На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Особенности понятий «технология» и «методика» их отличительные черты и взаимосвязь

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Название темы: Особенности понятий «технология» и «методика» их отличительные черты и взаимосвязь. 

Педагогика как  область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку  как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к  самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой  ученик как целостная личность? Какие  структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует  у него развивать?
Педагогика субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные  образовательные технологии в большей  или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.
С понятием технологии связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и  др. может быть еще технология ведения  избирательной компании. Совсем необязательно  со словом технология должны ассоциироваться преподаватели, урок, институт, лекция, так как привычно это понятие связывать с производством продукции. Действительно, “технология” происходит от греч. techne - искусство, мастерство, умение и ...логия - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.Такое толкование этому термину даёт большой энциклопедический словарь. Технология – термин производственный. Тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Так, экономический словарь дает следующую трактовку-«технология»— любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или услуг. В юридическом же объясняется так: Специальная информация, которая требуется для разработки, производства или применения оборудования. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи. Разнообразие применения этого термина связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности. В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология». Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг.) он развил это понятие.
Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. 

Естественно и  понятно желание преподавателей гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов учебно-воспитательного  процесса. В настоящее время в  литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания  для их систематизации; каждой из них  найти место, соотнести с понятиями  методика, дидактика. В качестве таких  оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и  учащихся, способ управления познавательной деятельности обучаемых, масштаб применения и т. п.
.
Так,например, Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др..
В настоящее  время все активнее проявляют себя две ведущие тенденции модернизации
Существуют множество  определений технологии обучения, в  которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.
    концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
    системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
    управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
    эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
    воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.
Можно ли традиционное обучение отнести к технологии? Оно, несомненно, обладает определенными  технологическими характеристиками, поскольку  осуществляется в рамках классно-урочной  системы, во многом напоминающей конвейерное  производство. Однако традиционное обучение отвечает не всем критериям технологичности. Оно может быть охарактеризовано концептуальностью, системностью. Три  других критерия технологически организованного  образовательного процесса – управляемость, эффективность и воспроизводимость - для традиционного обучения.
Необходимо развести понятия методика и технология обучения. Это сделать сложно, т.к. существует множество определений этих понятий, имеются значительные разночтения. Обратимся к авторитетным источникам. Словарь Ушакова дает следующее объяснение слову МЕТО?ДИКА, Это. Система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.  В Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. В словаре ожегова - 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему-н., практического выполнения чего-н. М. опытов Также встречаются следующие определения:“Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету”. “Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности”. Понятие “методика” выражает механизм использования комплекса методов, приемов, средств и условий обучения и воспитания учащихся. Ме?тод (от др.-греч. ??????? — путь) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Слово метод  появилось в английском языке в 1541 из французского и латыни. 

Если в методиках  прописывается деятельность учителя  на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.
Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (преподаватель вправе в большей  или меньшей степени следовать  советам методический пособий), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.
О технологии далеко не всегда корректно говорить “моя технология”, поскольку при этом проявляется претензия на универсальность, на научную обоснованность того, о  чем говориться, на то, что она  воспроизводима и может без купюр  принята другими
Практическим  воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз  – и учащихся.
Часто обсуждают  вопрос: “Какое понятие шире – технология или методика?”. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. В рамках той или иной технологии учитель  может использовать локальные авторские  методики, например выводу формулы, составления  таблицы и т. п. Другой пример имеет  противоположный смысл: педагог  строит учебный процесс по своей  авторской методике, однако, использует в ней технологические вставки.
При преподавании предметов культурологического  цикла можно пользоваться как  педагогическими технологиями, так  и их элементами. К традиционным технологиям, применяемым в преподавании предметов культурологического  цикла, относят лекционно-семинарско-зачетную систему обучения: сначала учебный  материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается  на семинарских, практических и лабораторных занятиях. И результаты усвоения проверяются  в форме зачетов. Основные методы усвоения знаний основываются на сообщении  готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к  общему; механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.
Развитие образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться только как  инновационный процесс. Организация  и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:
      банк педтехнологий, информационную базу концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
      критерии выбора педтехнологий. Отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
      механизмы включения педтехнологии в реальный процесс.
При использовании  педтехнологий в образовании  необходимо помнить, что они эффективны настолько, насколько с их помощью  решается конкретная учебная задача – научить чему-то, выработать навык  работы с чем-то.
 Любая человеческая  деятельность имеет как бы  два уровня: первый – технологический  («как это делается») и второй  – трудовой («как это сделать»  или «как я это буду делать»). Технология всегда разрабатывается,  проектируется заранее. Планирование  трудового процесса осуществляется  на основе технологии. Технология  объективна, она не зависит от  личных свойств человека, ее реализующего.
Научно обоснованная технология является промежуточным  звеном между определенной наукой и  соответствующим производством. Ясно, что законы физики нельзя непосредственно  использовать на производстве, минуя  их технологизацию. И технология обучения является как бы связующим звеном между теорией обучения и ее практической реализацией. Для того чтобы использовать теорию в учебном процессе, научные знания необходимо технологизировать, превратить в инструмент решения педагогических задач.
Вопрос о месте, которое занимают технологии в современной  педагогике, не является однозначно решенным. Представление о месте технологий зависит от того, какое значение вкладывается в это понятие.
Если рассматривать  технологию как часть науки, изучающую способы обучения, воспитания и образования, то можно представить ее место следующим образом: педагогическая теория – педагогическая технология – педагогическая практика. То есть педагогическая технология является как бы связующим звеном между теорией и практикой. Для того чтобы использовать теоретические положения в практике, их нужно технологизировать, расписать в виде деятельностных процедур.
Если рассматривать  технологию на уровне образовательного учреждения, то она будет охватывать весь процесс от постановки цели до диагностики результата. Другими словами, технология представляет собой часть педагогической системы школы (образовательного учреждения), совокупность способов решения педагогической задачи общего или профессионального образования.
Если рассматривать  технологию на уровне деятельности отдельного учителя,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.