На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ 

                                                     

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему: «Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения» 
 
 
 

Выполнила:
                                                         Козлова Дарья евгеньевна,
 студентка  2 курса
специальности Организация работы с молодежью
группы  №1
                                                                                              
Научный руководитель:
д.с.н.,проф., Танатова Дина Кабдулиновна
                                                                                                                              Рецензент:
д.с.н  Лескова И.В. 
 

Москва 2010 год.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5
1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7
1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10
1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17
Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18
2.1  Определение  причин девиации различными учеными……………….18-19
2.2 Основные  причины и факторы девиантного  поведения………………20-28
2.3 Особенности  переоценки ценностей в молодежной  среде современного российского общества……………………………………………………….29-31
Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32
3.1. Аддикция  и аддиктивные формы отклоняющегося  поведения………32-36
3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43
Заключение…………………………………………………………………...44-45
Список  использованной литературы……………………………………….46-48
Приложения…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В недалеком прошлом  термин "отклонение" был связан в нашем сознании только с криминальными  явлениями- преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, так как они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация? Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
      Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно подразумевает любые  поступки или действия, не соответствующие  писаным или неписаным нормам.
      Объяснить причины, условия и факторы, объясняющие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.
      Социальная  норма – это необходимый и  относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
      Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни  большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
      Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.
      Согласно  цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
      1. Отразить проблему девиантного  поведения. Рассмотреть девиантное  поведение в историческом аспекте.  Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения. 
      2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.
      Для достижения цели данного исследования была сформулирована следующая гипотеза:
      На  формирование девиантного поведения  влияют личностные черты молодежи, которые сформировались под влиянием неблагоприятных семейных отношений, окружающей действительности и ложных стереотипов, сложившихся и устоявшихся в молодежной среде.
          Данная  курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе рассмотрена проблема девиантного поведения. Дана характеристика понятию «девиантность», определены структура, типы и причины девиантного поведения.  Во второй главе выявлены причины и основные факторы девиаций. В третьей главе проанализированы социокультурные девиации и способы профилактики девиантного поведения в молодежной среде. 
     

          Глава 1. Понятие девиантного  поведения.
      Понятие девиации
      В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес  к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.
      Изучение  отклонений в поведении имеет  свою историю. Еще Платон, пытаясь  объяснить разнообразие в поведении  людей.
      К  сожалению, не существует такого счастливого  общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "отклонение" означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут  принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и  т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные  формы человеческой жизнедеятельности  и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального "зла" всегда привлекали интерес  ученых. Один индивид  может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и  в личностной организации.
      У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский  ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель  французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как "состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились". Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое "идет вразрез с институционализированными ожиданиями", а англичанин Д.Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что "социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус", то есть только субъективное обозначение, "ярлык", а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
      Более широкую  трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: "Под  отклоняющимся  поведением следует  понимать действия, не соответствующие  заданным обществом нормам и типам", то есть речь идет о нарушении  любых  социальных норм. Отклонения могут  происходить в сфере индивидуального  поведения, они представляют собой  поступки конкретных людей, запрещаемые  общественными нормами. Вместе с  тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие  отклонения определяются как групповые.
      Как пишет профессор  социологии Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается  определению, что связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий. Девиация ведет за собой  изоляцию, лечение, исправление или  другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:  

      а)человека, которому свойственно определенное поведение;
      б)норму  или  ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
      в)другую группу или  организацию, реагирующую  на данное поведение. 
      Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio уклонение) поведением понимаются:
      1. Поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
      2. Социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
      В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом  общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом  социологии и социальной психологии.  
 
 
 
 
 
 

      
      Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением
 
      Исходным  для  понимания отклонений служит понятие "норма".
      В теории организации  сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание  нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения  системы). Для физических и биологических  систем - это допустимые пределы структурных и  функциональных изменений, при которых  обеспечивается сохранность объекта  и не возникает препятствий для  его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные  закономерности сохранения и изменения  системы.
      Социальная  норма  определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного классово- ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее.
      Вот почему отклонения могут иметь для  общества различные  значения. Позитивные служат средством  прогрессивного развития системы, повышения  уровня ее организованности, преодоления  устаревших, консервативных или реакционных  стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют  систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
      Границы между  позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и  пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников). 
      В современной  отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция  Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия, в конечном счете, осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих "причинный комплекс" девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими, прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.
      На  уровне индивидуального  поведения  наиболее общей причиной девиации служит "социальная неустроенность" как  результат несоответствия объективных  свойств индивида, включая его  задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции  в системе общественных отношений. Позиция может быть "ниже" (философ-истопник) или "выше" (посредственность в  директорском кресле) своих объективных  возможностей; индивид может оказаться  вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).
      Каждая  из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих  общественных отношений. В то же время  их авторов  объединяет стремление найти  единый источник причинности для  различных форм девиаций.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
      Основные  формы девиантного  поведения
 
      К основным формам девиантного поведения  в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
         Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.
         По мере изучения проблем преступности  все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, то есть разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые «преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается открытой проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.
         Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в некоторых индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
            Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
         Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX и ХХI в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.
         Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
         Изучение различных аспектов  потребления алкоголя и его  последствий представляет большую  сложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
         Показатель уровня потребления  алкоголя имеет смысл только  в сочетании с данными о  структуре потребления. Следует  учитывать и еще целый ряд  характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально - демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.
         В истории борьбы общества  с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
         История борьбы с алкоголизмом  знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели; потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.
         Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke — «оцепенение» и mania  — «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.
         Точное количество лиц, злоупотребляющих  наркотиками в нашей стране, определить  вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля, но по некоторым оценкам в 1998 г. их число могло составить от 2 до 4% всего населения России. Сегодня подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1-(на Западе - 2:1). Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания – это, прежде всего, молодежная проблема. Тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает.
         Суицид. Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.
         В разные эпохи и в разных  культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии, обычай сати, или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
         Мировой опыт исследования самоубийств  выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.
         Отмечено, что вероятность проявления  этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети! Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и полюсах общественной иерархии.
         К 80-м. годам СССР по частоте  самоубийств превзошел некоторые  из европейских стран (30 на 100тыс.  населения), затем наблюдалось снижение  числа самоубийств до 19 на 100тыс.  населения (в 1989 г.). Однако глубокий социально-экономический кризис, в котором находился СССР(1990-1991), вызвал новую волну самоубийств.
      Исследование  суицидного поведения на территории России (бывшего СССР) выявляет целый  ряд особенностей. Все бывшие республики Советского Союза можно условно разделить на две группы: первая — республики Европейской части бывшего СССР, Россия, Грузия, в них уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского, и составляет около 70%; вторая — республики Средней Азии, Закавказья (кроме Грузии), Казахстан; здесь уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности, в среднем в 2 раза. Первое соотношение можно назвать европейским, а второе — азиатским типом распространения самоубийств. Азиатский тип распространения самоубийств, объясняется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, большим количеством многодетных семей, урбанизацией; европейский — неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидируют малые и средние.
         Наконец, несомненна связь суицидного  поведения с другими формами социальных отклонений, например, с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Причины отклоняющегося поведения.
      2.1  Определение причин  девиации различными  учеными
      В социологии девиантного  поведения  выделяются несколько  направлений, объясняющих причины  возникновения  отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе "Социальная структура и аномия"), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения ("инновация", "ритуализм", "ретретизм" и "мятеж"), в которых отвергаются или цели, или средства. Или то и другое вместе.
      Второе  направление  сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке  зрения, культурные образцы поведения  являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению  к господствующему в данном обществе типу культуры.
      Еще одно направление  в изучении причин девиации представляет австрийский  теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в  решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального  анализа Франкла представляет собой  сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы  развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.  

      Ощущение  огромным числом людей бессмысленности  той  жизни, которую им приходится вести  нередко без возможности  какого-либо реального выбора и невозможность  найти в ней позитивный смысл  из-за разрушения старых ценностей  и традиций, дискредитации "новых" и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Основные причины  и факторы девиантного поведения
      В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
      Уильям X. Шелдон  (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
      Опираясь  на исследование поведения двухсот  юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
      Теория  аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
      Первый  тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
      Второй  тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.
      Третий  тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.
      Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
      Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.
      Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.
      Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
      Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
      Для практики социально-педагогической работы важно  выявить причины девиантного  поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).
      Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.
      Существуют  общие причины девиантного поведения  для всех групп «риска»:
      Одной из общих, макросоциальных причин, детерминирующих  в настоящее время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.
      Вторым  актуальным источником девиантного  поведения как социального явления  служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, что для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Международный опыт свидетельствует, что социально приемлемым уровнем так называемого «децильного коэффициента» (разрыв в уровнях дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) является отношение 4-6 к 1. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
      Существенное  влияние на распространенность девиантного  поведения оказывает морально-этической  фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала», когда экономическая жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается и покупается, где торговля телом и даже жизнью (своей и чужой) считается рядовым событием. В этих обстоятельствах многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.
      Окружающая  среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
      Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
      Немаловажным  фактором усиления девиантного поведения  выступают правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.
      Ослабление  воздействия системы образования  на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму»  в различных сферах общественной жизни, слабая эффективность работы правоохранительных органов - все это способствует формированию у молодых людей установки на возможность решения своих жизненных проблем в «обход» закона, в том числе и преступными способами.
      Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
      К микросоциальным факторам обычно относят  три основные сферы жизнедеятельности  подростка и юноши: семью, школу  и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
      В сфере семейного воспитания неблагоприятным  фактором могут быть такие стили  воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в  первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
      Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует  молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
      Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений  о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
      Фактор  семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим источником исключительно неблагополучные семьи, характеризуемые неустойчивостью брака, разводами, дезорганизацией общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией одного или обоих родителей. Факты показывают, что и благополучные семьи являются «поставщиком» носителей девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в большей степени таят в себе возможность девиантных проявлений со стороны младших своих членов.
      Если  перейти  от семьи  к таким микросоциальным  факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что  недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются так называемые дидактогении (изменения в психике и поведении ученика под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной психологической грамотности и непроработанности личностных проблем учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников обычно причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу, что создает благоприятные условия для закрепления в их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный «авторитет», который насаждает в ней свое представление о нормах поведения.
      Обзор основных факторов девиантного поведения  будет неполным, если не сказать  о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
      На  этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения служит так называемая «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой им позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется повышенная девиантность маргинальных групп.
      К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:
      - потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);
      - потребность в риске;
      - наличие так называемых искусственных  потребностей (в алкоголе, наркотиках);
      - эмоциональная неустойчивость;
      - агрессивность;
      - наличие акцентуации характера  (к «группе риска» относят гипертимную,  истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуацию);
      - отклонение в психическом развитии;
      - неадекватная самооценка и др.
      Завершая  рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении  молодых людей, еще раз подчеркнем, что все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.
      При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.
      Все эти обстоятельства необходимо иметь  ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками,  алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Особенности переоценки  ценностей в молодежной  среде современного  российского общества
      Объяснение  природы девиантного поведения  социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.
      В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными  нормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться  в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, их отличает более  глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.
      В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.
      Зачастую  изменения в ценностной системе  провоцируют рост девиантных  ценностей (или «антиценностей»), которые в  стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют  возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.
      Многочисленные  социологические исследования в крупных городах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современной молодежи. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Молодежь ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современной молодежи зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое  порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам.  Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.
      Трансформация ценностей молодежи в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Социокультурные девиации современной российской молодежи в условиях переоценки ценностей
      3.1. Аддикция и аддиктивные  формы отклоняющегося  поведения
      Девиантное  поведение подразделяется на две  группы :
      Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
    Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
        Касательно темы настоящей работы  интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.  
           Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп «риска». Это, прежде всего: 
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д. 
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях. 
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

      В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддиктивное поведение.
      Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление  различными веществами, изменяющими психическое  состояние, включая  наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них  сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций". По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.  
      Общеизвестно, что особую опасность для молодых людей представляют наркотики и алкогольные напитки.

      Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
      1. Морфий и героин – алколоиды  опиума; 
2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты; 
3. Гашиш (анаша, план, марихуана); 
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной  
системы. 
5. Кокаин – алколоид растения кока.

      Наркомания  – это заболевание, которое выражается в физической или  психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. 
           Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это  
легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту  
смертности, и развитию целого «букета» соматических и  
психических заболеваний.  
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии  
«ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков  
становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства,  
грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с  
серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь  
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская  
зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. 
Одной из психологических субъективных причин наркомании является  
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:  
личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы,  
неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами  
в учебе или на работе, разочарование в людях. 
Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность  
наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские  
аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство –  
то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.               Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

      1. Удовлетворение любопытства относительно  действия наркотического вещества; 
2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой; 
3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим; 
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; 
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; 
6. Достижение чувства полного расслабления; 
7. Уход от чего-то гнетущего.

                   Питательной почвой для наркомании  является микросреда. Большое значение  играет семья, окружение. Появление  хотя бы одного наркомана в  студенческой аудитории, общежитии,  танцплощадке пагубно влияет  на окружающих. Первоначально наркотики дают  
как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги. 
Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации. 
            Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм. 
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 15 лет.

      Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме  пьющего человека. Влечение к спиртному  проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в  
подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка. 
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные  
факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.