          отклонения
 
 
         22004
 
 
         22005
 
 
         22006
Абсолютное +, -; Темп  роста %
         22005/          22004
         22006/          22005
         22005/          22004
         22006/          22005
Выручка от продажи товаров (работ, услуг, млн. руб.
 
        968,0
 
         1518,4
 
2300,5
         5550,4          7782,1          1156,9          1151,5
Себестоимость проданных товаров (работ,  услуг), млн. руб.  
         788,0
 
1398,8
 
2021,9
 
610,8
 
623,1
 
177,5
 
144,5
Прибыль от продаж, млн. руб.          1180,0          1119,6  
         278,6
         --60,4          1159,0          666,4          2232,9
Чистая  прибыль, млн. руб.          993,5  
58,4
         1165,8          --35,1          1107,4          662,5          2283,9
Рентабельность  продаж, %          78,5          88,7          910,2          00,2          11,5          1102,4          1117,2
Затраты на рубль реализован- ной продукции, коп.
 
         00,84
 
         00,88
 
         00,91
         0          00,04
 
 
0,03
         1          1104,8
         1          1103,4
Среднегодовая выработка на одного работника, тыс. руб.  
         3201,3
 
         2243,2
 
         3317,8
         4          441,9
 
 
74,6
         1          1120,8
         1          1130,7
Среднемесячная  заработная плата, руб.          49809          711420          817046  
         1611
         55626          1116,4          1149,3
Оборачиваемость оборотных средств, в днях  
187
 
204
 
192
         1 17
         --12                    1109,1          994,1
Коэффициент абсолютной ликвидности          11,07          11,11          11,05          00,04          --0,06          1103,7          994,6
Дебиторская задолженность, млн. руб.          886,2  
77,5
         1131,9                    --8,7          554,4          889,9          1170,2
Кредиторская  задолженность, млн. руб.          886,4           888,5          994,8          22,1          66,3          1102,4          1107,1
     
      За исследуемый период выручка от продажи продукции увеличилась более чем в 2 раза и составила 2300,5 млн. руб. (приложение 3,4,5)Такой скачек поступления денежных средств за реализованную продукцию  объясняется, ростом объемов производства, который значительно возрос после проведенной реконструкции в 2004 году помольного цеха и шламовых бассейнов, что позволило увеличить объемы производства и   обновить номенклатуру выпускаемой продукции – портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-ДО20, которая пользуется повышенным спросом на рынке сбыта.
    Себестоимость реализованной  продукции за этот же период возросла, но она не превышает допустимого значения затрат  на один рубль реализованной продукции в целом по ОАО. Нормативные затраты на производство продукции, подразделениям  ОАО «Белгородский цемент» доводятся  сметой расходов и оперативное вмешательство  в результаты работы  цехов и подразделений  на допущенный  перерасход по статьям относимым на себестоимость продукции, дают положительные результаты  финансово-хозяйственной деятельности ОАО, с каждого рубля произведенной продукции ОАО «Белгородский цемент» в 2006 году получил 9 копеек прибыли.
      Наибольший удельный вес в структуре затрат предприятия занимают материальные затраты (около 80,6 %), так как данное производство относится к энергоёмким и трудоёмким отраслям. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в стоимости товарной продукции составляет 31,9 %, на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды 25,9 %.
    Чистая прибыль ОАО «Белгородский цемент» (после уплаты налогов) находится в распоряжении предприятия и используется для формирования резервного фонда и выплате дивидендов. Данный показатель, свидетельствуют, что сумма финансовых ресурсов  находящихся в распоряжении предприятия, в 2006г. составила 165,8 млн. руб.  Рост финансовой мощи  предприятия свидетельствует   о динамичности его развития.
      Оценку эффективности управления ОАО «Белгородский цемент» дает показатель «рентабельность продаж»,  который  за исследуемый период увеличился на 20 % и составил 10,2 %, что говорит о грамотной коммерческой политике.
      Данные таблицы свидетельствуют о  росте производительности труда, так за период с 2004 по 2006гг. производительность труда выросла на 158,7 %. и составила 317,8 тыс. руб. Это свидетельствует о заинтересованности  работников в результатах своего труда, что в большей мере связано с материальным стимулированием,  рост средней заработной платы на  одного работника увеличился  на 73,8 %, если  в 2004г размер ее составил 9809 руб., то в 2006г – 17046 руб. Такое увеличение заработной платы обусловлено ростом производства и полученными доходами, что позволяет ежегодно проводить индексацию   заработной платы.
      Данные оборачиваемости оборотных средств ОАО «Белгородский цемент»    свидетельствуют, что предприятие работает на создание благополучия финансового состояния, денежные средства вложенные в производство продукции  работ и услуг возвращаются на ОАО  по истечении 6 месяцев (192дн.)
      Коэффициент текущей ликвидности  за исследуемый период равен 1,05, что соответствует нормативному значению, и обеспеченности ОАО «Белгородский цемент» оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности, своевременного  погашения  срочных обязательств  и персоналу по выплате заработной платы.
      Размеры дебиторской и кредиторской задолженности ОАО свидетельствуют, что долги и авансы покупателей  и  поставщиков за продукцию, работы и услуги до 2005 года числись в равных размерах и не влияли на финансовое  состояние. Так, в 2004году дебиторская задолженность составила 86,2 млн. руб.,  кредиторская задолженность 86,4 млн. руб. (приложение 4). В 2005 году кредиторская задолженность по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 2,4 млн. руб., но резко возросла  с размерами дебиторской задолженности на 10 млн. руб. (приложение 4). А в 2006 году соотношение задолженности поменялось  дебиторская задолженность  составила 131,9 млн. руб.  кредиторская  задолженность 94,8 млн. руб. (приложение 3). Данные показатели  свидетельствуют, что ОАО «Белгородский цемент» предоставляя своим покупателям товарные кредиты отвлекает из оборота   на длительное время собственные средства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.