На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития правового государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. 

      Понятие правового государства.
 
     В истории существует множество  идей о совместимости государства  и права. Правовое государство  – продукт современности. Хотя, с точки зрения некоторых юристов  и правоведов, этот феномен уходит корнями еще в древность. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые считали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотчуждаемыми правами.    Взаимоотношения личности и государственной власти в правовом государстве иные, нежели в абсолютистском, так как для правового государства характерно ограничение государственной власти правом и законом.
     Концепция правового государства  у И. Канта заключается в следующем: источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; человек понимает свою ответственность перед обществом и становится моральной личностью. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом», - говорил Кант. Другие тезисы его концепции: правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
     Монтескье считал, что форма правления  и форма государственного устройства  определяют собой содержание  законодательства, исходят из того, что к «правильной» форме государства  относится демократия, при которой верховная власть принадлежит народу, воля которого выражается в основных законах1.
     Идея правового государства, сложившаяся  в политико-правовой доктрине  ХVIII-ХХ вв., включает разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, установление реальных гарантий прав и свобод личности.
     Для того чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно  набора хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его»2.
     В основе правового государства,  во-первых, должна лежать правовая экономика, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства.
     Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.
     Правовое государство - это демократическое  государство, где обеспечивается  господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
     Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей)1.
     Это предполагает высокий уровень  правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы.  

      Признаки  правового государства.
 
     Несмотря на огромное количество  точек зрения относительно признаков  правового государства, ученые-правоведы  склоняются  к следующему набору  характеристик правового государства, который наиболее полно отражает сущность данного понятия:
    верховенство закона во всех сферах жизни общества;
    деятельность органов правового государства основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
    взаимная ответственность личности и государства;
    реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
    политический и идеологический плюрализм, заключающийся в: свободном функционировании различных партий, организаций и объединений, действующих в рамках конституции; наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;
    стабильность законности и правопорядка в обществе1.
     Вместе с тем, правовое государство,  как и всякое государство, обладает  общими чертами, которые сводятся к следующему:
- ему  присуща государственная власть  как средство проведения внутренней  и внешней политики;
- оно  представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом  базисе общества;
- располагает  специальным государственным механизмом;
- обладает  определенной административно-территориальной  организацией на своей территории;
- существует  благодаря налогам и другим  сборам;
    обладает государственным суверенитетом.
     Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к его основным принципам. 

      Основные  принципы правового  государства.
 
     Существует множество подходов  к определению принципов правового  государства. Выбор одного из них – достаточно трудная задача.
     Наиболее конструктивная и полная  характеристика данных принципов  принадлежит М. Н. Марченко:
    верховенство закона;
    гарантированность прав и свобод граждан, реальное обеспечение этих прав и свобод, поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства;
    реализация принципа разделения властей;
    поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности1.
     Ко всему вышеперечисленному  необходимо добавить также:
    принцип разрешения споров в судебном порядке;2
    принцип верховенства и прямого действия конституционного закона3.
     Остановимся на каждом из них  более подробно.
Принцип законности.
     Принцип законности включает  в себя ряд требований, предъявляемых  к государству, его органам, организациям, юридическим лицам, общественным объединениям, государственным служащим, должностным лицам и гражданам:
- единообразное  понимание, применение и исполнение  законов
и подзаконных  актов всеми, везде и всегда;
    недопустимость подмены законопредписаний;
    неотвратимость юридической ответственности за любое отступление от законопредписаний;
    непозволительность несоблюдения презумпции невиновности лица;
    неразрывность связи  между законностью, демократическими преобразованиями и гласностью о состоянии, содержании, направленности первых двух составляющих правовое демократическое государство1.
Верховенство  и прямое действие конституционного закона. Возвышение суда.
     Конституция имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применение  на всей территории.
     Частная жизнь, альтернативная  гражданская служба, свобода передвижений, выбор места жительства, достоинство личности, равенство перед законом и судом и многие другие жизнеобеспечивающие блага – всё это предмет непосредственного, прямого действия Конституции. Исключения из прямого действия Конституции имеются, но они устанавливаются самой Конституцией, которая указывает на конституционный федеральный закон или федеральный закон, который должен развивать её положения, конкретизировав их.
    Нормы права вообще и возможность их применения имеют большую социальную ценность. Нормативность, т. е. упорядоченность, устойчивость общественной жизни, переводит любое общество в русло нормального цивилизованного существования. Нормативность Конституции и её непосредственное воздействие на жизнедеятельность – дальнейший этап в цивилизационном развитии общества на началах конституционализма2.
Гарантированность прав и свобод граждан. Взаимная ответственность гражданина и государства.
     Характеристики правовой государственности даются в Конституции по преимуществу с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания, защиты и гарантий. Такой подход опирается на представление о правах и свободах человека и гражданина как самом важном и, в конечном счете, единственном настоящем критерии наличия или отсутствия права вообще, критерии правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государственных властей и т. д1.
     Принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей означает, что никто не должен лишаться прав и свобод и уклоняться от несения обязанностей, если это право не предусмотрено законом.
Реализация  принципа разделения властей.
     Суть теории разделения властей в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим.
     Стремясь предотвратить узурпацию  власти одним лицом или группой лиц, Дж. Локк разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия её отдельных частей. Приоритет остаётся за законодательной властью. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти не пассивны по отношению к ней и оказывают на неё активное воздействие. Обязательным условием нормального функционирования властей Локк рассматривал законность. Он допускал возможность применения народом силы против «несправедливой и незаконной силы». Суверенитет народа ставится выше суверенитета государства.
Создание  и поддержание  в обществе режима демократии, законности и конституционности.
     В правовом государстве должны  предотвращаться попытки узурпации  власти, сосредоточения её в одних  или нескольких руках.
     Наряду с этим в правовом  государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
     Правовым считается то государство,  которое опирается на гражданское  общество, способное реально противодействовать  государству, его органам или  высшим должностным лицам, если  они не считаются с действующими  обыкновенными законами или с Конституцией. Отсутствие реальных рычагов воздействия общества на государство для предотвращения узурпации власти со стороны его органов или высших должностных лиц сводит правовое
государство на нет, делает его призрачным1.
     Е. А. Лукашева так пишет о взаимодействии гражданского общества и государства: «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству), демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственным (идеи равенства и справедливости), ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов).
     Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права».
     Подводя итог всему вышеизложенному,  можно сделать вывод о том,  что суть идеи правового государства  - в господстве права в общественной  и политической жизни, наличии  суверенной правовой власти. С  помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА. 

2.1. Условия и пути  формирования правового государства. 

     Верховенство легитимного закона  складывается тогда, когда тому
способствуют  экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом.
     Другим немаловажным условием  существования правового государства  является достижение высокого  уровня политического и правового  сознания людей, выработка у  них необходимой для активного  участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется
выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции  для сознательного участия их в управлении государственными и  общественными делами, утверждение  принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства, развитие системы
самоуправления  народа в центре и на местах, последовательное расширение и углубление в сфере  экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии1.
     Под правовой культурой принято  понимать совокупность знаний,
правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убеждённость, стремление, желание действовать так, как того требуют законы и подзаконные акты. Из данного определения видно, что держателем правовой культуры, культурным, с
позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает  законодательство, умеет им воспользоваться  не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории: законопослушных и правонарушителей.
     Ю. М. Новолодский предлагает  проведение кропотливой работы  по
формированию  общегосударственной программы  правового обучения населения и  становление основ правовой культуры. Важнейшим звеном такой программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение граждан, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их
мировоззрения1.
     Важными условиями и предпосылками  формирования правового государства  является также создание внутренне  единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия  в правовой системе, возникающая  время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.
     Существенное значение имеет  формирование авторитетной и  независимой судебной власти  – мощной защитницы конституционализма, конституционной законности и правопорядка в стране. Независимая судебная власть должна укрепить правовой профиль государственности, значительно облегчить нагрузки двух первых властей, понизить напряжённость в их взаимоотношениях, усилить момент их согласованного взаимодействия».
     Одним из существенных условий  формирования и функционирования  правового государства является  наличие в стране гражданского  общества. В отечественной и зарубежной  литературе существует довольно  много не совпадающих друг  с другом представлений о понятии гражданского общества и о характере его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и
«конкурирующих  между собой взглядов, интересов  и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и
неправовыми правилами и обычаями.
     Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства1.
     Гражданское общество рассматривается  не только как гарант
последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как
важнейшее условие, гарант существования и  развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет  своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.
     Наряду с выявлением условий  формирования правового государства,  необходимо обозначить пути данного  процесса, при следовании которым  правовое государство станет  реалией2:
- добиться  такого состояния общества, при  котором соблюдение закона было  бы выгоднее, чем его нарушение,  что предполагает высокий уровень  политического и правового сознания  людей, политической культуры  личности и общества, понимание  необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
- превращение  его правоохранительных органов  в рабочий механизм, активно содействующий  становлению правопорядка;
- децентрализация  управления, разграничение функций  центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенции последних;
- необходимо  сформировать экономическую основу  общества, которой являются производственные  отношения, основанные на многообразии  форм собственности, свободе предпринимательства.  Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
- поддерживать  режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращать попытки узурпации власти;
- создать  гражданское общество, т. е. систему  отношений между людьми, обеспечивающую  удовлетворение их неотъемлемых  прав и интересов на основе  самоуправления и свободы. Лишь  «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.
    также необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
 
2.2. Соотношение правового  государства и  гражданского общества. 

     Вопрос о взаимоотношении гражданского общества и государства носит дискуссионный характер. Эта дискуссия имеет давнюю историю, которая продолжается и по сей день.
     С начала XIX века наблюдаются две  противоположные линии по обоснованию  парадигмы: гражданское общество - государство.
Одна  линия опирается на германскую культурную традицию (Гегель). Только государство (как абсолютный дух и универсальная  политическая общность) способно достичь  общий интерес. Маркс предложил  решить проблему, сняв различия между  гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.
     Другая линия центр тяжести  переносит на свободу, ставя  ее превыше всех ценностей,  на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д.
     А. Арато предложил вместо дихотомического  противопоставления государства  и гражданского общества модель, состоящую из трех частей: гражданское  общество, политическое общество  и общество экономическое1.
     Сформулировать положения, на  которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, неплохо удалось и З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает, что:
1. Нет  однозначной зависимости между  существованием государства и  наличием или отсутствием гражданских  начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные, подчас и несвойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию.
2. Именно  государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам.
3. От  государства гражданское общество  вправе требовать защиты жизни,  здоровья, безопасности его граждан.
4. На  государство ложится обязанность  осуществления социальных программ, могущих смягчать противоречия  между достатком одних и нищетой  других.
5. Государством, его внешней политикой и оборонной  мощью могут быть обеспечены само существование данного сообщества, его материальное и духовное сближение с другими народами2.
     Но существует и обратная связь:  общество должно заботиться о  силе и авторитете своего государства.  Как справедливо подмечено, когда,  с одной стороны, расширилось пространство самоопределения для социальных субъектов, когда поощряются личная инициатива, смелость и предприимчивость в хозяйственной деятельности, а с другой стороны, фактически снимаются все моральные и культурные ограничения с эгоистических побуждений и интересов индивида и групп, нельзя не поставить проблему защиты государства от граждан, от разрушительного экспансизма каких-либо институтов или структур гражданского общества. В этой связи весьма значимой становится проблема правового ограничения прав и свобод индивидов. Справедливо утверждение о том, что только ограниченное и содержащее пределы своей свободы право отвечает своему первоначальному предназначению. И если право - инструмент защиты личности от произвола государственной власти, то ограничение прав и свобод предназначено для защиты общества, государства от произвола правопользователя. Ограничение прав является
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.