На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уровень жизни населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                  СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Уровень качества жизни как основа благосостояния населения……………….6
      1.1 Уровень жизни населения и его составляющие…………………………..6  
      1.2 Качество жизни и его оценка…………………………………………….12 

 2. Показатели уровня и качества жизни в современных
     условиях в Республике Беларусь………………………………………………15
       2.1  Уровень жизни и денежные доходы населения…………………………15
       2.2  Социальная составляющая уровня и качества жизни…………………..20
      
3 Основные направления повышения уровня и качества жизни
     в Республике Беларусь…………………………………………………………24 

Заключение……………………………………………………………….………..30
Список использованных источников…………………………………….………32
Приложения……………………………………………………………………..…34 
 
 
 
 
 

                                                             

                                             
                                            
РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа содержит 34 страницы машинописного текста, 2 таблицы, 2 рисунка, библиографический список из 15 источников и 4 приложения. 

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ,   БЕДНОСТЬ, ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД, ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, ПОТРЕБНОСТЬ. 

    Объектом  и предметом исследования в курсовой работе является уровень жизни населения.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть сущности уровня жизни, его показателей, факторов роста и выявление основных направлений повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
    В работе дается характеристика понятию «уровень жизни», его показателей, определяются факторы, способствующие повышению благосостояния населения, рассматривается понятие «качества жизни» и дается его оценка, уделяется внимание повышению уровня жизни и особенностям политики социальной защиты. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

                    _______________________
                    (подпись студента) 

                                
                                          
DAS REFERAT 

Die Kursarbeit enthalt aus 34 Seiten des maschinegeschriebenen Textes, 2 Tabellen, 2 Zeichnungen, das Literaturverzeichnis aus 15 Quellen und 4 Anlagen. 

DEN LEBENSSTANDARD, DIE QUALITAT DES LEBENS, DEN WOHLSTAND, DIE ARMUT, DIE GELDEINNAHME, DAS NATIONALE PRODUKT, DAS BEDURFNIS. 

    Das Objekt und der Gegenstand der Forschung in der Kursarbeit ist der Lebensstandard der Bevolkerung.
    Das Ziel der Kursarbeit - des Wesens des Lebensstandardes, seiner Kennziffern zu untersuchen, der Faktoren der Zunahme und die Aufspurung der Hauptrichtungen der Erhohung des Niveaus und der Qualitat des Lebens in der Republik Wei?russland.
    In der Arbeit wird die Charakteristik dem Begriff den "Lebensstandard", seiner Kennziffern gegeben, es klaren sich die Faktoren, die zu die Erhohung des Wohlstands der Bevolkerung beitragen, es wird der Begriff « die Qualitaten des Lebens » betrachtet und es wird seine Einschatzung gegeben, es wird die Aufmerksamkeit der Erhohung des Lebensstandardes und den Besonderheiten der Politik des sozialen Schutzes zugeteilt. Der Autor der Arbeit bestatigt, dass das analytische in ihr gebrachte Material richtig und objektiv ist spiegelt den Zustand des untersuchten Prozesses ab, und alle entlehnt literarischen und anderen Quellen werden die theoretischen, methodologischen und methodischen Lagen und die Konzeptionen von den Verbannungenauf ihre Autoren begleitet. 
 
 

                                                                                
                                                                                           _______________________
                    (Die Unterschrift) 

                                                   
ВВЕДЕНИЕ 

        Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.
        Можно сказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни в материалах государственной статистики означает реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения,  и осуществление объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.
    На  сегодняшний день тема «уровень жизни» очень актуальна. Уровень жизни  населения как социально-экономическая  категория представляет собой уровень  и степень удовлетворения потребности  людей в материальных благах, бытовых и культурных  услугах.
       Повышение уровня жизни белорусов является важнейшей программной задачей социальной политики Республики Беларусь. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
       Уровень жизни  –   многогранное явление,  которое зависит   от  множества разнообразных причин, начиная от территории,  где  проживает  население,  то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической  и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел  в  стране.  На уровень жизни  в  той  или  иной  степени  может  влиять  и  демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные  условия,  объем  и  качество потребительских товаров.
     Именно более подробному рассмотрению этих и других факторов  и будет посвящена данная  работа,  целью которой является  изучение   факторов,   определяющих динамику уровня жизни  населения,  анализ  степени  их  влияния   и  роли  в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели мы ставили перед собой  ряд задач:
      1. ознакомление с понятием и показателями уровня и качества жизни;
      2. анализ факторов, влияющих на его динамику;
      3. выявление перспектив повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
        Целью данной работы является раскрытие сущности уровня жизни, его показателей и анализ его проблем и перспектив в Республике Беларусь.
         В данной работе дается характеристика понятию «уровень жизни», его основных показателей, факторов, способствующих повышению уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.. Рассматриваются цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на перспективу.
         Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах Республики Беларусь, различных статьях как белорусских, так и российских авторов, а также учебных пособиях раскрывающих эту тему. 
 
 

     1 УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОСНОВА
     БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЕ 

 1.1  Уровень жизни населения и его составляющие     

    Прежде  чем приступить к анализу и  оценке уровня жизни населения Республики Беларусь, следует ответить на вопрос, что же понимается под уровнем  жизни населения, каково содержание или какие компоненты включаются в это понятие, какими показателями можно измерить уровень жизни населения и т.д. Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы. 
        Наряду с   понятием    «уровень      жизни населения»  рассматриваются   такие     понятия, как «образ жизни людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д. Изучение различных научных оценок категории «уровень жизни» позволило остановиться на следующем определении. Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

       В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие: 
        > натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и культурные);

         > отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг; 
         > характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

         Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека). ХХI век выдвигает новый подход к определению места и роли человека в научно-техническом и социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека — цель, экономический рост — средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества. Если исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления. Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д. [7]
        Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности.                         
        Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путём активного формирования разумных потребностей. Средства формирования потребностей — это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей  
[5, с. 25].

      Для изучения уровня жизни населения и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности их удовлетворения.
        Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного  производства  вообще, и сельскохозяйственного в частности.
        Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на   приобретение   предметов   одежды — процент всего совокупного дохода семьи.
        Потребность в ведении домашнего хозяйства — одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта.
        Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путём развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.
        Потребность в жилье — также одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит, в конечном счете, и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нём принципы социальной справедливости. 
        Потребность в труде — одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда. 
        Потребность в отдыхе — это физиологическая потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.

        Среди интеллектуальных — потребности в образовании и культуре являются важнейшими социальными потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной производительной силы общества — человеческого капитала.
        Потребность в охране и укреплении здоровья в основе своей выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение её служит, в конечном счете, продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье — один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала [7]. 
           В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др. Каждый из названных компонентов имеет собственные показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень жизни населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы — потребление»[11].

        Важную роль для повышения уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.
        Для определения уровня жизни фактическое потребление необходимо сравнивать с социальными нормами и нормативами потребления, определяя, таким образом, степень удовлетворения потребностей. Важная роль среди социальных нормативов принадлежит системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету высокого достатка.
      В зависимости от соотношения фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка [7].
     В Беларуси же оценка уровня жизни осуществляется по трем направлениям.
    1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).
    2. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
    3. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот) [4, с. 101].
      
 

1.2  Качество жизни и его оценка
    В середине 1950-х гг. в мировом обиходе  появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.
       В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.
        Одними из первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности — достоинством, самоуважением, свободой и т.д. Исследованием данной проблемы занимались и советские ученые. Интересен тот факт, что, когда в 1991 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилось, что само это понятие в сознании людей не получило адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалось предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все большее внимание уделяет качественной ее составляющей.
         Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.
         Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой.
         В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.
         Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.
     Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.
     Вместе  с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.
          Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
     * состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
     * качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
    * состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;
     * качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
    * условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
     * качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
    * благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности.
     В рамках международных сопоставлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей: 1) плотность населения (чел. на км2); 2) ВВП в долларах на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности; 3) бедность — процент населения, имеющего доход менее 1 дол. в сутки на человека; 4) уровень детской смертности — число умерших на 1000 родившихся; 5) общая фертильность женщин — число рождений на 1 женщину; 6) доля грамотного населения старше 15 лет (в %); доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами.
     Несмотря на разнообразие показателей, оценивающих качество жизни, следует заметить, что эта категория носит исторический характер и может варьироваться как в разрезе отдельных стран, так и по временным промежуткам. Рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет потребности людей, их предпочтения и представления об окружающем мире, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения качества жизни [4, с. 101] 
 
 

2  ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

      Уровень жизни и денежные доходы населения
 
     В III квартале 2007 г. осуществлялись целенаправленные меры по повышению уровня жизни населения, обеспечению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению уровня малообеспеченности.
    В 2004 г. денежные доходы населения составили 29 537 млрд р. (в 2000 г. - 5577 млрд р.), в том числе оплата труда - 16 461 млрд р. (55,7 %), социальные трансферты - 6178 млрд р. (20,9 %), доходы от собственности - 481 млрд р. (1,6 %), доходы от официально неучтенной предпринимательской деятельности и другие - 6417 млрд р. (21,8 %).
    Анализ  динамики денежных доходов населения  за 1990 - 2004 гг. (таблица 1, А) показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в области снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73,1 % (1990 г.) до 55,7 % (2004 г.) и увеличения доходов от предпринимательства с 8,3 % (1990 г.) и 9,8 % (1995 г.) до 21,8 % (2004 г.).[13, с. 658]
     В анализируемом периоде сохранилась  тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за 8 месяцев 2007 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 24,9%. реальные денежные доходы - на 16,2 % (прогноз на 2007 г. – 7.5-8.5 %). Среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-августе 2007 г. составили 477.0 тыс. руб. и превысили минимальный потребительский бюджет (МПБ) в 1,7, бюджет прожиточного минимума (БПМ) - в 2,6 раза.
     Наибольший  рост доходов населения был обеспечен  за счет повышения размеров социальных трансфертов, а также роста доходов от неучтенной предпринимательской деятельности, доля которых в структуре денежных доходов в январе-августе 2007 г. составила соответственно 20,4 и 18,9 %. Доля оплаты труда в структуре доходов практически не изменилась по сравнению со вторым кварталом нынешнего года и составила в январе-августе 2007 г. 58.8  %. В целях совершенствования структуры доходов населения требуются дальнейшие целенаправленные меры по созданию условий для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения размеров государственных гарантий в области оплаты груда и социального обеспечения.
    Рост  денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума во II квартале 2007 г. снизилась по сравнению с 1 кварталом на 0,7 л.и. и составила 10,4%. В группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городов. В течение анализируемого периода несколько вырос уровень дифференциации доходов населения: во II квартале соотношение располагаемых ресурсов в высшей и низшей квинтильных группах составило 4.6 раза (в 1 квартале 2007 г. - 4,3 раза).
    В январе-сентябре 2007 г. номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников составила 682,5 тыс. руб., в том числе в сентябре 713,4 тыс., в бюджетном секторе - соответственно 601,4 и 603,4 тыс. руб. [рис.1, В]. Рост номинальной заработной платы работников в среднем по республике за 9 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. составил 18,4%, в бюджетном секторе экономики - 14,3%.
    В январе-сентябре 2007 г. в Республике Беларусь темпы роста номинальной начисленной заработной платы в большинстве отраслей экономики соответствовали прогнозным показателям 115.6 -118.8%. Однако так же, как во II квартале 2007 г. сохранилась тенденция отставания от прогнозных показателей темпов роста номинальной начисленной заработной платы в бюджетном секторе. В большинстве отраслей бюджетной сферы номинальная заработная плата в январе-августе оставалась ниже среднереспубликанского уровня: в здравоохранении на 14.6%. в отрасли образования - на 22.5, в  учреждениях культуры на 23.4. искусства на 17.7, социального обеспечения на 34,9 [рис. 2, Г].
    На  предприятиях и в организациях материальною производства в среднем по Республике Беларусь номинальная начисленная заработная плата в январе-сентябре 2007 г. превышала среднереспубликанский уровень, в том числе на предприятиях промышленности на 10.9%, в отраслях связи - на 12.5, транс-порта на 16,9. в отраслях строительства - более чем на 26 %. Ниже среднерес-публиканских значений в январе-сентябре по-прежнему была номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (62% от средней по республике), лесном хозяйстве (93), торговле (83%).
    Межрегиональная дифференциация в оплате  труда  осталась практически на том же уровне, что и в соответствующем периоде предыдущего года, и составила 1,5 раза. Самая низкая номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за январь-сентябрь 2007 г. отмечена в Брестской области (601,7 тыс. руб.), самая высокая — в Минске (883.9 тыс. руб.).
    Покупательная способность номинальной начисленной  заработной платы в сентябре 2007 г. не изменилась по сравнению с июнем 2007 г. и составила в среднем по республике около 2.5 набора товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет.
    Реальная  заработная плата в среднем по Республике Беларусь за девять месяцев 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 10% (прогноз на 2007 г. по отношению к 2006 г. - 109%).
    На  динамику заработной платы существенное влияние оказал ряд факторов. В частности, с начала года ни разу не были пересмотрены размеры минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, произошло отставание уровня минимальной заработной платы от бюджета прожиточного минимума - в сентябре 2007 г. их соотношение составило 97%. Некоторое замедление темпов роста реальной заработной платы в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущими обусловлено стремлением привести ее рост в соответствие с результативностью и эффективностью труда, выражающихся в росте его производительности (темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 110,2%, темп роста производительности труда - 107.9%, коэффициент их соотношения - 1,02).
    Для выхода на прогнозируемые параметры  роста заработной платы в 2007 г. намечается ряд мер по совершенствованию  тарифной системы, и в первую очередь - увеличение в IV квартале размера тарифной ставки первого разряда. Прогнозируемый уровень номинальной заработной платы в среднем по экономике составит (по оценке) на конец 2007 г. 346.3 долл. США, в бюджетной сфере - 302,3 долл. США.
    Показатели  пенсионного обеспечения в январе-сентябре 2007 г. соответ-ствовали намеченным параметрам годового прогноза.
    В сентябре произведен перерасчет трудовых пенсий с увеличением их размера  в среднем на 7.5%. Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 17.3% (по прогнозу - 15.3 - 18.5%) и составил 295.2 тыс. руб. Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составил 316 тыс. руб., ее реальное содержание в январе-сентябре возросло, по оценке, на 8.8% (по прогнозу 7.8 – 8.7%).
    Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту в январе-сентябре 2007 г. увеличился на 1 3.3% (по прогнозу - 8.6 - 9.3%) и составил 1 68,6 тыс. руб. в том числе в сентябре 179.2 тыс. руб. Соотношение среднемесячного минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в январе-сентябре составило 108.4% (по прогнозу - 105%).  в том числе в сентябре-  10.5%.
    На  дальнейшее совершенствование пенсионной системы направлены раз-рабатываемые правовые нормы. Подготовлен законопроект «О профессиональном пенсионном страховании», основная цель которого - освобождение Фонда социальной защиты населения от нагрузки по выплате досрочных пенсий и формирование специальной профессиональной пенсионной системы для занятых на работах с вредными условиями труда. В настоящее время в Беларуси в таких условиях трудятся около 520 тыс. чел, а на выплату досрочных пенсий ежегодно направляется около 300 млрд. руб. Вступление в силу данного законопроекта позволит финансировать выплачу досрочных пенсий за счет средств, перечисляемых нанимателем на каждого работающего во вредных условиях.
    На  усиление социальной защищенности граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации, удовлетворение спроса на социальные услуги, предоставляемые для них учреждениями социального обслуживания, направлена Программа развития и оптимизации сечи учреждений социального обслуживания до 2010 г., проект которой одобрен Советом Министров Республики Беларусь в сентябре 2007 г. Выделенные на финансирование Программы средства к размере 213,5 млрд. руб. пойдут на укрепление материально-технической базы и качественное совершенствование сети стационарных учреждений социального обслуживания, создание свыше двух тысяч дополни тельных мест для нуждающихся, обеспечение эффективного функционирования и развития внутренней структуры нестационарных учреждений [8].
    Денежные  расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, сальдо покупки-продажи иностранной валюты.
    В 2004 г. денежные расходы и сбережения населения составили 29 330 млрд. р., в том числе покупка товаров и оплата услуг - 24 448 млрд. р. (83,4 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов - 3673 млрд. р. (12,5 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы - 1209 млрд. р. (4,1 %). По данным табл. 2.1.2 приложения 3, в структуре расходов населения в 1995-2004 гг. резких изменений не произошло.[13, с. 658]
    Более существенные изменения в период 1995-2004 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2004 г. — лишь около 44 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 1,9 % (2004 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1995 г.) до 29,7 % (2004 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг - с 11,6 до 21,7 %.
    Определенные  изменения происходят и в потреблении  основных продуктов питания в натуральном выражении (в расчете на душу населения): мяса и мясных продуктов (2000 г. - 50  кг, 2004 г - 57 кг), молока и молочных продуктов (2000 г. - 316 кг, 2004 г. - 283 кг), яиц (2000 г. - 192 шт., 2004 г. - 188 шт.), хлебных продуктов (2000 г. - 117 кг, 2004 г. - 106 кг). Возросло потребление овощей (2000 г. - 83 кг, 2004 г.- 86 кг), плодов и ягод (2000 г. - 36 кг2004 г.- 43 кг), рыбы и рыбопродуктов (2000 г. - 13 кг, 2004 г. - 16 кг), растительного масла (2000 г. - 10 кг, 2004 г. – 11 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (100 кг и 26 кг соответственно).[13, с. 659]
    В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60-70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %. 
 

2.2 Социальная составляющая уровня и качества жизни
     Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений,  а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек и составляет на 01.01.2004 г. 9849,1 тыс. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990—2002 гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы — более чем в 1,5 раза, психических расстройств — почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения, таким образом, является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности — производство, образование, культуру, — а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения как государства, так и отдельного человека [4, с. 109].
      В 1998 г. в Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в расчете на душу населения составила в 2004 г. 4,9 %. Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здоровья населения. Непременным условием решения этой задачи является переориентация отечественной системы здравоохранения на принципы медицинского страхования, что позволит устранить диспропорции в распределении ресурсов (по видам медицинской помощи, по территории, в разрезе города и села) и преодолеть затратный принцип функционирования.
     Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98 % занятого населения. По данным переписи населения 1999 г., 37,7 % мужчин и 41,7 % женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2004 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38 % школьников (в старших классах — каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 1994—2004 гг. увеличилось на 120 %. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала [4, 111].
      Вместе с тем переход ведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшего совершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование — общеобразовательная школа — вуз.
      С 2002/03 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который планируется завершить к 2008 г. К 2010 г. завершится переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008—2010 гг. переходу европейской высшей школы к четырехлетнему высшему образованию, осуществляемому на базе 12—13-летней школы. Предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего  7 %  ВВП вместо 10 % по закону об образовании.
     Уровень и качество жизни населения обусловлены степенью удовлетворения потребностей в сфере культуры.
      Анализ данной составляющей показывает, что, несмотря на некоторое снижение интереса к культурной жизни в середине 90-х гг. XX в., у населения страны он в целом сохранился. Представление о культурных интересах белорусов дают ответы жителей столицы Беларуси на вопрос о том, какие из форм культурной деятельности вызывают у них интерес. Количество профессиональных театров возросло на треть, отчетливо проявляется тенденция к заполняемости театральных залов. Вместе с тем стоит отметить, что возможности удовлетворения такого рода потребностей значительно ниже у жителей сел и небольших городов — как по причинам удаленности от центров театрального искусства, так и в силу недостаточности финансовых ресурсов театров, ограничивающей их гастрольную деятельность.
     Качество жизни, культурный потенциал определяются во многом работой библиотек. На современном этапе меняются традиционные библиотечные технологии, внедряются инновационные формы обслуживания читателей: 70 % публичных библиотек работают в автоматизированном режиме, создаются общедоступные Интернет-классы.
     Исследования ученых показывают, что роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте — рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем — образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры [4, 113].
3.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.