На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Место и роль армии в политической жизни общества

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Место и роль армии  в политической жизни общества 

Армия - это прежде всего люди. Таково пятое ее свойство, зафиксированное в энгельсовском определении Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок, они не могут жить, «добру и злу внимая равнодушно». Военная форма, если в какой-то мере и нивелирует их взгляды, настроения и образ жизни, вовсе не останавливает работу ума и сердца. Военнослужащие наделены сознанием, они не могут быть индифферентными по отношению к социально-политическим процессам, развертывающимся в обществе. Более того, как специфическая социальная группа они имеют свои особые потребности, проявляют заботу об их удовлетворении. 

В силу этого армия - не пассивный объект политической жизни. Она не бездушный механизм, не педаль, нажатием на которую вызывается всегда один и тот же результат. Армия  активно включена в разветвленную  сеть политических отношений. 

Во-первых, по самому своему назначению, армия ориентирована  на внешний мир, внимательно следит за развитием военного дела и военно-политической обстановки в мире, стремясь не оказаться  в аутсайдерах. Генеральный штаб, службы психологической обороны, военная  разведка отслеживают и накапливают  огромный материал, опираясь на который  вырабатывают и предлагают правительству, обществу определенную линию поведения. В этой связи, например, начальник  Генерального штаба Великобритании говорил: «Решение о применении силы и, если оно будет принято, выбор подходящего момента для ее применения находится в компетенции политических лидеров. Моя роль в качестве военного советника состоит в том, чтобы создать рамки, в которых такие решения могут быть приняты, подготовить возможность выбора, составить планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и обеспечить, чтобы наши военные части достигли наивысшей степени эффективности». 

Во-вторых, Вооруженные  Силы, их институты, военнослужащие включены в разветвленную сеть разнообразных  отношений с федеральными, республиканскими и местными органами власти, а также  с правительствами независимых  государств традиционного и нового зарубежья. 
 

В-третьих, Вооруженные  Силы тесно взаимодействуют с  различного рода политическими и  общественными, культурными и научными объединениями граждан, средствами массовой информации и другими звеньями политической системы общества. Как  известно, армия составляет одну из сторон в системе безусловно политических военно-гражданских отношений. 

Таким образом, поставить  армию «вне политики» можно только на словах. Между тем в последнее  время в нашем обществе предметом  оживленного обсуждения стал вопрос о деполитизации армии. Свое решение существующих здесь проблем (действительных и надуманных) предлагают многие: и разные социальные силы, и политические движения. Практически все они рассматривают политическую сущность армии как качество, которое можно сохранять или отменять по своему усмотрению. Между тем, это - объективная данность. Она не зависит от желания и воли ни отдельных людей, ни их организаций, партий. 

Деполитизация есть процесс ослабления, преодоления, нейтрализации или ликвидации политических начал (политической сущности, политического характера, политической роли и т.д.) в тех или иных явлениях, процессах, в нашем случае - армии. Процесс деполитизации может быть результатом и объективных обстоятельств и субъективным требованием определенных социаль-ных групп, искренне или спекулятивно стремящихся к ослаблению политического содержания в тех или иных сферах жизни, общественных институтах или видах человеческой деятельности. Скажем, вполне понятна деполитизация профессиональной подготовки специалиста, например, горного дела; деполитизация уголовного права, снимающая с противоправного деяния ярлык политического преступления; деполитизация трудового коллектива, который не должен заботится о повышении политической сознательности своих членов. Но что собой представляет, чем должна быть деполитизация армии? От какой политики и как надлежит ее освобождать? 

Существование, вся  жизнедеятельность армии суть политика. Требование ее деполитизации теоретически несостоятельно: его реализация возможна только с формированием неполитического общества, в котором армия не нужна, или с созданием невоенизированных, демилитаризованных сил быстрого реагирования, которые не могут рассматриваться как армия. К тому же ни то, ни другое в обозримой исторической перспективе немыслимо. 

Само словосочетание «деполитизированная армия» так  же бессодержательно, как вечный двигатель, сухая вода или красная белизна. Армия, поскольку и пока она существует, ни на миг не может быть оторвана от политики, всегда и всюду выступает  как ее неотъемлемый атрибут. Вопрос в другом: какой политике служит армия, кому принадлежит политическое руководство ею, кто и как формирует политическую ответственность личного состава перед государством, народом. Политический характер армии, ее политическая роль в обществе могут коренным образом меняться, однако превращение ее в политически нейтральную силу абсолютно исключено. 

«Деполитизированная»  же армия становится непредсказуемой  силой, которая может оказаться  в руках различных, в том числе  и деструктивных, экстремистских кругов. Призывы к деполитизации армии на деле означают стремление освободить ее от одной политики в пользу другой. 

В чем практический смысл формулы «армия вне политики»? Ответить на этот вопрос достаточно легко, если брать экстремальную ситуацию, когда все связи предельно  обнажены и заострены, а их нарушение, тем более разрыв заявляет о себе самым различным, но всегда драматическим, а то и трагическим образом. Итак, попытаемся сформулировать конечные практические установки, логически вытекающие из принципа «армия вне политики». 

Для законодателя это  означает, что армия не должна, не может иметь собственной позиции, собственных интересов. Всякое заявление ею каких бы то ни было требований, а тем более разработка проектов и обсуждение текстов законодательных актов есть вмешательство в политику, а потому предосудительно. Но отстранение военных профессионалов от решения военных проблем грозит некомпетентностью принимаемых решений. 

Для органов и  должностных лиц исполнительной власти этот принцип выводит армию  из сферы их повседневной политической деятельности и внимания. Так формируется  позиция самоустранения власти от разработки и реализации военной политики, от руководства военным строительством. 

Для военачальника  стремление скрупулезно следовать  требованию «армия вне политики»  выразится в готовности либо выполнить  любой приказ, не вникая в его  политический смысл, либо наоборот, не выполнять никаких приказов, поскольку  они всегда имеют политические цели и последствия. Нетрудно понять, что  и то и другое чревато крайне негативными  последствиями. 

Рядового воина  или строевого офицера критикуемый  лозунг освобождает от обязанности  действовать в «горячих точках», где имеет место политическая борьба. Более того, он если не низводит на нет, то резко сужает границы воинского долга. Ясно ведь, что нельзя одновременно «принимать меры к предотвращению политизации воинских коллективов» и «доводить до военнослужащих официальную государственную точку зрения по коренным вопросам общественно-политической и экономической жизни, международной обстановки и военного строительства». 

Но, может быть, под  теоретически неудачным термином общественному  мнению, политическому и военному руководству страны предлагаются назревшие  и практически осуществимые шаги, способные стабилизировать обстановку в стране, наполнить реальным содержанием  провозглашенный курс на военную  реформу? Увы, и с этой точки зрения рассматриваемое требование во многом уязвимо, а потому вряд ли может быть безоговорочно принято. В самом  деле, давайте рассмотрим его конкретные практические рекомендации. Их несколько. 

Первая - исключить  в армии деятельность любых политических партий. Мировой опыт знает разные решения в отношении партийности  военнослужащих как частных лиц - от обязательного членства в правящей партии, до запрета на военную профессию  по партийно-политическим мотивам. Он же убедительно свидетельствует: в  условиях многопартийности армия –  совершенно не подходящая среда для  партийного строительства. В воинских коллективах не должно быть никаких партийных организаций. Но объективно необходимая и оправданная департизация армии не есть ее деполитизация. 

Другое требование «деполитизации» - упразднить политорганы и политическую работу в Вооруженных Силах. Здесь оказались совмещенными разные вещи. Политические органы как проводники линии правящей партии в армии и на флоте – это одно. В армии правового демократического государства их не должно быть. Совсем другое - работа по формированию у личного состава определенных представлений о воинском долге и готовности в любой обстановке выполнить его, неотъемлемой частью которой являются политическое информирование и моральная ориентация военнослужащих, по сплочению и мобилизации воинских коллективов на решение стоящих перед ними задач – политическая работа в точном смысле этого слова. 

Ни одна армия  мира, ни в далеком прошлом, ни сейчас не пренебрегала работой с людьми. Для ее организации и ведения  создаются специальные институты, профессионально занятые вопросами  воспитания личного состава, укрепления морального духа войск. Они могут  называться по-разному, различаться  по своим структурам, штатам, задачам  и способам их решения. Но в любом  случае речь идет о работе с людьми, их политической ориентации. Отрицание  необходимости такой работы и  таких институтов не выдерживает  критики. 

Еще одна цель - предотвратить  включение армии в качестве самостоятельной  политической силы в развертывающуюся в обществе политическую борьбу, ее контроль за деятельностью государственных и общественных структур, а также использование армии кем бы то ни было как силы в межпартийной борьбе. Исходным, основополагающим должен быть принцип, согласно которому совершенно недопустимы какие бы то ни было самостоятельные действия войск, то есть осуществляемые по их инициативе и по собственному плану, а равно втягивание регулярных войск в боевые действия противоборствующих группировок. 

Такая цель, бесспорно, демократична. Не должны армейские  подразделения строем, тем более  с оружием и боевой техникой участвовать  в политических митингах или навязывать обществу собственные порядки. Дело однако в том, что задача эта решается в результате не деполитизации, а политизации армии. Невозможность ее дискреционных действий, произвольного использования вооруженных сил обеспечивается четким и ясным законодательством, детально определяющим порядок и правила применения войск, в том числе в нестандартных ситуациях и чрезвычайной обстановке. Только так можно обеспечить жесткую интеграцию армии в политическую систему государства, поставить ее под контроль государства и гражданского общества и сделать совершенно невозможными какие бы то ни было самостоятельные действия войск, то есть осуществляемые по их инициативе и по собственному плану, а равно втягивание регулярных войск в боевые действия противоборствующих группировок. 

Между тем такая  опасность существует. В определенных условиях армия может приобретать  и гипертрофированный характер, когда  «выходит из казарм» для того, чтобы  диктовать свои условия гражданскому обществу. Это – дисфункциональные действия армии. Теоретически возможны разные позиции, когда ее возможности используются не по назначению. 

Первая - армия превращается в самодовлеющую силу, выходит  из подчинения правительству, совершает  военный переворот и берет  на себя функции управления страной. 

Вторая - армия попадает под влияние тех или иных социальных, национальных сил, либо политических течений  и используется ими для реализации собственных, своекорыстных целей. 

Третья - дискредитировавшее себя руководство страны, потеряв  моральное право и возможность  руководить, пытается обезопасить себя, «дисциплинировать» народ с помощью  армии. Армия, создаваемая для защиты народа, в этом случае превращается в его надсмотрщика. 

Четвертая - армия  используется для пресечения массовых общественных беспорядков, то есть выполняет  функции охраны, поддержания правопорядка в обществе. Частным случаем этого  является привлечение воинских подразделений, например, для обеспечения контроля за торговой реализацией продовольствия. 

Пятая - в условиях, когда военные городки и казармы  подвергаются блокаде и вооруженным  нападениям, армия вынуждена предпринимать  самостоятельные действия, чтобы  защитить безопасность военнослужащих, членов их семей, а равно системы  жизнеобеспечения войск, без чего Вооруженные  Силы не могут выполнять возложенные  на них задачи по защите Родины. 

Шестая - политическая нестабильность, когда руководители разных стран, тем более разные региональные или функциональные структуры власти одной страны принимают взаимоисключающие  решения или не принимают никаких  решений, ставит армию, ее соединения и  части перед необходимостью выбора, кому подчиняться и что делать. Так появляется опасность растаскивания  властных функций центра в военной  сфере. 

Седьмая - армия становится базой организации, комплектования и оснащения различных неконституционных  военных формирований. Это грозит «махноизацией» Вооруженных Сил, что чревато самыми серьезными последствиями. 

Опасность такого развития событий теоретически вполне допустима. Однако выводить ее из внутренних свойств  армии было бы ошибочно. Еще Н. Макиавелли говорил: «Тирана создает не свое войско, подчиненное своему же гражданину, а дурные законы и плохое управление; именно они навлекают на город  тиранию. При хорошем управлении бояться своего войска нечего». 

Во всех семи случаях, когда армия «выходит из казарм», будь то даже во имя самых гуманных целей, она занимается не своим делом. В результате этого возникает  и накапливается отчуждение между  армией и обществом, порою вырастающее  до их противостояния, что идет во вред и обществу и армии. Практические проблемы возникают в кризисных  ситуациях, когда в повестке дня  стоит выработка новых подходов, когда в обществе происходит переоценка ценностей, когда сложившееся статус-кво  не воспринимается общественным сознанием  как само собой разумеющаяся данность. 

Кстати сказать, в  рассуждениях о допустимости так называемой внутренней функции армии, о праве правительства применять войска против народа производится двойная подмена тезиса.
 Во-первых, никогда  не бывает так, чтобы весь  народ оказался по одну линию  раскола, а весь «не народ» - по другую. Нельзя забывать также,  что армия – это тоже часть  народа. Во-вторых, речь должна идти  не о том, допустимо ли привлекать  армию для развертывания военных  действий на территории собственной  страны, а о допустимости самих  этих действий. Ведь гражданскому  населению нет никакого дела  до того, войска какого ведомства  осуществляют операции против  него. 

По сути, провокационный характер имеют и рассуждения  «о неясности ответа на вопрос, с  кем будет армия, если возникнут  новые коллизии в обществе». Они  не только нагнетают страхи перед  грядущими потрясениями, но и подталкивают различные силы к борьбе за перетягивание армии на свою сторону. Что можно сказать в этой связи? 

Теоретически есть несколько вариантов действий армии: поддержать одну из противоборствующих сторон, выступить в качестве третей силы, занять нейтральную позицию  стороннего наблюдателя, расколовшись, укрепить своими силами обе противоборствующие стороны. Какой бы линии не придерживалась армия, это будет политическая позиция. При этом следует отдавать отчет  в том, что политическая роль армии  проявляется не только в ее действиях, но и в неучастии ее; нейтралитет  для армии имеет политическое содержание. Единственно законная стратегия  и тактика вооруженных сил - быть на стороне демократически избранных  высших органов государственной  власти. Сложность в том, что законность и легитимность в подобных ситуациях  не всегда совпадают. 

Не все бесспорно  и в оценке армии как гаранта  стабильности общества. Здесь, по крайней  мере, три позиции, которые должны быть специально проговорены. 

Позиция первая. Что  есть стабильность, к обеспечению  которой призывают армию? Тоталитаризм часто бывает достаточно устойчив. Имеет ли право народ выступить  против тирании, которая, как известно, всегда загораживается от него броней? И если такое выступление состоялось, например, в форме массовых, антиправительственных, но мирных действий, должна ли армия  выступать для их пресечения, как  в Новороссийске в 1962 г. или в  Тбилиси в апреле
1989 г.? 

Иными словами, когда  нестабильность в обществе связана  с конфронтацией власти и народа, как обеспечить стабильность: давлением  на власть («Армия, спаси народ!») или  дисциплинированием народа («Армия, не стреляй в народ!»)? Как видим, это логически тупиковая ситуация. Ее возникновение означает, что исходный тезис сформулирован не верно: армия - гарант стабильности не общества, а власти. 

Позиция вторая. Стабильность общества зиждется на гражданском согласии с существующим порядком принятия политических решений и необходимостью следования соответствующим образом принятым решениям, соблюдения законности. И  то и другое означает легитимность политической власти, которая освящается Конституцией и законодательством  страны. Следовательно, поддержание  стабильности предполагает сохранение конституционного строя и сложившегося правопорядка в стране. Однако Конституцию  надо уважать не потому, что она  хорошая, а потому что она действующая. И совсем нетрудно представить ситуацию, когда политическая динамика поставит в повестку дня вопрос об изменении, а то и замене Конституции. Должна ли армия (а если должна, то на каком этапе и в каких формах) пресекать чью бы то ни было активность в этом направлении? И вновь ситуация, разумного выхода из которой нет. 

Позиция третья. По решению  законного правительства армия  может и должна применяться для  пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия на Государственной границе  или в пределах территории Российской Федерации, угрожающих ее жизненно важным интересам. Не станем выяснять рамки, очерчивающие такие интересы. Но если дело дошло  до военных действий в интересах  восстановления правопорядка в государстве, защиты его национального единства или территориальной целостности, приходится признать, что армия не является гарантом стабильности: она  допустила ее нарушение. 

А события августа 1991 г., октября 1993 г., военные действия в Чечне свидетельствуют, что  активное включение армии в политику отнюдь не снимает внутреннюю напряженность. Они показывают, что критерии оценки ситуации и роли армии далеко не очевидны. В этой связи принципиальное значение имеет разработка основополагающих принципов военного строительства  и строгое следование им в практической деятельности военно-политического  руководства, всех командиров и начальников. 

Мировая практика выработала различные механизмы, обеспечивающие политическую стабильность армии, ее верность своему правительству. К ним, в частности, относятся: конституционные и законодательные  акты, определяющие статус и правовые основы деятельности армии, военнослужащих; подчиненность армии законодательным  и исполнительным органам государственной  власти; парламентский и общественный контроль за ее деятельностью; отбор и подготовка офицерских кадров; политическое воспитание личного состава; транспарантность армии для общества и др. Правда, эти традиционные механизмы не всегда срабатывают, что лишь подчеркивает необходимость поиска новых, более действенных рычагов политического контроля над армией.
Другой источникАрмия и политика 

В.А. Дубровский 

Саратовский государственный  университет, кафедра политических наук  

В настоящее время  проблемы взаимоотношения армии  и политики являются едва ли не самым  популярным направлением в военной  и политической науке. Это подтверждается непрекращающимися многочисленными  дискуссиями ученых-обществоведов, военных и политических деятелей по данной проблематике. Все они  без исключения отмечают, что в  силу различных субъективных и объективных  причин эти взаимоотношения не всегда выстраивались и развивались  в одном векторном направлении. 

История знает немало примеров, когда интересы армии и  государства расходились, и тогда  эти отношения вступали в противоречие и даже конфронтацию, ввергая общество в кризисное состояние, а государство  лишалось стабильности и даже суверенитета. Образцом этого может служить  Римская империя, где армия, нередко  недовольная своим положением, свергала диктаторов, консулов и даже императоров, расчищая дорогу новым Цезарям, Калигулам  и Помпеям. 

Неизмеримо возросла взаимосвязь армии и политики в ХVII–ХIХ веках – в эпоху формирования национальных государств. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия, где гвардия играла ключевую роль в престолонаследии. Именно благодаря военным стало возможным правление Петра I и императрицы Елизаветы Петровны, Екатерины Великой и Александра I. Военные деспотии были характерным явлением для большинства античных государств, феодальных монархий Европы и империй Востока. 

Об огромном влиянии  армии на политическую жизнь общества в свое время указывали Н. Макиавелли, Петр I, А. Жомини, Ф. Энгельс, К. Клаузевец, К. Маркс, В. Ленин, М. Фрунзе и другие политики и военные1. 

Проблемы взаимоотношений  армии и политики в современную  эпоху волновали умы видных ученых, военных, политических деятелей: Ш. де Голль, Г. Мольтке, Ч. Москос, А. Свечин, С. Тюшкевич, В. Серебренников, М. Гареева, А. Кокошин, Х. Ортега-и-Гассет и др.2 Все они как в прошлом, так и в настоящем отмечали, что армия в многовековой истории человечества всегда являлась постоянным, непременным и активным участником политической жизни, выступала основной опорой и силой государства в реализации его внутренней и внешней политики. Кроме того, как в свое время отмечал К. Маркс, армия не только оказывала поддержку тем или иным политическим силам в борьбе за власть, но и сама неоднократно брала ее в свои руки, определяя иногда на долгие годы судьбы народов и государств3. 

Еще более возросла роль армии в жизни государств в условиях развития капитализма  и его высшей стадии – империализма. Она все чаще стала выступать  в качестве ударной силы империалистических государств в международных отношениях. В частности, милитаристские круги  Германии, Австро-Венгрии и других государств сначала ввергли народы в пучину Первой мировой войны, а затем реваншистские силы во главе с Германией развязали самую кровопролитную и разрушительную агрессию против народов Европы и СССР. Разгром агрессивных сил германского империализма и японского милитаризма во Второй мировой войне государствами антигитлеровской коалиции коренным образом изменил облик планеты. Это нашло свое выражение в победе народно-демократических революций в ряде восточно-европейских стран и Азии, в росте национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, что в конечном счете повлияло на расстановку политических сил в мире и привело к расколу мира на две противоположные общественно-политические системы. 

Эти процессы вызвали  всплеск милитаристских и реваншистских  настроений у военных и политиков  Западной Европы и США и, как следствие, привели к военному противостоянию, развязыванию гонки вооружений, переросшую в итоге в «холодную войну» между капитализмом и социализмом. 

В эти годы в странах  Западной Европы и США вновь стала  слышна милитаристская риторика политиков  и военных, которые, как и прежде, стремились с позиции силы определять характер международной политики. 

Активность военных  в Западной Европе и США не была исключением. Ей вторили и политические лидеры социалистического лагеря и  в первую очередь Советского Союза  и Китая. Первую скрипку играли военные  в молодых независимых государствах, которые выступали ключевыми  звеньями национально-освободительных  движений, оказываясь в большинстве  своем единственно сплоченной силой, способной осуществить или поддержать революционно-демократические преобразования. 

В начале третьего тысячелетия  взаимосвязь армии и политики обрела качественно иное состояние. 

Ушли в прошлое  времена, когда военная верхушка практически единолично могла решать проблемы власти: в государстве, определять или изменять его внутреннюю политику, выбирать стратегию общественного  развития, влиять на характер и содержание межгосударственных отношений. 

На смену военным  к власти во многих государствах пришли гражданские лидеры, а армия из активного средства политики превратилась в ее объект, и военным в новых  условиях отводилась роль исполнителей политической воли господствующих в  обществе социальных групп. Время наложило отпечаток и на саму армию. Во-первых, она перестала быть кастовой группировкой, превратилась в серьезную общественно-политическую силу. Во-вторых, армия сегодня –  это многочисленный, активный, сплоченный и дисциплинированный коллектив. В-третьих, вооруженные силы, и в первую очередь  их командный состав, в настоящее  время представляют собой значительный интеллектуальный потенциал, который  при определенных условиях может  оказывать существенное влияние  на общественную и политическую жизнь  современного государства. 

Прекрасно это понимая, государственные деятели, представители  политических партий и организаций  постоянно «заигрывают» с военной  элитой, стремясь заручиться ее поддержкой, преследуя при этом свои определенные корпоративные цели. В свою очередь  высший командный состав, или так  называемая военная элита, превратился  в мощную лоббистскую корпоративную  группировку, которая оказывает  сильнейшее влияние на политическую власть по таким важным для себя вопросам, как военный бюджет, военные  заказы и выделение других ресурсов на содержание армии и поддержку  ВПК. Ведущую роль в этих процессах  играют отставные военные, многие из которых становятся депутатами законодательных  органов власти, членами правительств, входя в составы советов директоров крупных компаний и различных  фондов, оказывают воздействия на национальные правительства и международные  военно-политические структуры. Примером этого может служить деятельность бывших военных в США, странах Западной Европы и других стран, в том числе и Российской Федерации, где высшие офицеры армии и других силовых структур после завершения военной службы по протекции политического руководства оказываются в креслах министров, губернаторов, представителей президента в федеральных округах и других властных и бизнес-структурах, что предоставляет им широкие возможности влиять на принятие управленческих решений в интересах военных, ВПК и финансово-промышленных групп, связанных с армией. 

Хорошо известно, что армия – самая организованная мобильная и мощная сила, обладаю
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.